Научная статья на тему 'План государственной санитарной инспекции в послевоенный период'

План государственной санитарной инспекции в послевоенный период Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «План государственной санитарной инспекции в послевоенный период»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗА ССР

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

Отв. редактор А. Я. КУЗНЕЦОВ, зам. отв. редактора А. Н. СЫСИН Члены редколлегии: Н. А. БАРАН, Ф. Е. БУДАГЯН, Н. П. КОМИССАРОВА, А. В. МОЛЬКОВ, Н. А. СЕМАШКО, 3. Б. СМЕЛЯНСКИЙ, Т. Я. ТКАЧЕВ Отв. секретари: Р. М. БРЕЙНИНА, Ц. Д. ПИК

1946 пьоно JM год "ЗДАНИЯ_№ 3

Зам. главного госсанинспек opa Союза ССР доц. Н. Н. ЛИТВИНОВ

План государственной санитарной инспекции в послевоенный период1

VII. Мероприятия в области пищевой санитарии

За годы войны значительно ослабели санитарные требования к пищевой промышленности, местам общественного питания и торговли, ухудшилось санитарное состояние этих объектов. Сократился ассортимент и снизилось качество пищевой продукции. Во время войны имело место распространение алиментарных заболеваний — гипо- и авитаминозов, дистрофии, возросло число пищевых отравлений и заболеваний септической ангиной.

Ликвидация этих последствий войны требует проведения ряда мероприятий в следующих направлениях:

1. Установить для организованного детского населения {ясли, детские сады, детские площадки, школы, пионерлагери) и отдельных профессиональных групп промышленных рабочих суточный рацион питания в соответствии с физиологическими нормами.

2. В целях улучшения качества пищевых продуктов и повышения полноценности питания населения провести следующие мероприятия:

а) потребовать пересмотра всех ГОСТ, ОСТ и временных технических условий на пищевые продукты, изданных в военные годы;

б) прекратить выпуск мясо-растительных котлет и колбас, непастеризованного молока {исключая предприятий, выпускающих сырое гарантированное молоко), а также суфле, гляссе, суфле-гляссе и солодового молока по рецептуре' военного времени.

3. Пересмотреть изданные ВГСИ в военные годы правила с пониженными санитарными требованиями к оборудованию пищевых объектов, таре и транспортировке пищевых продуктов для отмены или переработки их {отмена деревянной тары для перевозки молока, применения минеральных масел для смазывания форм в хлебопечении и т. д.).

4. Все объекты пищевой промышленности, общественного питания, торговли пищевыми продуктами, размещенные за годы войны в случайных, не приспособленных и не пригодных для них зданиях, должны

1 Начало статьи см. .Гигиена и санитария", № 1—2, 1946.

быть в течение пятилетки выведены в другие, специально оборудованные помещения.

5. Органы госсанинспекции в своей практической работе должны установить в отношении всех пищевых объектов жесткие и твердые санитарные требования, рассчитанные на значительное улучшение санитарного содержания этих объектов. С этой целью должны быть предъявлены, а заинтересованными наркоматами осуществлены такие основные требования:

а) Создание и выделение на железнодорожных и водных путях сообщения к концу пятилетки специально оборудованного и предназначенного для перевозки пищевых продуктов транспорта: вагонов-ледников, пароходов-рефрижераторов, цистерн.

б) Обеспечение всех без исключения пищевых предприятий общественного питания, торговли, перерабатывающих и выпускающих скоропортящиеся продукты, постоянными холодильными установками.

в) Коренное улучшение санитарно-технического оборудования (присоединение к водопроводу, канализации, снабжение горячей водой, обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, полное благоустройство территории двора и т. д.). ВГСИ, ведя работу в этолГМЙ^влёнии, уже разработала конкретные требования по ряду наркоматов.

г) Доведение к концу пятилетки количества спецодежды до трех комплектов на работника.

