УДК 745+94(497.1); ББК 63.3(0); DOI https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2019.102
М. Цветкович
ПИРОТСКИИ КИЛИМ - ОТ ПОКРЫВАЛА ДО СЕРБСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВИЗУАЛЬНОГО СИМВОЛА
Ковроткачество является важным элементом традиционной культуры балканских народов1. Одним из выразительнейших историко-культурных символов Сербии уже не первое столетие служат пиротские килимы - гладкотканые многоцветные ковры. Их легко узнаваемый облик напоминает о давних традициях и высоком мастерстве предков, переданных в неповторимых художественных образах этих изделий. Главной их особенностью является насыщенный геометрический орнамент, складывавшийся благодаря воображению авторов, вдохновленных окружающей средой, символическими образами и религиозными представлениями. Этот вид ткацкого промысла сохраняется на своей родине в г. Пирот (Южная Сербия) по сей день. Благодаря художественным и техническим характеристикам, он считается вершиной сербского текстильного искусства и отличается особым колоритом, высококачественной шерстью и сложной ткацкой техникой. Уникальные образцы килимов украшают музейные коллекции по всему миру.
История пиротского ковроткачества является проблемой, в которой пытались разобраться многие исследователи2. Их мнения различны, однако основываясь на доступных нарративных и вещественных источниках, большинство ученых сходится во мнении, что его расцвет и распространение приходится на XVIII и XIX вв. - период, когда Пирот находился под османским влиянием. Местное население, для которого скотоводство
1 PalairetM. The Decline of the Old Balkan Woollen Industries, c. 1870-1914 // Vierteljahrschrift für Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. 1983. Bd. 70. H. 3. P. 330-362; Mellaart J. Anatolian Kilims; New Insights and Problems // Anatolian Studies. 1984. Vol. 34. P. 87-95; Quataert D. Machine Breaking and the Changing Carpet Industry of Western Anatolia, 1860-1908 // Journal of Social History. 1986. Vol. 19. No. 3. P. 473-489; Gilbar G. Muslim tujjar of the Middle East and Their Commercial Networks in the Long Nineteenth Century // Studia Islamica. 2005. No. 100/101. P. 183-202.
2 См., например, работы: Cmanojeeuh, Фоти]е. Пирот и пиротске прилике. Пирот, 1996; Cmojanoeuh, Добрила. Пиротски Ьилими. Београд, 1987; Ъирик, Joean. О пиротском Йилимарству. Пирот, 1968; и др.
© М. Цветкович, 2019
составляло основу хозяйства на протяжении веков, выращивало овец, дававших исключительно хорошую шерсть. Шерстяное волокно Понишавья отличалось равномерностью, эластичностью, блеском и мягкостью. Потому главными факторами активного развития ремесла стали давние текстильные традиции края и широкий рыночный спрос на эти изделия, обусловленные географическим положением Пирота.
С северо-востока Пирот окружен Старой, а с юга - Сухой горой (Стара и Сува танине), изобилующими плодородными пастбищами, пригодными для отгонного горного скотоводства. Он находился в самой глубине Османской империи и стоял на важнейшей транспортной артерии: Ниш - София - Константинополь. Этот город обладал выгодным расположением на пути между Боснией и Фракией и был точкой пересечения путей, ведущих к Адриатическому и Эгейскому морям. По ним передвигались войска, торговые караваны и путники3. Пирот был также известен по каравансараям, постоялым дворам и по ярмарке, которая собирала торговцев со всего Балканского полуострова и обширной территории Османской империи. Одним словом, географическое положение Пирота было идеальным для развития торговли и ремесел.
Очевидно, что килимы играли большую роль в османском экспорте. Это изделие имело многофункциональное практическое применение. Оно использовалось в снаряжении турецкого войска, особенно конницы, в интерьерах частных и общественных помещений, а также в обрядово-религиозной жизни. Существование активного спроса на килимные ткани и платежеспособность турецкого населения обусловили поддержку османскими властями производства килимов во многих городах по всей империи, а особенно в тех, где для этого существовали соответствующие природные и социальные условия. Помимо Пирота, в XVIII и XIX вв. оно развивалось в Чипровцах и в Свиленграде - городах, ныне расположенных в Болгарии.
Происхождение орнамента, встречающегося на пиротских килимах, представляет собой отдельную сложную тему, достойную специальной работы. Однако важно подчеркнуть, что помимо аутентичных мотивов, в пиротской ковроткацкой традиции заметно ощущается влияние анатолийских, кавказских, персидских килимов, а с конца XIX - в первой половине XX в. - влияние и западных художественных стилей.
Рис. 1. Килим, Пирот, вторая половина XIX века. Этнографический музей, Белград
' Подробнее см.: Ъирик J. О пиротском Йилимарству. Пирот, 1968. С. 41.
В основе орнамента пиротских килимов лежат геометрические формы, их сочетание обеспечивает разнообразие художественных мотивов, большинство которых характеризуются как растительные, и в меньшей мере - зооморфные, антропоморфные и фигурные. Вариативность орнаментики определяется общей концепцией композиции. Даже у типологически схожих килимов основная композиция всегда воспроизведена по-разному, поэтому одинаковые изделия практически не встречаются - различия наблюдаются в применении различных деталей и сочетании цветов4.
Орнамент килима, как правило, организован весьма специфическим образом. Он выкладывается в серединном поле и в системе бордюра, состоящего из «плоче» и «кенаре» - промежуточных узорных полос и «окра]'нице» - крайней узкой каймы, чаще всего представленной ломанной линией «на зуб» или чередованием крючков - «кук». Серединное поле представляет собой центральную и самую красивую часть килима. На нем представлены симметрично расположенные узоры, как правило, один центральный и несколько сопровождающих. Название килима дается по основному узору, доминирующему в центре. В Элаборате (патенте), защищающем географическую принадлежность пиротских килимов, выделяется 85 типичных для них мотивов5. Ценность килима нередко определялась характеристиками широкой бордюрной полосы, называемой «плоча». Основной цвет плочи контрастен центральному полю, в нем встречается до 37 основных мотивов. А в поле «кенара» - промежуточной бордюрной полосе, располагающейся между серединным полем и полем «плоча», - зафиксировано 22 разновидности мотивов.
