Научная статья на тему 'Пифагор: от здорового образа жизни до основ медицины'

Пифагор: от здорового образа жизни до основ медицины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4504
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пифагор: от здорового образа жизни до основ медицины»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Адаменко Александр Михайлович — заслуженный врач России, доктор медицинских наук,

профессор кафедры организации и тактики медицинской службы, общественного здоровья и организации здравоохранения Медицинского учебно-научного клинического центра им. П.В. Мандрыка Министерства обороны России

Адрес: 107392, г. Москва, ул. Малая Черкизовская, д. 7 Телефон: (499) 168-96-60

В.П. Кошелев, А.М. Адаменко, А.В. Шпанка

Пифагор: от здорового образа жизни до основ медицины

V.P. Koshelev, A.M. Adamenko, A.V. Shpanka

Pythagoras: from the healthy lifestyle to fundamentals of medicine

Проводя занятия со слушателями, мы неоднократно убеждались, что врачи, проходящие обучение в институте, с интересом и большим желанием слушают об античных и средневековых врачах, заложивших основы медицины, — Гиппократ и Гален, Цельс и Парацельс, Авиценна и Везалий всегда вызывали большой интерес и множество вопросов.

Напомним, что Пифагор Самосский (570—490), живший в VI—V вв. до н.э. — древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель. Основатель пифагореизма — религиозно-философского учения Древней Греции. Но, к сожалению, фигура Пифагора в целом не вызывала особого интереса у врачей, и многие слушатели воспринимали его только как великого математика, видного философа, прорицателя, в конце концов. Между прочим, Пифагор считал Землю шаром, движущимся вокруг Солнца (вследствие

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Пифагор

этого учение Коперника долго называлось пифагорейским). Однако вклад Пифагора в медицину практически не вспоминал никто. Вместе с тем, если мы озвучим одно из блистательных изречений Пифагора о том, что самое главное по мудрости в мире, то великий мудрец на первом месте определил цифру, на втором — давать определение вещам, а на третье место он поставил искусство врачевания. С нашей точки зрения, он в V в. до н.э. выразил важное мнение о значимости врачевания в жизни человечества. В рамках нашей статьи мы не будем углубляться в этико-философский фундамент его учения, и касаться математических и геометрических начал, открытых и внедренных им. Наша задача — рассказать о том вкладе, который внес Пифагор в основы медицины и как его медицинские озарения повлияли на становление медицинской науки в целом. Цель данной статьи — привлечь внимание

современных врачей к творческому наследию Пифагора в области медицины, показать, что пифагорейская медицина вместе с ее основателем Пифагором принесли неоценимый вклад в становление и развитие мировой медицины.

Достоверно подтверждается, что Пифагор первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма, сочетанием разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлением духовной и телесной жизни. Обращаясь к основам пифагорейской медицины, подчеркнем, что Пифагором по существу была разработана первая в мире система добродетельной жизни (на современном языке система здорового образа жизни) [1, 4]. Пифагор справедливо полагал, что здоровье — гармония всех элементов человеческого организма, сочетание разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлениями и духовной, и телесной жизни. «Чтобы достигнуть идеала, человек должен достигнуть трех совершенств: осуществить истину в разуме, праведность в душе, чистоту в теле. Мудрая гигиена и разумная воздержанность должны поддерживать телесную чистоту. Чистота — это не цель, а средство. Всякое телесное излишество оставляет следы и как бы загрязняет астральное тело, живой организм души; а, следовательно, страдает и дух...»

На пути сохранения здоровья для исцеления тела Пифагор советовал бороться со страдательными состояниями души: гневом, заносчивостью, тщеславием, унынием, скаредностью, трусостью, алчностью, насильственной похотью и духовной леностью. Искоренение этих страстей исцеляет от страданий не только душу, но и тело.

Известно, что в VI—V вв. до н.э. существовали 2 крупные медицинские школы — Киренская (в греческой колонии в Африке) и Кротонская, создателем которой был Пифагор (по Геродоту). Ссылка на медицину пифагорейцев из сочинения Ари-стоксена дошла до нас в передаче Ямвли-ха: «В медицине пифагорейцы были более всего привержены к диете и соблюдали ее со всей строгостью».

