УДК [597.553.511:591.53](571.66)
В.П. Стеблевская, О.М. Исаева, А.А. Бонк
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ПИТАНИЕ МОЛОДИ ЛОСОСЕВЫХ РЫБ ПРОТОКИ КАРЫМАЙСКОЙ
Проведен анализ питания молоди лососевых видов рыб (нерка Oncorhynchus nerka, кета O. keta, кижуч O. kisutch, голец Salvelinus malma) по материалам, собранным в июле 2017 г. Выявлено, что спектр питания кижуча отличался большим разнообразием, чем у других лососевых рыб. Полученные результаты сравнили с данными питания молоди лососевых рыб в 2018 г. Отмечено, в 2017 г., в период низкой воды, в питании рыб отмечается большее видовое разнообразие, тогда как в аномальные годы возможно присутствие не совсем обычных, вынужденных компонентов пищи (моллюски и рыба) в питании молоди рыб.
Ключевые слова: нерка, кета, кижуч, голец, спектр питания, качественный состав пищи.
V.P. Steblevskaya, O.M. Isaeva, A.A. Bonk
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: [email protected]
JUVENILE FEEDING OF PACIFIC SALMON IN THE KARYMAYSKAYA CHANNEL
An analysis of the nutrition of juvenile salmon species (sockeye salmon Oncorhynchus nerka, chum salmon O. keta, coho salmon O. kisutch, char Salvelinus malma) was carried out based on materials collected in July 2017. It was revealed that the nutritional spectrum of coho salmon was more diverse than that of other salmon fish. The results obtained were compared with data on the nutrition of juvenile salmon fish in 2018. It was noted that in 2017, during the period of low water, greater species diversity was observed in the diet of fish, as then, in abnormal years, the presence of unusual, forced food components is possible (shellfish and fish) in the diet of juvenile fish.
Key words: sockeye salmon, chum salmon, coho salmon, char, food spectrum, quality composition of food.
Река Большая является одной из наиболее продуктивных рек западного побережья Камчатки. Протока Карымайская является частью разветвленной поймы реки Большой, в частности ее притока р. Быстрая, и основным местом обитания, нагула молоди тихоокеанских лососей. Для исследования биологии и экологии тихоокеанских лососей в 1941 г. вблиз протоки был организован научно-исследовательский стационар (НИП) «Карымайский» [1]. В 2017 г. по согласованию с Камчатским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» кафедра «Водные биоресурсы, рыболовство и аквакультура» КамчатГТУ провела сезонные полевые исследования тихоокеанских лососей, их молоди и других представителей ихтиофауны на этом пункте и на трех речных станциях в ходе студенческой практики.
Основной задачей этих работ было изучение состава ихтиофауны и сбор данных об условиях обитания ее представителей, в том числе сбор материалов по питанию молоди лососевых рыб. Работы осуществлялись комплексно и включали характеристику вод, состояния кормовых ресурсов и основных ее потребителей, а также воздействие различных факторов среды на выживаемость поколений лососей. Период исследований 2017 г. отличался маловодностью Карымайской протоки, что вносило коррективы в условия обитания молоди рыб. Сбор материалов по питанию молоди лососей осуществлялся традиционными орудиями лова рыб, что позволило в дальнейшем сравнить полученные нами данные с исследованиями других авторов. В настоящей статье даны первые оценки питания молоди тихоокеанских лососей в их пресноводный период жизни в 2017 г., в дальнейшем материалы будут более углубленно изучаться и анализироваться.
