Научная статья на тему '«Пиши кровью»'

«Пиши кровью» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Пиши кровью»»

М.А.Чехов - то станет очевидным, что моя насыщенность и разряженность были на редкой высоте.

Много музыки она (Л.Н. Цеге. - И.Е.) написала к моим вещам, много в Саратове и Москве (у Корша, в Камерном, и в Союзе Поэтов, и на концертах) выступали с ней. И признаться, каждый раз перед началом она делала все усилия, чтобы сбежать, несмотря на уговоры и неизменный успех.

Одаренная, высокая духом - до журавлей, - музыкальная, самоцветная она - Лидия Цеге - много помогла музыке моего словотворчества и об этом я благодарно, трепетно говорю.

Всеми отмеченная музыкальность моей поэзии несомненно воспитана Лидией Николаевной, ибо всегда в работе своей над стихами я гипнотизирующе слышу ее великолепную музыку и это делает меня более звучальным и совершенным.

Сонечка писала мне, что она летом разучила несколько вещей своей матери, написанных к моим стихам...

18 августа. Нажимаю изо всех сил. Кую молнии. Кончаю "Смотр актерии". Пот градом. А впереди еще стихи и стихи... Энергия, мускулы, воля, любовь, крылья, лес, собаки, охота, карьера, - эй, выручайте!

Пру! Черт возьми! Бармамзай фарабанста. Эччч!

28 августа. ...Я готов. Мои крылья на взлете, моя песня у горла, мои мысли стаей несутся вперед, мои мускулы напряжены, душа с журавлями».

1922 г. лег водоразделом в поэтическом творчестве поэта. Он еще не совсем отказался от формалистического экспериментаторства и поэзии. Об этом говорят его стихи "Прибой в Сухуми" и особенно "Жонглер". Как писал позже критик Н.Л.Степанов, стихотворение "Жонглер" - это "... последняя попытка Каменского создать чисто экспериментальную вещь, где игра звуками мотивирована самой темой стихотворения". Впрочем, без этой чисто лабораторной работы поэт вряд ли достиг бы той раскованности стиха, которая с такой силой и блеском проявилась в его лучших произведениях - исторических поэмах о вождях народных восстаний. И если в пору зарождения футуризма поэт вместе со своими друзьями выдвигал лозунг "сбросить Пушкина с парохода современности", то в начале двадцатых годов Каменский называет Пушкина своим учителем "по романтизму".

Да, еще беспечно играло золотой блесною слово в стихах поэта-рыбака, а в его груди уже теснились новые образы, рвались из уст другие песни: "Сенокос", "Гимн 40-летним юношам", а в 1925 г. увидели свет первые чеканные строки одной из лучших его поэм - "Емельян Пугачев".

В 1933 г., в дни, когда страна широко отмечала 25-летие творческой деятельности Василия Каменского, писатель и критик Анатолий Луначарский писал в газете «Известия»: "Каменского любят, его слушают, читают ... Но достаточно ли он оценен? Достаточно ли понято, какого веселого, талантливого, яркого, громозвучного друга-певца имеет в нем наша страна, какого даровитого, бодрого, в даль зовущего песельника перед рядами нашей общетрудовой армии имеет она в этом своем сыне?" Думаю,

что этот вопрос звучит не менее злободневно и сегодня.

Список литературы

ЦГАЛИ, ф. 1497, оп. 1, д. 173, л.л. 1, 10, 11, 16, 24, 43, 44, 49, 56, 57, 80, 93 (об.).

Известия. 1933. 26 марта.

В. Ф.Гладышев (Пермь) «ПИШИ КРОВЬЮ»

«Мы перешли грани возможного... Смелость футуризма выше искусства», - так писал известный художник-авангардист Николай Кульбин поэту Василию Каменскому. Они оба предвидели великие изменения...

Среди документов фонда поэта и авиатора В.В .Каменского, хранящихся в РГАЛИ (бывший Центральный государственный архив литературы и искусства), есть еще немало не опубликованных, а подчас и не расшифрованных писем известных деятелей российской культуры начала XX в. В числе адресатов поэта - художники Филипп Малявин, Сергей Малютин, Павел Кузнецов... О последнем Каменский написал обширную статью «Цветотвор-чество Павла Кузнецова» (также не опубликована). Особое место в этом ряду занимает Николай Иванович Кульбин (1868-1917) - один из виднейших ху-дожников-авангардистов, оригинальный мыслитель. Несколько писем его, хранящихся в РГАЛИ, достойны внимания исследователей (ф.1497, оп.1, ед.хр. 202).

