Научная статья на тему 'ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АМАНАТСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И СЕВЕРЕ ТИХОГО ОКЕАНА'

ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АМАНАТСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И СЕВЕРЕ ТИХОГО ОКЕАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА / КОЛОНИИ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ АМЕРИКИ / АМАНАТЫ / ТИХИЙ ОКЕАН / ЭКСПЕДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров А.Ю., Савельев И.В.

Цель. Аналитическое исследование генезиса института аманатства (политического заложничества) и его развитие в Петровскую эпоху.Процедура и методы. В статье применялись принципы объективности, диалектики, научности и историзма, анализа и синтеза. Для раскрытия темы были использованы методы: общенаучные, историко-правовой, проблемно-хронологический, системный и сравнительно-исторический.Результаты. Аманатство - древний правовой институт, базировавшийся на основе норм обычного права и получивший повсеместное распространение. В петровскую эпоху институт аманатсва окончательно оформился и продолжает эффективно применяться при освоении Дальнего Востока и севера Тихого океана. В качестве аманатов в основном использовались представители родо-племенной верхушки. Многие из них активно впитывали русскую культуру, язык, традиции, некоторые становились переводчиками, проводниками и даже священниками.Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные сведения могут иметь практическую значимость в выстраивании политики по отношению к коренному населению, а также будут полезны при изучении широкого круга вопросов по истории АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERA OF PETER THE GREAT AND THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF AMANATS IN THE FAR EAST AND NORTH PACIFIC

Aim. Analytical study of the genesis of the institute of amanatism (political hostage-taking) and its development in Peter the Great’s era.Methodology. The article applied the principles of objectivity, dialectics, scientificity and historicism, analysis and synthesis. To reveal the topic, general scientific methods were used, as well as historical-legal, problem-chronological, systemic, and comparative-historical methods of research.Results. Amanatism is an ancient legal institution based on the norms of customary law and rather widespread. In the era of Peter the Great, the institute of amanatism finally took shape and proceeded to be efficiently used in the exploration of the Far East and the North Pacific Ocean. Representatives of the tribal elite were mainly used as amanats. Many of them actively absorbed Russian culture, language, traditions, some became translators, guides and even priests.Research implications. The data obtained can be of practical importance in building policies in relation to the indigenous population, and can also be useful in studying a wide range of questions on the history of Asia-Pacific countries.

Текст научной работы на тему «ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АМАНАТСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И СЕВЕРЕ ТИХОГО ОКЕАНА»

УДК 94(41/99)

DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-2-48-57

петровская эпоха и развитие института аманатства на дальнем востоке и севере тихого океана

Петров А. Ю.12, Савельев И. В3

1 Институт Всеобщей истории РАН

119334, г. Москва, Ленинский просп., д. 32А, Российская Федерация

2 Московский государственный лингвистический университет 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1, Российская Федерация

3 Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Аналитическое исследование генезиса института аманатства (политического заложни-чества) и его развитие в Петровскую эпоху.

Процедура и методы. В статье применялись принципы объективности, диалектики, научности и историзма, анализа и синтеза. Для раскрытия темы были использованы методы: общенаучные, историко-правовой, проблемно-хронологический, системный и сравнительно-исторический.

Результаты. Аманатство - древний правовой институт, базировавшийся на основе норм обычного права и получивший повсеместное распространение. В петровскую эпоху институт аманат-сва окончательно оформился и продолжает эффективно применяться при освоении Дальнего Востока и севера Тихого океана. В качестве аманатов в основном использовались представители родо-племенной верхушки. Многие из них активно впитывали русскую культуру, язык, традиции, некоторые становились переводчиками, проводниками и даже священниками. Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные сведения могут иметь практическую значимость в выстраивании политики по отношению к коренному населению, а также будут полезны при изучении широкого круга вопросов по истории АТР.

Ключевые слова: Петровская эпоха, колонии, история Русской Америки, аманаты, Тихий океан, экспедиции

Благодарности: Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00043) в Институте всеобщей истории РАН.

ERA of PETER THE GREAT AND THE DEVELoPMENT of THE INsTITuTE

of amanats in the far east and north pacific

A. Petrov12, I. Savelyev3

11nstitute of General History of the Russian Academy of Sciences Leninskiy prosp. 32A, Moscow 119334, Russian Federation

2 Moscow State Linguistic University

ul. Ostozhenka 38-1, Moscow 119034, Russian Federation

3 Northern (Arctic) Federal University (NArFU)

nab. Severnoy Dvini 17, Arkhangelsk 163002, Russian Federation

© CC BY Петров А . Ю . , Савельев И . В .

