Пищевые качества яиц при введении в рацион препаратов йода и лактоамиловорина
О.Ю. Ширяева, преподаватель, В.Н. Никулин, д.с-х.н, профессор, Оренбургский ГАУ
Проблемы рационального питания, производства высококачественной продукции на сегодняшний день остаются приоритетными для многих стран. Это связано с дефицитом натуральных продуктов питания, способных оказывать положительное влияние на организм человека. Поэтому для обеспечения населения качественной продукцией птицеводства необходимо поддерживать здоровье, сохранность и высокую продуктивность сельскохозяйственной птицы.
Полноценное, сбалансированное по всем питательным веществам кормление является основой для реализации генетического потенциала продуктивности птицы и эффективной трансформации питательных веществ корма в продукцию.
В минеральном питании птиц важная роль отводится микроэлементам, так как они обладают
высокой биологической активностью. Характер влияния на обмен веществ в организме зависит от уровня обеспеченности животных и птиц этими микроэлементами [1].
Одним из важных и дефицитных микроэлементов является йод. Оренбургская область относится к биогеохимическим провинциям с йодной недостаточностью. Комбикорма, составленные из растительных и животных кормов, не обеспечивают потребности птицы в этом элементе. Так, при исследовании рационов, используемых в питании кур-несушек, нами был обнаружен недостаток этого микроэлемента. При недостатке йода ухудшается переваримость корма и усвояемость питательных веществ, в результате чего снижается биологическая ценность продукции птицеводства, в частности яиц. Поэтому в рацион кур-несушек необходимо вводить препараты йода. Также для повышения естественной резистентности птицы, ее устойчивости к стрессам, улучшения процесса
биотрансформации и всасывания веществ в желудочно-кишечном тракте совместно с препаратами йода возможно вводить пробиотики.
Целью данного этапа исследования явилось изучение влияния препаратов йода и лактоамило-ворина на некоторые показатели качества яиц кур-несушек.
Материалы и методы исследования. Экспериментальная часть работы проводилась на базе ЗАО «Птицефабрика «Оренбургская», лабораторные исследования — на кафедре химии ОГАУ, в лаборатории микробиологии ВНИИФБиП и комплексной аналитической лаборатории ВНИИМС.
Для достижения поставленной цели по принципу групп-аналогов было сформировано пять групп кур-несушек 15-недельного возраста кросса «Хайсекс коричневый» по 50 голов в каждой группе, которых разместили в клеточной батарее. Учетный период начинался с яйцекладки и продолжался 90 дней.
В опытах использовали йодид калия, йодат калия и пробиотик лактоамиловорин, который содержит в 1 г жизнеспособных клеток Lactobacillus amylovorus БТ-24/88 - 1,8-109 КОЕ [4].
Контролем служила группа, птицы которой получали основной рацион. Первая опытная группа вместе с основным рационом получала йодид калия и дополнительно вводили лактоамиловорин. Птица второй опытной группы получала основной рацион, йодат калия и дополнительно вводили пробиотик. Лактоамиловорин добавляли в воду в дозе 0,3 г/л, а препараты йода вводили в комбикорм методом ступенчатого смешивания.
Пищевые качества яиц определяли по следующим методикам:
— количество каротиноидов и витамина А в желтке определяли по рекомендациям ВНИТИП, 2002;
— наличие некоторых катионов металлов в яйцах определяли методом атомно-абсорбционной спектроскопии (С.Г. Кузнецов, 1997);
— наличие йода определяли вольтамперометри-ческим методом с помощью анализатора воль-тамперометрического ВА-03 (МУК 4.1.1481-03 «Определение массовой концентрации йода в пищевых продуктах, продовольственном сырье и БАД вольтамперометрическим методом»);
— лизоцимную активность яичного белка определяли фотоэлектроколориметрическим методом по А.Г. Дорофейчику.
Полученные цифровые данные были обработаны статистическим способом, описанным Га-таулиным А.М. (1992), достоверность различий показателей между группами вычисляли по методу Стьюдента, описанному вышеуказанным автором.
Результаты исследования. Введение в рацион кур-несушек препаратов йода и лактоамиловори-на оказало положительное влияние на содержание витамина А и каротиноидов в желтке.
Так, в начале яйцекладки концентрация витамина А в желтке яиц кур-несушек колебалась в пределах 5,71—5,75 мкг/г, что находится в пределах физиологической нормы. К середине исследуемого периода яйцекладки во всех группах наблюдалась тенденция к повышению данного показателя и разница с контролем составила 6,32 и 6,83%, что статистически достоверно. На последней декаде эксперимента в контрольной группе наблюдалось снижение концентрации витамина А, а в опытных группах изменений не было.
