Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АРБИТРАЖ / ПЛАН / ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаев Б.Б.

Статья посвящена актуальности проведения аудита на современных хозяйствующих субъектах, который способствует прозрачности работы бизнеса в Российских условиях.The article is devoted to the relevance of audit in modern business entities, which contributes to the transparency of business in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ»

3. Пронина Н.Н., Оганезова Д.И., Усенкова О.В. Реальность импортозамещения в России // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015, С.58-62.

4. Приказ №96 от 01.04.2015 Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения». [Электронный ресурс]. -URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4548/.

УДК 338.984

Бадмаев Б.Б. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Статья посвящена актуальности проведения аудита на современных хозяйствующих субъектах, который способствует прозрачности работы бизнеса в Российских условиях.

Ключевые слова: аудит, арбитраж, план, проверка.

The article is devoted to the relevance of audit in modern business entities, which contributes to the transparency of business in Russia.

Keywords: audit, arbitration, layout, verification.

В статье рассматриваются основные подходы к планированию аудита, которое заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели - подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.

При планировании аудита, целесообразно выделить следующие основные этапы: предварительное планирование; подготовка и составление общего плана; подготовка и составление программы. Заметим, что ни Международный стандарт аудиторской деятельности МСА 300 "Планирование" (далее - МСА 300), ни Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 "Планирование аудита" (далее - ПСАД № 3) не содержат указаний относительно предварительного планирования. Однако на практике этот этап, как правило, применяется.

После официального обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг (письмо-предложение) аудиторская организация составляет и направляет клиенту письмо о проведении аудита.

Получив письменное согласие субъекта на проведение аудита, следует приступить к определению аудируемости бухгалтерской отчетности. На этапе предварительного планирования происходит знакомство потенциальных партнеров и обмен информацией, что позволяет каждой из

сторон принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества.

Серьезность последствий решений, принимаемых по завершении этого этапа, требует изучения большого объема информации. Для получения такой информации аудитор должен иметь доступ ко многим источникам информации.

На практике экономические субъекты иногда возражают против предоставления информации, пока не будет заключен договор оказания аудиторских услуг. При этом, если аудитор заинтересован в клиенте, не следует отказываться от проведения проверки, но необходимо отметить данный факт в договоре, а также письменно оговорить возможность пересмотра по этой причине плана проверки отдельных, ранее составленных соглашений и принятых условий и обязательств.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с клиентом. На решение по этому вопросу влияет ряд факторов. Во-первых, аудиторская организация должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита. Во-вторых, аудитор должен оценить такие субъективные факторы, как репутация клиента, легальность его деятельности, наличие судебных процессов и конфликтных ситуаций, платежеспособность. В-третьих, аудитор должен оценить потребность в человеческих ресурсах, необходимых для выполнения проверки. Соглашаясь на проведение аудиторской проверки, аудиторская организация должна быть уверена в том, что она сможет качественно его провести.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:

- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

- общий уровень компетентности руководства;

- организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

- разработать тесты средств контроля и процедур проверки по существу;

- оценить риск и существенность, в том числе ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

- установить уровни существенности для аудита;

- определить, возможны ли существенные искажения или мошеннические действия;

- выявить сложные области бухгалтерского учета, в том числе те, в которых результат зависит от субъективного суждения бухгалтера;

- учесть существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

- определить количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудиторским лицом.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать: бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

Аудитор должен пересматривать общий план аудита по мере необходимости. Пересмотр может быть осуществлен, например, в следующих ситуациях:

- при выявлении аудитором значительного объема договоров о совместной деятельности (если проверка по данному направлению не была запланирована);

- в результате применения аналитической процедуры выявлено неверное отражение фактов хозяйственной деятельности (например, арифметический расчет входного сальдо по бухгалтерскому балансу на начало отчетного периода не подтвержден регистрами бухгалтерского учета по статье "Прочие активы"). В этом случае аудитор имеет право включить в план проверку данного направления по предыдущему отчетному периоду за дополнительную плату.

Процесс планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана аудита, и которую руководители аудиторской группы используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в процессе аудита по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.

В разделе "Планирование работы" МСА 300 указано, что объем планирования аудита в основном зависит от размеров экономического субъекта, сложности аудиторской проверки, уровня квалификации лиц, принимающих участие в аудите. Важной частью планирования является приобретение информации о бизнесе клиента, способствующей выявлению событий и операций, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

Российским аналогом МСА 300 является ПСАД № 3, которым устанавливаются единые требования к планированию аудита финансовой

(бухгалтерской) отчетности и который применяется прежде всего к проверкам, проводимым аудитором не в первый раз в отношении данного аудируемого лица. Для проведения первой аудиторской проверки аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в Стандарте.

Использованные источники:

1. Адаме, Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Я. В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006; - 376 с.

2. Аудит: Учебник / Под ред. М.В. Мельник. - М.: Экономистъ, 2007.

3. Бородуля, Е.Б. Формирование системы показателей для оценки экономической деятельности предприятий в современных условиях / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2014. - №1. - с. 25-30.

4. Бородуля, Е.Б. Проблема оценки эффективности экономической деятельности предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2014. -№2. -С. 43-49.

5. Жирнов, А.В. Совершенствование планирования деятельности районных агропромышленных объединений (на материалах Пензенской области): дис.... канд. экономич. наук. - Москва. 2006 - 193 с.

6. Лапшина, Г.В. Анализ состояния и развития материально-технической базы организаций АПК Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. - 2012. - №1. - С. 21-23.

7. Личко, К.П., Проектирование экономических стратегий на муниципальном уровне [Текст] / К.П. Личко, М.А. Романюк // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. - 2010. - № 6. - С. 55-66.

8. Подольский, В.И. Аудит: Учебник для вузов. / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин. Под ред. проф. Подольского В.И. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008; - 349.

9. Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Чупахина, А.В. Жирнов. -Ульяновск: УГСХА, 2009. -297 с.

УДК 316.3/4

Балан К.А. магистрант 2 курса Факультет Социологии Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЁЖИ Аннотация: в статье автор рассматривает качества, которые необходимы профессиональному политику с точки зрения субъектов управления (представителей государственной власти) и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.