Научная статья на тему 'ПИСЬМА ПРОФЕССОРА И.В. ПОПОВА ИЗ НАУЧНОЙ КОМАНДИРОВКИ 1901–1902 ГГ. ПРОФЕССОРУ С.И. СМИРНОВУ: К РЕКОНСТРУКЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ'

ПИСЬМА ПРОФЕССОРА И.В. ПОПОВА ИЗ НАУЧНОЙ КОМАНДИРОВКИ 1901–1902 ГГ. ПРОФЕССОРУ С.И. СМИРНОВУ: К РЕКОНСТРУКЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русское богословие / патрология / Московская духовная академия / духовное образование / И.В. Попов / С.И. Смирнов / духовный отец / Russian theology / patrology / Moscow Theological Academy / theological education / I.V Popov / S.I. Smirnov / spiritual father

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ячменик Вячеслав Александрович

В настоящей публикации представлены письма профессора МДА И.В. Попова, написанные им в период научной командировки в немецкие университеты (1901–1902) и адресованные его близкому другу, профессору МДА С.И. Смирнову. Письма интересны в двух отношениях: с одной стороны, впечатлениями И.В. Попова от обучения в Берлинском и Мюнхенском университетах, проливающими свет на его дальнейшую духовно-академическую деятельность, особенно в области организации и реформирования отечественного духовного образования, а с другой стороны, тем, что раскрывают характер взаимоотношений двух профессоров МДА и наглядно демонстрируют интеллектуальное влияние И.В. Попова на своего друга и коллегу С.И. Смирнова в период подготовки им диссертации «Духовный отец в Древней Восточной Церкви» (1906). Попов помогает Смирнову скорректировать взгляд на выбранную научную проблему, которая по его первоначальному замыслу должна была касаться более комплексного отношения к источникам, и значительно расширить предмет исследования. Письма позволяют говорить в дальнейшем о круге общих для Смирнова и Попова идей, реконструкция которых может быть связана с характеристикой их взаимоотношений. Публикуемые письма хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фонде С.И. Смирнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ячменик Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LETTERS OF PROFESSOR I.V. POPOV FROM HIS STUDY TRIP IN 1901–1902 TO PROFESSOR S.I. SMIRNOV: RECONSTRUCTING THEIR ACADEMIC RELATIONS

This article publishes letters of I.V. Popov, Professor at Moscow Theological Academy, which he wrote during his study trip to German universities in 1901-1902 to his close friend S.I. Smirnov, also professor at the same academy. The letters are interesting in two regards. On the one hand, this is Popov’s impressions of his study at Berlin and Munich universities, which shed light on his subsequent theological academic work, particularly in the field of organising and reforming Russian theological education. On the other hand, they show the character of the interaction of the two professors of Moscow Theological Academy and clearly demonstrate the intellectual influence of Popov on his friend and colleague Smirnov during the period of the latter’s work on the dissertation “Spiritual Father in the Early Eastern Church” (1906). Popov helps Smirnov to make his view on this topic more precise; in his initial design, it was supposed to deal with the sources in a more integrated fashion and to considerably expand the object of the study. The letters allow us to futher describe the circle of ideas shared by Smirnov and Popov, the reconstruction of which can be related to the characterisation of their relationship. The letters published here are kept at the Department of Manuscripts of the Russian State Library in the fund of S.I. Smirnov.

Текст научной работы на тему «ПИСЬМА ПРОФЕССОРА И.В. ПОПОВА ИЗ НАУЧНОЙ КОМАНДИРОВКИ 1901–1902 ГГ. ПРОФЕССОРУ С.И. СМИРНОВУ: К РЕКОНСТРУКЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Ячменик Вячеслав Александрович, аспирант Богословского факультета ПСТГУ Россия, г. Москва yachmenik94@mail.ru ОИСГО: 0000-0003-4624-5962

2023. Вып. 113. С. 129-142

БО1: 10.15382Миг112023113.129-142

Калашников Денис Сергеевич, канд. биол. наук, магистр теологии denis.kalashnikov@gmail.com

ОИСГО: 0000-0002-3526-2268

Письма профессора И. В. Попова из научной командировки 1901—1902 ГГ. профессору С. И. Смирнову:

К РЕКОНСТРУКЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В. А. Ячменик, Д. С. Калашников

Аннотация: В настоящей публикации представлены письма профессора МДА И. В. Попова, написанные им в период научной командировки в немецкие университеты (1901-1902) и адресованные его близкому другу, профессору МДА С. И. Смирнову. Письма интересны в двух отношениях: с одной стороны, впечатлениями И. В. Попова от обучения в Берлинском и Мюнхенском университетах, проливающими свет на его дальнейшую духовно-академическую деятельность, особенно в области организации и реформирования отечественного духовного образования, а с другой стороны, тем, что раскрывают характер взаимоотношений двух профессоров МДА и наглядно демонстрируют интеллектуальное влияние И. В. Попова на своего друга и коллегу С. И. Смирнова в период подготовки им диссертации «Духовный отец в Древней Восточной Церкви» (1906). Попов помогает Смирнову скорректировать взгляд на выбранную научную проблему, которая по его первоначальному замыслу должна была касаться более комплексного отношения к источникам, и значительно расширить предмет исследования. Письма позволяют говорить в дальнейшем о круге общих для Смирнова и Попова идей, реконструкция которых может быть связана с характеристикой их взаимоотношений. Публикуемые письма хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фонде С. И. Смирнова.

Ключевые слова: русское богословие, патрология, Московская духовная академия, духовное образование, И. В. Попов, С. И. Смирнов, духовный отец.

