Научная статья на тему 'Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)'

Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпистолярий / Д.И. Чижевский / Л.Я. Ганчиков / Ф.М. Достоевский / Г.В.Ф. Ге­гель / М. Хайдеггер / Э. Гуссерль / Н. Гоголь / логика / этика / славистика / epistolary / correspondence / Dmitry Chizhevsky / Leonid Ganchikov / Fyodor Dosto­evsky / H.W.F. Hegel / M. Heidegger / E. Husserl / logic / ethics / Slavic studies

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Талалай М. Г., Янцен В. В.

Публикуется письмо философа Д.И. Чижевского (1894–1977), жившего в Германии, к его коллеге и соотечественнику профессору Л.Я. Ганчикову (1893–1968), жившему в Италии и работавшему над историей русской религиозной мысли. В нём Чижевский, по всей види­мости, отвечая на вопросы адресата, излагает, по сути дела, свой научный curriculum vitae, с краткой биографией и перечнем главных публикаций. Письмо представляет собой автоин­терпретацию творческого наследия Д.И. Чижевского, в которой мыслитель определяет свой главный интерес как попытку обосновать некоторые вопросы логики и этики путём разгра­ничения тех сфер, в которых приложимы различные типы логических категорий, а также указывает на наиболее близких ему философов – Э. Гуссерля, Г.В.Ф. Гегеля, С.Л. Франка, Н.О. Лосского. Публикация письма сопровождается основательным академическим коммен­тарием, вписывающим приведённые в нём сведения в контекст жизни и творческого пути Д.И. Чижевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dmitry Chizhevsky’s Letter to Leonid Ganchikov (1953)

We publish the letter from the philosopher D.I. Chizhevsky (1894–1977), who lived in Germany, to his colleague and compatriot professor L.Ya. Ganchikov (1893–1968), who lived in Italy and worked on the history of Russian religious thought. Chizhevsky, apparently answering the ad­dressee’s questions, essentially sets out his scientific curriculum vitae, with a brief biography and a list of main publications. The letter is an auto-interpretation of the creative heritage of D.I. Chizhevsky, in which the thinker defines his main interest as an attempt to substantiate some issues of logic and ethics by distinguishing those areas in which different types of logical categories are applicable, and also points to the philosophers closest to him – E. Husserl, H.W.F. Hegel, S.L. Frank, N.O. Lossky. The publication of the letter is accompanied by a thorough academic commentary, which fits the information given in it into the context of the life and cre­ative path of D.I. Chizhevsky.

Текст научной работы на тему «Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)»

М.Г. Талалай, В.В. Янцен

Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

Оторвавшись от работы для писания писем,

не очень легко собираю свои «автобиографические» мысли.

Талалай Михаил Григорьевич – кандидат исторических наук, независимый исследователь. Италия, Милан, via Modestino 1, 20144 Milano; e-mail: [email protected]

Янцен Владимир Владимирович – кандидат философских наук, независимый исследователь. Герма­ния, г. Галле на Заале. Silbertalerstrasse 12, D-06132 Halle (Saale); e-mail: [email protected]

Публикуется письмо философа Д.И. Чижевского (1894–1977), жившего в Германии, к его коллеге и соотечественнику профессору Л.Я. Ганчикову (1893–1968), жившему в Италии и работавшему над историей русской религиозной мысли. В нём Чижевский, по всей види­мости, отвечая на вопросы адресата, излагает, по сути дела, свой научный curriculum vitae, с краткой биографией и перечнем главных публикаций. Письмо представляет собой автоин­терпретацию творческого наследия Д.И. Чижевского, в которой мыслитель определяет свой главный интерес как попытку обосновать некоторые вопросы логики и этики путём разгра­ничения тех сфер, в которых приложимы различные типы логических категорий, а также указывает на наиболее близких ему философов – Э. Гуссерля, Г.В.Ф. Гегеля, С.Л. Франка, Н.О. Лосского. Публикация письма сопровождается основательным академическим коммен­тарием, вписывающим приведённые в нём сведения в контекст жизни и творческого пути Д.И. Чижевского.

Ключевые слова: эпистолярий, Д.И. Чижевский, Л.Я. Ганчиков, Ф.М. Достоевский, Г.В.Ф. Ге­гель, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, Н. Гоголь, логика, этика, славистика

Для цитирования: Талалай М.Г., Янцен В.В. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953) // Отечественная философия. 2024. Т. 2. № 1. С. 78–92.

В творчестве философа, слависта и историка религиозных учений Дмитрия Ивановича Чижевского (1894–1977) биографический жанр занимает одно из самых важных мест. Почти все его труды содержат автобиографические отступления и ре­минисценции. Но более всего их, конечно, в его переписке, до недавнего времени, к сожалению, остававшейся неизученной и неопубликованной. Лишь за послед­ние три десятилетия этот существенный пробел чижевсковедения был несколько

© Талалай М.Г., 2024

© Янцен В.В., 2024

М.Г. Талалай, В.В. Янцен. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

79

преодолён усилиями исследователей разных стран. Активный поиск новых архив­ных и эпистолярных источников продолжается. Ведь без анализа запечатлённых за­частую только в переписке и в архивных набросках планов и замыслов учёного мы можем оказаться не в состоянии нарисовать более или менее полную картину разви­тия его творчества, понять его как целое. При этом необходимо заняться исследова­нием не только его реализованных (скажем, в виде книг или статей), но и нереали­зованных или лишь отчасти осуществлённых замыслов (о которых известны хотя бы заглавие, план, реферат, тезисы содержания). Текстологически и герменевтически тема нереализованных замыслов гораздо лучше разработана историками и литера­туроведами, чем философами. То же самое можно сказать и о методе «персональ­ных параллелей», или «личных аналогий», которым обычно осуществляется срав­нение, анализ влияний и заимствований, сходств и различий между образами, идеями и учениями разных авторов. И крайне редкой удачей бывает находка источ­ника с автоинтерпретацией собственного творчества.

Именно такую находку мы и представляем читателям. Речь идёт о письме Д.И. Чижевского к Леониду Яковлевичу Ганчикову (1893–1968), сохранившемся среди бумаг, оставшихся у его дочери – филолога и переводчика Анны Леонидовны Ганчиковой, известной в мире итальянской славистики как «Анюта». Её домашний архив имеет много пластов: в первую очередь это научные материалы профессора Л.Я. Ганчикова, затем – эпистолярий (очевидно, неполный, так как писем сохрани­лось немного1) и разного рода личные и семейные документы.

Ганчиков родился в Твери в 1893 г., получать высшее образование отправился в Петербург, где поступил на исторический факультет университета. В Первую ми­ровую ушёл на фронт, после его развала вернулся в Петроград. Отец семейства ре­шил тогда переждать смуту в спокойном месте и увёз семью на Кавказ. Однако и там Ганчиковых застигла Гражданская война: в их город пришли белые и рекрути­ровали, угрожая расправой, Леонида в свою армию, которую называли «Доброволь­ческой». После краха белого движения он оказался в Турции, в лагере в местечке Галлиполи, затем – во Франции. Леонид мечтал продолжить университетское обра­зование, и почти чудом ему удалось это сделать – в Милане, в Католическом уни­верситете, причём для него, православного, сделали исключение, так как многие итальянцы приняли тогда близко к сердцу революционную трагедию в России. Свою дипломную работу он посвятил Владимиру Соловьёву, о котором много писал и позднее2.

Став квалифицированным филологом, Ганчиков мечтал вернуться на Родину и поставить свои знания на службу отчизне. Этого не произошло. И тогда всю свою любовь к отечественной культуре и приобретённые знания он постарался отдать итальянцам, и не только студентам (в 1948 г. он возглавил вновь созданную кафедру славистики в Пизанском университете). Так, в 1950–1960 гг. он курировал издания переводов русских классиков – Гоголя, Толстого, Достоевского, Гончарова. На ра­дио Ганчиков прочитал цикл передач о духовных традициях в русской литературе и затем издал сборник этих интересных текстов под названием “Orientamenti dello spirito russo”3.

