Научная статья на тему 'Пьеса М. Горького «Враги»: к вопросу жанровой принадлежности'

Пьеса М. Горького «Враги»: к вопросу жанровой принадлежности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1369
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ГОРЬКИЙ / "ВРАГИ" / ЖАНР ПЬЕСЫ / СЮЖЕТНАЯ ИСТОРИЯ / ЦЕНЗУРНАЯ ИСТОРИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЬЕСЫ / СПЕЦИФИКА КОМПОЗИЦИИ / MAXIM GORKY / "ENEMIES" / DRAMA GENRE / STORY WITH PLOT / CENSORIAL STORY / PLAY INTERPRETATION / COMPOSITION SPECIFICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Быстрова Ольга Васильевна

В статье рассматриваются особенности построения сюжета в пьесе М. Горького «Враги». Описание развития сюжетных линий в пьесе дает возможность уточнить ее жанр, который сам автор определил как «Сцены». Ин терпретация этого понятия позволяет говорить о пьесе как драме, как трагедии и как трагикомедии. По замыслу автора, реальная история, положенная в основу пьесы, должна заставить читателя задуматься над обществен ными и нравственными проблемами. В статье рассматривается специфичность композиционных элементов, способствующих распознаванию пла вающего «конфликта», т.е. переходящего из условно называемой «рабочей» истории пьесы в «нравственную» исто рию, которые не просто накладываются в пьесе друг на друга, но еще и плавно перетекают одна в другую. Особое внимание уделено анализу темы что есть правда? Анализ изменения самого слова-символа «правда», за которым каждый из героев видит свое (у рабочего Левшина это «справедливость», у генерала Печенегова это «ко манда», у Михаила Скроботова это «дело», Николая Скроботова это «закон» и т.д.), позволяют осознать значение «правды» как неизменяемой константы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The play «Enemies» by Maxim Gorky: on the genre belonging

Features of plot creation in the play “Enemies” by Maxim Gorky are considered in the article. Describing development of subject lines in the play gives the chance to specify its genre certained as “Scenes” by the author himself. Interpretation of this concept allows to speak about the play as a drama, as well as a tragedy and also as a tragicomedy. As envisioned by the author, the real story as the play’s basis has to make the reader to think over public and moral problems. Specificity of composite elements is considered in the article, and these elements promote recognition of floating “conflict”, i.e. Something which passes from the story of the play, which is conditionally called “worker’s”, to a “moral” story; at that, these stories are not just imposed at each other in the play, but also smoothly flow one in another. Special attention is paid to the analysis of such a subject what is the truth? The analysis of the word’s change a truth symbol which according to opinion of each character seems to be something special (according to the worker Yefim Levshin, it is “justice”; according to general Pechenegov, it is “word of command”; according to Mikhail Skrobotov, it is “affair”; according to Nikolay Skrobotov, it is “law”, etc.); it allows to realise truth’s value as an unchangeable constant.

Текст научной работы на тему «Пьеса М. Горького «Враги»: к вопросу жанровой принадлежности»

УДК 821.161.1.09"20"

Быстрова Ольга Васильевна

кандидат филологических наук Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

[email protected]

ПЬЕСА М. ГОРЬКОГО «ВРАГИ»: К ВОПРОСУ ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

В статье рассматриваются особенности построения сюжета в пьесе М. Горького «Враги». Описание развития сюжетных линий в пьесе дает возможность уточнить ее жанр, который сам автор определил как «Сцены». Интерпретация этого понятия позволяет говорить о пьесе как драме, как трагедии и как трагикомедии. По замыслу автора, реальная история, положенная в основу пьесы, должна заставить читателя задуматься над общественными и нравственными проблемами.

В статье рассматривается специфичность композиционных элементов, способствующих распознаванию плавающего «конфликта», т.е. переходящего из условно называемой «рабочей» истории пьесы в «нравственную» историю, которые не просто накладываются в пьесе друг на друга, но еще и плавно перетекают одна в другую.