© Ячменик В. А., Калашников Д. С., 2023.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2800650, https://rscf.ru/project/23-28-00650/. Организация выполнения проекта — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Автором публикуемых писем является будущий мученик Иван Васильевич Попов (1867—1938), профессор Московской духовной академии (МДА), известный богослов и патролог1. В начале XX в. он был активным деятелем духовно-академической корпорации с ярко выраженной личной позицией. Его адресат — не менее известный церковный историк и профессор МДА Сергей Иванович Смирнов (1870—1916)2. Между ними велась обширнейшая дружественная переписка, из которой мы публикуем лишь небольшую ее часть3.

Письма Попова, направленные Смирнову, были написаны в 1901—1902 гг. в период его научной командировки в немецких университетах4. Они позволяют рассмотреть взаимоотношения двух ученых в один из самых ранних периодов их творчества, в период зарождения и начальной разработки многих идей. Поэтому эти письма интересны не только впечатлениями Попова от обучения на лютеранском богословском факультете Берлинского университета им. Гумбольдта и на католическом — в Мюнхенском университете, но и обсуждением готовящейся диссертации Смирнова5, который в это время находился в Сер-гиевом Посаде. Попов помогает своему другу с историографией, отмечая, что

1 И. В. Попов — автор множества трудов, посвященных истории богословия и патрологии. Характеристику отдельных из них (а также некоторые биографические подробности) см. в недавних статьях, которые свидетельствуют об актуальности наследия Попова: Хондзинский П. В., прот. Интерпретация мучеником Иоанном Поповым учения святителя Афанасия о первозданном человеке и ее истоки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 35. С. 52-65; Он же. Портрет учителя Запада в интерьере синодальной эпохи: диссертация И. В. Попова о блаженном Августине // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 1. С. 54-73; Он же. Эволюция представлений об обожении в богословском наследии И. В. Попова // Государство. Религия. Церковь. 2022. № 4 (40), С. 306-332; Gavrilyuk P. L. How Déification Was Rediscovered in Modern Orthodox Theology: The Contribution of Ivan Popov // Modern Theology. 2022. Vol. 38, № 1. P. 100-127.

2 Прежде всего он известен своими трудами по истории духовничества, которые нередко входят в историографические обзоры. См. о нем: Акишин С. Ю. Смирнов Сергей Иванович // Православная энциклопедия. Т. 64. М., 2021. С. 406-408; Ячменик В. Концепция харизмы в исследованиях С. И. Смирнова: немецкие истоки и их развитие // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40 (2). С. 259-276.

3 Сейчас известно лишь о сохранности писем мч. Иоанна. Частично выписки из писем были опубликованы протодиак. С. Голубцовым, но они не затрагивают публикуемые нами (Голубцов С. А., протодиак. Стратилаты академические. Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. М., 1999. С. 210-211). Выдержка из публикуемого письма № 1 была приведена игум. Дамаскиным (Орловским) в Житии мч. Иоанна, но в ней мы обнаружили неточности и пропуски (Дамаскин (Орловский), игум. Мученик Иоанн (Попов) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том II. Тверь, 2005. С. 26-28). Первыми впечатлениями от поездки Попов делился не только со Смирновым, но с еп. Арсением и Н. Г. Городенским. Письма еп. Арсению были опубликованы с пропусками Голубцовым (Голубцов С. А., протодиак. Стратилаты академические. С. 190-193), письма Городенскому упоминаются в письме № 3, но, к сожалению, местонахождение его архива остается неизвестным.

4 О самом феномене научных командировок и, в частности, о поездке Попова см.: Сухова Н. Ю. Научные командировки российских богословов за границу и их значение для российского духовного образования и богословской науки (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вертоград наук духовный. М., 2007. С. 209-210.

5 Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной церкви. Сергиев Посад, 1906.

тематика работы Смирнова о духовном отце слабо изучена. В связи с этим он предлагает Смирнову скорректировать научную проблему исследования, которая по первоначальной задумке автора должна была касаться более комплексного отношения к источникам. Смирнов планировал обратить внимание исключительно на фигуру старца и покаяльную дисциплину в монастырях, но указание Попова в письме на развитие форм исповедальных практик вне монастырского строя, видимо, вдохновило его значительно расширить предмет исследования.

Публикуемые письма позволяют не только ставить вопрос о влиянии немецкого богословского контекста на Попова, но и говорить о степени влияния Попова на Смирнова. Характер их интеллектуальных связей, несомненно, требует отдельного исследования, пролегомены к нему мы постараемся обозначить в подстрочных комментариях к письму № 2. Теперь же восстановим хронологию стажировки И. В. Попова, важную для понимания публикуемых писем.

В апреле 1901 г. проф. Попов просил Совет Академии «ходатайствовать пред высшею духовною властью о командировании... за границу на следующий 1901/1902 учебный год и вместе с тем усердно. об исходатайствовании... возможного пособия для проезда и жизни за границей» с целью «пополнения своих знаний, а также ознакомления с методами преподавания и особенно с постановкой практических занятий по патристике в германских университетах под руководством известнейших специалистов»6. В своем прошении проф. Попов говорил об успехах не только частных исследований, но указывал на «систематические труды на этом поприще двух издательских комиссий, учрежденных при академиях наук в Вене и Берлине. <...> Живым упреком для русских ученых являются ценные патристические открытия, извлеченные из русских хранилищ иностранцами и впервые увидевшие свет за границей на чужом языке»7.

Совет нашел просьбу проф. Попова «заслуживающей уважения» и просил ходатайствовать Его Высокопреосвященство перед Св. Синодом «об увольнении профессора Попова на будущий 1901-1902 учебный год с научною целью за границу и об отпуске ему, сверх получаемого по службе содержания, пособия на поездку.»8 Св. Синод поддержал начинание и выделил на путевые издержки 600 руб.9 В конце года И. В. Попов получил также субсидию в размере 237 руб. 50 коп. от Академии, которая восполнила ощутимую потребность в деньгах10.

