Научная статья на тему 'План строительства системы социального кредита как дорожная карта реформы социального управления в Китае в 2010-х гг'

План строительства системы социального кредита как дорожная карта реформы социального управления в Китае в 2010-х гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА / ДИРЕКТИВНЫЙ ПЛАН / CHINA / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL CREDIT SYSTEM / POLICY PLAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Д.И.

Характеризуется директивный документ, определивший основные направления и принципы создания в Китае системы социального кредита. Показано, что план реформ и проводимые преобразования соответствуют китайским бюрократическим традициям принуждения и патернализма и связаны с использованием такого социального регулятора, формирующего соответствующие поведенческие стимулы, как репутация. Делается вывод, что новая модель социального управления нацелена на обеспечение социально-политической стабильности в Китае и превентивное решение проблем развития китайского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CREDIT SYSTEM CONSTRUCTION PLAN AS ROAD MAP FOR THE REFORM OF SOCIAL MANAGEMENT IN CHINA IN THE 2010S

The article is devoted to a policy document that defines the main directions and principles of creating a social credit system in China. It is shown that the reform plan and the ongoing changes are quite consistent with the Chinese bureaucratic traditions of coercion and paternalism, and are associated with the use of a social regulator that forms the appropriate behavioral incentives, such as reputation. Ultimately, the new model of social governance is aimed at ensuring social and political stability in China and proactively addressing the development problems of Chinese society.

Текст научной работы на тему «План строительства системы социального кредита как дорожная карта реформы социального управления в Китае в 2010-х гг»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 147-157. УДК 323.2

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(1).147-157

Д. И. Попов

ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА КАК ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КИТАЕ

В 2010-х гг.

Характеризуется директивный документ, определивший основные направления и принципы создания в Китае системы социального кредита. Показано, что план реформ и проводимые преобразования соответствуют китайским бюрократическим традициям принуждения и патернализма и связаны с использованием такого социального регулятора, формирующего соответствующие поведенческие стимулы, как репутация. Делается вывод, что новая модель социального управления нацелена на обеспечение социально-политической стабильности в Китае и превентивное решение проблем развития китайского общества.

Ключевые слова: Китай; социальное управление; система социального кредита; директивный

план.

D. I. Popov

SOCIAL CREDIT SYSTEM CONSTRUCTION PLAN AS ROAD MAP FOR THE REFORM OF SOCIAL MANAGEMENT IN CHINA IN THE 2010s

The article is devoted to a policy document that defines the main directions and principles of creating a social credit system in China. It is shown that the reform plan and the ongoing changes are quite consistent with the Chinese bureaucratic traditions of coercion and paternalism, and are associated with the use of a social regulator that forms the appropriate behavioral incentives, such as reputation. Ultimately, the new model of social governance is aimed at ensuring social and political stability in China and proactively addressing the development problems of Chinese society.

Keywords: China; social management; social credit system; policy plan.

14 июня 2014 г. Государственный совет Китайской Народной Республики утвердил директивный документ - План строительства системы социального кредита (2014-2020 гг.) (далее - План строительства) . В нём объявлялось о широкомасштабной реформе социального управления, основанной на принципиально новых инструментах, с помощью которых предполагалось решить ряд ключевых проблем общественного развития Китая. В экономической сфере среди таких проблем необходимо выделить быстрый рост коммерческого мошенничества (второй среди наиболее распространённых видов преступлений в стране), принявшие массовый характер коррупционные практики, уклонение от уплаты налогов и исполнения судебных реше-

ний, распространение незаконного предпринимательства, производство контрафактной, фальсифицированной продукции. Процесс экономических преобразований в Китае также существенно затрудняли проблемы, связанные с развитием рыночной инфраструктуры. Речь в частности идёт о рисках кредитных организаций в условиях дефицита скоринговой информации. Банки и другие финансово-кредитные учреждения Китая испытывали значительные трудности при работе с потенциальными заёмщиками (недавними выходцами из сельской местности, рабочими с низкими доходами, студентами и т. п.), не располагавшими какой-либо кредитной историей [1, р. 87; 2; 3; 4, р. 98-99; 5; 6; 7, р. 2, 44].

В социально-политической сфере комплекс проблем и противоречий, требующих соответствующей реакции партийно-политической элиты Китая, был не менее внушительным. Созданная реформами новая социальная реальность в условиях сохранения властной монополии Коммунистической партией не могла быть в полной мере объяснена китайским руководством даже с помощью обновлённой идеологии, что формировало общественные настроения, направленные против существовавшей модели власти, разрушало доверие граждан к партийному руководству и чиновникам всех уровней, негативно влияло на веру китайцев в перспективы социально-экономического развития страны, а также создавало идеологический хаос. В 2000-х гг. социально-политический протест в Китае принимает самые разные формы: от критики правительства в социальных сетях до имеющих сравнительно массовый характер уличных выступлений. Партийно-государственные органы недооценили быстрое распространение социальных сетей и интернет-активизма, позволивших создать новые формы онлайн-взаимодействий, к которым не могли быть применены хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом методы управления. Сравнительно массовый характер приобретало уличное протестное движение, получившее в лице социальных сетей и сервисов весьма эффективного организатора и координатора [4, р. 86, 89, 92; 8; 9; 10, р. 340].

