Научная статья на тему 'Пьеса о подростках в шорт-листах драматургических фестивалей России и Германии (2001-2019)'

Пьеса о подростках в шорт-листах драматургических фестивалей России и Германии (2001-2019) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
563
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ФЕСТИВАЛИ / ПЬЕСА О ПОДРОСТКАХ / MODERN DRAMA / DRAMA FESTIVALS / PLAY ABOUT TEENS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шебельбайн Яна Олеговна

В статье рассматриваются пьесы о подростках немецких и российских современных драматургов, входящие в программу драматургических фестивалей Германии и России. На основе статистической выборки из материалов фестивалей «Festivаl Internаtiоnаle Neue Drаmаtik (FIND)», фестиваля современной драмы в Мюльхайме-ан-дер-Руре и фестиваля «Евразия» за последние десятилетия делается вывод о частотности и востребованности пьесы о подростках. Рассматривается история становления, анализируются современные тексты, делается вывод, что пьеса о подростках выделяется в качестве самостоятельной жанровой модификации. Такая пьеса адресована взрослым, её цель исследовать поведение подростка как один из симптомов социального неблагополучия: асоциальное поведение, конфликт с взрослыми, неспособность к коммуникации, а также смешение в подростковом сознании виртуального и реального миров становятся важным объектом исследования в современной драме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY ON TEENAGERS IN SHORT LISTS OF DRAMA FESTIVALS OF RUSSIA AND GERMANY (2001-2019)

The article discusses plays about teenagers of German and Russian contemporary playwrights included in the program of drama festivals in Germany and Russia. Based on a statistical sample from the materials of the Festivals International Neue Drama (FIND) festivals, the festival of modern drama in Mülheim an der Ruhr and the Eurasia festival over the past decades, a conclusion is drawn about the frequency and relevance of the play about teenagers. The history of formation is considered, modern texts are analyzed, the conclusion is made that the play about adolescents stands out as an independent genre modification. Such a play is addressed to adults, its purpose is to study the behavior of a teenager as one of the symptoms of social distress: asocial behavior, conflict with adults, inability to communicate, as well as the mixing of the virtual and real worlds in the teenage mind become an important object of study in modern drama.

Текст научной работы на тему «Пьеса о подростках в шорт-листах драматургических фестивалей России и Германии (2001-2019)»

Шебельбайн Я.О.

ORCID ID: 0000-0002-5218-7917

Челябинск, Россия

E-mail: Yana-22051997@yandex.ru

УДК 821.161.1-2:821. 112.2-2

DOI 10.26170/ufv19-04-04

ПЬЕСА О ПОДРОСТКАХ В ШОРТ-ЛИСТАХ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ФЕСТИВАЛЕЙ РОССИИ И ГЕРМАНИИ (2001-2019)

Аннотация. В статье рассматриваются пьесы о подростках немецких и российских современных драматургов, входящие в программу драматургических фестивалей Германии и России. На основе статистической выборки из материалов фестивалей «Festal Intemаtiоnаle Neue Drаmаtik (FIND)», фестиваля современной драмы в Мюльхайме-ан-дер-Руре и фестиваля «Евразия» за последние десятилетия делается вывод о частотности и востребованности пьесы о подростках. Рассматривается история становления, анализируются современные тексты, делается вывод, что пьеса о подростках выделяется в качестве самостоятельной жанровой модификации. Такая пьеса адресована взрослым, её цель - исследовать поведение подростка как один из симптомов социального неблагополучия: асоциальное поведение, конфликт с взрослыми, неспособность к коммуникации, а также смешение в подростковом сознании виртуального и реального миров становятся важным объектом исследования в современной драме.

Ключевые слова: современная драматургия, драматургические фестивали, пьеса о подростках

Shebelbain Ya.O.

Chelyabinsk, Russia

PLAY ON TEENAGERS IN SHORT LISTS OF DRAMA FESTIVALS OF RUSSIA AND GERMANY (2001-2019)

Abstract. The article discusses plays about teenagers of German and Russian contemporary playwrights included in the program of drama festivals in Germany and Russia. Based on a statistical sample from the materials of the Festivals International Neue Drama (FIND) festivals, the festival of modern drama in Mülheim an der Ruhr and the Eurasia festival over the past decades, a conclusion is drawn about the frequency and relevance of the play about teenagers. The history of formation is considered, modern texts are analyzed, the conclusion is made that the play about adolescents stands out as an independent genre modification. Such a play is addressed to adults, its purpose is to study the behavior of a teenager as one of the symptoms of social distress: asocial behavior, conflict with adults, inability to communicate, as well as the mixing of the virtual and real worlds in the teenage mind become an important object of study in modern drama.