6 Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной академии за 1901 год. Сергиев Посад, 1902. С. 55-60.

7 Там же. С. 56.

8 Там же. С. 60.

9 Для справки в журнале приводится, что «Отпускной билет заграницу выдан экстраординарному профессору Ивану Попову Преосвященным Ректором Академии 9 августа 1901 года за № 860» (см.: Там же. С. 257).

10 Субсидия выдавалась с части капитала, пожертвованного П. А. Мухановой, и распределялась в декабре каждого года Советом академии в равных частях между пятью членами академической корпорации, которые прослужили не менее пяти лет, а при Академии не менее

Подробные сведения о реализации академических целей поездки содержатся в отчете И. В. Попова для Совета академии. Он отмечает, что провел 1901/1902 учебный год за границей в соответствии с намеченной программой: 1) ознакомился с преподаванием в германских университетах патрологии, 2) изучил ряд вспомогательных курсов на филологическом факультете, 3) ознакомился с преподаванием богословия и постановкой практических занятий11. С тем чтобы учесть конфессиональные особенности преподавания, он разделил время своего пребывания между двумя важнейшими немецкими университетами — протестантским в Берлине (осень 1901 г.) и католическим в Мюнхене (весна и лето 1902 г.). Патрология не преподавалась как отдельный предмет в протестантских университетах, а заменялась чтениями по истории догматов, специальными курсами, посвященными отдельным выдающимся церковным писателям, и практическими занятиями, поэтому в Берлине И. В. Попов слушал курс истории догматов проф. Р. Зееберга и посещал практические занятия знаменитого проф. А. Гарнака12.

Семинары проф. Гарнака он так характеризовал в своем отчете: «Вызвать самодеятельность учащихся было главною задачею руководителя. Он давал свои объяснения лишь в том случае, если никто из студентов не мог дать правильного ответа на его вопрос...»13 В другом месте, резюмируя свой опыт, он пишет, что «чтение источников церковной истории под руководством проф. Гарнака ведется очень оживленно и приносит несомненную пользу студентам. <...> Есть студенты, принимающие участие в практических занятиях в течение 4—5 семестров. За это время они успевают методически изучить целый ряд важнейших памятников и выносят из университета не только формальную подготовку к чтению источников... но и основательное знакомство с содержанием целого ряда памятников»14.

В Берлине И. В. Попов, кроме чтений Гарнака, регулярно посещал практические занятия по христологии, также «отличавшиеся патристическим характером», и ряд вспомогательных курсов на филологическом факультете15. Обращает на себя внимание вывод, который он сделал, анализируя опыт своих практических занятий у Гарнака и других немецких профессоров. Он пишет, что далеко «не все профессора руководят практическими занятиями с таким же успехом» и «что их успех зависит всецело от таланта и научного авторитета профессора»16.

Приступив к университетским занятиям в Мюнхене, Попов слушал два курса, посвященные патрологии: один — проф. Зиккенбергера о сочинениях му-

двух лет, включая год профессорского стипендиатства (см.: Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной академии за 1901 год. Сергиев Посад, 1902. С. 336-337).

11 См.: Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной академии за 1902 год. Сергиев Посад, 1904. С. 349-357.

12 См.: Там же. С. 350.

13 Там же.

14 Там же. С. 356-357.

15 См.: Курс проф. Дольтея по истории философии и проф. Пёльманна по истории упадка Рима (см.: Журналы Совета МДА за 1902. С. 351, 353-354).

16 Там же. С. 356-357.

жей апостольских и проф. Веймана «о новейших открытиях и спорах в области древне-церковной литературы» с позиций филологии. С общим курсом патрологии И. В. Попов познакомился в католическом лицее в Регенсбурге, который по правам и программе равнялся с богословским факультетом, но постановка преподавания патрологии оказалась в «тесной связи с планом устаревших католических учебников», поэтому представляла для него незначительный интерес. Среди дополнительных курсов в Мюнхене особенно полезным был курс греческой и латинской палеографии, который читал проф. Вёльфлинь, преподавание которого «велось по наглядному методу.», т. е. «сведения, усвоенные студентами практически, обобщались и излагались профессором в системе». Иными словами, «теория служила как бы выводом из практики». Не менее важным, прежде всего для правильного понимания памятников греческой литературы византийского периода, был для него курс народного греческого языка, читаемый проф. Крумбахером. Кроме того, для ознакомления «с организацией, методами и техническими приемами преподавания богословия в высших учебных заведениях на Западе», он все свободное время тратил на то, чтобы посещать лекции практически по всем богословским предметам17. «Поездка за границу принесла мне большую пользу, — писал он в отчете, подводя итоги своей командировки. — Она обогатила меня новыми сведениями, расширила мой научный кругозор и познакомила меня с тенденциями немецкого богословия, которые так ясно сказываются на месте и так старательно скрываются за мнимо объективными доводами в книгах»18.

Подробное знакомство с опытом преподавания богословских дисциплин в немецких университетах позволило Попову критически осмыслить недостатки, существовавшие в его родной академии, и сформировать определенный взгляд на меры, позволяющие повысить уровень отечественного богословского образования. С инициативами, направленными к устранению таких недостатков, как многопредметность, мешавшая глубокому и целенаправленному знакомству студентов с изучаемым предметом, а также необходимость специальных светских дисциплин для повышения качества богословского образования в духовных академиях, И. В. Попов, обращаясь к опыту немецких университетов, будет выступать в 1906 г., будучи членом Предсоборного присутствия19, а позднее в качестве члена Поместного Собора20.

