Научная статья на тему 'Питание могильника Aquila heliaca в национальном парке «Хвалынский»'

Питание могильника Aquila heliaca в национальном парке «Хвалынский» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Инна Валентиновна Прядилова, Александр Владимирович Беляченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питание могильника Aquila heliaca в национальном парке «Хвалынский»»

Жуков В.С. 1998. К фауне и распространению птиц на северо-востоке Западной Сибири // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 67-77.

Жуков В.С., Дмитриев А.Е. 2015. Пространственно-типологическая структура и организация населения птиц тундровой зоны Западно-Сибирской равнины в гнездовой период // Современные проблемы науки и образования 2: 1-19. Лаппо Е.Г., Томкович П.С., Сыроечковский Е.Е. 2012. Атлас ареалов гнездящихся куликов

Российской Арктики. М.: 1-448. Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель. Екатеринбург: 1-634. Рябицев В.К. 2014. Птицы Сибири: справочник-определитель в двух томах. М.; Екатеринбург, 2: 1-452.

Рябицев В.К., Рябицев А.В. 2010. Птицы Ямало-Ненецкого автономного округа: справочник-определитель. Екатеринбург: 1-448. Тертицкий Г.М., Покровская И.В., Жуков В.С., Вартапетов Л.Г. 1999. Распределение и численность гнездящихся куликов Ямало-Ненецкого автономного округа // Гнездящиеся кулики Восточной Европы - 2000. М., 2: 14-29. Ильина И.С., Лапшина Е.И., Махно В.Д. и др. 1976. Растительность Западно-Сибирской

равнины. Карта масштаба 1:1500000. M. Nankinov D. 1992. Lesser White-fronted Goose (Anser erythropus) migration routes, wintering sites and conservation in Western Eurasia // Gibier faune sauvage 9: 257-268.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2452: 3774-3779

Питание могильника Aquila heliaca в национальном парке «Хвалынский»

И.В.Прядилова, А.В.Беляченко

Инна Валентиновна Прядилова, Александр Владимирович Беляченко. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, Саратов, Россия

Второе издание. Первая публикация в 2021*

Орёл-могильник Aquila heliaca является редким охраняемым видом России (Ильяшенко и др. 2018), в том числе Нижнего Поволжья (Беляченко, Табачишин 2021; Белик 2017). Изучение питания этого орла как одного из важных аспектов его биологии всегда привлекало внимание орнитологов. Такие исследования проводились в Татарстане (Бекманс-уров, Карякин 2013; Карякин и др. 2010), Мордовии (Андрейчев и др. 2016; Лапшин, Спиридонов 2010) и Чувашии (Яковлев, Исаков 2010), Республике Алтай (Бажов 2010; Карякин и др. 2009) и в Туве (Карякин 2010), Оренбургской (Барбазюк 2018), Самарской (Карякин, Паженков 2010), Ульяновской (Корепов, Бородин 2010; Корепов, Бородин 2013), Иркутской (Рябцев 2015) и Челябинской (Гашек, Захаров 2010; Коровин

* Прядилова И.В., Беляченко А.В. 2021. Питание орла-могильника (Aquila heliaca) в национальном парке «Хвалынский» //Науч. тр. нац. парка «Хвалынский» 13: 69-75.

2005) областях, в Ставропольском крае (Ильюх 2017; Маловичко 2012). В Саратовской области питание могильника подробно не изучалось, однако было сделано обобщение сведений о его рационе за последние два десятка лет ХХ века (Завьялов и др. 2005). На севере Правобережья, в Хвалынском районе, где складываются благоприятные условия для обитания могильника, обнаружены 29 его участков с 34 гнёздами, изучены пространственное размещение, особенности гнездования и плодовитость, факторы, влияющие на успех размножения (Беляченко и др. 2019а,б). Целью данной работы было исследование особенностей питания могильника в разных местообитаниях Хвалынского национального парка.

Сбор полевых данных проводился в 2019-2021 годах. Остатки пищи и погадки собирались под гнёздами (21 шт.) или присадами (12 шт.) в непосредственной близости от гнезда. С целью поиска остатков пищи, накопленных орлами за многие годы, были полностью разобраны 4 обитаемых гнезда, упавших с деревьев в результате предгрозовых шквалов или кормовой деятельности бобров. Основной объём материала был собран в июле-августе, когда происходит интенсивное выкармливание подросших птенцов и количество пищевых остатков под гнёздами быстро увеличивается. Всего обнаружено более 60 погадок взрослых птиц разной степени сохранности и около 250 экз. сравнительно крупных остатков жертв орлов. Количество мелких фрагментов точному учёту не поддаётся и составляет, по приблизительным оценкам, не менее 500 экз. Каждая погадка в полевых условиях фиксировалась 60% раствором этилового спирта. В период камеральной обработки погадки разбирались с помощью пинцета и препаровальной иглы, найденные мелкие фрагменты выкладывались в чашку Петри и с целью идентификации рассматривались под биноку-ляром с увеличением Х1.5-10.0. Найденные перья определялись с помощью атласа-определителя (Корепова 2016). Для выявления видовой принадлежности костных остатков птиц и млекопитающих использовался коллекционные материалы Зоологического музея Саратовского университета (Завьялов и др. 2006).

