®
www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2023.5.14
UDC 327(73) Submitted: 19.10.2022
LBC 66.4(7Сое),9 Accepted: 13.02.2023
BIDEN'S PLAN TO REVIVE U.S. RELATIONS WITH LATIN AMERICAN COUNTRIES: EXPECTATIONS AND REALITY OF 20211
Timur V. Nelin
Volgograd Regional Research and Production Center for the Protection of Historical and Cultural Monuments,
Volgograd, Russian Federation
Abstract. Introduction. During the four years of Donald Trump's presidency, the relations of the United States with the countries of the Latin American region were greatly damaged. The election plan of Joe Biden meant providing assistance to some countries in Central America and assumed a return to the foreign policy strategy of Barack Obama. After the Democratic candidate's victory in the 2020 presidential race, the expert community of Latin Americanists expected the expansion of Biden's plan and the formation of a new U.S. foreign policy doctrine regarding Latin America. The purpose of the article is to find out what expectations the experts (scholars, former politicians, representatives of human rights organizations, etc.) had for the reviving of U.S. relations with Latin American countries in 2021 and how these expectations were met. Methods and materials. The research is based on the analysis of the expert community opinion towards the Latin American policy of Biden's administration and the correlation of this opinion with the actual policy. The author uses methods of discourse analysis and comparative analysis. Analysis. The cancellation of Trump's migration orders by the new administration was perceived by experts as a positive signal to improve U.S. relations with Latin American countries. However, Biden's first 100 days showed that the president did not intend to expand the provisions of his election plan. The increasing flows of illegal migrants and local crises emerging in Latin America have forced the expert community to doubt the possibility of Biden's plan to cope with new challenges. Results. The study showed that most of the expectations about the improvement of U.S. relations with the countries of the Latin American region were not justified. The reason for that was not only the narrowness of Biden's plan itself but also the imperfection of the American bureaucratic system and external crises. According to experts, by the end of2021, the Latin American policy of the new administration did not have any fundamentally new achievements that could significantly change the situation that had developed under President Trump's administration.
Key words: U. S. foreign policy, Biden, illegal migration, Latin America, Central America.
Citation. Nelin T.V. Biden's Plan to Revive U.S. Relations with Latin American Countries: Expectations and Reality of 2021. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2023, vol. 28, no. 5, pp. 173-185. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2023.5.14
УДК 327(73) Дата поступления статьи: 19.10.2022
ББК 66.4(7Сое),9 Дата принятия статьи: 13.02.2023
ПЛАН ДЖ. БАЙДЕНА ПО НАЛАЖИВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ США СО СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ 2021 ГОДА1
Тимур Владимирович Нелин
Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры, Н г. Волгоград, Российская Федерация
fH
^ Аннотация. Введение. За четыре года президентства Д. Трампа отношения Соединенных Штатов со @ странами Латиноамериканского региона были сильно испорчены. Предвыборный план Дж. Байдена подра-
(N
о
(N
m
зумевал оказание помощи странам Центральной Америки и предполагал возвращение к внешнеполитической стратегии периода президентства Б. Обамы. После победы кандидата от демократов в президентской гонке 2020 г., экспертное сообщество латиноамериканистов ожидало расширения плана Байдена и формирования новой внешнеполитической доктрины США в отношении Латинской Америки. Цель статьи - выяснить, какие ожидания были у экспертов (ученых, бывших политиков, представителей правозащитных организаций и др.) по налаживанию отношений США со странами региона в 2021 г. и насколько эти ожидания оправдались. Методы и материалы. Исследование строится на анализе мнения экспертного сообщества относительно вариантов развития латиноамериканской политики администрации Дж. Байдена и соотношения этого мнения с фактически проводимой политикой. В работе используются методы дискурс-анализа и компаративного анализа. Анализ. Отмена миграционных указов Д. Трампа новой администрацией была воспринята экспертами как позитивный сигнал к улучшению отношений США со странами Латинской Америки. Однако первые сто дней президентства показали, что Дж. Байден не намерен расширять положения своего предвыборного плана. Увеличивающийся поток нелегальных иммигрантов и возникающие в Латинской Америке локальные кризисы вынудили экспертное сообщество усомниться в возможности плана Бай-дена справиться с новыми вызовами. Результаты. Исследование показало, что большая часть ожиданий о налаживании отношений США со странами Латиноамериканского региона не оправдалась, виной чему были не только закостенелость самого плана Байдена, но и несовершенство американской бюрократической системы, и внешние кризисы. В результате к концу 2021 г. латиноамериканская политика новой администрации США, по мнению экспертов, не имела каких-то знаковых достижений, существенно улучшающих сложившуюся при Д. Трампе ситуацию.
Ключевые слова: внешняя политика США, Байден, нелегальная миграция, Латинская Америка, Центральная Америка.
Цитирование. Нелин Т. В. План Дж. Байдена по налаживанию отношений США со странами Латинской Америки: ожидания и реальность 2021 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2023. - Т. 28, №2 5. - С. 173-185. - DOI: https:// doi.org/10.15688/ргоки4.2023.5.14
Введение. До президентских выборов в США 2020 г. западная пресса, упоминая о плане Байдена, подразумевала отдельный раздел предвыборной программы кандидата от демократов: «План Байдена по обеспечению безопасности и процветания в партнерстве с народами Центральной Америки» [34]. Хотя основные положения касались развития стран так называемого Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас), в тексте особо отмечалось, что стабильность в указанных странах имеет решающее значение для обеспечения безопасности и процветания всего Западного полушария «от северных пределов Канады до южной оконечности Чили». Такая оговорка фактически намекала, что план Байдена имеет цели более масштабного характера, чем просто помощь странам Центральной Америки. Соответственно, можно было ожидать, что после победы Джо Байдена в президентской гонке положения предвыборной программы приобретут форму некого документа, определяющего внешнеполитическую стратегию США в отношении Латиноамериканского региона.
Начиная с 2021 г. словосочетание «план Байдена» в прессе использовалось не только
применительно к предвыборным обещаниям нового президента, но и для определения общего плана президентской администрации по развитию отношений со странами Латинской Америки. В настоящей статье термин применяется в аналогичных значениях.
После жесткой политики Дональда Трампа в отношении латиноамериканских мигрантов и отдельных стран региона экспертное сообщество в виде ученых-латиноамерикани-стов, бывших политиков, международников, представителей правозащитных организаций и др. восприняла победу кандидата от демократов в ноябре 2020 г. с энтузиазмом и надеждой на долгожданные перемены к лучшему. В связи с этим цель статьи - выяснить, какие ожидания были у экспертного сообщества от плана Байдена по налаживанию отношений США со странами Латинской Америки в первый год работы новой администрации и насколько эти ожидания оправдались в ходе реализации данного плана.