В результате в китайском обществе формировалась грозящая социальным взрывом гремучая смесь, требующая выработки адекватных мер по стабилизации общественной ситуации в стране. Традиционные практики исключительно охранительно-силового реагирования на неконвенциональные формы протеста в целом исчерпали себя, поскольку существенно повышались репутационные издержки властной элиты и подрывалась легитимность авторитарного режима в условиях сравнительно низкого эффекта от использования силового ресурса. В поисках новой модели социального управления китайское руководство обратилась к инструментам контроля над поведением людей, основанным на постоянно совершенствующихся информационных технологиях.

Официальная идеология объяснила проблемы экономического и социально-политического развития страны дефицитом доверия и честности в китайском обществе. Поэтому План строительства, объявляя о создании системы социального кредита, называет её эффективным средством укрепления социальной честности, содействия взаимному доверию и уменьшению социальных противоречий. В июле 2014 г. официальный сайт правительства Китая разместил статью «Содержание системы социального кредита» , ранее опубликованную в одном из ведущих государственных изданий страны - «Цзинцзи жибао» и посвящённую ключевым категориям новой модели социального управления. В странах Запада, говорилось в статье, утвердилось преимущественно экономическое понимание термина «кредит», тогда как в Китае он означает нечто иное, а именно «соблюдение обещания, выполнение контракта и, таким образом, завоевание доверия других». Автор статьи - Хан Цзяпин, директор Института кредитования и электронной коммерции Министерства торговли Китая - указал на три значения термина «кредит» ({§М) в китайском языке. Во-первых, этот термин означает доверие к другим людям, во-вторых, соблюдение обещаний, выполнение взятых на себя обязательств, в-третьих, кредит представляет собой особую форму движения стоимости. Таким образом, кредит как вид общественных отношений может рассматриваться в экономическом и социальном аспектах. В своей экономической ипостаси он проявляется в таких формах, как коммерческий кредит, банковский кредит, потребительский кредит, и предусматривает «долговые отношения между участниками сделки». Социальная ипостась кредита подразумевает этические нормы и кодексы поведения, которые люди должны соблюдать в своей жизни, а также общественные отношения, основанные на честности и доверии. Именно такое широкое (основанное как на экономическом, так и на социальном понимании термина) определение «кредит» лежит в основе Плана строительства, - поясняется в статье.

Основой кредита является информация, - развивает свою мысль Хан Цзяпин, -поэтому кредитный статус как субъектов рынка, так и участников общественных от-

ношений может быть определён с помощью целого ряда методов на основе специальных баз данных (так называемой «кредитной информации»). Опираясь на этот статус, с помощью механизма поощрений и наказаний система социального кредита призвана «исправлять нарушения дисциплины, поощрять честность, поддерживая нормальный порядок экономической деятельности и социальной жизни и, в конечном счёте, способствовать здоровому экономическому и социальному развитию».

Строительство социального кредита в Китае, согласно плану, должно быть завершено к 2020 г. В течение этих шести лет как на центральном, так и на местном уровнях предполагалось выработать и воплотить в жизнь стройную, внутренне не противоречивую, эффективно функционирующую систему. На каждом из основных территориальных уровней были определены руководящие строительством системы социального кредита директивные органы власти и их зона ответственности. Разработка Плана строительства и общая координация его выполнения составила компетенцию специально созданной межведомственной комиссии, в состав которой вошли такие партийные и государственный органы, как Политико-юридическая комиссия ЦК КПК, Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины, Отдел пропаганды ЦК КПК, Центральная комиссия по строительству духовной цивилизации ЦК КПК, Верховный народный суд КНР, Верховная народная прокуратура КНР и др. [5]. Сам План строительства опубликован от имени Государственного совета КНР. Входящий в его структуру Государственный комитет по развитию и реформам стал рабочим органом, отвечающим за внедрение системы социального кредита. В рамках своей компетенции директивно-управленческие функции также осуществляют Верховный народный суд КНР, Народный банк Китая, Главное государственное налоговое управление КНР, отдельные министерства и ведомства [1114]. На региональном уровне за проводимые преобразования в сфере социального кредита в первую очередь отвечают провинциальные комитеты по развитию и реформам. Профильные ведомства всех территориальных уровней были призваны определять содер-

жание и порядок сбора данных и формирование на их основе региональных платформ кредитной информации.