Остатки кормовой деятельности могильников, по которым возможно установить их рацион, отличаются большим разнообразием. Под гнёздами были обнаружены перья, средние и мелкие кости посткраниального скелета, фрагменты осевых черепов и нижних челюстей, остатки кожи млекопитающих с волосяным покровом, кусочки меха, которые орлы отрывают при разделке добычи, а также многочисленные погадки.

Под большинством гнёзд или в их лотках присутствовали линные перья взрослых птиц, а также перья птенцов с частично развернувшимися опахалами. Часто встречались костные остатки птенцов орла разного возраста, выпавших из гнёзд или вытолкнутых из них своими собратьями. Названные выше фрагменты после определения из дальнейшего разбора исключались.

Анализ данных показал, что в рационе могильника присутствуют 18 видов птиц и 13 видов млекопитающих с разной частотой встречаемости (см. таблицу).

Общий обзор материала позволил выявить две закономерности, которые не проявляются в приведённой таблице, но вполне хорошо за -

метны при камеральной обработке. Во-первых, выделяются пары орлов, оставляющих под гнёздами и присадами значительное количество самых разнообразных кормовых компонентов, и пары, на гнездовых участках которых таких остатков собрано мало. У некоторых пар эту же особенность удалось установить и в разные годы: под одним и тем же гнездом в один год обнаруживался обильный материал, в другой были лишь отдельные находки. Вполне возможно, что это объясняется как разными охотничьими умениями конкретных птиц, так и неодинаковыми кормовыми ресурсами участков отдельных пар или изменениями доступности кормов по годам. Во-вторых, среди могильников национального парка выделяются птицы с трофической специализацией: например, под одними гнёздами преобладают перья птиц, под другими — костные остатки млекопитающих. Разными авторами было также отмечено, что в рационе разных пар могильника в одном и том же регионе могут чаще встречаться либо птицы, либо млекопитающие (Бекмансуров и др. 2010; Ка-рякин и др. 2010).

Встречаемость пищевых объектов орла-могильника Aquila heliaca

№ Видовой состав пищевых объектов орла-могильника Статус пищевого объекта

1. Серая куропатка Perdix perdix ++

2. Курица домашняя Gallus gallus +

3. Огарь Tadorna ferruginea +

4. Кряква Anas platyrhynchos +

б. Серая цапля Ardea cinerea +

б. Луговой лунь Circus pygargus +

J. Канюк Buteo buteo +

S. Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus +

д. Хохотунья Larus cachinnans +

1G. Вяхирь Columba palumbus +

11. Серая неясыть Strix aluco +

12. Ушастая сова Asio otus ++

13. Золотистая щурка Merops apiaster +

14. Полевой жаворонок Alauda arvensis +

15. Обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe +

16. Полевой воробей Passer montanus +

1J. Сорока Pica pica +++

1S. Грач Corvus frugilegus +

19. Белогрудый ёж Erinaceus roumanicus +

2G. Заяц-русак Lepus europaeus ++

21. Крапчатый суслик Spermophilus suslicus +

22. Сурок-байбак Marmota bobak +++

23. Обыкновенная слепушонка Ellohius talpinus +

24. Водяная полёвка Arvicola amphibius +

25. Ондатра Ondatra zibethicus +

26. Желтогорлая мышь Apodemus flavicollis +

2J. Малая лесная мышь Sylvaemus uralensis +

2S. Серая крыса Rattus norvegicus +

29. Сибирская косуля Capreolus pygargus +

3G. Обыкновенная лисица Vulpes vulpes ++

31. Домашняя кошка Felis catus +

Примечания: + — редкий; ++ — обычный; +++ — часто встречающийся

Анализ данных показал, что предпочитаемыми кормовыми объектами могильника являются сорока Pica pica и сурок Marmota bobak, обычными компонентами питания можно считать молодых лисиц Vul-pes vulpes, зайцев-русаков Lepus europaeus, серых куропаток Perdix per-dix, ушастых сов Asio otus, остальные виды кормов относятся к редким. Наличие предпочитаемых кормов у могильника отмечают и другие исследователи (Андрейчев и др. 2016; Бекмансуров и др. 2010; Важов 2010; Витер 2012; Ильюх 2017; Карякин и др. 2009; Корепов, Бородин 2010; Рябцев 2015; Яковлев, Исаков 2010).

