Научная статья на тему 'Письма святителя Фотия, патриарха константинопльского'

Письма святителя Фотия, патриарха константинопльского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
511
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ФОТИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ / ПИСЬМА / ПАТРОЛОГИЯ / ИЗДАНИЕ ПИСЕМ / ПЕРЕВОД / ВИЗАНТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полховский Александр Петрович

Эпистолярное наследие святителя Фотия, патриарха Константинопольского (род. 810ум. между 893-897гг.), представляет собой важный источник ценных сведений как о нем самом, так и о положении церковных и, отчасти, государственных дел в период, когда Фотий то возводился, то изгонялся с константинопольской кафедры. Кроме того, в письмах святителя достаточно четко отражен тот духовный путь, который ему пришлось пройти за время своей жизни. В письмах патриарх Фотий предстает пред взором читателя как замечательный экзегет, мудрый церковный политик, заботливый пастырь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма святителя Фотия, патриарха константинопльского»

ПАТРОЛОГИЯ

ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ ФОТИЯ, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПЛЬСКОГО

Иерей

Александр ПОЛХОВСКИЙ

100

о

и

<

С

0

1 X н

I

<

н

и I

О

ы <

X

Q.

<

s

Q.

<

с

Минская духовная семинария, бакалавр богословия — 2008; Минская духовная академия, кандидат богословия — 2011.

№11

Минской духовной академии

Эпистолярное наследие святителя Фотия, патриарха Константинопольского (род. 810- ум. между 893-897гг.), представляет собой важный источник ценных сведений как о нем самом, так и о положении церковных и, отчасти, государственных дел во второй половине века. Кроме того, в письмах святителя достаточно четко отражен тот духовный путь, который ему пришлось пройти за время своей жизни. В письмах патриарх Фотий предстает пред взором читателя как замечательный экзегет, мудрый церковный политик, заботливый пастырь.

История публикации и перевода писем

Первое издание писем Фотия было предпринято в 1601 году Дэвидом Хошелом (David Hoecshel)1. Оно включало в себя 37 писем, которые были взяты им из рукописи, принадлежавшей Максиму Мар-гуниосу (Mai^oç Mapyowioç), епископу Кипрскому2.

Несколько ранее этого издания, но в том же 1601 году, Конрадом Риттерхаусом (Conrad Ritterhaus) было опубликовано так называемое утешительное письмо к игуменье Евсевии по поводу смерти ее сестры, снабженное латинским переводом.

Более полное собрание писем патриарха Фотия вышло в Лондоне в 1651 году благодаря Ричарду Монтегю (Richard Montague), епископу Нориджскому3. В свое издание он включил 249 писем, снабдив их латинским переводом. Письма были адресованы, главным образом, епископам, игуменам и простым монахам, а также императорам Михаилу III и Василию I и другим лицам, занимавшим высокие государственные посты. При этом в данном издании отсутствовали письма к Папе Николаю I и архиепископу Аквилейскому об исхождении Святого Духа4.

Еще более полное собрание писем было подготовлено к изданию Досифеем, патриархом Иерусалимским, но опубликовано епископом Анфимом в 1705 году в Валахии5. Помимо уже опубликованных писем, в это издание было включено письмо к За-харии, католикосу Армении (на армянском языке), и еще одно письмо к армянскому царю Ашоту с переводом на латинский язык, который осуществил католический кардинал Анджело Маи (Angelo Mai) 6.

В 1860 году письма патриарха Фотия были опубликованы католическим аббатом Ж. П. Минем в серии «Греческая патрология» (102 том). Это издание включило в себя все вышеупомянутые письма, кроме трех, адресованных епископам Италии. Минь разделил 193 письма на три основные группы:

I. Письма, адресованные особо значимым лицам: императорам, архиереям (24 письма).

II. К епископам, клирикам, монахам (102 письма).

III. Письма к мирянам, занимавшим высокие государственные посты (67 писем).

В 1864 году в Лондоне выходит еще одно издание писем Фотия7, над публикацией которых потрудился Иоанн Валетта (Iroàwr|Ç BaXéxxa)8. В это издание вошли 260 писем, которые были разделены на пять групп. К первой группе, состоящей из 84 писем, были отнесены письма, в которых затрагивались различные догматические вопросы, а так же вопросы, касающиеся интерпретации различных мест Священного Писания. Вторую группу составили 57 писем, носящих рекомендательный характер. В третью группу вошли 15 так называемых «утешительных» писем. Затем следуют 64 письма, составивших четвертую группу, в которых Фотий по тем или иным причинам порицает отдельных лиц за жизнь, не соответ-

ствующую христианским нормам и принципам. И, наконец, к пятой группе были отнесены 40 писем самой разнообразной тематики.

В 1896 году известный дореволюционный византист А.И. Пападопуло-Керамевс опубликовал 45 неизданных писем патриарха Фотия, обнаруженных в двух афонских рукописях9. Однако через некоторое время ученому пришлось признать, что 24 письма из 45-ти принадлежат не Фотию, а преподобному Исидору Пелусиоту10.

В целом, Пападопуло-Керамевс считал, что количество писем патриарха Фотия может достигать до 100011, а профессор Ф. А. Курганов, признавая важную историческую значимость писем Фотия, полагал, что значительное их число так и не было обнаро-

К упомянутым изданиям можно добавить и вышедшую в 1981 году в Бруклине книгу о патриархе Фотии13, в которую вошли его 52 письма с переводом на английский язык.