1 Особую ценность имеет его переписка с Вячеславом Ивановым; см.: Переписка В.И. Иванова и Л.Я. Ганчикова / Публ. С. Гардзонио // Русско-итальянский архив. X. Салерно, 2015. С. 113–134.

2 Ганчикова А.Л. Леонид Ганчиков – исследователь и распространитель философии Вл. Соловьёва в Италии в первой половине ХХ века // Владимир Соловьёв и культура Серебряного века. М., 2005. С. 402–406.

3 Gancikov L. Orientamenti dello spirito russo. Torino: Edizioni Radio Italiana, 1958. М. Талалай подгото­вил сборник Ганчикова для русской публики под названием «О путях русского духа» (М.: Индрик, 2019) на основе его итальянской книги, с добавлением переводов других статей. В наш сборник вошёл также биографический очерк Анны Леонидовны о её отце, который на итальянском языке существует в виде самиздата. Во время работы над сборником нам довелось заниматься в архиве профессора, в доме у Анны Леонидовны, где и было обретено письмо Чижевского, ждавшее «свое­го часа».

80

Архив

Видимо, для какой-то из своих передач на итальянском радио или печатных изданий Ганчиков обратился к Чижевскому с письменной просьбой о краткой творческой автобиографии Чижевского-философа. Поскольку адресат находился в это время в отпуске и ему пришлось составлять свою био-библиографию по па­мяти, в ответ невольно закрались немногочисленные ошибки (память у Чижевско­го была всё же поистине феноменальной). Лично корреспонденты друг с другом знакомы не были, и, очевидно, какого-либо продолжения эта переписка не получи­ла. Но всё же из сборника Ганчикова «О путях русского духа» видно, что с работа­ми Чижевского о Гоголе и Достоевском он был знаком и сумел точно уловить ос­новную интуицию о связи этики и онтологии в незавершённой философской системе Чижевского4.

Д.И. Чижевский является автором более тридцати статей о Достоевском. Замы­сел учёного написать специальную монографию о Достоевском остался нереализо­ванным. Тем не менее его статьи – «К проблеме двойника (Из книги о формализме в этике)», «Достоевский-психолог», «Шиллер и “Братья Карамазовы”», «Достоев­ский и Просвещение» – вошли в сокровищницу мирового достоевсковедения и по­степенно возвращаются на родину учёного. В современных комментариях к переиз­даниям ранних работ Чижевского о Достоевском, как кажется, недостаточно учитывается или совершенно игнорируется тот факт, что написаны они не литерату­роведом и славистом (каковым Чижевский стал только в начале 30-х гг. прошлого столетия), а философом – учеником Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и Р. Кронера. Более того – указанные статьи о Достоевском имеют непосредственное или косвенное от­ношение к утраченной философской магистерской диссертации Чижевского. Во вре­мя работы над этими статьями Чижевский под научным руководством С.Л. Франка писал свою магистерскую диссертацию «О формализме в этике», в которой, перера­батывая традиции немецкой и русской этической мысли, намеревался изложить соб­ственную философскую систему, завершавшуюся анализом этических категорий в произведениях Достоевского. В этой системе предполагался синтез теоретико-по­знавательных, онтологических и этических проблем, который Чижевским был отме­чен и в произведениях Достоевского. Не случайно статья Чижевского «К проблеме двойника» имела подзаголовок «Из книги о формализме в этике», т.е. из книги по материалам его философской магистерской диссертации (в немецкой версии ста­тья имела ещё более прозрачный подзаголовок: «Опыт философской интерпрета­ции»), а в кратком автореферате диссертации «Проблема формальной этики», зачи­танном на заседании Русского философского общества в Праге 14 декабря 1927 г., Чижевский упоминает как её часть не только работу о двойнике, но и статью «Шил­лер и Достоевский» (название которой впоследствии было изменено на «Шиллер и “Братья Карамазовы”»):

Всякая рационалистическая формальная этика с неизбежностью ведет стоящего на её почве субъекта этического действования к потере чувства ценности индивиду­ального бытия, да и к потере подлинной онтологической устойчивости самосо­знания. Отсюда такое замечательное психологическое явление, как образ двойника

4 «Как это часто встречается в русской литературе, проблема человеческого существования ставится в этико-онтологическом плане, т.е. в стремлении достичь наиболее глубокого разъяснения жизни в её сущностных структурах и в её истинном предназначении. Гоголь, ещё ранее Достоевского, это отчётливо чувствовал, как и другие, лучшие представители русского реализма (см. об этом: Чи­жевский Д. К проблеме двойника в сборнике под ред. А.Л. Бема, Прага, 1929)». Цит. по: Ганчи­ков Л. О путях русского духа… С. 90.

М.Г. Талалай, В.В. Янцен. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

81

в литературе ХIX века (анализ идеи двойника у Достоевского – в моих статьях «Шиллер и Достоевский» – печатается – и «Проблема двойника у Достоевского» – готовится к печати)5.

Освоение личного архива и ранней переписки Д.И. Чижевского позволяет точ­нее определить как специфику его подхода к творчеству Достоевского, так и фи­лософский полемический контекст его ранних статей о Достоевском: в частно­сти, скрытую полемику в этих работах с «Бытием и временем» М. Хайдеггера и «О симпатии» и «Формализмом в этике» М. Шелера. Работа Чижевского «К про­б­леме двойника» в её немецкой редакции и немецкая статья «Шиллер и “Братья

Карамазовы”» имелись в библиотеке Э. Гуссерля и, вероятно, были известны и М. Хайдеггеру. Поэтому интересен тот факт, что в немецкой редакции статьи «К проблеме двойника» сняты все полемические выпады против Хайдеггера, имевшиеся в русском оригинале статьи. Хотя работа над собственной философ­ской системой Чижевским и не была завершена, огромная его заслуга состояла в том, что в своих статьях 20–30-х гг. он сумел вскрыть не лежавшую на поверх­ности связь между творчеством Достоевского и основными проблемами западно­европейской этической мысли XIX – начала XX в. (Ф. Шиллер, Ф. Ницше, С. Кьер­кегор, Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Хайдеггер).

Важно также, что в публикуемом письме Д.И. Чижевский прямо указывает на теоретические источники своего творчества: учения Э. Гуссерля, Г.В.Ф. Гегеля, С.Л. Франка и Н.О. Лосского, а также учение об «идеальных типах» М. Вебера и символизм. Заметим, что А.Н. Гиляров, В.В. Зеньковский, М. Хайдеггер, К. Яс­перс, Г. Риккерт и Р. Кронер, будучи формально его учителями, в список учений, к которым он идейно примыкает, не включены.

5 См.: Янцен В. Русское философское общество в Праге по материалам архивов Д.И. Чижевского. Приложение: Чижевский Д.И. Философское общество в Праге [1924–1927] // Исследования по ис­тории русской мысли. Ежегодник 2004–2005 / Под ред. М.А. Колерова и Н.С. Плотникова. М., 2007. С. 190. Подробнее о магистерской диссертации и достоевсковедческих работах Чижевского см.: Янцен В. Неизвестный Чижевский: обзор неопубликованных трудов. СПб., 2008. С. 69–78, 93–95; Магидова М. Пражские сборники «О Достоевском» // О Достоевском. Сборник статей под ред. А.Л. Бема. Прага, 1929/1933/1936. М., 2007. С. 43–46; Магидова М. Комментарии // Там же. С. 163–171, 378–386.

82

Архив

HARVARD UNIVERSITY

Slavic Languages

and literatures

Дм. Чижевский

Holyoke 29

Cambridge 38. Massachusetts

5 сент[ября] 1953

Многоуважаемый коллега!

