Научная статья на тему 'ПЕЙЗАЖ КАК ВИД ЖИВОПИСИ'

ПЕЙЗАЖ КАК ВИД ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пейзаж / живопись / изобразительное искусство / природный ландшафт / художественный образ / гармония / природа / landscape / painting / fine arts / natural landscape / artistic image / harmony / nature

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Байджуманов Хусниддин

В данной статье анализируются особенности развития и естественное происхождение пейзажного жанра в искусстве. Также через пейзажные произведения раскрывались эстетические правила взаимоотношений человека и природы. Кроме того, рассматривались способы освоения мира в духовно-эстетическом настроении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE AS A KIND OF PAINTING

This article analyzes the development features and natural origin of the landscape genre in art. Also, through landscape works, the aesthetic rules of the relationship between man and nature were revealed. In addition, ways of mastering the world in a spiritual and aesthetic mood were considered.

Текст научной работы на тему «ПЕЙЗАЖ КАК ВИД ЖИВОПИСИ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ФИЛОСОФИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. PHILOSOPHY. SOCIOLOGY. POLITICAL SCIENCE

e-ISSN: 1694-8823

№2(2)/2023, 41-45

ИСКУССТВО

УДК: 78.05

DOI: 10.52754/16948823 2023 2(2) 7

ПЕЙЗАЖ КАК ВИД ЖИВОПИСИ ПЕЙЗАЖ СҮРӨТТҮН ТҮРҮ КАТАРЫ LANDSCAPE AS A KIND OF PAINTING

Байджуманов Хусниддин

Байджуманов Хусниддин Baijumanov Husnidin

магистрант, Ош мамлекеттик университети

магистрант, Ошский государственный университет master’s student, Osh State University

ПЕЙЗАЖ КАК ВИД ЖИВОПИСИ

Аннотация

В данной статье анализируются особенности развития и естественное происхождение пейзажного жанра в искусстве. Также через пейзажные произведения раскрывались эстетические правила взаимоотношений человека и природы. Кроме того, рассматривались способы освоения мира в духовно-эстетическом настроении.

Ключевые слова: пейзаж, живопись, изобразительное искусство, природный ландшафт,

художественный образ, гармония, природа.

ПЕЙЗАЖ СҮРӨТТҮН ТҮРҮ КАТАРЫ LANDSCAPE AS A KIND OF PAINTING

Аннотация

Бул макалада искусстводогу пейзаж жанрынын өнүгүү өзгөчөлүктөрү жана табигый келип чыгышы талданат. Ошондой эле пейзаждык чыгармалар аркылуу адам менен жаратылыштын ортосундагы мамилелердин эстетикалык эрежелери ачылган. Мындан тышкары, дүйнөнү руханий-эстетикалык маанайда өздөштүрүүнүн жолдору каралды.

Abstract

This article analyzes the development features and natural origin of the landscape genre in art. Also, through landscape works, the aesthetic rules of the relationship between man and nature were revealed. In addition, ways of mastering the world in a spiritual and aesthetic mood were considered.

Ачкыч сөздөр: пейзаж, живопись, көркөм искусство, Keywords: landscape, painting, fine arts, natural landscape,

жаратылыш пейзажы, көркөм образ, гармония, artistic image, harmony, nature.

жаратылыш.

Актуальность темы. Пейзаж как идеальный образ ландшафта существует в различных видах и жанрах искусства: в живописи, литературе, графике, архитектуре. Их смысловая ценность подчинена раскрытию идеи существования природы и человека многообразных формах взаимовлияния. Философское осмысление природы соединяется с идеей ее преображения. Каждой эпохе свойственно свое образное видение природы. Начиная с неолита в пейзажах воплощаются представления о природе как сфере действия человека и преобладают тенденции, присущие именно этой эпохе.