Важной отличительной чертой пиротских килимов является тонкая, аккуратно спряденная шерстяная нить. Шерсть получали путем переработки руна легендарных пирот-ских овец. Шерстяные волокна были длинные, блестящие и эластичные, а их ручным прядением получали пряжу необходимой толщины. Основу изготавливали из самой длинношерстной пряжи путем ручного чесания и прядения, а в XX в. вытягиванием в шерстечесальнях и машинным прядением в прядильнях.
Пиротское ковроткачество характеризуется богатством цветовой палитры. Окраской занимались профессиональные красильщики, которые применяли красители и домаш-
Рис. 2. Килим. Рашикева шара, Пирот, 1887. Этнографический музей, Белград
4 Подробнее см.: Сто]ановик J. Пиротски Йилими. Београд, 1987. С. 12.
5 Елаборат о заштити географске ознаке порекла "Пиротски Йилим". Пирот, 1995. С. 7-19.
него, и иностранного происхождения. Красители изготовлялись из кошениля (Cochenille), куркумы (Curcuma longa), марены красильной (Rubia tinktorum), индиго (Indigo) и др. В процессе окрашивания к ним добавлялись необходимые кислоты и основы. Так получались красный (алева), бордовый фувез), кофейный (кавере^и)а), вишневый (вишп,ерен^и)а), темно-синий (модра), синий (затвореноплава), голубой (отворено-плава) и другие цвета. Красильное ремесло в Пироте было весьма востребованным, поэтому тайны окрашивания ревностно скрывались и очень осторожно передавались младшим поколениям. У красильщиков в городе были свои мастерские, в которых они держали свои инструменты, специальные бадьи и чаны с майей (ма]'а) — красноватой жидкостью, остающейся после окрашивания6.
Пиротские килимы ткались на вертикальном ткацком стане, который по типу конструкции отличается от сельских горизонтальных станков. Стан был четырехугольной формы и состоял из правой и левой вертикальных балок, верхнего и нижнего поперечных валов - кросен. Распор фиксировался при помощи «повратила» и «запонки». В конструкции ткацкого стана имелось несколько кругляков для затягивания основы - «заглавци». Уток сбивался при помощи «тупице» - деревянного
Рис. 3. Ткание килима в Пироте, конец XIX века (Ъ. Станоjевиh) Фото из фондов Этнографического музея в Белграде
инструмента в виде гребня с металлическими зубцами. Верхний вал фиксировался клиньями в желобах, а нижняя часть закреплялась «заглавками» (заглавци), которые вынимались, когда возникала необходимость переместить сотканный фрагмент7. Исполнялись килимы в технике закладного ткачества, осуществляемого без челнока
6 ПетковикМ., Влатковик Р. Пиротски Йилим (The Pirot Kilim). Београд, 1996. С. 33.
7 Живковик М. Албум пиротских Йилимова. Тешен, б.г. С. 6.
уточной нитью, смотанной в так называемые «гужвице» - клубочки. Каждый узор ткался отдельно и заметывался пальцами8. Узор выводился по диагонали основы, чем достигалось получение компактной поверхности без вмятин.
Появление гужевых и железной дорог в XIX в. создало условия для активного развития торговли и увеличения спроса на килимы. Торговлей постепенно стало заниматься не только турецкое, но и сербское население. Первое предприятие, которое организовало экспорт килимов, было основано в 1869 г. и называлось «Пироткий килим - индустрия братьев Гаротич и фирмы Джаджич Христич Бераха». Со временем семейство Гаротич стало единоличным владельцем предприятия и торговало килимами вплоть до 1948 г.9 Одним из старейших сербских торговцев килимами считается Тома Петрович (ум. 1898), он вел торговые дела во многих областях Сербии и за ее пределами. В 1894 г. Петрович основал «Пиротское торговое ковроткацкое общество»10.
Продвижению килимов, как и других изделий народного творчества, на международной арене в XIX в. - в период обновления и конституирования сербской государственности - во многом способствовала деятельность отдельных лиц и организаций. Эти изделия, по романтическим представлениям эпохи, представляли собой визитную карточку сербской нации - поэтому их признание как в отечественном мнении, так и за рубежом считалось важной задачей. Продвижением «домашней индустрии» занималась Савка Суботич (1834-1918)11 и Стоян Попович - руководитель Отделения торговли, производства и транспорта при Министерстве народной промышленности. Опираясь на примеры хорошей практики протекции ремеслам, существовавшей в Швейцарии, Хорватии и Турции, Попович призывал способствовать развитию отечественных ремесел, в числе которых высокое место занимал пиротскии килим12.
В 1902 г. по инициативе зажиточных пирочанцев было основано «Пиротское ковроткацкое объединение», его целью было увеличение производства и продаж килимов. Вскоре после его основания покровительницей объединения стала королева Драга Обре-нович. Под ее покровительством был выпущен «Альбом пиротских килимов» Миты Живковича13. Это издание, опубликованное в начале XX в. в Тешене в Австрии, играет важную роль в сохранении аутентичности пиротских килимов, поскольку номенклатура названий узоров сохранилась по сей день и остается в употреблении.
В 1907 г. Белградское женское общество основало в Пироте «Школу килима». В задачи этой школы входило выявление новых народных мотивов, цветов и их комбинаций. Со временем Объединение и Школа стали серьезными конкурентами. Объединение настаивало на сохранении качества и традиций ткачества килимов, в то время как Школа вносила в производство радикальные новшества, основной концепцией которых было увеличение дохода от продажи килимов14.
8 Stankovic I. Osnovni pojmovi cilimarstva. Zagreb, 1954. С. 27.
9 Гаротик С. БраЙа ГаротиЙ: трговачка куЙа извозник пиротских Йилимова (1869-1948): исторща ]едне пиротске породице. Пирот, 2005. С. 7.
10 См.: СавикМ. Наша индустрща и занати,аене основице, стаае, односи, важност, путеви, прошлост и будуЙност. II. Сара]ево, 1922. С. 130.
11 См.: Суботик С. О нашим народним тканинама и рукотворинама. Нови Сад, 1904.
12 Подробнее см.: Петковик М., Влатковик Р. Пиротски Йилим... С. 63.
13 Живковик М. Албум пиротских Йилимова. Тешен, б.г.
