Анушаван Закарян
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЗАКАВКАЗЬЕ1: (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРЕССЫ 10-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)
Статья армянского литературоведа Анушавана Закаряна посвящена малоизвестным страницам литературной жизни Закавказья в предреволюционные и первые послереволюционные годы. Автор отмечает, что происходившие в начале ХХ в. исторические сдвиги во всех областях жизни империи формируют новую аудиторию, готовую воспринимать экспериментальные и смелые художественные формы, такие как футуризм. Эта новая ситуация стала основной причиной частых приездов русских футуристов и символистов в Закавказье и, в первую очередь, в красочный, разноликий и темпераментный Тифлис.
Автор описывает визиты в Тифлис известных русских поэтов-футуристов - И.Северянина, Д.Бурлюка, В.Маяковского и В.Каменского, художника Н.Кулбина - «главы русских футуристов», ряда других известных личностей. Поэтические вечера, устраиваемые поэтами, их лекции в духе «Что такое футуризм?» и провокационные, отчасти даже скандальные манеры вызвали большой общественный резонанс и полемику. Автор отмечает, что первые лекции русских футуристов в Тифлисе и выступления их сподвижника, «первого армянского футуриста» Кара-Дервиша оказались с точки зрения общественной реакции скорее неудачными, вызвавшими град критики. В то же время они были восторженно встречены образованной молодежью города. Постепенно отношение менялось. Особенный успех имело выступление Д.Бурлюка,
1 Закарян, Анушаван. Новые литературные течения в Закавказье: (По материалам прессы 10-х годов ХХ в.) // Ист.-филол. жур. - Ереван, 2004. - № 3. -С. 21-50.
37
В.Маяковского и В.Каменского в Казенном оперном театре Тифлиса 24 марта 1914 г. Воодушевленные тифлисским успехом, трое футуристов едут в Баку, где, по воспоминаниям В.Каменского, публика встречает их криками «Долой футуристов!», а по окончанию выступления преподносит «охапки роз и пуд паюсной икры».
Успешные выступления Д.Бурлюка, В.Маяковского и В.Каменского оказывают глубокое воздействие на местную литературную жизнь, и в 1917 г. в Тифлисе основывается постоянно действующая футуристическая группировка. Город, отмечает автор статьи, становится «бурлящим котлом футуризма».
Значительным литературным событием явился второй приезд И.Северянина в Закавказье в январе 1917 г. В Тифлисе прошли три «поэзовечера» с участием И.Северянина; поэта и критика, в будущем известного переводчика Г.Шенгели и «поэзосолистки» Бал-кис-Савской. Хотя автор статьи и отмечает, что эти вечера вызвали большой интерес молодежи, он значительно полнее описывает полемику Г.Шенгели и И.Северянина с Брюсовым и критическую статью в газете «Кавказское слово» от 1 февраля 1917 г., вызванную докладом Г.Шенгели о творчестве Верхарна на одном из «по-эзовечеров», в котором тот пытался подчеркнуть превосходство Северянина над Брюсовым. Вероятно, сам выбор Верхарна, глубоко почитавшегося Брюсовым, был не случаен. Брюсов в те дни также находился в Закавказье, и его доклад о творчестве Верхарна нашел широкий отклик в печати, что, очевидно, вызвало раздражение Северянина и его поклонника Шенгели. Однако, подчеркивает А.Закарян, именно с этих дней творчество Верхарна становится предметом обожания Шенгели, который впоследствии стал одним из лучших переводчиков бельгийского поэта.
Автор статьи добавляет, что почитание Северянина Шенгели не было абсолютным, и уже в другом своем докладе тифлисский литератор сначала прочитал стихотворение Северянина «Поэз для Брюсова», а потом спорил с ним, осуждая самоуверенность И.Северянина и его пренебрежение к знаниям, ведущее одаренного поэта к творческому застою.
После третьего «поэзовечера» Северянин с Шенгели едут в Баку, где по взаимному желанию состоялось «примирение» Северянина и Брюсова, выступавшего там с лекциями.
38
Автор сообщает, что не всегда выступления футуристов оказывались успешными. Например, он пишет о неудаче «Вечера заумной поэзии», организованного в январе 1918 г. группой обосновавшихся в Закавказье русских футуристов - Алексеем Крученых, Ильей Здане-вичем и другими, с одной стороны, и группой закавказских литераторов - П.Яшвили, В.Терьяна, Кара-Дервиша - с другой. По сообщениям печати, вечер проходил в словесных баталиях и вызвал много критических отзывов в прессе и со стороны публики. Тем не менее постепенно происходит сближение различных литературных группировок, и к середине 1918 г. в Тифлисе создается Художественное бюро, или товарищество, «Кольчуга», организовавшее в городе несколько поэтических и музыкальных вечеров. Ряд тифлисских литераторов в конце 1919 г. выступают с декларацией «41 градус», где заявляют о себе как о новой школе искусства, делающей художественные, религиозные, торговые и общественные открытия. Характерны высказывания одного из создателей объединения Г.Харазова - «поэт должен быть балагуром», «в поэзии важна не логическая убедительность, а звуковая». Футуристы активно пропагандируют собственные взгляды, продолжают идейно сражаться с символизмом, но вскоре их объединение распадается. Рассорившийся с футуристами Г.Харазов выступает с лекцией «Долой футуризм!», но литературная жизнь продолжается, и в феврале 1921 г. в Тифлисе организуется «Орден поэтов Грузии», к которому примыкает не только Г.Харазов, но и бывший глава объединения «41 градус» И. Терентьев.