Несколько слов об авторе писем. Для современников Н.И.Кульбин - и «одаренный дилетант» (А.Блок), и «сумасшедший доктор». По образованию он был врачом, специалистом по психологии и внутренним болезням, к сорока годам сделал неплохую карьеру: приват-доцент военно-

медицинской академии, действительный статский советник. Взгляды Кульбина отличались оригинальностью и в области медицины, и в живописи. Он всегда интересовался искусством, рисовал, сочинял музыку. В народном университете читал курс лекций «Свободное искусство как основа жизни». И еще устраивал выставки левого искусства. Среди них: «Ретроспективная выставка всех течений в искусстве» (1908), «Импрессионисты» (1909). Написал и издал экспериментальные тексты «Слово как таковое», «Тэ ли лэ», «Взорваль». В трудах Н.И.Кульбина «было немало дилетантства и непоследовательности» (М.Матюшин). Но была и реальная помощь молодым художникам, искавшим иные, новые пути в искусстве. Кульбин оказывал поддержку В.Хлебникову, П.Филонову, О.Розановой и другим.

Отношения доктора Кульбина с футуристами и лично В.В.Каменским носили интенсивно творческий и дружеский характер. Знакомство двух творцов началось, судя по всему, с упомянутой выставки «Импрессионисты», в которой они вместе участвовали (Каменский показал свой наивный пейзаж «Березы»). Еще в январе 1914 г. в переписке они были на «вы», но через год они уже на «ты», тон общения

© В.Ф.Гладышев,2009

вполне дружеский, а со стороны Николая Ивановича - несколько покровительственный. Как вспоминает дочь Н.Кульбина, Каменский часто бывал у них в семье, однажды Василий с молодой женой (только что после женитьбы) принесли Кульбину на день рождения в подарок «очень красивую вещь собственного изделия». Изделие появилось так: брался кусок мешковины, обшивался по краям золотой тесьмой, украшался шелковыми розами разного цвета, так называемыми бубусами. В середине -стихи Каменского, с посвящением юбиляру, про «кульбиянок».

Профессор отблагодарил поэта так. В феврале 1915 г. в петербургском кафе «Бродячая собака» (художественного общества интимного театра) задумали провести «Вечер пяти»: сотворчество

Д.Бурлюка, В.Каменского, А.Радакова,

И.Северянина, С.Судейкина. Кульбин создал для Каменского цветистую ширму, выполненную в ку-бистическом стиле. Кстати, в шутливом гимне, написанном для «Бродячей собаки», среди прочих завсегдатаев кафе упомянут и «кубистический Кульбин».

«Иконография» Кульбина и Каменского. Известен графический портрет поэта, написанный его наставником, это дружеский шарж (тушь, перо) с дарственной надписью: «Дорогому ненаглядному Васе Каменскому от верного спутника. Н.Кульбин. 23 марта 1914». Ответного изо-выстрела Каменский, видимо, не сделал. Но сохранилась фотография, относящаяся к 1915 г., где Каменский и Маяковский с группой «верных спутников» запечатлены в мастерской Н.И.Кульбина. Этот снимок воспроизведен и в пермских изданиях, посвященных В.В.Каменскому. Качество их печати не позволяет разглядеть, чей же образ прорисовывается в работе на мольберте, у которого сидит хозяин мастерской. Но если взглянем на оригинал снимка, то хорошо видно: Кульби-ным начат портрет Г еоргия Яку лова.

Судя по письмам, Кульбин активно поддерживал Каменского и как художника, «встраивая» его в авангардные выставки. Вспомним стихи самого Василия Вас.: «.. .Я гордо славил примитив - Гогена на Таити». Надо сказать, отношение к изотворчеству поэта было различным даже у его друзей. Сравните.

В.Маяковский: «Вася Каменский не художник, а поэт».

Н.Евреинов: «Василий Каменский, как известно, не только виднейший из главарей футуризма в области поэзии и беллетристики, но и прекрасный, самобытный художник (рисовальщик и вырезаль-щик), чьи произведения служили, между прочим, украшением левейших выставок «Трамвай В» и «0,10»».