Методы и материалы. Тема перемен в латиноамериканском векторе внешней политики США при Дж. Байдене привлекла внимание ряда отечественных ученых, в частно-
сти она находит отражение в научных статьях таких исследователей, как М.А.-М. Код-зоев, И.Б. Пшеничников, В.П. Сударев [1-3; 33]. В своих работах они сделали акцент на конкретные политические шаги, которые предприняла новая администрация, в том числе и в отношении отдельных стран Латинской Америки.
Статьи прогностического характера, которые позволяют судить об ожиданиях экспертов в отношении вариантов развития латиноамериканской политики Дж. Байдена, как правило, представлены в разного рода СМИ. Среди отечественных экспертов, делающих такие прогнозы, можно отметить П.П. Яковлева [4]. В рамках настоящего исследования при анализе западных СМИ, преимущественно американских, приоритет отдавался тем изданиям, которые не просто информировали читателя об изменениях в латиноамериканской политике команды Байдена - Харрис, но привлекали экспертов-аналитиков, дающих личную оценку происходящему и выражающих свое мнение относительно будущего этой политики.
О том, как реализовывался план Байде-на, можно судить по президентским указам и распоряжениям, изданным в 2021 году.
Работа построена по хронологическому принципу начиная с прогнозов кануна президентских выборов в США 2020 г. и далее к анализу ожиданий, меняющихся по мере принимаемых администрацией политических решений и происходящих в Латинской Америке знаковых событий. В исследовании используются методы дискурс-анализа и компаративного анализа.
Анализ. Прежде всего нужно пояснить в общих чертах, что из себя представлял план Байдена в качестве одного из разделов предвыборной программы. Если опустить содержащуюся в ней критику инициатив действовавшего на тот момент президента Д. Трампа, то предложенный Дж. Байденом план сводится к нескольким основным положениям: Соединенные Штаты должны оставаться лидером в Центрально-Американском регионе и обеспечивать реализацию так называемой комплексной стратегии в отношении Центральной Америки; главная цель - снизить нелегальную иммиграцию в США. Для реализации
данной цели команда Байдена - Харрис предлагает выделить в течение четырех лет 4 млрд долл., привлечь частные инвестиции в регион, повысить безопасность, обеспечить верховенство закона, побороть коррупцию, сократить бедность и стимулировать экономическое развитие. Для успешной реализации данного плана страны Северного треугольника должны провести системные внутренние реформы, чтобы модернизировать социальные институты, которые в их нынешнем виде препятствуют реализации программы. Особо подчеркивается, что американские инвестиции должны быть направлены в организации, представляющие гражданское общество, поскольку именно они находятся на переднем крае борьбы с первопричинами регионального кризиса. Для успешной реализации задуманного план предполагает привлечение Мексики, Канады и других региональных партнеров из Центральной и Южной Америки [34].
Несмотря на то что план кандидата от демократов представлял альтернативу жесткой и многими ненавидимой политике Д. Трампа, он все равно подвергся критике как со стороны политических оппонентов, так и со стороны некоторых однопартийцев Дж. Байдена. Например, издание The Intercept еще весной 2020 г. отмечало, что предложенная программа скучна, банальна, не предлагает никаких новых решений и, облаченная в откровенно левую риторику, продолжает продвигать опробованную ранее провальную стратегию в отношении центральноамериканских стран. Дж. Байдену припомнили его непосредственное, и даже ключевое, участие в разработке принятого при администрации Билла Клинтона плана «Колумбия», направленного на борьбу с идущим через Центральную Америку наркотрафиком. В результате реализации этого плана, как отмечало издание, «кокаин потек на север более высокими темпами и по более низким ценам» [37].
Издание The New York Times, рассуждая уже накануне выборов, 27 октября 2020 г., на тему возможных преобразований во взаимоотношениях США со странами Латинской Америки, также подвергло критике план Бай-дена, но при этом дало определенные прогнозы по ситуации в случае победы демократов. Главным ожиданием от латиноамериканской
политики Дж. Байдена, по мнению издания, был отказ США от Доктрины Монро, реин-карнированной Д. Трампом в 2018 г. с целью помешать Китаю распространить свое влияние на Латинскую Америку. Прогнозировалось улучшение отношений с Кубой и ухудшение отношений с Бразилией. Во время первых президентских дебатов Дж. Байден сказал, что консервативное правительство Бразилии столкнется с «экономическими последствиями», если не сумеет остановить вырубку лесов [21].
После оглашения результатов выборов эксперты стали давать прогнозы и даже советы относительно возможного решения каких-то локальных вопросов, составляющих комплекс отношений США со странами Латинской Америки. Это были вопросы, связанные с Кубой, Венесуэлой, странами Центральной Америки, миграционной политикой, проблемами климата и т. д. [6; 30; 31; 35]. Ожидания в основном были оптимистичные. Латиноамериканский план Байдена по прогнозам должен был получить развитие и выйти за обозначенные в предвыборной программе географические и тематические рамки. Косвенным подтверждением этому стал и особый энтузиазм, с которым новый президент США подошел к реализации задуманного.
В первый день работы новой администрации, 20 января 2021 г., первым подписанным Дж. Байденом документом стал меморандум для генерального прокурора и министра внутренней безопасности, которым президент возобновил работу принятой еще в 2012 г. при Б. Обаме и приостановленной Д. Трампом программы, защищавшей несовершеннолетних иммигрантов от депортации из США (Deferred Action for Childhood Arrivals -DACA) [24]. Второй подписанный документ в настоящем контексте не так важен, он отменял указ № 13780 от 6 марта 2017 г., касавшийся запрета на въезд гражданам семи недружественных Соединенным Штатам стран Востока. А вот третьим подписанным документом Дж. Байден отменил нашумевший указ № 13768 от 25 января 2017 г. [13]. Этот указ был ориентирован прежде всего на нелегальных иммигрантов из Латинской Америки, ужесточал правила и сокращал сроки для выдворения нарушителей миграционного за-
конодательства. В Разделе 9 он содержал спорное положение о наказании укрывавших нелегалов муниципалитетов посредством отказа в предоставлении федеральных грантов [12]. Это положение вызвало наибольшие дискуссии, в результате которых 21 ноября 2017 г. судья окружного суда США Уильям Оррик признал данный раздел о лишении так называемых городов-убежищ федерального финансирования неконституционным и издал бессрочный запрет на исполнение данного указа [11]. Дж. Байден своим распоряжением лишь поставил точку в этом вопросе.
