УДК 339.564.2:553.981 (470+571 +519.5)
https://doi.org/10.24158/pep.2017.5.11
Ковш Андрей Владимирович
Kovsh Andrey Vladimirovich
кандидат исторических наук,
доцент кафедры американских исследований
Санкт-Петербургского государственного университета
СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В РЕСПУБЛИКУ КОРЕЯ [1]
PhD in History, Assistant Professor, American Studies Department, Saint Petersburg State University
MID-TERM INCREASING OF RUSSIAN LIQUEFIED NATURAL GAS EXPORT TO THE REPUBLIC OF KOREA [1]
Аннотация:
В статье дана оценка среднесрочной перспективы увеличения экспорта российского сжиженного природного газа в Республику Корея в контексте реализации новых российских газовых проектов, ориентированных на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Ключевые слова:
сжиженный природный газ, экспорт, Республика Корея, Сахалин, «Ямал-СПГ», Азиатско-Тихоокеанский регион, энергетическая политика.
Summary:
The article is focused on estimating the mid-term increasing of Russian liquefied natural gas export to the Republic of Korea in the context of the implementation of the new Russian LNG projects targeting the Asia-Pacific region.
Keywords:
liquefied natural gas, export, Republic of Korea, Sakhalin, Yamal LNG, Asia-Pacific region, energy policy.
Республика Корея (РК) является вторым в мире экспортером сжиженного природного газа (СПГ). Собственная добыча покрывает не более 1 % ежегодного потребления, а объемы экспорта каждый год увеличиваются. Россия в свою очередь обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа и находится в географической близости от перспективного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако российская доля рынка СПГ РК составляет всего 5 %. Есть ли возможность увеличить объем экспорта отечественного СПГ и каковы среднесрочные перспективы РФ на газовом рынке Южной Кореи?
«Сахалин-2» на сегодняшний день - единственный реализованный проект по производству СПГ в РФ. Заявленная производительность - 9,6 млн т газа в год. РК получает около 16 % СПГ проекта. В соответствии с контрактом, подписанным в 2005 г. оператором проекта Sakhalin Energy (SE) и Korea Gas Corporation (KOGAS), объем поставок составляет 1,5 млн т СПГ в год, срок контракта - 20 лет (2009-2029 гг.) [2]. Основной покупатель сахалинского СПГ - японские компании, которые получают по долгосрочным контрактам почти 36 % СПГ проекта «Сахалин-2». Также контракты c ежегодными объемами 1 млн т на период 2009-2028 гг. подписаны с Shell Eastern Trading Ltd. и Gazprom Global LNG. Таким образом, почти 73 % от плановых мощностей «Сахалин-2» поставляется в рамках долгосрочных договоров. При этом SE практически с момента запуска завода производит сырье в больших объемах, чем предусматривает производственный план [3, p. 69]. Выпущенный сверх плана объем также выкупается контрагентами, работающими по подобным соглашениям.
Остальные проекты РФ по производству СПГ, целевым рынком которых является АТР в целом и РК в частности, либо находятся на стадии строительства, либо планируются при низкой вероятности реализации. К последним относятся следующие два проекта.
«Дальневосточный СПГ» планировался «Роснефтью» совместно с ExxonMobil. Решение зависело от исхода судебной тяжбы между «Роснефтью» и SE за доступ к Транссахалинскому газопроводу, принадлежащему SE в рамках проекта «Сахалин-2». В начале сентября 2015 г. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа вынес решение в пользу «Роснефти». Однако уже к 26 сентября ExxonMobil свернула 90 % совместных проектов с «Роснефтью» по причине санкций. Никаких четких инвестиционных решений в отношении «Дальневосточного СПГ» не принималось, а источники в «Роснефти» говорят о том, что строительство начнется не ранее 2018-2020 гг. [4].
«Владивосток-СПГ» - проект «Газпрома», который предусматривал строительство завода мощностью не менее 15 млн т газа в год. Первую линию планировалось ввести в строй в 2018 г., но реализация столкнулась с трудностями. Во-первых, «Газпромбанк», который должен был привлечь финансирование строительства, находится под санкциями. Во-вторых, санкции непосред-
ственно коснулись поставок ключевого оборудования по сжижению газа, а РФ не обладает такими технологиями. В-третьих, предполагалось, что ресурсной базой для «Владивосток-СПГ» станет Южно-Киринское месторождение на Сахалине, откуда сырье будет поставляться по существующему газопроводу Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Однако в начале 2014 г. «Газпром» признал, что Южно-Киринское заработает лишь в 2019 г., а на пиковую добычу выйдет только к 2023-2024 гг. [5]. Кроме того, судьба «Владивосток-СПГ» зависит от переговоров о поставках трубопроводного газа в Китай, предложивший «Газпрому» отказаться от строительства мощностей по производству СПГ и протянуть имеющийся газопровод прямо в КНР. В этом случае «Газпрому» придется свернуть планы по выходу на рынок СПГ АТР.
