ПЕРЕПИСКА П.А. СОРОКИНА И Р.К. МЕРТОНА
А.Ю. Долгов
ПИТИРИМ СОРОКИН И РОБЕРТ МЕРТОН: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В НАУКЕ И В ЖИЗНИ
Питирим Сорокин и Роберт Мертон, два классика социологии, проделавшие разные пути в науке, - Мертон, оказавшийся на вершине научного Олимпа в годы популярности парадигмы структурного функционализма и монополии парсонсовской школы, и Сорокин, пытавшийся расширить границы социологии, включив в нее анализ культурных суперсистем и позитивных девиаций, подвергнувшийся за это острой критике и, как следствие, забвению со стороны американских коллег.
Одна из главных тенденций, которую заложил Сорокин в науке, - это переход от классического представления об эволюционном развитии к циклистской «неклассической» социологии. Опираясь на личный опыт наблюдения за социальными кризисами (русская революция, Первая и Вторая мировые войны), он одним из первых включил в единицу анализа такую переменную, как ценность, обозначив тем самым «культурный поворот» в науке.
В методологическом плане исследования Сорокина способствовали «смягчению» позиции «чистого эмпиризма», или, как он выражался, «квантофрении» в науке. В некотором роде уже при жизни Сорокин получил признание «эмпириков». Парсонс в письме к Сорокину признавался: «Я уже давно считаю, что в по-настоящему важной теории в нашей области значительно больше сходств, чем различий, если мы возьмем на себя труд взяться за анализ основ»1. Сорокин в своих теоретических построениях создал «мостик», соединивший жизненный мир индивида и глобальные изменения.
1 Питирим Сорокин: Избранная переписка / Под ред. П.П. Кротова. - Вологда: Древности Севера, 2009. - С. 107.
Трудно говорить о каком-либо идейном влиянии Сорокина на Мертона. В то же время стоит отметить, что становление Мер-тона-социолога происходило в Гарварде благодаря и при помощи Сорокина-руководителя. Сам Мертон в своей «Социальной теории и социальной структуре» называет Сорокина одним из шести коллег, у которых он «в особом долгу»: «Еще до того, как Питирим Сорокин погрузился в изучение всемирных исторических процессов (что представлено в его "Социальной и культурной динамике"), он помог мне избавиться от узости кругозора, разрушив представление о том, что эффективное изучение общества ограничивается территорией Америки, и от подсказанного трущобами представления, что основная тема социологии заключается в изучении таких периферийных проблем общественной жизни, как развод и преступность несовершеннолетних. Я с радостью и честно признаю свой долг перед ним, который я еще не отдал»1.
Для Мертона существует «ранний» и «поздний» Сорокин, Сорокин до и после «Социальной и культурной динамики», к которой Мертон отнесся негативно, хотя и помогал в сборе статистических материалов. Однако для Мертона Сорокин никогда не переставал быть авторитетом в общественных науках, о чем свидетельствуют частые ссылки на его работы в той же «Социальной теории и социальной структуре», где научные теории Сорокина он анализировал наряду с теориями Маркса, Шелера, Мангейма, Дюркгейма и других классиков.
Хотя в своих воспоминаниях2 Мертон довольно сдержанно отзывается о фигуре Сорокина, приведенная ниже переписка демонстрирует довольно теплые отношения между социологами. В письмах они по-дружески делятся поздравлениями в связи с выходом новых работ, рассказывают о своих семьях, делятся планами на будущее, просят оказать поддержку в той или иной ситуации.
О противоречивых отношениях между социологами свидетельствует надпись на однотомном переиздании «Динамики», которую Мертону прислал Сорокин. Мертон вспоминал: «Надпись была подчеркнута и, я думаю, не без симпатии, двусмысленна. Ее первая часть должна была напомнить о моем несогласии исполь-
1 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: ACT, 2006. -С. 13-14.
2 Мертон Р.К. Фрагменты из воспоминаний // СоцИс. - М., 1992. - № 10. -С. 128-133.
зовать сорокинскую теорию как тему моей диссертации; вторая намекала на наши очень тесные отношения в то время: я был молодым и трудолюбивым помощником в его преподавательской и исследовательской работе и даже ценителем его шедевра (хотя и не одобрившим его). Надпись гласила: "Моему заклятому врагу и самому дорогому другу Роберту от Питирима"»1.
Если Мертон был и остается популярен, а его признание повсеместно, то ренессанс многих сорокинских идей начинает происходить только сейчас. В сентябре 2010 г. Республику Коми, родину Питирима Сорокина, в рамках работы над проектом «Возможности культурной социологии: Питирим Сорокин» посетили профессор университета Киото Татибана Митикуни Оно и его ассистентка, доцент литературного факультета университета Тэйкё, Светлана Корнеева. В одной из бесед профессор Оно рассказал, что о Сорокине он узнал в 1960-е годы именно из работ Мертона и уже много позже, почти через 40 лет, вновь заинтересовался творчеством русско-американского социолога. Между тем, как и во всем мире, в Японии безоговорочным авторитетом в социологии был Парсонс, а Сорокин оставался «забытым мыслителем». Но события последних лет демонстрируют определенное оживление интереса к теориям Сорокина со стороны ученых из разных стран. Об этом, в частности, свидетельствуют и сам визит японского социолога, который получил грант от Японского общества содействия науке (Grant-in-aid for scientific research; Japan society for the promotion of science, JSPS), и дальнейшие планы по популяризации имени Сорокина в Японии, где планируется создание Научного собрания последователей Питирима Сорокина.
Интерес к творческому наследию П. Сорокина проявляется и в США, где в рамках Американской социологической ассоциации создается новая секция «Альтруизм и социальная солидарность». Цель секции состоит в том, чтобы способствовать теоретическому развитию и эмпирическому исследованию, имеющему отношение к альтруизму и социальной солидарности. Как сообщалось в официальных заявлениях и обращениях, работа секции во многом будет основана на научных достижениях русско-американского социолога Питирима Сорокина. Именно он в свое время стал
1 Зюзев Н.Ф. «Американские горки» Питирима Сорокина: «Зырянский мудрец» глазами заокеанских социологов. - Сыктывкар: Эском, 2009. - С. 167168.
пионером в области изучения амитологии и позитивных девиаций, в частности альтруизма, любви, самопожертвования и т.д.
В целом, понимание того, что структурный функционализм - лишь одна из возможных альтернатив развития общественных наук, дает возможность по-новому взглянуть на многие моменты в творчестве «забытого мыслителя», а современные экономический, социальный и нравственный кризисы вновь возрождают актуальность работ по исследованиям созидательного альтруизма, необходимость которых доказывал П. А. Сорокин.