Научная статья на тему 'ПИСЬМА СТАРООБРЯДЦЕВ ЕПИСКОПУ ЕКАТЕРИНБУРГСКОМУ И ИРБИТСКОМУ ИРИНЕЮ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МИССИИ СРЕДИ СТАРООБРЯДЦЕВ'

ПИСЬМА СТАРООБРЯДЦЕВ ЕПИСКОПУ ЕКАТЕРИНБУРГСКОМУ И ИРБИТСКОМУ ИРИНЕЮ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МИССИИ СРЕДИ СТАРООБРЯДЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕКТОГРАФИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ / ПЕРМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / С.Н. РОМАНОВСКИЙ / А.И. ОБТЕМПЕРАНСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мангилев Петр Иванович, Новиков Сергей Владимирович

В статье отмечается, что при всей обширности историографии истории старообрядческого движения история миссии Православной российской церкви среди старообрядцев изучена недостаточно и является перспективным исследовательским направлением. Основным источником, на котором построена статья, является изданное на гектографе в Екатеринбурге в начале ХХ в. сочинение «Несколько писем, посланных в августе и сентябре 1901 года старообрядцами преосвященному Иринею, епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому». На основе этого сочинения в статье проанализированы две конфликтные ситуации, связанные с деятельностью противораскольнических миссий в Пермской и Екатеринбургской епархиях. Анализ этих ситуаций показывает, что внутри Православной российской церкви существовали разные подходы к миссионерской деятельности: с одной стороны, предпочтение отдавалось административно-полицейским методам, с другой - упор делался на диалог. Отмечается, что миссионеры внесли большой вклад в изучение истории и идеологии старообрядчества, и этот вклад остается неизученным и неоцененным в полной мере. В статье реконструированы биографии противораскольнических миссионеров Екатеринбургской епархии С.Н. Романовского, А.И. Обтемперанского. Содержатся сведения о деятельности миссионеров Пермской епархии протоиерея Стефана Луканина, преподобномученика Варлаама (Коноплева). Говорится о Белогорском монастыре Пермской епархии как о миссионерском проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мангилев Петр Иванович, Новиков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LETTERS OF THE OLD BELIEVERS TO BISHOP IRINEI OF YEKATERINBURG AND IRBIT AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE MISSION AMONG THE OLD BELIEVERS

The article notes that with all the vastness of the historiography of the history of the Old Believer movement, the history of the mission of the Orthodox Russian Church among the Old Believers has not been studied enough and is a promising area of research. The main source on which the article is based is an essay published on a hectograph in Yekaterinburg at the beginning of the twentieth century: “Several letters sent in August and September 1901 by the Old Believers to His Grace Irenei, Bishop of Yekaterinburg and Irbit”. Based on this essay, the article analyzes two conflict situations that were associated with the activities of anti-schismatic missions in the Perm and Yekaterinburg dioceses. Analysis of these situations shows that within the Russian Orthodox Church there were different approaches to missionary activity: on the one hand, preference was given to administrative and police methods, on the other, emphasis was placed on dialogue. It is noted that missionaries have made a great contribution to the study of the history and ideology of the Old Believers and this contribution remains unexplored and not fully appreciated. The article reconstructs the biographies of the anti-schismatic missionaries of the Yekaterinburg diocese S.N. Romanovsky, A.I. Obtemperansky. It contains information about the activities of missionaries of the Perm diocese of Archpriest Stefan Lukanin, Venerable Martyr Varlaam (Konoplev). It is said about the Belogorsky Monastery of the Perm diocese as a missionary project.

Текст научной работы на тему «ПИСЬМА СТАРООБРЯДЦЕВ ЕПИСКОПУ ЕКАТЕРИНБУРГСКОМУ И ИРБИТСКОМУ ИРИНЕЮ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МИССИИ СРЕДИ СТАРООБРЯДЦЕВ»

ПИСЬМА СТАРООБРЯДЦЕВ

ЕПИСКОПУ ЕКАТЕРИНБУРГСКОМУ И ИРБИТСКОМУ ИРИНЕЮ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МИССИИ СРЕДИ СТАРООБРЯДЦЕВ

Выходные данные для цитирования:

Мангилев П.И., Новиков С.В. Письма старообрядцев епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому Иринею как источник по истории миссии среди старообрядцев // Исторический курьер. 2023. № 2 (28). С. 160-171. URL: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-2-14.pdf

LETTERS OF THE OLD BELIEVERS TO BISHOP IRINEI OF YEKATERINBURG AND IRBIT AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE MISSION AMONG THE OLD BELIEVERS

doi:10.31518/2618-9100-2023-2-14 How to cite:

Mangilev P.I., Novikov S.V. Letters of the Old Believers to Bishop Irinei of Yekaterinburg and Irbit as a Source on the History of the Mission among the Old Believers // Historical Courier, 2023, No. 2 (28), pp. 151-171. [Available online: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-2-14.pdf]

Abstract. The article notes that with all the vastness of the historiography of the history of the Old Believer movement, the history of the mission of the Orthodox Russian Church among the Old Believers has not been studied enough and is a promising area of research. The main source on which the article is based is an essay published on a hectograph in Yekaterinburg at the beginning of the twentieth century: "Several letters sent in August and September 1901 by the Old Believers to His Grace Irenei, Bishop of Yekaterinburg and Irbit". Based on this essay, the article analyzes two conflict situations that were associated with the activities of anti-schismatic missions in the Perm and Yekaterinburg dioceses. Analysis of these situations shows that within the Russian Orthodox Church there were different approaches to missionary activity: on the one hand, preference was given to administrative and police methods, on the other, emphasis was placed on dialogue. It is noted that missionaries have made a great contribution to the study of the history and ideology of the Old Believers and this contribution remains unexplored and not fully appreciated. The article reconstructs the biographies of the anti-schismatic missionaries of the Yekaterinburg diocese S.N. Romanovsky, A.I. Obtemperansky. It contains information about the activities of missionaries of the Perm diocese of Archpriest Stefan Lukanin, Venerable Martyr Var-laam (Konoplev). It is said about the Belogorsky Monastery of the Perm diocese as a missionary project.