Добавим, что работы В.Каменского, выполненные в стиле примитива, хранятся также в пермских собраниях художественной галереи и краевого краеведческого музея.

К сожалению, не все в рукописях Н.И.Кульбина удалось расшифровать (Авторская орфография сохранена).

«23.1. 14.

Милый Василий Васильевич!

Получил Вашу поэму и смеялся и радовался... У меня уже есть и чрезвычайно добрая статья А.Шемшурина об этой поэме...» .

Спустя несколько месяцев (письмо без даты) Н.И.Кульбин посылает своему новому другу и единомышленнику «нескромные сведения» о себе, судя по всему, для статьи, которую готовил Каменский.

« ...Живописью занимаюсь с 4летнего возраста (начал во Фребелевской школе), учился живописи только у природы, в музеях и на выставках.

До 1907 года занимался открыто естественными науками и тайно — искусством....

Измерив психику посредством устроенных мною многочисленных приборов, я нашел ЕДИНИЦЫ ПСИхики (выделено автором). Это, Вася, очень-очень малые безсознательные ощущения, из которых слагается Mip...»~

(Далее идет подробное описание этого открытия, автор популярно объясняет, что такое «единица осязания» и пр.).

«22. XI. 15.

Сделал тебе аэро-лебедей, посылаю в сем письме заказным...3

Рад-рад. Хотел увидеть Васин роман.

Как милая студия? Давид по видимому жрет не сено, а что-то более живое: живопись его возста-ет в новых тонах.

Еще кланяюсь Рисе (?)».

В октябре 1915 года Кульбин посылает Каменскому два письма, настойчиво приглашает его принять участие в выставке современного искусства.

« ...Выставка внепартийных, где, как мы с тобой условились, должна быть выставлена самостоятельная группа левых. Выставка по типу парижской Des Indepedendents (независимых — ред.). На выставке нет жюри (подчеркнуто автором письма —ред.)

Ты непременно должен выставить как можно больше своих картин.

Все доходы устроители жертвуют в пользу лазарета деятелей искусства...

Выставка будет в Интимном театре, у Неволи-на (на Крюковом канале возле Мариинского театра).

...Выставка стремится иметь левых.

На выставке бывает много народу и есть возможность продать картины...»

В другом письме того же 1915 г. Н.И.Кульбин дает Каменскому новые поручения:

«...Прошу тебя собрать картины Бурлюков, Лентулова, Якулова и прочих, кого найдешь достойными, и привезти их в Питер.

Сообщаю, что помещение прекрасное, в большой зале кабаре.

Предупреждаю, что картины закрываться не будут во время кабаре, что... группа левых будет отделена и помещением, и по времени (две недели мы, 2 — другие). Будет и хорошая группа финских художников.

И еще: усердно рекламирую вашу студию и смотрю на нее не как на театральную, а как на студию всех отраслей искусства...»4.

Примерно к тому же периоду относится письмо, которое Н.И.Кульбин, вошедший в роль наставника молодых новаторов, написал в Киев, на имя Александра Иосифовича Дейча5.

В.В .Каменскому Кульбин сообщает о своих киевских спутниках следующее:

«...Мои вернопреданные стряпают журнальчик «МУЗЫ», вышло 5 номеров. Это получше «Огонька» (российский иллюстрированный журнал из общедоступных — ред.), но это еще не словесность. Все-таки их нужно поддержать. Они подрастут и будут издавать хорошие книги-и-и-и (много). У них деньги-и-и-и (много)...

...Пошли им что-нибудь не железобетонное, а цветы лазоревы. Железа они еще (подчеркнуто автором) не приемлют... Неплохой гонорар, детишкам на молочишко. «На» — выразительное слово «на», его мне говорила одна девушка...»

Одно письмо Николая Ивановича Кульбина было опубликовано самим В.В.Каменским [Цит. по: Путь энтузиаста 1990: 495]. Написано оно, судя по всему, в первый год войны. Самому Кульбину оставалось жить всего три года.

«Васенька!

Пиши кровью. Во время французской революции кто-то писал кровью. Смелость футуризма выше искусства. Мы перешли грани возможного — мы идем дальше. Новая жизнь строится в новых высших измерениях. Цель — свобода. Ты прав: мы должны предвидеть великие изменения. Это сделает война. Так было всегда. Тем необходимее соединиться всем мастерам искусства. Бояться нечего — нас большинство, мы не боимся труда, любим труд и красоту его показываем людям. С каждым часом нас понимают глубже. Шутовство критиков кончилось крахом: критики теперь сознают, что пока они занимались дурной арлекинадой — футуризм вырос и стал великаном.