Чувство природы свойственно человеку с древнейших времен. Как эстетическое переживание, связанное с осознанием законов мировой, космической жизни и духовной деятельности человека, оно складывалось постепенно, веками, передавалось от одного поколения другому.

В переводе с французского слово "пейзаж" (paysage) означает "природа". Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. "Героем" такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив1.

Пейзаж в художественном произведении не только лирическая инструментовка. В описаниях природы целая система отношений человека и природы, человека и общества, стройная концепция, по которой можно судить о смысле жизни в понимании писателя. Вместе с тем такой «субъективный» пейзаж нередко включается в повествование о героях, судьба которых внешне очень похожа на судьбу автора1 2.

Пейзаж как идеальный образ ландшафта существует в различных видах и жанрах искусства: в живописи, литературе, графике, архитектуре. Их смысловая ценность подчинена раскрытию идеи существования природы и человека многообразных формах взаимовлияния. Философское осмысление природы соединяется с идеей ее преображения. Каждой эпохе свойственно свое образное видение природы. Начиная с неолита в пейзажах воплощаются представления о природе как сфере действия человека и преобладают тенденции, присущие именно этой эпохе.

Пейзаж привычно рассматривать как художественное решение, как некий жанр, в котором работает художник. В пейзаже проявлено определенное отношение художника к жизни. Философ Ханс Георг Гадамер высказывал следующую мысль: "Натюрморт и пейзаж, почти единый с ним в своих истоках, - вот, пожалуй, с чего началось онемение в европейской живописи"3.

Если историческая живопись пытается сообщить зрителю что-то, высказать, то пейзаж уходит от языка. Через него художник прислушивается к природе и настраивает свою гармонию с миром, предоставляя ему возможность самостоятельно раскрыться на полотне. Дискуссия развернется в русле рассуждений о философском смысле пейзажа: репрезентации отношения человека к окружающему его миру.

1 Манин В.С. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город. 2000.

2 Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. - М. - Л., 1962.

3 Гадамер, Г. Актуальность прекрасного [Текст] / Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - С. 287.

Традиции кыргызской реалистической школы живописи представлены в горных пейзажах. Наиболее значимые живописные работы в художников творчестве в области горного пейзажа посвящены Киргизии. Работа непосредственно с натуры в условиях пленэра составляет творческий метод кыргызских художников, художники много и увлеченно пишет пейзажные и жанровые этюды на воздухе, стараясь передать все красочное богатство натуры под открытым небом, правдивые цветовые и свето-теневые отношения. Избегая внешней эффектности и подчеркивания экзотики, живописцы правдиво передает суровую красоту природы Киргизии, пишет пастозно, стремясь в самой живописной фактуре воплотить характер горного рельефа и стремительное движение речного потока.

Один из ярких представителей первого поколения художников Киргизии - Сабырбек Акылбеков. Он вошел в историю киргизского изобразительного искусства как мастер лирического пейзажа, обладающий тонким ощущением природы и совершенным мастерством в передаче ее состояний. В полотнах «На полях Киргизии», «По Чуйской долине», «Осень на юге Киргизии» и в других им создан поэтический образ республики с ее цепями голубых гор, степными просторами и глубиной небес.

Горный пейзаж в региональной живописи остается востребованным зрителями и художниками, так как обладает высоким художественно-эстетическим потенциалом. В эпоху глоболизации и технического прогресса пейзажная живопись восполняет потребности человека в общении с живой природой, является носителем традиций коренных народов4.

Акылбеков - типичный созерцатель - поэт, очень камерный - был блестящим мастером пейзажного этюда. Его пейзажные картины - те же увеличенные и более детально решенные этюды. Иногда картины даже теряли в свежести передачи световоздушной среды и впечатлений, зато нет ни одного «проходного» этюда, все они представляют собой далеко не подсобный материал, а особый малый жанр пейзажа, близкого лирическим стихам и грустным музыкальным миниатюрам.