Особое внимание уделено анализу темы - что есть правда? Анализ изменения самого слова-символа «правда», за которым каждый из героев видит свое (у рабочего Левшина это «справедливость», у генерала Печенегова это «команда», у Михаила Скроботова это «дело», Николая Скроботова это «закон» и т.д.), позволяют осознать значение «правды» как неизменяемой константы.

Ключевые слова: М. Горький, «Враги», жанр пьесы, сюжетная история, цензурная история, интерпретация пьесы, специфика композиции.

Пьеса «Враги» была написана М. Горьким в Америке летом 1906 г.; практически одновременно он работал и над пьесой, и над циклами «Мои интервью», «В Америке», и над романом «Мать».

В конце июля 1906 г. из Саммер Брука Горький написал И.П. Ладыжникову: «Пьесу пришлю недели через две. Название - "Враги". Содержание -"бунт" на фабрике. Небольшая» [3, т. 5, с. 197]. А чуть позже, 2(15) августа 1906 г. Горький сообщал переводчику М. Хилквиту: «Я кончил пьесу "Враги" и на днях вышлю Вам манускрипт» [3, т. 5, с. 200]. 14 августа 1906 г. Горький информировал директора издательства «Знание» К.П. Пятницкого: «Ладыжникову послана пьеса моя "Враги" с просьбой переслать Вам, как только это окажется удобным» [3, т. 5, с. 203].

Жанровая характеристика «Врагов» - сцены - весьма характерна для Горького. Такую жанровую характеристику имеют его пьесы «Дачники» (1904), «Чудаки» (1910), «Васса Желез-нова» (1910), «Фальшивая монета» (1913) и др.

Для того чтобы понять и объяснить специфику такой жанровой характеристики, следует обратить внимание на сюжет пьесы, основные события которой разворачиваются на ткацкой фабрике Бардина и Скроботова. Герой пьесы рабочий Левшин с гордостью говорит Татьяне: «Мы вот с Тимофеем ткачи, мы - ткачи...» [4, с. 514].

Говорить кратко о сюжетной линии всегда сложно, но этой пьесе Горького «повезло»: 11 февраля 1907 года цензором драматических сочинений И. Ламкертом был подан рапорт в Главное управление по делам печати о пьесе М. Горького «Враги». В своем рапорте он описал сюжетную линию пьесы: «Действие в этих сценах несложное. Михаил Скроботов, директор фабрики, не исполняет требования рабочих уволить неугодного им масте-

ра и угрожает совсем закрыть фабрику, если они забастовкой поддержат свое требование. При происходящих на фабрике беспорядках один из рабочих убивает Скроботова. Убийца пользуется большим почетом в рабочей среде, считается нужным человеком в деле достижения рабочими лучшего положения и поэтому для его спасения молодой рабочий Рябцов принимает преступление на себя. В конце концов, является, однако, истинный убийца и отдает себя в руки правосудия» [1].

Супруга писателя, Е.П. Пешкова, в свое время предполагала, что основой пьесы послужили события, происходящие на фабрике братьев Морозовых, которые были хорошо известны Горькому. Действительно, события пьесы перекликаются с событиями, развернувшимися в феврале-ноябре 1905 г. на орехово-зуевских мануфактурных фабриках Морозовых. События и конфликт, изображенные в пьесе, совпадают с тем, что действительно произошло на этой фабрике: забастовка (их было несколько: в январе, в феврале-марте, мае и в ноябре), требование рабочих уволить за грубость мастера Горева, объявление локаута в ноябре 1905 г., вызов войск директором фабрики С.А. Назаровым. Более того, во время этих событий молодой рабочий Иван Ветров убил в Никольской конторе директора Назарова.1

Однако при внимательном прочтении можно выявить отдельные штрихи, которые значительно расширяют хронотоп пьесы. Реплика Михаила Скроботова («Это он <т.е. Захар Бардин - О.Б.> говорит после аграрных погромов на юге!» [4, с. 495]) свидетельствует об крестьянских восстаниях весной 1902 г. на Полтавщине и Харьковщине.2

Реплика Квача о Синцове: «Они жили на Брянском заводе.» [4, с. 556] - позволяет говорить об аналогичных событиях, произошедших в другом месте - на Рельсопрокатном, железоделательном

