8. Sulitsa E. I. Female characters in Old Russian literature: poetic imagery and syncretism. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2014, no. 4 (45), pp. 76-90. (In Russian)
9. Flier A. Ya. Cultural interests of the human. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 12-19. (In Russian)
10. Shafazhinskaya N. E. Subject of spiritual search in the Russian literature and philosophical thought. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, no. 1 (51), pp. 41-46. (In Russian)
11. Shafazhinskaya N. E. Stages of formation and evolution of the Russian female monkhood: spiritual shape of the first devotees (10-14th century). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, no. 3, pp. 51-56. (In Russian)
ЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ БАРОККО В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ И ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ
УДК 130.2
А. А. Белобров
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена выявлению причин интереса к барокко в исторической и современной России, характеристике социокультурной ситуации, способствующей активизации стиля барокко, а также анализу его отдельных проявлений в современном российском музыкальном и театральном искусстве. Автор отмечает широкий спектр воздействия стилистики барокко в современных вариантах и интерпретациях в различных видах искусства, делает вывод о том, что о барокко можно говорить как о культурном феномене, для которого культурный диалог является как способом его осуществления, так и средством объяснения.
Ключевые слова: культура барокко, культурные интересы, современная музыкальная культура, театральное искусство, художественные формы барокко.
A. A. Belobrov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
REPRESENTATION OF THE CULTURAL FORMS OF THE BAROQUE IN MODERN MUSICAL AND THEATRICAL ART OF RUSSIA
Article devoted to a study of the causes substantiating cultural interest to a baroque style in historical and contemporary Russia; characterization of sociocultural situation contributing to activation of such interest, and to the analysis of particular manifestations of baroque in contemporary Russian music and theatre. The author notes the impact of a wide range of baroque style in modern versions and interpretations in various art forms, concludes that on the Baroque can speak as a cultural phenomenon, for which the cultural dialogue is a way to implement it, as well as a means of explanation. Keywords: baroque culture, cultural interests, contemporary Russian musical culture, Russian theatre, art forms of baroque.
БЕЛОБРОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
BELOBROV ANDREY ALEKSANDROVICH - doctoral student of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected]
© Белобров А. А., 2016 109
Каждая эпоха представляет собой сложное диалектическое переплетение различных духовных процессов, по-своему отражающих действительность, а культурные образы, возникающие в связи с теми или иными событиями, выражают основные тенденции и направления их диалога, которые способны актуализировать классические приёмы в новой интерпретации, примером чего может служить эпоха барокко. Только так она способна жить и развиваться, выходя за свои пределы и в то же время оставаться собой [10, с. 89-90].
Стилистические черты барокко, проявляющиеся в современной культуре России, берут свои истоки в XVII веке - первой четверти XVIII века. Именно в XVII веке возникает тенденция к формированию научной картины жизни, намечается совершенно иной вектор в развитии общественной мысли, а именно: актуализируется философская проблематика Нового времени, что радикально преобразует общий художественный облик эпохи и влечёт за собой необратимые преобразования в стиле и тематике.
Барокко как историко-культурный феномен в широком смысле охватывает значительный круг явлений, связанных единством эстетических воззрений; развитие средств выражения, выработанных в одних родах искусства, порождает своеобразных «гибридов» в других. Главное в стиле - его единство: «самостоятельность и целостность художественной системы» [5, с. 13].
В конце ХХ - начале XXI века жизненно важное значенние приобретают проблемы целостности XVII века как конкретно-сторической эпохи, основной характеристикой которой выступала диалогичность, акцентировавшая все переходные свойства барокко, рассматривающая процессы медленной трансформации, вызревания новых форм.
Именно с 90-х годов XX века социум постепенно начинает ценностно определять наиболее предпочтительные формы в культуре.
Особенностью культурного развития России можно считать историческое соединение стилей. А. А. Морозов отмечал, что в России, «в силу ускоренного развития страны, вызванного петровскими преобразованиями, на одном историческом этапе как бы совместились несколько исторических периодов художественного развития, наслоившихся друг на друга. Стремительно усваиваемые художественные формы как бы наслаивались друг на друга в тесном взаимодействии с особенностями национальной культуры страны» [6, с. 36]. Синтез различных форм не только производит «гибриды» определённых видов в культуре, но и повышает интерес к культурам прошлого, например к барокко.
