Научная статья на тему 'ПЛАНЕТАРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ'

ПЛАНЕТАРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СУБЕКТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПЛАНЕТАРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ЦЕЛОСТНЫЙ МИРОПОРЯДОК / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / SUBJECTS / SOCIO-HISTORICAL SUBJECTIVITY / PLANETARIZATION / SOCIALITY / HOLISTIC WORLD ORDER / WESTERNIZATION / COLONIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучуков М.М.

Человечество в настоящее время находится в состоянии качественных и небывалых изменении. В конце прошлого века произошел распад сложившейся после второй мировой войны системы международных отношений, появились новые страны, сформировались интеграционные образования. Финансовые и экономически кризисы стали всемирными, охватывая все планетарное сообщество и изменяя жизнь народов и цивилизаций. Явным и видимым признаком времени стало убыстрение хода социальных процессов, истории. Развитие науки и техники изменили жизнь, как отдельного человека, так и социальность, культуру. Основной проблемой общественных наук стало объяснение смысла происходящих трансформаций, форм изменения сегодняшнего мира. Актуальным является возможный прогноз развития обозначенных трендов общественного развития. Происходящие трансформации в современном обществознании рассматриваются на основе понятия «глобализация». В статье дан содержательный анализ смысла и значения глобализации, основных направлений и особенностей её развития. Получен вывод о большом разбросе в понимании и интерпретации феномена глобализации, который свидетельствует о существовании «разных» глобализации, с признаками неразрешимости проблемы её концептуализации на сущностном уровне. В статье обосновывается тезис о планетаризации социально-исторической субъектности как ключевом звене происходящих трансформаций. Формирование планетарной социально-исторической субъектности рассматривается как процесс изменения существующих форм и способов ценностно-смысловой самоорганизации, осуществления социально значимых целей, способности к самоопределению к самоосуществлению и самоутверждению. В результате изменения субъектных свойств происходит рост рациональности в социальной жизни, развитие организационных технологий, увеличение масштабов решаемых проблем и целей, изменение форм коллективности и численности социумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANETARIZATION OF SOCIO-HISTORICAL SUBJECTIVITY

Humanity is currently in the state of unprecedented and qualitative changes. At the end of the last century there was a collapse of situation formed after the Second World War system of international relations, new countries were appeared, formed the integration of education. The financial and economic crisis became global, encompassing the entire global community and changing the lives of peoples and civilizations. A clear and visible sign was a faster speed of social processes and history. The development of science and technology changed the life of the individual and sociality and culture. The main problem of Social sciences is the explanation of the meaning of transformations, shape changes of today's world. Relevancy is the possible forecast of development of the outlined trends of social development. The ongoing transformation of modern science is considered on the basis of the concept of «globalization». The article presents a substantive analysis of the meaning and significance of globalization, the main directions and peculiarities of its development. The resulting conclusion is a wide variation in understanding and interpretation of the phenomenon of globalization, which indicates the existence of «different» globalization, with signs of insolubility of problems of its conceptualization on the essential level. The article substantiates the thesis of planetarization of socio-historical subjectivity as a key link in the ongoing transformations. The formation of planetary socio-historical subjectivity is seen as a process of changing existing forms and ways of value-semantic self-organization, the implementation of socially significant goals, ability for self-determination to self-realization and self-assertion. As a result of changes of the subject properties is the growth of rationality in social life, the development of organizational technologies, the increasing scale of problems to be solved and goals, changing forms of collectivity and in the number of societies.

Текст научной работы на тему «ПЛАНЕТАРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ»

УДК 316.421

Кучуков М. М. Kuchukov M. M.

ПЛАНЕТАРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ PLANETARIZATION OF SOCIO-HISTORICAL SUBJECTIVITY

Человечество в настоящее время находится в состоянии качественных и небывалых изменении. В конце прошлого века произошел распад сложившейся после второй мировой войны системы международных отношений, появились новые страны, сформировались интеграционные образования. Финансовые и экономически кризисы стали всемирными, охватывая все планетарное сообщество и изменяя жизнь народов и цивилизаций. Явным и видимым признаком времени стало убыстрение хода социальных процессов, истории. Развитие науки и техники изменили жизнь, как отдельного человека, так и социальность, культуру. Основной проблемой общественных наук стало объяснение смысла происходящих трансформаций, форм изменения сегодняшнего мира. Актуальным является возможный прогноз развития обозначенных трендов общественного развития.