В 1983 в Лейпциге Лаурдасом и Вестерин-ком (Lаouгdаs et Westeгmk) было предпринято новое издание писем Фотия и «Амфилохий»14. За пять лет вышло 6 томов (последний — в 1988 году). В первые два тома были включены письма, адресованные разным лицам, как духовным, так и светским. В третий том вошли следующие письма: к армянскому царю Ашоту, к армянскому каталикосу Захарии, к Папе Николаю , к Восточным Патриархам, к митрополиту Аквилейскому, 5 писем-ответов на вопросы канонического характера без указания адресатов, ко Льву, архиепископу Калабрийскому, Иоанну логофету, Михаилу, князю Болгарскому15. Общее количество писем — 299. Три последних тома включают в себя «Амфилохии» Фотия. В этот эгзегетический труд вошли 80 писем, адресованных разным лицам16.

101

РЬЬ

Х I

А п

> га

К Т

СЕ

Г) m Т >

А I

ТО

ОИ

>

12

довано .

102

|2 £ о

3 Él

üi

t 03 I

U <

U и 5 * С <

< X

< с

На сегодняшний день это лучшее критическое издание писем свт. Фотия, снабженное комментариями на латинском языке. По нему нами был выполнен перевод писем, которые будут представлены ниже.

В 2007 году в Фессалониках отдельной книгой, но в составе полного корпуса всех сочинений Фотия, вышли в свет его письма с переводом на новогреческий язык17. В этом издании письма, общим числом 193, были разделены на три части. Первая часть включает 24 письма. Сюда вошли два письма к Папе Николаю I, одно к Восточным Патриархам, четыре к кесарю Варде, три письма к болгарскому князю Михаилу, одно ко Льву, архиепископу Калабрийско-му, и к иным лицам. Вторую часть составили 102 письма, адресованные епископам, клирикам, монахам. Они разделены на три отдела. Первый включает в себя 45 писем к различным епископам, во второй отдел вошли 7 писем к игуменам, и третий отдел составили 50 писем к клирикам. Наконец, в третью часть этого издания вошли 67 писем, адресатами которых являются миряне, занимавшие важные государственные посты.

Что касается самого перевода на новогреческий язык, то нужно сказать, что он страдает теми же ошибками, которые присутствуют в тексте писем издания Миня. Остается неясным, почему этот перевод не осуществлялся по упомянутому выше критическому изданию Лаурдаса и Вестеринка.

Относительно богословско-эгзегетического труда Фотия «Амфилохии» следует сказать, что современным русским переводчиком Д. Е. Афиногеновым значительная его часть была переведена на русский язык18.

Что касается перевода писем святителя Фотия на русский язык, то до революции, главным образом в Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, было переведено незначительное их число.

В журнале «Христианское Чтение», издававшимся при Санкт-Петербургской духовной академии, за 1845 год19:

1. Георгию, митрополиту Никомидийско-му20. (Phot. Ep. — Vol. 2. — Col. 25).

2. Евсевие, инокине и игуменье, в утешение по случаю смерти ее сестры. (Phot. Ep. — Vol. 2. — Col. 173).

3. К брату Тарасию, патрикию, в утешение по случаю смерти его дочери. (Phot. Ep. —

Vol. 2. — Col. 150).

4. К вопрошавшему, как оправдать божественного апостола, который то называет себя иудеем, то римлянином, и то говорит, что отечество его — Тарс, то выдает себя за уроженца Рима. (Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 139).

5. Феодору, игумену21. (Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 108).

В журнале «Духовная Беседа» при Санкт-Петербургской духовной семинарии за 1859 год22:

6. Из письма святителя Фотия, патриарха Константинопольского, к болгарскому князю Михаилу о том, в чем состоит обязанность князя. (Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 1.).

7. Варде: ходатайство за Христодула аси-крита, подпавшего беде. (Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 57.).

8. Иоанну, аспафарию и стратигу Филопо-неса. (Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 57.).

9. Варде, магистру, патрикию и куропалате, ходатайство за клирика Власия, подпавшего беде. (Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 58.).

10. Монаху Павлу, по случаю его измены. (Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 60.).

11. Варде, кесарю. (Phot. Ep. - Vol. 1. -Col. 60.).

12. Иоанну, митрополиту Гераклийскому. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 61.).

13. Сергию, магистру и логофету дрома. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 62.).

14. Евстафию, патриарху Антиохийскому. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 63.).

2. - Col. 109.).

24. Стефану, принявшему православие. (Phot. Ep. - Vol. 2. - Col. 117.).

25. Евсхимону, архиепископу Кесарийско-му. (Phot. Ep. - Vol. 2. - Col. 179.).

26. Иоанну, протоспафарию и протоно-тарию дрома, по прозванию Хрисохиру. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 176.).

15. Павшему монаху. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 64.).

27. Георгию Никомидийскому. (Phot. Ep. - Vol. 2. - Col. 227.).

16. Василию, патрикию и епарху города. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 64.).

Основные манускрипты, содержащие письма26

17. Сергию, магистру и логофету. (Phot. Ep.

- Vol. 1. - Col. 65.).