Сбор материала осуществлялся с 4 июля по 18 июля 2017 г. на научно-наблюдательном пункте Камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» «Карымайский», расположенном у протоки Карымайской. Лов молоди рыб выполняли в четырех экотопах (рис. 1), в качестве орудия лова использовался мальковый невод. В протоках Безымянной, Трифоновской и «Лагуне» на р. Быстрой заметы выполняли на глубине 40-60 см, в реке Быстрой, из-за быстрого течения - в прибрежной зоне на глубинах 30-35 см. В пробах присутствовали нерка Oncorhynchus nerka, кета O. keta, кижуч O. kisutch и голец Salvelinus malma (рис. 2). Всего было выловлено 1 289 рыб, из них камеральной обработке подвергнуты желудки 680 экз. молоди гольца, кеты, нерки и кижуча. Количество материала по местам лова представлены в табл. 1. Статистическая обработка полученных данных будет выполнена общепринятыми методами [2]. В работе была использован пакет программ Excel, Microsoft Word.
Рис. 1. Карта мест отлова молоди тихоокеанских лососей: станция 1 - протока Трифоновка, станция 2 - протока Безымянная, станция 3 - «Лагуна», станция 4 - р. Быстрая
Голец Salvelinus malma Нерка Oncorhynchus nerka Кета Oncorhynchus keta Кижуч Oncorhynchu kisutch Рис. 2. Молодь тихоокеанских лососей, отмеченная в пробах
Таблица 1
Количество рыб в пробах, экз.
Места (биотоп) Виды рыб Кол-во (экз.)
Ст. 1 - Протока Трифоновка Кижуч 169
Кета 149
Нерка 108
Голец 37
Ст. 2 - Безымянная протока Кижуч 142
Кета 132
Голец 56
Ст. 3 - «Лагуна» Кета 140
Голец 37
Ст. 4 - р. Быстрая Кета 234
Кижуч 85
Всего 1 289
Пойманную молодь рыб этикетировали, фиксировали 4%-ным раствором формалина и доставляли в лабораторию кафедры «Водные биоресурсы, рыболовство и аквакультура», где производили ее биологический анализ, а также исследовали содержимое желудков. Методика сбора и обработки трофологических материалов была единой [3].
Содержимое пищеварительного тракта анализировали индивидуально-весовым методом и оценивали частоту встречаемости пищевых объектов в желудках молоди. Частота встречаемости компонента в желудках молоди рыб отмечалась: ++++ и +++ массовые виды (встречались практически во всех желудках); ++ немассовые виды (отмечены не во всех желудках); + единичные виды (встречались очень редко, в единственном экз.). В дальнейшем эти данные будут дополнены окончательными количественными расчетами. Таксономическую принадлежность кормовых организмов по возможности определяли до крупного таксона.
В сборе и первичной обработке материалов принимали участие преподаватели и студенты кафедры «Водные биоресурсы, рыболовство и аквакультура», за что авторы выражают им глубокую благодарность.
Биотоп протока Трифоновская. Видовой состав уловов в протоке был представлен четырьмя видами молоди: кижучем, кетой, неркой и гольцом (табл. 1). Как и в протоке Безымянной, основу уловов составляли кижуч, кета и нерка. В небольшом количество присутствовала молодь гольца мальмы.
В улове кижуч был представлен особями с длиной тела от 2,3 до 4,1 см (средняя 3,2 см) и массой от 0,17 до 2,5 г (средняя 1,05 г), кета - 2,4-3,9 см (средняя 3,5 см) при массе тела 0,2-1,67 г (среднее значение 0,6 г), а нерка - 1,4-6,3 см (средняя 4,17 см) и 0,14-3,62 г при среднем значении 1,6 г. У гольца длина и масса тела варьировали в пределах 5,4-9,3 см и 4,0-14,1 г, средние значения соответственно равнялись 7,3 см и 9,2 г.
У всех видов в питании преобладали личинки Chironomidae (табл. 2). Trichoptera встречены у всех видов, кроме кижуча, у которого в питании преобладали Plecoptera и Ephemeroptera, не встречавшиеся в желудках у других видов, выловленных в этой протоке. Также в питании кижуча в большом количестве присутствовали взрослые насекомые (Insecta imago), среди которых особенно выделялись представители отрядов Muscidae и Díptera. В желудках мальмы, нерки и кеты отмечен фитопланктон (Chlorophyta), который, вероятно, является вынужденной пищей молоди при низком уровне воды. Для лососей фитопланктон не является основным пищевым ресурсом, возможно, он заглатывался попутно, вместе с дрифтом или во время питания бентиче-скими организмами.