Происходящие трансформации в современном обществознании рассматриваются на основе понятия «глобализация». В статье дан содержательный анализ смысла и значения глобализации, основных направлений и особенностей её развития. Получен вывод о большом разбросе в понимании и интерпретации феномена глобализации, который свидетельствует о существовании «разных» глобализации, с признаками неразрешимости проблемы её концептуализации на сущностном уровне. В статье обосновывается тезис о планетаризации социально-исторической субъектности как ключевом звене происходящих трансформаций.

Формирование планетарной социально-исторической субъектности рассматривается как процесс изменения существующих форм и способов ценностно-смысловой самоорганизации, осуществления социально значимых целей, способности к самоопределению к самоосуществлению и самоутверждению. В результате изменения субъектных свойств происходит рост рациональности в социальной жизни, развитие организационных технологий, увеличение масштабов решаемых проблем и целей, изменение форм коллективности и численности социумов.

Humanity is currently in the state of unprecedented and qualitative changes. At the end of the last century there was a collapse of situation formed after the Second World War system of international relations, new countries were appeared, formed the integration of education. The financial and economic crisis became global, encompassing the entire global community and changing the lives of peoples and civilizations. A clear and visible sign was a faster speed of social processes and history. The development of science and technology changed the life of the individual and sociality and culture. The main problem of Social sciences is the explanation of the meaning of transformations, shape changes of today's world. Relevancy is the possible forecast of development of the outlined trends of social development. The ongoing transformation of modern science is considered on the basis of the concept of «globalization». The article presents a substantive analysis of the meaning and significance of globalization, the main directions and peculiarities of its development. The resulting conclusion is a wide variation in understanding and interpretation of the phenomenon of globalization, which indicates the existence of «different» globalization, with signs of insolubility of problems of its conceptualization on the essential level. The article substantiates the thesis of planetarization of socio-historical subjectivity as a key link in the ongoing transformations. The formation ofplanetary socio-historical subjectivity is seen as a process of changing existing forms and ways of value-semantic self-organization, the implementation of socially significant goals, ability for self-determination to self-realization and self-assertion. As a result of changes of the subject properties is the growth of rationality in social life, the development of organizational technologies, the increasing scale of problems to be solved and goals, changing forms of collectivity and in the number of societies.

Ключевые слова: глобализация, субектность, социально-историческая субъектность, планета-ризация, социальность, целостный миропорядок, вестернизация, колонизация.

Key words: globalization, subjects, socio-historical subjectivity, planetarization, sociality, holistic world order, westernization, colonization.

Кучуков Магомед Мусаевич -

доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 707 75 84

Kuchukov Magomed Musaevich -

Doctor of Philosophy, Professor of the department of history and philosophy, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 707 75 84

В истории человечества последние три десятилетия стали временем трансформаций затрагивающих жизнь и отдельного человека и мирового сообщества в целом. Изменяется структура и институтциональные основы существования общества, ценностный мир, определяющий понимание смысла жизни человеком. Актуальной является проблема познания социального содержания происходящих процессов.

Объектом исследования являются процессы изменения микросистемных связей и отношений, формирования нового контура существования человечества. Предметом исследовательского интереса являются вопросы сущности и существования социально-исторической субъектности, особенности проявления феномена в современности.

Основной тезис работы: основным и ключевым звеном происходящих миросистемных трансформации является процесс планетари-зации социально-исторической субъектности.