Keywords: hectographed publications, Perm Diocese, Yekaterinburg Diocese, Old Believers, Orthodox mission, S.N. Romanovsky, A.I. Obtemperansky.

The article has been received by the editor on 13.01.2023. Full text of the article in Russian and references in English are available below.

* Петр Иванович Мангилев, кандидат исторических наук, Екатеринбургская духовная семинария, Екатеринбург, Россия, e-mail: mangilev_petr@mail.ru

Petr Ivanovich Mangilev, Candidate of Historical Sciences, Yekaterinburg Theological Seminary, Yekaterinburg, Russia, e-mail: mangilev_petr@mail.ru

Сергей Владимирович Новиков, Екатеринбургская духовная семинария, Екатеринбург, Россия, e-mail: hovikov562009@yandex.ru

Sergey Vladimirovich Novikov, Yekaterinburg Theological Seminary, Yekaterinburg, Russia, e-mail: hovikov562009@yandex.ru

П.И. Мангилев С.В. Новиков *

doi:10.31518/2618-9100-2023-2-14 УДК 27-76-051 (470.53)

P.I. Mangilev S.V. Novikov *

Аннотация. В статье отмечается, что при всей обширности историографии истории старообрядческого движения история миссии Православной российской церкви среди старообрядцев изучена недостаточно и является перспективным исследовательским направлением. Основным источником, на котором построена статья, является изданное на гектографе в Екатеринбурге в начале ХХ в. сочинение «Несколько писем, посланных в августе и сентябре 1901 года старообрядцами преосвященному Иринею, епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому». На основе этого сочинения в статье проанализированы две конфликтные ситуации, связанные с деятельностью противораскольнических миссий в Пермской и Екатеринбургской епархиях. Анализ этих ситуаций показывает, что внутри Православной российской церкви существовали разные подходы к миссионерской деятельности: с одной стороны, предпочтение отдавалось административно-полицейским методам, с другой - упор делался на диалог. Отмечается, что миссионеры внесли большой вклад в изучение истории и идеологии старообрядчества, и этот вклад остается неизученным и неоцененным в полной мере. В статье реконструированы биографии противораскольниче-ских миссионеров Екатеринбургской епархии С.Н. Романовского, А.И. Обтемперанского. Содержатся сведения о деятельности миссионеров Пермской епархии протоиерея Стефана Луканина, преподобномученика Варлаама (Коноплева). Говорится о Белогорском монастыре Пермской епархии как о миссионерском проекте.

Ключевые слова: гектографированные издания, Пермская епархия, Екатеринбургская епархия, старообрядчество, православная миссия, С.Н. Романовский, А.И. Обтемперанский.

Статья поступила в редакцию 13.01.2023 г.

Историография истории старообрядческого движения чрезвычайно обширна и многостороння, однако миссионерские предприятия Православной российской церкви в отношении старообрядцев редко становятся предметом специального исследования. Обычно эти вопросы рассматриваются как фоновые при изучении жизни самих старообрядческих согласий. Специальные работы, посвященные миссии среди старообрядцев в XIX - начале ХХ в., немногочисленны1. Между тем организация и формы миссионерской работы, подготовка миссионеров, их персональный состав, место миссионеров в изучении истории и современного состояния старообрядчества2 и многие другие аспекты нуждаются в специальном изучении.

Одним из таких аспектов является восприятие деятельности епархиальных миссионеров самими старообрядцами. При поверхностном взгляде может показаться, что отношение это однородно негативное, но обращение к источникам показывает, что реальность была более сложной. Интересным источником, проливающим некоторый свет на этот вопрос, являются «Несколько писем, посланных в августе и сентябре 1901 года старообрядцами преосвященному Иринею, епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому». Сочинение «Несколько писем...» было издано на гектографе и дошло до нас в составе конволюта, который хранится в собрании редких книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии3. Конволют включает в себя шесть гектографированных изданий и рукопись4. Гектографиро-

1 См., например: Камзина А.Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии: 1859-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2004; Сафронов А.Н. Миссионерская деятельность Православной Российской Церкви среди старообрядцев в XIX - начале XX вв. (по материалам Пермской епархии): дис. ... канд. теологии. Пермь, 2020.

2 Белобородов СА Священнослужители - первые исследователи уральского старообрядчества // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 300-311.

3 О собрании см.: Мангилев П И., прот., Полетаева Е.А Коллекция рукописных и старопечатных книг XVI-XX вв. и редких изданий библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Библиосфера. 2022. № 3. С. 57-65.

4 Библиотека Екатеринбургской духовной семинарии. РК 52255. Описание книги: Мангилев П.И., прот. Гектографированные издания в собрании редких книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 40. С. 70-86.

ванные издания, включенные в конволют, вышли в свет в Екатеринбурге. Спонсировал издательскую деятельность, по всей видимости, екатеринбургский купец второй гильдии Г.Н. Грачев, принадлежавший к старообрядческому белокриницкому согласию. В 1907 г. при обыске в его доме были найдены три аппарата для гектографирования5. С.А. Белобородов предполагает, что пик издательской деятельности пришелся на 1900-1902 гг., а в качестве издателя трудился В.Г. Усов6. В настоящее время известно как минимум о десяти гектографированных изданиях, вышедших из этой типографии7.

Главная тема сочинения «Несколько писем...» - отношение церковных властей к старообрядчеству, преимущественно к старообрядческому белокриницкому согласию. В сочинении даются яркие, как положительные, так и отрицательные, характеристики православному духовенству, преимущественно екатеринбургскому, а также оценки деятельности усилий Пермской и Екатеринбургской противораскольнических миссий в деле обращения старообрядцев. В частности, «Несколько писем.» упоминают о двух внутриепархиальных конфликтах, которые связаны с деятельностью вышеупомянутых миссий. Остановимся на этих конфликтах подробнее.