Значительное место в статье А.Закаряна занимает описание пребывания в Закавказье известного русского футуриста В.Каменского. Бывший в поездке по Закавказью вместе с Д.Бурлюком и В.Маяковским в 1914 г. В. Каменский возвращается в Тифлис в 1916 г., желая избегнуть призыва в действующую армию. Вместе со скандально известным «футуристом жизни» В.Гольцшмидтом он устраивает ряд поэтических вечеров, где не только читает стихи, но и выступает с докладами на самые разные темы, например, «Как надо жить в Тифлисе»; говорит о «ненужности многого хлама в нашей жизни», «о необходимости жить красиво, весело, по-детски» и т.п. Первые выступления Каменского и Гольцшмидта вызывают острую критику в местной литературной прессе. В статье под характерным названием «Почему стены не протестуют?» заезжих футуристов называют «искателями счастья, которые приехали и превратили храм искусства в цирковую арену». При
39
этом автор указанной статьи Г.Левонян не выступал против футуризма как такового, но был против «шутовства» и «шарлатанства».
В то же время обращение к теме цирка в той или иной форме было для В.Каменского не случайным. Он не раз выступал на цирковой арене, сидя верхом на белой лошади, декламировал свою поэму «Степан Разин», призывал к созданию нового цирка по образцу древнеримского Колизея или древнегреческой классической сцены. Постепенно популярность Каменского росла, чему немало способствовало его участие в деятельности литературно-художественного салона Т.Назаряна. В защиту творчества Каменского и футуризма выступил известный армянский педагог и психолог Г.Эдилян.
Тесное общение с армянскими литераторами, в первую очередь с Кара-Дервишем, оказало влияние и на самого Каменского, неоднократно говорившего о Востоке как о «стране солнца» и выступившего с лекцией о футуризме и восточном искусстве. Стараниями Каменского к концу 1917 г. в Тифлисе были уже хорошо знакомы с творчеством русских футуристов и новыми поэтическими тенденциями. Даже после того, как Каменский и Гольцшмидт оставили Тифлис, их еще долго вспоминали, а Кара-Дервиш в марте 1918 г. прочел лекцию о мировоззрении и творчестве Каменского.
В мае 1919 г. Каменский снова оказался в Тифлисе. Теперь он - сторонник советской власти и в своих выступлениях не только знакомит местную публику с последними культурными событиями Москвы и Петрограда, но заявляет, что после революции во всех сферах культурной жизни России господствует футуризм. Каменский говорит о футуризме, как о явлении пролетарской литературы, читает свои новые стихи, среди них «Ленин - мужицкий Христос». Идейное родство поэта с большевизмом, все чаще отмечаемое тифлисскими изданиями, пробуждает дополнительный интерес к его творчеству, и в ноябре 1919 г. в переполненном зале Тифлисской консерватории отмечается десятилетие литературной деятельности поэта. Здесь и в последующих лекциях Каменский все больше говорит об «Искусстве улицы», отстаивает необходимость нового искусства, доступного для широких масс. По мнению А.Закаряна, именно В.Каменского можно считать одним из первых русских литературных деятелей, оставивших заметный след в закавказской литературной среде.
40
Значительно меньшее внимание автор статьи уделяет пребыванию в Закавказье представителей другого литературного течения начала ХХ в. - символизма. Выезжавшие в основном в Европу символисты мало путешествовали по стране, но в канун Первой мировой войны вслед за футуристами стали совершать такие поездки. Первым из них стал К.Бальмонт. На протяжении почти полугода, с апреля по август 1914 г., Бальмонт выступает с лекциями в Тифлисе и Баку, встречается с армянскими и грузинскими литературными деятелями. Владевший почти тридцатью языками Бальмонт читает публике отрывки из «Витязя в тигровой шкуре» Ш.Руставели и встречает удивительно теплый прием. Также он переводит и армянскую поэзию, завоевав себе симпатии армянской интеллигенции, связи с которой поддерживает и позже, уже находясь в эмиграции во Франции.
Вслед за Бальмонтом Тифлис начинают посещать другие символисты. В апреле 1916 г. приезжает Ф.Сологуб. В своих лекциях он в основном касается патриотических идей и мотивов русской литературы, демонстрирует примерами из произведений русских писателей ощущение разворачивающейся мировой катастрофы.
Выступления русских футуристов и символистов, отмечает в заключение А.Закарян, существенно повлияли на литературную жизнь Закавказья, прежде всего Тифлиса. Так, отмечает он, в 1920-е годы доклады интересовавшегося футуризмом армянского писателя Е.Чаренца встречались в штыки в Ереване, но находили поддержку в Тифлисе, где местная армянская интеллигенция была уже хорошо знакома с новыми литературными течениями.
О.В.Кулешова