Научная статья на тему 'Пестивирус BVDV — контаминант клеточных культур и новый, ранее неизвестный патоген для человека'

Пестивирус BVDV — контаминант клеточных культур и новый, ранее неизвестный патоген для человека Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Л.В. Урываев, К.С. Ионова, А.В. Дедова, Л.В. Дедова, Н.А. Парасюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пестивирус BVDV — контаминант клеточных культур и новый, ранее неизвестный патоген для человека»

2012, Т. 2, № 1-2

Современное лабораторное обеспечение.

Сокольского района с 18,7 в 1990 г. до 3,7 в 2010 г. на 100 тыс. населения. Однако в период с 1997 по 2000 гг. отмечалась высокая заболеваемость коклюшем на территории Сокольского района как и в целом по РФ, вспышек не зарегистрировано.

В 1997 г. было зарегистрировано 30 случаев коклюша, показатель заболеваемости составил 58,1 на 100 тыс. населения, что в 3,1 раза выше среднероссийского уровня и в 12,4 раза выше уровня 1994 года. В 2001 г. заболеваемость коклюшем (2,0 на 100 т.н.) снизилась по сравнению с 2000 годом в 19 раз и стала в 4 раза (в 2001 году) ниже среднереспубликанского показателя.

В 1997 г. отмечалась летне-осенняя сезонность заболеваемости коклюшем с пиком в сентябре — 12,7 на 100 тыс. населения.

Коклюш остается преимущественно детской инфекцией. В структуре заболевших коклюшем удельный вес детей в возрасте до 17 лет (93,7%), из них на долю детей с 7 до 14 лет приходится 47,6%, с 3 до 6 лет — 28,7%, до 1 года и с 1 года до 2 лет по 8,7%.

Заболеваемость коклюшем в большей степени зависит от специфической вакцинопрофилактики. Выраженная тенденция снижения многолетней заболеваемости коклюшем обусловлена в первую очередь высоким уровнем охвата вакцинацией детей в декретированные сроки. Самые низкие уровни заболеваемости коклюшем отмечались в 2001, 2006 годах, показатели составляли 2,0 и 2,2 на 100 тыс. населения соответственно. Однако эта заболеваемость может быть связана и с гиподиагностикой коклюшной инфекции, о чем свидетельствуют нулевые показатели заболеваемости в отдельные годы.

Удельный вес детей, привитых без коклюшного компонента в 1995—1997 гг. оставался высоким и колебался от 2,5% до 4%, в 2005—2008 гг. — составил 0,5-0,8%.

Эпидемиологической особенностью коклюша в последние годы является рост заболеваемости среди школьников, которым диагноз ставился лишь при эпидемиологическом обследовании. Среди заболевших — 21 человек (25,6%) были не привитые против коклюша (использовалась АДС-м вакцина), 14 человек (17,0%) были привитые с нарушением схемы иммунизации, остальные 47 человек (57,3%) привитые АКДС вакциной, но со времени прививки прошло 2 года — 1 человек, от 3 до 5 лет — 8 человек, более 6 лет — 38 человек

Другой особенностью эпидемического процесса коклюша является возникновение периодических подъемов заболеваемости на фоне высокого охвата прививками детей раннего возраста. Высокая заболеваемость коклюшем среди детей 7-14 лет (47,6%) свидетельствует об утрате с годами ими поствакцинального иммунитета.

Характеризуя клиническую картину заболевания, необходимо отметить, что среди детей младших возрастных групп (до 4-х лет) коклюш протекает в сред-нетяжелой и тяжелой форме. После перенесенного заболевания сохраняется пожизненный иммунитет. В то же время поствакцинальный иммунитет не защищает от заболевания. Заболевание в этом случае протекает в легкой или стертой форме инфекции, которое диагностируют серологически, ретроспективно.

Бактериологический метод исследования считается ранним в диагностике коклюша, но вместе с тем, недостаточно чувствителен и требует значительного времени для его проведения.

Наиболее распространенным по данным ряда авторов является серовар 1,0.3, который вызывает легкие, стертые, трудно диагностируемые формы коклюша, поэтому в большом проценте случаев диагноз коклюша ставился участковыми врачами поликлиники на 2—3 неделе заболевания, когда прошел максимальный срок наблюдения за очагом и контактные не направлялись на бактериологическое обследование. В районе в основном обследовались длительно-кашляющие. В первые 10 дней заболевания обследовались только 19,7% лиц, на 11—15 сутки — 31,3%, после 15 суток болезни — 35%, то есть участковые врачи направляют кашляющих на бактериологическое обследование очень поздно.