Я слыхал о Вас когда-то от одного из парижских коллег (кажется, от покойного Саханева6) и очень жалею, что до сих пор никогда не пришлось ни встретиться с Вами[,] ни вступить в обмен работами.

С удовольствием отвечаю на Ваш запрос7. Отвечу подробно, ненужное за­черкните!

Я родился в Александрии Херс[онской] губ[ернии] в 1894 г. Учился в Петер­бурге (1911–3) на математ[ическом] факультете (имею печатные работы по аст­рономии8), Киеве (1913–1918), где и окончил университет (учился у Гилярова9 и Зеньковского10), затем в Гейдельберге (Ясперс11, Риккерт12, 1921–2) и Фрей‐

6 Всеволод Васильевич Саханев (1885–1940) – историк, этнограф, археолог, исследователь русской истории XVIII и XIX вв., специалист по истории и искусству Подкарпатской Руси, член Русского заграничного исторического архива и Русского исторического общества в Праге, где сотрудничал и Д.И. Чижевский. Иногда дни их докладов в историческом обществе совпадали: так, 23 мая 1927 г. Чижевский выступил с докладом «Тютчев и немецкая романтика», а затем Саханев с докла­дом «Академия истории материальной культуры, её организация и труды». См.: Хроника культур­ной, научной и общественной жизни русской эмиграции в Чехословацкой республике / Под общ. ред. Л. Белошевской. Прага, 2000. С. 269.

7 К сожалению, письма Л.Я. Ганчикова в личном архиве Д.И. Чижевского в Гейдельберге пока не об­наружены. Но с достаточной степенью вероятности можно предположить, что обращался он к Чи­жевскому с просьбой предоставить краткую био-библиографическую справку о себе и своём фило­софском творчестве.

8 Чижевский Д. О наблюдениях переменных звёзд с психологической точки зрения // Известия рус­ского общества любителей мироведения. Декабрь 1912. № 4. С. 10–15. В тех же «Известиях» за 1914 и 1915 гг. были опубликованы ещё три статьи Д.И. Чижевского по астрономии.

9 Алексей Никитич Гиляров (1856–1938) – историк западноевропейской философии, специалист по теории философского знания, литературовед, сын Н.П. Гилярова-Платонова. С 1891 г. – профес­сор философии Киевского университета. Учитель Д.И. Чижевского.

10 Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) – философ, богослов, историк и литературовед, учитель Чижевского по философии в Киевском университете, автор краткого биографического очерка о Чижевском, профессор Православного богословского института в Париже (1926–1962), где преподавал историю философии и религии, психологию и апологетику. В 1942 г. принял сан священника под именем о. Василий. Председатель Русского студенческого христианского движе­ния, декан Богословского института (1944–1947, 1949–1962), доктор церковных наук (1948). В гей­дельбергском архиве Чижевского сохранилось несколько десятков послевоенных писем В.В. Зень­ковского. См.: Письма прот. В.В. Зеньковского к Д.И. Чижевскому (1948–1962) / Предисловие и подготовка текста В.В. Янцена, комментарии В.В. Янцена и О.Т. Ермишина // Ежегодник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына 2012. М., 2012. С. 335–424.

11 Карл Ясперс (Jaspers; 1883–1969) – немецкий философ-экзистенциалист, профессор философии Гейдельбергского университета во время обучения там Д.И. Чижевского в 1921 и 1922 гг., не имев­ший на последнего значительного идейного влияния.

12 Генрих Риккерт (Rickert, 1863–1936) – немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства, профессор философии Гейдельбергского университета во время обучения там Д.И. Чижевского в 1921 и 1922 гг., не оказавший на него значительного идейного влияния.

М.Г. Талалай, В.В. Янцен. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

83

бурге (Гуссерль13, Кронер14, Гайдеггер15, 1922–4), имею немецкий докторат

философии16.

Был преподавателем (проф[ессором]) в Праге в Украинском Педаг[огическом] Институт[е]17 и Укр[аинском] Университете18 (1924–29), с 1932–49 гг. преподавал

13 Эдмунд Гуссерль (Husserl; 1859–1938) – немецкий философ, основатель феноменологического направления в современной философии. С 1922 по 1924 г. Д.И. Чижевский был его учеником во Фрейбург-им-Брейсгау. Перед переездом Чижевского в Прагу Гуссерль снабдил его рекомен­дательным письмом к ординариусу философии Немецкого университета О. Краузу. При устрой­стве Чижевского в 1932 г. внеплановым лектором русского языка в Галле на Заале Гуссерль, сам прежде преподававший философию в этом городе и сохранивший там ещё широкий круг знако­мых, снова написал для него рекомендательное письмо.

14 Рихард Кронер (Kroner; 1884–1974) – ученик Г. Риккерта, профессор философии во Фрейбург­ском, Дрезденском, Кильском, Франкфуртском и Берлинском университетах, неогегельянец, в течение многих лет председатель Немецкого Гегелевского союза. После прихода к власти на­ционал-социалистов эмигрировал сначала в Англию, затем в Америку. Был дружен с русскими философами Н.Н. Бубновым, Б.В. Яковенко, С.И. Гессеном и Ф.А. Степуном. Соавтор куль­турно-критического сборника «О мессии» (1909), соредактор, а затем главный редактор немецкого варианта журнала «Логос». Автор фундаментального труда «От Канта к Гегелю», первый том которого вышел в 1921 г., второй – в 1924 г. Один из преподавателей Чижевского во Фрейбургском университете, инициировавший его диссертацию «Гегель в России» и напи­савший в юбилейном сборнике к его 70-летию статью «O проблеме сверхисторического»: Kro­ner R. (Philadelphia). Zum Problem des Übergeschichtlichen. In: Orbis Scriptus. Dmitrij Tschižew­skij zum 70. Geburtstag. Gerhardt D., Weintraub W., zum Winkel H.-J. (Hrsg.). München, 1966. S. 439–443.

15 Мартин Хайдеггер (Heidegger; 1889–1976) – ученик Э. Гуссерля, автор классической работы экзи­стенциалистского направления в немецкой философии «Бытие и время» (1927), лекции которого Чижевский посещал во Фрейбурге в Брейсгау и за трудами которого внимательно следил. В архиве Чижевского в Галле сохранились машинописные тексты лекций Хайдеггера «Феноменологическая интерпретация Аристотеля» (зимний семестр 1921–1922 гг.), «Введение в феноменологическое

исследование» (зимний семестр 1923–1924 гг.). См.: Личный фонд Д.И. Чижевского в архиве Галльского университета, ед. хр. 48/1, 2. Кроме того, Чижевский мог быть слушателем его лекций «Феноменологическая интерпретация избранных статей Аристотеля по онтологии и логике» (лет­ний семестр 1922 г.) и «Онтология. Герменевтика фактичности» (летний семестр 1923 г.). В дово­енный период Чижевский состоял в переписке с Хайдеггером, который в 1932 г. поздравил его с за­нятием должности лектора русского языка в Галле.

16 В немецком докторском дипломе Д.И. Чижевского было записано: «Университет им. Мартина Лю­тера городов Галле и Виттенберга под ректорством ординарного профессора сельскохозяйственной экономики, доктора естественных наук Эмиля Вёрмана, философский факультет университета им. Мартина Лютера городов Галле и Виттенберга в лице своего декана, ординарного профессора музыковедения доктора философии Макса Шнайдера на основании выдающегося, значительного в историко-философском отношении исследования “Гегель в России” и выдержанного с отличием 5 июля 1933 года экзамена присваивает кандидату Дмитрию Чижевскому из Александрии (Украи­на) титул доктора философии. Осуществлено в Галле 10 января 1935 года». См.: Чижевский Д.И. Избранное: в 3 т. Т. 1: Материалы к биографии (1894–1977) / Сост., вступ. ст. В. Янцена. Коммент. В. Янцена и др. М., 2007. C. 41.

