Научная статья на тему 'Пейзажи-настроение в лирике Д. С. Мережковского'

Пейзажи-настроение в лирике Д. С. Мережковского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пейзажи-настроение в лирике Д. С. Мережковского»

Е.В. Синкина Барнаул

ПЕЙЗАЖИ-НАСТРОЕНИЕ В ЛИРИКЕ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

Пейзажи в лирике Д.С.Мережковского укладываются в общую картину его декоративного художественного мира, существование которого обусловлено определенными эстетическими категориями, отражающими средневековую ментальность [1]. Художнику, обозначающему природные элементы (горы, реки, лес и т.д.), удается вывести пейзаж из конкретного, реально отраженного пространства, где он существует как действующее лицо наряду с людьми, интерьером, в живописное, вторично отраженное пространство, и, таким образом, актуализировать его ассоциативносимволическое значение.

Пейзажи Д.С.Мережковского - представляют собой своеобразные репродукции изображения картин природы минувших эпох и культур. Воспринимая мир как культурный текст, Мережковский не пытается создать новое в уже созданном мире. Поэт словно обладает знаниями о предметах, явлениях еще до момента непосредственного с ними знакомства, поэтому увиденное воспринимается им как повторение того, что некогда уже было описано языком искусств: живописи, архитектуры, литературы, как знакомый культурный текст. Мифологическое «вижу впервые, впервые воспринимаю» или «вижу как впервые» заменено у художника на «это уже было описано» или «это похоже на то, что было описано».

Поэту, благодаря вечному повторению культурных текстов в собственных художественных произведениях удается задать цикличное направление историческому, а значит, эсхатологическому времени своего художественного мира и тем самым преодолеть смерть, забвение, как главный определяющий фактор линейного времени. Культура, становясь точкой отсчета мира, бесконечное множество раз повторяясь в темах, образах, циклизуется, образуя некий замкнутый мир, законы существования которого схожи с законами существования мифологической картины мира. Эклектизм становится стилевой чертой поэта, доминантой его художественного мира.

Повторение того, что было описано некогда, соединение в единую картину разнородных культурных текстов, позволяют автору создать цикличную картину мира культуры. Так вторичный, множество раз отраженный мир культуры приобретает знаки вечно повторяющегося мира. Культурное мышление, осознавая свою эсхатологическую заданность словно ассимилирует, внешне становясь образом и подобием мифологического мышления, ибо нет более верного способа преодоления смерти.

Одной из динамичных картин любого художественного мира является пейзаж. Пейзаж Мережковского - это отраженное через культурные тексты изображение природы. Энциклопедическая начитанность автора, его глубокие знания в области мировых культур давали ему широкое поле для представлений в словесном творчестве различных ликов природы, ликов, уже представленных некогда. «Повторить» у Мережковского становится как «оживить»,

Мировая культура становится источником для символических, философских пейзажей Д.С. Мережковского. Одним из своеобразных типов пейзажа в его поэзии становится пейзаж в духе китайской живописи шань-шуй («горы-воды») - пейзажи - настроения. Китайская живопись возникла как иллюстрации к стихотворным произведениям, (в своих произведениях Мережковский тоже стремится к подобному синтезу искусств, соединяя архитектуру, живопись в словесном творчестве). Пейзажи - настроения, исполнявшиеся в манере сей («живопись идей») в китайской культуре несли, в первую очередь, символическую нагрузку. Так, например, горы выражали активное мужское начало, вода - пассивное женское, сосны символизировали долголетие и т.д. Главным в пейзаже - настроении являлась передача световоздушной среды, что достигалось благодаря крайне высокой точке зрения и изображению нескольких планов, поднятых один над другим.

Поэту, как тонкому ценителю искусств удается максимально стилизовать свои пейзажные зарисовки под пейзажи шань-шуя. Сравните:

... Час рассвета уже недалек

Но в безмолвных долинах никак не рассеется мрак.

У подошвы горы собирается легкий дымок И роса на цветах все еще не заблещет никак Над обрывом кружит и змеится тропинка Уносясь по отвесным уступам к вершине хребта Вброд иду по ручью...

Забираюсь все выше по бревнам моста

...А озерный камыш - вдалеке от большой глубины

Се Лиин Юня (385 - 433)

[3 (231)]

Горят и блещут с вышины Зарей рассыпанные розы На бледной зелени березы На темном бархате сосны...

Бреду я скользкою тропой,

Струится вечер надо мной Благоуханным теплым вздохом Поникнув, дремлют тростники Разбито вдребезги плотиной Стекло прозрачное реки...

Колосья зреющего хлеба Глядят с обрыва на меня (Д. С. Мережковский, 1884)

[2 (84)]

Поэт, подобно древним китайским пейзажным живописцам, соединяет глобальное и локальное в одной картине, добиваясь растворения одного в другом:

Ласковый вечер с землею прощался,

Лист шелохнуться не смел в ожиданье,

Грохот телеги вдали раздавался...

Звезды, дрожа, выступали в молчанье (112)

Техника изображения горных вершин у Мережковского во многих произведениях подобна технике китайских живописцев, изображающих горы с высокой точки зрения. Примером использования такой техники могут стать такие пейзажные зарисовки, как:

На вековом граните гор Покоится в лучах лампад неугасимых Небес сапфировый шатер (81)

или:

И снег Кавказских гор, как жемчуг в перламутре Таинственно мерцает в облаках (114)

Одним из излюбленных в китайской живописи элементов становится создание иллюзии влажной дымки. В стихотворениях Д.С. Мережковского нередко появляются природные явления, создающие подобное ощущение -это туман, капли дождя, роса и т.п., например:

Туманов млечных покрывало Долины, горы, небеса...