Видел А.А.Блока, он сказал: будем вместе. Часто вижу М.Кузмина, Ф. Сологуба, К. Чуковского, они нас приветствуют. Осенью ты должен быть (!) здесь с «Разиным» и друзьями. Есть важные дела»6.

Публикуемые здесь письма - ценный источник, дополняющий наши сведения об очень интересной эпохе. «Мы должны предвидеть великие изменения», - такой подход к истории сближает двух оригинальных творцов.

Немаловажны попытки Н.И.Кульбина, а вслед за ним и самого В.В .Каменского (о чем свидетельствует его сотрудничество с художественным бюро Н.Добычиной, организация первой выставки авангардистов в Перми) объединить мастеров искусства, осмыслить перспективы художественных направлений. Отметим и гуманистическую составляющую первых русских авангардных «группировок»: не случайно доходы от выставки независимых перечислялись в пользу лазарета деятелей искусства. Шел 1915 год...

'Речь идет об одной из экспериментальных «железобетонных» поэм, «Константинополь».

А.А.Шемшурин, автор статьи для сборника «Стре-

лец» (Петербург, 1915) был высокого мнения об этих творениях поэта.

2Данная теория Н.И.Кульбина упоминалась не только в научной литературе, но и в прессе тех дней. Вот один из газетных откликов: «На основании психологических исследований... он выработал теорию художественного творчества. Эту теорию он применял к музыке, изобразительным искусствам и словесности (Новое время, 1917, 8/21/ марта).

0 Имеется ввиду рисунок для романа В.Каменского «Стенька Разин», опубликован в издании 1916 г. Помимо Н.Кульбина, в оформлении романа использованы также рисунки А.Лентулова, Д. и В.Бурлюков, Г.Золотухина, Н.Гущина (пермяка), и самого В.Каменского.

4В студии Д. Д.Бурлюка занимался и В.В .Каменский. 5А.И.Дейч (1893-1972) - литератор, редактор, историк театра. В упоминаемый период он, по окончании Киевского университета, преподавал историю западно-европейской литературы, историю театра, издавал журнал. По некоторым сведениям, В.В .Каменский напечатал в киевском издании статью «об очень ценной выставке картин «Кольцо» -настоящие художники, первый раз в русской провинции».

6Авторитет А.А.Блока для футуристов был очень весом. Василий Каменский в стихотворном посвящении ему писал: «Всегда верил вашему рыцарству». («Зимний соснострой»). Позиция Блока («будем вместе») на самом деле не столь однозначна. В «Стрельце» он действительно печатался, вместе с футуристами, но в своем дневнике после встречи с Н.И.Кульбиным написал следующее: «...Я не чувствую к нему полного доверия, но многое из того, что он говорил, было очень верно и очень мне нужно. Он рассказал историю Давида Бурлюка; говорил о художественной гигиене, о том, что художнику надо знать чужие отрасли искусства, естественные науки, нельзя засиживаться. От засиживанья в своем месте, на которое посажен “призванный”, приходит “собачья старость”. Рекомендовал к аристократизму прибавить “дворняжки”...» [См. Блок 1982: 177]).

Список литературы

Блок А. Собр.соч.: в 6 т. М., 1982. Т 5.

Путь энтузиаста. Репринт. М., Книга, 1990.

В. Ф.Гладышев (Пермь) «МЕНЯ НАСМЕРТЬ ЗАМОЛЧАЛИ...»

Письмо, которое проливает свет на самый тяжелый период в жизни поэта-авиатора В.В.Каменского (1884-1961), обнаружено недавно в Российском государственном архиве социально-политической истории. Как сообщила нам сотрудник архива доктор исторических наук Л.А.Лыкова, нашедшая ценный документ, хранился он в фонде видного партийного деятеля Н.И.Бухарина, в архиве личных писем. В 1934 г., которым датируется письмо, Бухарин еще был влиятельной фигурой, кандидатом в члены ЦК ВКП (б), ответственным редактором газеты «Известия», в 1935 г. его изберут членом ЦИК СССР и включат в Конституционную комиссию. Расстреля-

© В.Ф.Гладышев,2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.