18. Савве, игумену Писсадскому. (Phot. Ep.

- Vol. 1. - Col. 66.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Илье, протоспафарию. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 67.).

20. Варде, магистру, патрикию и куропала-те. (Phot. Ep. - Vol. 1. - Col. 53.).

Еще одно письмо (21) святителя Фотия к Папе Николаю I по поводу своего избрания в патриархи, которое ранее фрагментарно было переведено и опубликовано Ф. И. Успенским23 в контексте изложения истории Византии в период македонской династии, было заново переведено в его полном варианте Д. Е. Афиногеновым24.

К этим письмам необходимо добавить письма экзегетического содержания из «Амфилохий», перевод которых осуществил тот же Д. Е. Афиногенов25:

22. Георгию, митрополиту Никомидийско-му. (Phot. Ep. - Vol. 2. - Col. 25.).

23. Протоспафарию Льву. (Phot. Ep. - Vol.

A — Baroccianus gr. 217 (ок. 875 г.). Этот манускрипт содержит письма №№ 1-24827. Из них письма №№ 1-29 относятся к периоду первого патриаршества. №№ 30-40

— временные рамки написания этих писем установить сложно. №№ 41-195 — написаны, по всей видимости, из ссылки. №№ 196-234 — так же из ссылки. №№ 235-248

— после возвращения Фотия в Константинополь по решению императора Василия I.

F — Paricinus gr. 1266 (XIII в.).

C — Atheniensis Bibl. Nat. 2756 (XIV в.).

B — Athous Iberoroum 684 (XVI в.).

Манускрипты В и С содержат письма №№ 1-28328. Письма №№ 249-252 относятся ко времени ссылки Фотия и последующего возвращения в Константинополь, а письма №№ 271-283 написаны во время второго патриаршества Фотия29.

Относительно датировки писем необходимо сказать, что в Византии по большей части не существовало обычая указывать в письмах дату написания или отправки письма. По этой причине, за исключением некоторых писем, установить дату написа-

103

□ □ РЬЬ

Х I

А с

А га

К Т

СЕ

Г) m Т >

А I

ТО ОИ

А

104

|2 * о

3 £

И

t 03 I

U <

U и 5 * С <

< X

< с

ния невозможно30. В представленных ниже письмах чаще всего указывается временной диапазон, в который то или иное письмо могло быть написано. Нумерация писем соответствует той, которая имеется в критическом издании Лаурдаса и Вестеринка.

При переводе нами не использовалась какая-либо определенная схема выбора писем. Небольшие предисловия об адресате письма и причине его написания заимствованы нами из того же критического издания.

Письма святителя Фотия, патриарха Константинопольского

Письмо № 4131. Феодору, митрополиту Лаодикийскому32. (октябрь 867/сентябрь 869).

Святитель увещевает Феодора мужественно подвизаться.

Феодора, который патриархом Игнатием (или, возможно, патриархом Мефо-дием) был поставлен митрополитом Карии33, Фотий переместил на Лаодикий-скую кафедру. Когда в сентябре 867 года Папа Николай I был анафематствован на Константинопольском Соборе, митрополит Феодор вместе с Захарией, митрополитом Халкидонским, был отправлен патриархом Фотием в Италию. Однако вскоре, в результате дворцового переворота (23 сентября 867 года), император Михаил III был убит Василием Македонянином. На Константинопольском Соборе 869 года, низложившем Фотия и отлучившем его сторонников, Феодор в числе других епископов, получивших посвящение от Игнатия (или Мефодия), принес покаяние, был принят в церковное общение и затем принимал участие в Соборе уже как митрополит Карии. Но впоследствии обнаружилось, что Феодор участвовал в анафе-матствовании Папы Николая I и, вполне возможно, что по этой причине его имя

было изъято из списка участников Собора.

За Феодора в феврале 870 перед Папой Адрианом II ходатайствовал патриарх Игнатий.

Если настоящая жизнь есть ристалище34, а тамошнее жительство35 — место, где даются награды, то не удивляйся тому, когда некоторые из праведников борются здесь с несчастьями, но лучше удивись тому, что некоторые люди считают место и время подвигов и борений днем [своих] венцов и трибуной публичного провозглашения.

Письмо № 12636. Евсхимону и Георгию, митрополитам. (конец 869?).

Фотий выражает радость по поводу того, что и при столь великих страданиях митрополиты Евсхимон и Георгий следуют благочестивому образу жизни., изобличая тем самыгм ложь клеветников и хулити-

На антифотианском Соборе 869 года Евс-химон в числе других епископов, сторонников Фотия, вызывался на допрос сначала в отсутствии, а затем в присутствии Фотия. Имя же Георгия не упоминается в деяниях этого Собора.. До возведения в епископский сан Георгий занимал должность хартофилакса37 и был рукоположен еще до 867 года. Он присутствовал на Соборе 879-880 гг.