Keywords: modern drama, drama festivals, play about teens

Тема детства и юности - социально значимая в художественной литературе. Переходный возраст, момент взросления - время радикальных мировоззренческих изменений, поиска героем своего места в мире, нередко борьбы с самим собой и обществом. На подростков «повсеместно обрушивается тотальное одиночество и неспособность к коммуникации с близкими» [Райкина 2015: 11].

Пьеса для детей включает в свой читательский круг самих детей, пьеса о детях, наоборот, не рассчитана на детскую аудиторию. В ней зачастую рассказывается о мире детства через призму взрослого восприятия: «взрослый меняется местами с ребёнком, возлагает на него взрослые проблемы» [Сейбель 2017: 84]. Герой-ребёнок «по воле автора решает "взрослые" вопросы, и проблематика, заявленная в таких произведениях, является философской, глобальной, вечной для всех поколений и во все времена» [Киприна 2011: 153]. Отдельный пласт драматургии «составляют пьесы, посвященные подросткам, формой протеста которых становится асоциальное поведение, нарушение общепринятых морально-этических норм» [Шевченко, Лисенко 2013: 288]. Ещё одним отличительным признаком пьесы о детях является «система образов (наличие среди главных героев

ребенка, подростка или взрослого, которого отличается детская модель поведения <...>) и специфика конфликта» [Ловцова 2018: 42].

Пьесы такого рода активно набирают популярность и входят в литературный оборот. В Германии традиция подростковой пьесы была заложена в конце XIX - начале XX века Франком Ведекиндом («Пробуждение весны», 1891).

Частотность их появления активизируется в середине двадцатого века. В драматургии послевоенного времени события разворачиваются на фоне социально-исторических и политических конфликтов. Героями становятся не столько дети, сколько подростки и молодые люди старшего юношеского возраста, чье становление личности пришлось на период Второй мировой войны. Они сломлены и лишены уверенности в будущем, которое невозможно представить без войны. В это время появляются пьесы, в основе которых конфликт отцов и детей: «Чёрный лебедь» («Der schwarze Schwan», 1964) М. Вальзера, «Тень девушки» («Schatten eines Mädchens», 1961), «Его дети» («Seine Kinder», 1965) Р. Керндля, «В девять у аттракциона „Русские горы"», К. Хаммеля («Um neun an der Achterbahn», 1964).

В конце XX - начале XXI века появляются такие темы, как: детская травма как следствие семейного насилия («Татуировка» Д. Лоэр, 1992); неспособность к общению и «расскоммуникация» («Трюфели» Й. Розельта, 1992); трудности взросления и неприятие жестокого мира взрослых («Огнеликий» М. Фон Майенбруга, 1998); «превращение детской мечты во взрослое разочарование» [Сейбель 2017: 84] («Леголэнд» Д. Доббро, 2000); самоубийство как единственный возможный ответ миру («Норвегия.сегодня» И. Бауэршима, 2001); вопросы взаимоотношений, любви и секса («Сексуальные неврозы наших родителей» Л. Бэрфуса, 2003).

В пьесах поднимаются вопросы агрессии молодого поколения, тотального непонимания отцов и детей, копирования детьми аморального образа жизни взрослых: пьянства, безосновательной агрессии, безработицы.

В России, как и в Германии, пьесы, поднимающие проблемы, связанные с детьми и молодежью, появляются в театре ХХ века всё активнее и активнее. Если в середине века героями пьес становятся преимущественно молодые люди студенческого возраста: «Прощание в июне» (1964) «Старший сын» (1967) А. Вампилова, «Чёрный апрель (Прочь от него вперед по улице)» (1968) М. Яблонской, «Гнездо глухаря» (1978), «Кабанчик» (1980) В.С. Розова. То девяностые годы -время активного обращения авторов к подростковой драме и внимания к героям-подросткам. Целью становится показать актуальные

проблемы времени, например, «Собиратель пуль» (2006), «MONOTEIST» (2007) Ю. Клавдиева.