Первый конфликт связан с именем почтенного протоиерея Стефана Александровича Луканина (1841-1904)8, противораскольнического миссионера Пермской епархии, миссионерская деятельность которого была вполне успешной. Залогом этого успеха было уважительное отношение к старообрядцам, забота о распространении единоверия, стремление избегать административно-репрессивных методов в миссионерской деятельности. Для миссии среди старообрядцев при непосредственном участии протоиерея Стефана Луканина был создан Белогорский монастырь, первым игуменом которого стал преподобномученик Вар-лаам (Коноплев), сам принадлежавший ранее к старообрядческому часовенному согласию. Устав монастыря, составленный по афонскому образцу, отличался большой строгостью9. Автор «Нескольких писем.» хорошо отзывается и о протоиерее С. Луканине, и об иеромонахе Варлааме: «Интересно проследить всю деятельность отца Луканина, его благочестивую, редкостную жизнь, его труды по созданию Белогорской обители, в которой ежегодно до 4050 тысяч бывает простого русского верующего народа, который не привлекается туда какими-либо мощами или чудотворными иконами (таковых там нет), а привлекается лишь благоговейным уставным служением, установленным там, с должного разрешения, от[цом] Луканиным и поддерживаемым от[цом] Варлаамом, бывшим старообрядцем» (с. 59-60)10.

Между тем успешная миссионерская деятельность протоиерея С. Луканина не всеми в Пермской епархии воспринималась однозначно положительно. Преосвященный Петр (Лосев), епископ Пермский и Соликамский (1892-1902), первоначально активно поддержавший создание миссионерского монастыря на Белой горе, под влиянием своего окружения изменил свое отношение к миссионерам. Главным недоброжелателем отца Стефана был протоиерей Григорий Иванович Остроумов, член Пермской духовной конси-стории11, которого «Несколько писем.» характеризуют как «взяточника и самого близкого

5 Микитюк В.П. Екатеринбургские купцы Грачевы // Одиннадцатые Татищевские чтения: Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18-19 ноября 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 166-170.

6 Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви - белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 160-162.

7 Мангилев П.И., прот. Сборник старообрядческих сочинений, изданных на гектографе, из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Церковь. Богословие. История: мат-лы III Междунар. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2015. С. 398-407.

8 Марченко А.Н., прот., Сафронов А.Н. Пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (26). С. 142-169; Сафронов А.Н. Миссионерская деятельность Православной Российской Церкви. С. 114-127.

9 Сафронов А.Н. Миссионерская деятельность братии Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии среди старообрядцев // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 312-337.

10 Здесь и далее ссылки на «Несколько писем.» в тексте статьи.

11 Марченко А.Н., прот., Сафронов А.Н. Пермская противораскольническая миссия. С. 155.

фаворита епископа Петра» (с. 61-62). То обстоятельство, что оба протоирея служили на одном приходе12, возможно, вносило в дело дополнительные сложности. Но главной причиной конфликта стали различные взгляды на миссию среди старообрядцев правящего архиерея и его окружения - с одной стороны, и епархиального миссионера и его сотрудников - с другой. Епископ с недоверием относился к деятельности настоятеля и братии Белогорского монастыря, требовал сокращения уставных богослужений. Протоиерей С. Луканин, наоборот, считал строгую уставную службу одним из тех факторов, которые делают миссию среди старообрядцев успешной, и всячески противился таким распоряжениям епархиального начальства13. Показательна цитата из письма отца Стефана иеромонаху Варлааму: «Так, дорогой авва, отец Варлаам! Не отступай от исполнения устава. Пусть ропщет братия, пусть не поддерживает тебя даже высшая власть. Но теперь народ идет к вам истинно для наслаждения истовым и чинным богослужением.. .»14.

Другим важным фактором успешности миссии миссионеры считали проповедь, собеседования со старообрядцами, хорошее знание старообрядческой литературы, книг, авторитетных для старообрядцев. При Белогорском монастыре существовала богатая миссионерская библиотека, постоянно пополнявшаяся. Так, в частности, отец Стефан передал в монастырь свою личную библиотеку, имевшую в своем составе редкие рукописные и старопечатные книги15.

Однако подобные подходы вызывали недоверие у епархиального начальства, рассматривались как потакание старообрядцам, потворство расколу. Ситуация осложнилась в 18981900 гг. Ставился даже вопрос о замене иеромонаха Варлаама: «.отца Варлаама нагло выкуривают, и, вероятно, уже скоро достигнут этого своими подлыми доносами на примерного этого человека, и вероятно, на его место поставят достойнейшего товарища Зосиму16, который из монастыря создал публичный дом» (с. 61).

Тогда, спасая положение, отец Стефан пошел на прямой конфликт с архиереем, был снят с должности («.удаленным после 23 лет служения от миссионерства и тем лишенного пенсии.» (с. 59)), переведен в город Дедюхин. Опала была не долгой. Перемены на кафедре, случившиеся в 1902 г., положительно сказались на судьбе выдающегося пермского мис-

17

сионера.

Другой конфликт, которого касается автор «Нескольких писем.», связан уже с про-тивораскольнической миссией Екатеринбургской епархии. Порицанию здесь подвергается бывший противораскольнический миссионер Сергей Николаевич Романовский (1862-1912). Скажем о нем несколько слов.

С.Н. Романовский родился 10 сентября 1862 г. в семье дьякона Вознесенской церкви Борисоглебского погоста Владимирской епархии (в настоящее время с. Борисоглеб Муромского района Владимирской области), в 1883 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (МДА) в 1887 г. со степенью кандидата богословия18. Кандидатское сочинение на тему «О исправлении служебника при патриархе Никоне» было написано С.Н. Романовским под руководством известного специалиста по старообрядчеству профессора МДА Н.И. Субботина, который положительно оценил представленную к защите работу19. Надо полагать, что С.Н. Романовский был знаком со старообрядчеством с детских лет. В его родных местах, Покровском уезде Владимирской губернии, староверие было

12 Юбилейная памятная книга для духовенства, изданная по случаю 100-летия (1799-16 октября-1899 года) Пермской епархии с приложением адресов духовенства Пермской и Екатеринбургской епархий. Пермь, 1899. С. 199-200.

13 Марченко А.Н., прот., Сафронов А.Н. Пермская противораскольническая миссия. С. 155-156.

14 Там же. С. 156.

