Научная статья на тему 'Пищевое поведение молодняка Европейского сайгака (Saiga tatarica tatarica L. ) в условиях неволи'

Пищевое поведение молодняка Европейского сайгака (Saiga tatarica tatarica L. ) в условиях неволи Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Кокшунова Л. Е.

Изучалось пищевое поведение вольерных сайгаков, родившихся в Центре диких животных Республики Калмыкия. На основании проведённых наблюдений описаны: время первого вставания на ноги и первого акта сосания, возможность кормления самкой своих и чужих сайгачат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During the period of reducing number of the European Saiga's population up to 17000-18000 in total, feeding behavior of Saigas born in captivity in the Centre of the wild animals of the Republic of Kalmykia, has been studied. On the basis of performed observations are described: the moments of first step of a calf and first milking. Also possibility of feeding by female other calves as well as its own is noticed.

Текст научной работы на тему «Пищевое поведение молодняка Европейского сайгака (Saiga tatarica tatarica L. ) в условиях неволи»

УДК 599.735.5 (470.47) + 591.568 (470.47)

ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДНЯКА ЕВРОПЕЙСКОГО САЙГАКА (SAIGA TATARICA TATARICA L.) В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ

© 2007 г Л.Е. Кокшунова

During the period of reducing number of the European Saiga's population up to 17000-18000 in total, feeding behavior of Saigas born in captivity in the "Centre of the wild animals" of the Republic of Kalmykia, has been studied.

On the basis of performed observations are described: the moments of first step of a calf and first milking. Also possibility of feeding by female other calves as well as its own is noticed.

В литературе, посвященной сайгаку, содержится описание пищевого поведения взрослых животных, а именно: чередования пастьбы и периодов покоя, сведения о питании сайгаков на естественных пастбищах [1-4], а также описание пищевого поведения молодняка: сведения о продолжительности акта сосания, продолжительности подсосного периода [1, 2, 5].

Цель исследования. Изучение пищевого поведения молодняка сайгака, на наш взгляд, ещё недостаточно исследовано, несмотря на большой поток литературы, посвя-щённой этому виду. Пугливость и настороженность животных делает их труднодоступными для непрерывного многочасового наблюдения в природной среде, чем и объясняется ограниченное количество информации по поведению новорожденных сайгаков, в том числе и по пищевому поведению. К примеру, в работах Л.М. Баскина [6, 7] говорится о том, что «время первого вставания и сосания у сайга-чонка неизвестно».

Материал и методы. Объектом для исследования послужили вольерные сайгаки Центра диких животных Республики Калмыкия. Центр диких животных РК (в дальнейшем Центр) был создан в 2000 г. Указом Президента Республики Калмыкия. Строительство Центра осуществлялось при финансовой поддержке Мюнхенского зоологического общества. Цель его создания - формирование страховочного генофонда европейской популяции сайгака.

В Центре построены специальные вольеры для сайгаков, а также смотровая вышка (СВ) для наблюдений. Четыре вольера Центра, а также СВ представлены ниже на карте-схеме. Гон и отёл ежегодно проходили в вольерах № 1, 2.

Нами использовалась готовая материальная база Центра и вольерная популяция сайгака, содержащаяся в нем. В отличие от исследователей, наблюдавших поведение сайгака до нас, мы имели очевидные методические преимущества. СВ позволяла вести многочасовые непрерывные наблюдения, не вызывая беспокойства животных. В работе использованы хронометраж, фото- и видеосъёмка.

Результаты и их обсуждение. Благодаря оптимальным условиям для проведения исследований, нами достаточно определенно установлено время первого вставания сайгачонка на ноги и время первого акта сосания.

В природной среде, по данным А.Г. Банникова, В.Е. Соколова, Л.В. Жирнова и других исследователей [1, 2, 5], сайгачата начинают сосать молоко не раньше, чем через 6-8 ч после рождения.

В неволе, по данным О.Э. Цаплюк [8], сайгачата в отдельных случаях начинали кормиться молоком матери уже на 22-й мин после рождения. По нашим данным, промежуток времени, через который новорожденный сайгачонок начинает впервые сосать, составляет не более 20 мин.

