Научная статья на тему 'План стабильных поставок природного газа в Республику Корея'

План стабильных поставок природного газа в Республику Корея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / REPUBLIC OF KOREA / ГАЗОВАЯ ПОЛИТИКА / GAS POLICY / ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / GAS INDUSTRY / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (СПГ) / LIQUEFIED NATURAL GAS (LNG)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кан Хэсын

Целью данной статьи является освещение проблем индустрии природного газа Республики Корея, существующих на сегодняшний день, и разработка плана эффективного и стабильного обеспечения природным газом Республики Корея на основе принятых стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The plan of stable supply of natural gas to South Korea

The purpose of this article is to throw light on the currently existing problems of the natural gas industry of the Republic of Korea and to develop a plan to ensure efficient and stable supply of natural gas to South Korea on the basis of the strategies adopted.

Текст научной работы на тему «План стабильных поставок природного газа в Республику Корея»

план стабильных

поставок природного газа

в республику корея

__Аннотация

Целью данной статьи является освещение проблем индустрии природного газа Республики Корея, существующих на сегодняшний день, и разработка плана эффективного и стабильного обеспечения природным газом Республики Корея на основе принятых стратегий.

_Ключевые слова: Республика Корея, газовая политика, газовая промыш-

_ленность, природный газ, сжиженный природный газ (СПГ)

Кан Хэ Сын

аспирант кафедры международных проблем ТЭК, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации aijoa108@gmail.com

Природный газ является наиважнейшим источником энергии в жизни и промышленности нации, где он занимает 14% первичного потребления энергии, 18% в производстве электроэнергии, с общей численностью 13 млн домашних хозяйств, использующих газ для приготовления пищи и обогрева жилья [1]. К тому же, поскольку природный газ имеет наименьший процент выделения углекислого газа по сравнению с другими видами горючего топлива и с учетом его экономичности и экологичности, природный газ может считаться самой реальной альтернативой другим видам топлива.

Положение дел в индустрии природного газа в Республике Корея

После нефтяного кризиса 1970-х гг. в Республике Корея стали ощущать необходимость диверсификации источников энергии, после чего в октябре 1986 г. природный газ был впервые импортирован в Корею из Индонезии [2]. Впоследствии, с учетом экологичности и удобства использования газа, спрос на него постоянно увеличивался, и в настоящее время среди первичных источников энергии природный газ считается одним из самых важных ресурсов, занимающим около 14% потребления. В Корее из общего спроса на природный газ

около 40% идет на производство электроэнергии; остальные 60% используются для городского снабжения домашних хозяйств, офисов и производств. Корея, занимающая второе место в мире по импорту сжиженного природного газа (СПГ) после Японии, импортирует ежегодно около 70 млн т природного газа. В 2013 г. она импортировала около 40 млн т зарубежного природного газа (см. табл. 1 и 2). Импортируемый газ разгружается в терминалах по приему СПГ в городах Инчон, Пхентэк, Тхоненг (строится еще один терминал в г. Самчок) и хранится в специальных хранилищах для СПГ, после чего поставляется по всей стране через кольцевую трубопроводную сеть общей протяженностью 3,558 км [2].

В настоящее время Корея ежегодно ввозит более 30 млн т СПГ из 16 стран по 13 проектам. Поэтому спрос на природный газ в Корее почти полностью (99%) зависит от импорта, в то время как в соответствии с мировыми тенденциями поощряют усиление конкуренции за доступ к ресурсам среди новых промышленно развивающихся стран. Предполагается, что к 2025 г. Китай потеснит США и станет крупнейшим в мире импортером нефти и газа, а Индия опередит Японию и станет третьим мировым импортером нефти и газа. Китай, владеющий валютным резервом в размере 2 трлн долл. США, проводит монополизацию мировых запасов природных ресурсов с помощью высокоуровневой партийно-правительственной энергетической дипломатии, что в реальности ведет к ситуации «черной дыры». В данной ситуации стабильное обеспечение страны природным газом становится важнейшей государственной задачей. Кроме того, для планирования управления стабильными поставками по завершающим свой срок контрактам с 2015 г. были заключены долгосрочные контракты поставок из Австралии по проекту GLNG, Индонезии -проект DSLNG, Катара - проект RasGas и др. Это в дальнейшем позволит обеспечить стабильность поставок СПГ. Начиная с 2010 г., KOGAS (Корейская национальная газовая корпорация) ведет проект по добыче сланцевого газа в Канаде. После подписания соглашения о свободной торговле между Республикой Корея и США было заключено согла-

