Научная статья на тему 'Письма к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову как исторический источник: корреспонденты и динамика поступления'

Письма к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову как исторический источник: корреспонденты и динамика поступления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Письма / эпистолярное наследие / эгодокументы / Илья Степанович Бердников / источниковый потенциал / корреспонденты / церковное право / Казанская духовная академия / динамика поступления писем. / Letters / epistolary heritage / ego-documents / Ilya Stepanovich Berdnikov / source potential / correspondents / canon law / Kazan Theological Academy / letter receipt dynamics.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлов Андрей Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению писем к профессору Казанской духовной академии Илье Степановичу Бердникову (1839-1915) как исторического источника. Дана общая характеристика писем и очерчена сложившаяся историографическая традиция их публикации, то есть ввода писем в научный оборот. Акцент сделан на источниковом потенциале писем – на изучении той информации, которую возможно из них извлечь. Фокус в работе сделан на двух аспектах – корреспондентах профессора и динамике поступления писем. Совокупность корреспондентов (тех, кто писал И. С. Бердникову) проанализирована и классифицирована по стилю общения в разных социально-профессиональных группах, обсуждаемым вопросам и характеру языка (дискурсам). Всего выделено семь дискурсов: от сугубо дружеского и до официального. Письма по группам, как эгодокументы и материалы личного, приватного назначения, проанализированы на предмет неформального дополнения и прояснения деловых профессиональных отношений, ведомственного делопроизводства. В плане поступления писем динамика представлена в двух приложениях, высказаны гипотезы о наличии лакун в поступлении писем в конце 1870-х гг. и в годы Первой русской революции (1905-1907 гг.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Letters to a professor of Kazan Theological Academy I. S. Berdnikov as a historical source: correspondents and receipt dynamics

The article deals with the letters to the professor of Kazan Theological Academy Ilya Stepanovich Berdnikov (1839-1915), considering them as a historical source. The author provides a general description of the letters and outlines the historiographical tradition of their publication, that is, their introduction into scientific discourse. The article highlights the source potential of the letters, meaning the study of the information that can be extracted from them. The focus of the work is on two aspects – the professor’s correspondents and the letters’ receipt dynamics. The total number of the correspondents (those who wrote to I. S. Berdnikov) is analyzed and classified according to the style of communication in different social and professional groups, the issues discussed and the nature of language (discourses). In total, the work identifies seven discourses: from utterly friendly to official ones. Letter groups like ego-documents and private materials are analyzed for informal addition and clarification of business and professional relations and institutional business correspondence. In terms of receipt of the letters, the dynamics are presented in two supplements, the assumptions of gaps in receiving letters in the late 1870s and during the first Russian revolution (1905-1907) are expressed.

Текст научной работы на тему «Письма к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову как исторический источник: корреспонденты и динамика поступления»

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению писем к профессору Казанской духовной академии Илье Степановичу Бердникову (1839-1915) как исторического источника. Дана общая характеристика писем и очерчена сложившаяся историографическая традиция их публикации, то есть ввода писем в научный оборот. Акцент сделан на источниковом потенциале писем - на изучении той информации, которую возможно из них извлечь. Фокус в работе сделан на двух аспектах - корреспондентах профессора и динамике поступления писем. Совокупность корреспондентов (тех, кто писал И. С. Бердникову) проанализирована и классифицирована по стилю общения в разных социально-профессиональных группах, обсуждаемым вопросам и характеру языка (дискурсам). Всего выделено семь дискурсов: от сугубо дружеского и до официального. Письма по группам, как эгодокументы и материалы личного, приватного назначения, проанализированы на предмет неформального дополнения и прояснения деловых профессиональных отношений, ведомственного делопроизводства. В плане поступления писем динамика представлена в двух приложениях, высказаны гипотезы о наличии лакун в поступлении писем в конце 1870-х гг. и в годы Первой русской революции (1905-1907 гг.)

Abstract

The article deals with the letters to the professor of Kazan Theological Academy Hya Stepanovich Berdnikov (1839-1915), considering them as a historical source. The author provides a general description of the letters and outlines the historiographical tradition of their publication, that is, their introduction into scientific discourse. The article highlights the source potential of the letters, meaning the study of the information that can be extracted from them. The focus of the work is on two aspects - the professors correspondents and the letters' receipt dynamics. The total number of the correspondents (those who wrote to I. S. Berdnikov) is analyzed and classified according to the style of communication in different social and professional groups,

Письма к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову

как исторический источник: корреспонденты и динамика поступления

А. Ю. Михайлов,

Казанский федеральный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Letters to a professor of Kazan Theological Academy I. S. Berdnikov as a historical source: correspondents and receipt dynamics

A. Yu. Mikhaylov,

Kazan Federal University, Kazan, the Republic ofTatarstan, the Russian Federation

the issues discussed and the nature of language (discourses). In total, the work identifies seven discourses: from utterly friendly to official ones. Letter groups like ego-documents and private materials are analyzed for informal addition and clarification of business and professional relations and institutional business correspondence. In terms of receipt of the letters, the dynamics are presented in two supplements, the assumptions of gaps in receiving letters in the late 1870s and during the first Russian revolution (1905-1907) are expressed.

Ключевые слова

Письма, эпистолярное наследие, эгодокументы, Илья Степанович Бердников, источниковый потенциал, корреспонденты, церковное право, Казанская духовная академия, динамика поступления писем.

Keywords

Letters, epistolary heritage, ego-documents, Ilya Stepanovich Berdnikov, source potential, correspondents, canon law, Kazan Theological Academy, letter receipt dynamics.

И. С. Бердников. 1900-е гг. I. S. Berdnikov. The 1900s.

В Государственном архиве Республики Татарстан (далее - ГА РТ) храниться уникальный источник -учено-литературная переписка1 профессора (которая de viso - представляет собой письма в одну сторону, к нему) Казанской духовной академии (далее - Каз ДА) и Казанского императорского университета (далее -КИУ) Ильи Степановича Бердникова (1839-1915) -известного церковного правоведа, одного из авторитетных канонистов и богословов поздней Российской империи.

Письма как источник личного происхождения и межличностной коммуникации с фиксированным адресатом2 дают весьма интересные и ценные сведения, как об их авторах, так и об адресатах. Они помогают выяснить характер взаимоотношений внутри того или иного переписывающегося сообщества, определить центр и периферию, охарактеризовать взаимовосприятие автора и адресата друг другом.

Письма к профессору Илье Степановичу Бердникову представляют собой пять томов «Учено-литературной переписки...», хранящейся в фонде 10 ГА РТ. Весь массив корреспонденции составляет 591 письмо, датируемое с 1870 по 1914 г. Здесь уместно говорить о самодостаточном источниковом комплексе, так как письма являются подлинниками, наличествуют в достаточном количестве и позволяют установить структурную связь фактов изучаемого явления. Даже более, можно утверждать, что совокупность писем представляет часть единого коммуникативного пространства, некого единого текста, в пределах которого шло интенсивное общение коллег, учеников, друзей и знакомых с профессором И. С. Бердниковым.

В данной статье межличностная коммуникация рассматривается как однонаправленный процесс, так как наличествует единственный адресат - профессор И. С. Бердников, при этом природа массива писем интертекстуальна, так как налицо прямое или опосредованное взаимоотношение между текстами (письмами) разных авторов3.