Новорожденный сайгачонок при попытках встать на ноги не сразу достигает цели, многократно падает, валится с боку на бок и пытается встать заново. В том случае, если отелившаяся самка оказывается рядом, сайгачонок тычется в разные части её туловища. При попытках встать на ноги сайгачонок находится на запястных суставах. Поиски соска завершаются успешно, когда он полностью стоит на выпрямленных ногах. Отелившаяся самка, по нашим наблюдениям, никогда не ложилась рядом со своими сайгачонком, т.е. не облегчала для него поиск соска.

Пищевое поведение новорожденного сайгака принципиально сходно с описанным в литературе пищевым поведением новорожденных других копытных [9-11].

По данным Е.М. Богомоловой и Ю.А. Курочкина [10], средний интервал времени от рождения лосенка до первого вставания его на ноги составляет 26,2+1,6 мин, от рождения до первого сосания - 63,0+6,0 мин. При

поиске соска именно лосенку отводится наиболее активная и решающая роль.

Наши наблюдения за новорожденными сайгаками позволяют говорить о сходстве образцов их поведения с описанными в литературе образцами поведения новорожденных лосят.

Следующей важной задачей для новорожденных копытных животных является нахождение соска.

При визуальном наблюдении нами было замечено, что важным моментом поиска вымени для сайгачон-ка, как и для молодняка многих других копытных, является затенение сверху [10, 11].

Как только сайгачонок находит сосок, он начинает сосать. Первый акт сосания длится чуть более 2 с. Новорожденный сайгачонок многократно предпринимает попытки сосания. Интервал между двумя следующими друг за другом актами сосания, на наш взгляд, достаточно короткий и составляет несколько минут. Почти во всех наблюдениях сайгачата начинают сосать, подходя к матери сбоку.

У сибирской косули в неволе первое кормление косулят начинается в среднем через 18-20 мин после рождения [11]. Первое кормление происходит лежа. Детеныш сосет обычно 3-5 с с интервалами в несколько минут.

По нашим наблюдениям, сайгачата бывают слабые и беспомощные в первую минуту после рождения. Уже на 2-й мин они пытаются подняться на ноги, это им, как правило, не удаётся.

В отличие от сибирской косули самка джейрана начинает кормить джейраненка уже на 2-й мин после рождения; во время акта сосания мать тщательно вылизывает анальную область джейранёнка, а он в это время меняет сосок и сосёт 18 с. Первый и второй акты сосания прекращает сам детеныш, а третий -самка [9].

Первые полтора месяца подсосного периода у джейранов наблюдаются серии сосаний: от 3-5 до 30 раз подряд с небольшими промежутками в 3-5 мин. Но со временем серия сосаний уменьшается, к концу 2-го мес. подсосного периода серии исчезают вообще и наблюдаются только отдельные акты сосания [9].

У сайгаков подобной серии сосаний нам не приходилось наблюдать. В первый час жизни сайгачонок кормится довольно часто, при этом он сосет непродолжительное время, так например, первый акт сосания длится 2-3 с. Через 2 мин после 1-го кормления сайгачонок «трубит», ищет мать и сосёт повторно 2-3 с. В тех случаях, когда сайгачата первый раз сосут через 1 ч после рождения, продолжительность 1-го акта сосания больше и составляет 8 с. Эти же сайгачата через 2 мин сосут снова, продолжительность акта сосания у них длится 2-3 с. По нашим наблюдениям, первый акт сосания наступает через 20 мин после рождения у сайгачат от повторнорожающих самок, т.е. 2- и 3-годовалых. Первый акт сосания у сайгачат от молодых самок-сеголеток наступает через час после рождения. На протяжении первых суток жизни интервал между двумя следующими друг за другом актами сосания довольно короткий и составляет несколько минут. Первое время сайгачонок сосет очень мало, но часто. При сосании он интенсивно виляет хвостиком, стучит задними копытами, а самка в это время ухажи-

вает за детенышем. Она облизывает сайгачонока, обнюхивает анальную область, тем самым запоминая его по запаху. Матка, желая прекратить кормление, поджимает передние ноги и как бы переступает через сайгачонка в сторону.

На протяжении первой недели жизни новорожденные сайгачата быстро растут, у них увеличивается продолжительность актов сосания и сокращается их количество. Наши данные о периодичности сосания в первые часы жизни сайгаков вступают в противоречие с литературными данными [2, 5], согласно которым сайгачонок затаивается и подолгу лежит, ожидая мать, причем затаивание не является показателем слабости или медленного развития сайгачат. Наблюдение за вольерными сайгаками свидетельствует о другом. Сайгачата в первые несколько суток подолгу лежат, однако в первые часы жизни они часто требуют кормления: бегают еще неуверенно, «трубят», пытаются сосать не только свою мать, но и других отелившихся маток.

