Научная статья на тему 'Петропавловская судоремонтная верфь в годы Великой отечественной войны'

Петропавловская судоремонтная верфь в годы Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОРЕМОНТНАЯ ВЕРФЬ / SHIP REPAIR / ВОЙНА / WAR / СУДОРЕМОНТ / ЦЕХИ / WORKSHOPS / СУДОСТРОЕНИЕ / SHIPBUILDING / ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ / СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / STAKHANOVSKY MOVEMENT / РЫБОЛОВНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА / FISHING AND TRANSPORT VESSELS / КОРАБЛИ / SHIPS / DOCKYARD / FRONT BRIGADES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилов С.В.

Охарактеризованы условия, в которых в военный период работало основное камчатское предприятие, связанное с металлобработкой, судоремонтом и судостроением Петропавловская судоремонтная верфь. Показано, как менялся характер производственной деятельности верфи, расширялась номенклатура выпускаемой продукции. Впервые публикуются уникальные изображения передовиков производства и единственного на Камчатке плавучего дока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petropavlovsk dockyard during The Great Patriotic War

There are conditions in which the main Kamchatka’s plant connected with metal processing, ship repair, and shipbuilding Petropavlovsk dockyard was functioning in war period. Nature of production activity was changed, product range was increased. Unique images of foremost people in industry and the only floating dock in Kamchatka are published first time ever.

Текст научной работы на тему «Петропавловская судоремонтная верфь в годы Великой отечественной войны»

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 629.5.081(571.66-25)"1941/1945"

С.В. Гаврилов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: gavrilov_sv@kamchatgtu. ru

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СУДОРЕМОНТНАЯ ВЕРФЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Охарактеризованы условия, в которых в военный период работало основное камчатское предприятие, связанное с металлобработкой, судоремонтом и судостроением - Петропавловская судоремонтная верфь. Показано, как менялся характер производственной деятельности верфи, расширялась номенклатура выпускаемой продукции. Впервые публикуются уникальные изображения передовиков производства и единственного на Камчатке плавучего дока.

Ключевые слова: судоремонтная верфь, война, судоремонт, цехи, судостроение, фронтовые бригады, стахановское движение, рыболовные и транспортные суда, корабли.

S.V. Gavrilov (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003) Petropavlovsk dockyard during The Great Patriotic War

There are conditions in which the main Kamchatka's plant connected with metal processing, ship repair, and shipbuilding - Petropavlovsk dockyard was functioning in war period. Nature of production activity was changed, product range was increased. Unique images of foremost people in industry and the only floating dock in Kamchatka are published first time ever.

Key words: dockyard, war, ship repair, workshops, shipbuilding, front brigades, stakhanovsky movement, fishing and transport vessels, ships.

DOI: 10.17217/2079-0333-2015-32-70-76

Первая очередь Петропавловской судоремонтной верфи (ПСРВ) официально вступила в число действующих предприятий союзного значения в ноябре 1936 г. Ее значение в экономике Камчатки оценивалось как чрезвычайно важное. Оно особенно увеличивалось в свете решений XVIII съезда ВКП(б): «Решительно преодолеть отставание в рыбной промышленности в третьей пятилетке», а также тем обстоятельством, что верфь играла большую роль в обеспечении деятельности молодого Тихоокеанского флота (ТОФ). Помимо основного назначения - производства судоремонта - верфь занималась судостроением, изготавливала запасные части и выпускала товары широкого потребления.

К началу 1941 г. ПСРВ располагала механическим, судокотельным, деревообделочным цехами, электростанцией и единственным на Камчатке плавучим доком, перегнанным из Черного моря в августе 1938 г. Еще не были достроены такие важные объекты, как кислородная и компрессорная станции, продолжался монтаж части оборудования, подъездных путей. Ввиду отсутствия транспорта, детали с ремонтирующихся судов и складов в цеха, а также из цехов на суда доставлялись вручную. Причальная линия по существу отсутствовала: пароходы и военные корабли швартовались в случайных местах. Каждая пурга сопровождалась крупными авариями, приносившими значительные убытки и верфи, и судовладельцам [1, л. 118-119].