Не отчаиваюсь, видя, что усиливается буря зол и тирании. Ибо слышу, что вы изобилуете и процветаете надеждами на Бога и благочестием. А лучше сказать, радуюсь, ибо бесстыдство тех, кто старался обесчестить вас и покрыть позором, показало вас еще более зрелыми и испытанными. Но, о друзья и чада, и братья, если и есть что-то ближе любви и родственных отношений, все же до конца сохраним одну и ту же благодарность и любовь к Богу. И как тот превосходный Иов победил учителя их38

[диавола] , который был уязвлен удивительною тою стойкостью и мужеством [Иова], так и мы, поистине народ святой Христов и царственное священство39, как до сих пор, так и всегда, будем показывать, что мы те самые истинные и верховные Его ученики, плачущие и недоумевающие. Ведь, как и вы знаете, награды и венцы принадлежат тем, кто подвизается до конца.

Письмо № 16740. Павлу, митрополиту Ла-одикийскому41. (Дата написания неизвестна).

Святитель Фотий объясняеткак согласовать между собою два евангельских изречения: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»42 и «Не творите милостыни вашей пред людьми»43.

Павел был рукоположен Фотием и позднее присутствовал на Соборе 879-880 гг.

От твоего долгого и замысловатого недоумения мы предлагаем тебе простое и краткое разрешение. Слова «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» есть, очевидно, призыв к совершеннейшей добродетели. А слова «не творите милостыни вашей пред людьми» есть истребление славолюбия, которое является пороком. Итак, каким образом [призыв] к истреблению славолюбия мог бы иметь место, когда он противоречит увещанию к добродетели? Напротив, скорее устранение одного послужит основанием для существования другого. Так вот, кто ради божественных законов пренебрегает славой человеческой, тот является горячим любителем добродетели. И усердный [в добродетели человек] имеет божественную [благодать] , делающую известными для всех и освещающую дела его, подобно свету44. А допускающий сочувствие к людской славе, есть тот, кто явным образом представляет

доказательство [собственной] вины. Посему, насколько божественное определение не зависит от человеческого старания, настолько человек добродетельный и угождающий Богу превзошел того, кто устраивает ловлю за похвалами человеческими, избегать подражания которому спасительное Слово [Божие] призывает всех, в ком есть стремление иметь Свидетелем и Объявителем дел Бога, а не употреблять собственные способы прежде вышнего свидетельства.

Письмо № 18845. Из ссылки к епископам, так же находящимся в ссылке. (868/869).

Святитель Фотий призывает епископов, претерпевающих гонения, быть непоколебимыми и мужественными.

Письмо 174 имеет такое же надписа-ние, как и рассматриваемое, однако если в письме 174 Фотий пространно описывает причины гонений, то здесь он весьма краток.

Тяжело гонение, однако сладостно блаженство, [обещанное] Владыкой. Тягостна ссылка, но приятно Царство Небесное. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»46. Многочисленны скорби, которые превосходят всякую суровость, однако тамошние радость и ликование не только знают, как ослаблять их остроту, но и превращают их в повод к жизнелюбию для тех, кто живет надеждами на вышнее [Царство]. Поэтому будем подвизаться, чтобы получить награды; чтобы вместе с Павлом и мы могли воскликнуть: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды»47. Что сладостнее или радостнее этого победного гласа? Что сильнее может посрамить общего врага рода человеческого? «Течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды». О возглас, утишающий бурю всякой печали, а лучше сказать, доставляющий дар всякого духовного веселья,

105

РЬЬ

Х I

А п

А га

К Т

СЕ

Г) т Т >

А I

ТО ОИ

А

обращающий гонителей в ужас, увенчивающий гонимых, укрепляющий немощных, восставляющий падающих! Если дела мои соответствуют словам моим, то этот возглас и я, вместе с вами, добрыми воинами о Господе, удостоился бы произнести, пред-стательством Пресвятой Госпожи нашей Богородицы и всех святых. Аминь.

Письмо № 19448. Феодору, митрополиту Лаодикийскому. (октябрь 867/сентябрь 869).

Фотий рекомендует Феодору не предаваться спешке в делах и поступках, поскольку это очень часто приводит к нежелательным последствиям.

Более подробно о Феодоре — письмо 41.

Потому и сам не удивляйся, если Петроний, вразумляемый [тобою], пускает в адрес Твоего Совершенства51 довольно жесткие слова. Но не пренебрегай из-за этого должным увещеванием ни по отношению к нему, ни по отношению к другим: тогда мы сами вместо тех окажемся достойными порицания, превращая безосновательный упрек их в обоснованный.

Письмо № 20252. Евсхимону, архиепископу Кесарийскому53. (Дата написания неизвестна).

Святитель Фотий объясняет слова Христа: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника»54.

106

£2 и о

з ё

И * £ са Т.

и <

и и

5 * С <

<

< с

Внимательность — матерь благих поступков, а необдуманное желание близко к греху. Поэтому не следует, оставив совет, устремляться к тому, из-за чего помимо того, что ничего не совершаем из желаемого нами, оказываемся плененными, представляя доказательство [своего] неразумия.

Письмо № 19949. Георгию, митрополиту Никомидийскому50. (Дата написания неизвестна).

Фотий говорит о необходимости мужественно переносить упреки и насмешки от тех, кого мы пытаемся исправить.

Кем был упоминаемый в письме Петроний — неизвестно.

Более подробно о митрополите Георгии — письмо 126.

Если некто вразумляет [другого], охотясь за славой, то очевидно, что таковой достоин великого порицания, и нет ничего странного или неожиданного, если он пользуется дурной славой и подвергается насмешкам.

