Научная статья на тему 'ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИАТРИИ: ОТ «ВРАЧЕБНОГО УХОДА» К «ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»'

ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИАТРИИ: ОТ «ВРАЧЕБНОГО УХОДА» К «ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СЕМЬИ МАЛЯРЕВСКИХ / ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ / ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесин Александр Николаевич

Историко-мемориальный очерк посвящён создателям частного петербургского «Врачебно-воспитательного заведения доктора Маляревского» - семье педагогов-дефектологов и врачей-психиатров И. В. Маляревского (1846-1915) и Е. Х. Маляревской-Колодеевой (1851-1909). «Врачебно-воспитательное заведение» для детей, подростков и молодых людей с нарушениями психического развития, основанное ими в 1882 г., является одним из первых в России мультидисциплинарных медико-педагогических учреждений и предтечей отечественной школы лечебной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колесин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETERSBURG MODEL OF CHILD AND ADOLESCENT PSYCHIATRY: FROM “MEDICAL CARE” TO “THERAPEUTIC PEDAGOGY”

The historical and memorial essay is dedicated to the founders of the private St. Petersburg “Medical and Educational Institution of Dr. Malyarevsky” - the family of defectologists and psychiatrists I. V. Malyarevsky (1846-1915) and E. Kh. Malyarevskaya-Kolodeeva (1851-1909). The “Medical and Educational Institution” for children, adolescents and young people with mental developmental disorders, founded by them in 1882, is one of the first multidisciplinary medical and pedagogical institutions in Russia and the forerunner of the national school of medical pedagogy.

Текст научной работы на тему «ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИАТРИИ: ОТ «ВРАЧЕБНОГО УХОДА» К «ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 616.89-053.2.005+371.4

А. Н. Колесин

ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИАТРИИ: от «врачебного ухода» к «лечебной педагогике»

Наиболее яркое воплощение идея соединения восстановительного лечения, медицинской и социальной реабилитации детей, подростков и молодых людей с нарушениями психического развития получила в петербургском «Врачебно-воспитатель-ном заведении» семьи Маляревских. Популяризатор медицины М. И. Буянов, специалист в области детско-подростковой психиатрии и психотерапии, в 1986 г. описал в книге для педагогов забытые в советское время факты становления отечественной школы детско-подростковой психиатрии и олигофренопедагогики. «Одним из наиболее крупных представителей лечебно-педагогического направления в отечественной науке был Иван Васильевич Маляревский (1844-1915)1, известный в своё время детский писатель и крупный организатор детской психиатрической помощи, один из первых в нашей стране врачей, целиком и полностью посвятивший себя детской психиатрии.

1 Опечатка в дате рождения: должно быть 1846 г. (примеч. автора).

Ученик и сотрудник Ивана Павловича Мержеевского (1838-1908) -родоначальника детской психиатрии в России - Маляревский был страстным пропагандистом лечебно-педагогического подхода к психически больным детям. На первом съезде отечественных психиатров, проходившем в Петербурге в 1887 году, Маля-ревский выступил с программным докладом «О способах и целях воспитания болезненных и отсталых в душевном развитии детей. Средства их обеспечения в будущем». Лечебно-педагогические взгляды Маля-ревского отразились на работе организованного им в 1882 году «Врачеб-но-воспитательного заведения» [1].

Восстанавливая забытые страницы и имена отечественной истории, современные исследователи из Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова опубликовали в специализированных изданиях ряд исто-рико-медицинских статей, позволяющих по достоинству оценить деяния наших предшественников [2-3]. Блестящий выпускник ВМА, И. В. Ма-ляревский претворил в жизнь знания и навыки, полученные во время пе-

дагогической практики и в период получения медицинского образования. Организованный им частный «приют для детей-идиотов, эпилептиков и обнаруживающих отсталость в умственном и нравственном отношении» 37 лет (с 1882 по 1919 гг.) оказывал помощь психически больным и умственно отсталым детям и подросткам [4-5].

По сведениям словаря Брокгауза и Ефрона, И. В. Маляревский родился в Санкт-Петербурге 20 января 1846 г. и получил образование во Введенском уездном училище [6]. Введенское 4-х классное училище помещалось в здании на углу Большого проспекта и Шамшевой улицы Петроградской (тогда она называлась Петербургской) стороны с 1781 по 1871 гг. После череды преобразований, в здании бывшего училища с 1882 г. действовала знаменитая «Введенская Девятая мужская гимназия». В 1913 г. гимназия была названа именем Императора Петра Великого. Самым знаменитым учеником Введенской гимназии был Александр Блок, учившийся в ней с 1891 по 1898 годы (в учебе он особо не блистал и числился «средним» учеником). Кроме Блока, в гимназии учился кинорежиссер и сценарист С. Д. Васильев -один из «братьев Васильевых» создателей художественного фильма «Чапаев» [7].

В историко-мемориальном очерке волховского краеведа В. В. Астафьева приводится информация о рождении И. В. Маляревского в семье «курского обер-офицера» [8]. Сословная иерархическая лестница в Российской Империи предлагала «социальный лифт» каждому человеку, стремившемуся к переходу в более высокую сословную группу. Каждая последующая ступенька иерархической лестницы давала большие свободы.