Автотранспорт верфи большую часть года простоял в бездействии из-за отсутствия горючего. Зимой ввиду обильного снега грузы перевозили только на немногочисленных лошадях.

В 1942 г. заработали два подъемных крана. К зиме 1942/43 гг. их подкрановые пути удлинили, что позволило использовать технику более эффективно. План 1942 г. предприятие выполнило на 103,3%, произведя продукции на сумму свыше 25 млн руб. По сравнению с 1941 г. количество судов, прошедших через док, выросло на 42% [2, л. 1; 3, л. 165].

Утвержденная на 1942 г. программа малотоннажного судостроения предусматривала выпуск пяти стальных цельносварных катеров типа «Ж», трех барж грузоподъемностью 150 т и двух спецкатеров. Но ввиду плохого обеспечения материалами удалось собрать корпуса только четырех катеров и одной баржи. К 1 января 1943 г. на стапелях стояли еще пять барж и десять катеров. В итоге план судостроения был выполнен всего на 60,4%, но все готовые плавсредства получили оценку «отлично».

«Получение материалов в 1942 г. было в исключительно мизерных количествах по отношению к потребности, или не были получены совершенно. Неполучение листовой стали послужило причиной... положения, когда из десяти заложенных катеров для ТОФ только по двум катерам ведутся работы». Помимо листовой стали, остро недоставало цветных металлов, кокса, прокладочных материалов. Еще одним обстоятельством, отрицательно повлиявшим на работу верфи, стал недостаток квалифицированной рабочей силы, значительную часть которой призвали в армию и на флот.

Недостаточное снабжение в течение 1942 г. заклепками, гвоздями, болтами и гайками заставило изготавливать их на месте. Это значительно облегчило выполнение основной задачи - судоремонта. Кроме этого верфь освоила перенасечку изношенных напильников, изготовление сверл, фрез и ножовочных полотен, штамповку лопат. Из-за отсутствия достаточного количества материалов предпринимались меры по использованию имевшихся отходов. Так, из старых стальных листов изготавливался поперечный набор катеров, выпускались шайбы, фланцы. Для строжайшей экономии горючего и смазки технический отдел разработал нормы расхода этих материалов, которые к концу года были ужесточены [3, л. 164].

В течение 1942 г. прошло ремонт 61 судно, из них семь получили оценку «отлично», 41 - «хорошо» и 13 - «удовлетворительно». Значительно увеличился объем «специального судоремонта», проводившегося по заявкам ТОФ, сумма которого превысила 7 млн руб. и составила 35,8% по отношению ко всему выполненному. За год предприятие освоило техническое обслуживание кораблей, оборудованных дизелями.

В 1942 г. ПСРВ освоила выпуск новых видов запчастей для маломерного рыбопромыслового флота АКО и рыболовецких колхозов. В их число вошли 172 сварных стальных гребных винта и конструктивно сложные блоки цилиндров к двигателям мощностью от 18 до 100 л. с. [3, л. 163].

Для нужд рыбной промышленности в течение 1942 г. верфь впервые изготовила никогда ею не производившиеся 25 сетеподъемных машин, 10 комплектов гребной арматуры, 25 промысловых лебедок и столько же поршневых насосов для двигателей М-17. Новым видом сложной продукции, к изготовлению которой приступили в 1942 г., стали экспериментальные калоризатор-ные двигатели (полудизели) «Камчадал» мощностью 50 л. с. В течение года завершились проектные работы и началось сооружение двух первых машин [3, л. 169].

Предприятию пришлось быстро приспосабливаться из-за изменения требований к ранее выполняемым работам и необходимости освоения производства новых изделий. Если первое не вызвало больших трудностей, так как принципы ведения работ остались привычными, только увеличились требования к их результату, то выполнение второго потребовало больших усилий. Примерами непрофильных работ 1942 г. являются: ремонт подводной лодки, выпуск запчастей для тракторных и автомобильных двигателей, деталей для самолетов, спецоборудования кораблей. Выполнение этих заказов усложнялось не только тем, что судоремонтники никогда ничем подобным не занимались, но и отсутствием необходимых материалов.

