Научная статья на тему 'Пестушки в детском фольклоре тувинцев'

Пестушки в детском фольклоре тувинцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
561
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN' FOLKLORE / ПЕСТУШКИ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РЕСПУБЛИКА ТУВА / TRADITIONAL CULTURE / REPUBLIC OF TUVA / PESTUSHKI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Караоол Ч. А.

Данная статья посвящена такому жанру детского фольклора тувинцев как пестушки. Автор раскрывает особенности этого жанра, разновидности и его значение в традиционной культуре тувинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pestushki in children''s folklore of Tuvinians

This article is devoted of children’s rite folklore of Tuvinians as pestushki. The author gives definitions to such notions as ‘children’s musical folklore’. The author reveals peculiar features of this genre, its importance in traditional culture, examples of pestushki

Текст научной работы на тему «Пестушки в детском фольклоре тувинцев»

УДК 398 (512.156)

Ч.А.Кара-оол ПЕСТУШКИ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ ТУВИНЦЕВ

Данная статья посвящена такому жанру детского фольклора тувинцев как пестушки. Автор раскрывает особенности этого жанра, разновидности и его значение в традиционной культуре тувинцев.

Ключевые слова: детский фольклор, пестушки, традиционная культура, Республика Тува Ch.A.Kara-ool PESTUSHKI IN CHILDREN'S FOLKLORE OF TUVINIANS

This article is devoted of children's rite folklore of Tuvinians as pestushki. The author gives definitions to such notions as 'children's musical folklore'. The author reveals peculiar features of this genre, its importance in traditional culture, examples of pestushki.

Keywords: children' folklore, pestushki, traditional culture, Republic of Tuva

Проблема изучения детского фольклора тувинцев остается актуальной и на сегодняшний день. В традиционной культуре Тувы детский фольклор имел свою специфику, выраженную в поэтике и формах бытования. В традиционном обществе детский фольклор также имел большое значение, так как он выполнял важные функции по развитию детей. Особое место здесь занимают пестушки (когудуглер, эргеледир состер). Следует отметить, что материалы по данному виду народного творчества у тувинцев в научной литературе встречаются крайнередко. Отдельные сведения содержатся лишь в серии статей В.П.Дьяконовой «Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов», в которых встречаются упоминания о детских забавах, потешках и пестушках [2, с.165].

В данной работе мы постарались раскрыть глубинные аспекты, связанные с взаимодействием маленьких детей и взрослых посредством пестушек. При этом были использованы собственные полевые материалы, собранные по районам Республики Тувы и классификация Г.Д.Сундуя (2009), которая, анализируя динамику взросления ребенка, предложила следующие возрастные периоды:

1) колыбельный период (от рождения до 2 лет), который, в свою очередь, делится на унгээр уези (6-7 месяцев, когда ребенок начинает ползать), кылаштааруези (от 1-2 лет, когда он начинает ходить);

2) период младенчества (чашуези) - от 1-2 до 3-4 лет [11, с.17].

В традиционной культуре тувинцев именно в эти периоды были распространены в основном пестушки -краткая ритмизованная приговорка, состоящая из трех или четырех стихотворных строк, сопровождающая те или иные обыденные действия с детьми. Например, при кормлении, утешении от плача и т.д. [3, с.59]. М.П.Чочкина пишет, что к концу колыбельного периода ребенок начинает самостоятельно двигаться, обладает определенным словарным запасом, понимает мимику, соответственным образом реагирует на интонацию. Чуть позже, после пестушек, при взаимодействии с ребенком взрослые начинали использовать потешки. Ребенку на уровне осязания-ощущения в формах тактильного общения передается напевность, словесно-образная трепетность и значительность вхождения в мир [12, с. 54].