д) Проведение всех мероприятий, обеспечивающих максимальное соблюдение требований личной гигиены работниками пищевых объектов: повышение санитарной культуры среди этих работников, допуск их к работе лишь после сдачи обязательного сантехминимума, обеспечение работников санитарно-бытовыми установками (раздевальные, душевые, умывальники, полотенце, мыло, маникюр и т. д.). Строжайшее соблюдение обязательного медицинского осмотра перед поступлением на работу и регулярных последующих осмотров для лиц, соприкасающихся с пищевыми продуктами.

е) Организация при всех крупных пищевых производствах, предприятиях общественного питания, базах-складах производственных химических и химико-бактериологических лабораторий, осуществляющих систематический производственный контроль за пищевой продукцией.

ж) Организация во всех городских и районных центрах специализированного (паспортизированного) авто-гужевого транспорта для перевозки хлеба и хлебс-булочных изделий, а в республиканских, краевых, областных центрах, кроме того, специализированного транспорта (с охлаждением) для перевозки мясо-молочной и рыбной продукции.

6. Усиление контроля на предприятиях мясной и рыбной промышленности за проведением специальных мероприятий по снижению, а в некоторых объектах и полной ликвидации биогельминтозов; привлечение к этому делу ветеринарных работников, а также работников Нар-компищепрома, мясо-молочной и рыбной промышленности.

VIII. Мероприятия в о б.л а с т и промышленной

санитарии

Основной задачей в области оздоровления условий труда ira промышленных предприятиях в предстоящую пятилетку является радикальное оздоровление условий труда в ведущих отраслях промышленности в целях максимального снижения профотравлений и профзаболеваний (как острых, так и особенно хронических), устойчивого снижения общей заболеваемости рабочих, в первую очередь по пиогенным заболеваниям, травматизму.

Для осуществления указанного необходимы:

1. Реконструкция предприятий (и отдельных производств) химпче-

ской промышленности (в первую очередь предприятий сяецхимии, :жи-локрасочной, производств фосфора) и боеприпасов, обеспечивающая устранение контакта с продуктом и выделение его в воздух рабочих помещений (непрерывность процесса, механизация и герметизация его). Указанное касается в первую очередь предприятий № 80-502, 15-50-3, 56, 98, 102, 91, 90, 365, 606, 97, завода «Апатит», анилокрасочных заводов (5), Чернореченского, Кемеровского, Березниковского, Сталиногорского заводов. Необходимо добиться полной ликвидации острых отравлений тетраэтилсвинцом, тринитротолуолом, а также максимального снижения хронических отравлений этими ядами, ликвидации фосфорных некрозов и раковых заболеваний мочевого пузыря.

2. Должны быть проведены специальные мероприятия:

а) на предприятиях черной металлургии и в первую очередь на заводах УССР, Урала, Сибири — по решительному и стойкому снижению отравлений окисью углерода;

б) на свинцовоплавильных, аккумуляторных и ртутных заводах — по снижению свинцовых и ртутных отравлений;

в) в машиностроительной промышленности и в первую очередь в авиапромышленности — по снижению отравлений тетраэтилсвинцом, свинцовым бензином, бензолом (бенэосмесительные и мотороиспыта-тельные станции, малярные цехи);

г) в нефтяной промышленности восточных районов — по снижению отравлений сероводородом.

3. Проведение комплекса мероприятий и в первую очередь мокрого бурения для профилактики заболеваний силикозом и силико-туберку-лезом среди подземных рабочих горно-рудной промышленности на предприятиях цветной и черной металлургии и горно-химической промышленности Министерства ХП.

4. Проведение ряда санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда в угольной промышленности: устройство правильной вентиляции, водоснабжения, подземной ассенизации, санитарно-бытовых установок и т. д.

5. Укрепление газоспасательного дела на промышленных предприятиях в горной, металлургической и химической промышленности — восстановление газоспасательных станций, организация их вновь, а также газозащитных пунктов в соответствующих цехах и предприятиях, оснащение их необходимым оборудованием, укомплектование подготовленными кадрами, перевод работы станций на работу по активному методу.

6. Решительное улучшение снабжения рабочих достаточным количеством средств индивидуальной защиты (очки, респираторы, противогазы, шлемы), спецодеждой, обладающей необходимыми защитными свойствами (хлорвиниловая, маслостойкая и др.).