Abstract

Aim. Analytical study of the genesis of the institute of amanatism (political hostage-taking) and its development in Peter the Great's era.

Methodology. The article applied the principles of objectivity, dialectics, scientificity and histori-cism, analysis and synthesis. To reveal the topic, general scientific methods were used, as well as historical-legal, problem-chronological, systemic, and comparative-historical methods of research. Results. Amanatism is an ancient legal institution based on the norms of customary law and rather widespread. In the era of Peter the Great, the institute of amanatism finally took shape and proceeded to be efficiently used in the exploration of the Far East and the North Pacific Ocean. Representatives of the tribal elite were mainly used as amanats. Many of them actively absorbed Russian culture, language, traditions, some became translators, guides and even priests. Research implications. The data obtained can be of practical importance in building policies in relation to the indigenous population, and can also be useful in studying a wide range of questions on the history of Asia-Pacific countries.

Keywords: Peter the Great's era, colonies, history of Russian America, amanats, Pacific Ocean, expeditions

Acknowledgments.The study was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (project no. 22-18-00043) at the Institute of General History of the Russian Academy of Sciences.

Введение

Со времени продвижения русских на север Тихого океана и выходу к Алеутским и Курильским островам продолжалось активное взаимодействие с коренными жителями . Русские в конце XVII - начале XVIII вв . продолжили взаимодействие с бурятами, ительменами, юкагирами, которые были объясачены, предоставили аманатов и активно заимствовали русскую культуру. В это же время начинается активное взаимодействие с чукчами, эскимосами и алеутами . Если первые 2 народности проявили свою воинственность и в целом не передавали заложников российским властям, то политическое заложничество (аманатство) со стороны алеутов являлось продолжением сложившейся в XVII в . сибирской практики

Канадский исследователь Дж. Гибсон выдвинул концепцию «зависимости» русских от туземцев (зависимость от рабочей силы аборигенов и поставок ими продовольствия, от связей с туземками и пр . ) [14, р. 358-359]. Действительно, русские переняли у островитян и образцы одежды (парки), которая больше все-

го подходила к суровому климату Алеутских островов, способы добычи морского зверя, навыки выживания в суровых условиях Аляски и Алеутских островов и т д Размер доставляемого в Россию промысла во многом зависел от умения и сноровки аборигенов, продававших пушнину русским или же добывавших её в составе промысловых партий

Проблему аманатства изучали почти исключительно историки, а специалисты по истории права в курсе более широких проблем, связанных с изучением истории налогообложения и взимании ясака

Генезис института аманатства и этимология термина

Одной из основных задач русских при продвижении и закреплении на новых территориях был сбор ясака с коренных народов . Этот процесс проходил как мирным путём, так и вооружённым Важным элементом для решения территориальных вопросов, урегулирования споров и определённой гарантии от военных столкновений был институт аманатства

Практика аманатства имеет истоки в истории первобытного общества

и зафиксирована в ранних источниках, связанных с обычным правом многих народов мира Политическое и дипломатическое заложничество издревле имело место в обычном праве многих народов мира и в международных отношениях Его использовали Византийская империя, Арабский халифат, русские княжества во взаимодействии между собой и половецкими ханами . Но умерщвление аманатов безо всякой причины считалось самым гнусным делом (например, Владимир Мономах раскаивался в умерщвлении половецких аманатов) В Средние века умерщвлять заложников считалось варварством; в случае нарушения договора заложник превращался в пленного Поэтому в заложники брали только тех лиц, свобода которых была дорога для их правительств, нередко детей монарха. Так, Франциск I в обеспечение мадридского договора оставил испанцам своего сына1

Один из основоположников науки международного права Э де Ваттель досконально описал правила относительно заложников: они должны быть из важнейших особ; обман относительно их качества есть преступление; только свобода их заложена, но не жизнь; как только выполнены условия договора, они должны быть освобождены; если заложник умрёт, его правительство не обязано дать другого; если принц в заложниках получает корону, его следует освободить и взять другого заложника; если условия договора не исполнены, заложник становится военнопленным; при этом он может вполне добросовестно порвать свою связь с государем, отдавшим его в заложники и отказавшимся от него, и взять подданство той державы, которой был отдан в залог [3, с. 45-50].