в Корее из общего спроса на природный газ около 40% идет

на производство_

электроэнергии;_

остальные 60%

используются для_

городского снабжения домашних хозяйств, офисов и производств

Таблица 1

Поставки СПГ (2013 г) (тысяч тонн)

Раздел Катар Индо-не-зия Оман Ма-лай-зия Йемен Нигерия Россия Бруней Австралия Прочее Всего

Объем 13,617 4,534 4,477 4,152 3,692 2,709 1,982 1,119 676 2,367 39,326

_Источник:[2].

_ Таблица 2

_ Поставки СПГ по годам (тысяч тонн)

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Объем поставок 21,781 22,317 25,256 25,569 27,259 25,822 32,603 36,685 36,184 39,326

Источник:[3].

шение о ежегодных закупках сланцевого газа из США в объеме 3,5 млн т, начиная с 2017 г.

скольку на международном рынке природный торгуется по долгосрочным контрактам, сумма, "юдящаяся на 1 контракт, является чрезвычайно рупной. Например, если посчитать действительные цифры по поставочным контрактам KOGAS в 2008 г., то размер одного контракта по долгосрочным пос-кам СПГ в объеме 2 млн т в год в течении 20 лет оставляет около 30 млрд долл. Это говорит о том, что наряду со стабильностью обеспечения поставок природного газа эффективность и экономичность поставок также является важнейшей задачей.

Политика в индустрии природного газа

Основной целью политики Кореи в индустрии природного газа является создание системы стабильных и эффективных поставок, что в свою очередь укрепит конкурентоспособность страны (см. табл. 3). В первую очередь, на основе перспективы долгосрочного снабжения для стабильного снабжения постоянно заключаются долгосрочные контракты по поставкам природного газа, а также расширяются мощности хранения. Для укрепления базы городского снабжения газом, который жизненно необходим для населения и

промышленности, ведется постоянное строительство трубопроводной сети по всей стране. А для усиления долгосрочной конкурентоспособности индустрии природного газа внедряется стадийная конкурентная система в рамках существующей монопольной системы.

В то же время из-за усиливающейся конкуренции между странами за снабжение энергетическими ресурсами для преодоления высокой зависимости от импорта зарубежных ресурсов и обеспечения энергетической безопасности развитие природных ресурсов стало важнейшей стратегической задачей государства [4].

Структура газового рынка

Индустрия природного газа в Республике Корея основывается на дуалистической схеме, состоящей из оптового поставщика в лице KOGAS и розничного поставщика в лице региональных газовых компаний городского снабжения. KOGAS монопольно импортирует и продает зарубежный природный газ, после чего поставляет его 30 городским газовым компаниям по всей стране с помощью трубопроводной системы высокого давления. В свою очередь, городские газовые компании на основе монопольной системы распределения по регионам распределяют полученный от KOGAS объем газа и поставляют его конечным потребителям, таким как домашние хозяйства и производственные компании. В то же время KOGAS напрямую, без привлечения городских газовых компаний,

Таблица 3

Задачи политики в индустрии природного газа в Корее

Создание надежной и эффективной системы снабжения газа, необходимого для жизни населения и промышленности

1. Схема надежных поставок природного газа 2. Расширение основы потребления городского газа 3. Система конкурентоспособной газовой индустрии

- продвижение долгосрочных контрактов по поставкам природного газа, - поставки российского природного газа, - расширение мощностей по хранению природного газа - расширение поставок городского газа, - расширение поставок для газового отопления жилищ - внедрение конкуренции по природному газу, используемому для выработки энергии, - пересмотр системы тарифов для городского газа, - расширение поставок альтернатив природному газу

Источник:[1].

...спрос на природный

_газ в Корее почти

_полностью (99%)

зависит от импорта,

_в то время как в

_соответствии

_с мировыми

_тенденциями

_поощряют усиление

конкуренции за доступ

_к ресурсам среди

_новых промышленно

—развивающихся стран

; при ü

печ раз]

юшк

поставляет газ крупным потребителям, таким как теплостанции (см. рис).

Помимо этой схемы оптово-розничного снабжения крупным потребителям в промышленной и энергетической сфере разрешено импортировать зарубежный газ напрямую и использовать строго в своих целях. В настоящее время 3 компании, такие как POSCO, K-Power, GSCaltex напрямую импортируют зарубежный газ для использования в своих целях.