Необходимо поставить вопрос о бесплатной выдаче спецодежды (по установленным нормам) промышленным рабочим всех наркоматов и об организации специального центра по планированию производства средств индивидуальной защиты рабочих, по снабжению заводов этими средствами.

7. Приведение всех действующих промышленных предприятий, в первую очередь пущенных за годы войны, в соответствие с действующими санитарными нормами (приведение в порядок осветительного хозяйства, отопительной системы, водоснабжения и канализации, восстановление, приведение в порядок, а также дополнительное устройство вентиляционных установок, санитарно-бытовых установок, благоустройство заводской территории и пр.).

8. Усиление предупредительно-санитарного надзора в процессе строительства и при пуске в эксплоатацию.

9. Своевременное и качественное проведение обязательных периодических медицинских осмотров работающих с ядовитыми веществами.

IX. Мероприятия по охране здоровья женщин и подростков в промышленности

В годы войны значительно возросло применение труда женщин и подростков в промышленности.

В то же время специальные мероприятия по охране здоровья и труда жещины и подростка на производстве были в значительной мере ослаблены.

В связи с переходом промышленности на работу в условиях мирного времени необходимо решительно улучшить постановку дела охраны здоровья женщин и подростков на производстве. С этой целью должны быть проведены следующие основные мероприятия:

1) в соответствии с действующим законодательством не допускать в дальнейшем применения женского труда на особо вредных производствах и потребовать постепенной замены всех женщин, занятых в настоящее время на этих работах;

2) обеспечить правильное использование подросткового труда, не допуская подростков к работам, где действующим законодательством труд их запрещен, и добиться нормального режима труда, отдыха и питания подростков;

3) усилить проведение мероприятий, имеющих назначением оздоровление женского и подросткового труда на производстве: снабжение необходимым инструментом, рационализация и механизация производственных процессов, рационализация освещения, устройство комнат личной гигиены женщин, комнат для кормления детей и пр.;

4) в связи с возникновением за последние годы ряда новых производств, не предусмотренных действующим законодательством по труду женщин и подростков от 1932 г., и учитывая также техническую реконструкцию производства, считать необходимым пересмотр списка профессий, на которых не допускается женский и подростковый труд;

5) регулярно проводить предварительные и периодические медицинские осмотры подростков.

X. Мероприятия в области школьной санитарии

В целях дальнейшего укрепления физического состояния детей школьного и дошкольного возраста, снижения среди них инфекционной заболеваемости, необходимо осуществить в течение пятилетки следующие основные мероприятия:

1. Разрабатывать и проводить в жизнь необходимые санитарные требования в отношении устройства, оборудования и режима школьных и детских учреждений на основе:

а) данных о физическом развитии {периодические медицинские осмотры);

6) сведений о заболеваемости и в первую очередь инфекционной;

в) санитарного состояния этих учреждений.

2. Установить систематический санитарный надзор за содержанием мест занятий физкультурой в школах и детских учреждениях.

3. Принимать обязательное участие в разработке планов оздоровительных кампаний для детей школьного и дошкольного возраста, а также в рассмотрении и разработке данных о влиянии этой кампании на физическое состояние детей.

4. Вывести детские учреждения и школы из неподходящих и неприспособленных зданий, в которых они были размещены в связи с событиями военного времени.

5. Ликвидировать перенаселенность детских учреждений и школ (третью смену) путем перевода детей в дополнительно отводимые помещения.

6. Добиться обеспечения школьников горячими завтраками.

7. Освободить школьные здания от всякого рода курсов для взрослых с размещением этих курсов в помещениях культурно-просветительных учреждений (клубы, избы-читальни и т. п.) или в специально отводимых зданиях.

8. Выделить и оборудовать во всех детских учреждениях изоляторы, а в школах — раздевальные и буфетные комнаты.

9. Должен быть решен вопрос о выделении материалов и об организации массового изготовления стандартной мебели и оборудования для детских учреждений и школ.