Интерес к культуре барокко в России сегодня также обусловлен диалектично-стью процесса формирования новых презентационных видов культуры и искусства, ориентированных не на государственно-идеологический концепт, а на конкретную личность, её культурные интересы. Другими словами, конкретность культурного интереса, связывающая его, с одной стороны, с конкретной личностью, с другой - с предметом на который он направлен, а также свобода как условие его реализации позволяют определить современный интерес к барокко не как следствие нового идеологического диктата государства, а как результат «внутренних» культурных предпочтений определённой части общества [4, с. 178].
У большинства российских людей культурный интерес к барокко возникает под влиянием потребности в благополучии. При отсутствии возможности её удовлетворения в реальности интерес к барокко
выступает как стремление к обретению благополучия в символическом [9].
Этим, в частности, объясняется связь барокко в искусстве со стремлением к сказочному в жизни. Как видим, реальная картина обыденных духовно-ценностных ориентаций российского общества представляет собой весьма сложную структуру [8].
Сопоставление роли артиста, музыканта эпохи барокко с ролью артиста в современных условиях позволяет проследить определённую схожесть в значимости и проявлении индивидуальности в культурном пространстве, когда особо важными элементами выступают техническое совершенствование профессионального мастерства и картинно-постановочные формы изображаемых образов, направленные на удовлетворение культурных потребностей масс в целом и отдельной личности в частности.
Культурному интересу к музыке барокко и её формам в наше время присущ элемент гротеска и монументальности. Интерес во многом определяет тенденции в развитии современной музыкальной среды. Это находит своё отражение и в популярности мелодики барокко, которая в последнее время становится своего рода «лейтмотивом современности». Например, усиливается роль барочных методик звукоизвлечения, таких как bell canto (прекрасное пение), появляется особый спрос на контртеноров, которые представляют собой один из связующих элементов современной культуры с культурой классического барокко XVII века, поскольку в это время такие голоса имели большую известность и влияние. Контртеноры были лучшими мастерами в области вокального искусства и вокальной импровизации. Они обладали великолепными и сильными голосами, которым была присуща двухрегистровость с мяг-
кими переходами. О жизни и творчестве одного из выдающихся представителей этого времени - Фаринелли - в 1994 году вышел одноимённый фильм.
С начала XXI века в России прослеживается потребность в музыкальных постановках на сюжеты и произведения эпохи барокко, где музыка является одним из значимых элементов. Всё чаще в оперных театрах либо на концертных, камерных площадках нашей страны можно услышать Г. Ф. Генделя, А. Вивальди.
При этом арии, оратории и кантаты по-новому «прочитываются» режиссёрами, получают иную интерпретацию, в основе которой лежат максимально концентрированные особенности барочности: пышность элементов, своеобразие форм музыки и величественность. Музыка, как и в эпоху барокко, идеальна и неизменна в своих формах, оставаясь сложной по форме и лёгкой по восприятию, прозрачной мелодией, которая в сочетании с либретто делает произведение доступным для культурных элит и обычных граждан. Востребованность этой музыки связана, с одной стороны, с широким диапазоном выбора, а с другой - с особенностями эстетического вкуса россиян.
Стилистические особенности музыки барокко проявляются и в эстрадном жанре современного музыкального искусства, которому, в сопоставлении с искусством классическим, присущи черты индивидуализации формы и перфоманса в эстетическом восприятии особенностей барокко, в тесной взаимосвязи с современными сложными и интерпретационными формами.
В современной русской музыке развивается множество простых и сложных жанров и поджанров с различными формами и стилями, одни из которых возникли от простых взаимосвязей, например рок-опера, а другие представляют собой более
сложные формы, основанные на современных видах искусства, на основе которых, посредством репрезентации перфо-манса и необарокко, воспроизводится новый формат музыки, сочетающий в себе современные и классические формы стиля. Неоклассике присущ элемент заимствования музыкальной композиции и музыкальной формы разных музыкальных эпох, проявлением барокко в неоклассике можно считать чистоту и орнамен-тальность гармонии и фактуры, где орнамент барокко динамичен и индивидуален. Современная музыкальная культура порождает новую мифологию, которая пропагандирует, с одной стороны, духовную потребность личности в «высоких» интересах, а с другой - культ потребления, дающий установку на удовлетворение запросов человека, которому ничто человеческое не чуждо [2].