В XIX веке сделать такой шаг стремились многие, особенно купцы и военнослужащие. Повышение сословного статуса для них означало переход во дворянство - из «простого» люда в «благородный». Детям, которые были рождены до получения их отцами нужного чина, присваивался особый статус - «сыны (дети) обер-офицеров» [9]. Выходцы из семей младших офицеров могли получить титул дворянина только по личным заслугам, а в 1832 г. «дети обер-офицеров» получили особый статус - «почетные граждане».

Указами Императора Николая I на сословной лестнице Российской Империи появилась новая ступенька между профессиональными военными и дворянами - «Почётные граждане». 10 (22) апреля 1832 г. Николай I подписал манифест «Об установлении нового сословия под названием Почётных граждан» [10]. Окончательная легитимация нового сословия произошла в 1834 г.

Сын младшего офицера Ивана Маля-ревского успешно воспользовался «социальным лифтом» Империи, получив личное дворянство. В Российском медицинском списке 1905 года он значится как «Маляревскш Ив. Вас. 46 Л. 79 с.с., впр. СПБ.», что означает: «родился въ 1846 г., Лекарь, окончилъ курсъ въ 1879 г., статский совЪтникъ, вольнопрактикующий, живётъ въ Санктъ-ПетербургЬ» [11].

Активный поиск собственного призвания, личная храбрость и бескомпромиссные проявления патриотической позиции И. В. Маляревско-го подробно описаны в трудах историков Военно-медицинской академии. Для нашего исследования важен факт обретения талантливым педагогом, писателем и врачом собственного пути и призвания на поприще от-

ечественного общественного призрения. После окончания Введенского уездного училища Иван Малярев-ский получил право на поступление в гражданскую службу и до 1869 г. работал народным учителем в г Бель-ске Смоленской губернии. В школе молодой учитель столкнулся с «трудными для обучения» детьми. Здесь же у него зародился интерес к познанию природы патологического развития детства. По словам самого доктора Маляревского, «в означенное время вопроса о воспитании детей, неподходящих к общему режиму, не существовало не только в России, но и в Западной Европе. Неуспешность таких детей в деле образования объяснялась их ленью и нежеланием учиться, а проступки их назывались преступностью и приписывались злой воле. В бытность мою учителем мне пришлось наблюдать детей, душевные состояния которых представляли исключительные особенности. Остановившись на них как на предмете, требующем изучения, и, убедившись, что педагогическая литература еще не затрагивала этого вопроса, я оставил народную школу, поступил в 6 класс классической гимназии, через два года был в университете, а затем перешел в Медицинскую Академию, по окончании которой был прикомандирован к психиатрической клинике» [12] и служил по военному ведомству до 1882 г.

Во время обучения в Санкт-Петербургской Императорской Медико-хирургической академии, которую Иван Васильевич закончил с отличием в 1879 г., он познакомился с Екатериной Хрисанфовной Колодее-

вой (1851-1909). В царской России двери университетов для женщин были закрыты. Лишь в 1872 г. при ИМХА были учреждены «в виде опыта» 4-годичные курсы учёных акушерок, позволявшие женщине получить медицинское образование. Екатерина Колодеева закончила Курсы и там же она встретилась со своим будущим мужем И. В. Малярев-ским - «В январе 1874 года дочь генерал-майора Хрисанфа Ивановича Колодеева девица Екатерина Хри-санфовна Колодеева вступила в брак с Иваном Васильевичем Малярев-ским. Венчана в церкви при Императорской Медико-Хирургической Академии» [цит. по 13].

В 1876 г. к 4-годичному курсу акушерок при академии прибавляется ещё один год. Таким образом, учёба на курсах приравнивалась к обучению на медицинских факультетах. Имя Екатерины Маляревской было внесено в Российский медицинский список (алфавитный список женщин-врачей), где сказано, что врачебной практикой ей разрешено заниматься с 1878 г.: «Маляревская (ур. Колодеева) Екат. Хрисанф. 51 ж.-вр. 78. Вр. вр.-восп. зав. СПБ»1.

Белорусским биографом семьи Коло-деевых из Борисовской центральной районной библиотеки Республики Беларусь, носящей имя главы семейства Хрисанфа Ивановича Колодеева, опубликованы интересующие нас архивные сведения. Среди описаний семейных традиций, послуживших источником общественного служения всех предста-

1 Российский медицинский список на 1905 год. СПб. С. 438.

вителей рода Колодеевых, отмечаются «просвещённость родителей, разносторонность их интересов, энергичность и деятельность», которые «содействовали развитию способностей и талантов у их детей» [там же]. Отец Е. X. Маляревской -X. И. Колодеев (1817-1876) - «выпускник Императорской военной академии, боевой офицер царской армии, участник Кавказской кампании и Крымской войны, кавалер нескольких российских орденов, обладатель двух бриллиантовых перстней с вензелем Александра II и золотой полусабли». Мать Е. X. Малярев-ской «Наталья Яковлевна Колодеева -дочь штабс-капитана Курносова - занималась не только воспитанием детей. Она проявила себя на ниве просветительства: «в имении Красном содержала частную школу» [там же].