Совершенно очевидно, что выполнение изложенного плана потребует деятельного участия научно-исследовательской мысли. Во многих случаях санитарная организация должна получить научное обоснование для решения отдельных вопросов своей практической деятельности. Всесоюзная государственная санитарная инспекция, установив постоянную тесную связь с институтами Академии медицинских наук СССР, имела возможность согласовывать с ними включение ряда проблем в пятилетние планы научной тематики институтов.

Так, в плане академического Института общей гигиены среди прочих проблем нашли свое отражение:

а) изучение санитарных последствий войны и разработка мероприятий по восстановлению и оздоровлению населенных мест;

б) процессы загрязнения и самоочищения внешней среды {воздух, вода, почва, свет, зеленые насаждения) в их взаимодействии с здоровьем населения;

в) санитарная охрана границ СССР в послевоенный период и ряд других. Значение разработки этих проблем для практической деятельности госсанинспекции бесспорно.

Среди проблем, нашедших свое место в плане научно-исследовательской работы Института питания Академии медицинских наук, следует указать прежде всего на проблему о нормах питания. Зд^сь должен быть разрешен вопрос о качественной стороне норм питания для различных возрастных и профессиональных групп населения с учетом климатических особенностей различных районов СССР. Госсанинспекция должна получить для своей практической деятельности научно обоснованные оптимальные нормы в отношении всех пищевых веществ, входящих в состав рациона человека. Вторая проблема — это вопрос о пищевых токсикозах и токсикоинфекциях. По этой проблеме должны продолжаться работы по изучению причин, вызывающих токсикозы и токсикоинфекции, что дает основание к усилению и расширению профилактических мероприятий по борьбе с ними.

В плане научно-исследовательских работ академического института гигиены труда и профессиональных заболеваний также предусмотрен ряд проблем, имеющих огромное значение для правильного решения многих вопросов в области промышленной санитарии. Достаточно указать такие проблемы, как изучение силикоза и силико-туберкулеза, кессонной болезни, профессиональных заболеваний химической эт.чо-логии (тетраэтилсвинец, ртуть, свинец и др.), изучение климата производственных помещений и физиологическое обоснование гигиенических норм.

XI. Мероприятия по кадрам

Наконец, для выполнения намеченных пятилетним планом санитарных мероприятий потребуются кадры санитарных работников и сеть санитарно-эпидемиологических учреждений. Основным из них является санитарно-эпидемиологическая станция, которая должна стать базой для всей деятельности госсанинспекции.

Санитарно-эпидемиологическая станция должна объединить в своем составе под одним общим руководством все санитарные и противоэпидемические учреждения, обслуживающие определенную территорию с определенным населением. В соответствии с этим должны быть созданы станции: областные (краевые, республиканские), городские и районные; в последней группе следует различать районные городские станции для городов, имеющих районное деление, и сельские районные — для сельских районов. В данное время в стране имеется 3 506 санитарно-эпидемиологических станций; к концу пятилетки количество их должно увеличиться до 5 243. В составе станции должны быть следующие отделения: саннтарно-эпидемическая (оперативная) группа, сани-тарно-бактериологическая лаборатория, отделение дезинфекции, прививочное, санитарной статистики, санитарного просвещения, административно-хозяйственная часть, транспортная группа. Кроме того, в состав станции при наличии соответствующих показаний могут дополнительно входить отделения: коревое, пастеровское, малярийное, бруцеллезное, туляремийное.

В течение пятилетки все существующие и вновь открываемые станции должны быть обеспечены подготовленными кадрами (врачей, лаборантов, химиков и т. д.), лабораторным оборудованием, красками, стеклом, реактивами, транспортом, собственным помещением.

Что касается штатов госсанинспекции, то они должны строиться в точном соответствии с приказом № 2 НКЗдрава СССР «О мероприятиях по укреплению санитарных кадров». В каждом сельском районе должна быть установлена и замещена должность районного госеанин-спектора. Госсанинспектор является руководителем и организатором всей санитарно-эпидемической работы как в городе, так и в районе. В городах госсанинспекция должна иметь в своем составе исключительно специалистов — отраслевых госсанинспекторов. Число их к концу пятилетки должно увеличиться не менее чем в полтора раза. Кроме того, должна быть замещены подготовленными санитарными врачами все должности госсанинспекторов, занятые медицинскими работниками других специальностей {зубными врачами, одонтологами).