«Ямал-СПГ» - перспективный проект по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и строительству завода СПГ на полуострове Ямал. Мощность завода должна составить 16,5 млн т в год. Целевых рынков у проекта два: Европа и Азия. В АТР газ должен поставляться по Северному морскому пути во время навигационного периода с июля по середину ноября, в остальное время возможны поставки через Европу на основе своп-контрактов с другими поставщиками СПГ в АТР. Сегодня на официальном сайте ОАО «НОВАТЭК» сроки запуска завода не указаны. Принимая во внимание негативные внешнеполитические тенденции и трудности с финансированием, можно предположить, что запуск завода будет осуществлен не ранее 2019-2020 гг., а на полную мощность он выйдет лишь к 2022-2023 гг.
Таким образом, с 2009 по 2017 г. включительно единственной возможностью для РФ поставлять СПГ на рынок РК был и остается проект «Сахалин-2», а увеличение объемов экспорта российского СПГ в РК выглядит крайне проблематичным по следующим причинам.
Во-первых, под вопросом находится расширение проекта «Сахалин-2». В июне 2015 г. «Газпром» и Royal Dutch Shell подписали меморандум о реализации проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ. Глава SE Р. Дашков заявил, что компания примет инвестиционное решение о создании третьей линии в 2017 г., а запуск планируется в 2021 г. [6]. Однако реальные сроки не оговариваются.
Во-вторых, от проекта «Ямал-СПГ» во многом зависит будущее РФ на газовом рынке АТР в целом и рынке РК в частности. Сроки запуска завода обусловлены финансированием проекта китайскими инвесторами и технологическими возможностями по установке ключевого оборудования.
В-третьих, проект «Владивосток-СПГ», скорее всего, не будет реализован, а «Дальневосточный СПГ» находится на стадии проектирования. Прокладка газопровода в РК по территории КНДР либо по дну Японского моря невозможна по ряду политических и экономических причин.
В-четвертых, существенные коррективы вносит внутренняя динамика рынка СПГ РК. Даже приняв во внимание, что доля РФ на рынке РК составляет 4-5 %, нельзя не отметить, что с 2009 г. (когда начались поставки из РФ) рынок РК претерпел значительные изменения. Доля отдельных поставщиков серьезно сократилась (Малайзии - с 23 до 10 %, Омана - с 18 до 10 %), а некоторых - увеличилась (Катара - с 27 до 35 %), появились новые игроки (по состоянию на 2015 г. у Йемена и Нигерии 8 и 9 % от общего объема рынка СПГ РК соответственно).
Учитывая динамику мирового рынка СПГ, расстановку сил на рынке природного газа РК, уровень его диверсификации (второй в мире после Японии), темпы реализации новых проектов СПГ в РФ и общеэкономическую ситуацию, можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе (до 5-7 лет) увеличение российской доли на рынке СПГ Республики Корея невозможно.
Ссылки и примечания:
1. Статья опубликована при поддержке Программы ведущих университетов по изучению Кореи Министерства образования Республики Корея и Стратегической инициативы по научным исследованиям Кореи Академии корееведения (AKS-2016-OLU-2250002). (This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2016-OLU-2250002).)
2. «Газпром» и KOGAS отметили успешное сотрудничество в области поставок СПГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2015/september/article245839 (дата обращения: 20.05.2017).
3. The Asian Quest for LNG in a Globalising Market / A. Corbeau, A. Braaksma, F. Hussin, Y. Yagoto, K. Yamamoto. Paris, 2014. 140 p.
4. Astakhova O., Pinchuk D. Exclusive: Rosneft's Sakhalin LNG plant delayed for at least two years - sources [Электронный ресурс] // Reuters. 2015. April, 7. URL: http://www.reuters.com/article/us-russia-crisis-lng-idUSKBN0MY0XK20150407 (дата обращения: 20.05.2017).
5. «Газпром» откладывает запуск завода «СПГ-Владивосток» в Приморье на два года [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/339981/ (дата обращения: 20.05.2017).
6. Расширение завода СПГ на «Сахалине-2» является приоритетным для «Газпрома» [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2015. 29 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2820667 (дата обращения: 20.05.2017).