Научная статья на тему 'Петр Тимофеевич Фомин'

Петр Тимофеевич Фомин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа мастерства / традиции / преемственность / school of skill / traditions / continuity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сазонова Кира Константиновна

Настоящая статья посвящена памяти замечательного художника и педагога, профессора, действительного члена Академии художеств России Петра Тимофеевича Фомина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peter Timofeevitch Fomin

The paper is devoted to the memory of a wonderful painter and teacher, Professor and member of Russia's Academy of Fine Arts.

Текст научной работы на тему «Петр Тимофеевич Фомин»

К. К. сазонова

петр тимофеевич Фомин

Настоящая статья посвящена памяти замечательного художника и педагога, профессора, действительного члена Академии художеств России Петра Тимофеевича Фомина.

Ключевые слова: школа мастерства; традиции; преемственность

K. K. Sazonova

Peter Timofeevitch Fomin

The paper is devoted to the memory of a wonderful painter and teacher, Professor and member of Russia's Academy of Fine Arts. Key words: school of skill; traditions; continuity.

Искусство ХХ века, неумолимо удаляясь в прошлое, приобретает новое качество и значение. Память об искусстве и его мастерах - это, прежде всего нравственная традиция, тот гуманистический духовный стержень, который так необходим сегодня.

Существование в искусстве без преемственности невозможно, как невероятен и разрыв какой-либо иной цепи, связывающий между собой поколения. Сегодня все чаще начинают по-новому звучать многие произведения и имена художников, ставших свидетелями прошлой эпохи, их культурными памятниками.

Среди таких имен и имя Петра Тимофеевича Фомина - замечательного художника и педагога, профессора, действительного члена Академии художеств России.

18 октября 2009 года исполнилось 90 лет со дня рождения художника. Прошло более десяти лет, как ушел из жизни П. Т. Фомин, но он навсегда остался в искусстве и жизни Института имени И. Е. Репина, в котором он более полувека преподавал, а в самые трудные времена возглавлял Институт, будучи его ректором.

Петр Тимофеевич олицетворял целую эпоху отечественного искусства, он был современником В. М. Орешникова, А. А. Мыльникова, Е. Е. Моисеенко, П. П. Белоусова, Ю. М. Непринцева, И. И. Серебряного, В. Ф. Загонека и многих других ярких мастеров ХХ столетия.

Петр Тимофеевич Фомин один из тех, кто, следуя лучшим традициям русского искусства, разделял творческие и духовные устремления своего старшего современника Н. В. Нестерова, который говорил: «Одно, несомненно, хорошо - это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний, и не бессмысленных, у образцовых земств наших, а глубоких, вдумчивых вековых» [1; с. 481].

Петр Тимофеевич Фомин известен как автор тематических и жанровых полотен, лирических пейзажей, проникновенных портретов, красочных натюрмортов. Всю свою жизнь он отдал искусству. Разные по содержанию, его произведения обращены к одной теме, теме народной жизни России. Бескрайние просторы, леса и перелески, березовые рощи и синева озер, необозримые поля ржи - былинная, могучая Русь. Эта земля, край труда, забот и радостей человеческих связала воедино многие поколения живущего на ней великого народа. Отечество и человек - основная тема творчества мастера.

В Государственном Русском музее экспонируются многие произведения Фомина - «Северная деревня» (1980), «Осень под Ко-порьем» (1980), «Свежий ветер» (1962), «Ветрено» (1965) и другие. Неброские на первый взгляд, они настолько поэтично и тонко передают состояние природы, что даже хорошо знающему северный край вдруг заново открывается проникновенная красота, заключенная в самом обычном мотиве. В этих произведениях проявляется талант живописца, настоящего лирика, любящего свою

землю. Продолжая высокие традиции русского реалистического искусства, Фомин создавал произведения, вошедшие в историю русской живописи.

Пейзаж занимает чрезвычайно значимое место в творчестве художника, однако работа над ним не исчерпывает художественных устремлений живописца. Он создает картины на исторические и революционные темы, батальные полотна, произведения о жизни советской деревни, портреты современников. Фомин - художник, нашедший свой собственный стиль в искусстве. Его произведения отличаются особым, свойственным только ему изобразительным языком, поэтичным и светлым, национально-самобытным и народным. Фомин никогда не декларировал свою живописную программу, но его верность реалистическим идеалам и принципам вызывает уважение. В произведениях мастера, открывающего поэзию современной ему жизни, живут лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