* * *

Публикуемые письма хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки в фонде С. И. Смирнова (Ф. 280. К. 18. Ед. хр. 23. Л. 11-23). Все письма — подлинники, автографы. При публикации мы следовали хроноло-

17 Журналы Совета МДА за 1902. С. 352-356.

18 Там же. С. 357.

19 См.: Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906 г.): в 4 т. М., 2014. Т. 3. С. 355-356.

20 См.: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 8: Деяния Собора со 104-го по 129-е / отв. ред. прот. Алексий Колчерин. М., 2018. С. 837-859.

гической последовательности, в которой они и хранятся в ОР РГБ. Все письма датированы. В письмах указана пропущенная пунктуация, дореволюционная орфография исправлена на современную. В квадратных скобках развёрнуты сокращенные слова.

Расшифровка писем и комментарии В. Ячменик, вступительная статья Д. Калашников, В. Ячменик

№ 1

1901 г. Ноября 1/19

Любезнейший Сергей Иванович!

Очень рад, что Вы наконец избраны в секретари редакции. Это следовало бы сделать в интересах общего дела еще в прошлые выборы. Небрежность Мышцы-на показывает, насколько мы тогда были правы21.

Целый месяц уже я слушаю лекции в университете и участвую в практических занятиях по разным предметам. Все профессора произносят здесь свои лекции без тетрадки. Только однажды в одном феррейне я слушал профессора, который читал по тетрадке и притом очень скверно. Это был какая-то знаменитость из Киля. В Берлине профессора удивительно насобачились говорить. Их произношение до такой степени членораздельно, что я понимаю лекции дословно. Говорят они очевидно без предварительного заучивания, потому что при многочисленности лекций у них не могло бы хватить на это времени, и чувствуют себя на кафедре совершенно свободно. Что касается содержания лекций, то мне особенно нравится их сжатость: нет никаких отступлений и излишних подробностей. Гарнак читает, напр., введение в Н[овый] Зав[ет]22. Он уже изложил историю канона, сказал о происхождении посланий к Галатам и Фессалоник[ийцам]. Я уверен, что он окончит полный курс. В своих чтения[х] он мастерски сообщит сначала факты и подвергнет их анализу, из которого выводы следуют потом сами собой.

Профессоров на богословском факультете немного и каждый читает самые разнообразные предметы. Напр., Зееберг читает «Историю Догматов», лекции по апологетике под заглавием «Основные истины христианства» и по нрав[ственному] богословию23. Его главная специальность — история догма-

21 Мышцын Василий Никанорович (1866—1936), до 1906 г. был профессором МДА, затем работал на юридическом факультете Московского университете и в Демидовском юридическом лицее в Ярославле.

22 Адольф фон Гарнак (1851—1930) — один из виднейших представителей либеральной теологии в протестантизме, выдающийся деятель науки. Возможно, материалы лекций, которые Гарнак читал в Берлинском университете и которые удалось послушать Попову, легли в основу его будущей работы "Beitrâge zur Einleitung in das Neue Testament" (Исследования по исагогике Нового Завета).

23 Рейнгольд Зееберг (1859-1935), профессор Берлинского университета, предлагал альтернативный гарнаковскому подход к истории догматов и теорию эллинизации христианства он рассматривал в более положительном ключе (см. об этом: Михайлов П. Б. Концепция

тов, но и другие курсы он читает недурно. Я удивляюсь, каким образом у них хватает времени, чтобы изучить все эти разнообразные предметы. Мы кое-как успеваем овладеть только частью одного предмета. Это повергает меня в уныние.

Лекции посещаются студентами очень исправно. Каждый является с тетрадкой, чернильницей и пером и тщательно записывает. В этом отношении особенно возмутительна исправность курсисток, которые пробрались-таки и на богословский факультет. После лекции у них между собою (студенты посматривают здесь на них довольно косо) начинается проверка и воспроизведение записанного. Исправность студентов, кроме, разумеется, самого качества лекций, в значительной степени, мне кажется, объясняется тем, что за лекции плачены деньги, и каждый хочет использовать свой расход.

С студенчеством я знаком мало. Оно распадается на корпоративных или цветных и стоящих вне корпораций. Цветных шапок видно, однако, очень мало в университете. Говорят, что в последнее время в студенчестве развивается все более и более отрицательное отношение к корпорациям. Корпорации сохраняют средневековую организацию. Они строго замкнуты и служат постоянным источником вражды и столкновений между партиями. Вместе с этим корпоранты занимаются более кутежами и фехтованием, чем наукой. Поэтому на каждом шагу встречаешь здесь изрезанные морды. В противовес корпоративным студентам противники корпораций учредили всеобщий студенческий феррейн, который преследует главным образом научные цели. Есть также несколько богословских феррейнов.

Либерализм не мешает профессорам и студентам оставаться завзятыми протестантами. Здесь царит богословие Ричля24. Выбросив все догматическое содержание христианства, они приспособили его к современному научному миросозерцанию. Но в том, что у них остается положительного, они вовсе не являются независимыми мыслителями или христианами, стоящими вне сект: они истые протестанты. Каждая выходка профессора против католичества вызывает в аудитории топот одобрения, действительными членами богословских феррейнов могут быть только студенты евангелического исповедания. Недавно я был на религиозном собрании студентов. Во главе кружка стоит некто граф Пуклер. Когда я вошел, все пели под фисгармонию. Потом встал Пуклер, который был председателем, и начал говорить проповедь на тему о немилосердном заимодавце. Я не знаю, пережил ли этот человек много или просто он — фанатик, но речь его была страстная и окончилась истерическим криком: «только чрез Христа» (т. е. мы спасаемся только благодатью Христа, о чем все время было говорено. Последнюю фразу он повторил раз восемь). Потом он стал на колени и начал импровизировать молитву и произнес ее так, как иногда дети

эллинизации христианства в истории теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 55).