В тот же день, 20 января 2021 г., Белый дом анонсировал всеобъемлющий законопроект об иммиграционной реформе, который упрощал и в значительной мере смягчал введенные предыдущей администрацией порядки, давал новые возможности для нелегалов к получению гражданства США, способствовал, как провозглашалось, развитию экономики страны, улучшению пограничного контроля и устранению коренных причин миграции из Центральной Америки [15]. На рассмотрение Конгресса текст законопроекта поступил 18 февраля 2021 г. [16]. По сути, данный законопроект не вводил в американскую систему чего-то принципиально нового, основные его положения соответствовали обозначенному еще во время предвыборной гонки плану Байдена и можно даже сказать, что были популистскими, поскольку призваны были изменить именно те принципы миграционной политики Д. Трампа, за которые он в свое время был сильно раскритикован как в американской, так и в латиноамериканской прессе. Отчасти о популистском характере предложенного законопроекта говорит и то, что по состоянию на сентябрь 2022 г. он так и не приобрел форму закона, больше года оставаясь на рассмотрении комитета Демократической партии по иммиграции и гражданству без публичных комментариев и обсуждений. При этом надо отметить, что демократы изначально понимали - протолкнуть законопроект целиком через Конгресс будет сложно, поэтому предложили оформить его положения в виде нескольких отдельных законов. Дж. Байден с такой позицией согласился [19].
Продолжая корректировать миграционную политику предыдущего президента,
Дж. Байден в начале февраля отменил еще несколько миграционных документов, подписанных Д. Трампом, в том числе и вызвавший волну критики знаковый указ № 13767 о строительстве пограничной стены [14].
Тем не менее каких-то новых решений по улучшению взаимоотношений США с латиноамериканскими странами, кроме отмены жестких постановлений прежней администрации, от команды Байдена - Харрис пока небыло. В стратегии национальной безопасности, озвученной президентом 3 марта 2021 г., тема Латинской Америки фигурирует лишь в одном абзаце и ровно в том же ключе, что и в предвыборной программе [18, p. 10-11]. Для сравнения, в предыдущей стратегии национальной безопасности 2017 г. латиноамериканская тематика опосредованно затрагивается уже в самом начале документа, когда речь заходит о борьбе с нелегальной миграцией. Отдельный блок, посвященный приоритетам региональной политики США в Западном полушарии, идет практически в самом конце, после Южной и Центральной Азии, но перед Африкой. В этом блоке объемом примерно в одну страницу в общих чертах прописаны политические, экономические и военные шаги, которые следует предпринять Соединенным Штатам [23, p. 51].
В вопросе организации латиноамериканского направления политики США стратегия национальной безопасности 2017 г. выглядит более продуманной. Однако надо учитывать, что Дж. Байден предложил свою стратегию через полтора месяца после вступления в должность президента, тогда как Д. Трамп - через одиннадцать месяцев.
К весне 2021 г. появились признаки того, что план Байдена пробуксовывает, а ожидания экспертов были несколько завышены. Аналитики отмечали, что тон команды президента относительно обещанных перемен изменился, теперь акцент делался на плавность перехода от политики предыдущей администрации, при этом с предупреждением, что не стоит питать ложных надежд. Например, одно из самых читаемых испанских изданий El Pais отмечает, что, хотя есть некоторые подвижки в вопросе Венесуэлы, связанные с предоставлением гражданам этой страны статуса лиц, пользующихся временной за-
щитой (Temporary Protected Status - TPS), в целом политика Дж. Байдена повторяет политику Д. Трампа. Причем это касается и вопросов борьбы с нелегальной миграцией. В качестве иллюстрации издание приводит цитату из обращенной к мигрантам речи госсекретаря США Энтони Блинкена: «Всем, кто думает о том, чтобы отправиться в это путешествие, наше послание таково: "Не делайте этого!" Мы строго соблюдаем наши иммиграционные законы и наши меры безопасности на границе. Граница закрыта для нелегальной миграции» [22]. Помимо этого, вслед за The New York Times испанское издание констатирует, что количество нелегальных мигрантов, пытающихся проникнуть на территорию США, меньше не становится, а количество задержанных несовершеннолетних мигрантов только за последние две недели февраля 2021 г. увеличилось в три раза [22].
Наплыв мигрантов привел к тому, что Соединенные Штаты вынуждены были заключить соглашения с Мексикой, Гватемалой и Гондурасом, о размещении дополнительных войск на границе. Об этом, в частности, 12 апреля 2021 г. заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки [25].
В своем первом программном выступлении перед Конгрессом, которое пришлось за день до стодневного срока президентства, 28 апреля 2021 г., Дж. Байден подтвердил свою полную приверженность разработанному его предвыборной командой плану, никаких изменений предложено не было. Напротив, американский лидер напомнил, что когда он был вице-президентом, то по поручению Б. Обамы работал над программой по устранению коренных причин миграции и разработанные им механизмы позволили удержать людей от переезда в США [26]. Фактически выступление Дж. Байдена перед Конгрессом подтвердило, что политика новой администрации в отношении Латинской Америки не получила развития ни в плане разработки вызванных обстоятельствами новых подходов, ни в плане расширения географии.
Первые сто дней президентской администрации США для политологов и политических обозревателей традиционно являются неким маркером успешности политического курса новой команды. В этой связи в прессе все
чаще стала проявляться настороженность по поводу того, что план Байдена не работает так, как должен. С одной стороны, указывалось, что все не так плохо, поскольку за реализацию плана должны были отвечать действительно профессионалы. Например, второе лицо государства, вице-президент Камала Харрис лично возглавила направление по устранению коренных причин миграции из Центральной Америки, а спецпредставителем США в страны Северного треугольника был назначен Рикардо Суньигу, дипломат с глубоким знанием Латинской Америки, чья карьера в правительстве включала в себя работу в администрации Б. Обамы, где Р. Суньигу готовил переговоры об открытии дипломатических отношений с Кубой [17].