Без сомнения, единомыслие и близость духовно-нравственных установок Ивана Маляреского и Екатерины Колодеевой привели их к мысли создания частного «врачебно-воспитательного заведения» для «особых» детей, в котором одна из первых русских женщин-психиатров выполняла обязанности второго врача. Супруги Маляревские первыми в России воплотили в практику идею сближения педагогики с медициной, создали научные основы воспитания и обучения умственно отсталых детей, разработали организационные формы помощи детям, подросткам и молодым людям с ментальными и поведенческими нарушениями. В Уставе, утвержденном Министерством внутренних дел 10-го марта 1882 г., было сказано, что «заведение имеет целью оказывать врачебно-воспита-тельное содействие детям, обнару-

живающим предрасположение к нервным и душевным заболеваниям, а равно детям нравственно пренебре-жённым и оказывающим отсталость в умственном развитии, дабы они, по мере сил своих, могли или обратиться к честной, трудолюбивой жизни земледельцев, или же продолжать свое дальнейшее образование» [14].

Открытие заведения состоялось 9 мая 1882 г. на Шлиссельбургском проспекте в доме Главного Общества Российских железных дорог.

В 1884 г. «по причинЬ явившейся потребности въ болЬе обширномъ помЬщенш, оно было переведено въ домъ граф. Мусиной-Пушкиной на Выборгской стор., гдЬ теперь Елисаветин-ская Община1, а въ 1887 г. помещено во вновь выстроенныхъ домахъ на участкЬ земли, взятомъ на выкупъ у С.-Петерб. Город. Кредитнаго Общества. Участокъ представляетъ паркъ, расположенный на пространствЬ 2-хъ дес. земли. Въ настоящее время на этомъ участкЬ выстроены 5 двухъэтажныхъ домовъ со служебными постройками, имЬется садъ, пчель-никъ и огороды. Въ 1885 г. для лЬтняго пребывашя дЬтей прюбрЬтены 2000 де-сят. земли съ лЬсомъ и покосами при дер. Сумской, Новоладожскаго уЬзда, С.-Петерб. губ. ЗдЬсь также выстроены необходимыя постройки и устроены учебные промыслы по лЬсоводству, рыболовству, огородничеству и полевому хозяйству съ содержашемъ скота.

Приёмъ воспитанниковъ начался сообразно съ тЬми требовашями, которыя поступали со стороны ихъ родителей. Прежде всего обратились въ заведете съ просьбами принимать эпилептиковъ,

1 Александровская - ныне Лиственная улица, д. 15 (примеч. автора).

слабоумныхъ и дЪтей, страдающихъ нервными разстройствами, поэтому на-чаломъ возникновенiя заведешя послужило открытие врачебнаго отдЪлешя. При дальнЬйшемъ развитш заведенiя открылось и воспитательное, при кото-ромъ устроились классы для учебныхъ занятш и мастерские для обучешя ре-мёсламъ» [там же, с. 4-5].

Как частное детское врачебно-воспитательное заведение оно требовало плату - 400 рублей в год. К началу 90-х годов в составе вра-чебно-воспитательного учреждения супругов Маляревских было три отделения:

• врачебное отделение на 20 коек, где помещались дети, нуждающиеся в медицинском надзоре, в том числе, и глубоко отсталые (здесь практиковался физический труд и обучение по методу Е. X. Маляревской);

• воспитательное отделение для детей с легкими формами умственной отсталости и детей неуравновешенных;

• «кабинет» по типу современных медико-педагогических консультаций, где проводился амбулаторный прием детей, их обследование.

Личный педагогический опыт и опыт врача-психиатра убедили Ма-ляревских в необходимости сблизить педагогику с медициной, без чего педагогика, по их мнению, лишается естественнонаучной основы и перестает быть наукой. Эти идеи И. В. Ма-ляревский впервые высказал в 1881 г. в своём докладе в Петербургском обществе психиатров. В дальнейшем Маляревский руководствовался ими в своей практической деятельности по воспитанию аномальных детей.

Учреждение Маляревского обслуживало детей с различными формами аномалий - умственно отсталых, психически больных, эпилептиков, детей с нарушением поведения и пр. Все усилия медицинского и педагогического персонала были направлены на укрепление организма воспитанника, оздоровление его нервной системы, развитие самостоятельности путем использования медицинских и педагогических средств, среди которых самое почетное место отводилось физическому, в частности, сельскохозяйственному труду.

Возраст воспитанников варьировался от 4 месяцев до 21 года. Большинство из них было в возрасте от 10 до 16 лет. Срок пребывания воспитанников в этом учреждении колебался от нескольких месяцев до 5 лет. В отдельных случаях воспитанники оставались пожизненно работать на ферме, где родители покупали для них участок земли. Они работали под контролем персонала заведения. Дети поступали в заведение со всех концов России и даже из других стран. Конечно, оно было доступно только детям состоятельных родителей. Об этом свидетельствует социальный состав воспитанников. Из 712 детей, обслуженных заведением за 30 лет его существования, было: детей дворян и чиновников - 399, купцов и почетных граждан - 138, военных - 58, духовенства - 27, прочих сословий - 31.