Историография изучения писем и их публикация

За последние двадцать лет «Учено-литературная переписка...» профессора Ильи Степановича Бердникова обрела свою историографическую традицию -историю обращения к письмам и их научной публикации. Впервые это осуществил в 2000 г. проректор воссозданной Казанской духовной семинарии А. В. Журавский на страницах возрожденного журнала «Православный собеседник»4. В фокусе его внимания были письма российских, сербских и румынских иерархов по актуальным вопросам церковной жизни в то время.

Затем в 2002-2006 гг., в рамках написания курсовой, дипломной работы и диссертации, посвященных жизненному и творческому пути И. С. Бердникова, к письмам обращался автор данной публикации - доцент Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета -А. Ю. Михайлов5.

Примерно в это же время переписку И. С. Бердникова с Н. Н. Глубоковским проанализировала исследовательница Т. А. Богданова (Свято-Сергиевский институт в Париже), в рамках написания научной биографии Н. Н. Глубоковского6.

В 2015 г. А. Ю. Михайлов выступил с докладом «"Русское дело" профессора М. Е. Красножена в Юрьевском университете (по материалам писем к профессору И. С. Бердникову) » на конференции по церковной истории Прибалтики на теологическом факультете в Тарту (Эстония)7.

В 2016-2019 гг. письма кИ. С. Бердникову стали предметом анализа и публикации студентов и преподавателей Екатеринбургской духовной семинарии (далее - ЕДС) А. В. Сартакова, П. И. Старкова и С. Ю. Акишина. Первый в 2016 г. защитил дипломный проект по переписке И. С. Бердникова с Н. Ф. Красносельцевым8, затем, расширив поле исследования, перешел к переписке И. С. Бердникова с А. С. Павловым9. В данном случае речь идет именно о переписке, так как А. В. Сартаков, реконструируя пространство переписки, использовал письма двух корреспондентов.

В 2019 г. П. И. Старков и С. Ю. Акишин - преподаватели и научные сотрудники ЕДС - опубликовали результат своего изучения писем к И. С. Бердникову. Они сконцентрировались на письмах от русских канонистов (М. Е. Красножен, А. С. Павлов, П. А. Лашкарев, М. А. Остроумов и др.) и богословов (Н. Ф. Красносельцев, А. А. Дмитриевский), часть которых были его учениками по КазДА, часть - коллегами по цеху.10 Среди них присутствует и епископ Никодим (Милаш, 1845-1915), который не является учеником И. С. Бердникова, но подходит под категорию русских ученых.

Показательно, что исследования екатеринбургских ученых шли параллельно, т. е. отдельно от публикаций в Казани. Здесь сказался такой фактор российской историографии 1990-2000-х гг. как разорванность исследовательского пространства. Как было отмечено, письма И. С. Бердникова опубликовал еще в 2000 г. А. В. Журавский. Очевидно, что екатеринбургские ученые не знали об этой публикации, как и о работах А.Ю. Михайлова, наверное, в силу их библиографической редкости или неопубликованное™.

В 2021 г. А. Ю. Михайловым совместно с аспирантом Московской (православной) духовной академии В. А. Ступиным были опубликованы письма иеромонаха Михаила (Семенова) к И. С. Бердникову11.

В отличие от всех предыдущих публикаций писем, которые представляли собой лишь введение в оборот части писем, данная статья представляет собой комплексный

обзор и характеристику писем к И. С. Бердникову (591 письмо), с выделением корреспондентов и сюжетных линий, динамики и статистики поступления.

Тематика и динамика поступления писем

Соавторами «единого текста», субъектами коммуникативного пространства, в рамках которого шло общение профессора И. С. Бердникова со своими корреспондентами, являются его коллеги, ученики, знакомые иерархи церкви, друзья и различные учреждения.

Прежде всего, постоянными собеседниками И. С. Бердникова в письмах были его коллеги, известные канонисты и доктора церковного права эпохи поздней Российской империи: здесь можно выделить профессионально-канонический дискурс, когда общение, переписка и полемика идут в рамках виртуальной корпорации канонистов - канонического сообщества.

Открывает эпистолярное общение в 1870-е гг. бывший учитель И. С. Бердникова Алексей Степанович Павлов (1832-1898). Сын томского причетника, после обучения в Тобольской семинарии, блестяще окончил КазДА в 1858 г. и был оставлен в ней преподавать литургику, которую он преобразовал в церковную археологию, и каноническое право. Как пишет П. В. Знаменский, «он обнаружил себя более ученым, чем профессором, его занимали больше самостоятельные кабинетные работы, чем рядовые классные лекции»12. В 1864 г. он со скандалом переходит в КИХ а его кафедру в КазДА занимает И. С. Бердников. В 1869 г. он уезжает в Одессу, где преподает церковное право в Новороссийском университете. Неслучайно, в своем первом письме от 7 ноября 1870 г. он подробно рассказывает о своей неустроенности в Одессе13. Письма А. С. Павлова за 1875-1891 гг., как профессора Московского императорского университета (далее -

МИУ), охватывают уже и Московский период его жизни. Корреспонденция высвечивает все: получение докторской степени (1870), присвоение Уваровской премии (1871), непримиримую полемику с П. А. Лашкаревым и И. С. Бердниковым.

Главным вкладом, который A.C. Павлов внес в сокровищницу российской канонической мысли, было введение в научный оборот - обработка и публикация - оригинальной древнерусской церковно-правовой литературы, которая хранилась в Соловецкой библиотеке, находившейся с 1855/1856 гг. в Казани. Его работы о Номоканоне (Кормчей) высоко оценивались коллегами, хотя и воспринимались неоднозначно. Так, его работа о 50-ой главе Кормчей книги, где анализировались источники брачного права14, вызвала его многолетнюю полемику с И. С. Бердниковым.

Учеником А. С. Павлова по юридическому факультету МИУ (1881-1885) являлся Михаил Евграфович Красножен (1860-1941 гг.), впоследствии доктор церковного права в Юрьевском университете. Его письма 1894-1913 гг. к И. С. Бердникову дают представление о положении дел в Юрьевском университете и состоянии науки церковного права в нем.

Профессор церковного права М. Е. Красножен является фактически основателем этого направления в Юрьевском университете, так как до него его вели

А. С. Павлов. 1895 г. А. S. Pccvlov. 1895.

люди совершенно некомпетентные15. Помимо участия в учено-литературном обществе и исполнения обязанностей декана, он был старостой университетской церкви и работал в деле сближения старокатоликов и православных. Так, в 1897 г. он участвовал в IV Интернациональном старокатолическом конгрессе в Вене, куда не раз до этого был командирован для изучения греческих рукописей16.

В своих письмах М. Ю. Красножен проводит мысль о своей особой миссии как православного, русского в «иноземном крае». В письмах от 22 февраля 1894 г. и 17 июля 1901 г. описывает состояние дел в университете в национальном плане и ратует за усиление в нем русского элемента, что шло в рамках политики Александра III - К. П. Победоносцева; считает, что реализует в Юрьеве «русское дело», в котором его поддерживает сам министр народного просвещения17. Его тексты характеризуются детальными описаниями событий в Прибалтийском крае. Так, в письме от 20 марта 1901 г. он подробно рассказывает о беспорядках в университете, учиненных местными анархистами, в результате которых занятия на неделю были прекращены18.

В письме от 28 октября 1895 г. он обращается к профессору с просьбой подсказать ему тему для написания докторской диссертации19.