В настоящее время по всему СССР имеется 6 938 штатных должностей госсанинспекторов, к концу пятилетки число их должно достигнуть 9 238.

Исключительное внимание должно быть уделено подготовке и переподготовке кадров госсанинспекторов и руководителей санитарно-эпидемиологическими станциями; этот вопрос в значительной мере определит качество работы госсанинспекции.

Подготовка Кадров должна происходить в нескольких направлениях. Во-первых, должен быть установлен обязательный порядок предварительной подготовки врачей, окончивших лечебно-профилактические факультеты и направляемых на работу в органы госсанинспекции и санитарно-эпидемиологические станции. Для этой цели необходимо организовать курсы в республиканских, краевых, областных центрах с привлечением к этому делу соответствующих кафедр и институтов. Во-вторых, необходимо переподготовить всех молодых врачей, закончивших лечебно-профилактический факультет и уже работающих госсанинспекторами и руководителями санитарно-эпидемиологических станций. Эта переподготовка может быть осуществлена частью на местах в республиканских, краевых, областных центрах, частью в ЦИУ.

Особенно тщательно должна быть организована подготовка отраслевых госсанинспекторов-специалистов; они должны готовиться только в ЦИУ и на рабочих местах в специальных отраслевых институтах.

Параллельно со всем этим должна происходить систематическая работа по повышению квалификации всех госсанинспекторов, прорабо-

тавших более 3 лет, путем предоставления им командировок в ЦИУ или на рабочие места в институтах.

Наконец, необходимо большое внимание уделить вопросу подготовки руководящих кадров: республиканских, краевых, областных госсанинспекторов. Для этой цели в Москве, в ЦИУ, должен быть организован специальный цикл по особой целевой программе. Правильно построенная и твердо проводимая система подготовки кадров госсанинспекторов и руководителей санитарно-эпидемиологических станций повысит среди них уровень специальных знаний, возбудит интерес к работе, пробудит инициативу и вольет свежую живую струю в практическую санитарную деятельность.

Огромную роль в дальнейшем успешном развитии санитарного дела в стране должны сыграть санитарно-гигиенические комплексные и профильные научно-исследовательские институты. В областях, пострадавших от немецкой оккупации, должны быть восстановлены четыре института (в Украинской и Белорусской ССР). Возникает вопрос о создании трех новых комплексных институтов в Сибири и Средней Азии. Санитарно-гигиенические и профильные институты на протяжении пятилетки должны пополнить и обновить свое оборудование, лаборатории; институтам должна быть оказана полная помощь в получении новейшей литературы, в том числе зарубежной, а также в печатании законченных работ и исследований.

Институты должны установить постоянную и прочную связь с практическими санитарными работниками: госсанинспекторами, работниками санитарно-эпидемиологических станций; силами их институты должны по определенному плану организовать научную разработку отдельных вопросов и тем.

Это создаст определенный подъем научно-исследовательской работы в санитарно-эпидемическом деле, привлечет к научной работе свежие •силы практических санитарных работников.

Таковы основные принципиальные положения, определяющие содержание и направление деятельности госсанинспекции в послевоенный период.

В течение Великой отечественной войны санитарно-эпидемические работники вместе со всеми медицинскими работниками обеспечили санитарное благополучие страны и дали много образцов преданности родине и долгу.

С такой же энергией и преданностью санитарно-эпидемические работники трудятся в настоящее время над тем, чтобы обеспечить дальнейшее оздоровление страны и подъем народного хозяйства выше довоенного уровня. _

Кандидат архитекту-рных наук Л. Б. ЛУНЦ

Очередные вопросы озеленения городов

Из Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР

I

Благоустройство наших городов — одна из важнейших задач послевоенного периода. В кратчайший срок предстоит не только восстановить разрушенные немецкими оккупантами жилые и общественные здания, фабрики, заводы и коммунальные сооружения в десятках городов, но и добиться того, чтобы в результате восстановительных работ наши города были красивыми, удобными и здоровыми. Наряду с восстановлением городов, оказавшихся в зоне военных действий, огромная работа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.