Петр Тимофеевич Фомин родился в 1919 г. в деревне Ледяха Псковской области. Здесь жили деды и прадеды Фоминых. Бескрайние просторы Псковщины, поля, холмы, леса, деревни запечатлелись в памяти на всю жизнь как самое родное и прекрасное. Впоследствии, уже в зрелом возрасте, художник скажет: «Впечатления детства остались на всю жизнь источником творчества». В 1930 г. Петра Фомина забирают родители в Ленинград, где они в это время жили. Когда обучение в общеобразовательной школе подходило к концу, у Фомина еще не было окончательного решения в выборе профессии, несмотря на то, что все эти годы он постоянно занимался рисунком и живописью. Поступать в Академию художеств он не решался из-за слабой профессиональной подготовки. Фомин поступает на исторический факультет Ленинградского университета, а через некоторое время переходит в Коммунистическую академию. Однако продолжает свои занятия живописью в одной из ленинградских художественных студий. В июне 1941 г. грянула война. Юноша, не раздумывая, уходит на фронт. Но мечта стать художником не покидает его. Пять тяжелых, суровых военных лет он - солдат и художник. Плакаты, зарисовки, рисунки

во фронтовых газетах сопутствовали его боевой жизни. После окончания войны, демобилизовавшись в 1946 г., Фомин поступает в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Мечта начинает обретать реальные формы.

Большое значение для формирования Фомина-живописца имели годы, проведенные в мастерской профессора В. М. Орешнико-ва, ставшие для него серьезной школой реалистического мастерства. Именно здесь, в вузе, наметилась дорога, по которой пошел в дальнейшем художник. Многому научился он у своего учителя и, в первую очередь, любви к человеку, восторженному, проникновенному отношению к натуре. Уже в учебных эскизах Фомин обращается к созданию композиций, преимущественно связанных с историей России. Поэтому вполне закономерен был интерес молодого художника в конце своего обучения к теме Отечественной войны 1812 года, тем более, что тема войны и мира была особенно созвучна времени и настроению Фомина, совсем недавно вернувшегося с фронта.

Война 1812 года, подвиг русского народа в Бородинской битве, патриотизм русского солдата стали содержанием картины «Кутузов при Бородино» - одной из лучших дипломных работ выпуска факультета живописи 1952 г.

Закончена учеба, начинается самостоятельная работа - упорный труд, творческие поиски. Быстро летит время, жизнь меняет свой характер, но война была еще слишком памятна. Война, научившая его глубже понимать и любить жизнь, людей, становится основной темой его творчества. В 1957 г. Фомин заканчивает картину «Год 1941. В леса», экспонирующуюся на выставке «40 лет Советской власти». «Желание написать картину о 1941 годе возникло у меня давно, - рассказывает художник, - сразу после окончания войны. В картине, посвященной этому трудному времени, мне хотелось рассказать о простых людях, которым пришлось на своих плечах вынести все тяготы и лишения первых лет войны. Особенно велики были страдания людей, живших в пограничных районах, принявших первый удар врага. Мне довелось видеть, как уходили люди в леса целыми деревнями, бросая дома, где они про-

жили всю жизнь, уходили, чтобы не оставаться у врага, чтобы бороться за освобождение родной земли. Уходили быстро, брали с собой только то, что могли унести или увезти на оставшихся лошадях. Народ не хотел покориться врагу» [2; с. 25]. Художник в этом произведении попытался воплотить свое представление о русской деревне военных лет, о героическом русском человеке.

Потрясенный разрушениями, которые принесла война, Фомин создал картину «Вернулись» (1959), посвятив ее людям, вернувшимся в свои села и деревни после победы. С большой теплотой говорит художник о душевной стойкости и красоте простых русских женщин. Они пришли в свою деревню, к месту, где когда-то стоял их дом, а теперь - пепелище. Кругом следы прошедшей войны. Стоит пора весны, пора пробуждения природы, уже кое-где появилась яркая зелень молодой травы, поблескивают на солнце своими легкими белыми стволами березки. Вместе с образами берез в картину вошло чувство родной земли, с ее неброской красотой, ароматом полей, запахом леса, ощущением прохладного росистого утра в деревне. Образный строй этого произведения решается художником путем противопоставления. Контраст ранней весны, хрупкой и нежной, и развалин сожженных изб помогает раскрыть всю сложность переживаний людей. Как и в предыдущей работе, природа здесь играет значительную роль. Это произведение уже полностью определило Фомина как тонкого, лирически настроенного художника с явно выраженным национальным лицом.