Объектом осознанного и конкретного исследовательского интереса процессы качественного переустройства мировой системы социального бытия, стали в конце ХХ века. Основой анализа этих процессов стала понятие «глобализация». Определение смысла и характеристик глобализации, выявление проблем и последствий, форм и этапов осуществления, интерпретация многих иных возможных вопросов стало основой понимания феномена

На рубеже веков термин «глобализация» по степени используемости и ссылок успешно заменил в обществоведческих дискурсах такие оппонирующие друг другу понятия как «социализм» и «капитализм». Как отмечает

Энтони Гидденс, до начала 90-х гг. «... этот термин практически не употреблялся ни в научной литературе, ни в повседневной речи. Он появился из ни-откуда, но присутствует почти везде» [4]. Глобализация стала интерпретироваться феноменом, объясняющим значимые и обнаруживаемые феномены и процессы, происходящие в тех или иных сообществах и сферах общественной жизни. Возник лавинообразный поток литературы в рамках исследовательских парадигм различных дисциплин. Но при таком обилии издаваемых работ явно выступает отсутствие общепринятого понимания её глубинного содержания. Во многих исследованиях отмечается «неопределенность смысла, истоков, начала процесса глобализации» и одной из основных причин этого является недостаточность «концептуальной осмысленности».

Полемика о глобализации в большинстве случаев носит абстрактный, спекулятивный характер, имеющий относительное отношение к существующей глобальной социальной реальности. Парадоксальным является сосуществование концепции с противоположными интерпретациями социального содержания глобализации.

В начальный период возникновения теорий глобализации утверждалось наступление новой эры, светлого будущего, которое человечество ожидало в своей долгой истории. Образ глобализации успешно заместил популярные в прошлом утопические видения будущего (религиозные, просвещенческие, коммунистические, националистические и др.). При всём разнообразии создаваемых концепций, единым было утверждение, что это завершающая фаза перехода от локального состояния к целостному, на основе плане-

тарной интеграции, единения стран, этносов, культур и жизненных ценностей. При относительно одинаковой позиции в определении основных доминант процесса глобализации в этих концепциях имеются особенности в определении её начала, причин и факторов, вызвавших появление феномена, форм и способов реализации. Приоритетными для идеологов и политиков современного Запада стали эти концепции глобализации, основанные на идее всемирно-исторической победы капитализма. Обосновывается тезис о формировании новой мировой системы на основе ценностей западной цивилизации, с лидирующей ролью США. «Только Америка имеет моральное право, а также материальную основу - писала Маргарет Тэтчер - позволяющее занимать место мирового лидера... Нравится вам это или нет, но в «холодной войне» победу одержал Запад. Только Америка имеет все необходимое, чтобы возглавлять в соответствии со своим историческим и философским предназначением дело борьбы за свободу, и я это приветствую» [7].

Для отечественных теоретиков глобализации более всего характерны оценки глобализации как способа вестернизации и американизации мира, попыток реализации проекта «золотого миллиарда». Утверждается: «.глобализация разрушает единство и многообразие мировой истории. Она унифицирует, стандартизирует и примитивизирует социальный мир. Глобализация не есть объективный процесс, она искусственно и порою насильственно насаждается США и их союзниками с целью защиты своих национальных и геополитических интересов» [5]. Рамсей Кларк, бывший министр юстиции США и общественный деятель писал о том же: «Как Соединенным Штатам, которым принадлежат 75% средств в МВФ и ВТО, еще назвать экономическую атаку на чужие земли и на народы, которые еще не успели перекопать и искорежить эти свои земли, богатые природными ресурсами? Старый термин «колонизация» может не понравиться, особенно тем народам, которые уже неоднократно «глобализировались» в целях совершенствования цивилизации. Глобализация - это эфемизм, и не более того» [8].

Самостоятельное место занимают работы, утверждающие надуманный, искусственный характер проблемы. На Западе эту позицию

выразил З. Бауман, указывая что «.перед человечеством стоит задача нахождения единства в разнообразии. Подобные попытки предпринимались уже неоднократно, но их сильной стороной всегда оказывалось скорее провозглашение намерений, чем надежные механизмы осуществления этих призывов. В прошлом и вплоть до наших дней либо единство, либо разнообразие должны были уступать дорогу друг другу. И нет никакой гарантии, что история не повторится и на этот раз» [2]. Глобализация может остаться феноменом интеллектуальных упражнений, присущих началу очередного века в истории западной цивилизации.