Биотоп протока Безымянная. В уловах отмечено три вида рыб: молодь кижуча, кеты и мальмы. Доминирующим видом по численности был кижуч (табл. 1), в улове отмечены особи, размер тела которых варьировал в пределах 2,4-7,1 см (средняя 3,0 см), масса 0,21-12,18 г. (средняя 2,3 г). Вторым по численности видом была кета, ее размерно-массовые показатели изменялись в пределах от 2,3 до 3,9 см (средняя 3,2 см) и 0,24-2,07 г (средняя 0,7 г). Голец-мальма был представлен особями длиной тела 4,7-11,6 см (средняя 8,2 см), масса - 0,86-19,14 г (средняя 7,6 г).
Таблица 2
Спектр питания молоди тихоокеанских лососей, протока Трифоновка
Компоненты пищи Кижуч Кета Нерка Голец
Insecta imago ++++ - + -
Muscidae ++++ - - -
Chironomidae +++ ++++ ++++ ++++
Plecoptera +++ + - -
Ephemeroptera +++ + + +
Diptera imago +++ - ++ -
Trichoptera - ++++ +++ +++
Rotifera - +++ - -
Oligochaeta - ++ - -
Copepoda - - + -
Chlorophyta - + + +
В питании молоди всех отмеченных рыб преобладали личинки Chironomidae и Trichoptera. Однако спектр питания кижуча отличался большим разнообразием, в нем отмечались массово поденки и веснянки (Ephemeroptera, Plecoptera), а также имаго насекомых и мушки (Muscidae). Эти же виды кормовых организмов (Ephemeroptera, Plecoptera и Chlorophyta) были отмечены единично в питании кеты и гольца (табл. 3). Массово встречались коловратки ^оШега) в желудках кеты.
Таблица 3
Спектр питания молоди тихоокеанских лососей, протока Безымянная
Компоненты пищи Кижуч Кета Голец
Insecta imago ++++ - -
Muscidae ++++ - -
Plecoptera +++ + -
Chironomidae +++ ++++ ++++
Ephemeroptera +++ + +
Trichoptera +++ +++ +++
Rotifera - +++ -
Oligochaeta - ++ -
Chlorophyta - + +
Биотоп «Лагуна». В данном биотопе в уловах отмечено только два вида: молодь кеты и мальмы (табл. 1). Кета была представлена особями длиной от 2,5 до 3,9 см при среднем значении 3,5 см и массой тела 0,22-3,7 (средняя 1,15 г). У гольца эти показатели изменялись в переделах от 2,2 до 8,3 см и 0,52-8,8 г. Соответственно средние значения составляли 5,2 см и 6,4 г.
Спектр питания кеты был шире, чем у гольца, и состоял из четырех основных компонентов (Oligochaeta, Chironomidae, Trichoptera и Rotifera), изредка встречались поденки и веснянки (Plecoptera и Ephemeroptera) (табл. 4). У гольца спектр питания был очень узким и представлен всего тремя видами пищевых организмов, массово встречались личинки Trichoptera и Chironomidae, а также единично отмеченные в желудках ларвальные стадии Ephemeroptera. Как и на предыдущей станции, в желудках обоих видов отмечалось присутствие зеленых водорослей (Chlorophyta).
Таблица 4
Спектр питания молоди тихоокеанских лососей, «Лагуна»
Компоненты пищи Кета Голец
Trichoptera +++ +++
Oligochaeta +++ -
Chironomidae +++ ++++
Rotifera +++ -
Plecoptera + -
Ephemeroptera + +
Chlorophyta + +
Река Быстрая. В неводных уловах с мелководья р. Быстрой была отмечена молодь только двух видов - кижуча и кеты, причем только на этой станции кета была наиболее массовым видом среди всех станций сбора проб. Кета длиной от 2,7-3,9 см и массой 0,2-0,65 г в основном потребляла личинок Chironomidae и коловраток Rotifera (табл. 5).