Вестник КГУ .J № 1. 2017

© Быстрова О.В., 2017

126

и механическом заводах Брянского акционерного общества. Стоит отметить и другой факт: Горький всегда следил за развертыванием стачечной борьбы в стране. Мимо его внимания никак не могла пройти Сормовская забастовка в августе 1904 г. [см.: 6]. Эти события были спровоцированы введением табеля о штрафах. Протест экономический перерос в политический. Директор механического завода Мещерский был готов пойти на уступки. Но дирекция завода обратилась к губернатору с просьбой прислать войска. 18 августа 1904 г. завод был закрыт, часть рабочих уволена, также были произведены массовые аресты.

Таким образом, получается, что в основе пьесы могла действительно лежать реальная история. Но все-таки это художественный текст, в котором автор предлагал поразмышлять над общественными и нравственными проблемами.

Одним из самых сложных вопросов при изучении пьесы «Враги» является вопрос - что считать конфликтом в этой сюжетной истории?

Само заглавие как будто диктует выбор главных конфликтующих сторон, которыми являются владельцы фабрики и рабочие. Приведем одну из самых ярких реплик пьесы. Полина, узнав, что конторщик Синцов социалист, жалуется: «...Захар был с ним откровенен и даже хотел сделать его помощником бухгалтера! Это, конечно, пустяки, но подумайте, как трудно становится жить! Рядом с вами - принципиальные враги, а вы их не замечаете» [4, с. 552]; т.е. жена фабриканта Бардина называет рабочих «принципиальными врагами».3 В цитированном выше рапорте Ламкерта также говорится об этом: «В этих сценах ярко подчеркивается непримиримая вражда между рабочими и работодателями, причем первые изображены стойкими борцами, сознательно идущими к намеченной цели - уничтожению капитала, последние же изображены узкими эгоистами» [1].

Однако если объявление локаута является завязкой, то кульминационным моментом должен быть «бунт». Но в пьесе он никак не изображен, более того, о нем становится известно только из слов Левшина: «Мы ничего худого не сделали. Вот нас позвали сюда для охраны прядка, - мы пришли. Там народ, который разозлился, говорит: сожжем завод и всё сожжем, одни угли останутся. Ну, а мы против безобразия. Жечь ничего не надо. зачем жечь? Сами же мы строили, и отцы наши, и деды. и вдруг жечь!» [4, с. 514]. Из слов героя становится ясно, что сами рабочие не только не раздувают пламя сопротивления, но, наоборот, стремятся погасить его.

Следуя этой логике, развязкой является арест рабочих, участвовавших в волнениях. Но он изображен автором как ремарка к третьему действию: «Большая комната в доме Бардиных. В задней стене четыре окна и дверь, выходящая на террасу; за

стеклами видны солдаты, жандармы, группа рабочих, среди них Левшин, Греков» [4, с. 535]. Кстати, и об арестах становится известно только из отдельных диалогов и реплик героев: так, ротмистр Бобоедов спрашивает у Квача: «У арестованных нашли что-нибудь» [4, с. 536], Николай Скроботов на вопрос Татьяны отвечает: «И господин Синцов арестован» [4, с. 537], возмущенная Надя бросает тете и дяде в лицо: «Пришли к вам жандармы, солдаты <...> хватают людей, кричат на них, грозят им.» [4, с. 543] и др.

Именно такой подход к сюжету позволяет квалифицировать предложенные Горьким «сцены» как социальную драму.

Литературовед Б.А. Бялик в свое время писал о развитии событий в сюжете пьесы через призму типических и нетипических обстоятельств: «.и угроза забастовки и локаут входят в число тех типических обстоятельств, которые отражены в пьесе "Враги", но "пружину" ее составляют не типические обстоятельства, а явление мало типическое, прямо скажем - "казус": анархический поступок одного из сознательных рабочих, от которого ничего подобного нельзя было ожидать, поступок, идущий во вред задуманной забастовке и осуждаемый всеми остальными участниками революционной борьбы» [2, с. 156]. Таким образом, нравственный аспект лишь подчеркивает социальное столкновение противоположных классов. Но разговоры об убийстве и поиски убийцы подталкивают представителей одного класса, в данном случае, семьи Скроботовых и Бардиных искать врагов и в своей среде, что не противоречит данной жанровой характеристике.