Помимо основного производства, предприятие выполнило работы по его обеспечению, такие, как сооружение установок для изготовления смолы и обжига кирпича. В связи с большой удаленностью от центров снабжения (ближайший - Владивосток) оно не имело возможности получить консультации по большинству возникавших в ходе освоения новых видов деятельности вопросов, поэтому было вынуждено решать их самостоятельно.

В 1942 г. были изготовлены следующие новые агрегаты: ручной пресс для металлической стружки, приспособление для опрессовки труб и арматуры, глиномешалка, две землесеялки, прибор для пневматической окраски больших поверхностей, станок для получения деревянной «финской стружки», использовавшейся в качестве кровли.

В 1942 г. с предприятия уволились 491 чел., из них 238 призвали в армию. Им на смену пришли 471 чел., из них 160 женщин - «вторых членов семей», - впервые попавших на производство. Большинство вновь принятых требовалось обучить началам различных профессий. За год учениками побывали 137 чел., из них 56 женщин. Новички получили рабочие разряды, некоторые из них освоили специальность очень быстро. Больше всего обучили токарей и слесарей (по 24 чел.), мотористов (14 чел.). Обучение проводилось не только в курсовой форме, но и индивидуально - прикреплением начинающих к опытным кадровым рабочим. Так «охватили» 230 чел., в том числе 99 женщин. Они получили профессии нагревальщика, электросварщика, слесаря, токаря, крановщика, бракера, счетовода, электрика, моториста, болторезчика и компрессорщика.

В декабре 1942 г. заработали кружки техминимума, где занимались 37 токарей, 31 слесарь и 73 судосборщика. Имелись и курсы, на которых 20 шоферов переквалифицировались с бензиновых автомобилей на газогенераторные, работавшие на «чурке», то есть на дровах. Перевод автомобилей на питание от газогенераторов, использовавших местное сырье, стал вынужденной мерой, вызванной острой нехваткой бензина.

Трудовая дисциплина среди работников верфи в годы войны поддерживалась весьма суровыми мерами, определенными указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и 26 декабря 1942 г. За нарушения положений первого указа народный суд осудил 186 чел., по второму военный трибунал ТОФ приговорил семерых. Кроме этого, было вынесено 106 административных взысканий.

В соответствии с указом от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» за прогул без уважительной причины виновные наказывались «исправительным» трудом по месту работы на срок до шести месяцев с удержанием четверти заработной платы. Суды должны были рассматривать все подобные дела не более чем в пятнадцатидневный срок и немедленно приводить приговоры по ним в исполнение. В связи с введением этого указа в действие отменялось практиковавшееся ранее обязательное увольнение за прогул без уважительной причины. «Примером в постановке трудовой дисциплины» считался начальник цеха Нагайченко, где за 1942 г. был осужден только один человек. «Тов. Нагайченко ведет

профилактическую работу, он предупреждает нарушение, проявляет заботу о людях, планирует и равномерно загружает работой свой состав».

Среди рабочих широко развивалось так называемое стахановское движение (за повышение производительности труда и лучшее использование техники, названное так в честь передового шахтера А.Г. Стаханова). Количество стахановцев в первом полугодии 1942 г. составило в среднем 255, во втором -284 чел. Это достигало 36,4% общей численности работников. По инициативе лучших кузнецов верфи Москвина (рис. 1) и Лющина сентябрь 1942 г. стал месяцем массового развития стахановского движения.

Увеличение числа стахановцев на 9,8% и «двухсотников», то есть рабочих, выполнявших нормы выработки на 200% и более, на 38 чел. во втором полугодии 1942 г. явилось результатом проведения широкой работы по организации социалистического соревнования. Одной из его форм стали, например, индивидуальные и коллективные стахановские вахты. Так, только в ходе соревнования по достойной встрече 25 -й годовщины Октябрьской революции прошло 214 индивидуальных вахт. Здесь выполнение норм достигало 500% и выше.