Даже в первые 15 дней обследуется 51% кашляющих, тогда как они должны быть обследованы не позднее 5—7 дня заболевания.

Хорошо известно, что чем позже от начала заболевания проводится обследование, тем менее вероятно обнаружение возбудителя в исследуемом материале. Это подтверждается данными полученными нами: высеваемость в первые 10 дней составила в среднем 63,5%, на 11—15 день — 20%, далее — 16%. Таким образом, позднее обследование заболевших (после 10 дня) снижает вероятность подтверждения диагноза в 4 и более раза.

В связи с поздним, и следовательно не полным, выявлением заболеваний среди длительно кашляющих, диагноз коклюша ставится довольно поздно, в основном по наличию судорожного кашля. Из числа обследованных больных, бактериологически диагноз подтверждается только у 43%. Низкий процент бактериологических подтверждений может быть связан и с тем, что преобладают легкие и стертые формы коклюша, при которых бактериовыделение значительно меньше, чем при тяжелых формах.

Следовательно, врачами детской поликлиники не проводится раннее и полное выявление заболевших коклюшем. Диагноз ими ставится поздно, больные на обследования не направляются или направляются поздно, что ведет к снижению выявляемости и ухудшению эпидемиологической ситуации по коклюшу в районе.

Таким образом, эпидемиологическими особенностями коклюша являются: неоправданные противопоказания к проведению прививок без коклюшного компонента и, как следствие, снижение коллективного иммунитета, недостаточная напряженность и продолжительность поствакцинального иммунитета среди школьников, позднее выявление, низкий уровень бактериальной диагностики (особенно на поздних сроках заболевания), ошибки клинической диагностики.

ПЕСТИВИРУС BVDV - КОНТАМИНАНТ КЛЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР И НОВЫЙ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫЙ ПАТОГЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Л.В. Урываев, К.С. Ионова, А.В. Дедова, Л.В. Дедова, Н.А. Парасюк, Г.К. Воркунова, Р.Я. Подчерняева, Т.В. Гребенникова, Т.И. Алипер

ФГБУ «НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского» Минздравсоцразвития РФ, Москва

Вирус BVDV (bovine viral diarrhea virus, род Pestivirus, семейство Flaviviridae) — высоко контагиозный вирус, который вызывает повреждение слизистых оболочек крупного рогатого скота (КРС), диарею, аборты, нарушения иммунитета, транс-

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

плацентарную инфекцию плода, а заболевание протекает в острой или хронической форме. В животноводческих хозяйствах за рубежом и в России BVDV-инфекция широко распространена, а маркерами для ее обнаружения в сыворотках крови являются специфические антитела, белки вириона и геномная РНК

Нами проанализирована частота контаминации 127 клеточных линий и отвивок, используемых в вирусологических исследованиях, нецитоцид-ным вирусом BVDV, 37 образцов коммерческих эмбриональных сывороток телят (ЭТС отечественных и зарубежных фирм), применяемых для культивирования клеток, а также 42 сыворотки крови ветеринарных работников из крупных животноводческих хозяйств России.

Методом ОТ-ПЦР и РНИФ (с моноклональны-ми антителами к гликопротеину оболочки вириона BVDV) вирус был выявлен в 25% образцов клеток и до 75% — в ЭТС. Впервые показано, что вирус может размножаться и персистировать в широком спектре линий клеток человека, а также в клетках обезьян, свиньи, овцы, кролика, хомячков, собаки, кошек и других видов животных. В контаминированных клеточных культурах уровни геномной РНК BVDV достигали 102—103 геном-экв./кл., а в пробах сывороток — 103—107 геном-экв./мл.

В сыворотках крови человека выявлены нейтрализующие BVDV антитела, специфичность которых дополнительно подтверждена в РНИФ и методом иммуноблота. Подобные сведения в научной литературе отсутствуют. Таким образом, впервые описан новый для человека патоген вирусной природы, способный инфицировать людей контактным или аэрозольным способом. Клиническая симптоматика BVDV-инфекции у человека (острое; хроническое и/или латентное течение) требует дополнительных наблюдений.

