Научная статья на тему 'Певцы-кастраты – вокальный феномен в свете современных исследований'

Певцы-кастраты – вокальный феномен в свете современных исследований Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
540
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
певцы-кастраты / контртенор / барокко / биогеронтология / эндокринология / эксгумация / метаболическая краниопатия / патологии. / castrati / countertenor / baroque / bioherontology / endocrinology / exhumation / metabolic craniopathy / pathologies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ляшенко Юрий Валентинович, Рудая Анна Сергеевна

Данная статья посвящена великим сопранистам эпохи Барокко – певцам-кастратам, в контексте рассмотрения влияния кастрации на организм исполнителя. На основе результатов исследований, проведенных специалистами разных профессиональных сфер (медицина, археология, история) представлена общая картина патологий, возникающих вследствие оскопления. Опираясь на достижения современных научных технологий, зафиксированных в публикациях последних лет, приводятся информационные данные о вокальном феномене века Барокко. Методологической основой статьи послужили исторический, системный, аналитический, интерпретационный и функциональный методы, позволяющие проследить не только историческое явление кастрации в разных функциональных применениях и его влияние на развитие вокального искусства, но и затронуть мало освещенные в музыкальной сфере аспекты, вызывающие интерес у представителей разных специализаций. В статье представлена панорама современных исследований о певцах-кастратах, выявлена деструктивная функция специфического операционного вмешательства в организм человека, проведено сравнительное сопоставление контртеноров и певцов-кастратов как двух феноменов, относящихся к разным векам, подчеркнуты преимущества развития естественного звучания колоратурного мужского голоса без медицинского вмешательства. Итоговый анализ эксгумаций сопранистов века settecento дает возможность оценить современный уровень развития науки, медицины и технологического прогресса, благодаря чему, открываются новые темы для исследовательской работы в разных профессиональных сферах. На примере развития контртеноровой плеяды, как уникального образца адаптационных возможностей человеческого организма в XX–XXI веке, показан эволюционный скачок вокального искусства и его дальнейшая перспектива в контексте работы с репертуаром «старинной музыки» певцов-кастратов. Поставленные в статье проблемы являются актуальными в период активного развития аутентичного исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASTRATO – VOCAL PHENOMENON IN THE LIGHT OF MODERN RESEARCH

This article is devoted to the great sopranists of the Baroque era – castrati, in the context of examining the influence of castration on the performer’s body. Based on the results of research conducted by specialists in various professional fields (medicine, archeology, history), a general picture of pathologies resulting from emasculation is presented. Based on the achievements of modern scientific technologies fixed in publications of recent years, information on the vocal phenomenon of the Baroque century is given. Historical, systemic, analytical, interpretational and functional methods served as the methodological basis of the article, which allowed to trace not only the historical phenomenon of castration in different functional applications and its influence on the development of vocal art, but also to touch upon aspects little covered in the musical sphere, which arouse interest among representatives of different specializations. The article presents a panorama of modern research on castrati, reveals the destructive function of a peculiar operative intervention in the human body, a comparative comparison of countertenors and castrati as two different phenomena, it highlights the advantages of developing the natural sound of coloraturous male voice without medical intervention. The final analysis of the exhumated sopranists of the settecento century makes it possible to assess the current level of development of science, medicine and technological progress, which opens up new topics for research in various professional fields. On the example of the development of the countertenors as a unique example of the adaptive capabilities of the human body in the 20th – 21st century, the evolutionary leap of vocal art and its further perspectives in the context of working with the repertoire of “old music” of castrati is shown. The problems identified in the article are relevant during the period of active development of authentic performance.

Текст научной работы на тему «Певцы-кастраты – вокальный феномен в свете современных исследований»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО PERFORMING ART

ч » « и

УДК 781.1 DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12015

Ю. В. ЛЯШЕНКО, А. С. РУДАЯ

Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева

ПЕВЦЫ-КАСТРАТЫ - ВОКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Данная статья посвящена великим сопра-нистам эпохи Барокко - певцам-кастратам, в контексте рассмотрения влияния кастрации на организм исполнителя. На основе результатов исследований, проведенных специалистами разных профессиональных сфер (медицина, археология, история) представлена общая картина патологий, возникающих вследствие оскопления. Опираясь на достижения современных научных технологий, зафиксированных в публикациях последних лет, приводятся информационные данные о вокальном феномене века Барокко.

Методологической основой статьи послужили исторический, системный, аналитический, интерпретационный и функциональный методы, позволяющие проследить не только историческое явление кастрации в разных функциональных применениях и его влияние на развитие вокального искусства, но и затронуть мало освещенные в музыкальной сфере аспекты, вызывающие интерес у представителей разных специализаций.