С другой стороны, весомых результатов работы новой команды пока не наблюдалось. Коррупция в центральноамериканских странах по-прежнему процветала. Более того, обозначилось даже откровенное противодействие чиновников из этих стран политике США в регионе, а это сводило на нет большинство американских инициатив. Соглашение с Мексикой, Гватемалой и Гондурасом о размещении дополнительных сил для сдерживания мигрантов не только напомнило о жесткой политике администрации Д. Трампа, но фактически продвигало аналогичный подход, основанный на сдерживании. Аналитики также обвинили Дж. Байдена в том, что, говоря о правах человека, он не осудил начавшиеся 28 апреля массовые репрессии против протестующих в Колумбии. Отмечалось, что, хотя во время предвыборной кампании Дж. Байден пообещал вновь открыть поездки на Кубу для всех американцев и восстановить права американцев кубинского происхождения на отправку денежных переводов своим семьям, признаков прогресса в этом вопросе также не наблюдалось [17; 28].
Кроме невыполненных или недостаточно выполненных обещаний, данных во время предвыборной гонки, Дж. Байден был раскритикован за отсутствие гибкости и нежелание подстраивать свой план под меняющиеся обстоятельства. Например, эксперты издания The Dialogue отмечали, что в вопросе распределения доз вакцины от COVID-19 в Латинской Америке США явно уступили пози-
ции России и Китаю, которые через поставку медикаментов укрепляют свое политическое присутствие в регионе. По прошествии ста дней администрация Дж. Байдена мало что прояснила в вопросе, как она собирается строить отношения с Латинской Америкой и Карибским бассейном или как она предлагает решать задачи, выходящие за рамки миграции из Центральной Америки. Эксперты отмечали, что латиноамериканцам не терпится узнать, каким образом США планируют разрешить такие давние проблемы, как незаконный оборот наркотиков; организованная преступность; изменение климата; политические репрессии на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле, а также, как администрация Дж. Байдена планирует справляться с растущими опасениями по поводу усиливающегося влияния Китая в регионе и нарушениями прав человека во многих частях Латинской Америки, общей экономической стагнацией, растущим неравенством и политической нестабильностью [8]. Как можно видеть, уже к концу апреля 2021 г. накопившихся у экспертного сообщества вопросов относительно американской политики в регионе было предостаточно. Ответов же все еще не было.
Очевидно, что описанные в прессе явления, в частности касающиеся увеличившегося потока нелегальных мигрантов, стали побочным эффектом от смягчения введенных администрацией Д. Трампа жестких мер. В совокупности с новыми региональными вызовами это требовало от президентской команды корректировки положений плана Байдена. Однако в какой мере и каким образом должна была осуществляться корректировка, команде нового президента, судя по всему, было пока не ясно, ввиду чего заявлялось о необходимости плавного перехода к новой политике. При этом, по сути, выработанные республиканской администрацией механизмы контроля за мигрантами и методы ведения дел с отдельными странами Латинской Америки продолжали использоваться и демократами.
Тем не менее это не значит, что латиноамериканское направление политики Дж. Бай-дена зашло в тупик. Неоправданные ожидания и отсутствие ответов на целый ряд вопросов отчасти можно было списать на недочеты пресс-службы президента. Обновленный
30 июня 2021 г. доклад Исследовательской службы Конгресса (Congressional Research Service - CRS) о политике США в Латинской Америке в принципе показывает, что команда Байдена - Харрис все это время не сидела сложа руки. Из доклада следует, что в вопросе борьбы с коронавирусом администрация президента еще в марте 2021 г. обязалась предоставить Мексике 2,5 млн доз вакцины. А уже в июне заявила о планах поставки посредством механизма глобального доступа к вакцинам против COVID-19 (COVAX) 20 млн доз для стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Еще 20 млн доз предназначались отдельно для региональных партнеров Соединенных Штатов [20]. Кроме того, администрация Дж. Байдена продолжила санк-ционную политику давления на венесуэльское правительство Николаса Мадуро, а также ввела целенаправленные санкции в отношении нескольких никарагуанских чиновников в ответ на задержание лидеров оппозиции. В контексте противодействия растущему в Латиноамериканском регионе влиянию Китая в докладе были упомянуты два прошедших через Конгресс закона: H.R. 3524, Закон об обеспечении американского глобального лидерства и взаимодействия от 25 мая 2021 г., и S. 1260, Закон Соединенных Штатов об инновациях и конкуренции от 8 июня 2021 г., в которых, помимо прочего, содержатся положения, способствующие укреплению взаимодействия США со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, позволяющие ослабить позиции Пекина в регионе. В докладе также сообщалось, что Сенат одобрил четыре резолюции об отношениях США со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Эти резолюции касались взаимоотношений Соединенных Штатов с Эквадором, протестных движений на Кубе и общей приверженности США принципам процветающего, безопасного и демократического Западного полушария [20].
Как можно видеть из доклада Исследовательской службы Конгресса, администрация Дж. Байдена продолжала вести свою политику в отношении Латиноамериканского региона, сильно ее не афишируя. Это и понятно, поскольку прорывных результатов в данном направлении не было, как и намеков, что какой-то прорыв произойдет в ближайшее вре-
мя. В чем были правы критики, так это в том, что у команды Байдена - Харрис, за исключением стран Северного треугольника, так и не прослеживалось четкого плана в отношении Латинской Америки.
Ситуация усугубилась к середине лета 2021 года. Настоящей проверкой для администрации президента США стали два ключевых события в регионе - убийство 7 июля 2021 г. президента Республики Гаити Жове-неля Моиза и вспыхнувшие 11 июля протесты на Кубе, вызванные нехваткой продовольствия и лекарств на фоне усугубляющегося экономического кризиса.
Белый дом направил на Гаити делегацию высокопоставленных чиновников для оценки ситуации с безопасностью и оказания помощи гаитянской национальной полиции в расследовании убийства президента. В вопросе Кубы от руководства США последовали одобрительные заявления в адрес протестующих [32].
Два этих триггера - Гаити и Куба - запустили новую волну критики подходов Дж. Байдена к латиноамериканским странам и в то же время давали повод надеяться, что команда президента начнет наконец как-то менять ситуацию. Даже Боб Менендес, председатель комитета Сената США по международным отношениям, который до этого все время выступал в защиту администрации за то, что она так и не сделала Кубу приоритетом во внешней политике, высказал предположение, что политика в отношении Кубы будет меняться: «Теперь, когда кубинский народ вышел на улицы, я думаю, что администрации придется рассмотреть варианты, которые она может использовать для поддержки кубинского народа» [27].