24 Альбрехт Ричль (1822-1889) — один из основоположников либеральной теологии, учитель А. фон Гарнака, В. Германа, Э. Трёльча и др. В России кон. XIX — нач. XX в. бытовал историографический концепт «ричлианской школы» (см.: Керенский В. А. Школа ричлиан-ского богословия в лютеранстве. Казань, 1903).

чего-нибудь неотступно просят. Во время проповеди и молитвы он несколько раз плакал, лицо его принимало то очень приятное, то совершенно отталкивающее выражение. После окончания молитвы он предложил собранию, на которое, по его мнению, снизошла благодать, обнаружить плоды Духа в каких-нибудь личных заявлениях. Тотчас же поднялся один господин и рассказал, что он очень опечален смертью своего брата, недавно умершего в страшных мучениях. На это заявление последовало предложение со стороны одного очень молодого студента помолиться об утолении скорби этого господина. Большинство присутствующих встали на колени и уткнулись головой в спинку стульев, а молодой человек стал импровизировать молитву. В заключение опять стали петь под фисгармонию. Я вышел из этого собрания с смешанными чувствами. Лично я оказался слишком позитивным для того, чтобы подобное представление могло на меня подействовать. Но многое говорит за искренность некоторых, по крайней мере, членов собрания. Были, однако, и совершенно скучающие физиономии. Порою мне казалось, что граф просто играет в пастора, а другие фальшивят, подделываясь к его вкусам. Но все же этот кружок меня заинтересовал, и я хочу побывать там еще раза два.

С Берлином я совершенно освоился и чувствую себя совершенно свободно и спокойно. Тоски по родине нет и следа25. Да и некогда. Я целый день занят. В университете слушаю от 25—28 лекций в неделю. Остальное время занимаюсь дома. К некоторым практическим занятиям приходится немного готовиться дома. Относительно библиотек здесь не так удобно, как в посаде. Библиотеки, конечно, богатые, но и здесь не все можно найти. Многие издания не выдаются на дом вовсе. Книги вообще выдаются на сроки. Наконец, многое уже ходит по рукам, так что из 5—7 требований удовлетворяются 1—2.

Квартирой своей доволен. Кормят хорошо, но комната невелика и высоко. У меня три хозяйки: Adel, Bertha и Lischen, однако пансион, получаемый мною далеко не полон.

Раза два видел Загорского26; потом он исчез. Я сам сходил бы к нему, но забыл спросить его адрес. Когда будете писать мне, сообщите его адрес, имя и отчество. Пишу это письмо Вам вместе с Николаем Гавриловичем27. Следующее будет адресовано ему, но тоже совместно с Вами.

25 Один из профессоров академии, гостивший у Попова в Германии, в письме Смирнову от 23/10 июля 1902 г. передает его настроение таким образом: «У Ив. Вас. я пробыл дня три. Он настолько прижился за границей, что совсем не желал бы уезжать в Россию» (ОР РГБ. Ф. 280. К. 16. Ед. хр. 44. Л. 25 об.).

26 Загорский Василий Федорович (род. 1876) — выпускник Переславского духовного училища и Вифанской духовной семинарии. Позднее работал в Дерптском университете, был автором исследования о земледелии в России ХУ-ХУ1 вв. (работа 1909 г.). В 1911 г. Загорский в письме Смирнову (которые были родственниками) из Ставрополя обсуждает этот текст и перспективы его развития (ОР РГБ. Ф. 280. К. 16. Ед. хр. 76. Л. 3 об.). Сохранились также письма Смирнову от протоиерея Федора Загорского, его супруги Екатерины и их детей (ОР РГБ. Ф. 280. К. 16. Д. 74-76; К. 17. Ед. хр. 1-3), а также от еп. Митрофана (Загорского), который приходился дядей Смирнову (ОР РГБ. Ф. 280. К. 17. Ед. хр. 66).

27 Городенский Николай Гаврилович (1871-1936) — профессор по кафедре нравственного богословия МДА, близкий друг Попова и Смирнова.

Как поживаете Вы и Николай Гаврилович? Что нового в академии и в каком состоянии Ваши диссертации?

Прошу Вас передать мой поклон многоуважаемой Вере Михайловне28.

Душевно желаю Вам всего доброго.

Ваш Ив. Попов

Берлин, Dorotheenstrasse 39111 Pension Stern

Конверт. Russland. Moskau. Сергиевский Посад, Москов. губ. Его Высокородию, Сергею Ивановичу Смирнову, Г. Доценту духовной академии. Виднеются две печати. ОР РГБ. Ф. 280. К. 18. Ед. хр. 23. Л. 11-16.

№ 2

1901/2 г. дек. 23 / янв. 5

Любезнейший Сергей Иванович!

Поздравляю Вас и многоуважаемую Веру Михайловну c наступающим Новым годом. Сердечно желаю, чтобы лепые дни, которые Вы теперь переживаете, продолжились на всю Вашу жизнь. О себе ничего Вам писать не буду: прочтите об этом в письме к Николаю Гавриловичу, которое предназначается Вам обоим. Здесь поговорю с Вами только на счет Вашего духовника29.

Постановка вопроса о происхождении духовника в древней церкви имеет одну неудобную сторону. Изучить все относящиеся сюда материалы едва ли Вы будете в состоянии: задача эта слишком широка30. Не изучив всех фактов и материалов, легко построить гипотезу, в опровержение которой могут совершенно неожиданно всплывать данные из неизученной области. Предупредить эту неприятность может отчасти знакомство с литературой. Вы сами это лучше меня знаете и спрашиваете, нет ли специальной работы о старчестве в древнем монастыре. Такой работы я не знаю. Вообще вопрос о происхождении монашества и его первоначальном устройстве только в самое последнее время начинает выдвигаться в науке, и потому, насколько мне известно, в иностранной литературе еще не существует общего исследования. Есть, однако, монографические исследования, которые Вам могут пригодиться. Я не взял с собою своих библиографических указателей и потому не могу назвать Вам точно имен и заглавий, но я сообщу Вам сведения об этих книгах описательно. Источником для выяснения вопроса о внутреннем строе монастырской жизни служат монашеские правила. Они существуют в русском переводе, сделанном Феофаном31. Правила Вас[илия] Вел[икого] в его сочинениях нашего издания32. Об устройстве монастырей Пахо-

28 Супруга Смирнова.