14 Петковик М. Ъллимарско задругарство у Пироту (прилог проучаваау) // Пиротски збор-ник. 1996. Бр. 22. С. 227.
В экономической жизни Пирота между двумя мировыми войнами доминировало мелкое ремесло и слабое промышленное сельскохозяйственное производство. Большое число жителей регулярно уезжало на заработки в другие регионы. В этот период половина всего женского населения Пирота занималась изготовлением килимов, и зачастую это занятие являлось единственным источником дохода в доме. Объединение было обновлено в 1925 г., а в 1934 г. на базе «Пиротской женской ремесленной школы» было учреждено ковроткацкое отделение. Работа Объединения была отмечена 50 международными наградами15. Все вопросы, связанные с реализацией продукции, в этот период решались централизованно через объединение «Народна радиност» в Белграде, которое одновременно выступало и посредником на внешнем рынке.
После Второй мировой войны, на фоне всеобщего восстановления и строительства в стране, в Пироте в первую очередь развивались кожевенная, деревообрабатывающая, металлургическая, полиграфическая, резиновая и текстильная индустрия16. Было обновлено и «Пиротское ковроткацкое объединение», получившее в 1945 г. название «Первое пиротское рабоче-перерабатывающее объединение С.О.З.»17. Государство стало собственником шерстяного сырья, а Объединение организовывало производство и распространение килимов.
Периодом процветания пиротского ковроткачества стали 1950-е годы. Килимы в больших объемах вывозились в страны Ближнего Востока и Западного Средиземноморья. Их распространение на рынке Югославии составляло чуть меньше 10 % от всего производства. Они продавались в магазинах «Отечественные ремесла», которые имелись во всех крупных городах Югославии18. Объединение расширило свою деятельность -начало заниматься трикотажным производством, производством узелковых и кожаных ковров, нашедших хороший отклик у отечественных покупателей19. В 1979 г. Объединение было переименовано в «Рабочую организацию по производству килимов, ковров и пряжи „Понишавье" Пирот», а спустя еще десять лет - в «Предприятие общественной собственности по производству килимов, ковров и пряжи „Понишавье" Пирот»20.
В послевоенный период, несмотря на улучшение условий работы ткачих и периодические подъемы, производство и продажа килимов постоянно снижались. Одной из причин этой тенденции, по всей видимости, было развитие и укрепление позиций текстильной фабрики «Первый май», основанной в 1953 г.21 Пиротский килим не мог выдержать конкуренцию с более дешевыми фабричными изделиями. Покупка фабричных текстильных изделий в первое время была показателем покупательской способности домохозяйств и предметом престижа. Килим неминуемо становился эксклюзивным и дорогим изделием.
15 Ъирик J. О пиротском Йилимарству... С. 42.
16 Jовановик М. Пиротско Йилимарство и аегов знача] // Пиротски зборник. 1977. Бр. 8-9. С. 320.
17 Тодоровик Д. Ружица Илий - йилимарка из "Ъилимграда" (Пирот). Занатлща у погранич]у. Ниш, 2014. С. 185.
18 Ъирик J. О пиротском йилимарству... С. 52.
19 ПетковикМ. Ъилимарско задругарство у Пироту... С. 232.
20 Тодоровик Д. Ружица Илий - Йилимарка... С. 187.
21 Антик Р. Двадесет година индустрще одейе "Први ма_р' // Пиротски зборник. 1979. Бр. 10. С. 25.
В 1960-е гг. ткачество килимов вернулось в частный сектор на основу домашнего производства. Ткачеством занимались цыганки, пожилые «довоенные» ткачихи и их ученицы - молодое поколение сельского происхождения. Жители села использовали для ткачества килимов образовывавшиеся у них излишки шерстяного сырья. Пирот-ский килим из города переместился в село. Реализацией этой продукцией занимались пирочанцы, проживавшие в городах Сербии, Югославии, Европы, Северной Америки и Австралии22.
В настоящее время число ткачих килимов в Пироте не превышает десятка. Чтобы предотвратить их исчезновение, на рубеже XX-XXI вв., как и столетие назад, были предприняты протекционистские меры в отношении пиротского ковроткачества. В 2002 г. Городской совет Пирота запатентовал географическую принадлежность происхождения названия «Пиротский килим». В Элаборат (патент) о способе производства было включено 95 узоров и 122 художественных элемента, типичных для пиротских килимов. В 2012 г. Национальный комитет по нематериальному культурному наследию Республики Сербия внес пиротское ковроткачество в национальный реестр нематериального культурного наследия. Защите и продвижению пиротского ковроткачества способствуют ткацкие общества, образовавшиеся в XXI в., а Обществом по защите старых и художественных ремесел «Грлица» в рамках частного предпринимательства предпринята попытка воссоздания фирмы «Понишавье». В настоящее время отмечается активность Ремесленного объединения по изготовлению килимов и сувениров «Дамское сердце», где изготавливаются пиротские килимы в соответствии со стандартами, зафиксированными в патенте. Это объединение основано в рамках проекта местного самоуправления, при поддержке американской программы USAID и Министерства экономики и регионального развития.
Согласно сведениям о разновидностях и функциях килимов, приведенных в «Альбоме пиротских килимов» Миты Живковича, назначение этих изделий зависело от размера полотна23. Выделялось тридцать разновидностей килимов. Размеры измерялись в аршинах (1 аршин = 0,68 см), что осталось в практике пиротских ткачих по сей день. Самые большие килимы, как правило, обладавшие особой культурной и номинальной ценностью, назывались «батал». Их выделялось пять разновидностей, из которых наименьшим был «добатал» (250 х 3550 см), а самым большим - «мерка велика» (476 х 544 см). В богатых домах их использовали для застилания полов в больших помещениях. Они были очень дорогими и доступными только высшим слоям общества. Их также использовали для украшения религиозных объектов: мечетей, монастырей, церквей.
Для застилания лавок использовался «'ан» - длинный и узкий килим. Самым универсальным видом килима был «шестак» (136 х 204 см). Им украшали стены, застилали кровати или пол. «Сметеник» был килимом, который не имел специальной функции, но использовался по потребности. Редко ткаными килимами покрывались столы, однако в этом случае они обрамлялись бахромой со всех четырех краев. Окна также могли украшаться занавескми из килима. «Сецаде» (100 х 175 см) - некогда мусульманский
22 Цветковик М. Специфичности пиротског Йилимарства 1945-2015 // Гласник Етнографског музе]а у Београду. 2015. Бр. 79. С. 70.