Необычен случай охоты могильника на огаря Tadorna ferruginea. По данным других исследователей, в рационе этого орла огарь отмечен не был. Вероятно, могильник поймал молодую утку в период становления навыков уверенного полёта, так как его гнездо находилось над водоёмом, куда весной взрослые огари привели своих утят. Нами, как и другими исследователями (Бекмансуров, Карякин 2013; Витер 2012; Ильюх 2017; Карякин, Николенко 2010), отмечены факты добычи разными парами орлов-могильников серой цапли Ardea cinerea. В национальном парке нет крупных гнездовых колоний серой цапли, но во второй половине лета здесь встречаются кочующие птицы (Беляченко и др. 2019б).

Можно отметить особенности охотничьего поведения могильника, который в период выкармливания птенцов расширяет свои охотничьи угодья и летает на водоёмы на расстояние от 3 до 5 км от своего гнездового участка для того, чтобы добыть цаплю. По данным литературы, к достаточно обычным кормам могильника относят грача Corvus frugile-gus (Бекмансуров, 2018; Важов 2010; Витер 2012; Ильюх 2017). Однако нами был отмечен только один участок орлов, где под гнездом преобладали перья и костные остатки только этого вида.

Разные авторы отмечают, что могильник способен добывать как мелких животных (обыкновенную полёвку Microtus arvalis, прыткую ящерицу Lacerta agilis, полевого жаворонка Alauda arvensis, скворца Stur-nus vulgaris), так и крупных (лисиц, зайцев, сурков, косуль Capreolus, гусей Anser, цапель, тетеревов Lyrurus tetrix, стрепетов Tetrax tetrax (Андрейчев и др. 2016; Бекмансуров, Карякин 2013; Важов 2010; Витер 2012; Ильюх 2017; Карякин и др. 2009; Рябцев 2015). В разобранных материалах по питанию могильников национального парка также присутствуют мелкие пищевые объекты (полевой воробей Passer montanus, полевой жаворонок, обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe, золотистая щурка Merops apiaster, серая крыса Rattus norvegicus, желтогорлая мышь Apodemus flavicollis, малая лесная мышь Sylvaemus uralensis). Для нас остаётся загадкой, как орёл, гнездящийся в лесном местообитании с плотной кроной деревьев, охотится на мелких мышевидных грызунов. Анализ рациона показывает, что хищник нередко добывает и сравнительно крупную дичь: лугового луня Circuspygargus, канюка

Buteo buteo, ушастую сову, серую неясыть Strix aluco, лисицу. Среди остатков пищи были обнаружены также кости косулёнка. Присутствие в питании могильника детёныша косули отмечали и другие исследователи (Андрейчев и др. 2016). Нужно отметить, что гнездо могильника, добывшего косулю, расположено в лесопосадках среди агроценоза. Вероятно, в этом же местообитании появился на свет косулёнок.

При наличии водоёма в местах охоты могильника в его рационе присутствуют околоводные птицы и даже амфибионтные млекопитающие. Это водяная полёвка Arvícola amphibius, ондатра Ondatra zibethicus, кряква Anas platyrhynchos. На сельскохозяйственных полях могильник добывает кормящихся там хохотуний Larus cachinnans. Орлы, гнездящиеся недалеко от крупных населённых пунктов, ловят домашних куриц, кошек, серых крыс.

Весьма интересно, что объектами питания орла-могильника служат также животные, которые ведут подземный образ жизни. Так, нами отмечена неоднократная добыча могильником обыкновенной слепушонки Ellohius talpinus. Охота на млекопитающих, ведущих подземный образ жизни, отмечена и в других частях ареала орла, многие авторы приводят факты охоты могильника на алтайского цокора Myospalax myospa-lax (Важов, 2010; Карякин и др. 2009), обыкновенного слепыша Spalax microphthalmus (Витер 2012) и сибирского крота Talpa altaica (Важов 2010; Карякин и др. 2009).

В результате проведённых исследований установлено наличие у могильника двух-трёх предпочитаемых кормов и в то же время широкого и разнообразного спектра питания, что позволяет ему быстро адаптироваться к любым изменениям трофических ресурсов.

Литератур а

Андрейчев А.В., Лапшин А.С., Кузнецов В.А. 2016. Рацион питания орла-могильника (Aquila heliaca, Falconiformes, Accipitridae) в республике Мордовия // Зоол. журн. 95, 3: 348-352.