Занятия с детьми проводились по группам, составленным в зависимости от подготовки учащихся, их умственного развития, степени утомляемости и других особенностей. Боль-

шое место занимали уроки рисования, лепки, музыки, гимнастики, ручного труда. Зимний период воспитанники проводили в Петербурге, а летний - на Сумской ферме, хозяйственные службы которой который использовались в медицинских («психоневрологических») целях. Постепенно заведение Маляревских расширялось. К 1903 г. к служебным постройкам, саду, пчельнику и огородам прибавился квасной завод, где работали подростки и молодые люди. При заведении имелись хорошо оборудованные водолечебница и врачебный кабинет. В Библиотеке Конгресса США хранятся фотопластины и фотографии, сделанные известным русским фотографом С. М. Прокуди-ным-Горским. Среди них - три снимка, запечатлевшие окрестности деревни Сумской в 1909 г.

Профессор В. М. Бехтерев, как член Военно-медицинского учёного совета при военном министре, с комиссией врачей 15 мая 1904 г. проверял готовность к работе лечебного заведения И. В. Маляревского в деревне Сумское. В заключение комиссии врачей подчёркивалось, что заведение «...удовлетворяет своей цели и приобрело доверие в обществе», и указывалось на «крайний недостаток у нас в подобных заведениях» [15].

На излёте XX столетия детский психиатр Л. П. Рубина, развивая бех-теревские идеи полимодальности детской психиатрии и её неразрывной связи с рядом родственных и смежных дисциплин, в частности с эволюционной физиологией мозга и психологией, педагогикой и логопедией, детской невропатологией и пе-

диатрией, обогатила отечественную школу детско-подростковой психиатрии практическим опытом создания мультидисциплинарного Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» [16]. Без сомнения, на методологию создания Центра прямое влияние оказали клиническая практика и педагогический опыт семьи Маляревских. По словам профессора С. С. Мнухина (учителя Л. П. Рубиной), «...это учреждение было своеобразным и весьма показательным детским психоневрологическим комбинатом, отдельные и необходимые части которого были тесно связаны друг с другом. Достоин внимания и тот факт, что консультантами в этом учреждении были такие авторитетные психиатры и педиатры, как Мержеевский, Чечотт, Да-нилло, Раухфус и др.» [17].

Показательным примером осознания практического опыта «Врачеб-но-воспитательного заведения» д-ра Маляревского явилась попытка главного детского психиатра Комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга Л. П. Рубиной создать в 1992 г. санаторное отделение Административно-территориального объединения «Детская психиатрия» на базе ликвидированного детского санатория «Юный ленинградец»1.

1 Приказ Комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга № 335 от 26.08.1992 г. «О ликвидации детского санатория «Юный ленинградец». Приказ об Объединении «Детская психиатрия» № 100-общ. от 1 сентября 1992 г. о принятии на баланс здания, сооружения детского санатория «Юный ленинградец», создании санаторного отделения

При заведении д-ра Маляревского в 1885-1887 гг. издавался ежемесячный «Медико-педагогический вестник» - первый в России журнал, по-свящённый вопросам «аномального детства». И. В. Маляревский ставил перед журналом следующие задачи: всестороннее изучение детей, выявление условий правильного развития ребенка и причин, порождающих болезненные отклонения в этом развитии. Активными его участниками были выдающиеся физиологи, психологи и психиатры, в большинстве своём выпускники Военно-медицинской академии: П. Ф. Лесгафт и И. П. Мержеевский (вып. 1861), С. Н. Данилло (вып. 1874), В. М. Бехтерев (вып. 1878), А. Ф. Лазурский (вып. 1897). Из выпускников медицинского факультета Императорского Московского университета самым известным корреспондентом «Медико-педагогического вестника» являлся физиолог И. М. Сеченов (вып. 1856).

На страницах вестника печатались исследования, раскрывавшие сущность психических расстройств у детей и подростков. Роль журнала, как и всей деятельности И. В. Маля-ревского, получила широкое признание в России. Основная идея журнала - сближение педагогики и физиологии. Журнал высоко оценивал значение педагогики в общественной жизни; при этом в нем отмечалось, что эта наука перестанет быть тако-

на базе санатория «Юный ленинградец», назначении заведующего санаторным отделением А. П. Попова // Архив СПб ГКУЗ «Детская психиатрия» им. С. С. Мну-хина.

вой, превратится в простое искусство, если она не сблизится с физиологической наукой и медициной. В первом номере «Медико-педагогического вестника» за январь 1885 г. в редакционной статье высказано большое беспокойство за будущее педагогики:

«Что же станет с современной педагогикой? Как обветшалому миру, ей предстоит задохнуться в не свойственной для неё атмосфере, которая воспитывает новую, наступающую и подавляющую её жизнь - ей предстоит разрушиться! Она уже теперь несёт признаки смерти и тления: её литература бесцветна и бессодержательна.