В статье представлена панорама современных исследований о певцах-кастратах, выявлена деструктивная функция специфического операционного вмешательства в организм че-

ловека, проведено сравнительное сопоставление контртеноров и певцов-кастратов как двух феноменов, относящихся к разным векам, подчеркнуты преимущества развития естественного звучания колоратурного мужского голоса без медицинского вмешательства. Итоговый анализ эксгумаций сопранистов века settecen-to дает возможность оценить современный уровень развития науки, медицины и технологического прогресса, благодаря чему, открываются новые темы для исследовательской работы в разных профессиональных сферах. На примере развития контртеноровой плеяды, как уникального образца адаптационных возможностей человеческого организма в ХХ-ХХ1 веке, показан эволюционный скачок вокального искусства и его дальнейшая перспектива в контексте работы с репертуаром «старинной музыки» певцов-кастратов. Поставленные в статье проблемы являются актуальными в период активного развития аутентичного исполнительства.

Ключевые слова: певцы-кастраты, контртенор, барокко, биогеронтология, эндокринология, эксгумация, метаболическая краниопа-тия, патологии.

Для цитирования: Ляшенко Ю. В., Рудая А. С. Певцы-кастраты - вокальный феномен в свете современных исследований // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 119-127. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12015

YU. LYASHENKO, A. RUDAYA

S. S. Prokofiev Donetsk State Music Academy

CASTRATO - VOCAL PHENOMENON IN THE LIGHT OF MODERN RESEARCH

This article is devoted to the great sopranists of the Baroque era - castrati, in the context of examining the influence of castration on the performer's body. Based on the results of research conducted by specialists in various professional fields (medicine, archeology, history), a general picture of pathologies resulting from emasculation is presented. Based on the achievements of modern scientific technologies fixed in publications of recent years, information on the vocal phenomenon of the Baroque century is given.

Historical, systemic, analytical, interpretation-al and functional methods served as the methodological basis of the article, which allowed to trace not only the historical phenomenon of castration in different functional applications and its influence on the development of vocal art, but also to touch upon aspects little covered in the musical sphere, which arouse interest among representatives of different specializations.

The article presents a panorama of modern research on castrati, reveals the destructive function

of a peculiar operative intervention in the human body, a comparative comparison of countertenors and castrati as two different phenomena, it highlights the advantages of developing the natural sound of coloraturous male voice without medical intervention. The final analysis of the exhumated sopranists of the settecento century makes it possible to assess the current level of development of science, medicine and technological progress, which opens up new topics for research in various professional fields. On the example of the development of the countertenors as a unique example of the adaptive capabilities of the human body in the 20th - 21st century, the evolutionary leap of vocal art and its further perspectives in the context of working with the repertoire of "old music" of castrati is shown. The problems identified in the article are relevant during the period of active development of authentic performance.

Key words: castrati, countertenor, baroque, bio-herontology, endocrinology, exhumation, metabolic craniopathy, pathologies.

For citation: Lyashenko Yu., Rudaya A. Castrato - vocal phenomenon in the light of modern research // South-Russian musical anthology. 2020. No 2. Pp. 119-127. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-12015

ai 9 ««

В последние десятилетия сочинения старинной вокальной музыки занимают все более прочное место в репертуаре современных исполнителей. На данном этапе широкое обращение к музыке Ренессанса и Барокко уже нельзя считать новой тенденцией в исполнительской практике, что было характерно для середины ХХ века, так как у подавляющего большинства певцов имеются в репертуаре произведения классического и доклассического периодов. С этим связаны активные поиски неизвестного до сих пор материала, утерянных и реконструированных произведений прошлых веков, что дает возможность исследователям раскрывать все новые факты не только о композиторах и бытовании их произведений, но и об исполнителях ушедших столетий. На сегодняшний день еще много «белых пятен» оставляет такое оригинальное явление в истории певческой культуры, как искусство певцов-кастратов.

С XVII века в музыкальной среде возникает стойкий интерес к певцам-кастратам, которые обладали широким диапазоном, дыханием и феноменальной вокальной техникой, приобретенным вследствие кастрации и постоянных многолетних занятий пением. Певцы-кастраты становятся эталоном артиста-вокалиста, в значительной мере потеснив женщин-певиц. Хронологическая последовательность возникновения идеи модификации голоса через кастрацию, совершенствование такого метода в медицинской практике и его результаты фрагментарно зафиксированы в дошедших до нас документальных материалах. Однако стоит учитывать, что, несмотря на большое количество опубликованных за прошедшие века работ, посвященных данной проблеме, тайна певцов-кастратов, или великих сопранистов, до конца еще не раскрыта.