Ситуация в Гаити и на Кубе показала, что план Байдена в отношении Латинской Америки слишком узок, чтобы справляться с внезапно возникающими кризисами на континенте. Издание The Hill в попытке разобраться, какие есть варианты для изменения политики США в регионе, собрало мнения экспертов: международников, латиноамериканистов, бывших политических деятелей. В общих чертах они сошлись во мнении, что никакой универсальной стратегии в отношении региона быть не может, никакой план не в состоянии справиться с волной возникающих кри-
зисов. Но то, что может существенно облегчить ситуацию, - это грамотно подобранная команда специалистов по региону и преодоление бюрократических проволочек, связанных с назначением этой команды и реагированием на возникающие угрозы [7].
Экспертное сообщество волновал не только вопрос «что делать?», на котором сконцентрировало внимание The Hill, но и «кто виноват?». Последний, судя по материалам СМИ, был гораздо более популярен. Попытку дать на него ответ более-менее обоснованно с привлечением экспертов, законодателей и бывших чиновников попробовали, в частности, такие издания, как Politico и Bloomberg. Привлеченные аналитики обвинили в кризисе не только режимы латиноамериканских стран, но и последние администрации США, которые в своих политических амбициях откровенно пренебрегали соседями, направляя финансовые потоки на Восток и в Европу. Это, по мнению американских экспертов, привело к усилению в регионе влияния Пекина и Москвы, поддерживающих недемократические режимы и явно подливающих масло в огонь возникшего кризиса в Гаити и на Кубе. Отдельно досталось и плану Байдена за географическую ограниченность странами Северного треугольника, и американской бюрократии за неспособность с августа 2019 г. согласовать кандидатуру помощника госсекретаря по Западному полушарию [29; 36].
Как можно видеть, The Hill, Politico и Bloomberg отмечали общую деталь, замедляющую реализацию плана Байдена, - бюрократические проволочки по согласованию кандидатур на должности, ответственные за реализацию латиноамериканского направления политики Соединенных Штатов. Наиболее точно проблему обозначил Фултон Армстронг, профессор Американского университета, возглавлявший отдел межамериканских отношений в Совете национальной безопасности при администрации Б. Клинтона: «Суть в том, что обе партии так медленно создают свою команду, что пока ведутся бюрократические проволочки, одна администрация вынуждена продолжать политику другой, а когда наконец новая команда сформирована, прошла процедуру утверждения и все такое, проводимая политика уже набрала обороты» [7].
Именно это и можно было наблюдать через полгода после начала работы администрации нового президента. Географически расширить план Байдена мешали долгие бюрократические процедуры согласования кандидатур, новых направлений деятельности и финансирования, что усугублялось пандемией, локальными кризисами и чрезвычайными происшествиями типа разрушительного землетрясения на Гаити 14 августа 2021 года. В таких условиях команда Байдена - Харрис вынуждена была действовать по уже отработанным схемам предыдущей администрации, что естественно вызывало критику со стороны экспертов. Еще больше ситуацию усугубляли проблемы на других направлениях внешней политики США.
Если учитывать сформировавшуюся за полгода тенденцию ведения дел администрацией президента и обозначенную Ф. Армстронгом проблему, вполне ожидаемо было, что до конца 2021 г. расширения плана Бай-дена на другие страны Латинской Америки, да и вообще никаких серьезных подвижек в латиноамериканской политике США, не произойдет. Более того, запущенные Д. Трампом механизмы в ряде случаев будут продолжать работать.
Примерно так и вышло на самом деле. Хотя кандидатура помощника госсекретаря по Западному полушарию все-таки была согласована, 15 сентября 2021 г. им стал бывший посол США в Перу и Зимбабве Брайан А. Ни-колс, общие тенденции в политике не поменялись. Подготовка необходимой инфраструктуры для реализации плана Байдена запаздывала. Несмотря на принятые в начале года постановления об отмене жестких миграционных указов Д. Трампа, новые механизмы все еще не были налажены и администрации приходилось решать текущие проблемы старыми методами. Например, как отмечали правозащитники, для высылки нелегальных иммигрантов, прибывших в США с Гаити, администрация организовала 116 авиабортов, которые начиная с 19 сентября в течение трех с половиной месяцев переправили около 12 400 чел. обратно в их страну, что стало одной из крупнейших высылок нелеглов по воздуху [9]. Другой пример связан со стеной Трампа. Отмененный Дж. Байденом указ
№ 13767 о ее строительстве по факту ничего не поменял. В декабре 2021 г. администрация заявила, что начнет «закрывать небольшие бреши, которые остались открытыми после предыдущих строительных работ», при этом отказалась обсуждать снос каких-либо построенных ранее сегментов стены [10].
Оценки политики президентской администрации по прошествии 2021 г. в общих чертах повторяют то, что стало ясно уже к осени: команде Байдена - Харрис не удалось принять смелые меры, необходимые для выполнения предвыборных обязательств и четкого отделения политики новой администрации от политики Д. Трампа; не было выработано грамотной политической стратегии в отношении Латинской Америки; борьба с коррупцией и беззаконием в странах Северного треугольника не привела к каким-то существенным результатам. Эксперты прогнозируют, что в последующие годы отношения США со странами региона будут формироваться скорее на двухсторонней основе, а, учитывая обострившиеся проблемы в Европе и Азии, администрация Дж. Байдена будет уделять еще меньше внимания своим соседям [5; 9].
Результаты. В 2021 г. ожидания экспертного сообщества относительно реализации плана Байдена оправдались только в пункте отмены нашумевших инициатив Д. Трампа в самом начале года, что, несомненно, пошло на пользу взаимоотношениям США с латиноамериканскими соседями. Тем не менее надежда экспертов увидеть расширение плана в тематическом и географическом смысле оказалась напрасной. Администрация президента не учла, что ситуация в Латинской Америке 2021 г. резко отличалась от той, когда Дж. Байден был вице-президентом, и апробированные тогда механизмы не смогли стать эффективным внешнеполитическим инструментом в решении обозначенных планом Бай-дена задач. Ситуацию усугубляли бюрократические проволочки внутри США, региональные кризисы и обострение международной напряженности в Европе и Азии. Реальность оказалось более суровой, в результате чего план Байдена свелся к принятию администрацией президента конкретных решений по мере возникновения проблем, причем к концу года эксперты, анализируя результативность
политики Дж. Байдена, не увидели в ней каких-то принципиальных достижений по сравнению с политикой Д. Трампа.