17 Точное название: Украинский высший педагогический институт им. М. Драгоманова в Праге (1923–1933).

18 Точное название: Украинский свободный университет в Праге (1921–1945).

84

Архив

славистику в Германии (Галле, Иена, Марбург)19, с осени 1949 г. – в Гарвардском университете20.

Напечатал около 200 статей, и около 350 рецензий и обзоров, 25 книг и бро­шюр. К философии имеют отношение прежде всего:

1. Известная Вам книга о Гегеле (нем[ецкое] изд[ание] 193421, переработанное рус­ское в 1939 г.22),

2. ряд работ о Г.С. Сковороде (по[-]русски, немецки и украински; украинская книга: «Фiлософiя Г.С. Сковороди»[.] Варшава, 193423),

3. ряд статей о Коменском (по[-]чешски, словацки, немецки, русски и английски, в частности[,] о найденной мною рукописи главного философского сочинения Комен­ского “Dе rerum humanarum emendatio[ne] consultatio catholica” и “Lехiсоn Rеаlе-раn­sophicum”24, около 1666 г., которые, надеюсь[,] удастся издать в оригинальном латин­ском тексте25,

4. статьи о Гоголе в «Совр[еменных] записках»26, «Новом журнале» (1951)27 и других изданиях, по[-]русски, английски и немецки28.

19 С летнего семестра 1932 г. по летний семестр 1945 г. Чижевский был внеплановым лектором рус­ского языка в Галльском университете с правом ношения своего пражского профессорского титула и правом руководства подготовкой кандидатских диссертаций его учениками. С зимнего семестра 1934–1935 гг. по летний семестр 1939 г. он по совместительству занимал ту же самую должность при Йенском университете. В Марбургском университете Чижевский стал создателем института славистики, проработав там в различных должностях с зимнего семестра 1945–1946 гг. по летний семестр 1949 г.

20 В Гарвардском университете Чижевский стал одним из создателей кафедры славянских языков и литера­тур, проработав там в скромной должности гостевого преподавателя с осени 1949 г. по зиму 1955–1956 гг.

21 Hegel bei den Slaven. Hrsg. v. D. Čyževśkyj. Reichenberg, 1934; darin: D. Čyževśkyj: Hegel in Russland. S. 145–396.

22 Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939.

23 Чижевський Д. Фiлософiя Г.С. Сковороди. Варшава, 1934.

24 «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и «Реально-пансофический словарь» (лат.). Эта находка была настоящей сенсацией. Судя по переписке Д.И. Чижевского с Ф. Либом и Д. Ман­ке, а также по его воспоминаниям, в первой половине 1935 г. он обнаружил в Галле, в библиотеке Сиротского приюта имени А.Г. Франке, утерянную более двухсот лет назад рукопись основного философского сочинения Я.А. Коменского “De rerum humanarum emendatione consultatio catholica”, впоследствии получившую название «Пансофия». По договорённости с чешскими комениологами (Ярником, Хендрихом и Климой), он начал готовить рукопись к изданию в журнале «Архив иссле­дования жизни и сочинений Я.А. Коменского» в Праге, но поскольку денег, выделенных на фото­графирование рукописи, не хватило, принял решение перепечатать более двух тысяч страниц на машинке – в четырёх экземплярах, на случай если оригинал или какие-то из копий не сохранят­ся. Этот титанический труд, сопровождавшийся публикациями статей о находке рукописи, о твор­честве Коменского и истории его влияния в Германии, Чижевский проделал с 1935 по 1943 г. См.: Tschižewskij D. Wie ich die Handschriften der Pansophie fand. In: Tschižewskij D. Kleine Schriften II. Bohemica. München, 1972. S. 215–222. В гейдельбергском архиве Чижевского сохранился оригинал воспоминаний, многими деталями существенно отличающийся от вышедшего в печати текста: Heid. Hs. 3881. В 15.

25 У Д.И. Чижевского была договорённость с редакцией чешского журнала «Архив исследования жизни и сочинений Я.А. Коменского» об издании «Пансофии» Коменского, но из-за закрытия жур­нала эти планы не осуществились. «Пансофия» вышла только в 1966 г. в Праге без упоминания имени её первооткрывателя.

26 Чижевский Д. O «Шинели» Гоголя // Современные записки. 1938. № 67. С. 172–195.

27 Чижевский Д. Неизвестный Гоголь // Новый журнал. 1951. № 27. С. 126–158.

28 Čyževśkyj D. Gogol’-Studien. Zur Komposition von Gogol’s “Mantel” // Zeitschrift für slavische Philolo­gie. 1937. Bd. 14. H. 1–2. S. 63–94; Cizevsky D. Gogol’: Artist and Thinker // The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U.S. New York, 1952. Vol. 4/2. P. 261–278; Chizhevsky D. The un­known Gogol’ // Slavonic review. 1952. Vol. 30/75. P. 476–493. Гоголь был любимым писателем Чижев­ского, но, к сожалению, его книга о Гоголе, над которой он с перерывами работал более сорока лет, принадлежит к незавершённым и лишь отчасти реализованным творческим замыслам. Известен неопубликованный немецкоязычный вариант этой книги, сохранившийся у ученицы Чижевского, кёльнской славистки А. Лаухуз; сейчас он находится в библиотеке Дома А.Ф. Лосева в Москве.

М.Г. Талалай, В.В. Янцен. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

85

5. cтатьи о Достоевском по[-]русски и немецки29.

6. Ряд статей по истории русской религиозной мысли в разных изданиях по[-]немецки (напр[имер,] Wiener Slavistisches Jahrbuch. I–II30).

7. Логика (универс[итетский] курс). По[-]украински в Праге. 192431. 2 cокращённое изд[ание]. Мюнхен. 194932.

8. Хрестоматия по истории античной философии (Грецька фiлософiя до Платона. Прага. 1926)33.

9. Фiлософiя наУкраïнi (Iсторiографiя). Прага. 192634, 2[-]ое издание. Пpага. 192935.

10. Нариси (очерки) iсторiï фiлософiï на Украïнi. Прага. 193136.

11. Брошюрa «Гегель и Ницше» по[-]немецки. Бонн. 194737.

12. Статья Гегель и Ницше (по[-]франц[узски] в “Rеvuе de l’Нistoire de la philosophie” 192938).

Кроме того[,] в работах по истории литературы содержится много материала философского[,] главное [–] книги:

13. Russische Literaturgeschichte im 11[.], 12[.] und 13. Jht. Frankfurt. 194839.

14. Outline of Comparative slavic literatures. Boston. 195240.

15–16. Две книги по истории укр[аинской] барочной литературы. Прагa 1940 и 4141.

17. Рhonologie und Рsусhоlоgiе. “Travaux du Cercle linguistique de Prague”. 4 (1929)42.

29 Чижевский Д. K проблеме двойника (Из книги о формализме в этике) // О Достоевском. Сб. ст. под ред. А.Л. Бема. Прага, 1929. С. 9–38. Dostojevskij-Studien. Gesammelt und herausgegeben von D. Čyževśkyj. Reichenberg, 1931; Čyževśkyj D. Zum Doppelgängerproblem bei Dostojevskij. Versuch einer philosophischen Interpretation // Ibid. S. 19–50. Ders. Folkloristisches zu Dostojevskij. S. 113–116.

30 Čyževśkyj D. Anklänge an die Gumpoldlegende des hl. Václav in der altrussischen Legende des hl. Feo­dosij und das Problem der “Originalität” der slavischen mittelalterlichen Werke. In: Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1950. Bd. 1. S. 71–86; Ders. Studien zur russischen Hagiographie. Die Erzählung vom hl. Isaa­kij. In: Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1952. Bd. 2. S. 22–49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Чижевський Дм. ЛЬОГІКА. Конспект лекцій, прочитаних у Вищому Педагогічному Інституті ім. М. Драгоманова у Празі в літньому семестрі 1924 року. Прага, 1924.