В новое время в мировой практике аманатство постепенно изживает себя -

1 Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами . Т. IV / под ред . П . Л . Лаврова. СПб . : Тип . И . Глазунова и Комп . , 1862. С. 14-15 .

стали верить слову государя и преимущественно использовали не личный, а вещевой залог Но аманатство всё ещё было распространено в России XVI-XIX вв . , причём в различных регионах Российской империи [8, с . 97-98]. Получил он своё развитие и приобрёл определённые особенности в период продвижения русских к берегам Тихого океана

Вплоть до настоящего времени продолжаются дискуссии о точном переводе и трактовке термина «аманат». Чаще всего переводят как заложник, что вошло в словари и концепции подавляющего большинства исследователей2 Этот феномен можно объяснить отсутствием разъяснения на государственном уровне по отношению к тем или иным народам

В одном случае мы видим аманата в качестве заложника в его историко-ког-нитивном восприятии, а в другом - представителя, почётного гостя, обладающего всеми свободами, получающего другой, более высокий, статус в глазах своих соплеменников и русских промышленников

Этимология слова «аманат» предположительно относится к арабскому корню «аман», что обозначает безопасность, обязательство, гарантия, благонадёжность. Заимствование ориентализма «аманат» русским языком можно связать с его значениями: «гарантия», «надёжность» и «безопасность» Они были идентичны одному из устаревших смыслов исконных русских слов «залог», «заклад», связанных с поручительством при заключении договоров [13, с. 47]. В старорусском языке изначально существовал свой вариант слова - «таль»3

Со временем смысл термина «аманат» трансформировался и стал отличаться от значения, которое ему было присуще при вхождении в лексико-семантическую си-

2 Советская историческая энциклопедия . Т. 1. М .: Советская энциклопедия, 1961, С. 444.

3 Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами . Т. IV / под ред . П . Л . Лаврова. СПб . : Тип . И . Глазунова и Комп ., 1862. С. 14-15 .

vsoy

стему русского языка. В результате можно говорить о том, что на русской почве произошла семантическая деривация лексемы «аманат»: изначальная семантика - «дипломатический заложник» модифицировалась в понятие «заложник» . Более того, в казачьей народной речи понятие «аманат» приобрело значение «обманщик»1.

Особенности аманатства в освоении

Дальнего Востока и Тихого океана

В Сибири практика взятия аманатов развивалась, по всей видимости, с походов Ермака и существовала на протяжении следующих двух столетий . Применительно к изучаемому периоду и конкретному географическому региону аманат в основном перестаёт нести дипломатическую функцию. Это происходило отчасти от того, что народы Сибири, Дальнего Востока и Америки не создали ещё своей государственности Аманатов в Сибири использовали как гаранты соблюдения политических договорённостей, безопасности немногочисленного, по сравнению с аборигенами, русского населения и поступления налогов (ясака) в казну. Причём, чем выше был статус аманатов, тем надёжнее были гарантии

Отношение к аманатам было различным у разных народов Всё зависело от конкретных условий и сложившихся военно-политических традиций Если практика аманатства традиционно входила в культуру поведения противоборствующих сторон, то она воспринималась адекватно обеими сторонами и принимала более или менее приемлемые формы В данном случае имела место взаимная передача заложников, или двустороннее аманатство: отношение к аманатам, условиям их содержания и т. п . [4, с . 130]. Иное дело, когда в систему подобных отношений попадал этнос, стадия социального развития которого не была подготовлена к системе договорных

1 Энциклопедия казачества / сост. Губарев Г. В . М. :

Вече, 2008. С. 21.

отношений, пусть даже таких «диких», какими являлось аманатство [6, с . 121]. Когда один из участников подобных отношений был явно слабее, имело место одностороннее аманатсво: только одна сторона выдавала заложников Именно такой вариант чаще использовался в Сибири и на Дальнем Востоке

Во многих сибирских городах на протяжении всего XVII в . и отчасти начале XVIII в . существовали «аманатские избы (дворы)» - специальные постройки для содержания аманатов, находившиеся внутри укреплённого острога [1], которые уже не использовались при взаимодействии с аборигенами в ходе продвижения на Курильских и Алеутских островах.