Наибольшее количество писем от М. Ю. Красножена приходиться на 1901 г., что объясняется фактом защиты им в КИУ докторской диссертации «Иноверцы на Руси. Т. 1. Положение неправославных христиан в России», официальным оппонентом по которой был И. С. Бердников.

В письмах от 15 февраля и 1 мая 1901 г., он просит посредничества для защиты своей работы в совете КИу где в споре по церковному праву участвуют даже профессора физики20.

В период с 1889 по 1913 г. более тридцати писем И. С. Бердников получил из Харькова от канониста Михаила Алексеевича Остроумова (1847-1920), окончившего Санкт-Петербургский императорский университет (далее - СПбИУ) и Московскую духовную академию (далее - МДА).21 Интереснее всего, что корреспонденция поступала от него в первой половине 1890-х гг., когда он готовил докторскую диссертацию «Введение в православное церковное право. Т. 1. История греческих источников церковного права» (Харьков, 1893). Разумеется, как один из самых

авторитетных канонистов, профессор И. С. Бердников выступил с рецензией (библиографической заметкой) на страницах «Ученых записок Казанского императорского университета».

Аналогичная ситуация сложилась с Александром Ивановичем Алмазовым (1859-1920), выпускником КазДА, затем профессором Новороссийского университета при кафедре церковного права22. Из его массива писем, датируемого 1893-1903 гг., наиболее интенсивной является середина 1890-х гг., когда он готовил, а затем 13 апреля 1896 г. защитил в КазДА докторскую диссертацию «Тайная исповедь в православной церкви. Т. 1-3» (Одесса, 1894)23, на которую с критической заметкой в 1897 г., опять же, выступил профес-

. „ . ,л,л сор И. С. Бердников со страниц «Ученых записок

А. И. Алмазов. 1910-е гг. т, г

Казанского императорского университета».

А. I. АЬпагоу. Тке 19108.

С единичными просьбами, советами, поздравлениями и благодарностями обращались к И. С. Бердникову в 1880-1890-е гг. представители Санкт-Петербургской школы церковного права. Корреспондентом из императорского университета столицы был протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838-1910), занимавший там в 1868-1897 гг. кафедру церковного права24. Очень образованный (учился, помимо Санкт-Петербургской духовной академии (далее - СПб ДА), в ряде германских университетов) и разносторонне развитый (протоиерей, декан юридического факультета в СПбИУ), он в 1882 г. едет в научную командировку в Казань, где непосредственно знакомиться с И. С. Бердниковым. До этого они имели лишь опыт заочного полемического общения, когда в 1881/1882 гг. И. С. Бердников по просьбе Академии наук написал подробную рецензию на работу М. И. Горчакова «О тайне супружества...», за которую автор получилУваровскую золотую медаль в 1883 г.25 Письма М. И. Горчакова в 1880-е гг. обусловлены этими событиями.

При защите докторской диссертации к авторитету И. С. Бердникова прибегнул также Тимофей Васильевич Барсов (1836-1904) - доктор церковного права, обер-секретарь Синода, член комитета по преобразованию судной части по духовному ведомству26.

Помимо коллег-канонистов, в целом разделявших и взгляды казанского ученого, к нему обращались и ярые оппоненты профессора, полностью несогласные с его научными воззрениями на церковное право. Их корреспонденции единичные, но весьма значимые и интересные.

Один из них - Петр Александрович Лашкарев (1833-1899), учился в 18551869 гг. в Киевской духовной академии, затем преподавал церковное право в ней и в Киевском императорском университете им. святого князя Владимира27. Судьба его в научном плане достаточно трагична: из-за разделяемых им «архаических», «цезаропапистских» взглядов ему дважды отказали в присвоении докторской степени. Его обращения конца 1880-х гг. связаны как раз с этим: он просит профессора И. С. Бердникова поспособствовать его защите в Казанской духовной академии, хотя после скандала в Киевской духовной академии в 1866 г. это было бы абсурдом28. По меткому выражению И. С. Бердникова, П. А. Лашкареву была свойственна ученая сомнительность. Его гипертрофированная католикофобия стала причиной его цезарепапизма, в силу его принципиальности распространенного и на православие, а его отказ признавать способность поместных церквей к законотворчеству вылился в комическую претензию на роль прямого последователя канонистов ХН-Х1У вв. (Ф. Вольсамона и др.)29. Сочинения П. А. Лашкарева не воспринимались всерьез ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Казани; а один чиновник из учебного комитета даже назвал их «лаем блаженной собаки»30.

Автором одного из писем, датируемого 1888 г., являлся более последовательный оппонент И. С. Бердникова, более успешный чем П. А. Лашкарев, профессор Николай Семенович Суворов (1848-1909), известный канонист, доктор церковного права в МИУ Образование он получил в Костромской духовной семинарии и на юридическом факультете СПбИУ Он, как и П. А. Лашкарев, проповедовал примат светской власти над церковной, но делал это более убедительно. А соответственно, и воспринимался более серьезно. В 1884 г. он защитил диссертацию и стал доктором церковного права. По словам И. С. Бердникова, Н. С. Суворов -«рабский поклонник» западной канонической науки, смотрящей на церковное право с протестантской точки зрения и не признающей никаких авторитетов и догм в толковании канонов, - «желал сделать церковное право наукой исключительно

юридической в одностороннем смысле»31. Его письмо 1888 г. - это официальное поздравление профессора с вышедшим в этом году «Курсом церковного права» и в то же время намек на почти полную готовность своего «Курса...», который своим выходом должен был опрокинуть авторитет И. С. Бердникова в канонической науке32. Единственным заслуживающим внимания вкладом Н. С. Суворова в российскую канонику является популяризация западных достижений в этой науке, но ни в коем случае не рабское поклонение им. Он, так же, как и П. А. Лашкарев, был сильно самомнительным и «желал строить здание этой науки (церковного права. - А. М.) на основании собственного изобретения»33.

Значительную часть писем в общем массиве занимает корреспонденция от друзей-коллег, не специалистов по канонике. Здесь можно выделить профессионально-междисциплинарный дискурс. Вопросы задаются преимущественно по смежным церковному праву дисциплинам: церковной истории, литургике, церковной археологии, источниковедению, герменевтике.

Прежде всего, это письма от Николая Фомича Красносельцева (1845-1898), выдающегося церковного историка, археолога и литургиста. Он был выпускником КазДА, но с конца 1880-х гг. перевелся в Новороссийский университет, в Одессу. Наибольшая интенсивность его писем приходится на 1893-1897 гг. (ежегодно он присылал более пятнадцати писем). Это объясняется, во-первых, присвоением ему в 1893 г. степени доктора церковной истории в КазДА «за совокупность трудов и заслуг» (посредником был И. С. Бердников); во-вторых, его командировкой в середине 1890-х гг. на православный Восток, с целью описания древних литургических рукописей, во время которой он советовался и консультировался с профессором. Н. Ф. Красносельцев известен как крупный источнико-вед, систематизатор и описатель рукописей Соловецкого монастыря, исследователь древнего православного богослужения (чинопоследования) УШ-Х вв.34 Одним из наиболее ярких и талантливых его последователей был Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929), также известныйлитургист и церковный археолог. Он был выпускником и учеником Н. Ф. Красносельцева еще по КазДА, затем он стал профессором Киевской духовной академии и имел почетное имя «русского Гоара» (авторитетный в науке западный исследователь православного богослужения XVII в.)35. Он, как и наставник, занимался исследованием и описанием древних богослужебных греческих текстов. Наибольшая плотность его писем приходиться на 1892, 1896 и 1911 г. В первом случае, он находился на греческом Востоке, с целью сбора материала для докторской диссертации, и обращался к И. С. Бердникову за советами; во втором - защитил 27 июня 1896 г. докторскую диссертацию, посредником при защите был И. С. Бердников36; в третьем - по делаем Императорского православного палестинского общества, как его секретарь37.