Вопросы, связанные с певческими особенностями и исполнительской деятельностью

мастеров бельканто, входили в круг интересов таких исследователей, как П. Барбье [1], Э. Хэ-риот1, П. Луцкер и И. Сусидко2. Необходимо также отметить диссертационные труды И. Су-сидко3, Е. Юнеевой4, С. Коленько [2] и статьи Г. Кибасовой, Е. Юнеевой5, и др., в которых феномен «певцов с ангельскими голосами» был освещен с эволюционно-исторической, культурологической, вокально-методической сторон. Сложность анализа затронутой проблемы состоит в отсутствии живого примера звучания голоса певца-кастрата, который был бы обучен манере пения, характерной для итальянской классической школы бельканто периода расцвета эпохи Барокко. Все факты, дошедшие до современного музыкального мира, содержатся в документах, основанных на информации музыкантов и историков того времени. В XXI веке, с развитием научных технологий, затронувших медицинские вопросы, имеется возможность составить более полную картину жизни певцов-кастратов. Это позволяет дополнить уже сложившийся стереотипный портрет сопра-нистов XVП-XVШ веков и приоткрыть новую страницу в исследовательском фонде эпохи Барокко.

Цель статьи - на основании современных исследований проанализировать новые факты, касающиеся певцов-кастратов, проследить влияние операции на организм певцов settecen-to в контексте развития барочного искусства, сопоставить вокальную специфику современных контртеноров и певцов-кастратов. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- выявить динамику роста интереса к искусству сопранистов в разных сферах (медицина - генетика - вокал);

- систематизировать данные, касающиеся физического состояния певцов-кастратов, используя материалы итоговых отчетов по эксгумации великих певцов-кастратов Фаринелли и Паккъяротти;

1 Хэриот Э. Кастраты в опере / Пер. Е. Богатыренко. М.: Классика-XXI, 2001. 299 с.

2 Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2. Эпоха Метастазио. М.: Классика-XXI, 2004. 768 с.

3 Сусидко И. Опера seria: генезис и поэтика жанра: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02. М., 2000. 40 с.

4 Юнеева Е. Музыкальная культура Италии XVII-XVIII вв.: феномен барочной оперы: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 24.00.01. Волгоград, 2015. 32 с.

5 Кибасова Г., Юнеева Е. Культура барокко: феномен певцов-кастратов // Вестник культурологии. 2017. № 2 (81). С. 122-124.

- акцентировать внимание на феномене контртенора как ярком доказательстве эволюционной адаптации человеческого организма к формируемым потребностям современного искусства.

В качестве аналитической базы были отобраны исследования профессора физической антропологии Марии Джованны Белькастро, связанные с эксгумацией Фаринелли; обзор экспертизы в научном журнале «Scientific Reports» об эксгумации Г. Паккъяротти; исследования британского генетика и биогеронтолога Дэвида Гемса, охватывающие обширный пласт материалов о кастрации и ее влиянии на развитие мужского организма.

Методологической основой статьи послужили исторический, системный, аналитический, интерпретационный и функциональный методы, способствующие раскрытию заявленной темы в различных ракурсах.

В чем же заключается интерес к вокальному искусству settecento и почему эта область музыкального исполнительства вызывает столь пристальное внимание у представителей разных профессий? Рассматривая историю вокального искусства, следует отметить, что наследие эпох Средневековья, Ренессанса и Барокко долгое время находилось в забвении и не являлось приоритетным в репертуарном плане исполнителей. На это оказывали влияние как тенденции времени (доминирование класси-ко-романтического направления), так и малое количество музыкального материала. Многие достойные произведения композиторов века бельканто, таких как Л. Винчи, А. Хассе и др., практически не исполнялись на театральных и концертных сценах.

С середины ХХ века, в период зарождения аутентичного (исторически-информирован-ного) движения в музыкальной среде, наблюдается резкий подъем интереса к наследию Барокко, в том числе к его исполнительскому искусству. Это связано, прежде всего, с широким развитием тенденции неоклассицизма, потребовавшей введения в фоносферу современности сочинений доклассической эпохи в их подлинном виде. В результате обострилось внимание к образцам старинной музыки, следствием чего стал поиск «свежего» материала, позволяющего «сомкнуть» старое и новое, донести до слушательской аудитории художественные идеи прошлого в их подлинном звучании.