Нельзя сказать, что отношение к аманатам везде и всегда было одинаковым Оно зависело от множества факторов: политических, экономических, личностных, наконец Содержание аманатов зависело от их статуса Имеющиеся аманатские избы мало отличались от тюремных помещений К ним примыкали постройки, где хранились необходимые припасы для содержания заложников, и помещения для стражи, несущей круглосуточную охрану Наиболее знатных и значимых аманатов держали «за приставом», т е во дворе служилого человека, который был обязан обеспечить политическому заложнику особый режим и был ответственен за его содержание В этом случае положение аманата мало отличалось от пребывания «за приставом» ссыльных из метрополии, имевших определённый статус Но это, конечно же, касалось далеко не всех Содержание рядовых аманатов в небольших, отдалённых острожках иногда приводило к плачевным результатам [1].

Гарантии, которые обеспечивала практика аманатства в восточных регионах страны, были далеко ненадёжны и зависели, прежде всего, от развитости общественных отношений, устойчивости родовых связей, выделения властных структур и степени осёдлости этноса

Культура поведения и усвоенные традиции во многом определяли судьбы аманатов Если этносы были хотя бы в малой степени знакомы с русской культурой и имели некоторое представление о быте русских переселенцев, то и пребывание «в аманатах» для них проходило менее болезненно, а порой и являлось полезным опытом Аманаты активно усваивали русский язык, социальную структуру, методы хозяйствования, приобщались к культуре Многие из них становились толмачами, проводниками и даже священниками [5, с 338-340] Они становились своеобразным посредником между культурой пришедшего сюда русского человека и традициями коренных жителей В свою очередь, аманаты способствовали усвоению русскими первопроходцами и промышленниками способов добычи пушнины аборигенами, выживанию в экстремальных условиях и т д

Иное дело, когда в аманаты попадали люди, исключённые из соприкосновения с культурой колонистов. Они приходили «чужими» и «чужими» уходили, представляясь населению русских острогов «непонятыми язычниками»

Азиатская Россия в Петровскую эпоху сформировалась как территория ссылки на самых разных уровнях, куда в основном отправляли в качестве управленцев неугодных политиков Одновременно здесь отбывали наказание преступники различных сословий и военнопленные Активизация освоения новых территорий также способствовала тому, что на фронтире присутствовала разнородная публика - от государственных людей, лично знакомых с царём и представителями местной администрации, до людей, скрывавшихся от правосудия и надеявшихся доказать свою лояльность примерным поведением или подвигами в географических открытиях

Именно в петровское время сформировался интерес к освоению и включения в состав Российского государства территорий на берегах северной части Тихого

океана В это время наблюдается упорядочение экспедиционной деятельности и смена континентального вектора экспансии на океанский [10, с . 91-92].

Последние 15 лет царствования первого русского императора можно охарактеризовать как «экспедиционно-исследовательский» период Начинает формироваться отрасль российского колониального права, в которой аманат-ство занимает одну из важнейших позиций В это время ещё отсутствовали писаные источники права, которые бы регулировали приобретение и освоение новых территорий (основную роль здесь играло право первооткрытия и первоза-селения), их включение в экономический оборот, порядок организации и функционирования торгово-промысловых (купеческих) компаний и предоставление льгот отдельным купцам Преобладала частноправовая составляющая Это было вызвано тем, что территория северной части Тихого океана находилась далеко от органов центральной власти, которые имели возможность лишь косвенно влиять на участников экспедиций и следить за соблюдением правовых предписаний [11, с. 101-112].

Сложившееся положение накладывало специфический отпечаток в установление русско-аборигенных отношений, особенно если дело касалось этносов, стоящих на ранних стадиях общественного развития С этой точки зрения следует подходить к такому явлению как практика «сибирского аманатства», а в дальнейшем и «американского аманатства» Приведение жителей вновь открытых земель в подданство и повышение их лояльности к российской короне облегчались использованием института аманатства, который способствовал формированию лояльной прослойки населения Именно в петровскую эпоху окончательно сложилось понимание этого факта, и рассматриваемый институт, базирующийся на использовании норм обычного права, получил своё позитивное юридическое закрепление

При кочевом образе жизни большинства коренных народов Сибири договор шерти (как было принято называть договорные отношения с аборигенами) не обеспечивал прекращения вооружённых столкновений и своевременную уплату ясака. Та или иная этническая группа кочевников, «дав шерть», могла поменять своё географическое местоположение Чтобы добиться хоть каких-то устойчивых гарантий, русской администрации приходилось прибегать к практике взятия в аманаты представителей «лучших людей» из числа этнического объединения. Русская администрация была заинтересована в том, чтобы аманат принадлежал к знатной, уважаемой семье и имел влиятельных в своей среде родичей [1].

