Научная статья на тему 'Интерес россиян к барокко в современной музыкальой культуре'

Интерес россиян к барокко в современной музыкальой культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
583
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БАРОККО / BAROQUE CULTURE / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / CONTEMPORARY ART / МУЗЫКА / MUSIC / КОНТРТЕНОРА / COUNTERTENOR / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / MODERN CULTURE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белобров А.А.

В данной статье исследуются интерес россиян к барокко в современной музыкальной культуре России. Автором выделяются и актуализируются ключевые особенности современной музыкальной среды, для которой свойственно проявление стилистических интерпретаций и стилизаций мотивов барокко в современном оперном и эстрадном искусстве. В статье раскрывается художественно эстетический потенциал музыки барокко, которая в последние годы становится объектом интереса со стороны россиян и деятелей искусства. По мнению автора, данный интерес наглядно проявляется в деятельности певцов контртеноров, творчество которых в современной музыкальной культуре больше не ограничивается концертно камерным репертуаром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерес россиян к барокко в современной музыкальой культуре»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ИНТЕРЕС РОССИЯН К БАРОККО В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬОЙ _КУЛЬТУРЕ._

Белобров А.А.

Аспирант 3 курса кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики Московский государственный институт культуры, Россия, г. Химки

Belobrov A.A

Postgraduate of the 3rd year of the Chair of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics Moscow

State Institute of Culture, Khimki, Russia.

Аннотация: В данной статье исследуются интерес россиян к барокко в современной музыкальной культуре России. Автором выделяются и актуализируются ключевые особенности современной музыкальной среды, для которой свойственно проявление стилистических интерпретаций и стилизаций мотивов барокко в современном оперном и эстрадном искусстве. В статье раскрывается художественно - эстетический потенциал музыки барокко, которая в последние годы становится объектом интереса со стороны россиян и деятелей искусства. По мнению автора, данный интерес наглядно проявляется в деятельности певцов контртеноров, творчество которых в современной музыкальной культуре больше не ограничивается концертно - камерным репертуаром.

Annotation: In this article, the interest of Russians to baroque in the contemporary musical culture of Russia is explored. The author singles out and actualizes the key features of the contemporary musical environment, for which the manifestation of stylistic interpretations and stylizations of baroque motifs in contemporary opera and variety art is characteristic. The article reveals the artistic and aesthetic potential of baroque music, which in recent years has become an object of interest on the part of Russians and artists. In the author 's opinion, this interest is visually manifested in the activity of the singers of the countertenors, whose work in contemporary musical culture is no longer limited to concert - chamber repertoire.

Ключевые слова: культура барокко, современное искусство, музыка, контртенора, современная культура России.

Key words: baroque culture, contemporary art, music, countertenor, modern culture of Russia.

Музыка барокко, являясь одним из основополагающих направлений в мировой культуре, транслирует ценности эпохи, позволяет нам соприкоснуться с шедеврами, оставшимися в веках и в наши дни. В музыке этого времени сочетаются многие, свойственные ей эстетические особенности, которые являются связующим звеном эпох и поколений, многократно проявляющееся в современной музыкальной культуре и исполнительской практике, отражают различные влияния на современных исполнителей и зрителей, создаёт множество стилизаций в своём развитии. Изучением этого явления занимался Г. Гегель, который отмечал, что «... все материалы, из жизни какого бы народа и какой бы эпохи они не черпались, обретают свою художественную правду только как носители живой современности, того, что наполняет сердце человека и заставляет чувствовать и представлять себе истину» [1, С. 163-168].

XX век заложил основу системного исследования эпохи и сделал её достижения феноменом мировой культуры XXI века. Барокко с его историческими, стилевыми и культурными инверсиями во многом отвечает особенностям сознания современных интерпретаций, раскрывает актуальные проблемы. Безусловно, важным порождением духовной атмосферы современности стала музыка, прошедшая большой путь в эволюции светских

музыкальных жанров. Постоянные творческие поиски современных композиторов, поразительные в своей непредсказуемости схожи с музыкальными мотивами А. Скарлатти, И. С. Баха, Дж. Фреско-бальди, К. Монтеверди, Д. Бухстехуде, А. Корелли, Г. Перселла, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, благодаря которым музыка барокко и в наши дни сохраняет собственную, неповторимую оригинальную гармонию.

В конце ХХ в. Особую значимость приобретают проблемы музыкального исполнительства, происходит рассредоточение направлений в музыке и ее исполнителей, возрастает культурный интерес к экспериментам. На смену классическому исполнительству и чистой вокальной технике пришла неповторимость манеры исполнения, это не могло не отразиться на музыкальности исполняемого материала. Как следствие, появились целые композиторские проекты и студии, которые создают музыкальный «бренд» в жанре легкой музыки. Именно в этот период общество начинает постепенно ценностно определять наиболее предпочтительные формы в музыкальном искусстве, где особую нишу занимает направление культуры барокко, обнаруживающее в России диалектичность процесса формирования новых презентационных видов культуры и искусства. Предметность культурного интереса, связывающая его, с одной сто-

роны, с конкретной личностью, с другой - с объектом на который он направлен, а также свобода как условие его реализации позволяют определить современный интерес к барокко как результат имманентных культурных предпочтений значительной части общества.