Предполагаемая Планом строительства система социального кредита охватывает четыре сферы, в первую очередь правовую. В условиях массового уклонения физических и юридических лиц от исполнения судебных решений распространение системы социального кредита в эту область правоотношений было признано приоритетным. Кроме того, План строительства указывал на необходимость совершенствовать механизмы правоприменения, повышая их эффективность, а также улучшать институциональную основу судебной системы.

Во-вторых, План строительства нацелен на повышение «честности бизнеса», что, в свою очередь, является необходимым условием для «повышения качества продукции», «оздоровления деловой среды» и «эффективного развития всех видов экономической деятельности». Система социального кредита должна охватить такие области, как производство продуктов питания и потребительских товаров, фармацевтику, строительство, отрасль общественного питания, оптово-розничную торговлю, электронную коммерцию, финансово-кредитную деятельность, рекламные услуги, выставочно-ярмарочную деятельность и т. д. Среди наиболее серьёзных проблем, которые предполагалось решить посредством реформы, названы загрязнение окружающей среды, производство контрафактной, фальсифицированной, опасной для здоровья продукции, монополизм, недобросовестная конкуренция, коммерческое мошенничество и подкуп, ложная реклама, нарушения при предоставлении статистической информации, манипуляции на финансовых рынках, инсайдерская торговля, а также различные налоговые преступления.

В-третьих, План строительства провозглашает необходимость «усиления честности и доверия в области государственного управления». Для этого государственно-административные органы включаются в систему социального кредита не только в качестве субъектов управления, но и объектов формирования «цивилизованного поведения». Рассматривая социальный кредит в качестве важного инструмента борьбы с коррупцией

и восстановления доверия к государственным институтам, План строительства предусматривает повышение ответственности и эффективности работы чиновников, в первую очередь в таких сферах, как лицензирование, государственные закупки и тендеры, кадровая политика, отношения с субъектами бизнеса, социальное обеспечение.

В-четвёртых, реформа социального управления, предусматриваемая Планом строительства, направлена на формирование «гармоничных и дружественных межличностных отношений, с тем чтобы способствовать цивилизационному прогрессу, социальной гармонии и долгосрочной стабильности». Подобным образом понимаемая «социальная честность» в характеризуемом документе тесно связана с «гражданской честностью» - краеугольным камнем всей системы социального кредита. «Кредитное строительство» в отношении физических лиц призвано решить задачи в области патриотического воспитания граждан, повышения их профессиональной ответственности, формирования моральных норм и личностных нравственных качеств, основанных на традиционных китайских добродетелях. Достижение положительных результатов в осуществлении этой части реформы, по мнению её авторов, должно обеспечить, в конечном счёте, успех всех других её частей и эффективность преобразований в целом.

Необходимым условием решения поставленных Планом строительства задач является, как указано в документе, создание единой общегосударственной платформы для обмена кредитной информацией. Такая информация должна собираться, агрегироваться, обрабатываться и обмениваться на всех уровнях административно-территориальной системы Китая. План строительства предусмотрел организацию в каждой провинции Китая региональных платформ кредитной информации. Центральным оператором этого колоссального по объёму массива данных стала Всекитайская объединённая платформа кредитной информации. Её целью является сбор, обработка и обмен данными между местными и центральными органами власти, отраслевыми и региональными системами социального кредитования, а в будущем также национальной кредитно-рейтинговой сис-

темой, объединяющей кредитные истории граждан КНР.

Сам директивный документ не определяет какой-либо перечень подлежащих сбору и обработке сведений, что вполне объяснимо: контуры планируемой системы социального кредита в нём размыты, не ясен окончательный механизм поощрений и наказаний как способа социального управления. Конструирование системы социального кредита происходило посредством издания уполномоченными государственно-административными органами центрального и регионального уровней многочисленных нормативных актов. В первую очередь они были направлены на создание механизмов сбора «кредитной информации», её обработки и межведомственного обмена.

На начальном этапе реализации Плана строительства всем юридическим и физическим лицам присваивался уникальный идентификационный код, позволяющий их включить в единую информационную базу и через неё в саму систему социального кредита. В частности, каждое ведомство-регулятор традиционно использовало собственную систему идентификаторов для юридических лиц, таких как регистрационный номер лицензии на предпринимательскую деятельность, идентификационный номер налогоплательщика, идентификатор для административного учёта, номер статистического учёта, код социального страхования. В 2016 г. постановлением Государственного совета КНР была проведена реформа системы идентификации, в результате которой каждому юридическому лицу был присвоен 18-значный номер, названный единым кодом социального кредита3.