15 Сафронов А.Н. Миссионерская деятельность братии. С. 327.

16 Имеется в виду архимандрит Зосима (Рашин). См.: Нечаева М.Ю. Женские миссионерские монастыри Пермской епархии: От идеалов к воплощению // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 4 (12). С. 105-108.

17 Марченко А.Н., прот., Сафронов А.Н. Пермская противораскольническая миссия. С. 156.

18 Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 229. Оп. 4. Д. 3520. Л. 2-4.

19 Журналы Совета Московской духовной академии 1887 года. М., 1887. С. 181-182.

широко распространено20. Интерес к проблеме проявился и в МДА. Об этом свидетельствует не только тема кандидатского сочинения, но и то, что среди специальных курсов, прослушанных С.Н. Романовским в академии, значится «История и обличение русского рас-кола»21. Обязательное изучение этой дисциплины было отменено в духовных академиях Уставом 1884 г. Студенты избирали ее по желанию22.

По окончании академии С.Н. Романовский был определен преподавателем латинского языка в Сарапульском духовном училище Вятской епархии. На этом поприще он трудится с 1887 по 1893 г.23 Здесь по поручению преосвященного Афанасия (Пархомовича)24, епископа Сарапульского (1889-1891), викария Вятской епархии, С.Н. Романовский ведет собеседования со старообрядцами25. С переводом епископа Афанасия на Екатеринбургскую кафедру (1891-1894) беседы эти, как указывает сам С.Н. Романовский, «были приостановлены»26.

В 1893 г. в Екатеринбургской епархии «по инициативе епископа Афанасия. была открыта противораскольническая миссия, введены должности епархиального и трех окружных миссионеров, открыта епархиальная миссионерская библиотека»27. Очевидно, при содействии и по приглашению преосвященного Афанасия С.Н. Романовский в 1893 г. переводится в Екатеринбург на должность епархиального миссионера. В этой должности он будет находиться до 1900 г. Карьера его здесь складывается вполне успешно: выслужил чин титулярного советника (1899), а затем коллежского асессора (1900), входил в состав училищного совета и епархиального миссионерского комитета. Ежегодно в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» публикуются его материалы о миссии среди старообрядцев28.

Однако с назначением в 1900 г. на Екатеринбургскую кафедру епископа Иринея (Орды) С.Н. Романовскому пришлось просить об увольнении с должности. Увольнение это хотя и представлено как увольнение по собственному желанию, на самом деле не было добровольным. Осведомленный в ситуации священник Иоанн Уфимцев пишет об этом так: «Преосвященный Ириней, более чем кто-либо другой не терпевший миссионеров, стремившихся убеждать противников мерами полицейскими, озаботился с пути миссии устранить насилие и принуждение»29. В результате С.Н. Романовский, «по несоответствию его тем качествам, какими должен обладать истинный миссионер»30, получил предложение оставить службу в Екатеринбургской епархии.

В 1900 г. С.Н. Романовский переходит на должность противосектантского миссионера в Донскую епархию, правящим архиереем которой был епископ Афанасий (Пархомович). Преосвященный Афанасий знал С.Н. Романовского еще с Сарапула, покровительствовал ему, содействовал его переводу в Екатеринбург и принял его в Новочеркасске. Однако должность противосектантского миссионера, видимо, не совсем устраивала С.Н. Романовского. Он был специалистом по старообрядчеству, которое неплохо знал, как свидетельствуют его

20 Егорова Г.С. Динамика численности старообрядцев Владимирской губернии в XIX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 3. Ч. 2. С. 52-56. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2012/3-2/14.html (дата обращения: 25.12.2022).

21 ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3520. Л. 4.

22 Слесарев А.В. Расколоведение. М., 2012. С. 8.

23 Малицкий Н. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии: 1750-1900. М., 1902. С. 228.

24 Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 130.

25 Романовский С.Н. Противораскольнические собеседования в городе Сарапуле // Вятские епархиальные ведомости. 1892. Отд. неоф. № 13. С. 410-420.

26 Романовский С.Н. Противораскольнические собеседования. С. 420.

27 История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010. С. 247. См. также: Уфимцев И., свящ. По поводу статьи «Миссионерского сборника» «Как иногда подводят итоги» // Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ). 1902. Отд. неоф. № 19. С. 756.

28 Адрес-календарь Екатеринбургской епархии на 1900 год. Екатеринбург, 1900. С. 51, 53, 57; Нечаева М.Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886-1917 гг.: аннотированный библиографический указатель. Екатеринбург, 2009. С. 670.

29 Уфимцев И., свящ. По поводу статьи. С. 754.

30 Там же.

публикации по теме. Через год он делает попытку вернуться в Екатеринбург, но епископ Ириней отказался его принять31.

В 1901 г. из Донской епархии С.Н. Романовский переводится в Костромскую епархию на должность преподавателя Костромской духовной семинарии «по кафедре обличительного богословия и истории и обличения раскола и сектантства»32. В 1910 г. по собственной просьбе он перемещен на кафедру церковной истории той же семинарии. Скончался миссионер 29 марта 1912 г.33

Выбор Костромы, возможно, неслучаен. С.Н. Романовский стал преподавателем дисциплины, которую он знал и которая была ему интересна. Занимавший в это время Костромскую кафедру епископ Виссарион (Нечаев)34, известный духовный писатель, интересовался, в частности, и старообрядчеством. Двумя изданиями вышла его книга «О расколе и по поводу раскола»35. Преосвященный Виссарион, долго преподававший в Московской духовной семинарии, мог знать С.Н. Романовского по годам учебы последнего в Академии, либо кто-то из преподавателей МДА мог рекомендовать миссионера Владыке.