Время экспериментов с музыкой конца XX века позволило выявить приоритеты как для современных композиторов и продюсеров, так и для исполнителей и слушателей. Однако сама концепция исполнительства в начале XXI века перешла на новый уровень, кардинально изменившись. Новому этапу в развитии музыкального искусства характерны конкуренция и хорошие исполнительские качества. На смену «брендовости», которой становится в последнее время не достаточно, в достижении профессионально успеха современному российскому зрителю важен и талант исполнителя, несмотря на PR - технологии продвижения на телевидении и радио современный исполнитель должен соответствовать определённым стандартам профессиональных навыков, знаний и умений. Именно поэтому современные продюсерские центры, нацеленные на достижение коммерческого успеха, пытаются найти не только хорошего исполнителя, но уникальную и гармоничную личность.

Эти поиски отражаются в спросе на мелодику барокко, которая в последнее время становится, своего рода «лейтмотивом современной жизни», что связанно с усилением роли барочных методик и звукоизвлечения, таких как bell canto (прекрасное пение) и большой востребованностью на контртеноров, являющихся одними из ярчайших представителей культуры барокко, в «золотой век» которого, эти голоса имели большую востебованость и влияние, были лучшими мастерами в области вокального искусства и вокальной импровизации. Эти певцы обладали великолепными и сильными голосами, им была присуща двухрегистровость с мягкими переходами и обертонами. Одним из ярких представителей этого времени был Фаринелли, в 1994 году о его жизни и творчестве вышел одноимённый фильм - Фаринелли. С начала XXI века в России отмечается потребность в музыкальных постановках на сюжеты и произведения эпохи барокко, где музыка является одним из значимых элементов. Арии, оратории и кантаты получают новую интерпретацию у режиссёров, иную интерпретацию, где за основу взяты максимально концентрированные особенности барочности: пышность элементов, своеобразие форм музыки и величественность, где музыка, как и в эпоху барокко, идеальна и неизменна в своих формах, оставаясь сложной по форме и лёгкой по восприятию, прозрачной мелодией, которая в сочетании с либретто делает её доступной для культурных элит и обычных граждан. Востребованность этой музыки связана с одной стороны, с широким диапазоном выбора, а с другой, особенность эстетического вкуса россиян. Всё чаще в оперных театрах, либо на концертных, камерных площадках нашей страны можно услышать контртеноров, либо их участие в исполнении одной из партий оперных постановок на произведения

композиторов эпохи барокко не только в известных театрах мира и Европы, но и в России.

Обращение к музыке барокко стало одной из культурных репрезентаций современности, она требует достоверности в трансляции стиля и в культуре исполнения, для более точной трансляции зрителю. За прошедшие шестьдесят пять лет трактовки старинной музыки барокко прочно вошли в исполнительскую практику: воссоздаются музыкальные инструменты, гармоническая структура, копируются методики в звукоизвлечении соответствующие эпохи, вокалисты пытаются возродить традиции виртуозного барочного пения. Количество таких коллективов ежегодно возрастает, среди них: «Академия Святого Мартина»(1959), ансамбль «Цветущие искусства», созданный Уильямом Кристи в 1979 году, базируется в городском театре французского города Кан (Нормандия), «Гармоническая поэма», «Венецианский барочный оркестр», «Бостонское Общество Гайдна и Генделя», которое в 2003 году за запись оратории Джона Тавенера «Жалобы и благодарения» была удостоена премии «Грэмми», созданная в 1982 в восточном Берлине «Берлинская Академия старинной музыки», но это далеко не полный перечень таких уникальных коллективов, вызывающих большой интерес у публики. Всё это указывает на потребность личности в глубоких смыслах если исходить из того, что «обладателя культурного интереса к какому - ибо предмету интересует не предмет как таковой, а человеческое содержание, заключенное в нем». [2] Наиболее заметно в принадлежности к культуре барокко большое количество европейских современных сольных исполнителей на оперной сцене, специализирующихся на музыке барокко и получивших мировую известность благодаря ей. Среди них контртенора Дэвид Дэниэлс, Филипп Жарусски, Андреас Шолль, сопрано Симона Кермис, Магдалена Кожена, Эмма Киркби, Даниэль де Низ, Санд-рин Пье, меццо-сопрано Веселина Казарова, Евгения Бургойне, Чечилия Бартоли и другие.