Фомин постоянно обращается к проблеме создания станковой картины. Его интересуют исторические и жанровые темы. За короткий срок он создает картины - «Поле русской славы» (1953), «Восстание на броненосце "Потемкин"» (1954), «Разгром немцев под Псковом» (1954), «Заседание рабоче-крестьянского комитета обороны» (1956), «Год 1941. В леса» (1957), «Колхозная весна» (1961), «Синие воды» (1964), «Огородницы» (1964), «Люди русские» (1967), «Земля крестьянам» (1969), «Солдатки» (1979) и многие другие. Как правило, во всех тематических произведениях действие происходит на фоне пейзажа, который является активным началом в создании образа. Художник постоянно

обращается к своему излюбленному приему, к проведению аналогии между состоянием людей и состоянием природы. Если в ранних произведениях Фомин не всегда достигал нужной силы обобщения, то теперь, с середины 1960-х гг., основываясь на более глубоком понимании жизни, он создает произведения, передающие дух времени. Художник подчиняет натуру большой мысли, своему поэтическому чувству. Полотна Фомина становятся глубже, сложнее, в них больше философских обобщений и в то же время богаче живописно-пластический язык.

Фомин часто обращается и к портретному жанру. В портретах художника - острота видения, своеобразие и неповторимость характеров. Для каждого портрета находит он свое решение, свой композиционный и живописный строй. Выразителен образ русской женщины в портрете «Мать» (1960), привлекателен и по-детски задорен образ мальчугана в «Портрете сына» (1961).

Но особое внимание заслуживает работа Фомина в области пейзажной живописи. Уже серия ладожских пейзажей, созданных вскоре после окончания Института, раскрывает своеобразие дарования художника, наделенного острым чувством природы. Ему не свойственен интерес к эффектным состояниям, художника влекут скромные мотивы - душистые луга со стогами сена, опушки и перелески среднерусских и северных лесов, березовые рощи, деревни по берегам озер и рек. Поэтические, одухотворенные пейзажи Фомина несут в себе светлый и ясный образ, которому присуща чистота и благородная скромность. Он показывает тонкость и нежность переходных состояний природы - раннего утра и вечера, весны и осени, ранней зимы. Подлинным поэтом русского пейзажа выступает художник в изображении природы северного края - Псковской, Великолукской, Архангельской земли. Чем больше крепнет его мастерство, чем пристальнее всматривается он в природу, тем сильнее его желание выразить в пейзаже свое отношение к жизни. Непосредственные ощущения наполняют произведения Фомина поэтической правдивостью и теплотой. «Меня как художника воспитала природа», - говорит Фомин.

С 1960 г. художник постоянно пишет пейзажи Псковщины. Каждый из них несет радостное ощущение своего края, открытие красоты. Здесь утверждается тема близости человека к природе, слитности, неразрывности настроений человека и «состояния природы». В его пейзажах - и ранняя весна, с тоненькими, серенькими стволами осинок, украшенных сережками, и нежность пробивающейся зелени («Ранняя весна под Псковом», 1962; «Весна», 1963), и темнеющие пятна сосен в серебристо-серой массе леса и синих далей («Осень под Псковом», 1966), и зябь фиолетово-синего озера («Псковщина», 1966). Река Великая - излюбленный мотив художника. Сверкая на солнце белыми силуэтами, вырисовываются вдоль берегов сказочно прекрасные творения древнерусского зодчества, церкви и колокольни, кремлевские башни и стены. Фомин восторгается всем подлинно русским. Глубоко зная и любя его, он стремиться, проникнув в суть народного художественного мышления, создать произведения со своим обобщенным пониманием России. Именно поэтому художника неодолимо тянет Север, земля нетронутых лесов, порожистых рек, гранита и озер, земля мужественных и трудолюбивых людей. Север - постоянная тема многих замечательных русских и советских живописцев, таких как К. Коровин, В. Серов, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рылов, С. Герасимов. И это неслучайно. Пожалуй, Север, как никакая другая область страны, сохранил до наших дней народные традиции и самобытность уклада жизни русского человека. По-своему трактует эту тему Фомин. Во многих селах и деревнях Севера побывал художник, путешествуя пешком и на лошадях по дорогам и рекам Архангельского края. В чистых, легких линиях деревенских церквей, сказочных и тонких росписях прялок и берестовых коробов, в строгой красоте построек видит художник поэтическую душу народа. Рассказывая о своих поездках, Фомин с волнением говорит о том, что в его воображении ожила, встала из глубины веков былинная, могучая Русь. Каждый художник ищет в окружающей жизни те явления, которые больше соответствовали его внутреннему миру, чтобы, выражая их в художественных образах, передать свои чувства, мысли, раздумья. Много и увлеченно работает художник на Севере. «Природа всегда

поражает красотой состояний - гармонией или контрастами колорита», - говорит художник.

