Научная статья на тему 'Письмо от 02. 11. 2005 № 03-02-07/1-286 (о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование)'

Письмо от 02. 11. 2005 № 03-02-07/1-286 (о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо от 02. 11. 2005 № 03-02-07/1-286 (о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование)»

ДОКУМЕНТЫ

от 2 ноября 2005 г.

ПИСЬМО

3 (171) — 2006

№ 03-02-07/1-286

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии со статьей 45 Кодекса обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов.

Пунктом 1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Кодекса на основании заявления о зачете и решения налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Кодекса сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый государственный внебюджетный фонд.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 № 12355/02 указано, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Кодекса, и не являются составной частью единого социального налога.

Порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не регулируется статьей 78 Кодекса.

Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 указанного Федерального закона разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Федеральным законом № 167-ФЗ не определен орган государственной власти либо иное лицо, уполномоченное производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, и не установлен порядок проведения такого зачета (возврата).

Федеральным законом от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» налоговые органы признаны администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в Федеральный закон № 167-ФЗ, направленных на возложение на налоговые органы обязанности по проведению зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и установление порядка проведения такого зачета (возврата).

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. ИВАНЕЕВ

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.