32 Чижевський Д. Льоґіка. Мюнхен, 1949.

33 Чижевський Д. Доцент Українського Педагогічного Iнституту ім. М. Драгоманова в Празі. Грецька фiльософiя до Плятона. Хрестоматiя. Прага, 1926.

34 Чижевський Д. Доцент Українського Педагогічного Iнституту y Празі. Фiлософiя на Украïнi. (Спробa iстoрioграфiї). Прага, 1926.

35 Чижевський Д. Проф. Українського Педаґоґ. Iнституту в Празі. Фiльософiя на Украïнi (спробa iстoрioграфiї). Видання друге, виправлене и доповнене. Частина I. Прага, 1929.

36 Чижевський Д. Проф. Українського Педагогічного Iнституту в Празі. Прив.-доц. Українського Унiверситету в Празі. Нариси з iсторiї фiлософiї нa Українi. Прага, 1931.

37 В названии брошюры допущена ошибка, в действительности она называлась «Достоевский и Ниц­ше. Учение о вечном возвращении»: Tschižewskij D. Dostojewskij und Nietzsche. Die Lehre von der ewigen Wiederkunft. (Kleine Schriften aus der Sammlung “Deus et anima”, 1. Schriftenreihe. Bd. 6). Bonn, 1947.

38 Tschjevsky D. Hegel et Nietzsche. Revue d’Histoire de la Philosophie. Paris, Juillet-septembre 1929.

3-e Année. Fasc. 3. S. 321–347.

39 Tschižewskij D. Geschichte der altrussischen Literatur im 11., 12. und 13. Jahrhundert. Kiever Epoche. Frankfurt am Main, 1948.

40 Cizevsky D. Outline of Comparative Slavic Literatures. Survey of Slavic Civilization. Vol. I. Boston, Mass., 1952.

41 На самом деле этой теме было посвящено 3 выпуска книги Д.И. Чижевского: Чижевський Д. Український лiтературний барок. Нариси. Частина перша. Прага, 1941; Он же. Український лiтера­турний барок. Нариси. Частина друга. Прага, 1941; Он же. Український лiтературний барок. Нари­си. Частина третя. Прага, 1944.

42 Čyževskyj D. Phonologie und Psychologie. In: Travaux du Cercle Linguistique de Prague. Prag, 1931. Bd. 4, S. 3–21.

86

Архив

Это главное. Были ещё статьи по истории чешской и словацкой и польской фи­лософии. Да, забыл ещё книгу:

18. Философия жизни Людовита Штура (L. Štúr. † 1856) по[-]словацки, Братислава. 194143.

В прошлом году я выпустил свою библиографию (сокращённую)44, которую, если напомните (я сейчас в деревне), я вышлю Вам в октябре из Кембриджа, она, впрочем[,] продана, но[,] м. б., мне удастся достать экземпляр.

Ещё забыл:

cтатьи:

19. О формализме в этике. Прага. 192945,

20. Понятие Представитель – понятие – символ. Прага. 193146

(обе в известиях – «Трудах» Народного русского университета в Праге), и ста­тью 21. Платон в древней Руси (вместе с М. Шахматовьм) в «Записках Русского ис­торического общества в Праге», том II. 193047.

Здесь пишу на память.

Философски я примыкаю к Гуссерлю и Гегелю (соединение возможное). Из русских [– к] С. Франку и Лосскому. Мой главный интерес – попытки обосно­вать некоторые вопросы логики и этики, путём разграничения тех сфер, в кото­рых приложимы различные типы логических категорий (представитель, пробле­ма репрезентации; понятия различного типа; «идеальные типы» – Макс Вебер; символы).

В истории философии меня интересует прежде всего проблема культурно-исто­рических типов (ей посвящена книга о сравнительной истории литературы, а также брошюра:

43 Čiževskij D. Štúrova filozofia života. Kapitola z dejin slovenskéj filozofie. Bratislava, 1941.

44 A Bibliography of the Publications of Dr. Dmitry Cizevsky in the Fields of Literature, Language, Philoso­phy and Culture [Cambridge, Mass.], 1952. Гектографированная библиография избранных печатных трудов Д.И. Чижевского была подготовлена им в 1952 г., во время его работы в Гарвардском уни­верситете. Даже в этом сокращённом варианте она насчитывала 291 работy. Составленная, вероят­но, по заказу администрации кафедры славянских языков и литератур Гарвардского университета, она выгодно отличается от всех предшествующих и последующих библиографий: во-первых, по­тому, что Чижевский включил в неё только те работы, которые сам считал наиболее важными в своём творчестве (в ней отсутствуют, например, все ранние естественнонаучные и чисто полити­ческие его публикации и переводы), во-вторых, потому, что в ней имеется статистическое прило­жение именного, предметного и языкового указателей ко всем его публикациям до 1952 г. (из кото­рых становится очевидным, что – по количеству публикаций – история церкви, наряду с филосо­фией и славистикой, занимала в его творчестве равно важное место), и, в-третьих, потому, что в ней названы диссертации и публикации всех его учеников до 1952 г.

45 Чижевский Д. О формализме в этике (Заметки о современном кризисе этической теории). Русский народный университет в Праге. Научные труды. Прага. Т. I. 1928. C. 195–209.

46 В названии статьи допущена ошибка, в действительности она называлась: Доклад Д.И. Чижевско­го: Представитель, знак, понятие, символ (Из книги о формальной этике) // Отчёт Д.И. Чижев­ского: Философское Общество в Праге 1927–8. Прага, 1928. С. 20–24.

47 Шахматов М.В. Платон в древней Руси // Записки Русского исторического общества в Праге.

Прага Чешская, 1930. Кн. 2. С. 49–69; М.В.Ш. Приложение. Заметка о значении политических идей Платона в древней Руси // Там же. С. 69–70; Чижевский Д. Платон в древней Руси // Там же. С. 71–81.

М.Г. Талалай, В.В. Янцен. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

87

22. Культурно-iсторични типи. Мюнхен. 1949; (по[-]украински))48.

23. Кроме того[,] в Мюнхене в 1949 г. я издал «Лекцiï по icторiï фiлософiï». I. (антич­ная философия), по[-]украински49.

24. Ряд статей о влияниях преимущественно немецких на русскую филос[офскую] мысль.

Сейчас кончил историю русской литературы с 11–18 в., которая выйдет по[-]ан­глийски50. Там также будет много «мировоззрительного» материала.

Простите за бессвязное письмо. Оторвавшись от работы для писания писем,

не очень легко собираю свои «автобиографические» мысли.

С искренним уважением и приветом,

Ваш Дмитрий Чижевский

(Дмитрий Иванович Чижевский).

Свою библиографию я послал в Италию: 1. Маверу51, 2. г-же А. Вилла52, пре­подающей русский язык в Милане в университете (адрес: Dr. А. Villa, Viа Сola

di Reinco, 7, Milano).

Простите и за внешний вид письма: с собой имею только дорожные ма­шинки, не очень безупречные. По[-]итальянски я читаю, так что за присылку или рекомендацию53 книг, своих и чужих[,] буду Вам очень признателен.

Список литературы

Ганчикова А.Л. Леонид Ганчиков – исследователь и распространитель философии Вл. Со­ловьёва в Италии в первой половине ХХ века // Владимир Соловьёв и культура Серебряного века. М.: Наука, 2005. С. 402–406.

Ганчиков Л.Я. О путях русского духа / Пер. и науч. ред. М.Г. Талалая. М.: Индрик, 2019. 264 с.

Магидова М. Пражские сборники «О Достоевском» // О Достоевском. Сборник статей под ред. А.Л. Бема. Прага, 1929 / 1933 / 1936. М., 2007. С. 43–46.