23 Подробнее см.: ЖивковикМ. Албум пиротских Йилимова... С. 11.
молитвенный килим, в сербских домах чаще всего использовался как половик или настенное украшение. Пиротские килимы небольших размеров - «шустикле» - ткались для покрывания стульев (ок. 50 х 50 см). Небольшого размера полотно «тишла]фера» (140 х 35 см) имело самое различное предназначение.
Наглядной иллюстрацией бытования пиротских килимов служит описание интерьера дома известной пиротской купеческой семьи Христич (конака Малого Ристы)24. Здание было выстроено в первой половине XIX в. в ориентальном стиле. В 1945 г. оно отреставрировано и превращено в Музей Понишавья, а в 1979 г. обрело статус памятника культуры высокого значения. Строение состояло из нижнего и верхнего этажей, деливших дом на частное и публичное пространство. На нижнем этаже были комнаты, в которых спали, готовили еду, хранили хозяйственные принадлежности и одежду. В настоящее время в нем можно увидеть несколько воссозданных с помощью музейных экспонатов интерьеров.
Комнаты верхнего этажа выполняли публичную функцию. Дивстханс1 - представляла собой помещение с лавками, покрытыми пиротскими килимами небольшого размера - янами и подушками. Эти помещения использовались для ежедневного приема гостей. Еще более парадный характер имела следующая большая комната - «голема соба», в которой лавки были покрыты более роскошными килимами. Таким же образом была оформлена и угловая комната «кошка»25. Известно, что пол в большой комнате застилали огромным килимом «баталом», а пол в диванхане - килимом меньшего размера. Из сохранившегося описания следует, что для постели использовались традиционные покрывала, изготовлявшиеся на горизонтальных станках. Пиротские килимы использовались в помещениях, где принимались гости, что означает, что они выполняли репрезентативную роль и демонстрировали имущественный статус хозяина. Исключительная декоративная выразительность пиротских килимов выполняла также функцию украшения повседневной жизни и пространства, где происходила интенсивная общественная жизнь и коммуникации.
Об использовании пиротского килима в интерьере сербских домов свидетельствуют этнографические материалы, оставленные В. Николичем. Он дал точные описания архитектуры, планировок и назначения помещений сербских середняцких домов, выстроенных в первой половине XIX в. в кварталах Пирота - Пазаре и Тия Бари. В описании интерьеров нет свидетельств об использовании пиротских килимов. Весь домашний текстиль был представлен простейшими шерстяными покрывалами, называвшимися «покровци», «црге» и «потаве», которые выполняли роль элементарных постельных принадлежностей. Самые красивые покрывала - «црге» использовались по праздничным поводам для застилания лавок - «миндерлука» в гостиной комнате26. Автор отмечает, что в это время архитектура домов и способ оформления их интерьера не отличались от сельского варианта. Такая сельская модель интерьера задержалась в Пироте и его окрестностях до первой половины XIX в.27 Очевидно, что в первой
24 Здравковик И. Куйа породице Христий у Пироту // Гласник Етнографског музе]а у Београду. 1955. Бр. 18. С. 217.
25 Там же. С. 219.
26 Николик В. Стари Пирот - етнолошке белешке из прошлости града. Пирот, 1974. С. 26.
27 См.: ЦветковикМ. Домайа текстилна радиност у околини Пирота у другу половини XIX и у XX веку // Гласник Етнографског музе]а у Београду. 2010. Бр. 74/1. С. 235-281.
половине XIX в. пиротский килим был предметом престижа и был доступен только богатым слоям населения.
Появление пиротских килимов в жилых интерьерах сербских домов связано с освобождением города и края от османского владычества, и последовавшего за ним экономического развития и имущественного расслоения населения. Ценные сведения о бытовании пиротских килимов приводятся в описании дома воеводы Аранджела Станоевича Трнского (1830-1886). Сразу же после освобождения Пирота в 1878 г. известный борец за освобождение Пиротского края и выдающаяся личность в политическом, культурно-просветительской и научной жизни Аранджел Станоевич Трнский выкупил у турецкого Мустафы-аги прекраснейший особняк - «конак». Описание этого дома, являвшегося в 1878-1885 гг. центром общественной жизни (во время сербско-болгарской войны, в 1885 г., дом сгорел), оставил один из сыновей Станоевича, видный сербский дипломат Фотий Станоевич (1875-1955)28.
В своих мемуарах Ф. Станоевич подробно описал праздник Крестной Славы Св. Архангела в 1879 г. Это событие имело исключительное общественное значение, поскольку в этот день хозяева принимали в своих домах большое число пирочанцев. Подготовка к Славе подразумевала и праздничное убранство комнат, в связи с этим мать Фотия заказала у пиротских ткачих несколько видов килимов (шестаке, седмаке,]анове) для застилания гостевых лавок, подушки из килимной ткани и большой килим на пол в гостинную комнату. Вся гостиная, оформленная под салон для приема гостей, была украшена пиротскими килимами. Из описания следует, что пол был покрыт «большим килимом красно-алого цвета с узорами черного с вкраплением белого цветов». Большое число килимов развесили на стенах. На правой стене килим был натянут под иконой покровителя дома - Св. Архангела. На килиме, размещенном на противоположной стене, висела семейная фотография князя Сербии Милана Обреновича, его супруги Натальи и сына Александра. На третьей стене, над лавками, находилась фотография Йована Ристича (1831-1899, политика, лидера сербских либералов), а на четвертой -килим с семейной фотографией самого Аранджела Станоевича29.
Исходя из описания можно заключить, что помимо практической роли ковры имели и другое назначение. А именно, размещенные определенным образом в жилом пространстве килимы выполняли роль оповещения о значимости для хозяев религиозных и национальных символов, с которыми они перекликались, в частности с иконами и фотографиями. Фотографии свидетельствовали о социальных ценностях, таких как семья и патриотизм, указывали на политическую ориентацию владельцев. Одним словом, пиротские килимы из обычного бытового предмета в определенном контексте стали превращаться в символ национальной идентичности. С провозглашением Сербии Королевством (1882) пиротские мастерицы начали ткать килимы с геральдическими символами. Ценнейшими килимами такого типа считаются изделия с типологическим названием «Српска круна» (Сербская корона), то есть содержащие на полотне крупный мотив герба Королевства Сербии30.