У кижуча размером 2,7-10,5 см и массой 0,2-17,0 г спектр питания был представлен шестью компонентами, также как и у кеты, но состав пищи разительно отличался по качеству. Основу пищевого комка молоди кижуча составляли взрослые насекомые, Muscidae и Díptera, второе место по частоте встречаемости занимали Plecoptera, Ephemeroptera и Chironomidae.
Таблица 5
Спектр питания молоди тихоокеанских лососей, р. Быстрая
Компоненты пищи Кета Кижуч
Chironomidae +++ +++
Rotifera +++ -
Oligochaeta ++ -
Plecoptera + +++
Ephemeroptera + +++
Copepoda + -
Insecta imago - ++++
Diptera imago - +++
Muscidae - ++++
Чтобы понять, насколько полно наши первые полученные результаты отражают естественные процессы, идущие в биоценозе протоки Карымайской, мы решили сравнить полученные данные с результатами следующего 2018 г., которые уже были опубликованы [1]. Сравнение проводили только по станции 1 - Трифоновская протока, попарно сравнивали обитающие в ней виды молоди рыб с описанными в статье [1]. Летом 2017 г. гидрологическая обстановка в водотоках вблизи НИП «Карымайский» в течение летнего периода наблюдений была близка к сред-немноголетней, уровень воды был низким, сильного паводка не наблюдалось. В отличие от лета 2018 г., когда массовое таяние снежного покрова и дожди во второй половине лета привели к обычным, хотя и повышенным, паводкам, что вызвало понижение температуры воды в водотоках и изменение гидрохимических характеристик [1]. Это привело к значительным изменениям распределения молоди рыб в водотоках исследуемого района и разреженности подходов взрослых лососей на нерестилища.
Несмотря на различия гидрологических условий, спектры питания кеты отличались только отсутствием Insecta imago и Muscidae в пробах 2017 г. А в желудках нерки мы не встречали моллюсков, тогда как в следующем году они присутствовали в пище нерки в больших количествах. Также в питании нерки в 2018 г. отсутствовали зеленые водоросли Chlorophyta. Все остальные пищевые компоненты практически совпадали (табл. 2) и [1].
Основу питания молоди кижуча в 2018 г. составляли только Insecta imago, Muscidae и молодь других рыб [1], а по нашим данным - основу рациона молоди кижуча составили личинки Chironomidae, Plecoptera, Ephemeroptera, а также взрослые насекомые Insecta imago и мушки Muscidae, т. е. состав пищевого спектра был более разнообразным в 2017 г.
Предварительно проанализировав качественный состав корма молоди совместно обитающих тихоокеанских лососей, можно сказать, что наиболее благоприятными условия нагула молоди были летом 2017 г. в период низкой воды. В подтверждение этого отмечается большее разнообразие пищевых компонентов в желудках молоди. Тогда как в годы с аномальными паводками возможно присутствие в пище не совсем обычных, вынужденных компонентов (например, моллюсков или рыбы).
Выполненные исследования являются рекогносцировочными и будут продолжены в направлении уточнения количественных показателей и выяснения напряженности пищевой конкуренции совместно обитающей молоди лососевых рыб.
Литература
1. Карпенко В.И., Погорелое Е.А. Особенности питания молоди рыб в период паводка в протоке Карымайской летом 2018 года // Вестник КамчатГТУ. - 2020. - № 54. - С. 65-81. 001: 10.17217/2079-0333-2020-54-65-81
2. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1980. - 352 с.
3. Методическое пособие по изучению питания и пищевых отношений рыб в естественных условиях. - М.: Наука, 1974. - 254 с.