Магидова М. Комментарии // О Достоевском. Сборник статей под ред. А.Л. Бема. Прага, 1929 / 1933 / 1936. М., 2007. С. 163–171, 378–386.

Письма прот. В.В. Зеньковского к Д.И. Чижевскому (1948–1962) / Предисл. и подгот. текста В.В. Янцена, коммент. В.В. Янцена и О.Т. Ермишина // Ежегодник Дома русского за­рубежья им. А. Солженицына 2012. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2012. С. 335–424.

Переписка В.И. Иванова и Л.Я. Ганчикова / Публ. С. Гардзонио // Русско-итальянский архив, X. Салерно, 2015. С. 113–134.

48 Чижевський Д. Kультурно-iсторичнi eпохи. Aвгсбург, 1948.

49 Чижевський Д. Проф. Др. Icторiя фiлософiї. Частина I. Aнтична фiлософiя. Лекцiї читанi в Бого­словсько-Педагогичнiй Aкадемiї УАПЦ в Мюнхенi. Мюнхен, 1947.

50 History of Russian Literature from the Eleventh Century to the End of the Baroque. By D. Čiževskij (Slavistische Drukken en Herdrukken uitgegeven door C.H. van Schooneveld, Bd. 12).’s-Gravenhage 1960.

51 Джованни Мавер (Maver, 1891–1970) – итальянский славист и полонист, профессор Падуанского и Римского университетов, почётный доктор Варшавского университета и действительный член Польской Академии наук, основатель журнала славянских исследований “Ricerche Slavistiche” при Римском университете. Д.И. Чижевский состоял с ним в переписке.

52 Александра Вилла (урожд. Клинкмюллер; Klinkmuller, Villa; 19??–19??) – итальянская славистка, преподаватель русского языка в Миланском университете «Боккони». Д.И. Чижевский состоял с ней и её мужем в послевоенной переписке, но знакомы они были ещё во время жизни в Праге и в Галле.

53 Слова, подчёркнутые автором письма двойной линией, на полях отмечены получателем письма крестиком: «+».

88

Архив

Хроника культурной, научной и общественной жизни русской эмиграции в Чехословацкой республике / Под общ. ред. Л. Белошевской. Прага, 2000. 368 с.

Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж: Дом книги: Современные записки, 1939. 355 с.

Чижевский Д.И. Избранное: в 3 т. Т. 1: Материалы к биографии (1894–1977) / Сост., вступ. ст. В. Янцена, коммент. В. Янцена и др. М.: Библиотека-фонд «Русское зарубежье» – Русский путь, 2007. 848 с.

Чижевский Д. К проблеме двойника / Под ред. А.Л. Бема. Прага, 1929.

Чижевский Д. Неизвестный Гоголь // Новый журнал. 1951. № 27. С. 126–158.

Чижевский Д. О наблюдениях переменных звёзд с психологической точки зрения // Известия русского общества любителей мироведения. 2012. № 4. С. 10–15.

Чижевский Д. О формализме в этике (Заметки о современном кризисе этической теории). Русский народный университет в Праге. Научные труды. Прага. Т. I. 1928. C. 195–209.

Чижевский Д. O «Шинели» Гоголя // Современные записки. 1938. № 67. С. 172–195.

Чижевский Д. Платон в древней Руси // Записки Русского исторического общества в Праге. Прага Чешская, 1930. С. 71–81.

Чижевский Д.И. Представитель, знак, понятие, символ (Из книги о формальной этике) // От­чёт Д.И. Чижевского: Философское Общество в Праге 1927–8. Прага, 1928. С. 20–24.

Чижевський Д. Доцент Українського Педагогічного Iнституту ім. М. Драгоманова в Празі. Грецька фiльософiя до Плятона. Хрестоматiя. Прага: Сiяч, 1926.

Чижевський Д. Проф. Др. Icторiя фiлософiї. Частина I. Aнтична фiлософiя. Лекцiї читанi в Богословсько-Педагогичнiй Aкадемiї УАПЦ в Мюнхенi. Мюнхен: Накладом Т-ва Студентiв Бо­гословсько-Педагогичной Aкадемiї УАПЦ, 1947.

Чижевський Д. Kультурно-iсторичнi eпохи. Aвгсбург: УВАН, 1948.

Чижевський Д. Льоґіка. Мюнхен, 1949.

Чижевський Дм. ЛЬОГІКА. Конспект лекцій, прочитаних у Вищому Педагогічному Інституті ім. М. Драгоманова у Празі в літньому семестрі 1924 року. Прага: Видавниче Товариство «Сіяч» при Українському Педагогічному Інституті ім. М. Драгоманова, 1924.

Чижевський Д. Проф. Українського Педагогічного Iнституту в Празі. Прив.-доц. Українського Унiверситету в Празі. Нариси з iсторiї фiлософiї нa Українi. Прага: Український Громадський Ви­давничий Фонд, 1931.

Чижевський Д. Фiлософiя Г.С. Сковороди. Варшава, 1934.

Чижевський Д. Доцент Українського Педагогічного Iнституту y Празі. Фiлософiя на Украïнi. (Спробa iстoрioграфiї). Прага, 1926.

Чижевський Д. Проф. Українського Педаґоґ. Iнституту в Празі. Фiльософiя на Украïнi (спробa iстoрioграфiї). Видання друге, виправлене и доповнене. Частина I. Прага: Сiяч, 1929.

Чижевський Д. Український лiтературний барок. Нариси. Частина перша. Прага: Видання Українського Iсторично-фiлологiчного товариства в Празi, 1941.

Чижевський Д. Український лiтературний барок. Нариси. Частина друга. Прага: Видання Українського Iсторично-фiлологiчного товариства в Празi, 1941.

Чижевський Д. Український лiтературний барок. Нариси. Частина третя. Прага: Видання Українського Iсторично-фiлологiчного товариства в Празi, 1944.

Шахматов М.В. Платон в древней Руси // Записки Русского исторического общества в Праге. Прага Чешская, 1930. Кн. 2. С. 49–70.

Янцен В. Русское философское общество в Праге по материалам архивов Д.И. Чижевского. Приложение: Чижевский Д.И. Философское общество в Праге [1924–1927] // Исследования по ис­тории русской мысли. Ежегодник 2004–2005 [7]. М., 2007.

Янцен В. Неизвестный Чижевский: обзор неопубликованных трудов. СПб., 2008. 162 с.

A Bibliography of the Publication of Dr. Dmitry Cizevsky in the Fields of Literature, Language, Phi­losophy and Culture. [Cambridge, Mass.], 1952.

Čyževśkyj D. Anklänge an die Gumpoldlegende des hl. Václav in der altrussischen Legende des hl. Feodosij und das Problem der „Originalität“ der slavischen mittelalterlichen Werke. In: Wiener Slavis­tisches Jahrbuch. 1950. Bd. 1. S. 71–86; Ders. Studien zur russischen Hagiographie. Die Erzählung vom hl. Isaakij. In: Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1952. Bd. 2. S. 22–49.

Čyževśkyj D. Gogol’-Studien. Zur Komposition von Gogol’s “Mantel” // Zeitschrift für slavische Philologie. 1937. Bd. 14. H. 1–2. S. 63–94.

Cizevsky D. Gogol’: Artist and Thinker // The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sci­ences in the U.S. New York 1952. Vol. 4/2. P. 261–278.

М.Г. Талалай, В.В. Янцен. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

89

Cizevsky D. Outline of Comparative Slavic Literatures. Survey of Slavic Civilization, Vol. I. Boston, Mass.: American Academy of Arts and Sciences, 1952. VIII + 143 pp.

Čyževskyj D. Phonologie und Psychologie. In: Travaux du Cercle Linguistique de Prague. Prag 1931. Bd. 4. S. 3–21.

Čiževskij D. Štúrova filozofia života. Kapitola z dejin slovenskéj filozofie. Bratislava: SUS, 1941.