Справедливо ли это? Педагогика имеет своё прошлое, имеет свою специальную область. О важности значения её и говорить нечего: она основа благосостояния каждой страны. Где же источники, могущие оживить её? .. .Выход педагогики из рамок искусства и постановка ближайших связей с естествознанием представляет самый надежный путь для ее оживления и дальнейшего развития» [18].

И. В. Маляревский выступал не за подмену педагогики медициной при воспитании и обучении аномального ребенка, а за глубокое изучение человека, природы и сущности аномалии развития и закономерностей воспитания и обучения. Персонал учреждения уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных пациентов, выявление неправильности воспитания в формировании проявлений душевной болезни. С родственниками больных детей проводилось так называемое «семейное воспита-

ние», являвшееся прообразом современной семейной терапии. И. В. Ма-ляревского считают основоположником семейной терапии в России и одним из первых специалистов в мире в этой области.

Главной и незаменимой помощницей д-ра Маляревского была Е. X. Маля-ревская, которая посетила в 90-х гг. все крупнейшие зарубежные учреждения для аномальных детей и выступила в 1895-1896 гг. на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию с обзором деятельности учреждений для ненормальных детей в Англии, Франции, Германии. В своем докладе она отмечала: «В Германии воспитываемые дети в некоторых учреждениях производят впечатление забитых, что объясняется суровостью отношения к ним педагогов, публично заявляющих о необходимости палки как верного педагогического средства» [цит. по 19].

Изучив зарубежный опыт работы и их методики, наиболее рациональной в обучении и воспитании слабоумных она признала систему французского врача-педагога Эдуарда Се-гена (1812-1880), сочетавшую в себе педагогические и медицинские средства воздействия на воспитанника. Воспитание (по Сегену) должно охватывать:

1) воспитание деятельности, активности - развитие двигательной способности, мышечной системы, ощущений, чувств;

2) воспитание мышления - формирование представлений и понятий, овладение элементарными знаниями и навыками чтения, письма, счета;

3) воспитание воли, что соответствует нравственному воспитанию, поскольку воспитание воли приучает глубоко отсталых детей управлять своими инстинктами.

Руководствуясь этой системой, Е. X Маляревская разработала свои методы обучения грамоте и воспитания слабоумных, которые были изложены в ряде её работ, в частности, в работе «Отсталые дети». Владея несколькими иностранными языками, Маляревская занималась переводами научных медицинских статей и публиковала их в периодических изданиях того времени. Вслед за «Физиологической школой» Сегена, обучение в заведении преследовало развитие функций органов чувств и движения, исправление их недостатков путём упражнений. Е. X. Маля-ревская занималась просветительской деятельностью, работала с родителями «особых» детей, учила их, как вовремя распознать болезнь ребенка, давала рекомендации по воспитанию и обучению таких детей.

С начала 1880-х гг. Екатерина Xрисанфовна принимала активное участие, вместе с мужем и старшим сыном, в работе Петербургского Родительского кружка [20]. Именно там она впервые зачитала свой доклад «Отсталые дети», где подробно изложила систему занятий с детьми, направленных на развитие органов чувств и движений, ознакомление с окружающими предметами, развитие речи, обучение письму, чтению, счету, ручному труду. Как психиатр и педагог, она подчёркивала важность того, «.с каким вниманием должны относиться родители к каждому проявлению психической жизни ребенка

и как осторожно и своевременно им следует принять соответствующие меры против замечаемых отклонений от нормы» [21]. Е. Х. Малярев-ская присоединилась к секции петербургских педагогов «Родительского кружка» при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге, в которой обсуждались проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Историки социальной медицины и, в частности, педиатрии отмечают роль этой общественной организации в создании попечительского совета (комитета) Женского медицинского института в Санкт-Петербурге.

«.11 ноября 1909 года в возрасте 58 лет умерла от туберкулеза Екатерина Хри-санфовна, а 29 мая 1915 года там же, в деревне Сумское, скончался и Иван Васильевич» [22, с. 125]. Сведения о месте их захоронения на сегодняшний день отсутствуют. Дело всей жизни супругов Маляревских, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию «особых» детей, просуществовало ещё два года после октябрьского переворота и было ликвидировано летом 1919 г.

По стопам родителей пошёл старший сын супругов Маляревских -Михаил (1874-1924). Он «стал врачом-психиатром и в 1904 году вместе с доктором Е. И. Радиным открыл учреждение для отсталых и неуспевающих детей на Васильевском острове, 12 линия, д. 19» [там же, с. 126]. Известно, что в 1914 г. он работал учителем в городе Вышний Волочок Тверской губернии на фабрике Рябушинских [23], после революции работал врачом-психиатром Ляховской психиатрической больницы Нижегородской губернии. В. М. Бех-

терев пригласил его старшим врачом детской психиатрической клиники Психоневрологического института, где М. И. Маляревский издал свою программную лекцию-статью «Клиника нравственной и умственной отсталости» [24].

«Сын Александр (1880-1920) стал профессиональным литератором, в годы Первой мировой войны (1914-1915) был военным корреспондентом газеты «Русское слово», печатая свои материалы под псевдонимом «А. Сумской», а в 1917 году работал редактором петроградской ежедневной газеты «Сила Земли». После революции - эмигрант, в 1920 году -редактор берлинского ежемесячного литературного журнала «Русь», в котором печатал свои рассказы» [цит. 25, с. 126].