Статистика современных драматургических фестивалей Германии и России показывает, что подростковая тема - одна из самых важных и актуальных на сегодняшний день. Драматурги рассказывают о смешении в подростковом сознании реального и виртуальных миров, о тотальном недоверии, ежесекундной готовности к травле, о «неспособности молодых людей к общению, неумению слушать, формулировать свои мысли, стремления к безоговорочному "доминированию"» [Сейбель 2013: 111].

В программе драматургических фестивалей пьесы о подростках встречаются регулярно. Немецкий фестиваль новой драмы Festivаl Internаtiоnаle Neue Drаmаtik (FIND) является тематическим форумом, и его организаторы каждый год определяют заглавную тему: насилие, миграция, национальные конфликты, гримасы современной демократии. Большинство пьес основано на реальных историях, событиях и фактах. Так, в шорт-листе FINDa в 2018 году испанский драматург и режиссёр Ангелика Лидделл представила пьесу «И что мне делать с этим мечом?» («Que hare yo con esta espada?», 2015) в основу которой легла реальная история убийства японским студентом его однокурсницы. В 2019 преподаватель драмы и режиссер из Чили Марко Лайера продемонстрировал спектакль по пьесе «Неокрашенные пейзажи» («Paisajes para no colorear»), в которой девять подростков в возрасте от 13 до 17 лет демонстрируют свой взгляд на мир и насилие, жертвами которого они стали. В основу легли реальные истории ста сорока чилийских подростков и молодых девушек, ставших жертвами агрессии и насилия.

Драмы, в центре которых герой-подросток, прошедший путь разочарований и пытающийся найти своё место в мире, широко представлены в шорт-листах немецкого драматургического фестиваля современной драмы, проводимого в городе Мюльхайм-ан-дер-Рур. Многие известные пьесы начали свой путь именно с этого фестиваля, так как одно из его условий - пьеса должна быть ранее нигде не опубликована. В разные годы в шорт-листы фестиваля входили пьесы о подростках: «Татуировка» («Tätowierung», 1993) Д. Лоэр в 1993, «Огнеликий» («Feuergesicht», 1998) M. фон Майенбурга в 1999, «Удар» («Der Kick», 2005) А. Фейля и Г. Шмидт в 2006, «Куриная слепота» («Nachiblind», 2006) Д. Штоккер в 2007, «Корабль не придёт» («Kein Schiff wird kommen», 2010) Н.-М. Штокманна в 2010. Кроме того, для детских пьес предусмотрена отдельная номинация. В отборе принимает участие особое молодежное жюри, состоящее из подростков 13-17 лет.

Подростковые проблемы активно освещаются и российскими драматургами. Тема непростых отношений подростка с окружающим миром и самим собой - одна из доминирующих тем шорт-листов драматургического конкурса «Евразия». Драматурги поднимают вопросы сложных семейных отношений и домашнего деспотизма («Коля против всех» (2016) С. Давыдова); конфликта отцов и детей («Мизантроп» (2015) А. Житовского, «Бог ездит на велосипеде» (2016) И. Васьковской); самоубийства как единственного возможного ответа миру («Счастье» (2015) А. Зайцева, «Дима любит таблеточки» (2016) И. Сенило); пытаются разрешить сложности взаимоотношения полов и понять особенности жестокости неразделенной любви («Френдзона» (2015) О Жанайдарова); рисуют систему образов и проблем «лишних людей» XXI века: пьянство и наркотики («Бзик» (2016) А. Макейчика, «Утомленные спайсом» (2014-2016) А. Демченко).

В 2004 году организаторы «Евразии» единственный раз за историю конкурса выдвинули номинацию «Пьеса о подростках». Первую премию завоевала пьеса «Дембельский поезд» А. Архипова, «практически единственный текст о современных войнах» [Руднев 2011: URL]. Это жестокая история о трех мальчиках-инвалидах, искалеченных жизнью как физически, так и морально. Автор «рисует портрет поколения провинциальных мальчиков, уничтоженных бессмысленной государственной машиной» [Руднев 2011: URL]. А. Валов в жестокой социальной драме «Рецидив трусости» рассказывает историю подростка с романтическим взглядом на жизнь. История с закономерным жизненным финалом: «плохие не наказаны, положительные не в почете. Всё как в жизни» [Валов 2003: URL]. Жюри также отметило пьесу А. Северскова «Невозможность» -вариация классического сюжета Максима Горького «На дне».