Перечень 10 самых известных врачей V в. до н.э. состоит почти полностью из имен пифагорейцев. Вот несколько из них:

• Алкмеон из Кротона — самый известный из пифагорейских врачей и автор первого дошедшего до нас медицинского трактата (занимался анатомированием, причем в наибольшей степени его интересовала анатомия органов чувств, и в этой сфере ему принадлежит открытие нервов, идущих от органов чувств к мозгу);

• Иккос из Тарента — активно пропагандировал гимнастику и диетику, его рекомендации по воздержанности при потреблении пищи даже породили поговорку «обед Иккоса»;

• Эмпедокл из Агригента;

• Акрон из Агригента, прославившийся сочинением «О диете здоровых»; и др. Медицинские идеи Пифагора были

сосредоточены в одном из основных его утверждений: «Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом, всеми доступными средствами: от тела — болезнь, от души — невежество, от желудка — излишество, от дома — разногласие, от города — смуту, от всего в целом — неумеренность».

Вместе с тем отметим, что приемы, которыми пользовались пифагорейские врачи, не могли нанести существенный вред больным, а это в условиях малой эффективности доступных медицинских средств

было чрезвычайно важно. Не случайно девизом уже гиппократовской медицины становится девиз: «Не навреди!».

Путь к здоровой жизни Пифагор рекомендовал начинать с правильного питания. Любой продукт питания, по мнению Пифагора, порождает свойственное лишь этому продукту состояние души, поэтому нельзя есть пищу, во-первых, чуждую богам, во-вторых, пищу, которая считалась священной. К первой группе относилось, в частности, мясо, а также вино (впрочем, и то, и другое Пифагор все-таки разрешал потреблять ученикам в ограниченных количествах), ко второй — мальва, считавшаяся первым вестником тяготения небесного к земному и использовавшаяся Пифагором при длительном уединении и медитациях, и бобы. Пифагор, кроме того, не рекомендовал, есть пищу, которая мешает предвидению будущего, чистоте души и ясности сновидений. В античном мире это прежде всего относилось к мясным продуктам. Пифагор настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и, особенно, судьям накануне судебных разбирательств. Вареную пищу Пифагор не советовал жарить, так как считал недопустимым смешивать свойство мягкости, присущее вареному, со свойством гнева (огня), присущим жареному.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что даже на пифагорейцев, не говоря уже о пифагористах, Пифагор не накладывал никаких строгих запретов по приему пищи. Все его советы носили исключительно рекомендательный характер. Однако Пифагор предупреждал строго об одном — о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье. Пифагорейцы всегда должны были заботиться о том, чтобы их тело не было бы слишком тощим или тучным.

Учение Пифагора можно разбить на 2 части: научный подход к познанию мира и проповедуемый им религиозно-мистический образ жизни.

Ученики Пифагора делились на 2 большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, по-знавателями и математиками), а вторую — подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). Для акусматиков придумывались своего рода пословицы (или акусмы, легко запоминаемые и отражающие основные ключевые позиции философии Пифагора. Интересны некоторые из них:

«Что всего разумнее? — Время: одно оно уже открыло, а другое еще откроет».

«Что всего неотъемлемей? — Надежда. Она есть и у тех, у кого больше ничего нет».

«Что всего полезней? — Добродетель. Она делает полезным и все остальное хорошим пользованием».

«Что всего вреднее? — Порок. Он больше всего портит вещей своим присутствием».

«Что самое трудное? — Познать самого себя».

«Что всего сильнее? — Неизбежность. Она неколебима».

«Что самое праведное? — Жертвовать».

«Что самое мудрое? — Наука врачевания».

«Что самое прекрасное? — Гармония».

«Что самое сильное? — Мысль».

«Что самое лучшее? — Счастье».

«Во время гнева не должно говорить, ни действовать»

«Как не коротки слова "да" и "нет", все же они требуют самого серьезного размышления».

«Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье».

Приведенные акусмы показывают значимость и основу подхода Пифагора к медицине, человеку и миру в целом.

Пифагорейцы знали и активно использовали целебные свойства трав и растений. Пифагор и его ученики очень часто в ходе лечения применяли целебные мази, такой подход выгодно отличался от сложившегося порядка лечения в то время. Любимым методом лечения у пифагорейцев были припарки. Пифагор не приветствовал хирургию во всех ее формах, так как не допускал изменения человеческого тела, данного Творцом. В ряде случаев пифагорейцы использовали при лечении заклинания.

Пифагорейцы лечили тело гимнастикой и наружными лекарствами, а душу — музыкой. Они избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния и душевной тревоги. Для этого они применяли определенные психотерапевтические манипуляции. Они стремились предотвращать болезни, для чего разрабатывали рациональный режим питания и отдыха. При лечении пифагорейцы предпочитали наружные средства внутренним, а тем более — хирургическому вмешательству.