Физическим лицам единый идентификационный код требуется для получения государственных услуг, уплаты налогов, участия в электронных платёжных системах, осуществления покупок в онлайн-магазинах, оформления проездных документов, приобретения сим-карт4, регистрации в качестве интернет-пользователей5 и т. д., не позволяя гражданам действовать анонимно. Согласно

принятому в 2003 г. Закону об удостоверени-

6

ях личности , эти документы должны иметь номер, являющийся одновременно уникальным пожизненным 15-значным идентифика-

тором каждого гражданина Китая. В 2004 г. появилось новое поколение удостоверений личности с 18-значным номером, содержащим информацию о поле, месте и дате рождения. Именно этот номер операторами системы социального кредита стал использоваться для идентификации единого цифрового профиля гражданина Китая. На основе этого кода собираются разрозненные данные о физических лицах и формируются их досье, которыми, согласно Плану строительства, должны быть охвачены все граждане страны.

Эти досье хранятся в электронном архиве объединённой кредитной платформы. Кроме сведений о возрасте, поле, месте жительства, роде занятий в электронных досье содержатся информация из органов внутренних дел и прокуратуры о совершённых правонарушениях, данные из центральных партийных, государственных и судебных органов, таких, например, как Верховный народный суд КНР, Народный банк Китая, Главное государственное налоговое управление КНР, Министерство общественной безопасности, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения, Министерство образования, Главное таможенное управление КНР и др. Ещё одним источником данных являются региональные платформы кредитной информации, аккумулирующие колоссальный объём сведений о физических и юридических лицах, поступающих от сельских, волостных, уездных, окружных и провинциальных органов власти, общественных организаций, субъектов предпринимательской деятельности. Следует отметить, что на местных уровнях административно-территориального устройства Китая также создаются информационные центры системы социального кредита. В частности, информационный центр городского уезда Жунчэн (670 тыс. жителей) провинции Шаньдун получает данные от 142 учреждений [15]. В директивном документе «Об управлении сбором и передачей кредитной информации о предприятиях провинции Чжэцзян»7 перечислены более шестидесяти субъектов, ответственных за формирование региональной информационной платформы. В каталоге кредитной информации города центрального подчинения Шанхай указаны 99 учреждений - поставщи-

ков информации, в том числе территориальные подразделения центральных органов государственной власти, региональные органы власти, правоохранительные органы, суды, администрации городских районов, общественные организации. Они делятся 3 441 видом данных, их которого 2 770 видов формируют цифровое досье юридических лиц, а 671 вид - физических лиц [5].

В 2017 г. международная правозащитная организация Human Rights Watch выступила с заявлением о том, что сотрудники полиции на всей территории Китая осуществляют сбор образцов ДНК у различных категорий граждан: диссидентов, активистов и участников акций протеста, подозреваемых в каких-либо преступлениях и уже осуждённых лиц, мигрантов, а также студентов, рабочих и других категорий населения. К 2019 г. китайские власти интегрировали в национальную базу биометрической информации более 50 млн образцов ДНК, предполагая к 2020 г. довести это число до 100 млн [16, p. 58]. Одновременно, согласно данным Human Rights Watch, Министерство общественной безопасности КНР в сотрудничестве с технологической компанией iFlytek приступило к тестированию технологии распознавания речи, способной автоматически идентифицировать голоса в телефонных и других разговорах. С этой целью активно ведётся сбор образцов голоса китайских граждан [17; 18].

В 2015 г. Государственный комитет по развитию и реформам объявил о реализации широкомасштабной программы «Острые глаза», предполагающей создание «вездесущей, связанной в единую сеть и работающей круглосуточно» системы видеонаблюдения. Размещаемые в общественных местах видеокамеры используют облачные технологии для связи с центрами хранения и обработки данных. Их программное обеспечение позволяет в течение нескольких секунд идентифицировать с 90%-й точностью любого гражданина Китая, сопоставляя получаемый поток данных с хранящимися в цифровых профилях фотографиями из удостоверений личности. В 2017 г. сеть состояла из 176 млн видеокамер, а к 2020 г. их число предполагалось увеличить до 626 млн единиц [16, p. 57; 19]. Создаваемая таким образом национальная база биометрических данных благодаря

механизму информационного межведомственного обмена интегрирована во Всекитайскую объединённую кредитную платформу [20; 21]. Это происходит несмотря на то, что национальное законодательство разрешает собирать биометрические данные граждан КНР (образцы ДНК, голоса, сведения о группе крови и т. д.) в ограниченном числе случаев, а региональные правовые акты, регулирующие процесс строительства систем социального кредита в провинциях, вовсе запрещают это делать (см., например ст. 15 Положения об управлении кредитной информацией в городе Ухань, провинции Хубэй8; ст. 14 Положения о социальном кредите в г. Шанхае ).

Сведения о физических лицах, собираемые и обрабатываемые органами государственной власти, представляют собой лишь часть информационного массива Всекитайской объединённой кредитной платформы. Другую часть образуют базы данных ведущих китайских корпораций, предоставляющих объединённой платформе доступ к кредитным историям своих клиентов. Специализируясь на кредитовании населения, сервисах мобильных платежей, интернет-коммерции, предоставлении страховых и других услуг, эти компании не только накопили огромный массив информации, но и внедрили собственные системы оценки кредитоспособности потребителей. В частности, один из лидеров финтех-индустрии, компания Ant Financial запустила в 2015 г. систему оценки кредитоспособности потребителей - Sesame Credit, сочетающую в себе элементы традиционной системы кредитного скоринга с компонентами схемы лояльности [1, p. 93; 2; 15; 22, p. 361; 23].