Одиночество и непонимание со стороны общества нередко заставляют подростков испытывать чувство печали, тоски и скуки. «Неслучайно именно в подростковом возрасте ощущение скуки (неприкаянности, пустоты бытия, одиночества) принимает наиболее мучительные формы и даже иногда доводит подростков до самоубийства» [Глембоцкая 2003: 74]. Часто самоубийство становится не просто добровольным способом уйти из жизни, а формой протеста против окружающей действительности. По статистике «самоубийство является второй по значимости причиной смертности молодых людей после автомобильных аварий. [...] Смерть и депрессия считаются лейтмотивами поп-культуры, которые особенно очаровывают молодёжь» («Selbstmord ist bei jungen Leuten nach Autounfällen die zweithäufigste Todesursache. [...] Tod und Depression gelten als Leitmotive der Popkultur, die besonders Jugendliche faszinieren») [Wolf 2000].

Немецкие и российские фестивали показывают наличие новой проблемы, к которой обращаются авторы пьес-участниц. Так, например, в 2001 году Игорь Бауэршима получил приз зрительских симпатий на фестивале немецкой драмы за пьесу «Норвегия.сегодня», рассказывающую о проблемах двух подростков.

Герои пьесы - Юлия и Август - находят друг друга через интернет для совместного самоубийства. Пьеса основана на реальной истории двойного самоубийства в Норвегии, где в сентябре 2000-го года двое молодых людей - 25-летний норвежец и 17-летняя австрийка покончили жизнь самоубийством, прыгнув с High Rock Prekestolen. Мотивы так и не были установлены. Но по записям в интернете удалось восстановить подготовку молодых людей к прыжку. Спустя девять месяцев по пьесе Игоря Бауэршима в Дюссельдорфе ставится спектакль.

Пьеса состоит из пяти частей: действие первой части происходит в интернете (виртуальном пространстве), остальные - в реальном месте (у подножья горы в Норвегии), в реальное время. Само название драмы отсылает нас к виртуальному интернет-миру: «С одной стороны, „норвегия.сегодня" (строчными буквами и с точкой вместо пробела) напоминает интернет-язык. С другой стороны, название играет с фонетически похожими словами нет „способа умереть"» («Einerseits wörtlich genommen, erinnert „norway.today" durch seine Schreibweise (kleingeschrieben und mit Punkt statt Leerzeichen) an die heute übliche Internetsprache. Andererseits spielt der Titel auch mit den phonetischen ähnlich klingenden Wörtern „no way to die"17, und nimmt damit das Ende des Stückes bereits vorweg») [Freund 2007]. Автор пытается ответить на вопросы: что толкает молодых людей к отчаянному шагу и как происходит подготовка.

Конфликт пьесы организует столкновение героев с разными позициями, с разными взглядами на мир. Август - застенчивый, нерешительный, зависимый от чужого мнения. Мир интернета для него фальшивый и искусственный. К середине пьесы мы узнаём, что молодой человек чувствует себя абсолютно одиноким, отрешенным от мира. Семья не имеет представления о его намерениях: Август сказал, что уезжает на пару дней к другу. Юлия, напротив, красивая, успешная, получающая от жизни всё, что хочет. Девушка стремится к абсолютной свободе: «Ты свободен больше абсолютно ничего не делать. Бесконечная абсолютная свобода» [Бауэршима 2001: URL]. По ходу пьесы складывается впечатление, что у неё благополучная, счастливая семья, но девушка утверждает, что «никому не принадлежит» [Бауэршима 2001: URL] и никто не будет её искать. Одиночество, «бесполезность», «ненужность» - то, что объединяет молодых людей в решимости совершить отчаянный шаг.

Выбор имён персонажей не случаен. Июль (созвучно с Юлия) и Август - два самых теплых месяца лета, ассоциирующиеся у подростков с каникулами, приятными воспоминаниями, «свободной жизнью». В пьесе картина прямо противоположная - герои находятся одни среди холодной и снежной Норвегии.

