Научная статья на тему 'Письмо от 13. 06. 2006 № 04-2-03/124@ «о социальном налоговом вычете»'

Письмо от 13. 06. 2006 № 04-2-03/124@ «о социальном налоговом вычете» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо от 13. 06. 2006 № 04-2-03/124@ «о социальном налоговом вычете»»

18 (186) — 2006

Письмо

от 9 июня 2006 г.

№ 04-2-02/445@

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса) в редакции, применявшейся к расходам, понесенным до 1 января 2005 года, имущественный налоговый вычет предоставлялся налогоплательщику по суммам, направленным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 рублей.

Указанный налоговый вычет предоставлялся физическому лицу на основании:

— письменного заявления о предоставлении имущественного вычета;

— налоговой декларации, подаваемой по окончании налогового периода в налоговый орган по месту жительства;

— документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру;

— платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств физическим лицом за приобретаемую квартиру или жилой дом.

Согласно положениям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Положениями статьи 14 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регист-

рации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется Свидетельством о государственной регистрации прав.

Следовательно, обязательным условием предоставления физическому лицу имущественного налогового вычета является наличие документа, устанавливающего право собственности на приобретенный объект недвижимости в соответствующем налоговом периоде.

Из запроса следует, что во время пользования имущественным налоговым вычетом налогоплательщик осуществил дарение двух долей приобретенной квартиры своим детям. После государственной регистрации прав детей на упомянутые доли он должен располагать документами, предусмотренными абзацем 7 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса и подтверждающими право его собственности на оставшуюся долю (1/2 часть) в квартире. Квартира, в свою очередь, стала общей долевой собственностью налогоплательщика и его детей.

При приобретении квартиры в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долями собственности.

Таким образом, в отношении расходов, понесенных налогоплательщиком на приобретение квартиры в размере 1 000 000 рублей, имущественный налоговый вычет продолжает применяться, пока размер подлежащего возврату налога с учетом ранее предоставленного вычета не превысит 65 000 рублей (13% от 500 000 рублей).

И.Ф. ГОЛИКОВ

Письмо

от 13 июня 2006 г.

№ 04-2-03/124@

О СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГОВОМ ВЫЧЕТЕ

Федеральная налоговая служба по вопросу правомерности получения социального налогового вычета в части оплаты услуг по лечению, предоставленных индивидуальным предпринимателем, а также копии представленных документов сообщает.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее —

Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, в отношении которых установлена ставка 13 %, налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Феде-

18 (186) — 2006

рации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), как самому налогоплательщику, так и его супруге (супругу), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Общая сумма расходов на лечение и приобретение медикаментов, за исключением дорогостоящих видов лечения, принимается к вычету в размере, не превышающем 38 000 рублей.

При этом вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.

В подтверждение произведенных расходов налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, свидетельствующие о целевом расходовании средств и о сумме произведенных расходов, исходя из величины которых ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса. К их числу наряду с платежными документами, подтверждающими факт уплаты налогоплательщиком собственных денежных средств за оказанные медицинские услуги, относится справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации.

В соответствии с утвержденной совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201» Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации данная справка заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее

оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.

Вместе с тем согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 447-О положения подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой.

В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

С учетом вышеизложенного положения подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса необходимо применять с учетом выводов, содержащихся в определении Конституционного Суда от 14.12.2004 № 447-О.

Таким образом, социальный налоговый вычет в связи с расходами по оплате услуг по лечению, предоставленных индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой, может быть предоставлен налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации по налогу на доходы в налоговый орган по месту жительства по окончании того налогового периода, в котором им были произведены вышеуказанные расходы, только при наличии документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на лечение, а также справки об оплате медицинских услуг с обязательным указанием кода оказанных услуг, выданной для представления в налоговые органы Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что определение кодов оказанных медицинских услуг не входит в компетенцию налоговых органов.

И.Ф. ГОЛИКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.