В 2018 г. Национальный банк Китая объявил о планах создания единой национальной кредитно-рейтинговой системы, предоставив соответствующие полномочия компании Baihang Credit Scoring. Её крупнейшим акционером, владеющим 36 % акций, стала созданная государством Национальная ассоциация интернет-финансов КНР. Другими акционерами, контролирующими по 8 % акций, являются восемь крупнейших китайских финтех-компаний. Опираясь на совокупный массив данных, которыми они располагают, Baihang Credit Scoring должна

создать на единой платформе кредитную историю для каждого гражданина КНР и дать оценку его кредитоспособности [5; 7, р. 18].

Таким образом, государство формирует огромный массив данных, являющихся информационным фундаментом системы социального кредита в Китае. Используя многочисленные и разнообразные сведения о юридических и физических лицах, партийно-политическое руководство КНР получило возможность запустить ключевой механизм всей конструкции - систему стимулов и ограничений. Согласно Плану строительства, различные виды поощрений позволяют «благонадёжным людям во всём мире извлечь выгоду». В качестве административных санкций в отношении нарушивших дисциплину лиц должны быть созданы все условия для их «публичного разоблачения», «позора» и «сдерживания». В 2016 г. ЦК КПК и Государственный совет КНР совместно опубликовали Мнение об ускорении создания механизма кредитного надзора, предупреждения и наказания для лиц, подвергнутых взыска-нию10. В этом документе был закреплён ключевой принцип санкций за «неправомерное и дискредитирующее» поведение - «в случае утраты доверия к тому или иному лицу в одном месте ограничения в отношении него вводятся повсеместно». Основными инструментами воздействия на оцениваемых системой социального кредита лиц План строительства называет публикацию «чёрных» и «красных» списков. В «чёрные» списки заносятся имена и названия (в отношении юридических лиц) подвергаемых административным наказаниям нарушителей, в «красные» - законопослушных субъектов бизнеса и граждан, добившихся высоких показателей в том или ином виде деятельности. О какой-либо конкретной системе санкций План строительства не говорит, упоминая лишь отдельные меры воздействия на лиц, наказанных по различным основаниям: штрафы, отзыв лицензий, запрет на участие в государственных закупках, ограничения на передвижения и т. д.

Развёрнутый перечень видов поощрений и наказаний содержится в целом ряде правовых актов, изданных в развитие положений Плана строительства. Первые позиции в этом списке занимают уже упомянутое Мнение об

ускорении создания механизма кредитного надзора, предупреждения и наказания для лиц, подвергнутых взысканию, а также опубликованный в начале 2016 г. Меморандум о сотрудничестве в сфере совместного наложения мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, утративших доверие11. Являясь результатом совместной работы 45 партийных и государственных органов, меморандум ввёл в действие так называемую Объединённую систему наказаний за неправомерное и дискредитирующее поведение.

В указанных документах содержались каталоги видов административных наказаний, накладываемых на юридических лиц и граждан КНР, «нарушивших дисциплину» и «утративших доверие». В отношении юридических лиц среди прочего перечислялись такие меры, как ограничение на выпуск акций и облигаций; запрет на эксплуатацию природных ресурсов, приобретение публичных компаний, ограничение полномочий директора и топ-менеджмента, а также запрет занимать руководящие должности, снижение шансов на участие в проектах, финансируемых государством, неблагоприятные условия для получения новых кредитов, активизация различного рода проверок со стороны правоохранительных органов и т. д. Что касается частных лиц, то в качестве «дисциплинарных мер» каталог предусматривал запрет на почётные звания, вступление в Коммунистическую партию Китая и вооружённые силы страны, осуществление различных видов профессиональной деятельности, ограничение на выдачу кредитов, дорогостоящий ремонт и жилищное строительство в личных целях, а также ограничение различных видов потребления (за исключением необходимых для жизни и работы), таких как пользование воздушным и железнодорожным транспортом, приобретение отдельных видов недвижимости, размещение в гостиницах высокого уровня комфортности; времяпрепровождение в ночных развлекательных заведениях, посещение гольф-клубов, обучение детей в платных частных учебных заведениях и т. п.