Стилистическое смешивание и взаимосвязь классических элементов с современными видами и направлениями в культуре барокко находят своё отражение и в современном театральном искусстве, самоидентификация которого направлена на формирование новых трактовок классических вариантов постановок либо на поиск новых их форм.
Современный театр увлечён экспериментами над формой, прежде всего основанными на постмодернистской философии искусства. Формальные эксперименты начались ещё в 20-е годы XX века, но достигли своего расцвета к его концу.
«Потрясение - это норма» - вот лозунг современных постановок. Воплощение его в жизнь требует поиска, прежде всего нового содержания, поэтому драматурги сегодня пытаются сочетать несочетаемое - классику и современность.
Всё это приводит к жанровому многообразию театральных форм и стилистики, рассчитанных на своего зрителя и при-
званных шокировать его. Помимо «осовременивания» классики, внедряются новые, современные объекты в костюмах актёров и в декорациях.
Отношение к такому виду театрального искусства абсолютно разное: с одной стороны, искусство должно постоянно идти в ногу со временем, а с другой стороны, в условиях массовой культуры оно может утратить историческое своеобразие всей театральной классики, где появление новой драматургии сильно замедленно, и это тоже не радует.
Многоформатность современного театра также весьма своеобразна. Не только спектакли, но и яркие шоу, перфомансы, мюзиклы и стендапы на любой вкус - всё находит своего зрителя. Особенно знаковыми как для постмодернистской культуры в целом, так и для театра в частности можно считать перфомансные и хеппенинговые формы постановок современного театра. Именно эти формы имеют идентичные особенности с искусством барокко и находят индивидуальные способы влияния на современного зрителя.
Первоначально перфоманс и хеппенинг формируются в рамках модернизма, заимствуя от него характер эксперимента. Так закладываются основные черты пер-фоманса и хеппенинга: развитие во времени; провокационность, эпатаж, экспери-ментальность; социальность, направленность на зрителя, на его реакцию, примат действия, жеста; соединение различных видов искусства; единичность зрелища; нелогичность, случайность, нереальность.
Все эти черты и особенности характеризуют современную культуру в целом, отчётливо выявляют взаимосвязь с культурой барокко, которая служит, с одной стороны, соединяющим звеном, а с другой - фактором взаимодействия особенностей восприятия эстетических форм барокко XVII века с его чертами и особенностями
в современной культуре, при использовании повседневности и обыденности как составных частей творческого акта, цитирования, интерактивности. В результате этого формируется особая социально-культурная среда, направленная на установление и эффективную реализацию различных социально-культурных взаимодействий, прежде всего с перформан-сом и хеппенингом как формами барокко, в которых именно зритель превращается из стороннего наблюдателя в со-творца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи. При этом и перфоманс, и хеппенинг являются интерактивными формами искусства. В перфомансных и хеппенинговых формах театральных постановок большую роль играет импровизация и случайность, которая свойственна и искусству барокко, но, в сопоставлении с пер-фомансом, в хеппенинге спонтанности и непредсказуемости больше, так как развитие действия движется благодаря участию публики. Действие хеппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Широкое распространение данных видов в искусстве можно связать как с индивидуализацией каждого из видов искусства, так и с внутренним отношением человека к самому себе и его месту в обществе.
Нельзя не отметить также художественные образы в актёрской самореализации, где, безусловно, происходят колоссальные изменения. Место и роль актёра как личности и персонажа становится центральным, акцент делается на личностно-индивидуальных качествах, согласно чему образы и персонажи в искусстве подвер-
жены влиянию фриковости, которая воплощается как в образе жизни определённых кругов общества, так и в интерпретациях искусства театра и кинематографа.
Данные проявления свидетельствуют о широком спектре воздействия стилистики барокко в современных вариантах и интерпретациях, указывая на диало-гичность современных видов искусства с искусством барокко. Барокко, разумеется, имея определённое, но не безграничное поле внешних и внутренних факторов, фиксирует и классифицирует особенности современных видов искусства, синтезирует их со своими собственными, имеющими стилистическую схожесть, создавая новые образцы современного искусства.