Во всех цехах ежедневно вывешивались показатели соревнования. Его результаты каждый день обобщались на специальной общезаводской доске. Ежемесячно особое жюри подводило итоги и вручало лучшему цеху переходящее Красное знамя. Также ежемесячно печатался информационный бюллетень «по обмену опытом стахановских методов работы», результаты деятельности наиболее выдающихся стахановцев освещались на страницах областной газеты «Камчатская правда» и радио. Для популяризации движения «двухсотников» и «трехсотников» на их рабочих местах вывешивались красные флажки, а сами передовики завтракали, обедали и ужи-

Рис. 1. Кузнец А.Д. Москвин и молотобоец Г.А. Моргун, зачинатели стахановского движения на ПСРВ, 1942 г.

нали за специальными столами. «В целях внедрения стахановских методов труда» ряд лекций провели инженеры. Их же «в порядке технического шефства» прикрепляли к рабочим, не справлявшимся с нормами. В результате этой большой работы специалистов, выполнявших задания на 200% и более, к 1 января 1943 г. насчитывалось 196 чел. [3, л. 175].

План 1943 г. по товарной продукции верфь выполнила на 106,1%. Наименьшая доля пришлась на судостроение для рыбной промышленности - всего 18%. Причиной этого вновь стало почти полное отсутствие материалов и оборудования. Лишь в конце июля 1943 г. пришла листовая сталь для корпусов плавсредств и началось сооружение пяти стапелей для постройки 150-тонных несамоходных барж. Этим теперь должен был заниматься специально организованный судостроительный участок. Подготовительные работы завершились к концу августа, а в течение оставшихся до конца года четырех месяцев были построены и сданы АКО две баржи. В конце 1943 г. сооружались семь барж и три плашкоута. Имевшегося металла хватило еще на семь плавсредств [4, л. 100].

Годовое задание по судоремонту для Народных комиссариатов рыбной промышленности и морского флота СССР (НКРП и НКМФ) удалось выполнить на 166,1%. Были отремонтированы 109 рыболовецких и транспортных судов. В рекордно короткий срок - всего за 13 суток - удалось заделать на плаву огромную пробоину на пароходе «Одесса». Это судно американской постройки типа «Либерти» на подходе к Петропавловску атаковала американская же подводная лодка. «Скоростным методом» выполнялся завершившийся на 20 суток раньше срока средний ремонт рыболовного траулера АКО «Топорок».

Объем ремонта кораблей ТОФ на 1943 г. был запланирован в сумме 10 млн руб. и оказался выполнен на 108%. Судоверфь выпустила 42 военные «единицы». По сравнению с 1942 г. удельный вес заказов для ТОФ по отношению ко всему судоремонту значительно вырос: если в 1942 г. он составлял 36,8%, то в 1943 г. - 62%. Через док в 1943 г. прошел 21 корабль.

ПСРВ освоила средний ремонт кораблей с дизелями, причем для них впервые изготовили форсунки, плунжеры топливных и шестерни масляных насосов, распределительные валы с приводами. Впервые за время существования верфи в 1943 г. был выполнен и даже перевыполнен (на 21%) план выпуска запасных частей. Их для тракторов местных организаций изготовили на сумму 165 тыс. руб. [4, л. 107-108]

В течение 1943 г. удалось построить два опытных двигателя «Камчадал». В сентябре 1943 г. «впервые в истории Камчатки пущен двухцилиндровый шарокалильный мотор мощностью в 50 л. с., построенный полностью из своих материалов. Особенно много поработали над новым мотором слесари тт. Шевченко и Рязанцев, воспитанник ремесленного училища слесарь тов. Бе-денко...» [5]. Обе машины успешно прошли испытания, но эксплуатация их не началась ввиду отсутствия реверсивных муфт и масляных насосов. Их тоже пришлось проектировать и изготавливать на месте. Завершение этой работы ожидалось в первом квартале 1944 г. Для развертывания серийного производства «камчадалов» создан особый участок при механическом цехе. К 1 января 1944 г. были готовы 12 картеров, 10 цилиндров, 16 цилиндровых крышек, 45 поршней и 20 маховиков.

В 1943 г. ПСРВ впервые в массовом количестве начала изготавливать топливную аппаратуру для маломерного флота: заказчики получили 350 топливных насосов и 448 форсунок для дизелей и калоризаторных двигателей. Освоен выпуск для них цилиндровых втулок.