В пьесе большую роль играет окружающая природа. Мысли о самоубийстве, поиск «напарника», выбор места - эти решения были приняты в социальных сетях, виртуальном мире. Оказавшись на природе один на один с пейзажами Норвегии, звездным небом и Северным сиянием подростки постепенно отказываются от суицидальных мыслей. Финал пьесы открытый: ЮЛЯ. Давай уйдём отсюда АВГУСТ. Давай.

Автор даёт читателям надежду на счастливый финал. Постепенно молодые люди объединяются и находят в себе и друг друге желание жить. Август швыряет с обрыва камеру со всеми запечатленными мыслями и прожитыми воспоминаниями. Камера цепляется за ветку и повисает, на что Юлия рассуждает: «Могло случиться, что и нас постигло бы такое же счастье, от которого мы не так быстро пришли бы в себя» [Бауэршима 2001].

Тот же принцип «виртуализации» повествования используется в российской драматургии.

Пьеса российского драматурга Игоря Яковлева «На Луне» была представлена на драматургическом фестивале Любимовка-2017. Пьеса, основанная на прямых эфирах из социальных сетей и видеоблогах, рассказывает о невозможности реального разговора, о том, как дети играют во взрослую жизнь, пытаясь подражать увиденному в кино.

В пьесе полностью отсутствует реальный мир (школа, улица, двор), всё действие происходит в виртуальном пространстве и обо всех событиях читатель узнаёт из интернет-переписки. Главный герой Макс - четырнадцатилетний подросток - страдает от неразделённых чувств. В прямом эфире он прилюдно пытается порезать себе вены из-за разочарования в первой любви. Свой эфир подросток начинает со слов «Прощайте. Прощайте все. <...> Сегодня я умру. <...> В прямом эфире. Развлекайтесь» [Яковлев 2017: URL]. Всё действие выглядит как продуманный спектакль - это мы понимаем из ремарок автора «... выдвигает лезвие. Всё время следит, чтобы его действия были хорошо видны на дисплее телефона» [Яковлев 2017: URL].

Жестокость, безразличие, цинизм подростков показаны через реакцию на прямой эфир Макса, отраженные в комментариях: «Давай скорей уже!», «Че не дала: АХАХАХ», «Я сам сдохну пока жду», «Это не нож тупой. Это ты тупой идиот», «Да! Да! Давай глубже

[смайлики]» [Яковлев 2017: URL]. Попытка самоубийства оборачивается позорной неудачей.

Показательна одна из финальных сцен пьесы - построенный на многократных повторах внутренний монолог, отражающий надломленное психологическое состояние героя: «...Я ненавижу своё лицо. Я ненавижу своё лицо. Я ненавижу своё лицо. Я ненавижу своё лицо. Я ненавижу своё лицо. Я ненавижу своё лицо. Когда-нибудь я сдеру эту кожу. Я сдеру со своего лица эту кожу. Я сдеру её. Я сдеру её. Я сдеру её. Я ненавижу своё лицо» [Яковлев 2017: URL]. В результате внутренней борьбы подросток отвечает на вопрос о принятии своей внешности, заданный самому себе. Эта сцена, описанная в физиологических подробностях, показывает неспособность подростка к принятию своей внешности, одиночество и отсутствие поддержки близких людей. Сцена с зеркалом, как и с попыткой суицида, повторяется несколько раз на протяжении пьесы и организует ритм прямо противоположный тому, которой дает Бауэршима. В пьесе «Норвегия.сегодня» только события первой сцены происходят в виртуальном мире, а остальное действие - в реальном. У Яковлева наоборот: финал отличается от предыдущих событий пьесы переносом места действия из сети в реальность - страшная метафора встречи с реальным насилием оборачивается трагедией. Если на протяжении всей пьесы Макс встречался только с виртуальным насилием (оскорбительные комментарии в социальных сетях), то в последней сцене возникает реальное: подросток разбивает зеркало и пытается содрать кожу с лица «...Режет своё лицо. От лба, по щеке, до подбородка. <...> По прыщам. Гной из воспалившихся прыщей смешивается с кровью. <...> Режет по-настоящему. Кричит от боли» [Яковлев 2017: URL]. Мобильный телефон также разбивается в дребезги. «Глядя на своё разбитое отражение, начинает сдирать кожу с лица» [Яковлев 2017: URL].