Распространенными стали представления и идеи, оценивающие глобализацию как процесс деградации, разрушающие сложившуюся человеческую социальность и культуру. Эта позиция еще в конце 80-х годов была высказана Ж. Атали, который писал: «В грядущем новом мировом порядке будут побежденные и победители. Число побежденных, конечно, превысит число победителей. Они будут стремиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скорее всего, такого шанса не предоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отравленной атмосферы, а на них никто не станет обращать внимания из-за простого безразличия. Все ужасы XX столетия поблекнут по сравнению с такой картиной» [1].

Такой разброс в понимании и интерпретации рассматриваемого феномена свидетельствует о существовании «разных» глобализации, с признаками неразрешимости проблемы её концептуализации на сущностном уровне. Их, в основном, объединяет термин «глобализация», а итоговый результат, это или формирование целостного мирового сообщества с унификацией жизнедеятельности всех существующих сообществ или же отрицание такого финала.

Этимологию термина «глобализация выводят и от английского слова <^1оЬе»-земной шар и от французского «^оЬаЬ-всемирный. И в том и другом случае, как правило, идет речь о процессах, происходящих в планетарном, всемирном масштабе. У теоретиков глобализации её смысл видится в преодолении локальности в существовании человечества, интеграции сосуществующих, находящихся в течение веков и тысячелетий в состоянии

конкуренции и борьбы, многочисленных войн, локальных социальных образований и создания планетарного социума с единообразием форм жизнедеятельности. Всемирная история складывается из двух типов жизнедеятельности различающихся по основным параметрам образа жизни: а) это период мирного сосуществования, когда идет процесс созидания, роста народонаселения, создания материальных и духовных ценностей; б) войн, разрушающих налаженный образ жизни, уничтожающих созданные материальные и духовные ценности и массы людей и более всего молодое мужское население. Войны, по существу, в остатке имели и процессы интеграции, объединения территорий и этносов, государств и цивилизаций. До последнего века любая трансформация с изменением границ общности, состава и численности населения, социально-государственных параметров существования происходила в результате противостояний и войн. Можно утверждать, что глобализация рождается вместе с обществом, являясь одной из граней общественной жизни социальной эволюции. В то же время глобализация, как понимается в подавляющем большинстве работ, является результатом развития технологии производства, культуры, связей и отношений, изменения средств и методов коммуникаций. Войны играют в этом процессе и самостоятельную роль и одновременно они закрепляют результаты эволюционного социального развития, закрепляя и оформляя новые формы социальных образований, реализуя институциональные изменения.

Существенным является то, что такие трансформации и в прошлом и в настоящее время невозможны без наличия социальной субъектной, т. е. должна быть целенаправленная деятельность, результатом которой и будут процессы интеграции, формирования однотипного образа жизни. Так, глобализацию рубежа ХХ-ХХ1 невозможно представить без изменения принципов функционирования социальной жизни, политической организации общества, без институциональных нововведений, способных обеспечить жизнедеятельность глобального социума. Все эти многочисленные «революции» должны иметь своих «революционеров» будь то партии, социальные группы, элита отдельных цивилизации и стран или же сами цивилизационные и государственные общности.

В прошлом веке глобализация существовала в иных формах как необходимый тренд в развитии социума, и у процессов суперинтеграции были свои герои и социальные образования, осуществляющие субъектную деятельность, результатом которой было укрупнение социальных общностей. Одновременно с этим в каждой эпохе были свои модели, формы и способы реализации процессов, имеющих своим результатом интеграционные явления. Неизбежной предпосылкой подобных интеграционных трансформаций должно быть существование идеального феномена, духовного формирования, где содержится и идея картины и образа объединительного процесса.

