Научная статья на тему 'Пиратство как преступление по международному уголовному праву'

Пиратство как преступление по международному уголовному праву Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4389
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПИРАТСТВО / КОНВЕНЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / INTERNATIONAL CRIMINAL LAW / PIRACY / CONVENTIONAL CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадырова Надежда Николаевна

Представлены уголовно-правовые и криминологические характеристики пиратства и его связь с другими преступлениями международного характера; приводятся отличительные признаки как самого указанного преступного деяния, так и конвенционных преступлений, к числу которых оно относится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Represented by the criminal law and criminological characteristics of piracy and its connection with other crimes of an international character, are distinctive features of both the specifi ed criminal activity as well as conventional crimes, among which it relates.

Текст научной работы на тему «Пиратство как преступление по международному уголовному праву»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250).

Право. Вып. 30. С. 93-96.

Н. Н. Кадырова

ПИРАТСТВО КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

Представлены уголовно-правовые и криминологические характеристики пиратства и его связь с другими преступлениями международного характера; приводятся отличительные признаки как самого указанного преступного деяния, так и конвенционных преступлений, к числу которых оно относится.

Ключевые слова: международное уголовное право, пиратство, конвенционное преступление.

В международном уголовном праве существует многочисленная группа преступлений, обозначаемых в качестве преступлений международного характера или конвенционных преступлений.

По мнению И. И. Карпеца, данные преступления можно определить как деяния, предусмотренные международными соглашениями (конвенциями), которые не относятся к преступлениям против человечества, но посягают на нормальные отношения между государствами, наносят ущерб мировому сотрудничеству в различных областях отношений (экономических, социально-культурных и т. д.), а также организациям и гражданам, являются наказуемыми либо в соответствии с нормами, установленными в международных соглашениях (конвенциях), ратифицированных в установленном порядке, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими соглашениями (конвенциями)1.

Рассматриваемую категорию преступлений можно назвать также общеуголовными преступлениями, которые причиняют вред или создают угрозу его причинения международным отношениями в той или иной области, но не посягают на мировой правопорядок и безопасность человечества в целом, хотя такие преступления, как терроризм, пытки, захват заложников, рабство, при определенных условиях могут признаваться международными преступлениями.

Как правило, в конвенциях, устанавливающих международные преступления, закрепляется обязанность государств-участников включать в национальное законодательство соответствующую норму, определяющую преступность и наказуемость того или иного деяния. Например, в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников закреплено следующее положение: «...существует настоятельная необходимость ... в разработке и принятии эффективных

мер для предупреждения, преследования и наказания всех актов захвата заложников как проявления международного терроризма. Каждое государство-участник предусматривает соответствующее наказание за преступления, обозначенные в данной конвенции»2.

Исследуя преступления международного характера, В. П. Панов, в частности, отмечает, что их объектом выступают отношения межгосударственного сотрудничества, права человека и другие охраняемые международным правом общечеловеческие ценности, их общественная опасность ниже, чем у международных преступлений, уголовная ответственность за их совершение наступает по нормам национального законодательства3. Еще одной особенностью данных преступлений является признание субъектами их совершения только физических лиц, хотя не исключается совершение этих деяний при содействии органов власти (например, при легализации преступных доходов, терроризме).

Необходимость договорным путем на международном уровне определять преступность отдельных деяний была обусловлена потребностью государств в консолидации усилий по борьбе с отдельными видами преступной деятельности, проявляющейся в мировом масштабе. Как правило, в преамбулах к международным договорам отмечается опасность данной категории преступлений как для международных, так и для внутригосударственных отношений, но гораздо меньшая, чем преступлений против мира и безопасности человечества (международных преступлений). По указанным преступлениям широко развит институт оказания правовой помощи и выдачи преступников в соответствии с правилами, установленными международными договорами.

Ввиду многочисленности рассматриваемых нами преступлений целесообразно классифицировать их на группы по объекту преступного

посягательства: преступления против личных прав и свобод человека; преступления против здоровья населения и общественной нравственности; преступления против мировой финансовоэкономической системы; преступления против общественной безопасности. Именно к последней из указанных групп традиционно относится и пиратство.

Еще в соответствии с обычными нормами международного права пиратство признавалось преступлением. Пиратство продолжает оставаться актуальной проблемой в морских регионах с низким уровнем экономического развития, в некоторых странах оно пользуется государственной поддержкой (например, по неофициальным данным, военное командование Индонезии не препятствует совершению актов пиратства). При этом необходимо отметить, что информации о нападениях пиратов в открытых для изучения источниках недостаточно, чтобы дать этому преступлению исчерпывающую уголовно-правовую и криминологическую характеристику, но описать это явление в самых общих чертах, указывающих на его повышенную общественную опасность, представляется возможным.