Еще одним новым видом производства стали газогенераторы. За 1943 г. верфь собрала 35 установок для автомашин ГАЗ-АА и 10 для тракторов ЧТЗ-65, завершались еще 24 комплекта. Для корпусов первых партий газогенераторов не удалось найти тонкую листовую сталь, поэтому пришлось делать их из старых бочек. Это ухудшало качество и удлиняло сроки изготовл е-ния [4, л. 103-106].

Верфь ежегодно осваивала и выполняла работы, не имевшие никакого отношения к профилю судоремонтно-судостроительного предприятия. В их число в 1943 г. вошли: рыбонасосы для выгрузки улова системы инженера Н.Ф. Чернигина, изготовленные в короткий срок и показавшие высокие эксплуатационные качества, двуконные плуги и окучники, конструкции моста через р. Быструю, вентиляторы, патроны для токарных станков.

В течение 1943 г. коллектив верфи пополнили 66 учеников -подростков, 743 военнослужащих, 147 выпускников ремесленного училища № 8 и 153 лица «прочего контингента». Всего на предприятие пришли 1 109 чел. В числе принятых имелись 111 женщин. За год количество последних увеличилось на 43 чел., или на 10,5%. Как постоянных кадровых рабочих за верфью за-

крепили 495 демобилизованных военнослужащих. Ей временно передали и краснофлотцев, занимавшихся ремонтом своих же кораблей. По его окончании они были «уволены», то есть вернулись к месту службы. За год предприятие по разным причинам покинули 703 чел. Среди них, кроме названных выше краснофлотцев, были 273 работника, призванных в Красную Армию.

По состоянию на 1 января 1943 г. на верфи трудились 32 специалиста с высшим образованием. В течение года их число уменьшилось на пять человек. Инженер Минаев был призван в армию. К концу 1943 г. прибыли еще четыре инженера. Теперь их общее количество составило 31 чел., из которых 19 работали в заводоуправлении и 12 - в цехах. Инженеры Семенов и Михайлов побывали в США, будучи командированы туда для решения вопросов организации судоремонта. Среднее специальное образование имели 26 управленцев. В течение 1943 г. на разные руководящие должности в порядке поощрения и восполнения кадрового голода было «выдвинуто» 17 чел.

Охранял хозяйство верфи, нес противовоздушную и противопожарную оборону специальный отряд численностью 110 чел., в том числе 40 пожарных, 50 стрелков, двое вожатых служебных собак, четыре шофера и три моториста. На вооружении отряда находились два пожарных трехтонных автонасоса и мотопомпа [4, л. 123-146].

В 1943 г. автотранспорт ПСРВ включал десять автомашин и шесть тракторов. Их малочисленность отражалась на своевременности доставки материалов из порта. Значительная часть перевозок приходилась на гужевой транспорт, включавший двенадцать лошадей. Зимой на него возлагалась доставка дров, в которых верфь ежегодно испытывала серьезный недостаток. Тракторы и автомобили при сильных снежных заносах проехать в лес не могли [4, л. 136].

Задание на 1944 г. по валовой продукции верфь выполнила на 108%. В течение года были построены и сданы: десять катеров типа «Ж», три 150-тонные баржи, три плашкоута, два катера для Ключевского лесокомбината, понтон для плавкрана треста «Камчатморстрой», ударными темпами возводившего новый морской торговый порт, и две плоскодонные лодки. На стапелях стояли еще 34 катера и две баржи [6, л. 81-90].

Судостроение сдерживалось отсутствием необходимого электросварочного оборудования и достаточного числа сварщиков. Только во второй половине года вошел в строй «многопостный сварочный аппарат на 15 точек с дросселями», изготовленный самой верфью, а в сентябре заработали американские «линкольны», что и решило «успех сварочных работ по новому судостроению» [7, л. 18].

К 1 января 1945 г. в стадии завершения строительства находились 18 уже хорошо отработанных катеров «Ж». Вновь были заложены десять катеров типа «Бравый», велась заготовка частей набора для двух новых катеров «с ломаными обводами» типа «Якорь».