Точки зрения немецких и российских драматургов совпадают. В пьесах нет взрослых, но подростковый мир выглядит калькой с взрослого: шаблонные фразы из плохого кино, безалкогольные коктейли, обсценная лексика, сцены сексуального характера.

Подростки зачастую оказываются жертвами взрослого мира: их агрессия, немотивированная жестокость - следствие дефицита внимания и заботы, «они привыкли ждать от мира обмана и взрослый мир постоянно оправдывает эти ожидания. <Но, несмотря на это, в каждом из них> скрывается тоска по любви, душевному теплу и вниманию» [Сейбель 2013: 111].

Пьесы «На луне» и «норвегия.сегодня» объединяет подмена реальной жизни виртуальным миром. Интернет зависимость вызывает

у подростков усталость от общения, от сверстников, родителей и нередко приводит к мыслям о суициде. Страх перед собственным решением вызывает потребность в зрителях как «соучастниках» поступка. Одобрительные или осуждающие комментарии помогают косвенно переложить ответственность за свои действия на плечи окружающих. Реальность, восторгаясь в жизнь подростков, разрушает их планы и показывает степень опасности действительности.

Драматурги рисуют героев-инфантилов и героев, отказывающихся от детства. Первые боятся взрослеть и нести ответственность за свои поступки, поэтому предпочитают и дальше смотреть на мир с детской наивностью. Вторые - наоборот, сознательно лишают себя детства и беззаботности, копируя поведение взрослых, зачастую аморальное.

ЛИТЕРАТУРА

Freund Alexandra. Fake ist total real: Das Theater von Igor Bauersima. Fassung. Marburg: Tectum Verlag, 2007. S. 196.

Wolf Martin. Asche im Netz. In: Der Spiegel, 9/2000, S. 184.

Бауэршима И. «норвегия.сегодня» / пер. с нем. Рыбикова Алла // Театральная библиотека Сергея Ефимова [электрон. ресурс]. -http://www.theatre-library.rU/files/b/bauershima/bauershima_1.doc (дата обращения: 27.08.2019).

Валов А. Рецидив трусости // Урал, 2003. - № 11. [электрон. ресурс]. - http://uraljournal.ru/work-2003-11-449 (дата обращения 21.07.2019).

Глембоцкая Я.О. Изображая скуку: Мимесис скуки в новой драме // Новейшая драма рубежа веков XX-XXI веков: миметическое / антимиметическое: материалы V научно-практического семинара, посвященного памяти Вадима Леванова 20-21 апреля 2012 г., г. Самара / сост. и науч. ред. Т.В. Журчева. - Самара: Инсома-пресс, 2013. С. 73-83.

Ирмер Т. О состоянии немецкой драматургии для детей и юношества // Шаг 11+: Новая немецкоязычная драматургия. - М.: Гете-институт, 2015. - С. 15-17.

Киприна С.В. Развитие темы детства в английской литературе второй половины XX века // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. №1. С. 153-158.

Лисенко А.Р. Конфликт отцов и детей в немецкой драме XX века: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Лисенко А.Р.; [Место защиты: Казанский (Приволжский) федеральный университет]. - Казань, 2014. - 202 с.

Ловцова О.В. Типология детских образов в британской драме: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Ловцова

О.В.; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»]. - Екатеринбург, 2018. - 227 с.

Райкина М. О дерзости, о зависти, о смерти II ШАГ 11+: Новая немецкоязычная драматургия. - М.: Гете-институт, 2015. - С. 11-14.

Руднев П. У Архипова вышла книжка пьес в Екатеринбурге II Livejornal [электрон. ресурс]. - https://pavelrudnev.livejournal.com/ 1198413.html (дата обращения 30.08.2019).

Сейбель Н.Э. «Страх взросления» в немецкой драматургии начала XXI века II Филологический класс. - 2017. - №1 (47). - С. 84-87.

Сейбель Н.Э. Мотивный репертуар современной немецкой драмы II Филологический класс. - 2013. - № 3 (33). - С. 109-113.

Сейбель Н.Э. Социально-политические мотивы современной немецкой драмы II Политическая лингвистика, 2014. - № 4 (50). - С. 270-273.

Шевченко Е.Н. Лисенко А.Р. Les enfants terribles немецкой драматургии (на материале пьес Ф. Ведекинда, К. Манна и М. Фон Майенбурга) II Вестник Челябинского педагогического университета, 2013, № 9. - С. 287-299.