Проблемы и предложения

В настоящее время развитие и разработка Кореей зарубежных газовых месторождений находится на недостаточном уровне. Одновременно с этим, управление сферой поставок СПГ также ведется неэффективным образом. Другими словами, протяжении всего последнего времени Корея, упор на простые поставки СПГ, не придавала лжного значения попыткам стабильного обеспечения объемов газа за счет непосредственного _ развития зарубежных газовых месторождений. Поскольку монопольное импортирование и оптовая продажа газа системно разрешена государственной компании KOGAS, встает проблема недостаточной мотивации для снижения поставочных цен. В противовес этому такие развитые страны, как США, Англия, Франция, Италия и др., ведут разработку мировых газовых месторождений на основе имеющегося капитального, технического и профессионального потенциала. В последнее время такие развивающиеся страны,

Источник:[1].

Рис. Существующая структура рынка природного газа в Корее

1/Гб-

российское предпринимательство, № 10(256)/май 2014

как Китай и Индия, также прилагают множество усилий для разработок газовых месторождений. Помимо этого в таких развитых странах, как США, Англия, Франция, Италия, Испания, Япония, ведется эффективное управление индустрией природного газа с помощью конкурентоспособной рыночной структуры.

Поэтому для стабильного обеспечения природного газа в долго- и среднесрочной перспективе Корея должна усилить свои возможности по разработке газовых месторождений и повысить эффективность поставок СПГ на основе активного привлечения потенциала частного сектора, что подразумевает открытие газового рынка и отход от монопольной промышленной системы. В целом, если посмотреть на крупные мировые энергетические компании, то можно сделать вывод, что они охватывают все сферы бизнеса -добычу, переработку и химию, используя вертикально интегрированную схему управления бизнесом, которая позволяет максимизировать прибыль в цепочке начисления стоимости в процессе производства нефти и газа. В Корее, напротив, имеется тенденция к тому, что энергетические компании, будь то государственные или частные, берут на разработку лишь одну область специализации среди добычи и производства. Например, несмотря на то, что в последнее время ККОС (Корейская национальная нефтяная корпорация) стала брать на себя функции, соответствующие области переработки (например, организация запасов нефти), в основном компания фокусируется только на развитии области добычи, развития зарубежных месторождений. Что касается KOGAS, несмотря на то, что компания стала постепенно принимать участие в развитии зарубежных месторождений, основной сферой развития бизнеса этой компании является поставка и сбыт природного газа, что относится к области переработки. Частные нефтяные компании занимаются импортом нефти, производством нефтепродуктов и химии, что также относится к области переработки, а большинство общих трей-динговых компаний занимаются только Е&Р. Причиной невозможности организовать вертикально интегрированную систему может считать-

...на основе_

перспективы

долгосрочного_

снабжения для_

стабильного_

снабжения постоянно

заключаются_

долгосрочные_

контракты_

по поставкам_

природного газа,_

а также

расширяются_

мощности хранения

индустрия природного

_газа в Республике

_Корея основывается

на дуалистической

схеме, состоящей _из оптового

-поставщика в лице KOGAS и розничного

поставщика в лице

-региональных газовых

_компаний городского

_снабжения

\}блик

ся как правительственное регулирование, так и то, что частные компании были слишком заинтересованы в получении надежной прибыли в области переработки. Поэтому они не считали приоритетным направлением разработку ресурсов за рубежом и продвижение нового бизнеса в области добычи. Правительство должно одновременно реформировать деятельность государственных энергетических компаний, а также активно содействовать частным компаниям в деле продвижения нового бизнеса в области добычи, которая имеет высокую добавочную стоимость. Во время встреч на высшем уровне между Кореей и Россией всегда делается акцент на скорейшем развитии проекта по строительству газового трубопровода Южная Корея - Северная Корея - Россия. Этот вопрос всегда стоит на повестке дня. Проект строительства газового трубопровода Южная Корея - Северная Корея - Россия, подра-евает, что с 2017 г. Южная Корея будет импортировать через Северную Корею российский одный газ в объеме 7,5 млн т в год на протяжении 30 лет; стоимость проекта составит около 90 млрд долл. США, что позволяет назвать данный проект мегамасштабным. /"^Строительство данного газового трубопровода позволит России расширить экспорт природного газа в Корею, а для Кореи представится возможность получить поставки газа по ценам ниже, чем импортные цены на СПГ из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также сократить транспортные издержки. Тем самым данный проект является экономически выгодным для обеих стран. Но из-за северно-корейской ядерной проблемы и санкций ООН против Северной Кореи в настоящее время не наблюдается никакого развития этого проекта.