В нашей стране интерес к барочной музыке также является актуальным феноменом современной культуры. Старинная музыка является уже неотъемлемой частью концертного репертуара. Обращение к мотивам барочной музыки в России связано с именами Владимира Шуляковского, Феликса Равдоникаса, Марка Вайнрота, Алексея Панова, Ивана Розанова, Алексея Любимова и других. Известный российский скрипач и дирижер Владимир Шуляковский одним из первых в нашей стране стал заниматься исполнением старинной музыки. В 1988 году Шуляковский основал «Российский ансамбль старинной музыки», возрождающий к жизни забытые шедевры русской музыки XVIII века, находящиеся в архивах Северной столицы. Этот коллектив одним из первых в России получил международное признание в области старинной музыки.

В числе современных отечественных сольных исполнителей специализирующихся на музыке барокко в оперном и камерном искусстве, относятся контртенора Олег Безинских, выпускник Санкт -Петербургской консерватории им. Н.А. Римского -

Корсакова, Юрий Миненко, Юлий Котов, выпускник ГИТИСА и Сергей Ванин. Повышению культурного интереса к культуре барокко сопутствует создание телевизионного проекта «Большая опера», участниками которого были контртенора Юлий Котов и Владимир Магомадов, стал победителем одного из сезонов. Этот факт указывает на то, что старинная музыка барокко является актуальной, высокую оценку данному виду исполнительства дали как представители профессионального исполнительского искусства, так и зрители путем открытого телевизионного голосования. Однако музыка барокко актуальна не только в интерпретациях профессионально оперного искусства, она звучит на радио и телевидении. Иногда она становится предметом стилизации, или предметом подражания (пародии). Американский композитор, писатель и радиоведущий Питер Шикеле пародирует барочный стиль под псевдонимом Д. К. Бах. По словам самого автора, отличительной чертой его музыки является «маниакальный плагиат» Его работы состоят из стилизаций и комических переработок произведений эпохи Барокко

Стилистика барокко проявляется в современной российской эстраде, которая объединяется с классикой общим потоком музыки. К примеру, в ней в последнее время стали востребованы контртенора, репертуар которых теперь не ограничивается старинной музыкой или ариями из камерных ораторий, ведь сегодняшнего слушателя, как и слушателя эпохи барокко, привлекает новое звучание, эксперименты и нечто экзотическое, не привычно -

обыденное. В частности, это умозаключение подтверждает телевизионный проект «Голос», участниками которого стали контртенора Артур Васильев, Павел Пушкин, Гела Гуралия. А Сардор Ми-лано, к примеру стал, финалистом проекта «Голос -5» и победителем проекта «Главная сцена» в 2015 году и участником престижного конкурса эстрадной «Новая волна 2017». На данных проектах контртенорами исполняются как стилизации старинной музыки, так и стилизованные произведения современных композиторов в жанре эстрадной песни, расширяется диапазон вокальных возможностей, как солистов, так и зрителей, которые воспринимают и музыку барокко, и контртеноров, как устойчивое и ценное явление современной культуры.

Таким образом, можно говорить о том, что современная русская музыкальная культура тяготеет к формам барокко. Эта стилизация стала неотъемлемой частью во множестве экспериментов музыкантов, проявляющихся у них в формах интереса. Возрождение культурного интереса к мелодике барокко в современной России активизирует процессы индивидуальной самоидентификации, преобразовывает современное искусство, репрезентируя большое количество ярких, индивидуальных композиционно - выразительных форм.

Примечания

1. Гегель Г. Сочинения. Том XIII. Перевод Б. Г. Столпнера под редакцией А. П. Огурцова. М., 1940. С. 163-168.

2. Китов Ю.В. Человек интересующийся.-М.,2000.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ» И ИХ СООТНОШЕНИЕ С РАБОТОЙ СЦЕНАРИСТА-РЕЖИССЕРА ПРАЗДНИЧНЫХ ФОРМ КУЛЬТУРЫ THEORETICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE CONCEPT OF "INTERPRETATION" AND THEIR RELATIONSHIP WITH THE WORK OF THE _WRITER-DIRECTOR OF FESTIVE FORMS OF CULTURE._

Бухреева Елизавета Александровна

студентка кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ФГБОУ ВО

«Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово

Кузьмина Ольга Владимировна доцент, канд. культурологии, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово

Аннотация: Дается краткий генезис и особенности работы с интерпретацией. Раскрывается практическая значимость сценарного мастерства и один из творческих методов создания сценария праздничных форм культуры, интерпретация литературных произведений.

Abstract: A brief genesis and peculiarities of work with interpretation are given. The practical significance of scenario skills is revealed and one of the creative methods for creating a script for festive forms of culture, the interpretation of literary works.

Ключевые слова: интерпретация, текст, авторская концепция.

Key words: interpretation, text, author's concept.

На сегодняшний день существует большое ко- лишь некоторые, которые связаны с творческой ра-личество определение понятий «интерпретация» в ботой сценариста-режиссера праздничных форм научной литературе. Рассмотрим, на наш взгляд, культуры.

Интерпретация - это «работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.