Следует отметить, что исследователи данного жанра в первую очередь обращали внимание на воспитательную и развивающую функции. Так, П.В.Симонов, исследуя пестушки, писал что дети способны десятки и сотни раз повторять одни и те же действия, единственным смыслом которых, не осознаваемых ребенком, является тренировка его психофизиологического аппарата [10, с42]. По мнению М.Н.Мельникова, «пестушкам присущи все жанровые черты, и поэтизация текста достигается средствами повтора. Произведения этой группы имеют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приемов физического воспитания, разработанных народной педагогикой». По материалам исследователя, пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений [4, с.41]. Также автор отмечает, что жанры игрового или потешного фольклора объединены своей функциональностью и манерой исполнения [4, с.41]. Согласно мнению Ф.С.Капицы, «механизм действий пестушек» предназначается для развлечения и забавы ребенка. Пестушки помогают поддерживать в ребенке в период бодрствования хорошее настроение, удерживают его от слез и капризов. Движение играет особую роль в развитии ребенка раннего возраста. Автор отмечает, что еще в XIX веке один из первых собирателей детского фольклора доктор ЕА.Покровский отмечал, что «эти движения имеют некоторый воспитательный смысл, как в физическом, так и в духовном отношении для приучения детей к необходимому движению, ловкости, сметливости» [3, с. 58; 9, с. 95].

Взрослые сопровождали пестушками буквально все действия ребенка. Например, когда он просыпался, его гладили и приговаривали:

Авазынын хунчугежи, Мамино солнышко, Авазынын борбакпайы, Мамина пышечка, Карактарын ажыдып алган, Открывает свои глазки, Оттуп чыдар,оорушкузу! Радость моя просыпается! [6].

После сна, когда ребенок зевал и потягивался, взрослый, поглаживая его, проговаривал: Семиспей, cемиспей Толстунюшка, толстюнушка, Семиспей херлип, Толстунюшка потягивается,

Семис бутчугаштар-биле, Толстыми ножками,

Херлип, оттуп чыдар, Лежит, потягивается и просыпается,

Херил, херил, семиспей! Потянись, потянись толстунюшка! [5].

По сведениям информанта Кара-оол Севильбыы Байкараевны, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, ходить и держать предметы, то для того, чтобы он держал равновесие, взрослый над ним приговаривает:

Азыныц оглу, Мамин сыночек,

Олуруп эгелээн уваац, Начал сидеть уваац, Олур, олур хензигпей, Сиди, сиди маленькая, Олур, олур! Сиди, сиди![6].

Тур, тур оглум, Стой, стой, сынок,

Туттун, туннун, Держись, держись,

Быжыг тур, оглум, Стой крепко, сынок, Кылашта, кылашта! Ходи, ходи! Туп, тур оглум, Стой, стой, сынок,

Тур, тур! Стой, стой! [7].

Часто в текст эргеледирсостер включались восклицательные слова «опа-опа!», произносимые в такт подпрыгивания/подбрасывания ребенка: Опаа, опаа, Опаа, опаа,

Опаа, опаа, кайыуруум, Опаа, опаа мое дите, Опаа, опаа тара соктаар. Опаа, опаа толки ячмень. Опаа, опаа! Опаа, опаа! [6].

По нашему мнению, пестушки выполняли более глубинные функции, связанные с магической идеей обряда, который, согласно А.К.Байбурину, М.Элиаде и др., был связан с переводом младенца в новый статус (из неживого в живое), наделением его свойствами живого члена общества и внедрением его в конкретную социополовозрастную группу - дети.

Рассматривая пестушки, мы видим, что они конкретно связаны с состоянием и положением ребенка в конкретное время суток. Так, когда он только просыпается, т.е., согласно архаическим воззрениям, ребенок находится в переходном состоянии от мира временной смерти (сон) в мир живых (бодрствование), слова пестушек маркируют его инаковость: солнышко, пышечка, толстунюшка и т.д., поглаживание его взрослым можно интерпретировать как моделирование ребенка (доделывание/ переделывание). Когда маркируется бодрствование младенца (период «живого»), в словах пестушек звучит тема деятельности «живого человека»: сиди, стой, ходи, толки ячмень и т.д.