По нашим данным, сайгачата сосут всегда стоя, лишь в конце подсосного периода в начале августа нами были отмечены единичные попытки сосать лежащую мать. Следовательно, до тех пор, пока сайга-чата лежат в родовой ямке и не поднимутся на ноги, они не могут сосать.

Большую часть времени сайгачата находятся в состоянии покоя. Инициатором очередного кормления всегда является сайгачонок. Он активно перемещается по вольеру. Поиск матери сопровождается звуковой коммуникацией.

У джейрана в отличие от сайгаков инициатор кормления - самка [9]. По мере взросления джейраненку становится все неудобней сосать, стоя на четырех ногах, тогда он становится на колени передних ног.

У зубров время и продолжительность разового кормления зубрят молоком регулируется самими матерями. В литературе описываются случаи выкармливания зубрицами чужих телят и коммунальное вскармливание молодняка [12]. Случаи вскармливания чужих телят описаны также у северного оленя [13].

По нашим наблюдениям, самка сайгака может кормить своих и чужих сайгачат одновременно, как и некоторые другие копытные животные. Однако в литературе этот факт отрицается [2].

Учитывая возможность кормления самкой чужих сайгачат, доказанной по нашим наблюдениям, можно предполагать, что в природной среде затаившиеся сайгачата, не найденные своей матерью в течение первых суток жизни, могут быть накормлены другой отелившейся самкой, у которой есть свой сайгачонок. Не исключено, что описанная нами возможность одновременного кормления двух - трех и четырех сай-гачат является важным адаптационным признаком, способствующим сохранению вида. В природной среде, где реальна гибель отелившейся самки в результате деятельности хищников или браконьеров, её новорожденный детёныш в некоторых случаях может быть принят другой отелившейся самкой, что спасёт его в подсосный период, особенно в самом начале этого периода, когда сайгачонок ещё не использует растительные корма.

Выводы

Несмотря на ограниченную площадь вольера, несомненно оказавшую влияние на отдельные элементы поведения самок сайгака и их детенышей, основные черты и особенности поведения животных, находившихся под нашим наблюдением, сохранили видовую специфичность.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что пищевое поведение новорожденных сайгачат является важным фактором в формировании и закреплении связи мать - детеныш.

По нашим наблюдениям, самка сайгака может кормить своих и чужих сайгачат одновременно.

Инициатором кормления у сайгаков, как и у многих копытных животных, является детёныш.

У сайгаков время первого вставания на ноги, как правило, не превышает нескольких минут; первой акт сосания наступает не позднее чем через 20 мин.

Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

Литература

1. Банников А.Г. и др. Биология сайгака / Под ред. А.Г.

Банникова. М., 1961.

2. Соколов В.Е., Жирнов Л.В. Сайгак. Филогения, система-

тика, экология, охрана и использование / Отв. ред. В.Е. Соколов, Л.В. Жирнов. М., 1998.

3. Бакташева Н.М., Близнюк А.И. // Зоол. журн. 2001.

Т. 80. № 6. С. 743 - 748.

4. Абатуров Б.Д. и др. // Успехи современной биологии.

1998. Т. 118. Вып. 5. С. 564-584.

5. Жирнов Л.В. Возвращённые к жизни. М., 1982.

6. Баскин Л.М. Поведение копытных животных. М., 1976.

7. Баскин Л.М. // Природа. 1978. № 7. С. 96-106.

8. Цаплюк О.Э. Возрождение сайгака. Алма-Ата , 1982.

9. Бланк Д.А. // Зоол. журн. 1985. Т. 64. Вып. 7. С. 1059-

1069.

10. Богомолова Е.М., Курочкин Ю.А. // Зоол. журн. 1984.

Т. 63, Вып. 11. С. 1713-1724.

11. Громов В.С., Данилкин А.А. // Сигнализация и экология

млекопитающих и птиц. М., 1984. С. 93-107.

12. Заблоцкий М.А. // Групповое поведение животных:

Докл. участников 2-й Всесоюз. конф. по поведению животных. М., 1976. С. 118-121.

13. Баскин Л.М. // Природа. 1969. № 5. С. 73-75.

_6 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.