Аманатам полагалось выделять из казны содержание на пищу и прочие бытовые нужды Кроме пищи, аманаты могли получать казённую одежду и предметы бытового обихода В первые десятилетия XVII в . Сибирь испытывала потребность в продовольствии, поэтому возникали сложности обеспечения аманатов Например, в Красноярске аманаты беспрепятственно передвигались по городу и просили милостыню и, судя по всему, получали её Таким образом, происходило непосредственное общение аборигенного населения с горожанами-колонистами, и в этих конкретных обстоятельствах отчасти снималось противопоставление на «своих» и «чужих» [1].

С целью стабилизации ситуации с аманатами в конце XVII в . - начале XVIII в . появились предписания центральных властей о порядке содержания аманатов: «беречь накрепко, и корм и питьё им давать по указу, чтоб им голоду не было»1. Тем не менее подобные рекомендации не всегда исполнялись на окраинах государства необходимым образом В Сибири практика взятия аманатов в целом сошла

1 Наказ Астраханскому воеводе № 1793 «Об управлении казенными, земскими и военными делами»от 30.05.1700 // Полное собрание законов Российской империи . Собрание 1-е . Т. 4 .

на нет к середине XVIII в ., когда коренные народы этого региона окончательно были включены в систему русской государственности

Тем не менее практика политического за-ложничества на восточных окраинах России и территориях на севере Тихого океана упорядочилась в годы правления Петра I. Именно в правление первого императора началось освоение этих земель, и именно от аманатов русские нередко получали ценные сведения о соседних народах и землях [9, с. 267-270]. Кроме того, их нередко использовали в качестве «вожей», т. е. проводников на новые территории, что способствовало выполнению наказов руководителям исследовательских и промысловых экспедиций. В дальнейшем в рапортах и донесениях самих русских мореходов и передовщиков аманаты упоминаются достаточно часто.

При организации новых экспедиций и открытии новых земель взятие аманатов предполагалось как обязательное условие по умолчанию и не всегда упоминалось в инструкциях (к примеру, экспедиция под руководством якутского казачьего головы А. Ф. Шестакова для поиска и освоения новых земель и островов). «...И прежде утвердить те места, которыми уже российское владение было, и кои народы на Камчатке и в других тамошних поморских местах ещё были не покорены. А не утвердя оного, на острова морские не ходить и острогов на них не строить, но разведав об них подлинно, какие на таких островах народы и под чьими владениями, и торг с кем имеют ли и чём, о том о всём писать к сибирскому губернатору и в Сенат. А между тем, где возможно, на такие острова посылать только для уговаривания добровольно в подданство и збору ясачного...»2.

Непосредственно главы экспедиций, в т. ч . В . Беринг, разбирали вопросы притеснения коренных жителей со стороны представителей местной администрации: на «Уки реки, также и по реке Камчатке лутчие иноземцы доносили мне словесно

2 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в . : сборник документов . Т. 1. С. 55 .

чрез толмачей, а многие и сами росийским языком об своих обидах, доносили, что сверх ясаку и аманатцкого корму збирают с них сладкую траву, ягоды и сарану, от чего им немалая тягость, и терпят голод»1

В целом, документы свидетельствуют

0 широком использовании аманатства на начальных этапах колонизации Русской Америки . Царские власти всячески поддерживали данную практику на тихоокеанских островах Как и в Сибири, их основной целью был ясак, а без аманатов получить его было весьма затруднительно В интересах государственной политики казённое начальство призывало промышленников обходиться с туземцами-аманатами как можно «ласковее» Кроме того, практика аманатства, как и делаемые представителям коренного населения подарки, способствовали упорядочению ясачного платежа [2, с . 23-26].