Есть еще один аспект, на который необходимо обратить внимание при рассмотрении вопроса о жанре пьесы. В письме А.В. Амфитеатрову в августе 1906 г. Горький сообщил: «Написал 3-актную пьесу "Враги" - ничего, веселая» [3, т. 5, с. 214]. А через некоторое время он предлагал режиссеру Петербургского театра Н.Д. Красову (Некрасову): «Почему бы вам не поставить "Врагов"? Вещь веселая и простая» [3, т. 6, с. 22].

Как-то трудно согласиться, что пьеса, в которой убивают человека, пусть даже капиталиста, может быть веселой. Тем не менее, эта характеристика верна.

В 1935 г. труппа Художественного театра приступила к репетициям этой пьесы Горького. Разумеется, прошло почти тридцать лет, и пьеса была интерпретирована в соответствии с современными представлениями. После премьеры пьесы режиссер В.И. Немирович-Данченко написал Горькому, что оценил его по-новому «как драматурга», поясняя: «Вы берете кусок эпохи в крепчайшей политической установке и раскрываете это не цепью внешних событий, а через характерную группу художественных портретов, расставленных как

в умной шахматной композиции. Сказал бы даже, мудрой композиции. Мудрость заключается в том, что самая острая политическая тенденция в изображаемых столкновениях характеров становится не только художественно убедительной, но и жизненно объективной, непреоборимой» [8, с. 140].

Сравнение с «умной шахматной композицией» не только оригинально, оно позволяет прочувствовать своеобразную гибкость пьесы Горького.

Итак, самое начало первого действия стоит рассматривать как пролог к дальнейшему действию. В диалоге конторщика Пологого и денщика Коня уже закладывается основа другой жанровой интерпретации пьесы.

Конторщик приходит в усадьбу Бардиных с жалобой на фабричных ребят, которые украли огурцы с его огорода: «.я человек маленький, жизнь у меня мелкая, но каждый огурец взращен мной собственноручно, и рвать его без возмездия мне я не могу разрешить» [4, с. 487]. Он задается весьма серьезным вопросом: «Если вашу собственность нарушают - имеете ли вы право просить защиты закона?» [4, с. 487]. И услышав от отставного солдата Коня грубый, но четкий ответ: «Сегодня огурцы рвут, а завтра головы рвать будут. Вот тебе и закон!» [4, с. 487] - патетически восклицает: «Как же вы, солдат и кавалер, можете пренебрегать законом?» [4, с. 487]. Но Конь, прошедший не одну войну, произносит выстраданное: «Закона - нет. Есть - команда» [4, с. 487].

Автор пьесы с самого начала ставит перед читателем вопросы - где правда? О «правде» будут говорить все герои пьесы, вот только звучать это слово будет по-разному. Так, рабочие говорят о «справедливости»; Левшин говорит о трудах человека: «.мы так думаем - что сработано, то свято. Труды людские ценить надо по справедливости, это так.» [4, с. 515]. Братья Скроботовы, фабрикант и юрист, говорят о законе; в своем споре Михаил в ответ на реплику Захара о справедливом увольнении Дичкова, волнуясь, произносит: «Ф-фу! Уважаемый компаньон, давайте говорить серьезно. Речь идет о деле, а не о справедливости; справедливость - это вот задача Николая. И я еще раз скажу, что справедливость, как вы ее понимаете, пагубна для дела» [4, с. 492]. И злясь на своего компаньона, высказывает свое мнение о нем, утверждая, что у него «уважение к законности - отсутствует» [4, с. 492]. Николая Скроботова генерал Печенегов называет «гроб законов» [4, с. 499], считая его хранителем никому не нужных законов в обществе. Татьяна же в разговоре с Николаем чуть изменяет это прозвище: «Послушайте, кладбище законов» [4, с. 538]. Впрочем, генералу Печенегову из всех вариаций понята только «команда» - об этом свидетельствует твердое убеждение его денщика.