Важным стимулом этого процесса стал дебют на сцене контртеноров А. Деллера и Р. Оберлина, которые способствовали воз-

рождению особого рода мужского пения, забытого с XVI-XVII веков. Их репертуар включал произведения, ранее исполняемые певцами-кастратами, тесситурно удобными для контртенорового исполнительства и позволяющие воспроизвести основную вокальную специфику контртенора - работу мужского голоса в трехрегистровом режиме, охватывающем диапазон женского и мужского голосов.

Прослеживая развитие контртенорового искусства ХХ-ХХ1 веков, следует констатировать, что данный феномен не только не угасает на протяжении нескольких десятилетий, а наоборот, все более раскрывается с профессиональной точки зрения. Репертуар современных контртеноров (Ф. Фаджоли, Ю. Миненко, Ф. Жарусски, М. Ценчича) включает сложнейшие арии певцов-кастратов XVП-XVШ веков, которые для своего времени также являлись профессиональным эталоном. Репертуар со-пранистов века Барокко признается одним из самых сложных в техническом отношении (колоратурные пассажи, рулады, украшения, импровизационные вкрапления), поэтому современная интерпретация контртенорами их певческого репертуара помогает составить картину возможностей исполнителей-кастратов. Этот фактор играет важную роль в росте научной заинтересованности к проблеме сопоставления певцов-кастратов и контртеноров как двух феноменов разных эпох.

Анализируя нотный текст, над которым работали Фаринелли, Кафарелли, Сенезино и другие великие сопранисты, а также учитывая различные отзывы современников, можно утверждать, что певцы-кастраты способствовали активному развитию вокального искусства своей эпохи. Основой расширения их феноменальных голосовых возможностей принято считать операцию, проводимую в предпубер-татный период и мощную вокальную школу, поддержанием навыков которой исполнители занимались на протяжении всей жизни. Процент смертности от проводимых операций был непомерно велик. Несмотря на это, количество кастрированных мальчиков не уменьшалось.

Удивительные вокальные способности великих Фаринелли, Порпорино, Джициелло, Паккъяротти и других известных кастратов обусловили возникновение множества легенд, связанных с техническим владением голосом, тембральной окраской и диапазоном исполнителей. Многие художники-портретисты рисовали кастратов непомерно высокими и нескладными, что подчеркивало некий разрушительный и дестабилизирующий процесс в

их организме, который сказывался на здоровье и физическом состоянии певцов-кастратов. На современном этапе, благодаря развитию медицины и биотехнологий, представляется возможным подтвердить либо опровергнуть многовековые мифы, касающиеся кастратов.

Операция кастрации упоминается в различных исторических хрониках, в том числе и в Библии. В Средние века она служила наказанием за содеянные грехи, в странах Востока кастрация пропагандировалась как создание особого типа мужчин для различных видов деятельности (мужчина-воин, мужчина-хранитель, мужчина-танцор и т. д.). Она была также известна как панацея от многих болезней. На данный момент кастрация является одним из вынужденных способов лечения некоторых видов онкологических заболеваний как у мужчин, так и у женщин [3]. Как можно заметить, различные обстоятельства диктуют необходимость в применении столь опасного вмешательства в человеческий организм. Изучение влияния эндокринной системы на организм человека, важность того или иного гормона в процессе его жизнедеятельности интересовал медицину на протяжении многих веков. Организмы певцов-кастратов явились «благодарным материалом» в развитии хирургии и эндокринологии, что обосновывает пристальное внимание медицины к великим сопранистам.

Дэвид Гемс, профессор биологии старения человека, британский генетик и биогеронтолог, рассматривает сокращение выработки тестостерона и саму кастрацию как один из факторов предотвращения и замедления быстрой деструкции человеческого организма. Старение является естественным процессом практически для любого живого существа. Данная биологическая функция организма находилась в центре внимания человеческого интереса на протяжении многих веков и продолжает быть актуальной.

При изучении кастрированных мужчин, живших в разные времена, обнаружилось совпадение реакций организма на проведенную операцию. К одной из таких реакций относится замедление старения и увеличение срока жизни кастратов. По результатам исследования историков, музыковедов, представителей медицины и биогеронтологии, многие певцы-кастраты были долгожителями своего века, пережив своих современников. В чем же причина?

Д. Гемс рассматривает несколько теорий старения. Одна из них - феномен увеличения продолжительности жизни певцов-кастратов.

Операция для них проводилась в допубертат-ный период, до начала полового созревания, что способствовало сохранению нежного, детского голоса. Путем удаления семенных желез нарушалась выработка тестостерона, что дезориентировало эндокринную систему. Это также является одной из причин интереса медицинского мира к рассматриваемому процессу, так как служит ярким показателем адаптационной функции человеческого организма путем замены недостающего гормонального звена. Как известно, в мужском и в женском организме присутствуют как женские (эстрогены), так и мужские (тестостерон) гормоны. У певцов-кастратов нехватка мужского тестостерона заменялась женским гормоном эстра-диолом. Такой дисбаланс приводил к нарушению метаболизма (вес, тонус мышц), костному нарушению (рост и др.).