Проявления форм барокко в театральном современном искусстве имеют сложную и структурную платформу, разделяющуюся на два русла в художественном восприятии. В основе первого присутствует направленность на зрелищность, внешний эффект, имеющий косвенный характер, и второй, основной, имеет внутренние философские аспекты в формировании диалогичности различных стилей и эпох, в их тесной взаимосвязи.
Поэтому можно говорить о том, что барокко в современном театре присущ элемент последовательности в отражении его форм [11], среди которых можно выделить: признание сложности и противоречивости жизни; объединение сюжета и героев драмы определённой религиозной или философской идеей; динамический характер пьес, основным содержанием которых является конфликт идей; применение риторических языковых приёмов.
Итак, культура барокко содержит отчётливую тенденцию к диалогу с другими культурами, и поэтому она заявляет о себе в периоды относительной стабилизации в общественной жизни. С присущим ей универсализмом культура барокко
даёт возможность по-новому осознать и понять её как предвосхищение ценностей культуры современности. Музыкальное и театральное искусство, как художественное отражение текущих общественных процессов, включает в себя барокко
как результат «говорящих» друг с другом видов и жанров искусства. Поэтому о барокко можно говорить как о культурном феномене, для которого культурный диалог является как способом его осуществления, так и средством объяснения.
Примечания
1. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 38-45.
2. Воеводина Л. Н. Массовое общество в контексте социокультурной динамики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 23-27.
3. Гертнер С. Л. Культура российской региональной элиты через её интересы : монография / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2009. 222 с.
4. Гертнер С. Л, Китов Ю. В. Культурные интересы как объяснительный принцип и средство проблема-тизации культурной идентичности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). Часть 2. Октябрь. С. 176-185. DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.186
5. Жирмунский В. М. Литературные течения как явление международное. Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. 20 с.
6. Морозов А. А. Проблемы барокко в русской литературе // Русская литература. 1982. Вып. 3.
7. Пугачева Л. Г. Личность в сетевом обществе: диалог культур прошлого и настоящего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 38-45.
8. Ремизов В. А. Обыденная культура: альтернативы, тупики и выходы - анализ существенного на уровне российских явлений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 32-36.
9. Фархутдинова С. Г. Диалогическая природа культуры барокко. Нижневартовск, 2005. 143 с.
10. http://www.studfiles.ru/preview/3569906/page:7/ (дата обращения: 10.10.2016).
References
1. Aronov A. A. About a problem of mentality of Russian culture: development by spurts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 38-45. (In Russian)
2. Voevodina L. N. Massovoe obshchestvo v kontekste sotsiokul'turnoi dinamiki [Mass society in the context of sociocultural dynamics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 23-27.
3. Gertner S. L. Kul'tura rossiiskoi regional'noi elity cherez ee interesy [Culture of the Russian regional elite through her interests]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2009. 222 p.
4. Gertner S. L., Kitov Yu. V. Cultural interests as an explanation principle and the means of problematization of cultural identity. International Research Journal. 2016, no. 10 (52), part 2, October, pp. 176-185. DOI: 10.18454/ IRJ.2016.52.186
5. Zhirmunsky V. M. Literaturnye techeniia kak yavlenie mezhdunarodnoe [Literary currents as an international phenomenon]. Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1967. 20 p.
6. Morozov A. A. Problemy barokko d russkoi literature [Problems of Baroque in Russian literature]. Russkaia literature [Russian literature]. 1982, issue 3.
7. Pugacheva L. G. Individuals in the network society. The cross cultural dialogue of the past and the present. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65) , pp. 38-45. (In Russian)
8. Remizov V. A. Everyday culture: alternative, stubs and outputs - analysis significant at the level of Russian phenomena. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 1 (51) , pp. 32-36. (In Russian)
9. Farkhutdinova S. G. Dialogicheskaia priroda kul'tury barokko [The dialogical nature of Baroque culture]. Nizhnevartovsk, 2005. 143 p.
10. http://www.studfiles.ru/preview/3569906/page:7/ (дата обращения: 10.10.2016).