На сегодняшний день ст. 101 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.), которая ратифицирована Россией в феврале 1997 г.. указывает, что «пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием соверше-

нию действий, предусмотренных в подпункте а или Ь »4.

По оценке специалистов, за период 1990— 2000 гг. около 80 % нападений пиратов в мире совершалось в пределах территориальных вод, в гаванях, на якорных станциях, но не в открытом море, что фактически делало невозможным применение указанной выше конвенции5.

В этой связи Международное бюро по морскому судоходству в 1992 г. предложило определять пиратство как акт проникновения на борт любого судна с намерением совершить кражу или иной вид преступления при наличии возможности использовать силу в ходе этого акта независимо от того, стоит ли судно в порту или находится в движении в национальных или международных водах, назвав три типа инцидентов с участием пиратов6:

1) вооруженное ограбление низкого уровня, которое предполагает несложное по замыслу нападение на судно в море или гавани, совершенное в благоприятный момент немногочисленной бандой, члены которой обычно вооружены ножами («напал — награбил — убежал»). Цель такого ограбления — завладение наличными средствами и ценными вещами членов экипажа, пропажа которых обнаруживается обычно после исчезновения грабителей;

2) вооруженное нападение и грабеж среднего уровня, повлекшие за собой серьезные ранения и убийства, совершаемые организованной и вооруженной бандой, действующей с другого корабля или из укрытия. Деятельность пиратов в данном случае является регулярной, они всегда применяют насилие в отношении членов экипажа и лиц, находящихся на борту, груз перегружают прямо в море на другое судно.

В ноябре 1997 г. в таиландском заливе пиратами был захвачен танкер Индонезии с грузом 3000 тонн дизельного топлива. Прямо в море груз был перегружен на танкер пиратов, экипаж оставили в живых. Практика захвата нефтяных и топливных танкеров с целью перепродажи нефти и топлива весьма распространена и сегодня7;

3) крупные криминальные нападения или организованное нападение с целью захвата судна («феномен корабля-призрака»), которые осуществляются хорошо информированными группами международных преступников, использующих в своих интересах многочисленные подготовленные и вооруженные банды. Преступники

обычно перегружают груз на другой корабль прямо в море и в дальнейшем перепродают его по имеющейся договоренности, а суда по фальшивым документам регистрируют и используют для транспортировки грузов.

Так, например, в октябре 1999 г. грузовое судно под панамским флагом, имея на борту 7000 тонн алюминия стоимостью примерно 20 млн долл., шло из Индонезии в Японию. Примерно через два с половиной часа пираты захватили судно и экипаж с помощью члена банды, нанявшегося в команду судна. Для захвата судна была использована моторная лодка, шедшая параллельным курсом. После захвата названия судна и лодки были изменены, экипаж принудительно пересажен на моторную лодку. Часть груза была доставлена на Филиппины, а экипаж в течение 10 дней находился в открытом море и был спасен рыбаками Таиланда. После утраты связи пароходства со своим судном в известность был поставлен центр регистрации случаев пиратства Международного морского бюро в Куала-Лумпуре, начавший поиск по характеристикам судна. В ноябре 1999 г. подобное судно было обнаружено под другим названием. Проверка установила, что судно с таким именем не зарегистрировано, оно было задержано индийскими военными. Пятнадцать пиратов были арестованы8.

На сегодняшний день широкое распространение получили пиратские акции по захвату людей с целью выкупа. Так, в период 2004- 2006 гг. были зарегистрированы новые формы проявления морского пиратства, направленного на получение материальной выгоды в обмен на заложников, как правило, 2-3 пассажиров или членов экипажа. Торги обычно ведутся начиная со 100 тыс. долл. за человека, а завершаются 10-20 тыс. долл. Такие факты были зарегистрированы в северной части Малаккского залива и в пределах треугольника морских границ Филиппины — Малайзия — Индонезия. Такая деятельность осуществляется уже представителями террористических групп, что позволяет говорить о морском пиратстве как о разновидности международного терроризма9.