Однако Д. Гемс указывает на то, что при сравнительном анализе пятидесяти певцов-кастратов со здоровыми мужчинами того времени, возрастной показатель не существенно, но превышал у кастратов. Для примера приведем несколько показателей возраста знаменитых певцов-кастратов: Порпорино прожил 64 года, Сенезино - 72 года, Кафарелли - 73 года, Фаринелли - 77 лет, Паккъяротти - 81 год. С учетом жизненного потенциала того времени, такой возрастной показатель считался солидным. Но биолог приводит также факты исследования 2012 года, касающиеся евнухов, живших при императорской династии Чосон, где жизненные показатели достигали 100-109 лет, в то время как здоровые люди ограничивались показателем 50-55 лет [4].

По словам Д. Гемса, современная медицина рассматривает теорию преобладания жизнеспособности женского организма над мужским, так как женский организм запускает функцию менопаузы, чем приостанавливает процесс старения. Энергия женского организма, ежемесячно затрачиваемая на репродуктивные функции, беременность и пр., перенаправляется на собственные «нужды» женщины. Неоднократно указывалось на выносливость и повышенный болевой порог, что позволяет женскому организму выдержать роды. Показатели певцов-кастратов, тестостерон которых был практически снижен, приближались по показателям к женскому организму, что оправдывало их долголетие. Данная теория разделяется многими исследователями и допустима при изучении великих сопранистов.

Помимо физиологических причин долголетия певцов-кастратов следует обратить вни-

мание на жизненный уровень оперируемых. Многие авторы в своих исследованиях опускают условия, в которых находились отдельные представители кастратов. Вместе с тем, знаменитые кастраты-исполнители относились к представителям социальных слоев с достатком выше среднего, что позволяло им жить комфортно, не голодать, не страдать от физического перенапряжения. Евнухов, живших при императорской династии Чосон, также нельзя отнести к нищим слоям населения. Окружение и внешние условия, в которых организм помещен, а также среда его обитания, существенно влияют на дальнейшее развитие биологических процессов, в том числе и на долголетие. Это уточнение не опровергает приведенные выше положения, а лишь вносит дополнительный штрих.

Биогеронтология - наука не столь распространенная и популярная в социальном сознании людей не просвещенных, но, несмотря на это, она имеет огромное количество ответвлений на отдельные области. Одна из самых успешных - регенеративная медицина. Возможности организма человека, изучаемые представителями данной профессии, дают надежду на дальнейшее выявление интересных и важных сведений, касающихся старения человеческого организма и продления его жизни.

Помимо биогеронтологии, певцами-кастратами также интересуются археология, эндокринология и хирургия. В 2006 году университет Болоньи подал запрос об эксгумации тела певца-кастрата Фаринелли, перезахороненного в 1810 году на кладбище Чертоза [5]. Основным аргументом была необходимость изучения останков великого вокалиста для определения его внешнего облика при жизни. Проект был осуществлен при спонсорской поддержке флорентийского историка Альбер-то Бруски, который хотел составить настоящий фотопортрет известного певца-кастрата, так как гравюры и описания Карло Броски (Фаринелли) его современниками расходятся. Так, по отдельным свидетельствам, одним из кардинальных отличий певца от других именитых кастратов-вокалистов были «...ангельская внешность и высокий рост.» [1, с. 18], что не характерно для таких артистов.

Несмотря на значительную отдаленность от времени захоронения, останки Фаринелли все же были обнаружены. Итоги их изучения были представлены в докладе профессора физической антропологии Марии Джованни Белькастро, в присутствии Патрика Барбье, президента и ведущего специалиста по изу-

чению Карло Броски, известного как Фари-нелли-кастрат. Сканирование останков и их анализ показали патологические изменения в черепном отделе. Деформация внутричерепного пространства, представленная в виде бу-грообразных наростов, именуется Hyperostosis frontalis interna (синдром Морганьи-Стюар-та-Мореля) [6]. Диагностическое название -метаболическая краниопатия [7]. Болезнь имеет собирательное название, так как сведения о ней складывались на протяжении длительного периода времени. Первые упоминания зафиксированы в работах Дж. Морганьи в середине XVIII в., 1761 (1765) год. Дальнейшие исследования провел английский невролог Д. Стюарт (1928), а дополнил клиническую картину врач Ф. Морель (Швейцария, 1930).