Необходимо отметить, что в молодости сам И. С. Бердников преподавал церковную археологию и писал по этой теме. Известна его работа о символических изображениях на древнехристианских памятниках38. Следовательно, он был достаточно компетентным в вопросах смежных с церковным правом и историей,

Н. Ф. Красносельцев. 1890 г.

N. Е КгазпозеШеу. 1890.

мог давать весьма ценные советы и полезные консультации. Все это подтверждает авторитет многопрофильного ученого, как эрудита с широким горизонтом знаний.

Консультировались у И. С. Бердникова и представители духовенства, приближенные к императорскому двору. Так, дважды в 1880-1890-е гг. к нему обращался протопресвитер Иоанн Янышев (1896-1906) - бывший ректор СПб ДА (18661883), активный деятель по сближению со старокатоликами, преподаватель церковного права и духовник императора Николая II, способствовавший переходу датской принцессы Дагмар в православие (императрица Мария Федоровна)39. Первый раз -в 1887 г. - он благодарил за присланное сочинение, второй - в 1898 г. - обращался с просьбой проконсультировать о статусе протопресвитера при императорском дворе.

Авторами нескольких писем являются руководители духовных учебных заведений - ректор МДА Сергей Константинович Смирнов (1818-1889) и ректор СПб ДА архимандрит Борис (Плотников), выпускник КазДА, известный духовный писатель и настоятель посольской церкви в Константинополе40.

Сохранился ряд писем от известных историков церкви Алексея Петровича Лебедева (1845-1908), либерального профессора МДА и МИУ специалиста по древней и византийской истории41, и профессора Николая Никаноровича Глубоковского (1863-1937), эксперта по новозаветной истории и экзегета. Первый консультировался с профессором по отдельным интересующим его вопросам, письма второго связаны с публикациями статей И. С. Бердникова в Православной богословской энциклопедии, редактором которой Глубоковский был в 1903 г.

Ряд обращений к И. С. Бердникову представляет многообразие преподавательской корпорации СПбДА: от известного духовного писателя протоиерея Иоанна Яковлевича Образцова (1839-1903)42 и до церковных историков Ивана Егоровича Троицкого (1834-1901)43 и Иллариона Алексеевича Чистовича (1828-1893)44.

Большое количество писем содержит корреспонденция от учеников, постепенно входящих в каноническую корпорацию. Здесь уместно выделить схоларно-каноничекий (ученический) дискурс.

Наибольшая их плотность приходится на год защиты учеников, когда шли интенсивные консультации по завершению и оформлению магистерской диссертации: 1895 - для П. Прокошева, впоследствии преподавателя Вологодской духовной семинарии (диссертация по историографии трудов первого русского канониста - епископа Иоанна (Соколова)); 1898 - для Н. П. Руновского (диссертация о положении духовенства при Александре II) и Е. Тимниковского (диссертация о положении церкви во Франции); 1899 - для В. К. Соколова (собирал материалы для диссертации о положении церкви в Германии), М. П. Чельцова45 - первый писал из Германии (диссертация о положении церкви в Сербии); 1901 - для иеромонаха Михаила (Семенова) в Греции и Османской империи, собирал материалы для работы о государственно-церковных отношениях в Византии);46 1902 -для священника Н. Климова (диссертация о положении духовенства при Екатерине II); 1904 - для А. Попова (диссертация о суде и наказаниях по русскому праву); 1906 - для архимандрита Владимира (Путяты) (диссертация о государственном положении религии в Италии), 1911 - для Н. Д. Кузнецова (диссертация о положении старообрядческих общин в России).

Нередко обращались к И. С. Бердникову иерархи как русской, так и других поместных церквей. Очевидно выделяется очередной дискурс переписки - архиерейский (иерархический). Из иностранных архиереев в него входят епископ

Далматинско-Истринский Никодим (Милаш), епископ Хуштский Сильвестр (Баланеску) и митрополит Сербский Михаил (Иоаннович) - все трое выпускники КазДА, первые два из которых - известные канонисты, доктора церковного права, последний - известный духовный писатель, оставивший после себя более пятидесяти различных сочинений и статей. Епископ Никодим (Милаш, 1845-1915) - известный защитник сербского православия, ректор Задарской богословской школы, сторонник славянского единства, оппозиционер австрийских властей, был автором известных работ по церковному праву, таких как «Православное церковное право» (1890) и «Церковное уголовное право» (1911), и источниковедческих публикаций, таких как «Codex canonum ecclesia africanae» (Задр, 1884)47. Его авторитет признавался во всем православном мире, и в 2012 г. он как священноисповедник причислен к лику местночтимых святых Далматинской епархии Сербской православной церкви48.

Аналогичным лицом в Румынии был епископ Хуштский Сильвестр (Баланеску, 1838-1900), ректор Бухарестской духовной семинарии, декан и профессор богословского факультета Бухарестского университета, член Сената, который перевел на румынский язык «Курс церковного права» профессора И.С. Бердникова. Как сторонник активного религиозного просвещения и образования, он выступил против властей в деле устранения духовенства от народного учительства49.

Митрополит Михаил (Иоаннович, 1826-1898) был предстоятелем Сербской православной церкви в 1859-1881 гг., но из-за спора с правительством по поводу чрезмерного налогообложения духовенства был удален от управления церковью. В1884-1889 гг. жил в России, посетил, в том числе, Казань и КазДА, в 1889-1898 гг. -снова предстоятель Сербской православной церкви50.

Помимо иностранных, часто обращались к профессору и русские архиереи. Прежде всего, это его друг по академии митрополит Антоний (Вадковский, 18461913), выпускник КазДА 1870 г., долго работавший в ней профессором догматического богословия, в 1883 г., после смерти жены и детей, он постригся в монахи, в 1887-1892 гг. - ректор СПбДА, затем архиепископ Финляндский, с 1900 - г. митрополит Санкт-Петербургский и первенствующий член Святейшего Синода51. Автор обращается по вопросом как личного характера, так и по церковно-общественным темам (о введении чина диаконисс).

Интересными являются письма епископа Волоколамского Федора (Поздеевского), выпускника КазДА 1900 г., ректора МДА в 1909-1917 гг., одного из участников известного предреволюционного скандала в МДА - конфликта с либеральной профессурой (Н. А. Заозерским, И. М. Громогласовым и др.)52.

Обращался к И. С. Бердникову и известный сибирский миссионер и этнограф, архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов, 1825-1892), выпускник КазДА 1850 г., который был известен своей проповедью среди бурятов53.

Сохранял И. С. Бердников связь с родной Вятской епархией, с ее епископами Апполосом (Беляевым, 1812-1885), Макарием (Миролюбовым, 1817-1895) и Сергием (Серафимовым, 1830-1902), занимавшими последовательно Вятскую

Иеромонах Михаил. 1900-е гг.