Более подробно о Евсхимоне — письмо 186.

Принял ли кто пророка или вообще кого-либо из праведников, так как было известно много таких, которые восторгались им55и благодаря [его] изумительности стяжали себе немалую славу. Иной питает надежды на то, что принятием [пророка или праведника] он облечется блистательностью богатства или достигнет иного какого-нибудь телесного удовольствия. Никто из тех, о ком мы сказали, никоим образом не получит ни награды пророка, ни какого-либо праведника. Кто же получит? Тот, кто ради самого того, что он — пророк и служитель Божий (это ведь означает «во имя пророка» и «во имя праведника»)56, а не ради торговли или некой подобной выгоды принимает [такого] мужа, и в чистоте сердца и усердной воли оказывает ему посильное служение. Достоин, воистину достоин такой человек божественного вознаграждения и воздаяния.

Что же касается выражения «награду пророка и награду праведника получит», то оно имеет двоякое значение. Или что награду

подлинного и чистого страннолюбия непременно получат те, которые принимают пророков и вообще кого-либо из праведников, и невозможно, чтобы они лишены были даров, достойными которых показали себя посредством совершенных дел. Или что взамен получат они не просто награду страннолюбия, но равную и подобную [награде] пророков и праведников. Велико ведь страннолюбие, доставляющее и великие награды, и особенно [принятие] мужей ревностных, гонимых за божественные законы. Исполняя его57 и во имя Божие служа ты, все же, не иначе, как через оказание гостеприимства друзьям, лучше уразумеешь евангельское изречение и отсюда обрящешь пользу (о, блаженство!) гораздо большую той, которую [можно] описать словами.

Письмо № 21858. Иоанну, митрополиту Ге-раклейскому59. (октябрь 867/872).

Фотий пишет о том, что пример добровольного страдания Христа является великим утешением для всех тех-, кто вынужден претерпевать страдания.

Иоанн на антифотианском Соборе 869 года открыто заявил о том, что был рукоположен патриархом Игнатием. По другим сведениям, он принял посвящение от Фотия.

Мне кажется, что вследствие иных многих неизреченных и превосходящих ум [причин] , Христос и Бог наш, который есть Царь и Господь всего, скорее Своим вольным страданием, а не [Своей] владычней и самодержавной властью, совершил всемирное спасение. Особенно, как я полагаю, и для того, чтобы оставить страдающим в жизни и претерпевающим крайние мучения Свои страдания и Свою позорную смерть, как бы в высшей степени великое и истинное утешение. И ты, взирая на них, радуйся лучше тому, что имеешь, [тому], что раб [может] подражать Владыке, а не

тяготись тем, что служит основанием венцов, хотя бы ты и был против воли мучим врагами истины.

Письмо № 22560. Михаилу, митрополиту Митилинскому61. (октябрь 867/871).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фотий призывает Михаила к стойкости и мужеству, несмотря на те гонения, которым он подвергается.

Этому же лицу адресованы письма 117 и 227, в которых Фотий призывает Михаила быть твердым и терпеливым.

Каких-либо дополнительных сведений о Михаиле нет.

Иной кто сказал бы, что страдания, претерпеваемые от преследующих тебя, значительнее [всякого] утешения, а я, если тебе угодно, сказал бы, что они выше [всякой] похвалы. Итак, пришло время тебе рассмотреть, какое из двух [состояний] ты предпочел бы: быть ли среди тех, кто весьма нуждается в жалости, или среди тех, кто безмерно ублажается. Ибо если ты с благодарностью будешь переносить страдания (а я знаю, что будешь переносить), то буду молиться о тебе, чтобы ты еще более приобщился венцам и страданиям. А если случится то, о предотвращении чего я молюсь — но я не стану говорить [об этом] , ибо убежден, что буду пустословить. Поэтому вновь пусть будут общими для меня и подвиги и награды. Будь здоров.

Письмо № 22762. Михаилу, митрополиту Митилинскому. (октябрь 867/прибл. 871).

В этом письме Фотий снова повторяет слова ободрения и утешения.

Более подробно о Михаиле — письмо 117.

Иной желал бы достигнуть твоих венцов и не испытывать страданий твоих и подвигов за благочестие. А для меня страдания твои

107

□ □ РЬЬ

Х I

А п

> га

К Т

СЕ

Г) т Т >

А I

ТО

ОИ

>

108

£2 и о

Ц

03 I

и <

и и

5 * С <

<

< с

— почести, путь даже никто еще не протянул руки, чтобы возложить венцы на мою главу. Итак, не должно отчаиваться [тому], кто и в самих опасностях и страданиях явился и просиял столь ревностным и блаженным. Ибо здешние вещи63 — даже если бы умолкли [уста] законодателей, или пророков, или благочестивых царей или вообще мужей, любящих истину, [вообще] всякие уста — трагически обнаруживают свою тщетность. Но все-таки ты видишь, что в их непрерывном течении и изменении нет постоянства, но носится то вверх, то вниз всякая слава, богатство, успехи, величия, и нет ничего из существующего, что могло бы привлечь и прельстить здравый ум. Тамошние же вещи64, превосходящие всякое описание, доставляют достойным неизменное и вечное наслаждение благами. Кто, имея надежды на тамошнее и глаза открытыми, станет устремляться к нынешним порочным вещам, которые, подобно снам, огорчают, будет унывать в подвигах, посредством которых можно прославиться? Итак, я думаю, что для того, кто в снах обладает самым незначительным из действительных и неизреченных благ, лучше и превосходнее всякого слова испытывать нескончаемое наслаждение, нежели, обольщаясь и забавляясь ничтожными и временными снами, подвергаться нескончаемым бедам.