29 Речь идет о теме диссертации Смирнова.

30 Предложение подчеркнуто карандашом, видимо, рукой Смирнова.

31 Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. М., 1892.

32 Правила свт. Василия Великого были изданы в «Творениях святых отцов в русском переводе, издаваемых при МДА» 1847 г. (см. Ч. 5. Кн. 2).

мия есть кроме диссертации Палладия33 две книги — Grützmacher'a Pachomius на немецком языке34 и французская книга35. Она полнее сочинения Grützmacher^. Имя автора забыл. Книга находится у А. А. Спасского36. Посвящена Пахомию и его правилам. Если не хотите обращаться к А. А., спросите у Кости Попова или посмотрите по записям А. А.37 В прошлом году для П. М. Минина была также выписана большая католическая книга о монашестве на франц[узском] языке38. Числится или за Мининым, или за Спасским. Книга написана без всякого метода, не дает ни анализа, ни исторического освещения фактов, но сырого материала собрано в ней много.

Но, любезный Сергей Иванович, мне кажется, что Вы слишком односторонне хотите объяснить происхождение духовника исключительно влиянием монашества. Мне кажется, что Вы игнорируете древнюю покаянную дисци-

33 См.: Палладий (Добронравов), архим. Святой Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. Казань, 1899.

34 Работу профессора Гейдельбергского университета Георга Грюцмахера (1866-1939) Смирнов не упоминает в своем исследовании. Нет следов знакомства с этой работой и среди его конспектов литературы по теме диссертации (ОР РГБ. Ф. 280. К. 9. Ед. хр. 1. Л. 95-124). Поэтому загадочным кажется одно из центральных мест работы Смирнова, в котором можно обнаружить общее с Грюцмахером место. Последний писал о столкновениях рядового духовенства и прп. Пахомия вследствие его мистических видений: "Das Mönchtum des Pachomius ist also dem Klerus deshalb so verhasst, weil der Klerus in dem enthusiastisch-visionären Element eine Gefahr für sich erkennt" (Grützmacher G. Pachomius und das älteste Klosterleben: ein Beitrag zur Mönchsgeschichte. J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1896. S. 60). У Смирнова же мы находим почти дословное воспроизведение этого предложения: «Представители церковной иерархии почувствовали нечто новое и необычное в этом харизматизме прп. Пахомия, соблазнялись им и считали опасными подобные мистические воззрения» (Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной церкви. С. 41). Возможно, это было общим местом в литературе, но других примеров мы не обнаружили.

35 О какой французской работе идет речь, можно лишь предположить по использованной в диссертации литературе. Вероятно, это исследование ректора Католического университета в Лувене Паулена Ладёза (1870-1940) ^м.: Ladeuze P. Étude sur le cénobitisme pakhomien: pendant le IVe siècle et la première motié du Ve. Louvain: Van Linthout, 1898).

36 Спасский Анатолий Алексеевич (1866-1916) — профессор МДА по кафедре истории Церкви. Обращался ли Смирнов к Спасскому лично — неизвестно. В письмах Спасского Смирнову за 1902 г. нет упоминаний об этом, в них мы находим лишь поручения по БВ, довольно сдержанные (ОР РГБ. Ф. 280. К. 19. Ед. хр. 29. Л. 1-3). По всей видимости, их отношения были не самыми приятными. 2 авг. 1908 г. Попов напишет Смирнову после смерти А. П. Лебедева такие слова: «Хуже же всего то, что его место займет Спасский, и мы будем его подручными» (ОР РГБ. К. 18. Ед. хр. 24. Л. 59 об.). Поскольку Спасский был учеником проф. Лебедева, полагали, что он станет его преемником на кафедре истории Церкви в университете, что два друга считали для себя бедствием.

37 Попов Константин Михайлович (1872-1954) — библиотекарь МДА. В единственном сохранившемся письме к нему Смирнова указаний на этот счет нет (см. ОР РГБ. Ф. 759. К. 2. Ед. хр. 74), также нет их и в письме от 20 дек. 1903 г. К. Попова к Смирнову, в котором изложены просьбы Смирнова касательно необходимых ему книг (ОР РГБ. Ф. 280. К. 18. Ед. хр. 26. Л. 1-3).

38 Минин Петр Михайлович (род. 1876) — профессорский стипендиант МДА. Скорее всего, речь идет о работе бенедиктинского монаха Ж.-Б. Бесс (1861-1920), которого Смирнов цитирует в диссертации (см.: Besse J. M. Les moines d'Orient antérieurs au concile de Chalcé-doine (451). P.: H. Oudin, 1900).