Hieromonk Mikhail. The 1900s.

кафедру в 1866-1885 гг., в 1885-1887 гг., в 1887-1896 гг. Архиереи были высокообразованными людьми. Так, епископ Макарий (Миролюбов) известен церковно-архе-ологическими изысканиями («Археологическое описание церковных древностей в Новгороде»), а епископ Сергий (Серафимов) - трудом «Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан»54. К иерархам, известным своей ученой или церквоно-общественной деятельностью, можно отнести и епископа Можайского Алексия (Лаврова-Платонова), который являлся автором известного в свое время сочинения «Предполагаемые реформы церковного суда» в 2 т. (СПб., 1873)55.

Среди архиереев, часто поздравлявших профессора И. С. Бердникова, значаться: Платон (Городецкий, 1803-1891), митрополит Киевский; Леонтий (Лебединский, 1822-1893), архиепископ Холмский и Варшавский; митрополиты Санкт-Петербургский Исидор (Никольский, 1799-1892) и Палладий (Раев, 18271897), выпускник КазДА 1852 г., в 1882-1887 гг. архиепископ Казанский, известный проповедник, богослов и администратор56; Никанор (Ружичич, 1843-1916), епископ Нишский из Сербии.

Сочинения и статьи И. С. Бердникова часто печатались в различных изданиях - научных и популярных журналах, газетах. Именно в этом ключе можно выделить особый публицистический (церковно-общественный) дискурс части корреспонденции. Ученый был связан с редакциями «Церковного вестника» (журнал при СПб ДА), «Московских ведомостей» - правой, консервативно-охранительной газеты, и с ее главным редактором после М. Н. Каткова - Львом Александровичем Тихомировым (1852-1923). Это был неординарный человек: до 1882 г. он являлся активным участником революционного движения, членом исполкома «Народной воли», затем, после шести лет эмиграции (1882-1888), становится убежденным монархистом, одним из крупнейших теоретиков (идеологов) русской национальной идеи, в работах которого видны глубокое понимание православия и непритворная вера. Сохранилось письмо за его подписью, где автор просит более активно и неанонимно высказывать свое мнение по различным церковно-общественным вопросам, в т. ч. и на страницах его газеты.

Также с просьбой высказаться по интересующим вопросам обращался к профессору Иван Георгиевич Айвазов (1872-1964) - главный редактор журнала «Голос церкви», издаваемого при Чудовом монастыре в Московском Кремле. На страницах данного издания велась энергичная полемика относительно реализации принципа «свобода совести».

Письма из различных инстанций, официальных учреждений образуют бюро-кратическо-административный дискурс. Это сухие по содержанию отношения, просьбы, благодарности или сообщения. Так, среди писем к И. С. Бердникову встречается корреспонденция от попечителя Казанского учебного округа (с благодарностью за присланные сочинения), из хозяйственного управления Святейшего Синода (о рассылке его «Краткого курса церковного права...» по семинариям), от директора Румянцевского музея (с благодарностью за присылку в музей архива покойного Н. Ф. Краносельцева). Из Департамента народного просвещения (с просьбой дать очередную рекомендацию, рецензию или отзыв об успехах того или иного канониста для представления на соискание премии), из Святейшего Синода (о созыве очередной комиссии по рассмотрению устава академии), из правления академии (в связи с поздравлением по случаю пятидесятилетия).

Особый вид корреспонденции составляют письма от бывших учеников, теперь просто друзей, по каноническим вопросам с практической точки зрения. Они образуют личностный (дружеский) дискурс. Сюда можно отнести письма от протоиерея Владимира Втуетовича по «американскому делу» 1890-х гг. (о нравственности православного епископа в Северо-Американских Соединенных Штатах); от А. Виноградова - с просьбой дать отзыв на его работу; от Константина

Добронравова - по личному делу о браке.

* * *

Резюмируя, можно констатировать, что перевод текстов сохранившейся части «Учено-литературной переписки...» в структурированное единое коммуникативное пространство осуществлено путем классификации (градации) на отдельные группы писем по критерию коллективной идентификации. Главным результатом явился ответ на вопросы: кто являлся корреспондентом, заочным собеседником ученого, кем они приходятся по отношению друг к другу, а главное - по отношению к профессору И. С. Бердникову? В итоге было выделено семь основных групп (дискурсов): профессионально-канонический, профессионально-междисциплинарный, схоларно-канонический (ученический), архиерейский (иерархический), публицистический (церковно-общественный), бюрократическо-административный и личностный (дружеский). Выяснилось, что круг общения И. С. Бердникова был очень широк: от бывших студентов до виднейших иерархов церкви, известнейших ученых и общественно-политических деятелей, в том числе и зарубежных. Корреспондентами профессора являлись талантливые, образованные, разные по социальному происхождению и положению коллеги, друзья и знакомые. Люди с различными политическими пристрастиями и идеологическими предпочтениями, со своими комплексами и недостатками - все они, в какой-то мере, через переписку идентифицируют (психологически отождествляют) себя с профессором И. С. Бердниковым.

Выявленная статистика (Приложение 1) говорит о том, что наибольшая плотность поступления писем была от коллег и учеников (профессионально-канонический и схоларно-канонический дискурсы). Составленный нами «График поступления писем...» (Приложение 2) уточняет этапы поступления корреспонденции: наибольший массив писем получен с 1896 по 1904 г. - период наиболее активной деятельности И. С. Бердникова в российской науке церковного права.

Из анализа массива писем, профессор И. С. Бердников предстает в качестве центра некого переписывающегося сообщества, на котором сходятся различные информационные потоки. Он являлся многопрофильным, междисциплинарным ученым высокого уровня, говорящим на своем профессиональном языке с представителем каждой группы (дискурса).

Приложение 1

Динамика поступления писем корреспондентов к профессору _И. С. Бердникову (1870-1914)_

№ ФИО корреспондента Отношение к И. С. Бердникову Всего количество писем от него Распредение по годам б/дч -без даты

1. Алмазов А. И Ученик, коллега, Новороссийский ун-тет, МИУ 47 1893 - 3; 1894 - 5; 1895- 3; 1896 -3; 1897 - 2; 1898 - 6; 1899 - 11; 1900 - 3; 1901 - 3; 1902 - 3; 1903 - 5.

2. Барсов Т. Коллега, СПбДА 2 1888-1; 1896-1.

3. Борис (Плотников), архимандрит Ученик, коллега 1 1888-1.

4. Владимир (Путята), архимандрит Ученик, коллега 1 1904-1.

5. Глубоковский Н. Н. Коллега, СПбДА 3 1893-1; 1910-1; 1911-1.

6. Горчаков М. А., протоиерей Коллега, СПбДА 2 1883-1; 1889 (92-?)-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дмитриевский А. А. Коллега, КДА 11 1881 - 1; 1889 - 1; 1892 - 2; 1896 -2; 1902- 1; 1911 -2 (как секретарь ИППО).

8. Климов Н., священник Ученик, коллега 9 1896 - 2; 1900 - 2; 1902 - 4; б/д -1.

9. Красножен М. Б. Коллега, МИУ Юрьевский ун-тет 33 1894 - 1; 1895 - 5; 1898 - 3; 1899 -5; 1900 - 5; 1901 - 12; 1902 - 1; 1903-3; 1910-1; 1913-1.