Ещё в первые десятилетия освоения Сибири царским правительством издавались акты, предписывающие сугубо мирные отношения с коренными [12, с. 157-159]. Такой подход сохранялся и в дальнейшем - в процессе присоединения и освоения земель на берегах Тихого океана. Лишь в более позднее время, уже в конце XVIII в . коронные власти разработали специальную инструкцию об обращении с аманатами

В рапортах и донесениях самих русских мореходов и передовщиков аманаты упоминаются достаточно часто Например, в рапорте казака С Т Пономарёва и передовщика С . Г. Глотова в Большерец-кую канцелярию говорилось об их пребывании на островах Умнак и Уналашка в 1759-1762 гг. , где они смогли формально привести в российское подданство нескольких местных вождей-тоенов и собрать с них ясак От алеутов удалось получить и 2 аманатов, которых русские доставили на Камчатку В своём рапорте Пономарёв и Глотов сообщали: «А при отправлении с вышеозначенных островов по добровольному тех народов к под-

1 Там же .С . 68-69.

данству склонению, а чрез нашу к ним ласку и привет оные желание возымели и впредь быть в подданстве и чтоб к ним российские люди всегда на судах ходили, и что они будут ясак платить бездоимоч-но, дали добровольно в аманаты первого острова тоена Шашука племянника малолетнаго, парня именем Мушкаля, которого мы назвали Иваном, возрастом, например, около 12 или 13 лет, которого со всяким в пути, как возможно, охранением, привезя при сем же, в Большерец-кую канцелярию объявляем»2

На Алеутских островах, как и в Сибири, русские предпочитали брать в аманаты именно детей туземцев, т к это обеспечивало максимальную лояльность со стороны их родителей Кроме того, для промышленников было более безопасно иметь детей-аманатов, чем взрослых туземцев, да и прокормить их было гораздо легче Реже в качестве аманатов содержались взрослые мужчины и женщины, как правило, высокого социального статуса В «Наставлении» от 16 сентября 1778 г. иркутским купцам, отправлявшим свои суда для промыслов и торговли на Алеутские и Курильские острова, иркутский генерал-губернатор Ф Г Немцов особо подчёркивал необходимость заботы об аманатах, «которых сверх ласковаго обхождения довольствовать пищею избыточно буде»3. А несколько ранее, в 1775 г. , в инструкции начальника Камчатки премьер-майора М К фон Бема главе экспедиции на Курильские острова И М Антипину была развернута целая программа в отношении аманатов4. Она предусматривала не просто содержание аманатов для безопасности русских, но и некую «культурную» составляющую В

2 Архив внешней политики Российской империи . Ф . Российско-американской компании . Оп . 888. Д . 6 . Лл . 172-174 об .

3 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в . Сборник документов . Т. 2 . М. : Наука, 1989. С. 172 .

4 Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в . Сборник документов Т 2 М : Наука, 1989 С 172

частности, Бем рекомендовал обучать туземцев-аманатов русскому языку и обычаям для последующей более успешной аккультурации местного населения . Разрабатывая эти положения инструкции, он, очевидно, обобщил уже имевшийся к тому времени опыт содержания аманатов в Сибири и на Алеутских островах. Таким образом, аманаты служили в дальнейшем проводниками русской культуры в обществе алеутов, а аманатство постепенно приобретало в Русской Америке не только политический и экономический, но и культурный аспекты

На культурный аспект аманатства указывала в своей монографии специалист по истории и этнографии Алеутских островов Р. Г. Ляпунова: «Русские с самого начала широко применяли для обеспечения своей безопасности систему взятия аманатов, преимущественно детей тоенов, в возрасте от 8 до 14 лет. Эта система была очень удобна для обучения алеутов русскому языку и приобщения их в целом к русским культурным традициям» [7, с . 59].

Подобное наблюдение принадлежит и архимандриту Иоасафу на Кадьяке, отмечавшему, что аманаты приучались к образу жизни русских и смягчали «варварские нравы» своих отцов

Русские не препятствовали регулярным встречам родственников с аманатами, а иногда даже позволяли последним навещать сородичей в туземных селениях.