плину39. Первоначально исповедание грехов было публичным пред церковью и епископом. Потом дисциплина постепенно смягчалась. Быть может, в истории покаянной дисциплины существовали факторы, под влиянием которых публичная исповедь была заменена тайной. М. б., монашеская практика была одною из причин, а не единственною. Я этим вопросом не занимался, но мне помнится, что в каноническом послании Вас[илия] Вел[икого] к Амфилохию говорится о том, что женщины должны исповедовать свои грехи тайно40. Мотивируется это, если память мне не изменяет, тем, что мужья, узнав чрез публичную исповедь о грехах жен, могут потом мстить им. Как бы то ни было, но наряду с аскетической литературой Вам придется просмотреть и памятники канонического права, поскольку они касаются покаянной дисциплины. Во всяком случае, Вам необходимо будет познакомиться с литературой о покаяльной дисциплине. Вопрос этот в литературе, кажется, хорошо разработан. Я, однако, не знаком с литературою по этому вопросу. Указания Вы можете найти в R. E. Herzogt изд. 3. под рубрикою Busse41. Спросите также у Н. А. Заозерского42. М. б., он что-нибудь укажет Вам.

Вы пишите, что Ваше негодование по поводу известных явлений академической жизни может быть объяснено мною Вашим личным ослаблением или нервною раздражительностью. Я этого теперь не думаю. Но я много думал нынче летом о том, что названо Вами «благорастворением», и в моей душе скопилось многое, о чем я мог бы долго говорить43.

В. Ф. Загорский числа 2-го уехал из Берлина. Пробыв дня три в Дрездене, он думает прямо проехать в Россию. Жаль только, что он не предполагает быть в посаде: он рассказал бы Вам много и про себя, и про меня, и про здешнюю жизнь вообще.

Еще раз желаю Вам всего доброго.

Ваш Ив. Попов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Берлин

Конверт. Russland. Moskau. Сергиевский Посад, Москов. губ. Его Высокородию Сергею Ивановичу Смирнову, Г. Доценту духовной академии. Виднеются две печати. Карандашом год

39 Предложение подчеркнуто карандашом, видимо, рукой Смирнова. Исполнение совета Попова заняло в диссертации Смирнова значительную ее часть: Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной церкви. С. 219—328.

40 Предложение подчеркнуто карандашом той же рукой. См. об этом в работе Смирнова: Там же. С. 278, примеч. 3.

41 Речь идет об известной протестантской "Realenzyklopädie". См. статью, которую упоминает Попов: Köstlin J. Busse // Realencyklopadie für protestantische theologie und Kirche. Band 3: Bibelübersetzungen — Christenverfolgungen Leipzig: J. C. Hinrichs, 1897. S. 584-591.

42 Заозерский Николай Александрович (1851-1919) — профессор МДА по кафедре церковного права. К слову, он стал рецензентом обсуждаемой диссертации Смирнова.

43 Проблемы духовно-академической корпорации, в которой трудились Попов и Смирнов, часто затрагивалась в их переписке. В 1900 г. Смирнов решает поверять свои мысли об академической жизни дневнику, в этих записях можно найти такую пометку: «...в настоящее время в этой [академической] жизни более возмутительного, нежели поучительного» (ОР РГБ. Ф. 280. К. 1. Ед. хр. 19. Л. 2). Но Смирнов бросил ведение дневника на первой же записи, видимо, поскольку нашел себе других собеседников, среди которых, несомненно, был и Попов.

указан год — 1901/2. На обратной стороне рукой Смирнова: «Странн. 1863, NN 2,3,4. С. Родосский»44.

ОР РГБ. Ф. 280. К. 18. Ед. хр. 23. Л. 17-21.

№ 3

1902 г. 23 апр. /10 мая

Любезнейший Сергей Иванович!

Я очень виноват перед Вами, не только не исполнив Вашего поручения относительно рукописи, но и не ответив Вам до сих пор. Вы написали, однако, мне о своем желании иметь копию с болгарской рукописи слишком поздно45. Семестр уже близился к концу, я собирался уже уезжать. По моему расчету, времени уже не хватило бы на то, чтобы послать Вам ответ, получить от Вас письмо с указанием рукописи и переписать самую рукопись. Если Вам нужно что-нибудь в Мюнхене, то пишите теперь же, потому что летний семестр непродолжителен.

О моем путешествии, если интересуетесь, прочтите в письме к Н. Г. [Горо-денскому], которое посылаю одновременно с этим.

Физиономия университета в Мюнхене, особенно физиономия богословского факультета, совсем другая, чем в Берлине. Все здесь как-то провинциаль-ней. Что касается студентов-богословов, то первое впечатление далеко не в их пользу. Их лица и движения вульгарны. Особенно безобразит их костюм. Они носят сутану, как и священники, но она у них не доходит до пола, и из-под нее видны штаны. Не имея однообразного верхнего платья, они носят обыкновенное летнее пальто, короткое, как и у всех, но черного цвета. Но представьте себе, что наш священник надел бы такое пальто на подрясник и прогулялся по городу. Как бы это было красиво! На лекциях, боясь запачкать свои манжеты и рукава, они надевают сверху сутаны еще коленкоровые рукава до локтя. Живут все они вместе в новом здании напротив университета. Вчера я проник и туда. Там есть небольшая аудитория для лекций, назначенных исключительно для богословов. Здесь все коридоры, все стены в аудитории увешаны крестами и разукрашены статуями святых из раскрашенной терракоты. Даже бумага, которой оклеена аудитория, вероятно, специально приготовлена для нее. Вместо цветов она раскрашена и разрисована древне-христианскими символами из катакомб. Такова фабрика для механистического произведения священников. О внутренней стороне преподавания пока ничего не буду говорить: я слышал еще мало лекций. Однако все профессора, исключая директора общежития, светские, а не священники, как воображают у нас монахи.

Как Вы поживаете? Мой поклон Вере Михайловне.

Ваш Ив. Попов

Мюнхен, Turkenstrasse 3111 Pension Weilhammer ОР РГБ. Ф. 280. К. 18. Ед. хр. 23. Л. 22-23.

44 Видимо, случайная пометка. Указана статья «Преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский» свящ. С. Родосского.

45 О какой именно рукописи идет речь, к сожалению, неизвестно.