Справедливости ради надо отметить, что в следующем, 2022 г., администрация американского президента предприняла шаги, доказывающие, что негативные прогнозы 2021 г. на развитие отношений США со странами Латинской Америки в ряде случаев были поспешными. Команде Дж. Байдена просто нужно было время, чтобы подготовиться к более решительным действиям.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект N° 20-014-00040 «Трансформация современной политики США в Западном полушарии: региональные последствия и роль глобальных акторов».
The article was prepared with the financial support of the RFBR, project No. 20-014-00040 "Transformation of U.S. Modern Policy in the Western Hemisphere: Regional Consequences and the Role of Global Actors".
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Кодзоев М. А.-М. Администрация Дж. Байдена и страны Центральной Америки и Карибского бассейна // Свободная мысль. 2021. N° 6. С. 27-40.
2. Кодзоев М. А.-М. Латиноамериканская политика администрации Дж. Байдена: первые шаги // США и Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 63-69. DOI: https://doi.org/ 10.31857/S268667300015574-1
3. Пшеничников И. Б. Политика США в Латинской Америке при президенте Дж. Байдене // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 3 (66). С. 160-178. DOI: https://doi.org/10.52311/2079-3359_2021_3_160
4. Яковлев П. П. Приоритеты новой старой политики США в Латинской Америке // Независимая газета. 2020, 13 дек. URL: https://www.ng.ru/ dipkurer/2020-12-13/10_8038_america. html
5. Albertoni N., Caso A. U.S. Policy Toward Latin America: One Year into the Biden Administration // Global Americans. 2022, January 12. URL: https:// theglobalamericans.org/2022/01/one-year-biden-administration/
6. Arnold-Parra S. What a Biden Presidency Means for Latin America // Global Risk Insights. 2020, December 10. URL: https://globalriskinsights.com/
2020/12/what-a-biden-presidency-means-for-latin-america
7. Bernal R., Kelly L., Beitsch R. Biden Foreign Policy Team Scrambles to Address Latin American Crises // The Hill. 2021, July 14. URL: https:// thehill.com/policy/international/562875-biden-foreign-policy-team-scrambles-latin-american-crises
8. Biden's First 100 Days and Latin America Policy // The Dialogue. 2021, April 29. URL: https:// www.thedialogue.org/blogs/2021/04/bidens-first-100-days-and-latin-america-policy/
9. Biden's First Year Policies Toward Latin America // WOLA. Advocacy for Human Rights in the Americas. 2022, January 18. URL: https://www. wola.org/analysis/bidens-first-year-policies-toward-latin-america/
10. DHS to Address Life, Safety, Environmental, and Remediation Requirements for Border Barrier Projects Previously Undertaken by DoD // U.S. Department of Homeland Security. 2021, December 20. URL: https://www. dhs.gov/news/2021/12/20/dhs-address-life-safety-environmental-and-remediation-requirements-border-barrier
11. Diamond J., McKirdy E. Judge Issues Blow Against Trump's Sanctuary City Order // CNN. 2017, November 21. URL: http://edition.cnn.com/2017/11/21/ politics/trump-sanctuary-cities-executive-order-blocked/index. html
12. Executive Order 13768 of January 25, 2017: Enhancing Public Safety in the Interior of the United States: Sec. 9 // Federal Register: The Daily Journal of the United States Government. URL: https:// www.federalregister.gov/documents/2017/01/30/2017-02102/enhancing-public-safety-in-the-interior-of-the-united-states
13. Executive Order 13993 of January 20, 2021: Revision of Civil Immigration Enforcement Policies and Priorities // Federal Register: The Daily Journal of the United States Government. URL: https://www. federalregister.gov/documents/2021/01/25/2021-01768/ revision-of-civil-immigration-enforcement-policies-and-priorities
14. Executive Order 14010 of February 2, 2021: Creating a Comprehensive Regional Framework to Address the Causes of Migration, to Manage Migration Throughout North and Central America, and to Provide Safe and Orderly Processing of Asylum Seekers at the United States Border // Federal Register: The Daily Journal of the United States Government. URL: https: //www. federalregister. gov/documents/ 2021/02/05/2021-02561/creating-a-comprehensive-regional-framework-to-address-the-causes-of-migration-to-manage-migration
15. Fact Sheet: President Biden Sends Immigration Bill to Congress as Part of His Commitment to Modernize our Immigration System // The White
House. 2021, January 20. URL: https://www. whitehouse. gov/briefing-room/statements-releases/ 2021/01/20/fact-sheet-president-biden-sends-immigration-bill-to-congress-as-part-of-his-commitment-to-modernize-our-immigration-system/
16. H.R1177- U.S. Citizenship Act // Congress.gov. 2021, February 18. URL: https://www.congress.gov/ bill/117th-congress/house-bill/1177/text
17. Haugaard L., Saadipour Sellés A. The Biden Administration's Latin America Policy: It's a Start... // The Latin America Working Group. URL: https:// www.lawg.org/the-biden-administrations-latin-america-policy-its-a-start/
18. Interim National Security Strategic Guidance, March 2021 // The White House. 2021, March 3. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/ 2021/03/NSC-1v2.pdf
19. Jaffe A. Path to Citizenship in New Democratic Immigration Bill // Associated Press. 2021, February 18. URL: https://apnews.com/article/biden-democrats-new-immigration-bill-b80ff43f84438d487f274 abb93b0447d
20. Latin America and the Caribbean: U.S. Policy Overview. Updated June 30, 2021 // Congressional Research Service. FAS Project on Government Secrecy. URL: https://sgp.fas.org/crs/row/IF10460.pdf
21. Londono E. Biden's Plans for Latin America: End 'Bully Dictating Policy' // The New York Times. 2020, October 27. URL: https://www.nytimes.com/2020/ 10/27/world/americas/joe-biden-latin-america-policy.html
22. Mars A. How Joe Biden is Driving a Complicated Shift in US Policy Toward Latin America // El Pais. 2021, March 16. URL: https://english. elpais.com/usa/2021-03-16/how-joe-biden-is-driving-a-complicated-shift-in-us-policy-toward-latin-america.html
23. National Security Strategy of the United States of America, December 2017 // Trump White House Archives. 2017, December 18. URL: https:// trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/ 2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
24. Preserving and Fortifying Deferred Action for Childhood Arrivals (DACA) // The White House. 2021, January 20. URL: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/ preserving-and-fortifying-deferred-action-for-childhood-arrivals-daca/
25. Press Briefing by Press Secretary Jen Psaki // The White House. 2021, April 12. URL: https://www. whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2021/04/ 12/press-briefing-by-press-secretary-jen-psaki-april-12-2021/
26. Remarks by President Biden in Address to a Joint Session of Congress // The White House. 2021, April 29. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-
room/speeches-remarks/2021/04/29/remarks-by-president-biden-in-address-to-a-joint-session-of-congress/
27. Rodriguez S., Toosi N. The White House is Finally Paying Attention': Cuba's Protests Force Biden's Hand // Politico. 2021, July 12. URL: https:// www.politico.com/news/2021/07/12/biden-cuba-response-499400
28. Schwartz R. A. The Biden Administration Has Pledged Significant Aid to Central America. But Where Should It Go and How Should It Get There? // The Dialogue. 2021, April 22. URL: https:// www.thedialogue.org/blogs/2021/04/the-biden-administration-has-pledged-significant-aid-to-central-america-but-where-should-it-go-and-how-should-it-get-there/
29. Seligman L. Biden Urged to Focus on Long-neglected Latin America as Chaos Erupts // Politico. 2021, July 15. URL: https://www.politico.com/news/ 2021/07/15/biden-latin-america-crisis-499752
30. Shifter: "Biden Will Also Have a Hard Line on Venezuela" // The Dialogue. 2020, December 7. URL: https: //www. thedialogue. org/analysis/shifter-biden-will-also-have-a-hard-line-on-venezuela/