Характерным проявлением метаболической краниопатии выступают наросты из отложений солей кальция, что приводит к искажению и деформированию пластинки лобной кости. С этим связан обширный диапазон эндокринных заболеваний. Как указывается в медицинских экскурсах, такая болезнь чаще всего характерна для женщин. Диагноз формируется через исключение других заболеваний, путем собирания фактов о здоровье пациента. По данным хроники о Фаринелли, знаменитый певец страдал от сильных головных болей, что характерно для рассматриваемого заболевания. Учитывая активную работу головных резонаторов при вокализации и давление, оказываемое звуком на стенки черепной коробки, а также количество времени, затрачиваемое певцом на певческую деятельность, можно допустить, что занятие вокалом способствовало прогрессированию заболевания. Увеличение давления при пении могло вызывать и другие побочные явления, такие как носовое кровотечение, головокружение, тошноту и т. д. На современном этапе лечение болезни Мор-ганьи-Стюарта-Мореля допускает хирургическое вмешательство - операционное удаление внутренней части лобной кости, однако в эпоху «Нового времени» диагностировать данную болезнь было невозможно. Можно лишь представить, какие мучения испытывал великий Фаринелли, совершенствуя свой уникальный голос.

Рассматриваемое заболевание до конца не изучено, вследствие чего, выдвинуто несколько факторов, провоцирующих возникновение синдрома Морганьи-Стюарта-Мореля. Одним из них является генетическая предрасположенность. Упоминаний об изучении семьи знаменитого исполнителя в связи с таким за-

болеванием обнаружено не было. По иной версии, причиной синдрома служило ожирение. Превышение индекса массы тела указывает на нарушение метаболических процессов, часто связанных с гормональным фоном. Если рассматривать пример с Фаринелли, то его отличало от иных певцов-кастратов: высокий рост, подтянутое телосложение и широкий грудной отдел. Следующая версия - поражение или нарушение работы гипоталамо-гипофизарной системы, отвечающей за разные функции (выработка соматотропина (рост), тиреотропина (щитовидная железа), гонадотропина (регулирование половых гормонов) и т. п.). Так как кастрация дестабилизировала эндокринную систему организма и приводила к перестройке гормонального фона, нарушались многие процессы физиологического развития будущих певцов. Огромный рост указывал на превышение концентрации соматотропина в организме, излишний вес - на нарушение функции метаболизма и щитовидной железы. Версия провоцирования синдрома Морганьи посредством механического воздействия (удара) также рассматривается как импульсный толчок к развитию метаболической краниопатии.

Эксгумация Фаринелли не единственный пример интереса к тайне сопранистов эпохи Барокко. В 2013 году было эксгумировано тело не менее известного певца-сопраниста Гаспара Паккъяротти (1740-1821). Проект был организован медицинским гуманитарным университетом Падуи, под руководством профессора Бэпи Налина [8]. Замысел эксгумации полностью совпадал с проектом Фаринелли - восстановление внешнего облика знаменитых вокальных легенд XVII-XVIII веков. По итогам исследования, останки Паккъяротти подверглись тщательному анализу разного типа. При раскопках Фаринелли костного материала было обнаружено мало, скелет же Г. Паккъ-яротти сохранился практически полностью и пребывал в хорошем состоянии. По соотношению размера костей скелета было установлено, что рост певца соответствовал отметке 191 см, что характеризует его как человека высокого роста, худощавого. Это вновь опровергает миф об обязательном превышении веса певцов-кастратов. Череп вытянутый, с ярко очерченными скуловыми зонами, что совпадает с портретом певца, лицо которого можно охарактеризовать как худое, продолговатое. Исследователи указывали на то, что повреждение зубной эмали на нижней челюсти являлось следствием спазмирования челюстной мышцы (бруксизм) [8]. Это могло быть связано с трав-

мой нервной системы от кастрации, что особенно свойственно людям с нарушением психики, пережившим стрессовое состояние.

Особенность певческой профессии, заключающаяся в постоянной работе мышц и нагрузке на шейный отдел, сказалась на состоянии позвоночника певца. При пении шея и голова находятся в вертикальном положении, исключая их смещение (постановка корпуса). Это продиктовано не только эстетическими взглядами, но и методическими установками: верная постановка корпуса помогает исполнителю избежать зажимов и дискомфорта, способствуя максимально свободной вокализации. Шейные позвонки певца-кастрата были подвергнуты эрозии. Вполне возможно, превышение уровня соматотропина, способствовавшего росту костей певцов-кастратов, также приводило к понижению их плотности, нехватке необходимых элементов костной ткани. Следствием этого являлась повышенная нагрузка на позвоночник, что провоцировало развитие его заболеваний (кифоз и т. д.).