28 См.: Ъирик Д. Мустаф Агин конак - дом Аран^ела витеза Трнског // Пиротски зборник, 1971. Бр. 3. С. 71-84.
29 Станоjевик Ф. Пирот и пиротске прилике. Пирот, 1996. С. 14.
30 Цветковик М. Два лица - колекцща пиротских йилима Етнографског музе]а у Бограду. Београд, 2016. С. 32.
Несмотря на освобождение Пиротского края, килимы и дальше продолжали оставаться привилегией богатых слоев. Так, например, Гавра Пешич, побывавший в Пироте в 1881 г., констатировал, что сельские и городские дома весьма скудны по своей меблировке, особо подчеркнув, что пиротские килимы он наблюдал лишь в некоторых комнатах богатых людей31.
В XX в. пиротский килим постепенно вошел в широкое употребление и стал практически обязательным предметом в оформлении жилого пространства домов Пирота. Украшение килимами приспособилось к новой архитектуре и планировке домов. Они сохранили свои старые названия, указывающие на размеры. Так, во второй половине XX в. дорожкой - «jaH» и половиками - «простирка» чаще всего украшались спальня или коридор. Килим, называемый «дванаестак» (двенадцатирик, 12 аршин), использовался для застилания пола в гостиной. Кровати и стены завешивали шетериками. В богатых хозяйствах в употреблении были и килимы крупных размеров - в двадцать аршин, а иногда и еще больше. Как и в предыдущий период, оконные рамы завешивали килимными занавесками, а столы застилали килимными скатертями. В употреблении оставались и декоративные ткани меньших размеров - «шустикле» (в форме квадрата) и «тишлераи» (прямоугольные).
Важным событием, предопределившим обретение пиротским килимом известности, стал его выход в публичное пространство. В XIX - начале XX века в больших европейских городах организовывались крупные международные выставки-продажи, на которых представлялись разнообразные художественно-промышленные изделия со всех концов света. Первая международная выставка, на которой были выставлены пиротские килимы, состоялась в 1886 г. в Вене32. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже при существенной поддержке правительства Сербии и отдельных лиц Пирот-ское ковроткацкое объединение успешно представило 146 разновидностей пиротских килимов - они были отмечены золотой медалью. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. было представлено 133 пиротских килима, из них 17 были использованы для украшения павильона33. После основания Ковроткацкого объединения в Пироте в 1903 г. было продолжено успешное международное представление килимов, а также их продвижение внутри самой Сербии. С 1903 до 1905 г. Объединение организовывало множественные выставки-продажи в крупных городах Сербии. Так, например, в Белграде в 1903 г. состоялось три, а в 1904 г. - четыре выставки-продажи. В 1905 г. пиротские килимы были представлены на выставке в Лионе, а в следующем 1906 г. - в Милане. На Балканской выставке в Лондоне, проводившейся в 1907 г., пиротские килимы получили многочисленные награды и гран-при, успешно продавались и были отмечены британской прессой34. Таким образом, в конце XIX в. ценность пиротских килимов была признана на международном уровне.
В 1925 г. на Международной выставке современного прикладного и промышленного искусства в Париже было представлено много предметов, перенявших орнаментику пиротских килимов. Транспонированные с килимов орнаменты нашли применение
31 Цит. по: Велкова С. Чувар дома и пламена. Пирот, 2014. С. 21.
32 ПетковиЬ М., ВлатковиЬ Р. Пиротски Ьилим (The Pirot Kilim)... С. 64.
33 Подробнее см.: ВитковиЬ-ЖикиЬМ. Пиротски Йилими. Београд, 2001. С. 109.
34 Там же. С. 110.
в работах выдающихся сербских художников - Драгутина Инкиострия Меденяка (1866-1942), Душана Янковича (1894-1950) и других35.
Завоевав мировую известность, пиротские килимы стали востребованными элементами интерьера в общественных учреждениях - в банках, музеях, Парламенте, местных муниципалитетах. Ими украшались резиденции высокопоставленного церковного клира. Под заказ пиротские килимы изготавливались и поставлялись в резиденции членов королевских фамилий - Обреновичей и Карагеоргиевичей36. Пиротские килимы стали
выполнять представительскую функцию на многих важных публичных мероприятиях. Так, пиротские килим-ные ткани создавали антураж торжественности на спортивных соревнованиях, сокольских слетах, на военных построениях и исторических событиях. Сохранилось описание торжественной встречи в Пироте воинов-освободителей французского
полка, возвращавшихся после прорыва Солоникского фронта. Французский военный врач майор Мийе писал о нем в своей книге «Через освобожденную Сербию 1918»: «Представители местной власти вышли нам навстречу. Здесь же были и священники со своими хоругвями и иконами, раввин с флагом с изображением печати царя Соломона, дети с цветами, девочки с заплетенными в косы лентами цвета сербского национального флага - красного, голубого и белого. Представители местной власти от имени сербской армии подарили нашему полку один очень красивый килим. Полковник на коне расстелил его на своих коленях, как покрывало. Воодушевление было на пике. Мы вошли в маленький красивый городок, известный в Сербии по своими килимам с белой и красной основами, украшенными геометрическими узорами, в очень живых красках удивительной равномерности. Килимы видны повсюду - на окнах, по стенам, на улицах, на перекрестках, перед домами. Говорят, что в Пироте перед войной было столько же ткачих, сколько и домов. И вся эта красота, для создания которой требовалось столько лет работы, была выложена в нашу честь и создавала необыкновенную картину»37. Это
Рис. 4. Килим, Югославская корона, Пирот, первая половина XX века. Этнографический музей, Белград
35 Об этом см.: PopoviCВ. Ше§се Kraljevine SHS па Medunarodnoj izlozbi modernih рптещепШ i Мш^^кШ umetnosti и Parizu 1925. Godine // 2Ьогтк Narodnog muzeja. 1997. Бр. XVI-2. С. 233-243.