Согласно Плану строительства, эффективность функционирования системы социального кредита напрямую зависит от гласности, т. е. информирования широкой китайской общественности об «утрате доверия»

теми или иными лицами и наложенных на них санкциях. В 2015 г. под руководством Государственного комитета по развитию и реформам и Народного банка Китая были созданы две «кредитно-информационные платформы» - Credit China и Национальная система публичного информирования о кредитоспособности компаний. Первая платформа размещает «красные» и «чёрные» списки физических лиц и сообщает о соответствующих наказаниях в виде запретов и ограничений12. В качестве примера можно привести списки граждан КНР, которым либо вообще отказано в перевозке на железнодорожном и авиационном транспорте, либо в отношении которых введены серьёзные ограничения (запрет пользоваться скоростными поездами, приобретать билеты в бизнес- и первый класс и т. д.)13. В этих списках оказываются имена как тех, кто нарушал правила пользования общественным транспортом, так и тех, кто подвергся наказанию за другие действия, согласно принципу «в случае утраты доверия в одном месте, ограничения вводятся повсеместно». Это могут быть лица, уклоняющиеся от исполнения судебных решений, недобросовестные плательщики налогов, правозащитники, участники различных интернет-сообществ, критикующие действия властей, и т. п. Об охвате санкциями китайских граждан свидетельствуют следующие цифры: в 2017 г. только в названных списках находилось более 12 млн чел.; им было отказано в более чем 17 млн авиабилетов и 5 млн билетов на скоростные пассажирские поезда [24, p. 61]. В 2015-2016 гг. в результате публикации «чёрных» списков граждан, не исполнявших судебные решения, было оштрафовано 6,72 млн чел. [1, p. 90].

Наряду с органами власти и государственными учреждениями, участие в системе наказания утративших доверие лиц и поощрения «достойных» граждан также принимает частный бизнес. Речь идёт о различных ограничениях потребления или же, наоборот, предоставлении каких-либо преференций. Например, в 2017 г. было подписано соглашение между Всекитайской объединённой платформой кредитной информации и десятью компаниями, специализировавшимися в сфере аренды городских велосипедов, со-

гласно которому утратившие доверия лица лишаются права брать в аренду велосипеды, тогда как находящиеся в «красных» списках граждане освобождаются от внесения депозитов для получения услуги аренды. Кроме того, эти компании обязались передавать Всекитайской объединённой платформе данные о недобросовестных клиентах14. В рамках сотрудничества с Верховным народным судом Sesame credit интегрировала в свою информационную базу «чёрный» список, состоявший из более чем 6 млн чел., уклонявшихся от исполнения судебных решений. Им не только снизили кредитный рейтинг, но и запретили совершать покупки предметов роскоши на интернет-площадках, принадлежащих Alibaba Group [25].

В отношении юридических лиц функции публичного информирования об «утрате доверия» выполняет Национальная система публичного информирования, всё ещё находящаяся на стадии наполнения данными. Предполагается, что в своём завершённом виде она будет содержать общие данные о компаниях (объём зарегистрированного капитала, списки законных представителей, характеристики инвестиционной деятельности, годовые отчёты, одобренные правительством проекты, вынесенные в отношении компаний и их руководящих лиц судебные решения и т. д.), отчёты о выполнении компаниями правительственных постановлений, данные, касающиеся общественного благосостояния (сведения о безопасности продукции, охране окружающей среды, условиях труда работников и т. д.), а также информацию о недобросовестной деловой практике (нарушениях прав интеллектуальной собственности, махинациях в сфере налогообложения и т. д.) [26].

Наряду с едиными централизованными платформами функционируют специализированные информационно-кредитные платформы. В частности, под эгидой Народного банка Китая действует Кредитный справочный центр, а Верховным народным судом КНР создан собственный информационный сервис, содержащий базу данных о судебных решениях, вынесенных в отношении юридических и физических лиц, а также списки уклоняющихся от исполнения судебных решений граждан.

База данных Всекитайской объединённой платформы кредитной информации содержит в общей сложности 400 видов данных о юридических и физических лицах, предоставленных более чем тридцатью центральными органами государственной власти. Большая часть этого информационного массива (около 75 %) находится в свободном доступе и размещена на таких веб-сайтах, как Credit China и Национальная система публичного информирования и т. п. И только 25 % информации квалифицируется как «ограниченные для раскрытия данные межведомственного обмена» [26].

На региональном уровне наряду с общенациональной функционируют собственные системы социального кредита. Некоторые из них копируют общенациональную систему, поэтому на веб-сайтах местных кредитных информационных центров публикуются «чёрные» списки «утративших доверие лиц». Другие системы социального кредита строятся на балльно-рейтинговой основе, где каждый из жителей региона получает стартовый балл, который изменяется (увеличиваясь или уменьшаясь) в зависимости от законопослушности гражданина, соблюдения им дисциплины и морально-нравственных устоев общества [5; 7, p. 37; 17-19; 23, p. 14; 24, p. 61]. Однако в обоих случаях, как требует План строительства, региональная общественность широко информируется о нарушителях и их «дискредитирующем поведении». Фотографии лиц, которым «отказано в доверии» демонстрируют на местных телеканалах, в кинотеатрах, предваряя киносеансы. Они размещаются на уличных билбордах, видеоэкранах, специальных информационных табло. Звонящие таким гражданам абоненты перед началом разговора получают уведомление: «Человек, которому Вы звоните, находится в кредитном "чёрном" списке» [7, p. 26; 27; 28]. Всё это делается для того, что оказать на «виновного» максимальное психологическое воздействие.