Поскольку не выполнены необходимые географические и строительно-инженерные исследования в данном регионе, требуемые для строительных работ с технической точки зрения (например, размеры устанавливаемого трубопровода), поставки газа через газовый трубопровод с 2017 г. считаются маловероятными.

Во время встречи АТЭС на высоком уровне Президент России В.В. Путин заявил, что для экс-

порта природного газа в Корею возможно рассмотрение варианта строительства газового трубопровода, проходящего по дну Восточного моря, но данное предложение воспринимается Кореей в качестве невозможного варианта. Причиной этому является тот факт, что по морскому варианту также необходимо предварительное соглашение с Северной Кореей.

Глубина вод в этом регионе составляет от 2000 до 3000 метров, поэтому, по сравнению со строительством наземного трубопровода, стоимость данного проекта будет в несколько раз выше. По этой причине теряется не только экономическая выгода проекта, но также появляется опасность экологической катастрофы. В газовый трубопровод поставляются токсические вещества, такие как метанол, при любом нарушении баланса на дне моря из-за землетрясения и пр. может возникнуть опасность, если вредные вещества попадут в воду [5].

Для развития данного проекта первоочередной необходимостью являются действия по созданию рабочей группы на правительственном уровне между 3 сторонами: Южная Корея, Северная Корея, Россия. До настоящего времени по данному проекту было проведено множество переговоров между Южной Кореей и Россией, а также между Северной Кореей и Россией, но не было организовано переговоров между Южной и Северной Кореей, а также трехсторонних переговоров Южная Корея -Северная Корея - Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если удастся устранить риски, связанные с Северной Кореей, и обеспечить долгосрочные и стабильные поставки, то снабжение природным газом из российского Дальнего Востока станет наилучшим вариантом обеспечения энергией, который Корея может выбрать. Более того, данный проект может стать не только важнейшей отправной точкой в трехстороннем сотрудничестве между Южной Кореей, Северной Кореей и Россией, но и поможет добиться высокой экономической эффективности для всех сторон.

Вывод

Для обеспечения эффективных и стабильных поставок природного газа в Корею, которая не владеет

...если посмотреть на крупные мировые

энергетические_

компании, то можно сделать вывод, что они охватывают все сферы бизнеса -добычу, переработку и химию, используя

вертикально_

интегрированную схему управления бизнесом____

собственными запасами природного газа, необходимо активно развивать деятельность по различным проектам в области добычи. Кроме того, нужно разрабатывать проект газового трубопровода Южная Корея - Северная Корея - Россия. И в то же время нужно постоянно совершенствовать политику по созданию экономически более эффективной системы рыночной структуры.

Литературы

1. Пак Сон Джин. Исследование мер обеспечения стабильных и эффективных поставок природного газа // Министерство промышленности, торговли и энергетики Республики Корея. - 2013. - С. 86.

2. Официальный сайт KOGAS [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kogas.or.kr/.

3. Statistics Korea [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.index.go.kr/.

4. Ministry of Trade, Industry and Energy Republic of Korea [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.motie .go .kr/.

5. Юн Вен Хе. План подводного газопровода, предложенный В.В. Путиным, экономически не выгоден // GNETIMES.

6. Галайда Н.П. Диверсификация экспортных поставок как способ повышения устойчивости российских газовых компаний // Российское предпринимательство. - 2011. - № 3 Вып. 1 (179). - с. 110-117. - http://www. creativeconomy.ru/articles/11491/.

Kang Hae Syn

Postgraduate of the Chair of the International Problems of Fuel-and-Energy Complex (FEC), Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO University)

The plan of stable supply of natural gas to South Korea

_Abstract

The purpose of this article is to throw light on the currently existing problems of the natural gas industry of the Republic of Korea and to develop a plan to ensure efficient and stable supply of natural gas to South Korea on the basis of the strategies adopted.

Keywords: The Republic of Korea, gas policy, gas industry, natural gas, liquefied natural gas (LNG)

ссийское предпринимательство, № 10(256)/май 2014

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.