36 Витковик-ЖикикМ. Пиротски Йилими... С. 105.
37 Цит. по: Станковик С. Пирот и околина - запис о завича]у. Пирот, 1996. С. 48.
трогательное описание демонстрирует, что использование килимов в таком количестве подразумевало нечто большее, чем просто украшение события. Килимы были материальным и духовным богатством, тем самым французским солдатам было выражено
искреннее уважение, признание и симпатия.
Отражение политической истории Сербии в XX в. нашло себя в мотиве пиротских килимов «Сербская корона». И в период правления династии Карагеоргиевичей (1903-1918), и после образования Королевства СХС (1918) и Королевства Югославии (1929), вытканное на килимах изображение герба фиксировало изменения, наступившие вследствие изменения формы правления. Та же традиция была продолжена и в социалистический период, когда пиротские ткачихи в 1950 г. подарили товарищу Б. Тито килим с гербом Народной Республики Югославия, а в 1954 г. ткачихи Объединения выткали килим с гербом ФНР Югославии38.
Пиротские килимы заняли достойное место в национальных музейных собраниях и на сегодняшний день являются важной частью экспозиционной и научной работы этих учреждений. Их уникальные образцы хранятся в Этнографическом музее в Белграде, в музее Понишавья в Пироте, в музее прикладного искусства в Белграде, в Народном музее в Нише и в других подобных учреждениях Сербии. Единичные экземпляры изделий имеются в музейных собраниях других стран, в том числе в Российском этнографическом музее. Благодаря своим выдающимся художественным и техническим характеристикам, мастерскому исполнению, неповторимости и значимому культурно-историческому содержанию, пиротские килимы остаются ценнейшими памятниками народного искусства, сохраняющими в себе транскультурную эстетику, национальную визуальную символику, архаику традиции и дух сербской истории.
Перевод с сербского А. А. Михайловой Информация о статье
Автор: Цветкович, Марина (ЦветковиЪ, Марина) - музейный советник, Этнографический музей в Белграде, Белград, Сербия, [email protected] Перевод с сербского - Михайлова, Алена Алексеевна
Заголовок: Пиротский килим - от покрывала до сербского национального визуального символа Резюме: Пиротское ковроткачество, благодаря своей выдающейся художественной, культурной и исторической ценности, считается высочайшим достижением сербской ткацкой традиции. В статье рассматриваются его основные характеристики, значение и исторический путь. Превращению г. Пирота в центр ковроткачества в XIX в. способствовало его выгодное географическое положение и хозяйственно-экономический фактор, заключавшийся в традиционно развитом в этом крае отгонном скотоводстве, обеспечивавшем необходимое для развития ткацкого промысла сырье - высокого качества овечью шерсть. После освобождения юга Сербии в 1878 г. от Османской власти пиротские килимы стали престижным атрибутом оформления домов сербского населения. В конце XIX - начале XX в., в период обновления и конституциализации сербского государства, они вышли в публичное пространство и взяли на себя функцию сербского национального символа. Пиротские килимы стали
38 Витковик-ЖикикМ. Пиротски Йилими... С. 87.
Рис. 5. Король Александр и королева Мария Карагеоргиевичи, 1930 год. Фотография из фондов Этнографического музея, Белград
украшать сакральные объекты, королевские дворы, государственные учреждения, выступать торжественным атрибутом на исторических событиях, соревнованиях, парадах и съездах, демонстрироваться на крупнейших международных выставках. Технология их ручного производства столетиями сохранялась в неизменном виде, поэтому в XXI в. эти изделия представляют собой штучную, эксклюзивную, дорогостоящую продукцию, ценность которой определяется ее географическим происхождением, историчностью и символичностью. Архаичные узоры, традиционная техника, натуральные материалы и история их бытования делают килимы достойными предметами музейного коллекционирования во всем мире, однако самое богатое их собрание хранится в Этнографическом музее в Белграде. Ключевые слова: пиротское ковроткачество, Сербия, национальный символ, ткачество, традиция
Литература, использованная в статье: Benac, Alojz;Mladenovic, Ljubica. Sarajevo od najstarijih vremena do danas. Sarajevo: Muzej grada Sarajeva, 1954. 95 с.
Gilbar, Gad. Muslim tujjar of the Middle East and Their Commercial Networks in the Long Nineteenth Century // Studia Islamica. 2005. No. 100/101. P. 183-202.
Mellaart, James. Anatolian Kilims; New Insights and Problems // Anatolian Studies. 1984. Vol. 34. P. 87-95. Palairet, Michael. The Decline of the Old Balkan Woollen Industries, c. 1870-1914 // Vierteljahrschrift fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. 1983. Bd. 70. H. 3. P. 330-362.
Popovic, Bojana. Ucesce Kraljevine SHS na Medunarodnoj izlozbi modernih primenjenih i industrijskih umetnosti u Parizu 1925 // Godine. Zbornik Narodnog muzeja. Т. XVI. № 2. Beograd: Народни музе] у Београду, 1997. С. 233-243.
Quataert, Donald. Machine Breaking and the Changing Carpet Industry of Western Anatolia, 1860-1908 // Journal of Social History. 1986. Vol. 19. No. 3. P. 473-489.
Stankovic, Ivan. Osnovni pojmovi cilimarstva. Zagreb: Naklada pisceva, 1954. 115 с. Антик, Ранко. Двадесет година индустрще одеЬе „Први ма]" // Пиротски зборник. Т. 10. Пирот: Слобода, 1979. С. 25-34.
Велкова, Сашка. Чувар дома и пламена: куЬни иконостаси Пирота. Пирот: Музе] Понишавл>а Пирот, 2014. 90 с.
Велкова, Сашка; Пана]'отовик, Мила. Путописци о пиротском кра]у. Пирот: Музе] Понишавла Пирот, 2012. 128. с.
Витковик-Жикик, Милена. Пиротски Ьилими. Београд: Музе] примеаене уметности, 2001. 243 с. Гаротик, Сретен. БраЬа ГаротиЬ - Трговачка куЬа извозник пиротских Ьилимова (1869-1948). Исторща ]едне породице. Пирот: Музе] Понишавла, 2005. 72 с.