Список литературы

Акишин С. Ю. Смирнов Сергей Иванович // Православная энциклопедия. Т. 64. М., 2021. С. 406-408.

Голубцов С., протодиак. Стратилаты академические. Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины ХХ в. М., 1999.

Дамаскин (Орловский), игум. Мученик Иоанн (Попов) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. том II. Тверь, 2005. С. 24-55.

Михайлов П. Б. Концепция эллинизации христианства в истории теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 50-68.

Сухова Н. Ю. Научные командировки российских богословов за границу и их значение для российского духовного образования и богословской науки (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вертоград наук духовный. М., 2007. С. 172-216.

Хондзинский П. В., прот. Интерпретация мучеником Иоанном Поповым учения святителя Афанасия о первозданном человеке и ее истоки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 35. С. 52-65.

Хондзинский П. В., прот. Портрет учителя Запада в интерьере синодальной эпохи: дис. И. В. Попова о блаженном Августине // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 1. С. 54-73.

Хондзинский П. В., прот. Эволюция представлений об обожении в богословском наследии И. В. Попова // Государство. Религия. Церковь. 2022. № 4 (40). С. 306-332.

Ячменик В. Концепция харизмы в исследованиях С. И. Смирнова: немецкие истоки и их развитие // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40 (2).

C. 259-276.

Gavrilyuk P. L. How Deification Was Rediscovered in Modern Orthodox Theology: The Contribution of Ivan Popov // Modern Theology. 2022. Vol. 38, № 1. P. 100-127.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 113. P. 129-142 DOI: 10.15382/sturII2023113.129-142

Vyacheslav Yachmenik, Graduate Student, Faculty of Theology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia yachmenik94@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4624-5962

Denis Kalashnikov, Candidate of Sciences in Biology, Master of Theology Moscow, Russia denis.kalashnikov@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-3526-2268

Letters of Professor I. V. Popov from his Study Trip in 1901—1902 to Professor S. I. Smirnov: Reconstructing their Academic Relations

V. Yachmenik, D. Kalashnikov

Abstract: This article publishes letters of I. V. Popov, Professor at Moscow Theological Academy, which he wrote during his study trip to German universities in 1901-1902 to his close friend S. I. Smirnov, also professor at the same academy. The letters are

interesting in two regards. On the one hand, this is Popov's impressions of his study at Berlin and Munich universities, which shed light on his subsequent theological academic work, particularly in the field of organising and reforming Russian theological education. On the other hand, they show the character of the interaction of the two professors of Moscow Theological Academy and clearly demonstrate the intellectual influence of Popov on his friend and colleague Smirnov during the period of the latter's work on the dissertation "Spiritual Father in the Early Eastern Church" (1906). Popov helps Smirnov to make his view on this topic more precise; in his initial design, it was supposed to deal with the sources in a more integrated fashion and to considerably expand the object of the study. The letters allow us to futher describe the circle of ideas shared by Smirnov and Popov, the reconstruction of which can be related to the characterisation of their relationship. The letters published here are kept at the Department of Manuscripts of the Russian State Library in the fund of S. I. Smirnov.

Keywords: Russian theology, patrology, Moscow Theological Academy, theological education, I. V. Popov, S. I. Smirnov, spiritual father.

References

Akishin S. (2021) "Smirnov Sergei Ivanovich", in Pravoslavnaia entsiklopediia, Moscow, vol. 64, pp. 406-408 (in Russian).

Gavrilyuk P. (2022) "How Deification Was Rediscovered in Modern Orthodox Theology: The Contribution of Ivan Popov". Modern Theology, 2022, vol. 38, no. 1, pp. 100-127.

Golubtsov S. (1999) Stratilaty akademicheskie. Ratobortsy za Tserkov' iz korporatsii Moskovskoi Dukhovnoi Akademii pervoi poloviny XX v. Moscow (in Russian).

Khondzinskii P. (2022) "Evoliutsiia predstavlenii ob obozhenii v bogoslovskom nasledii I. V. Po-pova". Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 2022, vol. 40, no. 4, pp. 306-332 (in Russian).

Khondzinskii P. (2022) "Portret uchitelia Zapada v inter'ere sinodal'noi epokhi: dissertatsiia I. V. Popova o blazhennom Avgustine". Voprosy teologii, 2022, vol. 4, no. 1, pp. 54-73 (in Russian).

Khondzinskiy P. (2021) "Interpretatsiia muchenikom Ioannom Popovym ucheniia sviatitelia Afanasiia o pervozdannom cheloveke i ee istoki". Vestnik Ekaterinburgskoj duhovnoj seminarii, 2021, vol. 35, pp. 52-65 (in Russian).

Mikhailov P. (2017) "Kontseptsiia ellinizatsii khristianstva v istorii teologii". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, 2017, vol. 71, pp. 50-68 (in Russian).

Orlovsky D. (2005) "Muchenik Ioann Popov", in Zhitiia novomuchenikov i ispovednikov Rossiiskikh XXveka Moskovskoi eparkhii. Dopolnitel'nyi tom II, Tver, pp. 24-55 (in Russian).

Sukhova N. (2007) "Nauchnye komandirovki rossiiskikh bogoslovov za granitsu i ikh znachenie dlia rossiiskogo dukhovnogo obrazovaniia i bogoslovskoi nauki (vtoraia polovina XIX — nachalo XX v.)", in Vertograd nauk dukhovnyi, Moscow, pp. 172-216 (in Russian).

Yachmenik V. (2022) "Kontseptsiia kharizmy v issledovaniiakh S. I. Smirnova: nemetskie istoki i ikh razvitie". Gosudarstvo, religiia, tserkov'vRossii i za rubezhom, 2022, vol. 40, no. 2, pp. 259276 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 23.01.2023 The article was submitted 23.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.