Яковлев И. На луне II Конкурс новой драматургии «Ремарка» [электрон. ресурс]. - http://remarka-drama.ru/file.php/id/f6065-file-original.doc (дата обращения: 05.09.2019).

REFERENCES

Freund Alexandra. Fake ist total real: Das Theater von Igor Bauersima. Fassung. Marburg: Tectum Verlag, 2007. S. 196.

Wolf Martin. Asche im Netz. In: Der Spiegel, 9/2000, S. 184.

Bauershima I. «Norvegiya.segodnya» I per. s nem. Rybikova Alla II Teatral'naya biblioteka Sergeya Yefimova [elektron. resurs]. -http://www.theatre-library.ru/files/b/bauershima/bauershima_1.doc (Access date 27.08.2019).

Valov A. Retsidiv trusosti // Ural, 2003. - № 11. [elektron. resurs]. -http://uraljournal.ru/work-2003-11-449 (Accessed 21.07.2019).

Glembotskaya Ya.O. Izobrazhaya skuku: Mimesis skuki v novoy drame // Noveyshaya drama rubezha vekov XX-XXI vekov: mimeticheskoye / antimimeticheskoye: materialy V nauchno-prakticheskogo seminara, posvyashchennogo pamyati Vadima Levanova 2021 aprelya 2012 g., g. Samara / sost. i nauch. red. T.V Zhurcheva. -Samara: Insoma-press, 2013. S. 73-83.

Irmer T. O sostoyanii nemetskoy dramaturgii dlya detey i yunoshestva // Shag 11+: Novaya nemetskoyazychnaya dramaturgiya. - M.: Gete-institut, 2015. - S. 15-17.

Kiprina S.V. Razvitiye temy detstva v angliyskoy literature vtoroy poloviny XX veka // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafyeva. 2011. №1. S. 153-158.

Lisenko A.R. Konflikt ottsov i detey v nemetskoy drame XX veka: dissertatsiya ... kandidata filologicheskikh nauk: 10.01.03 / Lisenko A.R.; [Mesto zashchity: Kazanskiy (Privolzhskiy) federal'nyy universitet]. -Kazan', 2014. - 202 s.

Lovtsova O.V. Tipologiya detskikh obrazov v britanskoy drame: dissertatsiya ... kandidata filologicheskikh nauk: 10.01.03 / Lovtsova O.V.; [Mesto zashchity: FGBOU VO «Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet»]. - Ekaterinburg, 2018. - 227 s.

Raykina M. O derzosti, o zavisti, o smerti // SHAG 11+: Novaya nemetskoyazychnaya dramaturgiya. - M.: Gete-institut, 2015. - S. 11-14.

Rudnev P. U Arkhipova vyshla knizhka p'yes v Ekaterinburge // Livejornal [elektron. resurs]. - https://pavelrudnev.livejournal.com /1198413.html (Accessed 30.08.2019).

Seybel' N.E. «Strakh vzrosleniya» v nemetskoy dramaturgii nachala XXI veka // Filologicheskiy klass. - 2017. - №1 (47). - S. 84-87.

Seybel' N.E. Motivnyy repertuar sovremennoy nemetskoy dramy // Filologicheskiy klass. - 2013. - № 3 (33). - S. 109-113.

Seybel' N.E. Sotsial'no-politicheskiye motivy sovremennoy nemetskoy dramy // Politicheskaya lingvistika, 2014. - № 4 (50). - S. 270-273.

Shevchenko Ye.N. Lisenko A.R. Les enfants terribles nemetskoy dramaturgii (na materiale p'yes F. Vedekinda, K. Manna i M. Fon Mayyenburga) // Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta, 2013, № 9. - S. 287-299.

Yakovlev I. Na lune // Konkurs novoy dramaturgii «Remarka» [elektron. resurs]. - http://remarka-drama.ru/file.php/id/f6065-file-original.doc (Access date 05.09.2019).

Науч. руководитель: Сейбель Н.Э., д. филол. наук, проф.

Данные об авторе

Шебельбайн Яна Олеговна - студентка 5 курса филологического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Адрес: 454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69. E-mail: Yana-22051997@yandex.ru

Author's information

Shebelbain Yana Olegovna - 5th year student of Philology faculty, South Ural State Humanitarian Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.