И только один персонаж постоянно изменяет это слово (как впрочем, изменяет и самому поня-

тию), находя все новые и новые грани своего либерального мироощущения, - это Захар Бардин. Так, в споре с Михаилом, оправдываясь за свою мягкость, он апеллирует: «Все это для меня ново, сложно. Хочется быть справедливым.» [4, с. 494]. А после смерти Михаила он пытается объяснить всем, почему он открывает завод: «.зачем вражда? Я ведь хочу одного - избежать возможного. я не хочу крови. Неужели неосуществимо мирное, разумное течение жизни? А вы смотрите на меня с ненавистью, рабочие - с недоверием. Я тоже хочу добра. только добра!» [4, с. 520-521]. И в ответ получает от генерала: «Что такое - добро! Даже не слово, а буква» [4, с. 521].

После ареста рабочих, Захар склоняется к мысли, что в его доме устроили «судьбище», по сути, фикцию. Тут же уместно припомнить слова его жены Полины, сетующей на то, «как возможна законность в стране, где нет законов» [4, с. 492].

И опять перед читателем во всей красе предстает лицемерный человек, который в красивых оборотах речи дает богатство слов, но не богатства дел. Когда же судьба ставит его перед выбором, его решение твердо и непоколебимо: «Если нападают - надо защищаться» [4, с. 550]. Теперь Захар и Полина Бардины безоговорочно принимают точку зрения ротмистра Бобоедова: я - закон.

Юная и наивная Надежда, пожалуй, единственная среди героев клана фабрикантов, кто пытается найти правду, ее спор с Бобоедовым весьма сим-воличен:

«Надя (горячо): Закон, власти, государство. Фу, боже мой! Но ведь это для людей?

Бобоедов: Гм. я думаю! То есть, прежде всего - для порядка.

Надя: Так это же никуда не годится, если люди плачут. И наши власти и государство - все это не нужно, если люди плачут! Государство. какая глупость!...» [4, с. 544].

Ее обещание стать революционеркой в контексте этого диалога, впрочем, и самой истории, рассказанной автором, звучит весьма твердо и убедительно.

Другой правдоискатель - Пологий - в процессе действия находит свою стезю: он становится фискалом охранки. Что касается других персонажей пьесы, то здесь уместно вспомнить точную и язвительную реплику Аграфены, отражающую некую границу поисков своей правды. Ягодин жалуется Аграфене на Левшина, что, мол, тот «и господ учить начал», на что Аграфена отвечает: «Он правду говорит. Немножко правды и господам знать надо!» [4, с. 552]. Сюжет заставляет поверить, что рабочие пойдут до конца, а господам искать ее необязательно. На эмоциональном уровне это подтверждается репликой Ягодина: «Рабочая душа поймет, а господской это не по недугу.» [4, с. 513].

Таким образом, конечный итог поиска правды позволяет уточнить данную автором характери-

128

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

стику: «смешная» история перетекает в историю трагикомическую, и, соответственно, пьеса может иметь жанровую характеристику «трагикомедия». Стоит отметить, что для Горького это понятие (равно, как и жанровая интерпретация) было приемлемо. Он писал о своей юности: «.решено было мною самому пойти посмотреть, как живет "народ". Пошел и увидел дикий хаос, буйное кипение бесчисленных, мелких и крупных, совершенно непримиримых противоречий; в массе своей они создавали чудовищную трагикомедию - роль главной героини в ней играла жадность собственника» [5, с. 348]. И вполне очевидно, что многоконфликт-ность пьесы «Враги» подразумевает такое жанровое решение как трагикомедия, тем более что характеристика «сцены» этому способствует.

И последний возможный вариант истолкования пьесы Горького. Размышления над пьесой и ее «рабочая» трактовка позволяют начать разговор о трагедии. Конечно, пьеса Горького - не трагедия в привычном смысле этого жанра. Но, несомненно, элементы трагедии присутствуют в пьесе. В советском литературоведении эта мысль была развита Б.В. Михайловским, писавшим: «Во "Врагах" движущей пружиной самого сюжета становятся события исторической жизни, общественные действия, столкновения коллективов - классов, социальных групп, представителей общественно-политических течение, партий» [7, с. 154].