О дочери супругов Маляревских Екатерине (1877-1943), ставшей художником, известно, что в 1898 г. она вышла замуж за адвоката Павла Николаевича Переверзева (1871-1944), который будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, давал уроки в семье её родителей. В марте 1917 г. П. Н. Переверзев был назначен прокурором Петроградской судебной палаты, в июне стал министром юстиции Временного правительства и ближайшим соратником А. Ф. Керенского. Он первым опубликовал документы о связях Ленина с Германским генеральным штабом, готовил его арест. В 1918 г. семье пришлось бежать в Тифлис, а оттуда в 1920 г. эмигрировать в Тунис, а затем во Францию1.

1 Переверзева (урожд. Маляревская) Екатерина Ивановна // Искусство и архитектура Русского зарубежья // URL: https://artrz.ru/1805063378.html (дата обращения: 03.09.2020).

Таким образом, два века развития русской научной школы детской психиатрии, неврологии, психологии, психотерапии, дефектологии - это непрерывный, с разной степенью интенсивности, поиск послойной структурной диагностики и восстановительного лечения детей и подростков с психическими нарушениями. В контексте поиска оптимального сочетания лечебных и реабилитационных технологий переплетались два различных подхода: «Я» медика (психиатра, невролога, педиатра, педагога) - всегда над «Я» пациента-ученика (больного, учащегося), и «Я» целителя (врача, психолога, учителя) - вместе с «Я» ребёнка (человека). Опыт клинической психопатологии в стенах Императорской Медико-хирургической Академии (ИМXА), с 1881 г. - Императорской военно-медицинской академии (ИВМА), в развитии обоих направлений детско-подрост-ковой психиатрии заложил основы русской школы лечебной педагогики.

Клинико-теоретические позиции петербургской-ленинградской школы психиатрии, неврологии, клинической психологии, основанной В.М. Бехтеревым и лечебной педагогики, основанной супругами Маляревски-ми, определили концептуальные воззрения на стратегию и тактику восстановительного лечения детей и подростков с нарушениями психического здоровья, на клинику и методо-

логию медико-социальной реабилитации пациентов психиатрических учреждений России в ХХ-ХХ1 вв. Начало прошедшего века ознаменовалось революционным поворотом от узко дисциплинарных подходов в научных исследованиях и практическом воплощении научных идей к междисциплинарному взаимодействию школ, специалистов и исследователей. В настоящее время масштабы междисциплинарного подхода расширились до мульти- и транс-дисциплинарности в социальных науках, проявляющейся в общности предмета и методов исследования, субъектом которой является целостный человек [26].

Опыт, накопленный заведением Маляревских в процессе работы с аномальными детьми, а также структура заведения были использованы в дальнейшем при организации других подобных учреждений. Сведения о его деятельности вошли в современные учебники по детской психиатрии и истории детской олигофренопедагогики. Клиническая практика и педагогический опыт семьи Маляревских за 30 лет существования заведения с врачебным и воспитательным отделениями, а также их обширное научно-методическое наследство пережили своё второе рождение в 1989 г. при создании Ленинградского Административно-территориального объединения «Детская психиатрия» [27].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: книга для учителей. М.: Просвещение, 1986. С. 11.

2. Михайленко А. А., Шамрей В. К., Ильинский Н. С. Некоторые забытые страницы петербургской психиатрии и

неврологии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 4. С. 110-114 // URL: https://psychiatr.ru/ files/magazines/2012_12_obozr_434.pdf (дата обращения: 03.09.2020).

3. Михайленко А. А., Шамрей В. К., Литвиненко И. В., Коломенцев С. В., Ильинский Н. С. Врачебно-воспитатель-ное заведение доктора И. В. Малярев-ского (забытые страницы истории психиатрии и неврологии Военно-медицинской академии и Санкт-Петербурга) // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2013. № 1 (41). С. 184-191 // URL: https://www.vmeda.org/wp-content/ uploads/2016/pdf/184-191.pdf (дата обращения: 03.09.2020).

4. Петербургское врачебно-воспита-тельное заведение И. В. Маляревского. Врачебно-воспитательное заведение, основанное врачом Ив. Вас. Маляревским в 1882 г.: [Крат. очерк десятилет. существования] / Первая Всерос. гигиен. выставка. Санкт-Петербург, 1893. 12 с.

5. Маляревский И. В. Врачебно-воспитательное заведение в Санкт-Петербурге, основанное в 1882 г. Ив. Маля-ревским: краткие сведения из истории заведения за 20-летний период его существования. С.-Пб.: Издательство: тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1903. 22 с.

6. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.: Типо-литография И. А. Ефрона, 1896. Т. 18а. С. 511. Маляревский // URL: http://be.sci-lib.com/article063733. html (дата обращения: 03.09.2020).

7. Гимназия и училище // URL: https:// school-science.ru/7/18/41003 (дата обращения: 03.09.2020).