Работа С. Акылбекова на пленэре в значительной степени импровизационна. Пейзажи отличаются ювелирной отточенностью живописной поверхности и цветовой гармонии, нежным лирическим настроем в передаче природного состояния. В композиционном отношении они просты. Задачи построения в основном Акылбеков сводил к пропорциональному соотношению двух планов - земли и неба. Просты пейзажи и по мотивам: предгорные долины на переднем плане, горы и небо - на втором5.

Белек Джумабаев в своих полотнах «Перед рассветом», «Рассказ охотника» через цветовое состояние природы он стремится к правдивому изображению жизни, ее художественному осмыслению. Широко известно в республике имя Алексея Илларионовича Игнатьева, мастер лирического и индустриального пейзажа, он создавал работы, посвященные горной природе, жизни животноводов высокогорья и новостройкам социалистической Киргизии («Весна в горах Тянь-Шаня», «Табунщики» и др.).

4 Жук Сергей Анатольевич. Горный пейзаж в отечественном искусстве: этапы развития, типология, стилистика: диссертация ... кандидата Барнаул. 2016 : 2.

5 Уметалиева, Дж. Т. Изобразительное искусство Киргизии [Текст] / Дж. Т. Уметалиева. - Фрунзе: Кыргызстан,

1978. - С. 118.

В середине 19-го века русский путешественник Л. И. Левшин, впервые оказавшись в киргизской степи, был поражен величием и спокойствием открывшегося его взору пространства. Вглядываясь в безбрежную даль цветущей степи, куда уходил караван, он спросил: «Почему вы кочуете?». «Человек должен двигаться, потому что солнце, месяц, звезды, животные, рыбы - все движется, только земля и мертвые остаются на месте», - так ответили кочевники. Природа - это то, что питает и вдохновляет человека, даёт силы и успокаивает. «Леса учат человека понимать прекрасное», -говорил А.П. Чехов6.

Киргизия особенности художественного искусства на территории Киргизии. С распространением на территории Киргизии ислама, в частности, с его отрицанием возможности восприятия божества в виде зрительного образа, происходил процесс постепенного вытеснения из художественного искусства привычных реалистических форм и сюжетов и замена их орнаментально-декоративным искусством. Чарующая красота и сила цветовых сочетаний, гармония красоты, любовь к жизни и окружающей природе ощущается в дошедших до нас ворсовых и войлочных изделиях, ювелирных украшениях, вышивке, резьбе по дереву, убранстве юрты, и многих др. Пейзаж - это всегда особое настроение, уникальное состояние природы: идёт ли снег, светит ли солнце, льёт ли дождь. Задача художника почувствовать это настроение и перенести его на свой лист бумаги. Ведь живопись в буквальном смысле означает «живое письмо». Она отражает внутренний мир художника, а нам позволяет посмотреть на этот мир другими глазами, - глазами ребёнка. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения», - писал К. Паустовский7.

Природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открыть ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

Использованная литература

1. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. - М. - Л., 1962.

2. Гадамер, Г. Актуальность прекрасного [Текст] / Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - С. 287.

3. Жук Сергей Анатольевич. Горный пейзаж в отечественном искусстве: этапы развития, типология, стилистика: диссертация ... кандидата Барнаул. 2016 : 2.

4. Манин В.С. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город. 2000.

5. Паустовский К. Г. Внеклассное чтение. Теплый хлеб и другие рассказы. - М., 2007.

6. Петракова Л. Г. Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А. П. Чехова. Воронеж, Территория науки, 2013, №6. С. 232 - 236.

7. Уметалиева, Дж. Т. Изобразительное искусство Киргизии [Текст] / Дж. Т. Уметалиева. - Фрунзе: Кыргызстан, 1978. - С. 118.

6 Петракова Л. Г. Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А. П. Чехова. Воронеж, Территория науки, 2013, №6. С. 232 - 236.

7 Паустовский К. Г. Внеклассное чтение. Теплый хлеб и другие рассказы. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.