Сравнивая результаты эксгумации Фаринелли и Паккъяротти, необходимо указать, что синдром метаболической краниопатии у Пак-къяротти выявлен не был. Однако общие признаки влияния кастрации на организм сопра-нистов приводят к ее двоякой оценке: с одной стороны, наблюдается увеличение срока жизни оперируемых, с другой - пагубное воздействие, связанное с постепенной деструкцией всех систем жизнедеятельности человеческого организма.

Таким образом, необходимо отметить, что приведенные выше исследования являются важным вкладом не только в медицину, археологию, но и в музыкальное искусство. Проекты по изучению физических данных певцов-кастратов позволяют нам составить более полную картину жизни великих вокалистов. Благодаря доступной информации, приведенной в итоговых отчетах эксгумаций, можно проанализировать степень влияния кастрации на организм человека. Исходя из представленных материалов видно, что патологии, развивающиеся после кастрации, часто оказываются латентными и проявляются постепенно. Практически все они сводятся к эндокринной системе и ее гормонам, охватывающим все области организма.

Искусство контртеноров XXI века позволило не только возродить наследие композиторов XVII-XVIII столетий, но и заново обратить внимание на явление певцов-кастратов эпохи Барокко. Сравнивая два разных феномена -

кастрата и контртенора (опуская временной вековой разрыв между ними) стоит отметить, что эти два явления сосуществовали уже в XVI-XVIII веках, причем, контртенора как хоровые певцы, возникли раньше, чем профессиональные певцы-кастраты. Однако природа этих голосов абсолютно различна, при наличии отдельных тождественных факторов. Оба явления относятся к высокому типу мужского голоса, для которого характерны: развитая колоратурная техника, виртуозность исполнения, работа в высоком регистре. Сходные черты между певцами-кастратами и современными контртенорами заключаются в том, что тем и другим свойственна не типичная для мужского голоса тембральная окраска, приближенная по аудиальному восприятию к женскому сопрано/меццо.

Оба феномена [9] служат прекрасным примером адаптационных возможностей организма к перестройке и дальнейшей его эволюции. При этом следует учитывать, что природа адаптации абсолютно различна в обоих случаях. Певцы-кастраты переносили операцию, которая влияла не только на организм, но и на их гендерный статус в обществе [10]. Контртенора являются полноценными людьми, профессионализм которых достигается не путем оскопления или иного рода воздействия на гормональный фон, а путем естественного совершенствования своих вокальных данных. Ф. Фаджоли, К. Дюмо, Ф. Жарусски, М. Ценчич, Ю. Миненко и другие представители контртенорового искусства демонстрируют высокое вокальное мастерство, выступая на различных мировых площадках и участвуя в конкурсах и фестивалях. Феномен контртенора привлекает интерес исследователей и также подвергается анализу путем накопления и систематизации фактов о столь необычном явлении в искусстве ХХ-ХХ! веков.

Важный вклад в исследование искусства контртеноров внес российский физиолог, профессор, доктор биологических наук В. П. Морозов, который изучал это явление и сформировал твердую информационную базу для его физиологического обоснования.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что взаимодействие ученых разных профилей в исследовании феномена певца-кастрата не только способствует расширению информационного поля, но и создает условия для более качественного и глубокого изучения его с различных сторон: истории, медицины, археологии, социологии, музыковедения.

XXI век - век новых технологий и исследовательских методик - позволяет нам получить и обобщить ранее недоступную информацию, благодаря которой, приблизиться к тайне певческого искусства кастратов становится допустимой реалией. Учет медицинских данных дает возможность выстроить реальную картину развития голосов великих кастратов, раскрыть последствия перенесенной ими операции. Эстетические принципы эпохи Барокко ярко отразились на стремлении «собственноручно» создать совершенного певца, опуская фактор здоровья оперируемого. Какими бы

аморальными ни казались методы хирургии «Нового времени» в отношении певцов-кастратов - это способствовало развитию медицины, дальнейшему формированию эндокринологии и хирургии. На современном этапе контртенора выступают реальным доказательством того, что профессионально развить вокальные данные любого типа голоса возможно без операционного вмешательства, порождающего увечья. Интерес контртеноров к репертуару певцов-кастратов, несомненно, способствует увековечиванию памяти о великих вокальных гениях эпохи Барокко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбье П. История кастратов. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 304 с.

2. Коленько С. Певцы-кастраты в контексте европейской культуры Нового времени: ав-тореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2011. 28 с.