8. Астафьев В. В. Приют доктора Маляревского // Тропинки в прошлое: ист.-краев. статьи и очерки. Волхов, 2006. С. 121.

9. Обер-офицеры в России: звания, титулы. Кто такие «дети обер-офицеров»? // URL: https://fb.ru/article/312939/

ober-ofitseryi-v-rossii-zvaniya-titulyi-kto-takie-deti-ober-ofitserov (дата обращения: 25.03.2022).

10. Об установлении нового сословия под названием Почётных Граждан // Полное собрание законов Российской Империи, собрание второе. СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1833. Т. VII, 1832. Закон № 5284. С. 193-195.

11. Алфавитный списокъ лицамъ, имЪющимъ право на производство врачебной практики въ Россш // Российский Медицинский список, изданный Управлением Главного Врачебного Инспектора МВД на 1905 год. C.-Пб.: Типография МВД, 1905. С. 223.

12. Врачебно-воспитательное заведение в Санкт-Петербурге, основанное в 1882 г. Ив. Маляревским: краткие сведения из истории заведения за 20-ти летний период его существования. С.-Пб., 1903. С. 3-4.

13. Тиханович Л. Л. Екатерина Хри-санфовна Маляревская (урождённая Колодеева) - одна из первых женщин-врачей в России / Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 183. Оп. 3. Д. 8013. Л. 2 // URL: https://cat.convdocs. org/docs/index-79401.html (дата обращения: 03.09.2020).

14. Врачебно-воспитательное заведение в Санкт-Петербурге, основанное в 1882 г. Ив. Маляревским: краткие сведения из истории заведения за 20-ти летний период его существования. С.-Пб., 1903. С. 3-5.

15. Михайленко А. А., Шамрей В. К., Ильинский Н. С. Указ. соч.

16. Сермус М. Н., Колесин А. Н. Исторические аспекты формирования междисциплинарной методологии Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» // XVII Мнухинские чтения. Научная конференция с международным участием «Организация дет-

ской психиатрической помощи: история и современные тенденции развития», 7 ноября 2019 года. Сборник статей / Под общ. ред. Ю. А. Фесенко, Д. Ю. Ши-гашова. СПб.: ЭкслибрисПринт, 2019. С.160-164.

17. Мнухин С. С. Роль ленинградских психиатров в развитии детской психиатрии. // XIII Мнухинские чтения. Международная научная конференция «Расстройства личности, адаптация и поведение в детском и подростковом возрасте», 26 марта 2015 года. Сборник статей / Под общ. ред. Ю. А. Фесенко, Д. Ю. Шигашова. СПб: Альта Астра, 2015. С. 6.

18. Карташев Н. В. Лечебная педагогика в контексте развития образования: монография / М-во образования Моск. обл., Государственный гуманитарно-технол. ун-т. Орехово-Зуево: Редакци-онно-издательский отдел ГГГУ, 2015. 167 с.

19. Замский X. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980. С. 118.

20. Арепьевъ Н. О. Родительсше кружки и союзы. Родительский Кружокъ въ Петербург^. С.-Пб.: Т-во Xудоже-ственной Печати, 1906. С. 31.

21. Маляревская Е. X. Отсталые дети: доклад, читанный в «Родительском кружке». СПб.: Врачебно-Воспита-тельное заведение, 1902. С. 27.

22. Астафьев В. В. Указ. соч.

23. Тиханович Л. Л. Указ. соч.

24. Маляревский М. И. Клиника нравственной и умственной отсталости // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 2. С. 41-49.

25. Астафьев В. В. Указ. соч.

26. Мокий В. С., Лукьянова Т. А. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2017. 160 с.

27. Рубина Л. П., Фесенко Ю. А. История детской психиатрии Санкт-Петербурга: к 50-летию Детской психиатрической больницы № 9 Санкт-Петербурга. СПб., 2007. 143 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Buyanov M. I. Conversations about child psychiatry: a book for teachers. M.: Education, 1986. P. 11. (In USSR).

2. Mikhailenko A. A., Shamrey V. K., Ilyinsky N. S. Some forgotten pages of St. Petersburg psychiatry and neurology // Review of psychiatry and medical psychology. 2012. No. 4. pp. 110-114 // URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/ 2012_12_obozr_434.pdf (date of application: 03.09.2020).

3. Mikhailenko A. A., Shamrey V. K., Litvinenko I. V., Kolomentsev S. V., Ilyin-sky N. S. Medical educational institution of Dr. I. V. Malyarevsky (forgotten pages of the history of psychiatry and neurology of the Military Medical Academy and

St. Petersburg) // Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2013. No. 1 (41). pp. 184-191 // URL: https://www. vmeda.org/wp-content/uploads/2016/ pdf/184-191.pdf (date of application: 03.09.2020).

4. Petersburg medical and educational institution I. V. Malyarevsky. Medical and educational institution founded by doctor Iv. You. Malyarevsky in 1882: [A Brief Outline of a Ten-Year Existence] / First All-Russian. hygiene. Exhibition. St. Petersburg, 1893. 12 p. (In the Russian Empire).