Как было сказано, С.Н. Романовский вынужденно оставил должность епархиального миссионера в Екатеринбурге, потому как не сошелся во взглядах на миссию с новым епископом Екатеринбургским и Ирбитским Иринеем (1900-1902)36. Оставил должность с большой обидой, которую не мог держать в себе и неоднократно высказывал. Высказывал не только в личных письмах в Екатеринбург, но и в церковной печати37. Одно из писем С.Н. Романовского стало известно старообрядцам и было опубликовано в гектографированном издании «Несколько писем.». Приведем пространную выдержку из этого письма: «Жалко то, что на Екатеринбургскую кафедру попал такой сумасброд, каков есть Ириней, который сам наполовину зараженный расколом и потворствующий ему, что я знаю из писем многих священников. Раскольников Урала нужно взять в ежовые рукавицы, а не разводить с ними бобы. Многое сделано для того, чтобы этого невменяемого архипастыря убрали с подобающей честью в более подходящие для него места, а Вам прислали достойнейшего борца за православие, и тогда, быть может, осуществится надежда снова по-прежнему пожить в Екатеринбурге» (с. 23-24).

Как можем видеть, С.Н. Романовский обвиняет архиерея в «потворстве» старообрядцам. Действительно, за два с небольшим года пребывания владыки на Екатеринбургской кафедре изменилось многое, в том числе и в отношении старообрядчества. Замечательным событием стало празднование столетия единоверия в Екатеринбурге. В ознаменование этого события 27 октября 1900 г. в единоверческой Троицкой (Рязановской) церкви г. Екатеринбурга (ныне Свято-Троицкий кафедральный собор) состоялась архиерейская служба. Преосвященный Ириней отслужил литургию по древнему чиновнику в сослужении шести единоверческих священников. Служба продолжалась в течение пяти часов, песнопения исполнялись знаменным распевом. На этой службе присутствовали не только единоверцы, но и представители старообрядчества. В конце службы епископ Ириней благословлял двуперстным крестным знамением38.

С именем преосвященного Иринея связано собирание сведений по истории епархии и отдельных приходов, создание епархиального историко-статистического комитета, упорядочение ведения церковно-приходских летописей39. Особая забота была проявлена об изучении истории уральского старообрядчества и единоверия. Статьи, посвященные этой тематике,

31 Уфимцев И., свящ. По поводу статьи. С. 755.

32 Местные известия // Костромские епархиальные ведомости. 1912. Отд. неоф. № 7-8. С. 225.

33 Там же.

34 О нем см.: Зонтиков Н.А. Виссарион (Нечаев) // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 548.

35 Там же.

36 См. о нем: Берташ А., свящ., Перелыгин А.И. Ириней (Орда) // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 26. С. 466-468.

37 [Романовский С.Н.] Как иногда подводят итоги // Миссионерский сборник. 1902. № 3-4.

38 Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. С. 112.

39 Белобородов С.А., Боровик Ю.В. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопо-повцев/часовенных XVIII - начала ХХ века. Екатеринбург, 2017. С. 18.

помещались в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» по прямому распоряжению архиерея40. Количество публикаций о старообрядчестве и единоверии, как отмечают исследователи, с приходом владыки Иринея на Екатеринбургскую кафедру резко возрастает. Отдельные номера епархиальных ведомостей были целиком посвящены старообрядчеству41. Знание истории местного старообрядчества признается важным фактором успешной миссионерской работы среди староверов.

Смена парадигмы миссионерской деятельности спровоцировала кадровые перемены. С.Н. Романовский ушел с должности противораскольнического миссионера и покинул Екатеринбургскую епархию. На смену ему прибыл некто Богословский, который пробыл в должности миссионера лишь несколько дней42. Вскоре эту должность занял Александр Иванович Обтемперанский - выпускник Киевской духовной академии (КДА), кандидат богословия. Возможно, именно это обстоятельство повлияло на назначение А.И. Обтемперанского. Преосвященный Ириней, выпускник КДА, был тесно связан с этой духовной школой, и ему могли рекомендовать способного выпускника или даже он знал его лично43. С другой стороны, родственник А.И. Обтемперанского Александр Сергеевич Обтемперанский преподавал историю и обличение раскола в Пермской духовной семинарии44, и совет мог быть получен из Перми.

А.И. Обтемперанский родился 9 марта 1869 г. в семье священника в селе Боровицы Гороховецкого уезда Владимирской губернии45. Окончил Муромское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию46. В 1893 г. одним из лучших окончил полный курс КДА со степенью кандидата богословия47. Кандидатское сочинение А.И. Обтемперанского было написано на тему «Клирик Василий, списатель житий XVI века»48. Имеются положительные отзывы на сочинение доцента Н. Маккавейского и экстраординарного профессора В. Малинина49.

По окончании духовной академии А.И. Обтемперанский был помощником учительницы в Боровицкой царской школе на бесплатной основе, затем надзирателем в Суздальском духовном училище, надзирателем во Владимирской духовной семинарии, учителем Петровского духовного училища, где служил до 18 декабря 1900 г.50 В этом же году жизнь А.И. Обтемперанского резко переменилась в связи с назначением его на должность екатеринбургского епархиального противораскольнического миссионера. Назначение состоялось 2 декабря 1900 г.51

Оказавшись на новой должности, А.И. Обтемперанский довольно быстро включился в работу и уже в 1901 г. провел в Екатеринбурге семь бесед со старообрядцами, а в различных местах епархии тридцать три. Так, например, 5 октября 1901 г. состоялась беседа в Свято-Троицкой единоверческой церкви. Длилась эта беседа около четырех часов52. Тема беседы: «Законно ли Аввакум и его последователи отделились от святой Церкви из-за "Памяти", изданной патриархом Никоном?»53. Беседы, проводившиеся А.И. Обтемперанским, были

40 Уфимцев И., свящ. По поводу статьи. С. 757-758.

41 Белобородов С.А., Боровик Ю.В. Староверы. С. 18-19.

42 Уфимцев И., свящ. По поводу статьи. С. 754.

43 В годы учебы А.И. Обтемперанского в Киевской духовной академии преосвященный Ириней был викарием Киевской епархии.

44 Юбилейная памятная книга. С. 196.

45 Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского. (ИР НБУВ). Ф. 175. Д. 1799. Л. 1.

46 Там же.

47 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 438. 1913 г. Д. 1061. Л. 2.

48 Крайняя О.А. Диссертационный фонд Киевской духовной академии в институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского // Труды Киевской духовной академии. 2009. № 11. С. 183.

49 Извлечение из протоколов совета Киевской духовной академии за 1892/93 учебный год. Киев, 1893. С. 208212.