10. Красносельцев Н. Ф. Коллега, Новороссийский ун-тет 84 1893 - 15; 1894- 18; 1895- 14; 1896 - 15; 1897 - 14; 1898 - 8.

11. Кузнецов Н. Д. Ученик, коллега 30 1910-7; 1911-16; 1912-5; 1913-2.

12. Лашкарев П. А. Коллега, оппонент, КДА 5 1888-1; 1889-3; 1896-1

13. Лебедев А. П. Коллега, МДА 10 1889 - 1; 1891 - 3; 1893 - 1; 1898 -2; 1904-1; б/д-2.

14. Михаил (Семенов), иеромонах Ученик, коллега 41 1890-1; 1900 — 10;1901 — 12;1902-7; б/д- 11.

15. Образцов И. Я., протоиерей Коллега, СПбДА 3 1888-1; 1889-1; 1890-1.

16. Остроумов М. А. Коллега, Харьковский ун-тет 31 1889 - 1; 1890 - 2; 1891 - 3; 1892 -3; 1893-3; 1894-5; 1895-4; 1896 - 3; 1897 - 1; 1898 - 1; 1899 -2; 1902-2; 1910 - 1;1913 - 1.

17. Павлов А. С. Учитель, коллега, профессор МИУ 26 1870 - 1; 1871 - 2; 1872 - 2; 1874 -2; 1876-1; 1881-1; 1982-1; 1883 - 1; 1885 - 1; 1889 - 4; 1890 -5; 1891-7.

18. Попов А. В. Ученик, коллега 7 1902 - 2; 1903 - 42; 1904-3

19. Прокошев П. Ученик, коллега 45 1893 - 1; 1894 - 1; 1895 - 5; 1896 -4; 1897 - 7; 1898 - 1; 1900 - 5; 1901 - 8; 1902 - 8; 1903 - 2; 1910 -1; 1912-1; б/д-1.

20. Руновский Н. Г. Ученик, коллега 3 б/д-3.

21. Смирнов П. А., протоиерей Коллега, ректор МДА 4 1887 -1; 1888 - 1; 1896 - 1; 1902 - 1.

22. Соколов В. К. Ученик, коллега 7 1901 -1;1903 -1; б/д-3 (1903 - ?).

23. Суворов Н. С. Коллега, МИУ оппонет 1 1888-1.

24. Темниковский Б. Ученик, коллега 10 1898 - 1;1901 - 1;1902 - 1;1903 -2;1910 - 1; б/д -4.

№ ФИО корреспондента Отношение к И. С. Бердникову Всего количество писем от него Распредение по годам б/дч -без даты

25. Троицкий И. Б Коллега, профессор СПбДА 4 1895-1; 1899-1.

26. Чельцов М. П. Ученик, коллега 2 1882-2; 1891-2.

27. Чистович И. А Коллега, профессор СПбДА, обер-секретать Синода 1 1888-1.

28. Янышев И. Л., протопресвитер Коллега, протопресвитер придворного духовенства, духовник императора Николая П 2 1887-1; 1898-1.

Приложение 2

График поступления писем по годам к профессору И. С. Бердникову

(1870-1914)*

Отсутствие корреспонденции за 1876-1880 гг. и 1905-1907 гг. в совокупности писем, оказавшихся в Казани у И. С. Бердникова (затем переданных в библиотеку КазДА, а после ее закрытия - в ГА РТ), по-видимому, объясняется следующими фактами. В первом случае (1876-1880 гг.) напряженной работой над докторской диссертацией, параллельно с преподаванием, что привело к ограничению контактов, и во втором случае - отсутствием в Казани (1905-1907 гг.), так как в это время он находился в Санкт-Петербурге - столице Российской империи - и участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия (самом масштабном богословском форуме синодального времени, которое должно было выработать повестку дня для ожидаемого Поместного собора) и ряде других комиссий (по реформе духовного образования, для выработки «Временных правил...» для духовных академий и семинарий, вызванных чрезвычайными происшествиями 1905-1907 гг.).

* По материалам: ГА РТ, ф. 10, оп. 5, д. 1101-1105.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Учено-литературная переписка профессора И. С. Бердникова. Т. 1. - ГА РТ, ф- Щ оп. 5, д. 1101, л. 463; Т. 2. - ГА РТ, ф. 10, on. 5, д. 1102, л. 55; Т. 3. - ГА РТ, ф. 10, оп. 5, д. 1103, л. 317; Т. 4. - ГА РТ, ф. 10, оп. 5, д. 1104, л. 238; Т. 5. - ГА РТ, ф. 10, оп. 5, д. 1105, л. 156.

2. Данилевский И. Н. Источниковедение: Теория. История. Метод. - М., 1998. - С. 466-467.

3. Генетическая критика во Франции. Антология. - М., 1999. - С. 285.

4. Письма русских, сербских и румынских иерархов И. С. Бердникову по каноническим и церковно-общественным вопросам / Предисл. и коммент.: А. В. Журавский // Православный собеседник. - 2000. - № 1. - С. 119-172.

5. Михайлов А. Ю. Письма к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову как исторический источник / Курсовая работа. - Казань: КФу 2002. - 85 е.; Михайлов А. Ю. Профессор Казанской духовной академии Илья Степанович Бердников (1839-1915): историко-биографическая реконструкция / Дипломная работа. - Казань, 2003. - 139 е.; Михайлов А. Ю. «Социальная доктрина» православной церкви в трудах И. С. Бердникова: дис.... канд. ист. наук. - Казань: КФУ 2006. - 242 с. Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным... »: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839-1915). - Казань: Изд-во Сергея Бузукина, 2021. - 260 с.

6. Богданова T. A. H. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. -М., СПб.: Альянс-Архео, 2010. - 1006 с.

7. В 2015 г. 6-8 ноября на факультете теологии Университета Тарту (Эстония) состоялась международная научная конференция «Православие в Прибалтике: религиозная жизнь, политика и образование 1840е - 1945 гг.». Электронный ресурс. Режим доступа: // https://ut.ee/en/school-theology-and-religious-studies (дата обращения: 15.01.2022).

8. Сартаков А. А. Эпистолярные контакты профессора Н. Ф. Красносельцева и И. С. Бердникова: динамика переписки, тематика, значение для богословской науки / Дипломная работа. - Екатеринбург: ЕДС, 2016.

9. Сартаков А. А. «Предпочитая худой мир хорошей ссоре... »: научное и личное в отношениях И. С. Бердникова и А. С. Павлова // Церковь. Богословие. История: материалы всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). - Екатеринбург, 2019. - С. 326-368.

10. Акишин С. Ю., Старков П. И. Переписка И. С. Бердникова с русскими учеными и учениками по Казанской духовной академии (1870-1914 гг.) // Церковь. Богословие. История: материалы всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). - Екатеринбург, 2019. - С. 369-381.

11. Михайлов А. Ю., Ступин В. А. «Простите за это письмо и просьбу, которая в нем содержится... »: письма иеромонаха Михаила (Семёнова) к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2021. - Т. 8. - № 3 (31). - С. 189-216.

12. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. 1842-1870. - Казань, 1891-1892: в 3 вып.: Вып 2. - С. 319.

13. ГАРТ, ф. 10, оп. 5, д. 1101,л. 1.

14. Павлов А. С. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права. - М.: Унив. тип. (М. Катков), 1887. - 452 с.

15. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского бывшего Дерптского университета. - Юрьев, 1902. - С. 650-651.

16. Там же. - С. 653.

17. ГА РТ, ф. 10, оп. 5, д. 1103, л. 169-170.

18. Там же, л. 164-165.

19. Там же, л. 358.

20. Там же, л. 162-163,168 об.

21. ОстроумовМ. А. 11 Христианство: в 3 т.: т. 2. [Л-С]. - М., 1993. - С. 259-260.

22. Алмазов А. И. 11 Христианство: в 3 т.: т. 3. [Т-Я]. - М., 1993. - С. 300.

23. Журавский А. В. Казанская духовная академия на переломе эпох... - М., 1999. - С. 265.

24. Горчаков М. И. // Биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского императорского университета за 1869-1894. - Т. 1. [А-Л]. - С. 204-205.

25. Лапин П. Д. Профессор И. С. Бердников // Православный собеседник. - 1914. - ноябрь. - С. 381.

26. Барсов Т. В. // Христианство: в 3 т.: т. 1. [А-К]. - М., 1993. - С. 165-166.

27. Профессор П. А. Лашкарев (некролог) // Труды Киевской духовной академии. -1899. - Сентябрь - С. 136.

28. См.: Протоколы Совета Киевской духовной академии 11.04 и 4.05.1895 // Труды Киевской духовной академии. -1895. - Июль. - С. 115-128; Извлечение из протоколов Совета Киевской духовной академии 05.1895 // Труды Киевской духовной академии. - 1895. -Август - С. 129-160; Извлечение из протоколов Совета Киевской духовной академии 12-13 июня 1895 // Труды Киевской духовной академии. - 1895. - Сентябрь. - С. 161-166.

29. Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензии на исследование профессора А. С. Павлова о 50-ой главе Кормчей книги. - М., 1887 // Православный собеседник. -1891. - Февраль-март. - С. 345.

30. ГА РТ, ф. 10, оп. 5, д. 1101, л. 117 об.

31. Бердников И. С. Несколько слов... - С. 345.

32. Суворов Н. С. Курс церковного права - М., 1989. - 350 с.

33. Бердников И. С. Несколько слов... - С. 346.

34. КрасносельцевН. Ф. //Христианство: в3 т.: т. 1. [А-К]. -М., 1993. - С. 832. См: Сар-таков А. А. «Предпочитая худой мир хорошей ссоре...»: научное и личное в отношениях И. С. Бердникова и А. С. Павлова // Церковь. Богословие. История: материалы всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). - Екатеринбург, 2019. - С. 326-368.

35. Б. С. Вспомнить и донести // Журнал Московской Патриархии. - 1993. - № 11. -С. 34-35.

36. Журавский А. В. Казанская Духовная Академия на переломе эпох... - М., 1999. -С. 265.

37. Дмитриевский А. А. //Христианство: в 3 т.: т. 1. [А-К]. - М., 1993. - С. 832.

38. Бердников И. С. О символических знаках и изображениях на христианских археологических памятниках // Православный собеседник. - 1869. - Февраль-март. - С. 225-243.

39. Киприан (Керн), архимандрит. Дореволюционное русское духовенство за границей // ЖМП. - 1993. - № 11. - С. 66.

40. Плотников Борис // Христианство: в 3 т.: Т. 2. [Л-С]. - М., 1993. - С. 353.

41. НиколинА. Церковь и государство. - М., 1996. - С. 250.

42. Образцов И. Я. // Христианство: в 3 т.: Т. 2. [Л-С]. - М., 1993. - С. 238.

43. Троицкий И. Е. // Христианство: в 3 т.: Т. 3. [Т-Я]. - М., 1993. - С. 25.

44. Кадосов П. В. Илларион Алексеевич Чистович: ученый, преподаватель, государственный деятель // Христианское чтение. - 2016. - № 4. - С. 56-72.

45. Чельцов Г. М., Мастеров А. В., Чельцова Л. П. Протоиерей М. П. Чельцов. Жизнь и деятельность // Журнал Московской Патриархии. - 1993. - № 10. - С. 38.

46. Михайлов А. Ю., Ступин В. А. «Простите за это письмо и просьбу, которая в нем содержится... »: письма иеромонаха Михаила (Семёнова) к профессору Казанской духов-

ной академии И. С. Бердникову // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2021. - Т. 8. - № 3 (31). - С. 189-216.

47. Журавский А. В. Письма русских, сербских и румынских иерархов к И. С. Бердникову... // Православный собеседник. - 2000. - № 1. - С. 123-124.

48. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eparhija-dalmatinska.hr/ агЫуа2012/0140-12-с.ЬЬп1 (дата посещение: 24.12.2021).

49. Журавский А. В. Письма русских, сербских и румынских иерархов к И. С. Бердникову... //Православный собеседник. - 2000. - № 1. - С. 125-126.

50. Там же.-С. 124-125.

51. Антоний (Вадковский), митрополит // Православная Энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/115944.html/ (дата посещения 15.01.2022).

52. Журавский А. В. Письма русских, сербских и румынских иерархов к И. С. Бердникову... //Православный собеседник. - 2000. - № 1. - С. 127-129.

53. Там же. - С. 130,164.

54. Там же.-С. 130-131.

55. Там же.-С. 130-131.

56. НиколинА. Указ соч. - С. 271.

Список литературы

Акишин С. Ю., Старков П. И. Переписка И. С. Бердникова с русскими учеными и учениками по Казанской духовной академии (1870-1914 гг.) // Церковь. Богословие. История: материалы всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). - Екатеринбург, 2019. - С. 369-381.

Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензии на исследование профессора А. С. Павлова о 50-ой главе Кормчей книги. - М., 1887 // Православный собеседник. -1891. - Февраль-март. - С. 258-346.

Бердников И. С. О символических знаках и изображениях на христианских археологических памятниках // Православный собеседник. - 1869. - Февраль-март. - С. 225-243.

Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. -М., СПб.: Альянс-Архео, 2010. - 1006 с.

Журавский А. В. Казанская духовная академия на переломе эпох 1885-1921: дис. ... канд. ист. наук. - М., 1999. - 301 с.

Журавский А. В. Письма русских, сербских и румынских иерархов к И. С. Бердникову по каноническим и церковно-общественным вопросам // Православный собеседник. -2000.-№1.-С. 125-126.

Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. 1842-1870. - Казань, 1891-1892: в 3 вып.: Вып. 1-3.

Аапин П. Д. Профессор И. С. Бердников (к 50-летию его ученой и профессорской деятельности) // Православный собеседник. - 1914. - Ноябрь. - С. 569-587.

Михайлов А. Ю., Ступин В. А. «Простите за это письмо и просьбу, которая в нём содержится... »: письма иеромонаха Михаила (Семёнова) к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2021. - Т. 8. - № 3 (31). - С. 189-216.

Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839-1915). - Казань: Изд-во Сергея Бузу-кина, 2021. - 260 с.

Михайлов А. Ю. «Социальная доктрина» православной церкви в трудах И. С. Бердни-кова: дис.....канд. ист. наук. - Казань: КФ^ 2006. - 242 с.

Павлов А. С. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права. - М.: Унив. тип. (М. Катков), 1887. - 452 с.