Пифагор и его последователи придавали огромное значение контролю и управлению эмоциями и постоянно заботились о поддержании в себе ровного позитивного настроения. Пифагорейцы не должны были быть слишком веселыми или излишне мрачными. Особенно опасными состояниями эмоциональной сферы считались состояния раздражения и гнева. Пифагор неукоснительно требовал, чтобы раздраженный или, тем более, разгневанный человек не принимал никаких решений и не совершал никаких действий. Пифагор учил, что никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется: «Все люди знают, чего они хотят, но мало кто знает, что ему нужно». Наряду с контро-

лем над эмоциями тщательному анализу подвергались желания человека. Желания человека разнообразны и бесконечны, они могут породить стремления к наслаждениям, а наслаждения, как отмечал Пифагор, — постоянные спутники малых и больших заблуждений. Начинать переосмысливать свои желания и стремления нужно с контроля за пищей и питьем, которые принимает человек, а также контроля над эмоциями. Вслед за этим имеет значение контроль за оценкой похвал в свой адрес и контроль за оценкой общественного мнения о себе, затем контроль над принимаемыми решениями и поступками.

Создаваемое пифагорейцами умеренно радостное состояние эмоциональной сферы должно было, по утверждению Пифагора, готовить учеников к тому, чтобы ни одно несчастье человеческой жизни не застало его врасплох. Конечно, в целом этого было мало. Для преодоления невзгод также необходимо было иметь ясный ум и способность спокойного, не раздраженного эмоциями анализа случившегося. По Пифагору, ясность ума достигалась через тренировку памяти. Считалось, что в результате контроля над эмоциональной и интеллектуальной сферой человек может стать добродетельным и без посторонней помощи и совета сможет предвидеть, что пойдет ему на пользу. Это трудно, но человек сможет на примере того, что случилось с другими, установить полезные для себя действия.

В медицинском мире Пифагор также известен тем, что он заложил основы му-зыкотерапии. Он составил гармонический ряд и заложил основы музыкальной грамоты, придавал огромное значение использованию музыки для лечения. Помимо чисто профилактического воздействия музыкой, которое постоянно использовалось в школе Пифагора, где по утрам и вечерам

проводилось хоровое пение, под аккомпанемент струнных инструментов (часто исполнялись пеаны — гимны богу Аполлону), Пифагор первый заметил воздействие музыки и пения на больных людей. Лечение музыкой впоследствии использовал и Гиппократ, который, в частности, лечил радикулит и нервные болезни громкой игрой на трубе перед пациентом. Однако Пифагор отдавал явное предпочтение струнным музыкальным инструментам. Таким образом, Пифагору принадлежит открытие терапевтического эффекта музыки. Он не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это музыкальной медициной. Он полагал, «что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая душа и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу».

В школе Пифагора с профилактической целью по утрам и вечерам проводилось хоровое пение, сопровождавшееся струнными инструментами: «Отходя ко сну, пифагорейцы освобождали разум от смятения и шума, царящего в нем после проведенного дня, некоторыми напевами и специальными мелодиями и таким путем обеспечивали себе спокойный, с немногочисленными, но приятными сновидениями, сон, а, встав ото сна, снимали сонную вялость и оцепенение с помощью другого рода мелодий».

Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. Некоторые мелодии были выдуманы, для того чтобы лечить пассивность души, чтобы та не теряла надежд и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости, злобных и гневных порывов, заблуждений души. А были еще мелодии, ко-

торые умеряли желания. К сожалению, ни эта классификация, ни сами мелодии до нас не дошли. Помимо музыки Пифагор использовал в медицинских целях и декламацию стихов Гомера из «Илиады» или «Одиссеи», причем для каждого типа заболевания также подбирал соответствующие отрывки. В этих стихах основным, по-видимому, являлось эмоциональное воздействие, способствующее повышению общего жизненного тонуса больного.

Демографические направления учения Пифагора

Великий мудрец считал плохую заботу о потомстве главной и очевиднейшей причиной того, что многие люди дурны и порочны. Например, он говорил, что никто из живых существ не уделяет так мало внимания заботе о потомстве, как человек. В то же время Пифагор полагал, что при подготовке к деторождению требуется величайшая предусмотрительность, которая заключается в следующем:

• разумный и здоровый образ жизни супругов;

• отказ от несвоевременного и избыточно обильного употребления пищи;

• отказ от пищи, ухудшающей телесные свойства;

• полный отказ от употребления вина. Поскольку самой большой несправедливостью на свете Пифагор считал разлучение детей и родителей, родители должны были постоянно присматривать за детьми и воспитывать их в соответствии с законами добродетельной жизни. Детям же полагалось вторыми после Бога чтить родителей. Воспитывавшиеся таким образом дети до 20 лет не должны были стремиться к половой близости, а пройдя путь добро-

детельной юности, создать на тех же началах новую семью.