50 ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1799. Л. 2.

51 Перемены по службе // ЕЕВ. 1900. Отд. оф. № 24. С. 621.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 Из епархиальной жизни // ЕЕВ. 1901. Отд. неоф. № 20. С. 895.

53 Там же. С. 894.

посещаемыми, на них присутствовали многочисленные местные старообрядцы. Нередко такие беседы сопровождались горячими спорами. Во время собеседований старообрядцам епархии бесплатно раздавали литературу54, в том числе и книги авторства А.И. Обтемпе-ранского55.

Для миссионерской работы со старообрядцами А.И. Обтемперанский привлекал разных авторитетных личностей. В 1902 г. синодальный миссионер протоиерей Ксенофонт Крючков прибыл в Тобольскую епархию. Узнав об этом, епископ Екатеринбургский и Ирбитский Никанор (Каменский)56, сменивший к тому времени на кафедре преосвященного Иринея, благословил пригласить отца Ксенофонта в Екатеринбург для проведения нескольких бесед со старообрядцами57.

Служение А.И. Обтемперанского в должности епархиального миссионера отмечено орденом святой Анны 3-й степени (1904 г.)58 за присоединение к православной вере 107 старообрядцев59. Также он был награжден орденом святого Станислава 2-й степени (1911 г.)60.

В 1905 г. А.И. Обтемперанский назначен на должность помощника смотрителя Екатеринбургского духовного училища, читал воспитанникам училища курс по отечественной гражданской и церковной истории, написал собственное учебное пособие по этому предмету61. В 1912 г. назначен наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Екатеринбургской епархии. В 1918 г., когда Екатеринбургская консистория была закрыта, определен в бракоразводный и судный стол Екатеринбургской епархии. О жизни А.И. Обтемпе-ранского после 1918 г. практически ничего неизвестно. Скончался в 1936 г. Похоронен на Ивановском кладбище Екатеринбурга.

Хотя А.И. Обтемперанский и оставил должность епархиального миссионера в 1905 г., он не раз помогал новому епархиальному миссионеру священнику Александру Здраво-мыслову (1870-1949)62, присутствовал на собеседованиях со старообрядцами. Одна из таких бесед прошла 13 октября 1913 г. в Екатерининском горном соборе Екатеринбурга с участием старообрядца В.Г. Усова63.

А.И. Обтемперанский довольно много публиковался на страницах «Екатеринбургских епархиальных ведомостей». Большая часть его работ относится к периоду службы на должности епархиального миссионера. Это стенограммы бесед со старообрядцами, исторические очерки появления старообрядчества в целом и старообрядцев австрийского толка в частности, отчеты о миссионерской работе и др.64

54 Отчет о состоянии и деятельности братства св. Симеона Верхотурского Чудотворца // ЕЕВ. 1903. Отд. оф. № 10. С. 241-242.

55 Новиков С.В. Деятельность А.И. Обтемперанского на посту екатеринбургского епархиального миссионера (1900-1905 гг.) // Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение: сб. ст. регион. конф. Екатеринбург, 2019. С. 190-195; Новиков С.В. Полемика А.И. Обтемперанского со старообрядцами на страницах Екатеринбургских епархиальных ведомостей // Актуальные вопросы церковной науки. 2020. № 1. С. 57-60; Новиков С.В. Полемические труды А.И. Обтемперанского против воззрений старообрядчества // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 276-283.

56 Никанор (Каменский) занимал Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру с 1902 по 1903 г. О нем см.: Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. С. 156.

57 Из епархиальной жизни // ЕЕВ. Отд. неоф. 1902. № 13. С. 571.

58 Список наличного состава служащих в Екатеринбургском духовном училище к началу 1907-1908 учебного года // ЕЕВ. 1907. Отд. оф. № 40. С. 6.

59 Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Материалы из собрания проф. Протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА. Киев, 2015. Т. 2: К-П. С. 395.

60 Там же. С. 394.

61 Вышло тремя изданиями в Екатеринбурге и Москве. Подробнее см.: Новиков С.В. Обзор курсов по гражданской и церковной истории России А.И. Обтемперанского // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 396-404.

62 Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. С. 140, 177.

63 Новиков С.В. Деятельность. С. 194.

64 Перечень публикаций А.И. Обтемперанского см.: Нечаева М.Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости. С. 665; Новиков С.В. Полемика. С. 57-60; Новиков С.В. Полемические труды. С. 276-283.

Назначение А.И. Обтемперанского епархиальным противораскольническим миссионером было не единственным кадровым решением преосвященного Иринея в отношении миссии среди старообрядцев. На должность помощника миссионера, ранее вакантную, был назначен единоверческий священник Михаил Сушков, сам бывший старообрядец. Уделялось большое внимание подготовке окружных миссионеров.

Подводя некоторый итог, можно заключить, что в конце XIX - начале XX в. различные представители Православной российской церкви демонстрируют разные подходы к миссии среди старообрядцев. С одной стороны, очевидна приверженность части миссионеров репрессивным административно-полицейским методам преодоления раскола, желание взять старообрядцев «в ежовые рукавицы, а не разводить с ними бобы» (с. 23), с другой - ясно осознается неэффективность такого стиля миссионерской работы, признается необходимость уважительного диалога, глубокого изучения истории и воззрений старообрядчества. Описанная разница подходов, как мы могли увидеть, выражается не просто в личной позиции того или иного миссионера, но реализуется посредством комплекса миссионерских мероприятий той или иной направленности и порой влечет за собой административные решения, иногда весьма жесткие. Для старообрядцев эта разница подходов была очевидна, что и отразилось в изданном на гектографе сочинении «Несколько писем.». Дальнейшее изучение истории миссии среди старообрядцев представляется перспективным.

Литература

Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви - белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 136-172.

Белобородов С.А. Священнослужители - первые исследователи уральского старообрядчества // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 300-311.

Белобородов С.А., Боровик Ю.В. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII - начала ХХ века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 382 с.

Берташ А, свящ., Перелыгин А.И. Ириней (Орда) // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 26. С. 466-468.

Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Материалы из собрания проф. Протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА: в 4 т. / сост.