Chizhevsky D. The unknown Gogol’ // Slavonic review. London 1952. Vol. 30/75. P. 476–493.

Dostojevskij-Studien. Gesammelt und herausgegeben von D. Čyževśkyj. Reichenberg: Verlag Ge­brüder Stiepel Ges. m. b. H., 1931.

Gancikov L. Orientamenti dello spirito russo. Torino: Edizioni Radio Italiana, 1958.

History of Russian Literature from the Eleventh Century to the End of the Baroque. By D. Čižev­skij (Slavistische Drukken en Herdrukken uitgegeven door C.H. van Schooneveld, Bd. 12).

’s-Gravenhage, 1960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Čyževśkyj D.: Hegel in Russland // Hegel bei den Slaven. Hrsg. von D. Čyževśkyj. Reichenberg: Ver­lag Gebrüder Stiepel Ges. m. b. H. 1934. S. 145–396.

Kroner R. Zum Problem des Übergeschichtlichen. In: Orbis Scriptus. Dmitrij Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Gerhardt D., Weintraub W., zum Winkel H.-J. (Hrsg.). München: Wilhelm Fink Verlag, 1966. S. 439–443.

Tschižewskij D. Dostojewskij und Nietzsche. Die Lehre von der ewigen Wiederkunft. (Kleine Schriften aus der Sammlung “Deus et anima”, 1. Schriftenreihe. Bd. 6). Bonn, 1947.

Tschižewskij D. Geschichte der altrussischen Literatur im 11., 12. und 13. Jahrhundert. Kiever Epoche. Frankfurt am Main: Wittorio Klostermann, 1948. 465 S.

Tschjevsky D. Hegel et Nietzsche. Revue d’Histoire de la Philosophie. Paris, Juillet-septembre 1929. 3-e Année. Fasc. 3. S. 321–347.

Tschižewskij D. Wie ich die Handschriften der Pansophie fand // Tschižewskij D. Kleine Schriften II. Bohemica. München, 1972. S. 215–222.

Dmitry Chizhevsky’s Letter to Leonid Ganchikov (1953)

Mikhail G. Talalai – Candidate of Sciences in History, independent researcher. Italy, Milan, via Modes­tino 1, 20144 Milano; e-mail: [email protected]

Wladimir W. Janzen – Dr. phil., independent researcher. Germany, Halle an der Saale. Silbertalerstrasse 12, D-06132 Halle (Saale); e-mail: [email protected]

We publish the letter from the philosopher D.I. Chizhevsky (1894–1977), who lived in Germany, to his colleague and compatriot professor L.Ya. Ganchikov (1893–1968), who lived in Italy and worked on the history of Russian religious thought. Chizhevsky, apparently answering the ad­dressee’s questions, essentially sets out his scientific curriculum vitae, with a brief biography and a list of main publications. The letter is an auto-interpretation of the creative heritage of D.I. Chizhevsky, in which the thinker defines his main interest as an attempt to substantiate some issues of logic and ethics by distinguishing those areas in which different types of logical categories are applicable, and also points to the philosophers closest to him – E. Husserl, H.W.F. Hegel, S.L. Frank, N.O. Lossky. The publication of the letter is accompanied by a thorough academic commentary, which fits the information given in it into the context of the life and cre­ative path of D.I. Chizhevsky.

Keywords: epistolary, correspondence, Dmitry Chizhevsky, Leonid Ganchikov, Fyodor Dosto­evsky, H.W.F. Hegel, M. Heidegger, E. Husserl, logic, ethics, Slavic studies

For citation: Talalai, M.G., Janzen, W.W. Pis’mo D.I. Chizhevskogo L.Ya. Ganchikovu (1953) [Dmitry Chizhevsky’s Letter to Leonid Ganchikov (1953)], Otechestvennaya filosofiya [National Philosophy], 2024, Vol. 1, No. 1, pp. 78–92. (In Russian)

90

Архив

References

A Bibliography of the Publication of Dr. Dmitry Cizevsky in the Fields of Literature, Language, Phi­losophy and Culture. [Cambridge, Mass.], 1952.

Chizhevsky, D. Filosofiya G.S. Skovorody [The philosophy of G.S. Skovoroda]. Warsaw, 1934. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Filosofiya na Ukraine (popytka istoriografii) [Philosophy in Ukraine (an Attempt at Historiography)]. Prague, 1926. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Filosofiya na Ukraine (popytka istoriografii). Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopol­nennoe. Chast’ I [Philosophy in Ukraine (an Attempt at Historiography). Second Edition, corrected and expanded. Part I]. Prague, Siyach Publ., 1929. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Gegel’ v Rossii [Hegel in Russia]. Paris: Dom knigi i Sovremennye zapiski Publ., 1939. 355 p. (In Russian)

Cizevsky, D. Gogol’: Artist and Thinker, in: The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sci­ences in the U.S. New York, 1952, Vol. 4/2. P. 261–278.

Chizhevsky, D. Grecheskaya filosofiya do Platona. Khrestomatiya [Greek Philosophy before Plato. Anthology]. Prague: Siyach Publ., 1926. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Izbrannoe: V 3 t. T. 1: Materialy k biografii (1894–1977) [Collected Works In 3 vols. Vol. 1: Materials for a Biography (1894–1977)]. Moscow: Russkii put’ Publ., 2007. 848 p. (In Russian)

Chizhevsky, D. Istoriya filosofii. Chast’ I. drevnyaya filosofiya. Lektsii chitany v bogoslovsko-peda­gogicheskoi akademii UAPTs v Myunkhene [History of Philosophy. Part I. Ancient Philosophy. Lectures were given at the UAOC Theological and Pedagogical Academy in Munich]. Munich: Publishing House of the Association of Students of the Theological and Pedagogical Academy of the UAOC, 1947. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. K probleme dvoinika [To the Doppelganger Problem]. Prague, 1929. (In Russian)

Chizhevsky, D. Kul’turno-istoricheskie epohi [Cultural-Historical Epochs]. Augsburg: UVAN Publ., 1948. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Logika [Logic]. Munich, 1949. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Logika. Konspekt lektsii, prochitannykh v vysshem pedagogicheskom institute im. M. Dragomanova v Prage v letnem semestre 1924 goda [Logic. Summary of Lectures Delivered at the Dragomanov Higher Pedagogical Institute in Prague in the Summer Semester of 1924]. Prague: Siyach Publ., 1924. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Neizvestnyi Gogol’ [Unknown Gogol], Novyi zhurnal, 1951, No. 27, pp. 126–158. (In Russian)

Chizhevsky, D. O nablyudeniyakh peremennykh zvezd s psikhologicheskoi tochki zreniya [Obser­vations of Variable Stars from a Psychological Point of View], Izvestiya russkogo obshchestva lyubitelei mirovedeniya, 2012, No. 4, pp. 10–15. (In Russian)

Chizhevsky, D. Ocherki po istorii filosofii v Ukraine [Essays on the History of Philosophy in Ukraine]. Prague: Ukrainian Public Publishing Foundation, 1931. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. O formalizme v etike. (Zametki o sovremennom krizise eticheskoi teorii) [On For­malism in Ethics. (Notes on the Current Crisis of Ethical Theory)], in: Russkii narodnyi universitet v Prage. Nauchnye trudy. T. 1. Prague, 1928, pp. 195–209. (In Russian)

Chizhevsky, D. O “Shineli” Gogolya [About Gogol’s “Overcoat”], Sovremennye zapiski, 1938, No. 67, pp. 172–195. (In Russian)

Cizevsky, D. Outline of Comparative Slavic Literatures. Survey of Slavic Civilization, Vol. I, Boston, Mass.: American Academy of Arts and Sciences, 1952. VIII + 143 p.