Длительное пребывание у русских помогло многим аманатам хорошо обучиться их языку

Заключение

Аманатство было органической частью российской колонизации как Сибири, так и земель тихоокеанского побережья (особенно на ранних этапах освоения). В этом состояло одно из её существенных отличий от испанской, английской и французской колониза-

ций Нового Света В целом аманатство зарекомендовало себя как весьма действенное средство подчинения коренного населения, прежде всего, на Алеутских островах, где оно выполняло, как и в Сибири, не только политическую, но и важную экономическую функцию Кроме того, через посредничество аманатов среди коренного населения Аляски распространялись элементы русской культуры и знание русского языка

В ходе колонизации Сибири аманат-ство получило развитие, было окончательно упорядочено в Петровскую эпоху и потом почти в неизменном виде успешно применялось в процессе освоения Алеутских островов и выхода к берегам Америки, когда на территории метрополии эта практика практически прекратилась Именно в Петровскую эпоху происходит окончательное закрепление этого института, базировавшегося на нормах обычного права в позитивной юридической форме В аманатах видели важный и опробованный метод закрепления на новых территориях, создание лояльной российской короне прослойки туземного населения и закрепление института под-даничества

Государство Петровской эпохи избегало официального признания и регулирования института аманатства, хотя отсутствовало и осуждение за его применение В изучаемое нами время имелось почти исключительное одностороннее понимание аманатства - только со стороны русских Позиция коренных народов даётся либо в пересказе тех же русских, либо в свидетельствах другой, более поздней, эпохи

Понимание института аманатства представляется важным аспектом при изучении борьбы за колонии на севере Тихого океана в XVIII - первой половине XIX вв .

Дата поступления в редакцию 29.01.2022

ЛИТЕРАТУРА

1. Березиков Н. А. Надзор и принуждение: аманатские избы в Сибири XVII в. // Баландинские чтения . 2015 . Т. 10 . № 1. С 44-46.

2 . Бродников А . А . Подарки аборигенам как элемент механизма их вовлечения в ясашный пла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тёж (на примере Ленского волока и прилегающей территории) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология . 2013 . Т. 12 . № 1. С. 23-26.

3 . Ваттель Э . Право народов или Принципы естественного права, применяемые к поведению и

делам наций и суверенов. М. : Госюриздат, 1960. 179 с. 4. Гринёв А. В. Туземцы-аманаты в Русской Америке // Клио . 2003. № 4 (23). С. 128-142.

5 . Иерусалимский Ю . Ю . , Лукашенко С. П. Витус Беринг и миссионерская деятельность Русской

Православной Церкви // Отечественная историко-цивилизационная матрица: Миссия . Время . Ценности : сб . науч . ст. / под ред. Ю . Ю . Иерусалимского. Ярославль: ИПК «Индиго», 2020. С 337-344

6 . Люцидарская А . А . Аманаты в Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии

Сибири и сопредельных территорий . 2006. Т. 12 . № 2 . С. 121-124.

7 . Ляпунова Р. Г. Алеуты: Очерки этнической истории . Л . : Наука, 1987. 226 с .

8 . Мелкумян Г. А. Историко-правовой анализ действий, связанных с захватом заложников //

Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 3 . С. 97-101.

9 . Петров А . Ю . , Ермолаев А . Н . , Коскина М . М. Петр I и рост интереса России к освоению Тихо-

го океана, 1711-1722 // Quaestio Rossica. 2021. Vol. 9 . № 1. С 265-280.

10 . Петров А . Ю . , Савельев И . В . Особенности правового взаимодействия участников экспедиций

по изучению Тихоокеанского региона (конец xVII - начало xVIII вв ) // Вопросы истории 2021. № 9 . С 88-99.

11 Петров А Ю , Савельев И В , Капалин Г М Становление колониального права в Русской Америке // Российская история . 2015 . № 4. С. 101-112 .

12 Подкин М В Методы взаимодействия русских первопроходцев с коренными народами Сибири в XVII в. : к вопросу о характере присоединения края // Шаг в историческую науку : материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных / отв . ред. Кругликова Г. А. Екатеринбург, 27 апреля 2018 . Екатеринбург, 2018 . С. 157-159.

13 . Озова Ф . А. К этимологии историзма «amanat» // Известия высших учебных заведений. Севе-

ро-Кавказский регион . Общественные науки . 2014. № 4. С. 45-54. 14. Gibson J. R . European Dependence Upon American Natives: the Case of Russian America // Ethno-history. 1978. Vol. 25 . № 4. P. 359-385.

1. Bereznikov N . A . [Supervision and coercion: Amanat huts in Siberia in the 17th century]. In: Baland-inskie chteniya [Balandin readings], 2015, vol. 10, no. 1, pp. 44-46.

2 . Brodnikov A . A . [Gifts to aborigines as an element of the mechanism of their involvement in yasash

payments (on the example of the Lena port and the adjacent territory)]. In: Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, Filologiya [Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: History, Philology], 2013, vol. 12, no. 1, p. 23-26.