Живковик, Мита. Албум пиротских Ьилимова. Тешен: S. N., S.A. 15 с., XIV листова с таблама. Здравковик, Драгиша. Ъилимарство пиротско. Прошлост, садашаост и будуЬност. Ниш: S. N., 1929. 42 с. Здравковик, Иван. КуЬа породице ХристиЪ у Пироту // Гласник Етнографског музе]а у Београду. 1955. T. 18. Београд: Етнографски музе] у Београду, 1955. C. 215-224.
Jовановик, Милка. Пиротско Ьилимарство и аегов знача] // Пиротски зборник. Т. 8-9. Пирот: Слобода, 1977. С. 311-320.
Николик, Владимир. Стари Пирот - етнолошке белешке из прошлости града. Пирот: Музе] Понишавла, 1974. 118 с.
Петковик, Милица; Влатковик, Радмила. Пиротски Ьилим (The Pirot Kilim). Београд: Српска академща наука и уметности, 1996. 160 с.
Петковик, Милица. Ъилимарско задругарство у Пироту (прилог проучаваау) // Пиротски зборник. Т. 22. Пирот: Народна библиотека Пирот, 1996. С. 215-234.
Савик, Миливо]'е. Наша индустрща и занати, н>ене основице, стан>е, односи, важност, путеви, прошлост и будуЬност. Т. II. Сара]ево: Министарство трговине и индустрще, 1922. 358 с. Станковик, Др Стеван. Пирот и околина - запис о завича]у. Пирот: Слобода,1996. 129 с. Стано]'евик, Фотщ'е. Пирот и пиротске прилике. Пирот: НИП "Хемикалс", 1996. 49 с. Сто]'ановик, Добрила. Пиротски Ьилими. Београд: Музе] примеаене уметности, 1987. 113 с. Суботик Дра J. Савка. О нашим народним тканинама и рукотворинама. Нови Сад: Латопис Матице српске, 1904. 95 с.
Тодоровик, Драган. Ружица ИлиЪ - Ьилимарка из „Ъилимграда" (Пирот) // Занатли]а у погранич]у. Ниш: Машински факултет у Нишу, 2014. С. 173-216.
Ъирик, Jован. О пиротском Ьилимарству. Сепарат. Пирот: Слобода, 1968. 29 с.
Вирик, Душам:. Мустаф Агин конак - дом Аран^ела витеза Трнског // Пиротски зборник. Т. 3. Пирот: Слобода, 1971. С. 71-84.
Цветковик, Марина. Два лица - колекцща пиротских Ьилима Етнографског музе]а у Бограду. Београд: Службени гласник, 2016. 340 с.
Цветковик, Марина. ДомаЬа текстилна радиност у околини Пирота у друго половини XIX и у XX веку // Гласник Етнографског музе]а у Београду. 74 бр. 1. Београд: Етнографски музе] у Београду, 2010. С. 235-281.
Цветковик, Марина. Игра шарених нити: колекцща пиротских Ьилима Етнографског музе]а у Београду. Београд: Етнографски музе] у Београду, 2008. 100 с.
Цветковик, Марина. Специфичности пиротског Ьилимарства 1945 // Гласник Етнографског Музе]а. 2015. Т. 79. Београд: Етнографски музе] у Београду, 2015. С. 63-96.
Information about the article Author: Tsvetkovich, Marina - Museum Adviser, Belgrade, Ethnographic Museum, Belgrade, Serbia, [email protected] The paper was translated from Serbian by Alena Mikhaylova Title: Pirot kilim - from veil to Serbian national visual symbol
Summary: Due to its outstanding artistic, cultural and historical value, Pirot carpet weaving is considered to be the highest achievement of the Serbian weaving tradition. Its main characteristics, meaning and historical path is considered in article. The transformation of the city Pirot in the center of carpet weaving in the XIX century was promoted by its advantageous geographical position and economic factor, which consisted in the distant herding traditionally developed in this region, which provided the raw materials necessary for the development of weaving - high-quality sheep wool. After the liberation of southern Serbia in 1878 from the Ottoman Yoke, the Pirotickilims became a prestigious attribute for interior design of Serbian population. At the end of the XIX- the beginning of the XX centuries, during the period of renewal and constitutionalization of the Serbian state, they entered the public space and assumed the function of the Serbian national symbol. Pirotkilims began to decorate sacred objects, royal courts, government offices. They were act as a solemn attribute at historical events, competitions, parades, congresses and major international exhibitions. Their hand-made productiontechnology remained unchangedfor centuries. So in the 21th century these items are single-piece, exclusive, expensive products, which value is determined by the geographical origin, historicity and symbolism. Archaic patterns, traditional techniques, natural materials and the history of their existence make the Kilims worthy objects of museum collections all over the world, but their richest collection is kept in the EthnographicMuseum in Belgrade. Keywords: Pirot carpet weaving, Serbia, national symbol, weaving, tradition
References:
Antic, Ranko. Dvadeset godina industrije odece «Prvi maj» [Twenty years of clothing industry «First May»] in Pirotski zbornik. T. 10. Pirot: Sloboda Publ., 1979. Pp. 25-34. (in Serbian).
Benac, Alojz; Mladenovic, Ljubica. Sarajevo od najstarijih vremena do danas [Sarajevo from the earliest times to the present]. Sarajevo: Muzej grada Sarajeva Publ., 1954. 95 p. (in Serbian). Ciric, Dushan. Mustaf Agin konak - dom Arangela viteza Trnskog [Mustaf Agin Konak - the home of Arrangel of the Knight of Trnsky], in Pirotski zbornik. Vol. 3. Pirot: Sloboda Publ., 1971. Pp. 71-84. (in Serbian).
Ciric, Jovan. O pirotskom kilimarstvu [About the Pirot carpet weaving]. Pirot: Sloboda Publ.,1968. 29 p. (in Serbian).
Garotic, Sreten. Braca Garotic - Trgovachka kuca izvoznik pirotskikh kilimova (1869-1948) [Garotic Brothers - Commercial House Exporter of Pirot carpets (1869-1948)], in Istorija jedne poroditse. Pirot: Muzej Ponishavla Publ., 2005. 72 p. (in Serbian).
Gilbar, Gad. Muslim tujjar of the Middle East and Their Commercial Networks in the Long Nineteenth Century, in Studia Islamica. 2005. No. 100/101. Pp. 183-202.