31. Shifter: "El medio ambiente va a ser central para el nuevo presidente de EEUU" // The Dialogue.
2020, November 28. URL: https://www.thedialogue. org/analysis/shifter-el-medio-ambiente-va-a-ser-central-para-el-nuevo-presidente-de-eeuu/
32. Statement by President Joseph R. Biden, Jr. on Protests in Cuba // The White House. 2021, July 12. URL: https: //www. whitehouse. gov/briefing-room/ statements-releases/2021/07/1 2/statement-by-president-joseph-r-biden-jr-on-protests-in-cuba/
33. Súdarev V. P. De Trump a Biden: la evolución de la política estadounidense en América Latina // Iberoamerica. 2021. №» 2. P. 148-167. DOI: https://doi.org/10.37656/s20768400-2021-2-07
34. The Biden Plan to Build Security and Prosperity in Partnership with the People of Central America // BidenHarris. URL: https://joebiden.com/ centralamerica/#
35. Viscidi: Biden's Climate Foreign Policy "Should Start with Latin America" // The Dialogue.
2021, February 5. URL: https://www.thedialogue.org/ analysis/viscidi-bidens-climate-foreign-policy-should-start-with-latin-america/
36. Wainer D., Martin E. Latin America Turmoil Intrudes in Biden's Focus on China, Europe // Bloomberg. 2021, July 17. URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2021-07-17/latin-america-turmoil-intrudes-in-biden-s-focus-on-china-europe
37. Washington J. We Need to Reverse the Damage Trump Has Done in Latin America. Biden's Plans Don't Cut It // The Intercept. 2020, April 18. URL:
https://theintercept. com/2020/04/18/trump-latin-america-foreign-policy-joe-biden/
REFERENCES
1. Kodzoev M.A.-M. Administratsiya Dzh. Baydena i strany Tsentralnoy Ameriki i Karibskogo basseyna [The Joe Biden Administration and the Countries of Central America and the Caribbean]. Svobodnaya mysl [Free Thought], 2021, no. 6, pp. 27-40.
2. Kodzoev M.A.-M. Latinoamerikanskaya politika administratsii Dzh. Baydena: pervye shagi [The Latin American Policy of the J. Biden Administration: Initial Steps]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kultura [USA & Canada: Economics, Politics, Culture], 2021, no. 7, pp. 63-69. DOI: https://doi.org/10.31857/ S268667300015574-1
3. Pshenichnikov I.B. Politika SShA v Latinskoy Amerike pri prezidente Dzh. Baydene [U.S. Policy in Latin America Under President J. Biden]. Problemy natsionalnoy strategii [Problems of National Strategy], 2021, no. 3 (66), pp. 160-178. DOI: https://doi.org/ 10.52311/2079-3359_2021_3_160
4. Yakovlev P.P. Prioritety novoy staroy politiki SShA v Latinskoy Amerike [Priorities of the New Old U.S. Policy in Latin America]. Nezavisimaya Gazeta [Independent Newspaper], 2020, 13 Dec. URL: https:// www.ng.ru/dipkurer/2020-12-13/10_8038_america.html
5. Albertoni N., Caso A. U.S. Policy Toward Latin America: One Year into the Biden Administration. Global Americans, 2022, January 12. URL: https:// theglobalamericans.org/2022/01/one-year-biden-administration/
6. Arnold-Parra S. What a Biden Presidency Means for Latin America. Global Risk Insights, 2020, December 10. URL: https://globalriskinsights.com/ 2020/12/what-a-biden-presidency-means-for-latin-america/
7. Bernal R., Kelly L., Beitsch R. Biden Foreign Policy Team Scrambles to Address Latin American Crises. The Hill, 2021, July 14. URL: https:// thehill.com/policy/international/562875-biden-foreign-policy-team-scrambles-latin-american-crises
8. Biden's First 100 Days and Latin America Policy. The Dialogue, 2021, April 29. URL: https:// www.thedialogue.org/blogs/2021/04/bidens-first-100-days-and-latin-america-policy/
9. Biden's First Year Policies Toward Latin America. WOLA. Advocacy for Human Rights in the Americas, 2022, January 18. URL: https://www. wola.org/analysis/bidens-first-year-policies-toward-latin-america/
10. DHS to Address Life, Safety, Environmental, and Remediation Requirements for Border Barrier
Projects Previously Undertaken by DoD. U.S. Department of Homeland Security, 2021, December 20. URL : https://www. dhs.gov/news/2021/12/20/dhs-address-life-safety-environmental-and-remediation-requirements-border-barrier
11. Diamond J., McKirdy E. Judge Issues Blow Against Trump's Sanctuary City Order. CNN, 2017, November 21. URL: http://edition.cnn.com/2017/11/21/ politics/trump-sanctuary-cities-executive-order-blocked/index. html
12. Executive Order 13768 of January 25, 2017: Enhancing Public Safety in the Interior of the United States. Sec. 9. Federal Register The Daily Journal of the United States Government. URL: https://www. federalregister.gov/ documents/2017/01/30/2017-02102/enhancing-public-safety-in-the-interior-of-the-united-states
13. Executive Order 13993 of January 20, 2021: Revision of Civil Immigration Enforcement Policies and Priorities. Federal Register. The Daily Journal of the United States Government. URL: https://www. federalregister.gov/documents/2021/01/25/2021-01768/ revision-of-civil-immigration-enforcement-policies-and-priorities
14. Executive Order 14010 of February 2, 2021. Creating a Comprehensive Regional Framework to Address the Causes of Migration, to Manage Migration Throughout North and Central America, and to Provide Safe and Orderly Processing of Asylum Seekers at the United States Border. Federal Register. The Daily Journal of the United States Government. URL : https: //www. federalregister. gov/documents/ 2021/02/05/2021-02561/creating-a-comprehensive-regional-framework-to-address-the-causes-of-migration-to-manage-migration
15. Fact Sheet: President Biden Sends Immigration Bill to Congress as Part of His Commitment to Modernize Our Immigration System. The White House, 2021, January 20. URL: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/statements-releases/2021/01/20/fact-sheet-president-biden-sends-immigration-bill-to-congress-as-part-of-his-commitment-to-modernize-our-immigration-system/
16. H.R 1177 - U.S. Citizenship Act. Congress.gov, 2021, February 18. URL: https://www.congress.gov/ bill/117th-congress/house-bill/1177/text
17. Haugaard L., Saadipour Sellés A. The Biden Administration's Latin America Policy: It's a Start... The Latin America Working Group. URL: https:// www.lawg.org/the-biden-administrations-latin-america-policy-its-a-start/
18. Interim National Security Strategic Guidance, March 2021. The White House, 2021, March 3. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/ 2021/03/NSC-1v2.pdf