Несколько иная ситуация наблюдалась в изменении содержания каротиноидов в желтке. За весь исследуемый период данный показатель повышался во всех опытных группах, кроме контрольной группы. Снижение уровня каротиноидов в желтке яиц контрольной группы, вероятно, связано с увеличением концентрации витамина А в яйце. В результате на последней декаде исследований во всех опытных группах концентрация каротиноидов в яйце была выше контроля соответственно на 6,64 и 7,17%, что является статистически достоверным. Вероятно, при введении препаратов йода усиливается синтез тиреоидных гормонов, это способствует возрастанию скорости синтеза витамина А из каротина, что согласуется с исследованиями Ти-шенкова А., Микулец Ю. [5]. При этом происходит накопление витамина А и каротиноидов в органах и тканях, а часть их выводится с яйцом.
Также введение дополнительных количеств йода повлияло на содержание этого микроэлемента в яйце. При исследовании содержания йода в яйцах кур-несушек нами было обнаружено, что большее его количество содержится в желтке, чем в белке. В конце первой декады яйцекладки концентрация йода в 100 г яичной массы колебалась в пределах 11,52—11,78 мкг. Следует отметить, что уровень йода в яйце кур контрольной группы за весь исследуемый период практически не изменялся. К середине эксперимента наблюдалось достоверное повышение содержания йода в яйцемас-се опытных групп по сравнению с контрольной группой соответственно на 37,62 и 35,80%. При этом концентрация йода в желтке увеличилась по сравнению с контролем в опытных группах соответственно на 0,101 и 0,095 мкг/г, а в белке — на 0,023 и 0,021 мкг/г. К концу эксперимента данный показатель снизился незначительно (0,17; 0,25 и 0,31%), что, вероятно, связано с повышением интенсивности яйцекладки, что согласуется с результатами исследований ряда авторов [2, 3].
В связи с близким расположением птицефабрики от Оренбургского газоперерабатывающего завода, являющегося источником загрязнения окружающей среды, мы исследовали яйца на содержание в них железа, меди, цинка и свинца. Совместное использование препаратов йода и лак-тоамиловорина оказало определенное влияние на содержание железа, меди, цинка и свинца в яйце.
В конце исследования было обнаружено, что содержание свинца, цинка и железа уменьшалось соответственно на 9,52; 7,81 и 3,58% в первой группе и на 7,93; 3,12 и 1,99% во второй опытной группе по сравнению с контролем, при этом отмечено повышение количества меди на 19,5% и 9,7% соответственно. Вероятно, это связано с селективным действием микроорганизмов на эндогенные потери минеральных веществ, выражающиеся в более интенсивном выведении из организма птицы опытных групп железа, цинка, свинца и стабилизации уровня меди. В то же время при введении в организм йода активизируются обменные процессы, что способствует выведению их из организма.
Кроме этого препараты йода и лактоамиловорин способствовали повышению содержания ли-зоцима в яичном белке. Данный показатель в белке яиц всех групп на протяжении всего исследуемого периода возрастал. При этом на конец исследования содержание лизоцима в белке яиц опытных групп превышало данный показатель в белке яиц кур контрольной группы на 46,07 и 39,70% соответственно, что является статистически достоверным. По нашему мнению, это связано с повышением содержания лизоцима в сыворотке
крови птиц опытных групп. При этом, чем выше уровень лизоцима в яйце, тем дольше сохраняются его диетические свойства.
Таким образом, из полученных данных следует, что совместное использование препаратов йода и лактоамиловорина способствует накоплению в них йода, витамина А и каротиноидов, повышению лизоцима в белке, а также способствует выведению тяжелых металлов из организма птицы. Есть основание полагать, что совместное использование препаратов йода и пробиотика положительно влияет на микрофлору желудочно-кишечного тракта, которая участвует в гидролизе питательных веществ и повышает их усвояемость.
Литература
1. Георгиевский, В.И. Минеральное питание сельскохозяйственной птицы / В.И. Георгиевский. М.: Колос, 1970. 309 с.
2. Евтухич, Н. Куриное яйцо — преодоление дефицита йода / Н. Евтухич // Птицеводство. 2005. №7. С. 22—23.
3. Околелова, Т. Функциональное яйцо плюс высокая продуктивность кур / Т. Околелова, А. Власов, Д. Васильев, И. Королева, А. Клишин // Птицеводство. 2006. №9. С. 18-19.
4. Тараканов, Б.В. Штамм бактерий Lactobacillus amylovorus, используемый для производства пробиотика лактоамиловорина // Патент РФ № 2054478. Заявл. 01.10.1992. Опубл. 20.02.1996. Бюлл. №5.
5. Тишенков, А. Витамин А и щитовидная железа / А. Тишен-ков, Ю. Микулец // Птицеводство. 2002. №3. С. 30-31.