3 . Vattel E . Pravo nartodov ili principi estesstvennogo prava, prineniaemie k povedeniu i delam natsi i isu-

verenov [The Law of Nations or the Principles of Natural Law Apllied to the Conduct and the Affairs of Nations and Sovereigns]. Moskow, Gosyurizdat Publ. , 1960, 179 p . 4. Grinev A. V. [Amanat natives in Russian America]. In: Klio [Klio], 2003, no. 4 (23), pp. 128-142.

5 . Ierusalimsky Yu. Yu. , Lukashenko S . P. [Vitus Bering and the missionary of the Russian Orthodox

Church]. In: Iyerusalimskiy Yu. Yu. , ed. Otechestvennaya istoriko-tsivilizatsionnaya matritsa: Missiya. Vremya. Tsennosti: sb. nauch. st. [Patriotic historical and civilizational matrix: Mission . Time . Values : collection of scientific articles]. Yaroslavl, IPK «Indigo» Publ . , 2020, pp. 337-344.

6 . Lutcidarskaya A . A . [Amanats in Siberia]. In: Problemi arheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopre-

delnih territorii [Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories], 2006, vol. 12, no. 2, pp. 121-124.

7 . Liapunova R . G . Aleuti: ocherki etnicheskoi istorii [Aleuts: Essays on Ethnic History]. Leningrad, Nau-

ka Publ . , 1987. 226 p.

REFERENCES

8 . Melkumyan G . A . [Historical and legal analysis of actions related to hostage-taking]. In: Vestnik

Vladimirskogo uridicheskogo institute [Bulletin of Vladimir Law Institute], 2009, no. 3, pp. 97-101.

9 . Petrov A . Yu. , Yermolayev A . N. , Koskina M. M . [Peter the Great and Russia's growing interest in the

exploration of the Pacific Ocean, 1711-1722]. In: Quaestio Rossica, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 265-280.

10 . Petrov A . Yu. , Savelev I . V. [Features of legal interaction of participants of participants of expeditions

to study the Pacific region (late 17th - early 18th centuries)]. In: Voprosy istorii [History Questions], 2021, no. 9, pp. 88-99.

11. Petrov A . Yu. , Savelev I . V. , Kapalin G . M . [The origins of colonial law in Russian America]. In: Rossi-yskaya istoriya [Russian History], 2015, no. 4, pp. 101-112 .

12 . Podkin M. V. [Methods of interaction between Russian pioneers and indigenous people of Siberia in

the 17th century: regarding a question of the annexation of Siberia]. In: Kruglikova G . A . , ed. Shag v istoricheskuyu nauku: materiali XVII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii molodih uchenih. Ekaterinburg, 27 aprelya 2018 [Step into historical science : Materials of the 18th All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists. Yekaterinburg, April 27, 2018], Yekaterinburg, 2018, pp 157-159

13 . Ozova F. A . [To the etymology of historicism «amanat»]. In: Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy.

Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennyye nauki [News of higher educational institutions. North Caucasian region . Social Sciences], 2014, no . 4, pp . 45-54. 14. Gibson J. R . European Dependence Upon American Natives: the Case of Russian America. In: Ethno-history, 1978, vol. 25, no . 4, pp . 359-385.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Петров Александр Юрьевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник института всеобщей истории Российской академии наук; e-mail: alaska13@yandex.com

Савельев Иван Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М. В . Ломоносова; e-mail: ivan_saveliev@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Aleksandr Yu. Petrov - Dr. Sci. (History), leading researcher, Institute of World History, Russian Academy of Sciences;

e-mail: alaska13@yandex.com

Ivan V. Savelev - Cand. Sci. (History), Assoc . Prof. , Departmentally Head, Department of International Law and Comparative Jurisprudence, Northern (Arctic) Federal University named after M. Lomonosov; e-mail: ivan_saveliev@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Петров А . Ю . , Савельев И . В . Петровская эпоха и развитие института аманатства на Дальнем Востоке и севере Тихого океана // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки . 2022. № 2 . С. 48-57. DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-2-48-57

FOR CITATION

Petrov A. Yu. , Savelyev I . V. Era of Peter the Great and the development of the institute of amanats in the Far East and North Pacific . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2022, no . 2, рp. 48-57. DOI: 10.18384/2310-676X-2022-2-48-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.