Равнинным облаком скрывало (170)

или:

Здесь в теплом воздухе, пропитанном смолой Грибов и сырости и блеклого листа Сильнее запах пред грозою (132)

или:

Сквозь утренний туман каймою золотистой Желтеет отмели песчаная коса (145)

Д.С. Мережковский, как и многие его современники, увлекавшиеся культурой Древнего Востока, не мог не отразить в своих пейзажах -настроениях глубокие философского смысла природные образы: деревья, в китайской живописи - это сосны, тростник, увядающий лист, трепещущий на ветру, и т.п. Китайский пейзаж - настроение исполнялся только черным и белым цветом, это придавало символическую значимость изображению природы, глобальную, космическую направленность. В стихотворениях Д.С.Мережковского можно встретить использование этих контрастные цветов. Использование в одном произведении техники, цветовой палитры и образного решения помогают поэту достичь максимального сближения его пейзажных полотен с пейзажами шань-шуя. Для сравнения:

Ветер осенний все холодней на ветру -Белые росы инеем станут к утру Слабые ветви вечером стужа скует Падают листья ночи и дни напролет...

Цзо Сы (232 - 300) (324)

Бродят белые туманы Над болотною травой Мертвых веток черный ворох Бледных листьев слабый лепет...

Ночь под ярким блеском лунным

Холодеющая спит Д. С. Мережковский (1893)

(202)

Или:

Черные сосны на белый песок Кинули странные тени;

Знойные крылья сложил ветерок,

Полон задумчивой лени...

Д. С. Мережковский (1893)

Наряду с философским пейзажем-настроением, изображающим грандиозные ландшафты горных вершин в лирике Д.С.Мережковского появляется камерный пейзаж, воспевающий тихую нежную простую и даже будничную природу. Преобладающими настроениями таких пейзажей в китайской живописи было настроение тихой грусти, одиночества и печали. Пейзажи Мережковского во многом вторят этим настроениям, как, например, в стихотворении «В полях» (1884):

Зданья, трубы, кресты колоколен -Все за мной исчезает вдали;

И скользят, как жемчужная пена,

Облака из-за дальних холмов...

И стада отдыхают лениво,.

На душистом ковре муравы;

Где блестят бирюзой незабудки Под огромным листом лопуха,...

И дымок деревушки далекой Улетает в безбрежный простор

(45)

Д.С. Мережковский, пользуясь техникой, образами, мотивами древней китайской живописи словно пытался передать созерцательное мироощущение, полное слияние с природой. Однако эти идеи он помещает в «рамки картин» своих стихотворений, которые являются лишь репродукциями бесценных образцов мировой пейзажной живописи. Мережковский остается лишь иллюстратором философских, эстетических концепций, выбирая лучшее, глубокое по содержанию, в качестве образца воспроизводит в своих произведениях.

Примечания

1. На особенности миросозерцания Д.С.Мережковского, отражающего средневековую ментальность, обращали внимание уже современники, так А.А.Блок заметил: «В его (Мережковского) миросозерцании всегда было и есть нечто средневековое он с каким-то суеверным страхом относился ко всему телесному, не закутанному в грубые складки средневековых одежд». См.: Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М.; Л., 1962. С. 657. В. Я. Брюсов в свою очередь обратил внимание на то, что «когда Мережковский описывает Рим времен Юлиана, то в нем он видит и чувствует только средние века, хотя по видимости, и описывает мир Цезарей». См.: Мережковский: PRO ET CONTRA . СПб., 2001. С. 414. Современные ученые -литературоведы, такие, как Л. Колобаева, М. Задрожилова (Д.С.Мережковский. Мысль и слово. М., 1999), исследуя, в основном, романное творчество Мережковского, также акцентировали внимание на отражении свойств художественного мышления эпохи Средневековья в творчестве писателя. Специфические свойства так называемого синтетического художественного мышления Средневековья, трансформировались у Д.С.Мережковского в

архитектурность, живописность словесно-художественного образа. Русский философ, критик И.А.Ильин по этому поводу очень верно сказал, что поэта «чарует пространственно - пластический состав мира, больше всего ему говорят скульптура, архитектура и живопись... в их выявленном материально - линейно -перспективном составе» (Мережковский: PRO ET CONTRA . СПб., 2001. С. 377). Повторяемость одного в другом, неоригинальность художественного стиля с точки зрения современного сознания, излишняя противопоставленность всего во всем, в фокусе эстетики средневековья в полной мере соответствовала требованиям, предъявляемым к художникам, для выражения красоты и гармонии. См. также: Д.С. Мережковский. Мысль и слово. М., 1999.

2. Все тексты Д.С. Мережковского цитируются по: Мережковский Д.С. Собрание стихотворений. М., 2001. Далее страницы указываются в круглых скобках после цитаты.

3. Тексты китайских поэтов цитируютс по: Малявин В. В. Китай в XVI - XVII вв.: Эпоха, быт, искусство. М., 1995. Страницы указываются в круглых скобках после цитаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.