Дискуссии по вопросам глобализации происходят, в основном, в рамках политологического, правового, культурологического социологического и социально-философского дискурса. Сложившаяся практика анализа процессов глобализации, как правило, обходится без обращения к факторам и формам субъектности, социальной целенаправленной деятельности. Глобализация, как правило, представлена в форме безликих процессов экономического, политического и культурного свойства, её представляют как объективный, необходимый и неизбежный процесс. Такой подход правомерен. История человечества - это и прошлое социальных образований различного формата и судеб, от родовых общин и этносов, стран и цивилизаций, империй и до современных миросистем. Одновременно это и рост народонаселения, история развития форм и способов производственной деятельности, духовного производства культуры. В то же время интеграция социальная не может быть без конкретного социального субъекта как носителя целенаправленной деятельности, источника активности. Понятие интеграция понимается как объединение в целое, каких-либо частей или элементов. Под глобализацией необходимо так же понимать объединение определенного формата, т. е. способ построения всемирного социума. При всем разнообразии высказываемых суждений отсутствует понимание основы происходящих процессов. Снятие сложившейся проблемно-сти в понимании смысла происходящих процессов на уровне существования человечества возможно на основе конкретизации и ограничения предмета исследования, адекватного

определения его границ, локализации во времени и пространстве, в процессах социальных трансформаций. Необходимо путем выделения смыслового содержания исследуемых явлений определить центральное звено миро-системных процессов, принадлежащих последним десятилетиям современности. Эта процедура возможна путем введения в исследовательское поле категорий «планетарная социально-историческая субъектность».

В концепциях глобализации, её сущность, при всех возможных вариантах интерпретации, определяется в терминах роста взаимосвязанности и взаимозависимости, становления глобальной целостности и других подобных суждениях. Но эти процессы, как справедливо отмечают теоретики глобализации, проявлялись, начиная от эпохи дикости и варварства. Специфичность и особенность этих процессов на рубеже последних веков проявляется в том, что идут процессы формирования планетарной социально-исторической субъектности.

В социальной философии понятие «субъект» используется для определения носителя целесообразной деятельности, в результате которой изменяется окружающая действительность и вместе с тем и сам человек. При этом акцентируется внимание на таких свойствах субъекта как: ценностно-смысловая самоорганизация, осуществление социально значимых целей, способность к самоопределению, самоосуществлению и самоутверждению и др. Субъектность существует и как характеристика личностных качеств человека и как свойство, присущее разным формам человеческой коллективности (семья, этнос, государство, цивилизация, социальные группы, институты). В субъектных свойствах и деятельности происходит рост рациональности в социальной жизни, развитие организационных технологий, увеличение масштабов решаемых проблем и целей, изменение форм коллективности и численности социумов. Существование и развитие социальности на уровне бытия человечества определяется деятельностью социально-исторических субъектов. В качестве таковых существуют конкретные отдельные общества или же социальные организмы. В деятельности многих социально-исторических субъектов и существует человечество по настоящее время. В роли таковых образований существовали и су-

ществуют племена и племенные союзы, страны и народы, государства, империи и цивилизации. До конца ХХ века человечество представляло собой совокупность сосуществующих и взаимодействующих социально-исторических субъектов. Суть и основной смысл происходящих трансформаций, начиная с конца ХХ века, это явления и процессы, свидетельствующие о становлении человечества в качестве социально-исторического субъекта. При этом невозможно предсказать длительность этих процессов, в какой форме в конечном итоге это реализуется и возможна ли такая трансформация. В то же время появившиеся, новации в организации социальной жизни на планетарном уровне позволяют определить их как процесс планетаризации социально-исторической субъектности. Введение в теоретический дискурс вместо понятия «глобализация» термина «планетаризация» представляется оправданным. Впервые, как термин, характеризующий «массовое сплочение Человечества», его использовал Тейяр де Шарден П., но использовал в форме «плане-тизация» [9]. Термин планетаризация с необходимостью вводиться при исследовании тех или иных конкретных аспектов жизнедеятельности человечества. Так, Гринченко С.Н. при анализе процессов демографической динамики человечества пришел к выводу о необходимости смены терминов «глобальный» и «глобализация» на «планетарный» и «планетаризация» [6]. Военный эксперт, генерал А. Владимиров, анализируя происходящие в современном мире процессы, пишет: «современный мир все более погружается в «эпоху перемен», то есть входит в период поиска и оформления своего нового состояния, связанного с изменением доминирующего способа производства, перераспределением глобальных ролей, статусов и ресурсов, а так же с новым высоким уровнем планетарных коммуникаций и взаимозависимости» [3].