Таким образом, План строительства системы социального кредита (2014-2020 гг.) стал директивным документом, определившим основные направления и принципы создания механизма комплексного управления социальной стабильностью в стране. Механизма, с помощью которого политический

режим в Китае смог бы эффективно реагировать на возникающие проблемы государственного управления, экономического и социально-политического развития не с помощью исключительно репрессивных методов или политической либерализации, а посредством технократических стратегий, основанных на постоянно совершенствующихся информационных технологиях. План строительства намечает лишь общие контуры планируемой системы социального кредита, определяя такие необходимые её элементы, как сбор и обработка информации, её межведомственный обмен, формирование и публикация «чёрных» и «красных» списков, поведенческие стимулы в виде наказаний и поощрений, публичное информирование о работе кредитной системы. Проводимые согласно Плану строительства преобразования вполне соответствуют китайским бюрократическим традициям принуждения и патернализма, основанным на контроле и вмешательстве в частную жизнь граждан. Построение «гармоничного социалистического общества», согласно плану, должно опираться на три главные ценности - доверие, честность и дисциплину граждан, т. е. на репутационные механизмы. Таким образом, создаваемая в Китае социально-кредитная система вторгается в область морально-этических норм как социальных регуляторов, нацеливается на социальное воспитание граждан и формирует для них с помощью механизма репутации соответствующие поведенческие стимулы, стремясь, в конечном счёте, превентивно решать возможные проблемы развития китайского общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/ 2014-06/27/content_8913.htm.

2 URL: http://www.gov.cn/xinwen/2014-07/15/ content_2717489.htm.

3 См.: Уведомление о реформе системы регистрации «Пять идентификационных кодов в один». - URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/ 2016-07/05/content_5088351.htm.

4 См.: Правила регистрации идентификационных данных абонентов телефонной связи. - URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2013/content_ 2473882.htm.

5 См.: Правила управления именами учётных записей пользователей Интернета. - URL: http:// www.cac.gov.cn/2015-02/04/c_1114246561.htm.

6 URL: http://www.gov.cn/banshi/2005-08/02/ content_19457.htm.

7 URL: https://baike.baidu.com/item/

8 URL: https://www.creditchina.gov.cn/zhengce-fagui/zhengcefagui/difangzhengcefaguil/201903/ t20190326_150884.html.

9 URL: http://www.spcsc.sh.cn/n1939/n2440/ n3898/u1ai149901.html.

10 URL: https://chinacopyrightandmedia. wordpress.com/2016/09/25/opinions-concerning-accelerating-the-construction-of-credit-supervision-warning-and-punishment-mechanisms-for-persons-subject-to-enforcement-for-trust-breaking.

11 URL: http://credit.mot.gov.cn/zhengcefagui/ guojia/201607/t20160706_2058154.html.

12 URL: https://www.creditchina.gov.cn.

13 URL: https://hmd.creditchina.gov.cn/hmd-search-web.

14 URL: http://news.sina.com.cn/c/2017-04-27/ doc-ifyetstt3659441.shtml.

ЛИТЕРАТУРА

1. von Blomberg M. The Social Credit System and China's rule of law // Mapping China Journal. -2018. - № 2. - P. 78-112.

2. Botsman R. Big data meets Big Brother as China moves to rate its citizens. - URL: https:// www.wired.co.uk/article/chinese-government-social-credit-score-privacy-invasion (дата обращения: 25.09.2019).

3. China's digital dictatorship. Worrying experiments with a new form of social control // The Economist. - 2016. - 17 December. - URL: https://www.economist.com/leaders/2016/12/ 17/chinas-digital-dictatorship (дата обращения: 11.08.2019).

4. Creemers R. Cyber China: Upgrading Propaganda, Public Opinion Work and Social Management for the Twenty-First Century // Journal of Contemporary China. - 2017. - № 26. - P. 85100.

5. Creemers R. China's Social Credit System: An Evolving Practice of Control. - URL: https:// ssrn.com/abstract=3175792 (дата обращения: 12.09.2019).

6. Chen S. Is China's corruption-busting AI system 'Zero Trust' being turned off for being too efficient? - URL: https://www.scmp.com/news/ china/science/article/2184857/chinas-corruption-busting-ai-system-zero-trust-being-turned-being (дата обращения: 15.08.2019).

7. Dai Xin. Toward a Reputation State: The Social Credit System Project of China. - URL: https://ssrn.com/abstract=3193577 (дата обращения: 17.09.2019).

8. Корсун В. А. Социальный протест с «китайской спецификой»: смена вектора // Вестник МГИМО - Университета. - 2015. - № 4 (43). -С. 229-241.