В течение 1944 г. были отремонтированы 33 судна НКРП СССР и 27 судов НКМФ СССР (рис. 2). Внеплановый аварийный ремонт получили пароходы «Александр Невский», «Аскольд», «Пуга-«Амур», «Маныч». Аварийные ремонты, крайне необходимые для восстановления судов, ходивших через Тихий океан в порты США и Канады и перевозивших требовавшиеся стране оборонные грузы, нарушали равномерную загрузку предприятия. Ему приходилось перебрасывать рабочих с плановых объектов на аварийные, оголяя отдельные участки. Через верфь прошли также 55 кораблей и вспомогательных военных судов. Их успешное восстановление стало возможным за счет помощи предприятию командованием Петропавловской военно-морской базы (ПВМБ) рабочей силой в лице краснофлотцев и командиров.

Газогенераторы, активно производившиеся в 1942-1943 гг., больше не требовались: потребности Камчатки в значительной степени были покрыты поставками современных американских грузовиков «Студебеккер» и топлива для них. Поэтому верфь «произвела доделку переходящих с 1943 г. газогенераторов для автомашин ГАЗ в количестве 24 комплектов. Больше заказов и потребности в изготовлении газогенераторов верфи не предъявлялось...» [6, л. 91].

Рис. 2. Пароход АКО флота «Якут» в доке Петропавловской судоверфи чев», «Витебск», «Ковда», «Совет», «Декабрист»,

Для АКО были построены 14 рыбонасосов инженера Чернигина, освоенных в прошлом году, 75 сейнерных лебедок, 180 кнехтов для верфей Владивостока и Николаевска -на-Амуре, 20 гарпунов, сданных владивостокскому Кработресту.

Расширялось и стахановское движение. Социалистическое соревнование, оформленное индивидуальными и коллективными договорами между отдельными лицами, бригадами и цехами, охватило 584 чел., то есть 61% работников. В 1944 г. прошли двенадцать стахановских вахт с участием 185 чел., «в период проведения которых возросло выполнение норм от 150-160% до 200-220%». За образцовый труд в 1944 г. почетными грамотами награждены 103, денежными премиями - 190 чел. В третьем квартале верфь получила третью Всесоюзную премию НКРП в размере 150 000 руб. Ее «лучшие люди» были награждены десятью орденами и медалями, восемью знаками «Отличник рыбной промышленности СССР», 13 знаками «Отличник военно-морского флота», 141 почетной грамотой и 11 благодарностями командования ТОФ. Лучшими стахановцами и новаторами являлись кузнецы Москвин, выполнивший годовой план на 266%, Баканов (238%), Карпенко (227%), Корякин (230%). В число передовых людей трубопроводного цеха входили бригадиры Андреев (его бригада выполнила годовой план на 189%), Голяев (162%), Виденин (159%), Коротков (143%), Мамонтов (143%).

Продолжилось освоение нового производства и внедрение ранее не применявшихся технологий. Технический отдел рассчитал продольную прочность транспортных судов типа «Либерти» и изготовил рабочие чертежи подкрепления их корпуса, нередко ломавшегося пополам на волне. Конструкторское бюро выпустило в производство в общей сложности 920 наименований чертежей, не учитывая эскизы, повторные экземпляры и копии. При непосредственном участии отдела освоено изготовление нового оборудования: комбинированного брашпиля и ручного пожарного насоса, оба собственной конструкции верфи; ручного переносного насоса, вентиляторов, сейнерных лебедок и консервных автоклавов для заводов АКО.

Много оригинальных технических решений, упрощавших и удешевлявших производство, предложили рационализаторы. Так, начальник судосборочного участка корпусного цеха

A.Г. Богемский разработал печь для нагревания перед гибкой шпангоутов и листов наружной обшивки вместо использовавшихся до этого дровяных горнов. Сотрудник технического отдела Ф.П. Редько внедрил отливку массовых деталей в металлических, а не в земляных, как ранее, формах. Он предложил «металлический изложник, в результате чего литье топливной аппаратуры и других деталей проходит с очень малым незначительным браком». Газосварщик

B.Ф. Дубровин предложил способ восстановления бронзовых подшипников, обеспечивший экономию ценных материалов и пятикратно ускоривший процесс их ремонта. Здесь экономия достигла 116 782 руб. Слесарь В.С. Чепенков предложил простой смазчик для двигателей «Камчадал», оказав этим «колоссальную помощь верфи» [6, л. 117-119; 8, л. 81].