Полученные результаты подтверждают необходимость постоянного контроля клеток и ЭТС на присутствие вируса BVDV, репродуцирующегося в клетках без цитопатических проявлений инфекции. Молекулярные механизмы персистенции вируса в клетке без проявления признаков клеточной деструкции подлежат дополнительному изучению.

О НЕКОТОРЫХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю.В. Устюжанин1, О.П. Маркова2, О.А. Дубинина3, А.Я. Фольмер2

1ГБОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития, г. Тюмень; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», г. Тюмень; Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, г. Тюмень

Острые кишечные инфекции по-прежнему остаются актуальной проблемой на большинстве территорий Российской Федерации, в том числе и в Тюменской области, несмотря на выраженную тенденцию снижения заболеваемости, особенно но-зологиями бактериальной природы. Уделяется серьезное внимание санитарно-гигиеническому и техническому состоянию объектов водоснабжения, питания, качеству питьевой воды и пищевых продуктов. Анализ заболеваемости острыми кишечными заболеваниями в Тюменской области за последние 5 лет свидетельствует о необходимости серьезной

оценки эпидемиологической ситуации и изучения особенностей современного эпидемиологического процесса в отдельных регионах страны. В Тюменской области кишечные инфекции бактериальной природы имеют выраженную тенденцию снижения при сравнительно низком в целом уровне заболеваемости и лишь в 2011 г. наблюдался рост на 34%, а вирусной природы наоборот ежегодно нарастали и лишь в 2011 г. отмечено их снижение. Совершенствование лабораторной диагностики отразилось на ежегодном росте заболеваний установленной этиологии и соответственно снижении неустановленной этиологии. Характерной особенностью бактериологически подтвержденной дизентерии является ежегодная смена преобладающего вида возбудителя, причем по четным годам превалировал возбудитель Флекснера, а по нечетным — Зонне. В последние годы расширялся спектр этиологической структуры вирусных инфекций за счет выявления, кроме ротовирусов, астро- и норовирусов, хотя на них приходится менее 1% заболеваний. В возрастной структуре заболевших преобладали дети дошкольного возраста. Темп снижения среди дошкольных контингентов был более интенсивным, чем среди школьников и взрослых. Вирусные заболевания нарастали во всех возрастных группах. Как и в предыдущие годы, сохранились различия в сезонном распространении острых кишечных заболеваний бактериальной и вирусной природы. Сезонный подъем бактериальных инфекций начинался в июне и достигал апогея в ноябре. Острые кишечные заболевания вирусной этиологии имели выраженную осеннее-зимнюю сезонность с началом подъема в октябре и достижения пиковых величин в феврале. Таким образом, в эпидемиологических закономерностях острых кишечных заболеваний по материалам Тюменской области наблюдались некоторые особенности, которые необходимо учитывать в практической работе.

МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХОЛЕРНЫХ ВИБРИОНОВ НЕ О1/НЕО139 СЕРОГРУПП

А.В. Фадеева, Г.А. Ерошенко, Г.Н. Одиноков, Т.В. Валова, В.В. Кутырев

ФКУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», г. Саратов

В настоящее время известно 206 серогрупп холерных вибрионов, отличающихся по строению О-антигена. Холерные вибрионы О1 и О139 серо-групп признаны в качестве этиологических агентов холеры и могут вызывать эпидемии холеры. Они содержат два обязательных фактора вирулентности — холерный токсин (ХТ) и токсин-корегулируемые пили адгезии (ТКПА), а также ряд других факторов патогенности. Патогенные свойства холерных вибрионов не О1/не О139 серогрупп исследованы далеко недостаточно, хотя некоторые из них содержат гены ХТ и ТКПА и способны вызывать локальные вспышки или отдельные случаи холероподобных инфекций. Нами проведено исследование генетических особенностей двухсот пятидесяти штаммов V. еЬо1егае не О1/не О139 серогруппы, выделенных на территории России (Астраханская, Саратовская, Ростовская, Самарская области, Калмыкия) и зарубежных стран за более, чем 40-летний период. Установлено, что большую часть среди них составили «водные» вибрионы, которые не продуцировали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.