Jovanovic, Milka. Pirotsko kilimarstvo i n'egov znachaj [Pirot carpet weaving and its significance], in Pirotski zbornik, Vol. 8-9. Pirot: Sloboda Publ., 1977. Pp. 311-320. (in Serbian).
Mellaart, James. Anatolian Kilims; New Insights and Problems, in Anatolian Studies. 1984. Vol. 34. Pp. 87-95.
Nikolic, Vladimir. Stari Pirot - etnoloshke beleshke izproshlosti grada [Old Pirot - ethnological notes about the past of the city]. Pirot: Muzej Ponishavla Publ., 1974. 118 p. (in Serbian).
Palairet, Michael. The Decline of the Old Balkan Woollen Industries, c. 1870-1914, in Vierteljahrschrift fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. 1983. Bd. 70. H. 3. Pp. 330-362.
Petkovic, Militsa. Kilimarsko zadrugarstvo u Pirotu (prilog prouchavan'u) [Carpet weaving cooperatives in Pirot (Contribution)], in Pirotski zbornik, Vol. 22. Pirot: Narodna biblioteka Pirot Publ., 1996. Pp. 215-234. (in Serbian).
Petkovic, Militsa; Radmila, Vlatkovic. Pirotski kilim (The Pirot Carpet weaving - Kilim), Belgrade: Srpska akademija nauka i umetnosti Publ., 1996. 160 p. (in Serbian).
Popovic, Bojana. Ucesce Kraljevine SHS na Medunarodnoj izlozbi modernih primenjenih i industrijskih umetnosti u Parizu 1925 [Participation of the Kingdom of SHS at the International Exhibition of Modern Applied and Industrial Art in Paris in 1925], in Godine: Zbornik Narodnog muzeja. 1997. Vol. 16, Nr. 2. Pp. 233-243. (in Serbian).
Quataert, Donald. Machine Breaking and the Changing Carpet Industry of Western Anatolia, 1860-1908, in Journal of Social History. 1986. Vol. 19. No. 3. Pp. 473-489.
Savic, Milivoje. Nasha industrija i zanati, wene osnovitse, stawe, odnosi, vazhnost, putevi, proshlost i buduhnost [Our industry and crafts, its basics, condition, relationships, importance, paths, past andfuture]. T. II. Sarajevo: Ministarstvo trgovine i industrije Publ., 1922. 358 p. (in Serbian).
Stankovic, Dr Stevan. Pirot i okolina - zapis o zavichaju [Pirot and the surrounding area - a narrative about homeland]. Pirot: Sloboda Publ., 1996. 129 p. (in Serbian).
Stankovic, Ivan. Osnovni pojmovi cilimarstva [Basic terms of carpet weaving]. Zagreb: Naklada pisceva Publ., 1954. 115 p. (in Croatian).
Stanojevic, Fotije. Pirot ipirotske prilike [Pirot and the Pirot shape]. Pirot: NIP "Khemikals" Publ., 1996. 49 p. (in Serbian).
Stojanovic, Dobrila. Pirotski kilimi [Pirot carpet weaving]. Belgrade: Muzej primen'ene umetnosti Publ., 1987. 113 p. (in Serbian).
Subotic, Dra Savka. O nashim narodnim tkaninama i rukotvorinama [About our folk weaving and craft]. Novi Sad: Latopis Matitse srpske Publ., 1904. 95 p. (in Serbian).
Todorovic, Dragan. Ruzhitsa Ilih - hilimarka iz „Bilimgrada" (Pirot) [Ruzhitsa Elic - kilimarka from „kilimgrada"], in Zanatlija upogranichju. Nish: Mashinski fakultet u Nishu, 2014. Pp. 173-216. (in Serbian). Tsvetkovih, Marina. Domaha tekstilna radinost u okolini Pirota u drugoj polovini XIX i u XX veku [Domestic textile work in the vicinity of Pirot in the second half of the 19th and 20th centuries], in Glasnik Etnografskog muzeja u Beogradu. 2010. T. 74, br. 1. Pp. 235-281. (in Serbian).
Tsvetkovih, Marina. Dva litsa - kolektsija pirotskikh kilima Etnografskog muzeja u Bogradu [Two faces - a collection of Pirot carpets weaving of the Ethnographic Museum in Bograd]. Beograd: Sluzhbeni glasnik Publ., 2016. 340 p. (in Serbian).
Tsvetkovih, Marina. Igra sharenikh niti: kolektsija pirotskikh kilima Etnografskogo muzeja u Beogradu [Game of the colorful thread: Pirot carpets collection of the Ethnographic Museum in Belgrade]. Belgrade: Etnografski muzej u Beogradu Publ., 2008. 100 p. (in Serbian).
Tsvetkovih, Marina. Spetsifichnosti pirotskog kilimarstva 1945 [The specificity of the Pyrotic carpet weaving 1945] in Glasnik Etnografskog muzeja u Beogradu. 2015. T. 79. Pp. 63-96. (in Serbian). Velkova, Sashka. Chuvar doma i plamena: kukni ikonostasi Pirota [Home Guard and Flame: Household iconostasisPirot]. Pirot: Muzej Ponishavla Pirot Publ., 2014. 90 p. (in Serbian).
Velkova, Sashka; Panajotovic, Mila. Putopistsi o pirotskom kraju [Travel Writers about Pirot]. Pirot: Muzej Ponishavla Pirot Publ., 2012. 128 p. (in Serbian).
Vitkovic-Zhikic, Milena. Pirotski kilimi [Pirot carpet weaving]. Belgrade: Muzej primen'ene umetnosti Publ., 2001. 243 p. (in Serbian).
Zdravkovic, D. Kilimarstvo pirotsko. Proshlost, sadashn'ost i buducnost [Pirot carpet weaving: past, contemporaneity and future ]. Nish: S. N., 1929. 42 p. (in Serbian).
Zdravkovic, Ivan. Kuca poroditse Khristic u Pirotu [House of the Hristic family in Pirot], in: Glasnik Etnografskog muzeja u Beogradu. 1955. Vol. 18. Pp. 215-224. (in Serbian).
Zhivkovic, Mita. Album pirotskikh kilimova [Album of Pirotian carpets]. Teshen: S. N., S. A. 15 p. (in Serbian).