В течение 1944 г., несмотря на сложности с получением стройматериалов, удалось закончить и ввести в эксплуатацию ремонтно-хозяйственный и инструментальный цехи, лабораторию, металлический разборный склад, пришедший из США. Семьи судоремонтников заселили новый восьмиквартирный дом.

В течение победного 1945 г. заказчикам передали четыре катера типа «Ж», две 150-тонные баржи и два 50-тонных плашкоута. На стапелях стояли 18 катеров с «большим процентом готовности», имелся набор на 10 катеров и четыре баржи, были заложены еще два плашкоута, но для них не хватало двигателей.

За 1945 г. из ремонта вышли 156 рыболовецких и транспортных судов, 42 из них прошли через док. План гражданского судоремонта был выполнен на 158%. Объем работ на военных кораблях значительно уменьшился ввиду подготовки к войне с Японией, но количество отремонтированных кораблей оказалось значительно выше предусмотренного.

Текучесть кадров в 1945 г. еще более сократилась: на работу были приняты 250 чел., в том числе 77 женщин, уволилось 271 чел. Тринадцать судоремонтников призвали на службу в армию и на флот [9, л. 91-93].

В отчете предприятия говорилось: «За истекший год, особенно в дни победы над Германией, в дни боевых действий над Японией и победы над последней, большое развитие получило социалистическое соревнование. Количество стахановцев составило 569 чел., 72% к общему числу сдельщиков, ударников - 78 (10%), в том числе двухсотников - 372 чел., многостаночников -14 чел. Всего охвачено соцсоревнованием 975 чел. (84%). Проведено 26 стахановских вахт с охватом в 325 чел., в период проведения которых выполнение норм составило от 160-165 до 200%» [9, л. 100].

Технический отдел подготовил документацию для модернизации катеров типа «Ж» на основе накопленного опыта эксплуатации, разработал проект установки на них американских двигателей «Катерпиллар» мощностью 100 л. с., рассчитал и спроектировал новые гребные винты к ним, составил чертежи нового катера типа «Якорь», разработал проект морской сухогрузной баржи грузоподъемностью 300 т. За год отдел выпустил в производство 142 технологических процесса.

Продолжили свою творческую деятельность и рационализаторы. Начальник судостроительного участка корпусного цеха А.Г. Богемский разработал особый «стапель -кондуктор», значительно упростивший процесс сборки, «почти совершенно исключивший проверочные работы, позволил применить низкоразрядный труд и значительно повысил качество работы». Экономический эффект от его внедрения составил 518 986 руб. и обеспечил «скоростную и качественную сборку набора катеров, в результате чего каждые две недели при небольших затратах рабочей силы корпусный цех выпускает два корпуса» [8, л. 86-88].

В апреле 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР 43 лучших работника верфи были награждены орденами и медалями за успешное освоение и обеспечение заданий командования военно-морского флота по ремонту кораблей. В число награжденных вошли рабочие-стахановцы и инженерно-технические специалисты Спектор, Жмак, Еремин, Вийк, Медведев, Ро-манютенко, Алексеев, Кондратьев, Дьяконов, Королев, Власов, Токарев, Коротков, Матух и другие. Орден «Знак Почета» вручили начальнику цеха № 2 В.В. Виноградову. Всего же за героический труд в годы войны 64 судоремонтника награждены орденами и медалями, 142 - почетными грамотами Главсевморпути и знаками «Отличник Военно-Морского флота» [8, л. 83; 10].

Литература

1. Государственный архив Камчатского края (ГАКК), ф. Р-421, оп. 1, д. 6.

2. ГАКК, д. 12.

3. ГАКК, д. 11.

4. ГАКК, д. 14.

5. Камчатская правда. - 1943. - 11 сент.

6. ГАКО, ф. 421, оп. 1, д. 17.

7. ГАКО, д. 18.

8. ГАКО, ф. П-2, оп. 2, д. 706.

9. ГАКО, ф. Р-421, оп. 1, д. 20.

10. Камчатская правда. - 1945. - 13 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.