Письмо № 2065. Афанасию, монаху и иси-хасту. (859/867 [май 866/сентябрь 867]).

Епископ Эристы, пожилой человек, отделился от раскольников и с великим сокрушением просил Собор епископов вновь принять его в общение. Благодаря усилиям Афанасия, покаяние епископа было принято.

К этому же лицу, который был верным помощником Фотия, адресованы письма 26, 27.

Епископ Эристы66, встав на ноги вашими молитвами, стал здоров от болезни и, из-

бавившись от раскольнического нагноения, приведя в порядок члены и составы, был присоединен к полноте церковного тела, познав многое прежнее безумие, оросил землю многочисленными слезами, и нынешний Собор, который с непреклонностью взирал на него, многими пронзительными криками и жалостливыми словами обратил к сочувствию. И к тому же этот человек просил прощения не по старческому незлобию, а показал, что возненавидел свойственное юности лукавство. Ибо старец сделался добычей не простоты, а обмана. Из них первое нуждается в одной лишь помощи, а второе — в предварительном очищении. Однако благодаря вашим трудам, когда старец был как следует предуготовлен, и прежде посеянным семенам увещания, мы без усилий получили плод его спасения.

Всех разновидностей лекарств не было под рукой, а которые были — отправлены. Забота об остальном, пока будем в состоянии обеспечивать, не прекратится.

Мы весьма обрадовались дарам Вашей Святости, особенно [дару] подлинной любви, приумножающей их, прибавляющей к ним величие и красоту и позволяющей посредством их, как на иконе, представлять величие и высоту твоей жизни. Будь здоров.

Письмо № 2667. Афанасию, монаху и иси-хасту. (прибл. 858/867 [май 866/сентябрь 867]).

Фотий утверждает избрание в игумены некого монастыря человека, рекомендованного Афанасием.

Более подробно об Афанасии — письмо 20.

К первенству власти приведен тот, кого Твоя Отеческая Святость, по испытании, назначила руководить духовным стадом. Итак, молись, отче (ибо это более, нежели что другое, полезно и для Твоей Святости, и

для него), чтобы ни твое решение не оказалось ошибочным, ни наше руковозложе-ние68 призываемым к отчету, но чтобы он оказался человеком, достойным и вашего выбора, и наших надежд.

Что касается остального, то мы молимся здравствовать Твоей Отеческой Святости и не забывать Нашу мерность69.

Письмо № 2770. Ему же. (прибл. 859/867 [май 866/сентябрь 867]).

Посланному Афанасием монаху святитель Фотий от себя дал наставление, чтобы тот следовал правилам приличия иноков и пообещал во всем повиноваться Афанасию. Монахам монастыря Симво-лон, которые проголосовали против избрания в игумены предложенного Афанасием кандидата и подняли бунт., Фотий не позволяет участвовать в новых выборах.

О монастыре Символон71, располагавшемся на горе Олимп в Вифинии72, упоминает Р. Жанен73.

В том, что следовало выслушать письмоносцу Вашей Святости, он в кратчайшие сроки в полной мере был наставлен, и сам обещаниями показал, что сделается послушным и принесет плод, достойный увещеваний, и в остальном будет жить благоугодно Богу, и (как говорится) даже пальцем не шевельнет без Вашего одобрения. Итак, мы молимся, чтобы слова [его] соответствовали делам, дабы не изобличило нас время жатвы в том, что сеем на камне.

перед оными75.

Если же он76 допустил какую-либо оплошность, то им следовало обратиться к более значимому судии, а не присваивать себе суд архиереев, которых они едва ли могут отнести к числу подсудимых. Все же поскольку они прибегли к Твоей Святости, прости им дерзость безначалия и мятежа, если они подтвердят, что впредь будут жить в послушании. А докажут это - получат в игумены одного кого-либо, кого предпочтет Твоя Святость. И да не думают они, что те, которые возбудили мятеж, вновь удостоены будут права голоса и свидетельства в отношении человека, за которого они письменно подали голоса. Ибо для совершающих проступки достаточно прощения проступков, но преимущества не провинившихся иметь они не будут, чтобы зло не было неотличимо от добра, и добродетельная жизнь77 и грех не рассматривались бы как неразличимые друг от друга на суде.

Что касается остального, мы молимся здравствовать Твоей Отеческой Святости и не забывать Нашу мерность.

Письмо № 3278. Феоктисту, игумену. (Дата написания неизвестна).

Святитеть Фотий советует игумену Феоктисту не хвалить своих учеников в лицо.