3. Дайджест. Бикалутамид в гормональной терапии рака предстательной железы // Онкология. 2012. № 2. С. 150-156.

4. Эволюция полового диморфизма в продолжительности жизни человека. URL: http:// vechnayamolodost.ru/articles/teorii-stareniya/ jevolpoldi7550/ (дата обращения: 10.02.2020).

5. Эксгумация Фаринелли. URL: https:// echo.msk.ru/programs/granit/45007/ (дата обращения: 05.02.2020).

6. Гайдукова И. Синдром Морганьи-Стю-арта-Мореля, кардиомиопатия и повышение уровня аутоантител: сосуществующие или взаимосвязанные состояния? // Проблемы женского здоровья. 2014. Т. 9. № 3. С. 64-78.

7. Лобный гиперостоз. URL: https://laesus-de-liro.livejournal.com/415492.html (дата обращения: 16.02.2020).

8. Эксгумация Г. Паккъяротти. Патология певца-кастрата. URL: https://www.nature.com/ articles/srep28463 (дата обращения: 15.02.2020).

9. Феномен. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE% D0%BC%D0%B5%D0%BD (дата обращения: 10.02.2020).

10. Чурюканова О. Карло Броски. Фаринелли. М.: Litres, 2018. 268 с.

REFERENCES «,

1. Barb'e P. Istoriia kastratov [History of castrati]. St. Petersburg: Izd-vo Ivana Limbakha, 2006.304 p.

2. Kolen'ko S. Pevtsy-kastraty v kontekste evropeiskoi kul'tury Novogo vremeni [Castrati in the Context of Modern European Culture]: Ph.D. Thesis: 24.00.01. St. Petersburg, 2011. 28 p.

3. Daidzhest. Bikalutamid v gormonal'noi terapii raka predstatel'noi zhelezy [Digest. Bicalutamide in hormone therapy for prostate cancer] // Onkologiia [Oncology]. 2012. No 2. Pp. 150-156.

4. Evoliutsiia polovogo dimorfizma v prodolzhitel'nosti zhizni cheloveka [The evolution of sexual dimorphism in human lifespan]. URL: http://vechnayamolodost.ru/articles/teorii-

stareniya/jevolpoldi7550/ (data obrashcheniia [date of application]: 10.02.2020).

5. Eksgumatsiia Farinelli [Exhumation of Farinelli]. URL: https://echo.msk.ru/programs/ granit/45007/ (data obrashcheniia [date of application]: 05.02.2020).

6. Gaidukova I. Sindrom Morgan'i-Stiuarta-Morelia, kardiomiopatiia i povyshenie urovnia autoantitel: sosushchestvuiushchie ili vzaimosviazannye sostoianiia? [Morgagni-Stewart-Morel syndrome, cardiomyopathy and increased autoantibody levels: coexisting or interrelated conditions?] // Problemy zhenskogo zdorov'ia [Women's Health Issues]. 2014. T. 9. No 3. Pp. 64-78.

7. Lobnyi giperostoz [Frontal hyperostosis]. URL: https://laesus-de-liro.livejournal. com/415492.html (data obrashcheniia [date of application]: 16.02.2020).

8. Eksgumatsiia G. Pakk'iarotti. Patologiia pevtsa-kastrata [The exhumation of G. Pacquiarotti. Pathology of the castrato singer]. URL: https://www.nature.com/articles/srep28463

(data obrashcheniia [date of application]: 15.02.2020).

9. Fenomen [Phenomenon]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0% BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD (data obrashcheniia [date of application]: 10.02.2020).

10. Churiukanova O. Karlo Broski. Farinelli [Carlo Broski. Farinelli]. Moscow: Litres, 2018. 268 p.

Ляшенко Юрий Валентинович

проректор по учебно-методической работе, доцент кафедры академического пения исполнительского факультета Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева

Украина, 83086, Донецк prorektor.don@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4092-8773

Yuri V. Lyashenko

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vice-Rector for Educational and Methodological Work, Associate Professor Department of Academic Singing Performing Faculty S. S. Prokofiev Donetsk State Music Academy Ukraine, 83086, Donetsk prorektor.don@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4092-8773

Рудая Анна Сергеевна

Студентка-магистр II года обучения кафедры академического пения исполнительского факультета Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева

Украина, 83086, Донецк rudaya.annia@yandex.ua ORCID: 0000-0003-1655-7543

Anna S. Rudaya

Second-year master student of the Department of Academic Singing, Performing Department S. S. Prokofiev Donetsk State Music Academy Ukraine, 83086, Donetsk rudaya.annia@yandex.ua ORCID: 0000-0003-1655-7543

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.