Chizhevsky, D. Platon v drevnei Rusi [Plato in Ancient Russia], Zapiski Russkogo istoricheskogo obshchestva v Prage. Prague, 1930, pp. 71–81. (In Russian)

Chizhevsky, D. Predstavitel’, znak, ponyatie, simvol (Iz knigi o formal’noi etike) [Representative, Sign, Concept, Symbol (From the Book on Formal Ethics)], in: D.I. Chizhevsky’s Report: Filosofskoe Obshchestvo v Prage 1927–8 [Philosophical Society in Prague 1927–8]. Prague, 1928, pp. 20–24. (In Russian)

Chizhevsky, D. The unknown Gogol’, in: Slavonic review. London, 1952. Vol. 30/75. P. 476–493.

Chizhevsky, D. Ukrainskoe literaturnoe barokko. Ocherki. Chast’ pervaya [Ukrainian literary Baroque. Essays. Part One]. Prague, Publ. of the Ukrainian Historical and Philological Society in Prague, 1941. (In Ukrainian)

М.Г. Талалай, В.В. Янцен. Письмо Д.И. Чижевского Л.Я. Ганчикову (1953)

91

Chizhevsky, D. Ukrainskoe literaturnoe barokko. Ocherki. Chast’ vtoraya [Ukrainian literary Baroque. Essays. Part Two]. Prague, Publ. of the Ukrainian Historical and Philological Society in Prague, 1941. (In Ukrainian)

Chizhevsky, D. Ukrainskoe literaturnoe barokko. Ocherki. Chast’ tret’ya [Ukrainian literary Baroque. Essays. Part Three]. Prague: Publ. of the Ukrainian Historical and Philological Society in Prague, 1944. (In Ukrainian)

Čyževśkyj, D. Anklänge an die Gumpoldlegende des hl. Václav in der altrussischen Legende des hl. Feodosij und das Problem der „Originalität“ der slavischen mittelalterlichen Werke, in: Wiener Slavistis­ches Jahrbuch. 1950. Bd. 1. S. 71–86.

Čyževśkyj, D. Ders. Studien zur russischen Hagiographie. Die Erzählung vom hl. Isaakij, in: Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1952. Bd. 2. S. 22–49.

Čyževśkyj, D. Gogol’-Studien. Zur Komposition von Gogol’s “Mantel”, in: Zeitschrift für slavische Philologie. 1937. Bd. 14. H. 1–2. S. 63–94.

Čyževskyj, D. Phonologie und Psychologie, in: Travaux du Cercle Linguistique de Prague. Prague, 1931. Bd. 4. S. 3–21.

Čiževskij, D. Štúrova filozofia života. Kapitola z dejin slovenskéj filozofie. Bratislava: SUS 1941.

Dostojevskij-Studien. Gesammelt und herausgegeben von D. Čyževśkyj. Reichenberg: Verlag Ge­brüder Stiepel Ges. m. b. H. 1931.

Ganchikova, Anna L. Leonid Ganchikov – issledovatel’ i rasprostranitel’ filosofii Vl. Solov’eva v Italii v pervoi polovine KhKh veka [Leonid Ganchikov – Researcher and Propagator of the Philosophy of V. Solov’ev in Italy in the First Half of the Twentieth Century], in: Vladimir Solov’ev i kul’tura Sere­bryanogo veka. Moscow: Nauka Publ., 2005, pp. 402–406.

Ganchikov, Leonid Ya. O putyakh russkogo dukha [About the Ways of the Russian Spirit], trans. and ed. by M.G. Talalay. Moscow: Indrik Publ., 2019. 264 p.

Gancikov, L. Orientamenti dello spirito russo. Torino: Edizioni Radio Italiana, 1958.

History of Russian Literature from the Eleventh Century to the End of the Baroque. By Dmitrij Čiževskij (Slavistische Drukken en Herdrukken uitgegeven door C.H. van Schooneveld, Bd. 12).

’s-Gravenhage, 1960.

Janzen, Vladimir V. Russkoe filosofskoe obshchestvo v Prage po materialam arkhivov D.I. Chizhev­skogo [The Russian Philosophical Society in Prague based on the archives of D.I. Chizhevsky]. App.: Chizhevskii D.I. Filosofskoe obshchestvo v Prage (1924–1927) [Philosophical Society in Prague (1924–1927)], Studies In Russian Intellectual History 2004–2005. Moscow, 2007. (In Russian)

Janzen, Vladimir V. Neizvestnyi Chizhevskii: obzor neopublikovannykh trudov [Unknown Chizhev­sky: Review of Unpublished Works]. St. Petersburg, 2008. 162 p. (In Russian)

Čyževśkyj, D.: Hegel in Russland, in: Hegel bei den Slaven. Hrsg. v. D. Čyževśkyj. Reichenberg: Verlag Gebrüder Stiepel Ges. m. b. H. 1934. S. 145–396.

Khronika kul’turnoi, nauchnoi i obshchestvennoi zhizni russkoi emigratsii v Chekhoslavatskoi res­publike [Chronicle of the cultural, scientific and social life of Russian emigration in the Czechoslovak Re­public], ed. by of L. Beloshevskaya. Prague, 2000. 388 p. (In Russian).

Kroner, R. Zum Problem des Übergeschichtlichen. In: Orbis Scriptus. Dmitrij Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Gerhardt D., Weintraub W., zum Winkel H.-J. (Hrsg.). München: Wilhelm Fink Verlag 1966. S. 439–443.

Magidova, M. Prazhskie sborniki “O Dostoevskom” [Prague Сollections “About Dostoevsky”], in: “O Dostoevskom” Collection of Articles edited by A.L. Boehm. Prague, 1929 / 1933 / 1936. Moscow, 2007, pp. 43–46. (In Russian)

Magidova, M. Kommentarii [Commentary], “O Dostoevskom” Collection of Articles edited by A.L. Boehm. Prague, 1929 / 1933 / 1936. Moscow, 2007, pp. 163–171, 378–386. (In Russian)

Perepiska V.I. Ivanova i L.Ya. Ganchikova [Correspondence between V.I. Ivanov and L.Ya. Gan­chikov], Russko-ital’yanskii arkhiv, Solerno, 2015, pp. 113–134. (In Russian).

Pis’ma prot. V.V. Zen’kovskogo k D.I. Chizhevskomu (1948–1962). [Letters of Archpriest V.V. Zenkovsky to D.I. Chizhevsky (1948–1962)], in: Ezhegodnik Doma russkogo zarubezh’ya

im. A. Solzhenitsyna 2012. Moscow: Dom russkogo zarubezh’ya im. A. Solzhenitsyna Publ., 2012, pp. 335–424. (In Russian)

Shakhmatov, Mikhail V. Platon v drevnei Rusi [Plato in Ancient Russia], Zapiski Russkogo istorich­eskogo obshchestva v Prage. Prague, 1930, pp. 49–70. (In Russian)

Tschižewskij, D. Dostojewskij und Nietzsche. Die Lehre von der ewigen Wiederkunft. (Kleine Schriften aus der Sammlung “Deus et anima”, 1. Schriftenreihe. Bd. 6). Bonn, 1947.

92

Архив

Tschižewskij, D. Geschichte der altrussischen Literatur im 11., 12. und 13. Jahrhundert. Kiever Epoche. Frankfurt am Main: Wittorio Klostermann, 1948. 465 S.

Tschjevsky, D. Hegel et Nietzsche. Revue d’Histoire de la Philosophie. Paris, Juillet-septembre 1929. 3-e Année. Fasc. 3. S. 321–347.

Tschižewskij, D.: Wie ich die Handschriften der Pansophie fand, in: Tschižewskij D. Kleine Schriften II. Bohemica. München, 1972. S. 215–222.

Отечественная философия

2024. Т. 2. № 1. С. 93–108

УДК 1(091)+655.552

National Philosophy

2024, Vol. 2, No. 1, pp. 93–108

DOI: 10.21146/2949-3102-2024-2-1-93-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.