Это единственное письмо, адресованное Феоктисту. Об адресате письма сведений

109

РЬЬ

Х I

А п

А га

К Т

СЕ

Г) т Т >

А I

ТО ОИ

А

Монахи [монастыря] Символон бесчинно отделились, наделив себя властью и судом вместо своего игумена. Ведь это равносильно тому, если лошади восстанут на вознич-ного, овцы на пастыря и матросы на кормчего, но еще более нелепо, если монахи станут вести себя надменно по отношению к своим настоятелям, которым поручено давать отчет свой перед другими74, а не

Хвали добродетели, но не выказывай восхищения в присутствии своих учеников, совершающих их79. Ибо первое суть побуждение и призыв к добрым делам, тогда как второе и тебя не удержит вдали от лести, и тех, кого хвалят, [приводит] к самомне-нию80, или, обыкновенно, ослабляет и понижает напряжение добродетели81. Из-за этого уменьшается сладость трудов о Боге,

110

о

и

<

С

0

1 X н

I

<

н и I

О <

X

Q.

<

X

< с

и вновь воспламеняются плотские удовольствия82.

Примечания:

1 White D. S. Patriarch Photios of Constantinople. His life, scholary contributions and correspondence together with translation of fifty-two of his letters. — Brookline, 1981. — P. 107.

2 Photii, Patriarchae Constantinopolitani, Epistulae et Amphilochia / Ed. Laourdas B., Westerink L. G. — 6 Vol. — Leipzig, 1983-1988. — Vol. 1. — Col. VII. (Далее

— Phot. Ep.).

3 White D. S. — Op. cit. — P. 107.

4 Ibid.

5 Историческая область на юге современной Румынии.

6 White D. S. — Op. cit. — P. 108.

7 Ibid.

8 Фютюи тои аофютатои Kai ауквтатои патршрхои KrovaxavxivounoXsro^ ежатоХа!.

— Yno Iroavvou ВаХетта. — Ev AovSivro, 1864.

9 Пападопуло-Керамевс А. И., профессор. Святейшего Патриарха Фотия, архиепископа Константинопольского, XLV неизданных писем // Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. — Санкт-Петербург, 1896. — Ч. 41. — С. II.

10 Карманов Е. Пападопуло-Керамевс А. И. и его труды // Журнал Московской Патриархии. — Москва, 1962. — № 8. — С. 76.

11 Пападопуло-Керамевс А. И., профессор.

— Указ. соч. — С. I-II.

12 Курганов Ф. А., профессор. К исследованию о патриархе Фотии // Христианское Чтение. — 1895. - Ч. 1. - С. 180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См. сноску № 1.

14 См. сноску № 2.

15 Phot. Ep. — Vol. 3. — Col. V-IX.

16 Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. IX.

17 Фютюи, naxpiápxou KrovaxavuvounóXsro^, anavxa та spya. 'ЕжатоХа! (1-193) si^ РфХ1а xpía. — Т. 13. — ©saaaXovucn, 2007.

18 Святейший патриарх Фотий. Избранные труды из «Амфилохий» / Пер., сост., ст. Д. Е. Афиногенов. — Москва, 2002.

19 См.: Фотия, Святейшего Патриарха Константинопольского, письма // Христианское Чтение. — 1845. — Ч. 3. Также: Фотия, Святейшаго Патриарха Константи-нопольскаго, письма // Христианское Чтение. — 1845. — Ч. 4.

20 Новый перевод этого письма см.: Святейший патриарх Фотий. Избранные труды из «Амфилохий». — Указ. соч. — С. 171.

21 Святейший патриарх Фотий. Избранные труды из «Амфилохий». — Указ. соч. — С. 197.

22 См.: Из письма святителя Фотия, патриарха Константинопольского, к болгарскому князю Михаилу о том, в чем состоит обязанность князя // Духовная Беседа. — 1859. — Т. 5. А также: Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия письма // Духовная Беседа. — 1859. — Т.6.

23 Успенский Ф.И. История Византийской Империи: Период Македонской династии (867-1057). — Москва: Мысль, 1997. — С. 63-69.

24 См.: Интронизационное послание патриарха Фотия папе Николаю I / Пер., пре-дисл., примеч. Д. Е. Афиногенов // Альфа и Омега. — 2009. — № 3.

25 Святейший патриарх Фотий. Избранные труды из «Амфилохий». — Указ. соч. — С. 171-204.

26 Ibid. — Col. VI-VIII.

27 Epistulae et Amphilochia Patriarchae Photii: Mezcla y Confusion de elementos en la Constitutio Textus de ambos corpora // Varae Lectiones. Estudios de Critica Textual y Edicion de Textos Griegos / Ed. M. Sanz Morales — M. Libran Moreno. — Caceres-Huelva, 2009. — P. 302.

28 Epistulae et Amphilochia Patriarchae Photii: Mezcla y Confusion de elementos en la Constitutio Textus de ambos corpora. — Op. cit. — P. 302.

29 См. прочие рукописи: Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. XXVI.

30 Phot:. Ep. — Vol. 1. — Col. XX.

31 Ibid. — Col. 89.

32 Античный город в Турции вблизи поселка Эскихисар. Был построен в III в. до н. э. царем Селевкидов Антиохом II на месте старого города Диополис.

33 Кария — горная область в юго-западной части Малой Азии, к югу от Лидии.

34 Площадь, служившая местом для конских, гимнастических и других состязаний.

35 Т. е. Царство Небесное.

36 Phot:. Ep. — Vol. 1. — Col. 164.

филаксу государственному.

38 Вероятно, речь идет о тех, кто преследовал Фотия и его сторонников.

39 1 Пет. — 2:9.