9. Мотайло А. С. Экологический фактор социально-политической напряжённости в Китае // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. -2011. - Т. 7, № 4. - С. 143-149.

10. Wang Y., Minzner C. The Rise of the Chinese Security State // The China Quarterly. - 2015. -Vol. 222. - P. 339-359.

11. Hoffman S. Programming China: the Communist Party's autonomic approach to managing state security. - URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/ 48547/1/Hoffman%2C%20Samantha%20Stu-dent%20ID%204208393%20PHD%20THESIS% 20Post%20Viva%20copy.pdf (дата обращения: 21.11.2019).

12. Chen Yongxi, Sy Cheung Anne. The transparent self under big data profiling: Privacy and Chinese legislation on the social credit system // The Journal of Comparative Law. - 2017. -Vol. 12, № 2. - P. 356-378.

13. Mistreanu S. Life Inside China's Social Credit Laboratory. - URL: https://foreignpolicy.com/ 2018/04/03/life-inside-chinas-social-credit-labo-ratory (дата обращения: 12.11.2019).

14. The Palgrave Handbook of Local Governance in Contemporary China / Jianxing Yu, Sujian Guo (ed.). - Singapore : Palgrave Macmilan, 2019. -755 p.

15. Катасонов В. Китайская система социального кредита - что это такое. - URL: https:// reosh.ru/valentin-katasonov-kitajskaya-sistema-socialnogo-kredita-chto-eto-takoe.html (дата обращения: 12.01.2020).

16. Xiao Qiang. The road to Digital Unfreedom: President Xi's Surveillance State // Journal of Democracy. - 2019. - Vol. 30. - P. 53-67.

17. China: Police DNA Database Threatens Privacy. -URL: https://www.hrw.org/news/2017/05/15/ china-police-dna-database-threatens-privacy (дата обращения: 11.07.2019).

18. China: Voice Biometric Collection Threatens Privacy. - URL: https://www.hrw.org/news/2017/10/ 22/china-voice-biometric-collection-threatens-privacy (дата обращения: 11.07.2019).

19. Chen S. China to build giant facial recognition database to identify any citizen within seconds. -URL: https://www.scmp.com/news/china/ society/article/2115094/china-build-giant-facial-recognition-database-identify-any (дата обращения: 16.08.2019).

20. Parton Charles Social credit is just one part of China's new state control. - URL: https:// www.spectator.co.uk/2018/11/social-credit-is-just-one-part-of-chinas-new-state-control (дата обращения: 11.07.2019).

21. Creemers R. Disrupting the Chinese State: New Actors and New Factors. - URL: https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id = 2978880 (дата обращения: 15.07.2019).

22. Chen Yongxi, Cheung Anne S. Y. The Transparent Self Under Big Data Profiling: Privacy and Chinese Legislation on the Social Credit System // The Journal of Comparative Law. - 2017. -Vol. 12, № 2. - P. 356-378.

23. Mac Sithigh D., Siems M. The Chinese Social Credit System: A Model for Other Countries? -URL: https://ssrn.com/abstract=3310085 (дата обращения: 15.09.2019).

24. Suqian Jiangsu. Keeping tabs. China's "social credit" scheme uses cajolery and sanctions to makepeople behave // The Economist UK. -2019. - March 30. - P. 60-61.

25. Hvistendahl M. Inside China's Vast New Experiment in Social Ranking. - URL: https:// www.wired.com/story/age-of-social-credit (дата обращения: 10.07.2020).

26. Meissner M. China's social credit system. A bigdata enabled approach to market regulation with broad implications for doing business in China. -URL: https://www.merics.org/sites/default/files/ 2017-09/China%20Monitor_39_S0CS_EN.pdf

( дата обращения : 03.12.2019).

27. René R., Ling Xi. Discipline and Punish: The Birth of China's Social-Credit System. - URL: https://www.thenation.com/article/china-social-credit-system (дата обращения: 02.08.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Wang M. China's Chilling 'Social Credit' Blacklist. - URL: https://www.hrw.org/news/2017/12 /12/chinas-chilling-social-credit-blacklist (дата обращения: 02.08.2019).

Информация о статье

Дата поступления 4 февраля 2020 г.

Дата принятия в печать 3 марта 2020 г.

Сведения об авторе

Попов Дмитрий Иванович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: 55popov@mail.ru

Article info

Received February 4, 2020

Accepted March 3, 2020

About the author

Dmitry I. Popov - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: 55popov@mail.ru

Для цитирования

Попов Д. И. План строительства системы социального кредита как дорожная карта реформы социального управления в Китае в 2010-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 147-157. й01: 10.24147/2312-1300.2020. 7(1).147-157.

For citations

Popov D.I. Social Credit System Construction Plan as Road Map for the Reform of Social Management in China in the 2010s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 1 (25), pp. 147-157. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(1).147-157 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.