19. Jaffe A. Path to Citizenship in New Democratic Immigration Bill. Associated Press, 2021, February 18.
URL: https://apnews.com/article/biden-democrats-new-immigration-bill-b80ff43f84438d487f274abb 93b0447d
20. Congressional Research Service. Latin America and the Caribbean: U.S. Policy Overview. Updated June 30, 2021. FAS Project on Government Secrecy. URL: https://sgp.fas.org/crs/row/IF10460.pdf
21. Londono E. Biden's Plans for Latin America: End 'Bully Dictating Policy'. The New York Times, 2020, October 27. URL: https://www.nytimes.com/2020/10/ 27/world/americas/joe-biden-latin-america-policy.html
22. Mars A. How Joe Biden Is Driving a Complicated Shift in US Policy Toward Latin America. El Pais, 2021, March 16. URL: https://english.elpais. com/usa/2021-03-16/how-joe-biden-is-driving-a-complicated-shift-in-us-policy-toward-latin-america.html
23. National Security Strategy of the United States of America, December 2017. Trump White House Archives, 2017, December 18. URL: https:// trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/ 2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
24. Preserving and Fortifying Deferred Action for Childhood Arrivals (DACA). The White House, 2021, January 20. URL: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/ preserving-and-fortifying-deferred-action-for-childhood-arrivals-daca/
25. Press Briefing by Press Secretary Jen Psaki. The White House, 2021, April 12. URL: https:// www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/ 2021/04/12/press-briefing-by-press-secretary-jen-psaki-april-12-2021/
26. Remarks by President Biden in Address to a Joint Session of Congress. The White House, 2021, April 29. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/04/29/remarks-by-president-biden-in-address-to-a-joint-session-of-congress/
27. Rodriguez S., Toosi N. The White House Is Finally Paying Attention': Cuba's Protests Force Biden's Hand. Politico, 2021, July 12. URL: https:// www.politico.com/news/2021/07/12/biden-cuba-response-499400.
28. Schwartz R.A. The Biden Administration Has Pledged Significant Aid to Central America. But Where Should It Go and How Should It Get There? The Dialogue, 2021, April 22. URL: https:// www.thedialogue.org/blogs/2021/04/the-biden-administration-has-pledged-significant-aid-to-central-america-but-where-should-it-go-and-how-should-it-get-there/.
29. Seligman L. Biden Urged to Focus on Long-Neglected Latin America as Chaos Erupts. Politico, 2021, July 15. URL: https://www.politico.com/news/ 2021/07/15/biden-latin-america-crisis-499752
30. Shifter: "Biden Will Also Have a Hard Line on Venezuela". The Dialogue, 2020, December 7. URL: https: //www. thedialogue. org/analysis/shifter-biden-will-also-have-a-hard-line-on-venezuela/
31. Shifter: "El medio ambiente va a ser central para el nuevo presidente de EEUU". The Dialogue, 2020, November 28. URL: https://www.thedialogue. org/analysis/shifter-el-medio-ambiente-va-a-ser-central-para-el-nuevo-presidente-de-eeuu/
32. Statement by President Joseph R. Biden, Jr. on Protests in Cuba. The White House, 2021, July 12. URL: https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/statements-releases/202i/07/i 2/ statement-by-president-joseph-r-biden-jr-on-protests-in-cuba/
33. Súdarev V.P. De Trump a Biden: la evolución de la política estadounidense en América Latina. Iberoamerica, 2021, no. 2. pp. 148-167. DOI: https:// doi.org/i0.37656/s20768400-202i-2-07
34. The Biden Plan to Build Security and Prosperity in Partnership with the People of Central America. BidenHarris. URL: https://joebiden.com/ centralamerica/#
35. Viscidi: Biden's Climate Foreign Policy "Should Start with Latin America". The Dialogue, 2021, February 5. URL: https://www.thedialogue.org/ analysis/viscidi-bidens-climate-foreign-policy-should-start-with-latin-america/
36. Wainer D., Martin E. Latin America Turmoil Intrudes in Biden's Focus on China, Europe. Bloomberg, 2021, July 17. URL: https://www. bloomberg.com/news/ articles/2021-07-17/latin-america-turmoil-intrudes-in-biden-s-focus-on-china-europe
37. Washington J. We Need to Reverse the Damage Trump Has Done in Latin America. Biden's Plans Don't Cut It. The Intercept, 2020, April 18. URL: https://theintercept. com/2020/04/18/trump-latin-america-foreign-policy-joe-biden/
Information About the Author
Timur V. Nelin, Candidate of Sciences (History), Head of Department, Volgograd Regional Research and Production Center for the Protection of Historical and Cultural Monuments, Kommunisticheskaya St, 19, 400005 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7550-7426
Информация об авторе
Тимур Владимирович Нелин, кандидат исторических наук, начальник управления, Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры, ул. Коммунистическая, 19, 400005 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7550-7426