Для подтверждения этой мысли приведем всего несколько реплик главных героев пьесы: так в разговоре Клеопатры с Татьяной жена убитого признается: «Нужно, чтобы люди жили тесно, дружно, чтобы все мы могли верить друг другу! Вы видите -нас начинают убивать, нас хотят ограбить! Вы видите, какие разбойничьи рожи у этих арестантов? Они знают, чего хотят, они это знают. И они живут дружно, они верят друг другу. Я их ненавижу! Я их боюсь! Мы живем все враждуя, ничему не веря, ничем не связанные, каждый сам по себе. Мы вот на жандармов опираемся, на солдат.. а они - на себя. и они сильнее нас!» [4, с. 551-552].

Когда один класс считает другой своими «принципиальными» врагами, то это общество обречено. С этой мыслью уже смирились герои Горького. Михаил Скроботов размышляет: «Нет, Россия не жизнеспособна, говорю я! Люди сбиты с толку, никто не в состоянии точно определить свое место, все бродят, мечтают, говорят. Правительство - кучка каких-то обалдевших людей. злые, глупые, они ничего не понимают, ничего не умеют делать.» [4, с. 496]. Его брат, говоря о рабочих, как будто предвидит: «Что могут внести с собой эти люди? Ничего, кроме разрушения. И заметьте, у нас это разрушение будет ужаснее, чем где-либо.» [4, с. 526].

Трагическая интерпретация событий возможна еще и потому, что пьесе, по сути, показан процесс

крушения кумира (столь характерный для жанра трагедии), но в данной ситуации кумиром выступает не человек, а общественный класс. Впрочем, конфликт мировоззрений противоположных общественных классов (по сути, конфликт идей) столь огромен, что его невозможно разрешить в рамках одной пьесы, действие которой проходит в течение суток. Именно эта невозможность придает событиям пьесы характер трагического бытия.

Подводя итоги, следует сказать, что «сцены» у Горького - это стереоскопичность бытия, отраженная в кратком эпизоде; незаконченность изображаемой жизни, в которой присутствует и эпичность, и лиричность. Горьковские «сцены» - это всегда многогранность жанровой интерпретации в зависимости от прочтения художественного произведения.

Примечания

1 По воспоминаниям М.Ф. Андреевой, первые наброски к пьесе писатель делал в Риге, куда он перебрался после освобождения из Петропавловской крепости. Таким образом, подтверждается, что замысел пьесы складывался в марте 1905 г. под свежим впечатлением событий на фабрике Морозовых.

2 Об этом может свидетельствовать тот факт, что 19 апреля 1902 г. Горький посылал К.П. Пятницкому письмо «по поводу полт<авских> и хар<ьковских> беспорядков» [3, т. 3, с. 49].

3 Стоит подчеркнуть, что именно цензура увидела в пьесе образец программной литературы, приравниваемой к руководству к действию: «Сцены эти являются сплошной проповедью против имущих классов, вследствие чего не могут быть дозволены к представлению» [1].

Библиографический список

1. Архив М. Горького. - Москва, ИМЛИ РАН. -Шифр: ЦД 5-2.

2. Бялик Б.М. Горький - драматург. - М.: Сов. писатель, 1962. - 634 с.

3. Горький М. Полное собрание сочинение. Письма: в 24 т. - М.: Наука, 1997-2017. - Т. 1-19.

4. Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: В 25 т. - М.: Наука, 1970. - Т. 7. Пьесы, драматические наброски. 1897-1906. - 688 с.

5. ГорькийМ. Собрание сочинений: в 30 т. - М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1953. - Т. 25. Статьи, речи, приветствия. 1929-1931. - 520 с.

6. Иокар Л.Н. Из творческой истории пьесы «Враги» // Горьковские чтения. 1961-1963. Драматургия и театр. - М.: Наука, 1964. - С. 62-107.

7. Михайловский Б.В. Драматургия М. Горького в эпоху первой русской революции. - М.: АН СССР, 1951. - 200 с.

8. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие: в 2 т. - М.: Искусство, 1952. - Т. 1. Статьи, речи, беседы, письма. - 444 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.