ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)
ПИОНЕР-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПОЭЗИИ: К 80-ЛЕТИЮ М.Х.БАКИРОВА
© Р.Ф.Харрасова
10 декабря 2013 года исполняется 80 лет со дня рождения одного из крупнейших ученых-фольклористов, теоретиков-литературоведов Татарстана, профессора Казанского государственного федерального университета Марселя Хаер-насовича Бакирова. Труды и деятельность М.Х.Бакирова известны не только в пределах Российской Федерации, его знают и за рубежом как видного фольклориста, теоретика стиха, историка литературы тюркских народов. Он является наставником уже не одного поколения татарских ученых.
М.Х.Бакиров - автор 50 серьезных научных публикаций, в том числе 6 книг (монографий, учебных и методических пособий, сборников фольклора). Основные труды ученого посвящены стиховедению («Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии», «Путешествие в мир поэзии. Из истории перехода от фольклора к письменной поэзии»), фольклору («Татарский фольклор»), а также поэтике, стилистике, текстологии. Он является автором ряда статей «Татарской энциклопедии» и «Энциклопедии Тукая». М.Х.Бакиров активно сотрудничает с Научным центром изучения нематериального наследия РТ и принимает участие в подготовке тематических изданий.
Обладая изысканным стилем письма, тонким чутьем к научному слову и к тому же писательским талантом, он стал известен как редактор академических изданий, выпускаемых в рамках научных проектов ИЯЛИ КФАН РТ, и прекрасный рецензент в области отечественной филологии и художественной литературы.
М.Х. Бакиров принадлежит к поколению, на плечи которого тяжким бременем легли годы репрессий, Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи. Ему была уготована судьба сына «врага народа». Отец - Хаернас Бакиров, директор Верхне-Багражской школы Заинского района, секретарь парткома - был арестован органами НКДВ по ложному обвинению и приговорен к расстрелу. Трудности не сломили мальчика, закалили его характер и научили отстаивать собственные убеждения.
В 1951 году, после окончания средней образовательной школы, М.Х.Бакиров поступил на татарское отделение историко-филологического
факультета Казанского государственного университета и в 1956 году закончил его с большими успехами в научно-исследовательской работе. В университете М.Бакиров слушал лекции таких известных татарских ученых, как Х.Усманов, Л.Заляй, Я.Агишев, И.Нуруллин, Д.Тумашева и др.
М.Бакиров во время защиты дипломной работы вступил в научный спор со своим научным руководителем Х.Усмановым, который в эти годы, находясь под влиянием теории русского стиха, на своих лекциях настаивал на том, что татарский стих по ритмико-метрическому строю носит силлабо-тонический характер, т.е. строится на чередовании ударных и безударных слогов.
В тюрко-татарском стиховедении вплоть до 1950-1960-х гг. существовали две точки зрения на строй татарского стиха. Если В.Радлов,
B. Минорский, В. Гордлевский в своих трудах установили, что в тюркском стихе наблюдается членение на ритмические звенья и ведущую роль в нем играет изосиллабизм, то Ф.Корш настаивал на том, что стихосложение тюркских народов изначально имело силлабо-тонический характер. Так, татарские литературоведы и писатели
C.Рамиев («Шагыйрь альбомына», 1910), Г.Сагди («Мохтэсар кавагыйде эдэбия», 1911), Г.Рахим («Халык эдэбиятымызга бер караш», 1914), Г.Ибрагимов («Эдэбият кануннары», 1916) выступили с утверждениями, что «у нас соразмерность стихов заключается в количестве слогов», «среди различных строев стиха счет по пальцам - бармак - самый легкий», «наши стихотворные размеры - силлабические и измеряются количеством слогов». С.Рамиев и Х.Вали («Татар шигыре тезелеше», 1929) выявили отличительные особенности аруза от силлабического строя. Х.Курбатов («Татар телендэ шигырь ритмикасы», 1955) первым доказал чужерод-ность силлабо-тонической системы для татарского стихосложения и правомерность бытования силлабической системы с древнейших времен в фольклоре, а также в письменной поэзии. Если Х.Вали примечал в тюрко-татарском арузе ритмическую роль открытых и закрытых слогов и покрытие цезур словами, то Х.Курбатов, опираясь на находки В. Радлова, показал, как силлабический стих членится на ритмические части.
ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
М.Бакиров в своей дипломной работе вслед за Х.Курбатовым настаивал на самобытности строя тюркско-татарского стиха и убедил экзаменационную комиссию в том, что татарский стих строится на изосиллабизме, основанном на слоговом равенстве параллельных стихотворных строк.
В 1956 году Марселя Хаернасовича, выпускника КГУ, направляют в Уфу в качестве литсот-рудника в областную газету Башкортстана «Кызыл тац», выходящую на татарском языке. Вскоре он становится секретарем этого печатного издания, отвечающим за оформление, содержание и жанровое многообразие опубликованных материалов. Здесь раскрылся незаурядный талант Ба-кирова-журналиста: его очерки, зарисовки, фельетоны пользуются успехом у читателей.