B.И. Ульяновский. Киев, 2015. Т. 2: К-П.

Егорова Г.С. Динамика численности старообрядцев Владимирской губернии в XIX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3. Ч. 2. С. 52-56. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2012/3-2/14.html (дата обращения: 25.12.2022).

Зонтиков Н.А Виссарион (Нечаев) // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8.

C. 548.

История Екатеринбургской Епархии / Е.М. Главацкая, А.В. Мангилева, И.Л. Мань-кова и др. Екатеринбург: Сократ, 2010. 552 с.

Камзина А.Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии: 1859-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2004. 203 с.

Крайняя О.А Диссертационный фонд Киевской духовной академии в институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского // Труды Киевской духовной академии. 2009. № 11. С. 164-192.

Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 336 с.

Малицкий Н. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии: 1750-1900. М., 1902. 336 с.

Мангилев П.И., прот. Сборник старообрядческих сочинений, изданных на гектографе, из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Церковь. Богословие. История: мат-лы III Междунар. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2015. С. 398-407.

Мангилев П.И., прот. Гектографированные издания в собрании редких книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 40. С. 70-86.

Мангилев П.И., прот., Полетаева Е.А Коллекция рукописных и старопечатных книг XVI-XX вв. и редких изданий библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии // Библио-сфера. 2022. № 3. С. 57-65.

Марченко А.Н., прот., Сафронов АН. Пермская противораскольническая миссия под руководством епархиального миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (26). С. 142-169.

Микитюк В.П. Екатеринбургские купцы Грачевы // Одиннадцатые Татищевские чтения: Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18-19 ноября 2015 г.). Екатеринбург, 2015. С. 166-170.

Нечаева М.Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886-1917 гг.: аннотированный библиографический указатель. Екатеринбург: Информ.-изд. отдел Екатеринбург. епархии, 2009. 680 с.

Нечаева М.Ю. Женские миссионерские монастыри Пермской епархии: От идеалов к воплощению // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 4 (12). С. 86-111.

Новиков С.В. Деятельность А.И. Обтемперанского на посту екатеринбургского епархиального миссионера (1900-1905 гг.) // Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение: сб. ст. регион. конф. Екатеринбург, 2019. С. 190-195.

Новиков С.В. Обзор курсов по гражданской и церковной истории России А.И. Обтемперанского // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 396-404.

Новиков С.В. Полемика А.И. Обтемперанского со старообрядцами на страницах Екатеринбургских епархиальных ведомостей // Актуальные вопросы церковной науки. 2020. № 1. С. 57-60.

Новиков С.В. Полемические труды А.И. Обтемперанского против воззрений старообрядчества // Церковь. Богословие. История. 2021. № 2. С. 276-283.

Сафронов А.Н. Миссионерская деятельность братии Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии среди старообрядцев // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 312-337.

Сафронов А.Н. Миссионерская деятельность Православной Российской Церкви среди старообрядцев в XIX - начале XX вв. (по материалам Пермской епархии): дис. ... канд. теологии. Пермь, 2020. 225 с.

Слесарев А.В. Расколоведение. М.: Новоспасский мужской монастырь, 2012. 208 с.

References

Beloborodov, S.A. (2000). "Avstriytsy" na Urale i v Zapadnoy Sibiri (iz istorii Russkoy Pravoslavnoy Staroobryadcheskoy Tserkvi - belokrinitskogo soglasiya) ["Austrians" in the Urals and Western Siberia (From the History of the Russian Orthodox Old Believer Church - Belokrinit-sky Consent)]. In Ocherki istorii staroobryadchestva Urala i sopredel'nykh territoriy. Yekaterinburg, pp. 136-172.

Beloborodov, S.A. (2019). Svyashchennosluzhiteli - pervye issledovateli ural'skogo staroobryadchestva [Priests - the First Researchers of the Ural Old Believers]. In Vestnik Yekaterin-burgskoy dukhovnoy seminarii. No. 3 (27), pp. 300-311.

Beloborodov, S.A., Borovik, Yu.V. (2017). Starovery gornozavodskogo Urala: stranitsy istorii soglasiya beglopopovtsev/chasovennykh XVIII - nachala ХХ veka [Old Believers of the Mining Urals: Pages of the History of Consent of Beglopopovtsy/Chapels of the 18th - Early 20th Centuries]. Yekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta. 382 p.

Bertash, A., priest, Perelygin, A.I. (2011). Iriney (Orda) [Iriney (Orda)]. In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow. Vol. 26, pp. 466-468.

Glavatskaya, E.M., Mangileva, A.V., Man'kova, I.L. and al. (2010). Istoriya Yekaterin-burgskoy eparkhii [History of the Ekaterinburg Diocese]. Yekaterinburg, Sokrat. 552 p.

Kamzina, A.D. (2004). Staroobryadchestvo kak ob'yekt missionerskoy deyatel'nosti Russkoy pravoslavnoy tserkvi v Orenburgskoy eparkhii: 1859-1917 gg. [Believers as an Object of Missionary Activity of the Russian Orthodox Church in the Orenburg Diocese: 1859-1917], Cand. hist. sci. diss. Orenburg. 203 p.

Kraynyaya, O.A. (2009). Dissertatsionnyy fond Kievskoy dukhovnoy akademii v institute rukopisey Natsional'noy biblioteki Ukrainy im. V.I. Vernadskogo [The Dissertation Fund of the Kyiv Theological Academy at the Institute of Manuscripts of the National Library of Ukraine named after V.I. Vernadsky]. In Trudy Kyevskoy dukhovnoy akademii. No. 11, pp. 164-192.

Lavrinov, V., archpriest. (2001). Yekaterinburgskaya eparkhiya: Sobytiya. Lyudi. Khramy [Yekaterinburg Diocese: Events. People. Temples]. Yekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta. 336 p.

Malitskiy, N. (1902). Spiski vospitannikov Vladimirskoy dukhovnoy seminarii: 1750-1900 [Lists of Pupils of the Vladimir Theological Seminary: 1750-1900]. Moscow. 336 p.