5. Malyarevsky I. V. Medical and educational institution in St. Petersburg, founded in 1882 by Iv. Malyarevsky:

brief information from the history of the institution over the 20-year period of its existence. S.-Pb.: Publisher: printing house of E. L. Porokhovshchikova, 1903. 22 p. (In the Russian Empire).

6. Encyclopedic Dictionary. Publishers F. A. Brockhaus, I. A. Efron. St. Petersburg: Typo-lithography by I. A. Efron, 1896. T. 18a. P. 511. Malyarevsky // URL: http:// be.sci-lib.com/article063733.html (date of application: 03.09.2020).

7. Gymnasium and college // URL: https://school-science.ru/7Z18/41003 (date of application: 03.09.2020).

8. Astafiev V.V. Shelter of Dr. Malya-revsky // Paths to the past: local history articles and essays. Volkhov, 2006. P. 121. (In Russ).

9. Chief officers in Russia: ranks, titles. Who are the "children of chief officers"? // URL: https://fb.ru/article/312939/ober-ofitseryi-v-rossii-zvaniya-titulyi-kto-takie-deti-ober-ofitserov (date of application: 25.03.2022).

10. On the establishment of a new estate called Honorary Citizens // Complete collection of laws of the Russian Empire, second collection. St. Petersburg: Printing house of the II department of His Imperial Majesty's Own Chancellery, 1833. Vol. VII, 1832. Law No. 5284. P. 193-195. (In the Russian Empire).

11. Alphabetical list of persons who have the right to conduct medical practice in Russia // Russian Medical List, published by the Office of the Chief Medical Inspector of the Ministry of Internal Affairs for 1905. C.-Pb.: Printing house of the Ministry of Internal Affairs, 1905. P. 223. (In the Russian Empire).

12. Medical and educational institution in St. Petersburg, founded in 1882 by Iv. Malyarevsky: brief information from the history of the institution for the 20-year period of its existence. S.-Pb., 1903. P. 3-4. (In the Russian Empire).

13. Tikhanovich L. L. Ekaterina Khrisanfovna Malyarevskaya (nee Kolodeeva) is one of the first female doctors in Russia / National Historical Archives of Belarus. F. 183. Op. 3. D. 8013. L. 2 // URL: https://cat.convdocs.org/docs/index-79401. html (date of application: 03.09.2020).

14. Medical and educational institution in St. Petersburg, founded in 1882 by Iv. Malyarevsky: brief information from the history of the institution over the 20-year period of its existence. S.-Pb., 1903. P. 3-5. (In the Russian Empire).

15. Mikhailenko A. A., Shamrey V. K., Ilyinsky, N. S. Index of the composition.

16. Sermus M.N., Kolesin A.N. Historical aspects of the formation of interdisciplinary methodology of the Center for Rehabilitation Treatment "Children's Psychiatry" // XVII Mnukhin Readings. Scientific conference with international participation "Organization of child psychiatric care: history and current development trends", November 7, 2019. Collection of articles / Under the general. ed. Yu. A. Fesenko, D. Yu. Shigashova. St. Petersburg: ExlibrisPrint, 2019, P. 160164. (In Russ).

17. Mnukhin S.S. The role of Leningrad psychiatrists in the development of child psychiatry. // XIII Mnukhin Readings. International scientific conference "Personality disorders, adaptation and behavior in childhood and adolescence", March 26, 2015. Collection of articles / Under the general. ed. Yu. A. Fesenko, D. Yu. Shigashova. St. Petersburg: Alta Astra, 2015. P. 6. (In Russ).

18. Kartashev N. V. Therapeutic pedagogy in the context of the development of education: monograph / Ministry of Education of the Moscow Region, State Humanitarian and Technological University. Orekhovo-Zuyevo: Editorial and Publishing Department of GGGU, 2015. 167 p. (In Russ).

19. Zamsky H.S. History of oligophrenopedagogy. M.: Education, 1980. P. 118. (In USSR).

20. Arepiev N. O. Parent circles and unions. Parents' Circle in St. Petersburg. S.-Pb.: T-vo Artistic Press, 1906. P. 31. (In the Russian Empire).

21. Malyarevskaya E.Kh. Retarded children: a report read in the "Parents' Circle". St. Petersburg: Medical Educational Institution, 1902, p. 27. (In the Russian Empire).

22. Astafiev V. V. Index of the composition.

23. Tikhanovich L. L. Index of the composition.

24. Malyarevsky M. I. Clinic of moral and mental retardation // Autism and

developmental disorders. 2008. Volume 6. No. 2. P. 41-49. (In Russ).

25. Astafiev V.V. Index of the composition.

26. Mokiy V. S., Lukyanova T. A. Methodology of scientific research. Trans-disciplinary approaches and methods: a textbook for undergraduate and graduate students. M.: Yurait Publishing House, 2017. 160 p. (In Russ).

27. Rubina L.P., Fesenko Yu. A. The history of child psychiatry in St. Petersburg: on the occasion of the 50th anniversary of the Children's Psychiatric Hospital No. 9 in St. Petersburg. SPb., 2007. 143 p. (In Russ).

nocmynuna e peda^um 04.06.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.