Своим ученикам Фомин любит повторять, что «для художника является постоянной потребностью наблюдать жизнь, видеть в старом новое, в новом будущее. Учиться у старых мастеров умению видеть. Основное содержание композиции всегда находится в самой действительности. Скомпоновать лучше самой природы невозможно. Когда художник, верно отбирая и понимая видимую им в природе композицию, пропускает через себя, свое сознание, только тогда ему сопутствует удача в работе. Но необходимо понять то, что видишь. Если художник не понимает природу, никакая живопись не поможет скрыть фальшь. Натуру копировать нельзя, ее необходимо творчески видеть, понимать, отбирать» [3; с. 2].

И скромные, непримечательные мотивы превращаются в его творческом сознании в интересные значительные образы. Каргополь - центр древнего Севера, некогда многолюдный и богатый, овеянный былой славой и легендами, на долгое время привлекает внимание художника. Много пейзажей, созданных в разное время, посвящено этому удивительному городу.

Значительное место в творчестве Фомина занимают серии пейзажей пушкинских мест. Михайловское, Тригорское, Петровское - постоянный источник его вдохновения. В просторных лугах, в спокойном разливе реки Сороть и озера Кучана, в необозримой голубизне неба находит Фомин характерные черты русской природы. Что-то значительное, очищающее присутствует здесь. Не случайно художник постоянно стремится сюда.

Тенденция времени - взаимопроникновение жанров - получает свое отражение и в творчестве Фомина. Получает отражение и проблема создания картины-пейзажа. Картины-пейзажи Фомина - это всегда плод раздумий художника, обобщение конкретных явлений природы, жизни. Фомин последователен в своем поэтическом осмыслении действительности, верности натуре, верности конкретным жизненным явлениям. Часто действие в полотнах как бы замедляется, кажется, художник заставляет внимательнее всмотреться во все подробности изображаемого ми-

ра и, познакомившись с ним, оценив его во всех подробностях и деталях, определить свое отношение к изображаемому, сформулировать свое суждение и чувства. Эти тенденции характерны для произведений 70-х гг., таких как «Земля крестьянам» (1970), «Лен» (1974) и др.

Особенно ярко раскрываются стилевые особенности творчества художника 1980-х гг. в пейзажной живописи. Он по-прежнему пишет Север, по-прежнему его неутомимо тянут родные места. Художник любит уют провинциальных русских городов, глубоко понимая своеобразие старой русской архитектуры. Он постоянно пишет Псков, удивительной красоты город, сохранивший высочайшие художественные ценности национального искусства. Пейзажи Фомина воссоздают также неповторимый характер Изборска, Печор, Старой Ладоги, Ярославля и многих других городов.

Фомин обладает редчайшим свойством - соединить в органическое целое природу и архитектуру. В его работах все живо, все одухотворено, все нерасторжимо. Задержалась на мгновение река у деревянных изб, ласково прижалась белоствольная березка к мощной опоре стены, неожиданно вырастает из крепи холма грозный объем сторожевой башни, легко и стремительно вырываются в небо купола церкви, соперничая светлыми силуэтами с белизной облаков. Фомин умеет передать своеобразие каждого памятника и в то же время увидеть в них общенациональные особенности, мажорное, оптимистическое звучание их ансамблей.

В свободное от педагогической работы время П. Т. Фомин подолгу живет в Псковской области в деревне Малы. Серии работ (80-90-е гг.), выполненные здесь, говорят о том, что расширяются границы и содержание его живописи. Художник усиливает интенсивность звучания цвета - от тонкой серебристой цветовой гаммы до яркой, звучной, мажорной, передающей полноту жизни, внутреннее движение природы. Богаче становится его колористическое мастерство.

В российской пейзажной живописи произведения Фомина занимают особое место. Он является продолжателем лучших традиций таких представителей советской живописи как А. Рылов,

Н. Крымов, С. Герасимов. Широк творческий диапазон живописца. Он пишет тематические, жанровые картины, портреты, натюрморты. Однако ведущее место в его творчестве принадлежит - пейзажной живописи. Его пейзажи утверждают значительность изображаемого, непреходящую красоту видимого, пластическое и живописное многообразие действительности. Собранные воедино полотна П. Т. Фомина выражают смысл его жизни - в каждом большом и малом произведении видна причастность к жизни своего народа, неодолимая любовь к России. Отсюда масштабность его творчества, современного и актуального в своей основе.

Искусство Петра Тимофеевича Фомина по праву является достоянием русской художественной культуры.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дурылин С. Нестеров в жизни и в творчестве. М. : Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1965.

2. Сазонова К. К. Петр Тимофеевич Фомин. Л. : Художник РСФСР,

1984.

3. Фомин П. Т. О современном пейзаже. Рукопись. Архив художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.