Алкмеон (ученик Пифагора) полагал, что здоровье человека сохраняется при равновесии противоположных сил (компонент), среди которых Алкмеон называл пары «влажное и сухое», «теплое и холодное», «горькое и сладкое» и т.п. Превалирование любой из этих категорий над другой приводило, по мнению Алкмео-на, к болезни. Подчеркнем, что Алкмеон был непосредственным учеником Пифагора, достиг зрелости еще при жизни учителя и не мог не обсуждать с ним результатов своих медицинских умозаключений. Алкмеон был первым или одним из первых врачей, занимавшихся анатомированием, хотя анатомировать человеческое тело в Древней Греции запрещалось. Анатомические опыты разрешалось проводить на домашних животных и обезьянах. Разумеется, некоторые познания по физиологии человеческого тела врач мог получить и во время хирургических операций. Лишь в первой половине III в. до н.э. в Александрии Герофил и Эраси-страт начали проводить вскрытие, причем делали это публично. Тем не менее результаты, полученные Алкмеоном, свидетельствуют о том, что он занимался анатомированием, причем в наибольшей степени его интересовала анатомия органов чувств и в этой сфере ему принадлежит открытие нервов, идущих от органов чувств к мозгу. Человек своего времени, Алкмеон нервы считал полыми трубками, заполненными жидкостью. Главное, что он обнаружил нервы и определил их основное функциональное назначение — передачу информации от органов чувств к мозгу, который, по мнению Алкмеона, был центром чувственной и сознательной жизни. При этом Алкмеон не ста-

вил знака равенства между ощущением и мышлением, а считал, что мышление лишь зависит от ощущений. Кроме того, при анализе органов слуха Алкмеон открыл евстахиеву трубу, заново открытую лишь в XVI в. [2, 3].

Разумеется, нельзя назвать пифагорейскую медицину научной в строгом смысле этого слова, но основы или элементы научного подхода к медицине, несомненно, были, и она была в числе основных составляющих, из которых в XIX в. стала формироваться научная медицина.

Пифагор — автор самого термина «философия» (от греч. «любовь к мудрости»), отражающего стремление мыслителя представить себя не обладателем истины или воплощением мудрости, а лишь тем, кто любит мудрость, стремится к ней. Пифагору принадлежит знаменитый девиз пифагорейской школы, который, пожалуй, является девизом здоровой жизни: «Юноша! Если ты желаешь себе жизни долго действенной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества и не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» [4].

Действительно, пифагорейцы вели добродетельный образ жизни и учения. Они вставали до восхода солнца и шли на морской берег встречать рассвет, обдумывали дневные дела в роще, затем делали гимнастические упражнения и завтракали. Пифагор часто излагал свое учение во время прогулок с учениками. Заканчивался день морскими купаниями, совместным ужином и чтением с комментариями прочитанного. Безусловно, жизнь в пифагорейском союзе предполагала заботу о физическом и духовном развитии, и не случайно среди победителей олимпийских

игр в то время было много кротонцев. Сам Пифагор тоже с успехом участвовал в первых олимпийских играх. Поговорка «здоровее кротонца» звучала настоящей похвалой здоровью [3].

Насколько можно судить по сохранившимся источникам, пифагорейские врачи избегали сильнодействующих лекарств и хирургического вмешательства, которые, например, книдская школа применяла гораздо чаще. В основе пифагорейской медицины лежали диететика, определявшая характер и дозировку пищи и учившая правильному чередованию работы и отдыха, гимнастика, которая поддерживала бодрость тела, и музыка, в целительную силу ко-

торой пифагорейцы твердо верили. Это во многом совпадает с основными направлениями современной медицины.

Таким образом, древние мудрецы знали, что болезни — это единственный способ, которым природа может напомнить человеку о необходимости жить в согласии с ней. К сожалению, не все догадки древних врачевателей мы берем себе на вооружение — законы здорового образа жизни не стали пока для нас аксиомами. На протяжении многих веков предлагались разные концепции здоровой жизни, они соответствовали времени и национальным традициям. Но никогда физическое здоровье не отделялось от нравственного.

Литература

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступ. статья А.Ф. Лосева. — М.: Мысль, 1979. — 620 с. (Философское наследие); кн. 8. Пифагор (с. 332—346).

2. ЖмудьЛ.Я. Пифагор и его школа. — Л.: Наука,1990.

3. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. — М.: Эксмо, 2003. — 448 с. (Антология мудрости).

4. Ямвлих. Жизнь Пифагора / Изд. подгот. В.Б Черниговский. — М.: Алетейя, Новый Акрополь, 1998. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.