Mangilev, P.I., archpriest. (2015). Sbornik staroobryadcheskikh sochineniy, izdannykh na gektografe, iz biblioteki Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii [Collection of Old Believer Writings Published on the Hectograph, from Yekaterinburg Theological Seminary Library]. In Tserkov'. Bogoslovie. Istoriya: materialy III Mezhdunar. nauch.-bogoslov. konf. Yekaterinburg, pp. 398-407.

Mangilev, P.I., archpriest. (2022). Gektografirovannye izdaniya v sobranii redkikh knig bib-lioteki Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii [Hectographed Editions in the Collection of Rare Books of the Library of the Yekaterinburg Theological Seminary]. In Vestnik Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii. No. 40, pp. 70-86.

Mangilev, P.I., archpriest, Poletaeva, E.A. (2022). Kollektsiya rukopisnykh i staropechat-nykh knig XVI-XX vv. i redkikh izdaniy biblioteki Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii [Collection of Handwritten and Old Printed Books of the 16th-20th Centuries and Rare Editions of the Library Yekaterinburg Theological Seminary]. In Bibliosfera. No. 3, pp. 57-65.

Marchenko, A.N., archpriest, Safronov, A.N. (2019). Permskaya protivoraskol'nicheskaya missiya pod rukovodstvom eparkhial'nogo missionera protoiereya Stefana Aleksandrovicha Lukan-ina [Perm Anti-Schismatic Mission under the Leadership of the Diocesan Missionary Archpriest Stefan Aleksandrovich Lukanin]. In Vestnik Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii. No. 2 (26), pp. 142-169.

Mikityuk, V.P. (2015). Yekaterinburgskie kuptsy Grachevy [Yekaterinburg Merchants Grachev]. In Odinnadtsatye Tatishchevskie chteniya: Vseros. nauch.-prakt. konf. (Yekaterinburg, 18-19 noyabrya 2015 g.). Yekaterinburg, pp. 166-170.

Nechaeva, M.Yu. (2009). Yekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti. 1886-1917 gg.: Annotirovannyy bibliograficheskiy ukazatel' [Yekaterinburg Diocesan Gazette. 1886-1917: An Annotated Bibliographic Index]. Yekaterinburg, Inform.-izd. otdel Ekaterinburg. eparhii. 680 p.

Nechaeva, M.Yu. (2015). Zhenskie missionerskie monastyri Permskoy eparkhii: Ot idealov k voploshcheniyu [Women's Missionary Monasteries of the Perm Diocese: From Ideals to Incarnation]. In Vestnik Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii. No. 4 (12), pp. 86-111.

Novikov, S.V. (2019). Deyatel'nost' A.I. Obtemperanskogo na postu yekaterinburgskogo eparkhial'nogo missionera (1900-1905 gg.) [Activities of A.I. Obtemperansky as Yekaterinburg Diocesan Missionary (1900-1905)]. In Teologiya v nauchno-obrazovatel'nom prostranstve: religiya, kul'tura, prosveshchenie. Sbornik statey regional'noy konferentsii. Yekaterinburg, pp. 190-195.

Novikov, S.V. (2020). Obzor kursov po grazhdanskoy i tserkovnoy istorii Rossii A.I. Obtemperanskogo [Review of Courses on Civil and Ecclesiastical History of Russia A.I. Obtemperansky]. In Tserkov'. Bogoslovie. Istoriya. No. 1, pp. 396-404.

Novikov, S.V. (2020). Polemika A.I. Obtemperanskogo so staroobryadtsami na stranitsakh Yekaterinburgskikh eparkhial'nykh vedomostey [Controversy A.I. Obtemperansky with the Old Believers on the Pages of the Yekaterinburg Diocesan Gazette]. In Aktual'nye voprosy tserkovnoy nauki. No. 1, pp. 57-60.

Novikov, S.V. (2021). Polemicheskie trudy A.I. Obtemperanskogo protiv vozzreniy staro-obryadchestva [Polemic Works of A.I. Obtemperansky against the Views of the Old Believers]. In Tserkov'. Bogoslovie. Istoriya. No. 2, pp. 276-283.

Safronov, A. N. (2019). Missionerskaya deyatel'nost' bratii Belogorskogo Svyato-Niko-laevskogo muzhskogo monastyrya Permskoy eparkhii sredi staroobryadtsev [Missionary Activity of the Brethren of the Belogorsk St. Nicholas Monastery of the Perm Diocese among the Old Believers]. In Vestnik Yekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii. No. 3 (27), pp. 312-337.

Safronov, A.N. (2020). Missionerskaya deyatel'nost' Pravoslavnoy Rossiyskoy Tserkvi sredi staroobryadtsev v XIX - nachale XX vv. (po materialam Permskoy eparkhii) [Missionary Activity of the Orthodox Russian Church among the Old Believers in the 19th - Early 20th Centuries (Based on the Materials of the Perm Diocese)]. Cand. theology. diss. Perm. 225 p.

Slesarev, A.V. (2012). Raskolovedenie [Schismology]. Moscow, Novospasskiy muzhskoy monastyr'. 208 p.

Ul'yanovskiy, V.I. (Eds.). (2015). Biograficheskiy slovar' vypusknikov Kyevskoy dukhovnoy akademii: 1819-1920-e gg.: Materialy iz sobraniya prof. Protoereya F.I. Titova i arkhiva KDA: v 4 t. [Biographical Dictionary of Graduates of the Kyiv Theological Academy: 1819-1920s: Materials from the Collection of Prof. Archpriest F.I. Titov and the KDA Archive: in 4 vol.]. Kiev, Vol. 2: K-P.

Yegorova, G.S. (2012). Dinamika chislennosti staroobryadtsev Vladimirskoy gubernii v XIX v. [Dynamics of the Number of Old Believers in the Vladimir Province in the 19th Century]. In Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologia i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, Gramota, No. 3, part 2, pp. 52-56. Available at: URL: https:// www.gramota.net/materials/3/2012/3-2/14.html (date of access 12.25.2022).

Zontikov, N.A. (2004). Vissarion (Nechayev) [Vissarion (Nechayev)]. In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow. Vol. 4, p. 548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.