Письма русских, сербских и румынских иерархов И. С. Бердникову по каноническим и церковно-общественным вопросам / Предисл. и коммент.: А. В. Журавский // Православный собеседник. - 2000. - № 1. - С. 119-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сартаков А. А. «Предпочитая худой мир хорошей ссоре...»: научное и личное в отношениях И. С. Бердникова и А. С. Павлова // Церковь. Богословие. История: материалы всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2019 г.). - Екатеринбург, 2019. - С. 326-368.

Суворов Н. С. Курс церковного права. - М., 1989. - 350 с.

Referenses

Akishin S. Yu., Starkov P. I. Perepiska I. S. Berdnikova s russkimi uchenymi i uchenikami po Kazanskoy duhovnoy akademii (1870-1914) [Correspondence of I. S. Berdnikov with Russian scientists and students from Kazan Theological Academy, 1870-1914]. IN: Tserkov. Bogosloviye. Istoriya: materialy vserossiyskoy nauchno-bogoslovskoy konferentsii. (Yekaterinburg, 8-10fevralya 2019 g.) [Church. Theology. History: proceedings of the All-Russian scientific and theological conference. (Ekaterinburg, February 8-10,2019)]. Ekaterinburg, 2019, pp. 369-381.

Berdnikov I. S. Neskollco slovpopovodu retsenzii na issledovaniyeprofessoraA.S. Pavlova о 50-oyglaveKormchey knigi. M., 1887 [Afewwords about the review ofprofessor A. S. Pavlov's study of the 50th chapter of Nomocanon. Moscow, 1887]. IN: Pravoslavny sobesednik [Orthodox interlocutor], 1891, February-March, pp. 258-346.

Berdnikov I. S. О simvolicheskih znakah i izobrazheniyah na khristianskih arheologicheskih pamyatnikah [Symbolic signs and images on Christian archaeological monuments]. IN: Pravoslavnyy sobesednik [Orthodox interlocutor], 1869, February-March, pp. 225-243.

Bogdanova T. A. N. N. Glubokovskiy. Sudba khristianskogo uchenogo [N. N. Glubokovsky. The fate of the Christian scholar]. Moscow, St. Petersburg: Alyans-Arkheo publ., 2010,1006 p.

Zhuravskiy A. V. Kazanskaya duhovnaya akademiya na perelome epohi 1885-1921: dis. ... kand. ist. nauk [Kazan Theological Academy at the turn of the epoch of 1885-1921. Dis... Cand. Hist. Sc.]. Moscow, 1999,301 p.

Zhuravskiy A. V. Pisma russkih, serbskih i rumynskih iyerarhov k I.S. Berdnikovu po kanonicheskim i tserkovno-obshchestvennym voprosam [Letters to I. S. Berdnikov from Russian, Serbian and Romanian hierarchs on canonical, church and social issues]. IN: Pravoslavny sobesednik [Orthodox interlocutor], 2000, no. 1, pp. 125-126.

Znamenskiy P. V. Istoriya Kazanskoy duhovnoy akademii za perviy (doreformenniy) period yeye sushchestvovaniya. 1842-1870 [History of Kazan Theological Academy for the first (pre-reform) period of its existence. 1842-1870]. Kazan, 1891-1892: in 3 issues: Issues 1-3.

Lapin P. D. Professor I. S. Berdnikov (k SO-letiyu yego uchenoy i professorskoy deyatelnosti) [Professor I.S. Berdnikov (dedicated to the 50th anniversary of his scientific and professorial activity)]. IN: Pravoslavny sobesednik [Orthodoxinterlocutor], 1914, November, pp. 569-587.

Mikhaylov A. Yu., Stupin V. A. "Prostite za etopismo iprosbu, kotoraya v пет soderzhitsya... ": pisma iyeromonaha Mikhaila (Semonova) k professoru Kazanskoy duhovnoy akademii I. S. Berdnikovu ["Forgive me for this letter and the request that it contains ...": letters from Hieromonk Mikhail (Semyonov) to the professor of Kazan Theological Academy I. S. Berdnikov]. IN: Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Istoricheskie naucky" [Bulletin of Omsk University. "Historical Sciences" series], 2021, vol. 8, no. 3(31), pp. 189-216.

MikhaylovA. Yu. "¡Canonist sgoreniy em Iliinym... ": zhiznenniy i tvorcheskiy put professorallyi Stepanovicha Berdnikova (1839-1915) ["The canonist with Eli's flame...": the life and creative path of Professor Ilya Stepanovich Berdnikov (1839-1915)]. Kazan: Izd-vo Sergeya Buzukina publ.,2021,260 p.

MikhaylovA. Yu. "Sotsialnaya doktrina" pravoslavnoy tserkvi v trude I. S. Berdnikova: dis..... kand. ist. nauk ["Social doctrine" of the Orthodox Church in the works of I. S. Berdnikov. Dis... Cand. Hist. Sc.]. Kazan: KFU publ., 2006,242 p.

Pavlov A. S. SO-ya glava Kormchey knigi, как istoricheskiy i prakticheskiy istochnik russkogo brachnogo prava [Chapter 50 of the Nomocanon as a historical and practical source of the Russian marriage law]. Moscow: Univ. tip. (M. Katkov) publ., 1887,452 p.

Pisma russkih, serbskih i rumynskih iyerarhov I. S. Berdnikovu po kanonicheskim i tserkovno-obshchestvennym voprosam. Predislovie i kommentariy: A. V. Zhuravskiy [Zhuravskiy A. V. (Introduction and commentary) Letters of Russian, Serbian and Romanian hierarchs to I. S. Berdnikov on canonical, church and social issues]. IN: Pravoslavny sobesednik [Orthodox interlocutor], 2000, no. 1, pp. 119-172.

SartakovA. A. "Predpochitaya hudoy mir horoshey ssore... ": nauchnoye i lichnoye v otnosheniyah I. S. Berdnikova i A. S. Pavlova ["Better a bad peace than a good quarrel...": scientific and personal side of the relationship of I. S. Berdnikov and A. S. Pavlov]. IN: Tserkov. Bogosloviye. Istoriya: materialy vserossiyskoy nauchno-bogoslovskoy konferentsii. (Yekaterinburg, 8-10 fevralya 2019 g.) [Church. Theology. History: proceedings of the All-Russian scientific and theological conference. (Ekaterinburg, February 8-10,2019)]. Ekaterinburg, 2019, pp. 326-368. SuvorovN. S. Kurs tserkovnogo prava [Church law course]. Moscow, 1889,350 p.

Фото предоставлены автором статьи. Photos are submitted by the author of the article.

Сведения об авторе

Михайлов Андрей Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского федерального университета, e-mail: apunion@mail.ru

About the author

Attdrey Y. Mikhaylov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Department of Russian History, Higher School of Historical Sciences and World Cultural Heritage, Institute of International Relations, Kazan Federal University, e-mail: apunion@mail.ru

В редакцию статья поступила 09.02.2022, опубликована:

Михайлов А. Ю. Письма к профессору Казанской духовной академии И. С. Бердникову как исторический источник: корреспонденты и динамика поступления // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2022. - № 1. - С. 131-148.

Submitted on 09.02.2022, published:

Mikhaylov A. Yu. Pisma к professoru Kazanskoy duhovnoy akademii I. S. Berdnikovu как istoricheskiy istochnik: korrespondenty i dinamika postupleniya [Letters to a professor of Kazan Theological Academy I. S. Berdnikov as a historical source: correspondents and receipt dynamics]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2022, no. 1, pp. 131-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.