Отнесение морского пиратства к категории международного терроризма обусловлено возрастанием общественной опасности данного деяния, ставящего под угрозу мировой правопорядок, безопасность, стабильность экономических и политических отношений на международном уровне. Захват судна пиратами позволяет им

свободно передвигаться по морю, совершать террористические нападения на другие суда или с помощью судов на береговые цели, в том числе с применением оружия массового поражения. Целью террористов могут стать газохранилища в морских портах. Так, по оценке специалистов, взрыв 360 млн кубометров газа эквивалентен взрыву 200 атомных бомб или бомбе, сброшенной на Хиросиму. Не меньшую опасность представляют захваты пиратами грузов с удобрениями для сельского хозяйства, взрыв которых может стоить сотни человеческих жизней и нанести непоправимый вред окружающей среде. В историю вошли такие факты морской террористической деятельность Аль-каиды: в октябре 2000 г. террористы на груженом взрывчаткой катере напали на американский эсминец. Четырнадцать моряков погибли. В январе 2002 г. было похищено у военно-морских сил Израиля судно с 50 т оружия и боеприпасами10.

Необходимо отметить, что с субъективной стороны пиратство совершается только с прямым умыслом, при этом обязательным является наличие цели: захват груза, судна, завладение материальными ценностями, достижение иных целей при совершении пиратства, сопряженного с захватом заложников. Субъектами указанного преступления являются вменяемые физические лица, достигшие возраста уголовной ответственности, как правило, преступление совершается группой лиц по предварительному сговору с той или иной степенью организации преступления и распределения ролей.

Вообще следует отметить высокий уровень латентности пиратства в связи с тем, что потерпевшие не стремятся сообщать в официальные органы о совершении в отношении них преступления, так как это повлечет стоянку судна в порту до окончания расследования инцидента, а один день простоя стоит 25 тыс. долл. О фактах пиратства становится известно, только если в результате его совершения имеются убитые или раненые. Так, в 1992 г. зарегистрировано 106 случаев пиратства, три человека из экипажа были убиты и три ранены; в 1997 г. совершено 247 пиратских нападений, ранены 30, убиты 57 человек из состава экипажа; 1998 г. — 202 случая пиратства, 35 человек ранены, 67 убиты; за период 19952000 гг. в среднем происходило ежегодно 109 нападений пиратов, а вероятность стать их жертвой составила 0,2 %. По мнению большинства международных организаций и представителей

официальных властей государств, такой показатель является достаточно низким для придания проблеме статуса мировой. Если материальные потери компенсируются за счет увеличения объемов перевозок11, то потери людей, к сожалению, восполнить невозможно, и это должно стать стимулом для консолидации усилий государств на международном уровне в борьбе с пиратством как преступлением международного характера. Тем более что уже в 2003 г. было зарегистрировано 445 покушений и оконченных нападений пиратов на морские суда, в результате чего погиб 21 моряк, 71 считается пропавшим без вести, а официальная статистика занижена в 2-8 раз12.

Наиболее опасными маршрутами на сегодняшний день остаются Филиппинские острова (нападение на рыболовецкие суда и морские паромы), Индонезия, Малайзия, Сингапур (нападения в ночное время на якорных стоянках), Сомали (жестокость и кровожадность нападений под прикрытием официальных властей), Шри-Ланка (захват и перепродажа груза для получения средств в поддержку террористов), Красное море (нападение на яхты), Бразилия (нападение на суда, стоящие на якорях), Никарагуа, Коста-Рика (нападения пиратов на стоящие в порту суда)11.

Сближение терроризма и пиратства как преступлений международного характера требует

осознания всей серьезности данной проблемы и выработки новой политики по борьбе с данными видами преступной деятельности с консолидацией усилий государств в борьбе с проявлениями пиратства.

Примечания

1 См.: Карпец, И. И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 48.

2 Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.) // Справ. правовая система «Гарант».

3 См.: Панов, В. П. Международное уголовное право : учеб. пособие. М., 1997. С. 68-70.

4 См.: Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // Справ. правовая система «Гарант».

5 См.: Куршев, М. Международные проблемы борьбы с морским пиратством // Уголов. право. 2001. № 4. С. 105.

6 Он же. Пиратство и терроризм на море // Там же. 2006. № 3. С. 124-125.

7 Он же. Морское пиратство — разновидность международного терроризма // Там же. № 4. С. 133.

8 Он же. Пиратство и терроризм на море // Там же. № 3. С. 125.

9 Он же. Морское пиратство — разновидность международного терроризма // Там же. № 4. С. 134.

10 Он же. Пиратство и терроризм на море // Там же. № 3. С. 126-127.

11 Он же. Международные проблемы борьбы с морским пиратством // Там же. 2001. № 4. С. 106.

12 Он же. Пиратство и терроризм на море // Там же. № 3. С. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.