Согласно мнению А.К.Байбурина, человек должен видеть, слышать, ходить, говорить, но эти свойства не просто со временем приходят к ребенку, а появляются в результате выполнения определенных ритуальных действий. Всякий ребенок рождается «сырым» и первоочередной задачей является формирование его физического облика [1, с.54]. Способность ходить - необходимый признак человека. Широко распространено представление, что новорожденные дети (в отличие от животных) лишены этой способности по той причине, что «еще в материнской утробе ножки каждого дитяти связываются невидимыми путами» [1, с.55]. Таким образом, детский фольклор тувинцев, в частности пестушки, (квгудуглер) в занимательной форме выполняют целевую установку. С одной стороны, они влияют, помимо физического развития, на формирование смекалки, интеллекта и т.д., с другой, - пестушки выполняют сакральные функции магического отделения его от мира мертвых и наделения его свойствами живого человека, которыми он впоследствии будет пользоваться.

Литература

1.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. - 240 с.

2.Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов// Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Отв. ред. И.С. Кон, Ч.М. Таксами. - Л.: Наука, 1988. - с. 152 - 186.

3. Капица Ф.С., Колядич Г.М. Русский детский фольклор. Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 320 с.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учеб. -М., 1987. - 240 с.

5. ПМА, 2012 г. (Биче-оол Б. Б. 84 лет, Кызылский район, пос.Бяан-Кол)

6. ПМА. 2011-2013 г. (Кара-оол С.А 1974 г. Кызылский район, пос. Баян-Кол.)

7. ПМА. 2012 г. (Кара-оол С. Б. 1934 г. Кызылский

1. Bajburin A.K. Ritual v tradicionnoj kul'ture. SPb.: Nauka, 1993. - 240 s.

2. D'jakonova V.P. Detstvo v tradicionnoj kul'ture tuvincev i telengitov// Tradicionnoe vospitanie detej u narodov Sibiri. Otv. red. I.S. Kon, Ch.M. Taksami. - L.: Nauka, 1988. - s. 152 - 186.

3. Kapica F.S., Koljadich G.M. Russkij detskij fol'klor. Uchebnoe posobie. - M.: Flinta: Nauka, 2002. - 320 s.

4. Mel'nikov M.N. Russkij detskij fol'klor: ucheb. - M., 1987. -240 s.

5. PMA, 2012 g. (Biche-ool B. B. 84 let, Kyzylskij rajon, pos.Bjaan-Kol)

6. PMA. 2011-2013 g. (Kara-ool S.A. 1974 g. Kyzylskij rajon, pos. Bajan-Kol.)

7. PMA. 2012 g. (Kara-ool S. B. 1934 g. Kyzylskij rajon, pos. Bajan-Kol).

8. PMA. 2012-2013 g. (Sendi-Huurak U. A. 1956 g. Kyzylskij

район, пос. Баян-Кол).

8. ПМА 2012-2013 г. (Сенди-Хуурак У. А 1956 г. Кызылский район, пос. Баян-Кол).

9. Покровский Е.А Детские игры, преимущественно русские. - СПб., 1894. - с 95.

10. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984. - с. 42.

11. Сундуй Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. - Кызыл, 2009. - 168 с.

12. Чочкина К.Е. Алтайский детский фольклор. -Горно-Алтайск, 2003.- 156 с.

rajon, pos. Bajan-Kol).

9. Pokrovskij Е.А. Detskie igry, preimushhestvenno russkie. -SPb., 1894. - s 95.

10. Simonov P.V., Ershov Р.М. Temperament, harakter, lichnost'. - М.: Nauka, 1984. - s. 42.

11. Sunduj G.D. Ми- detstva kochevoj Azii: opyt duhovno-nravstvennogo vospitanija. - Kyzyl, 2009. - 168 s.

12. Chochkina К.Е. Altajskij detskij fol'klor. - Gomo-Altajsk, 2003.- 156 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.