Принятие тезиса о том, что стержневым элементом современных миросистемных трансформации является процесс планетари-зации социально-исторической субъектности позволит обратиться к исследованию явлении, характеризующих возникновение механизмов субъектной самоорганизации и самодеятельного существования человечества. Анализ происходящего в мире под этим углом зрения позволит дать качественную ха-

рактеристику трансформирующегося человечества. Человечество в начале третьего тысячелетия, переживая период хаотизации миропорядка, изменения выработанных способов и механизмов существования, столкнулось с многочисленными и многофакторными трансформациями во всех сферах жизнедеятельности. Происходит слом социальных и политических структур, обеспечивающих организацию и воспроизводство социума в течение тысячелетий. Эти процессы происходят

Литература

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: «Международные отношения», 1993. http://mexalib.com/download/315025/ (дата обращения 26.01.2017)

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

3. Владимиров А. Национальная безопасность Российской Федерации // Теория войны. История вопроса. http://www.studmed.ru/ docs/document26067?view=2/ (дата обращения 14.01.2017)

4. Гидденс Энтони. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. 120 с.

5. Гобозов И.А. Государство и национальная идентичность: Глобализация или интернационализация? М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 200 с.

6. Гринченко С.Н. Демографическая динамика как проявление социально-технологической метаэволюции человечества. Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ». http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/ 146.pdf (дата обращения 14.01.2017)

7. Маргарет Тэтчер. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. http://e-libra.ru/read/255386-iskusstvo-upravleniya-gosudarstvom..html (дата обращения 27.01.2017)

8. Рамсей Кларк: «Уважать законы правосудия» / интервью 2002 года «Независимая газета» 05.03.2002. /http://www.ng.ru/ideas/ 2002-01-26/11_klark.html (дата обращения 26.01.2017)

9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.

и на основе изменений в самом человеке, вынужденного жить в мире новых смыслов и значений. Современное время характеризуется сменой ценностей и ориентаций человека, перестройкой ментальности и жизненных целей. Систематизация и понимание происходящих процессов возможны на основе их центрирования через призму становления планетарной социально-исторической субъ-ектности.

References

1. Attali Zh. Na poroge novogo tysyachele-tiya. M.: «Mezhdunapodnye otnosheniya», 1993. http://mexalib.com/download/315025/ (data ob-rashcheniya 26.01.2017)

2. Bauman Z. Individualizirovannoe ob-schestvo. M.: Logos, 2002. 390 s.

3. Vladimirov A. Natsionalnaya bezopasnost Rossijskoj Federatsii // Teoriya vojny. Istoriya voprosa. http://www.studmed.ru/docs/document 26067?view=2/ (data obrashcheniya 14.01.2017)

4. Giddens Entoni. Uskolzayuschij mir: kak globalizaciya menyaet nashu zhizn. M.: Izd-vo «Ves Mir», 2004. 120 s.

5. Gobozov I.A. Gosudarstvo i nacionalnaya identichnost: Globalizaciya ili internacionaliza-ciya? M.: LIBROKOM, 2013. 200 s.

6. Grinchenko S. N. Demograficheskaya di-namika kak proyavlenie socialno-tehnologi-cheskoj metaevolyucii chelovechestva. Elektron-nyj zhurnal «ISSLEDOVANO V ROSSII». http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/146.pdf (data obrashcheniya 14.01.2017)

7. Margaret Tehtcher. Iskusstvo upravleniya gosudarstvom. Strategii dlya menyayuschegosya mira. http://e-libra.ru/read/255386-iskusstvo-upravleniya-gosudarstvom..html. (data obrashcheniya 27.01.2017)

8. Ramsej Klark: «Uvazhat zakony pravosu-diya» / interv'yu 2002 goda «Nezavisimaya gazeta» 05.03.2002. /http://www.ng.ru/ideas/2002-01-26/11_klark.html. (data obrashcheniya 26.01.2017)

9. Tejyar de Sharden P. Fenomen cheloveka. M.: Nauka, 1987. 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.