В 1966 году М.Х.Бакиров поступает учиться в аспирантуру при КГУ и начинает работать над кандидатской диссертацией под руководством известного теоретика тюркского стиха Х.Усма-нова. Молодой ученый был вынужден вновь вступить в спор со своим учителем-стиховедом, который придерживался мнения, что так называемый тюркский аруз, основанный на чередовании долгих и кратких слогов, был создан тюр-коязычными народами без всякого влияния извне. М.Бакиров же раскрыл роль арабо-персидского аруза в формировании этого типа стихосложения в татарской поэзии. Это позволило молодому ученому в дальнейшем выявить типологически общие и специфические свойства силлабического и квантитативного (аруз) типов стиха, которые функционировали соответственно в фольклоре и классической письменной поэзии. Материал диссертации лег в основу его книги «Путешествие в мир Поэзии. Из истории перехода от фольклора к письменному стиху» (1999).
1970 г. стал точкой отсчета преподавательской деятельности М. Х. Бакирова в Казанском университете. Автор программ по курсам «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Татарское устное народное творчество» вскоре снискал славу одного из ведущих преподавателей кафедры истории татарской литературы.
В 1970-80-е годы доцент КГУ М.Х.Бакиров внес огромный вклад в изучение татарского фольклора. Фольклорные экспедиции под его руководством обследовали не только сельские районы РТ, но и места компактного проживания татар в нашей стране. В результате кропотливой работы была собрана богатая коллекция фольклорных материалов, отражающих быт и историю татарского народа. Неудивительно, что основная работа по систематизации собранного и его ана-
лизу легла на плечи М. Бакирова. Ученый разработал принципы и методику текстологической экспертизы фольклорных текстов, подготовки их к публикации.
В результате этих научных изысканий родилась книга «Опыт системного исследования татарского фольклора» (1981), написанная в соавторстве с А.Г.Яхиным, в которой осуществлен системный подход к характеристике жанрового разнообразия татарского фольклора в качестве целостного этнокультурного феномена, созданного народом как своеобразный опыт освоения действительности на протяжении всего исторического пути развития; раскрыты мировоззренческие, гуманистические идеи, ценностные характеристики жанров устного народного творчества. М.Бакиров, в частности, раскрыл генетическую природу баитов. Ученый добился весомых результатов в реконструкции архаичного фольклора. Долгие годы он занимался изучением фольклорных взаимосвязей и взаимовлияний на межжанровом, внутрижанровом, образном уровнях.
В 1999 г. М.Бакиров успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии», посвященную раскрытию генетико-эволюционных корней и историко-социальных основ ранне-тюркской поэзии, выявлению и восстановлению ее структуры и самых древних поэтических форм. Результаты исследований ученого были отражены в двух монографиях: «Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии» (1999), «Путешествие в мир поэзии. Из истории перехода от фольклора к письменной поэзии» (1999)). Анализируя поэтические особенности древней тюркской поэзии, М. Бакиров внес коррективы в мифологическую теорию. Разработав теорию об-рядово-мифологического синкретизма, ученый внес принципиальную поправку в теорию А.Н.Веселовского. М.Бакирову удалось включить в научный оборот материалы хунно-гуннского времени, сохранившиеся в переводах и кальках, анализ которых позволил ему проследить процесс обособления и выделения из родо-племенного сообщества личности шамана-певца-поэта. М.Бакиров раскрыл богатство древнего ораторского искусства наших предков. Анализируя Орхонские литературные письменные памятники, ученый пришел к выводу, что они представляют собой древние образцы риторического красноречия. В ходе кропотливого анализа художественных текстов ученый продемонстрировал устойчивость древних традиций и их трансформацию в современной художественной литературе. Он внес огромный вклад в изучение
Р.Ф.ХАРРАСОВА
этнической и этнокультурной истории древних тюрков.
М.Бакиров участвовал в подготовке кадров высшей квалификации. Аспиранты под его руководством изучают теорию и историю татарского стиха, а также татарский фольклор.
Марселю Хаернасовичу удалось снискать славу самобытного ученого, о чем свидетельствует научно-библиографическая статья о его многогранной деятельности, опубликованная в сборнике «Российские фольклористы» в 1994 г. (Москва). Сведения о нем были включены в информационно-справочное издание «Кто есть кто в России» (на английском языке) и в «Татарскую энциклопедию». М.Бакиров был удостоен государственной награды «Заслуженный работник культуры РТ (1994), «Заслуженный деятель науки РТ» (2004), звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2008). В 1996 г. ему вручили нагрудный знак «За заслуги в культуре». В 2002 г. М.Бакиров
стал лауреатом международной премии им. Кул Гали. Он является академиком Академии Гуманитарных наук Российской Федерации, членом научного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Уважаемый Марсель Хаернасович! Примите наши теплые и сердечные поздравления по случаю Вашего юбилея - 80-летия со дня рождения! Самоотверженное служение науке, высокая мера ответственности, мудрость и широта мышления снискали Вам заслуженное уважение коллег и друзей. Вы щедро делитесь своими знаниями и опытом с теми, кому нужна Ваша поддержка, никому не отказывая в помощи. Вы относитесь к категории людей, которых отличает высокий профессионализм, обязательность и ответственность при решении сложных задач. Вместе с поздравлениями хотим пожелать Вам, уважаемый Марсель Хаернасович, крепкого здоровья, успехов во всех Ваших делах, благополучия, мира и добра.
PIONEER RESEARCHER IN THE STUDY OF OLD TURKIC POETRY: M.H.BAKIROV'S 80TH ANNIVERSARY
R.F.Harrasova
Харрасова Рифа Фатхрахмановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
E-mail: [email protected]