Барбазюк Е.В. 2018. К распространению орла-могильника и филина на северо-западе

Оренбургской области, Россия // Пернатые хищники и их охрана 37: 252-255. Бекмансуров Р.Х., Карякин И.В., Паженков А.С., Николенко Э.Г. 2010. Могильник в Республике Татарстан, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 119-127. Бекмансуров Р.Х., Карякин И.В. 2013. Результаты мониторинга гнездовых группировок орла-могильника в республике Татарстан в 2011-2012 гг., Россия // Пернатые хищники и их охрана 26: 84-108. Бекмансуров Р.Х. 2018. Врановые Corvidae в питании могильника Aquila heliaca и других хищных птиц в Республике Татарстан // Рус. орнитол. журн. 27 (1638): 3329-3331. EDN: XRVJVB

Белик В.П. 2017. Орёл-могильник, карагуш Aquila heliaca Savigny, 1809 // Красная книга

Волгоградской области. Воронеж: 142. Беляченко А.В., Беляченко А.А., Мосолова Е.Ю., Антипин М.А. 2019а. Особенности ландшафтной приуроченности, оценка продуктивности и успешности размножения орла-могильника Aquila heliaca в национальном парке «Хвалынский» (Саратовская область) // Рус. орнитол. журн. 28 (1863): 5877-5887. EDN: MLDXTN

Беляченко А.В., Беляченко А.А., Мосолова Е.Ю., Мельников Е.Ю., Давиденко О.Н. 20196. Птицы национального парка «Хвалынский». Саратов: 1-234.

Беляченко А.В., Табачишин В.Г. 2021. Могильник - Aquila heliaca Sovigny, 1809 // Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные. Саратов: 382-383.

Важов С.В. 2010. Могильник в Республике Алтай и Алтайском крае, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 146-157.

Витер С.Г. 2012. Распространение и биология орла-могильника (Aquila heliaca Sav.) и ор-лана-белохвоста (Haliaeetus albicilla L.) в Днепро-Донском междуречье. Дис. ... канд. биол. наук. СПб.: 1-182 (рукопись).

Гашек В.А., Захаров В.Д. 2010. Могильник Aquila heliaca в Челябинской области // Рус. орнитол. журн. 19 (605): 1871-1876. EDN: MUXFEF

Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Табачишин В.Г. и др. 2005. Птицы севера Нижнего Поволжья. Кн. 2. Состав орнитофауны, Саратов: 103-111.

Завьялов Е.В., Мосолова Е.Ю., Шляхтин Г.В. и др. 2006. Каталогизация зоологических коллекций: Вып. 1. Теоретические и практические подходы на примере изучения авифауны севера Нижнего Поволжья. Саратов: 1-216.

Ильюх М.П. 2017. Могильник Aquila heliaca на Ставрополье // Рус. орнитол. журн. 26 (1395): 223-246. EDN: XGXYYJ

Ильяшенко В.Ю., Шаталкин А.И., Куваев А.В. и др. 2018. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные России. Материалы к Красной книге Российской Федерации. М.: 1-112.

Карякин И.В., Николенко Э.Г., Бекмансуров Р.Х. 2009. Могильник в горах Алтая // Пернатые хищники и их охрана 15: 76-79.

Карякин И.В. 2010. Могильник в республике Тыва, Россия — вид на грани вымирания // Пернатые хищники и их охрана 20: 77-185.

Карякин И.В., Паженков А.С., Мошкин А.В., Барабашин Т.О., Корольков М.А., Бекмансуров Р.Х. 2010. Могильник в Уральском регионе, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 128-145.

Карякин И.В. Николенко Э.Г. 2010. Могильник в Хакасии и Красноярском крае, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 158-176.

Корепов М.В., Бородин О.В. 2010. Мониторинг гнездовых группировок могильника на ключевых орнитологических территориях «Приволжская лесостепь» и «Бассейн малой Свияги» в 2010 году, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 48-53.

Корепов М.В., Бородин О.В. 2013. Солнечный орёл (Aquila heliaca) - природный символ Ульяновской области. Ульяновск: 1-120.

Корепова Д.А. 2016. Атлас-определитель перьев птиц. Ульяновск: 1-320.

Коровин В.А. 2005. Особенности экологии могильника Aquila heliaca и проблема его сохранения в степном Зауралье // Рус. орнитол. журн. 14 (293): 644-646. EDN: IBMXNH

Лапшин А.С., Спиридонов С.Н. 2010. Современное состояние популяции могильника в республике Мордовия, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 93-96.

Маловичко Л.В. 2012. Особенности гнездования и биология могильника в Ставропольском крае // Хищные птицы в динамической среде III тысячелетия: состояние и перспективы. Кривой Рог: 363-372.

Рябцев В.В. 2015. Экология и охрана орла-могильника Aquila heliaca в Предбайкалье // Рус. орнитол. журн. 24 (1188): 3274-3281. EDN: UHUZQL

Яковлев А.А., Исаков Г.Н. 2010. Распространение и численность могильника на территории Чувашии в начале XXI века, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.