40 Phot:. Ep. — Vol. 2. — Col. 43.

41 Античный город на территории современной Турции (вблизи поселка Эскихисар). Был построен в III в. до н. э. царем Селевкидов Антиохом II на месте старого города Диополис.

42 Мф. — 5:16.

43 Мф. — 6:1.

44 Ср. с толкованием у свт. Иоанна Златоу-стого (PG 57, 233). Русский перевод: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. — В 12 тт. — Санкт-Петербург, 1901. — Т.7. — Кн.1. — С.160.

45 Phot:. Ep. — Vol. 2. — Col. 87.

46 Мф. — 5:10.

47 2 Тим. — 4:7-8.

48 Phot:. Ep. — Vol. 2. — Col. 94.

49 Ibid. — Col. 97.

50 Никомидия (ныне Измит, Турция) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния.

51 Форма вежливого обращения. Здесь и далее в письмах подобные обращения пишутся с заглавной буквы.

52 Phot. Ep. — Vol. 2. — Col. 101.

111

РЬЬ

Х I

А п

А га

К Т

СЕ

Г) m Т >

А I

ТО ОИ

А

37 Хартофилакс заведовал хранением церковных книг и документов, подобно харто-

53 Ныне город Кайсери в Турции.

54 Мф. — 10:41.

67 Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 76.

55 Т

е. пророком или праведником.

56 Ср. с толкованием у свт. Иоанна Злато-устого: «То есть, если примет кого не по мирскому гостеприимству, или не по другим каким-либо мирским расчетам, но потому, что он пророк, или праведник, мзду пророка, мзду праведника приимет, — или какую достоин получить принявший пророка, или праведника, или какую получит сам пророк, или праведник» (PG 57, 406). Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. — Указ. соч.

- С. 388.

57 Служение странникам.

68 Греческое слово «%81ро0еа1а» обычно переводится как «хиротесия» или «ру-ковозложение». Хиротесия, в отличие от «хиротонии» или «рукоположения» («%81ротоу1а»), не является церковным Таинством. В данном случае под «хироте-сией» подразумевается чин возведения в некоторые степени высшего клира, такие как поставление в архимандрита, игумена, игумению, протоиерея, архидиакона и протодиакона. Подробнее см.: Афанасьев Н., протопресвитер. Экклезиология вступления в клир. - Киев, 1997.

69 Мерность — принятый в переписке самоуничижительный эпитет Вселенского Патриарха.

58

112

§И2 и о

3 Él

и * t са Т.

и <

Phot. Ep. — Vol. 2. — Col. 126.

и и

5 * С <

< X

< с

59 Гераклея — название, данное в честь Геракла. Город располагался на территории современной Турции.

60 Phot. Ep. — Vol. 2. — Col. 136.

61 Митилина — столица древнего острова Лесбоса на западном берегу Малой Азии (совр. Кастро). Апостол Павел проходил через о. Лесбос на пути из Коринфа в Иерусалим (Деян. — 20:14).

62 Phot. Ep. — Vol. 2. — Col. 137.

63 Т. е. то, что присуще нашей земной жизни.

64 Т.е. то, что характеризует райскую жизнь.

65 Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 71.

66 Точное географическое расположение этого города неизвестно. В церковном отношении он, вероятнее всего, находился в ведении митрополита Никомидийского.

70 Phot. Ep. — Vol. 1. — Col. 77.

71 Греч.: Movq xrôv Zu^pôXrov.

72 Вифиния — провинция Малой Азии севернее Мисии и Галатии на берегу Черного моря (ныне территория Турции).

73 См.: Janin R. Les йglises et les monastares des grands centres Byzantins des grand centres Byzantins: (Bithynie, Hellespont, Latros, Gakisios, Trabizonde, Athranes, Thessalonique). — Paris, 1975. — P. 181183.

74 Возможно, что под «другими» Фотий подразумевает епископов.

75 Т.е. перед монахами, поднявшими бунт.

76 Т.е. игумен монастыря Символон.

77 Как вариант перевода греческого слова . Подробнее см.: Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. — Oxford, 1961. — P. 736.

78 Phot:. Ep. — Vol. 1. — Col. 85.

79 Т.е. добродетели.

80 Греч.: 01Г|О1д. О значении этого термина в святоотеческой литературе см.: Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. — Т.1. — Кн.2. — Санкт-Петербург., 1907. - С. 296.

81 Греч.: о тпд арехпд т6vоg. В данном случае свт. Фотий, вероятнее всего, воспроизводит нравственно-аскетическое учение свт. Григория Нисского, который использует схожий термин «о тпд тб^д» («напряжение души»), заимствованный им, в

свою очередь, у стоиков, и который рассматривался как необходимое условие для достижения нравственного идеала. См.: Свт. Григорий Нисский // Православная Энциклопедия. — М., 2006. — Т. XII. — С. 491.

82 Там же. Как технический термин, «Лбо!^» («наслаждение, удовольствие») так же был заимствован аскетическими писателями (в частности, свт. Григорием Нисским ) из стоической этики, в которой «Лбо!^» представлялось в качестве источника страстей (та па0г|) или болезней души.

113

□ □ РЬЬ

ХХ I

А п

А га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К Т

СЕ

Г) т Т >

А I

ТО ОИ

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.