Научная статья на тему 'Песни бенгальских баулов в индологической литературе'

Песни бенгальских баулов в индологической литературе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАУЛ / ПЕСНИ БАУЛОВ / БЕНГАЛИЯ / ФОЛЬКЛОР / BAUL / SONGS OF BAULS / BENGAL / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Донченко Сергей Сергеевич

Статья представляет собой краткий обзор литературы, посвященной песням бенгальских баулов. Песни баулов тема, недостаточно изученная не только в отечественной, но и в зарубежной индологии. Обзор литературы по данной тематике является материалом, предназначенным как для специалистов, так и для людей, интересующихся индийским фольклором и культурой в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is a short survey of literature, dedicated to the songs of Bengali Bauls. The songs of Bauls is a subject not adequately explored in Russian as well as foreign indological studies. The survey of literature on this subject is a material meant not only for specialists but for people interested in Indian folklore and culture as a whole.

Текст научной работы на тему «Песни бенгальских баулов в индологической литературе»

С. C. Донченко Песни бенгальских баулов в индологической

ЛИТЕРАТУРЕ

Резюме. Статья представляет собой краткий обзор литературы, посвященной песням бенгальских баулов. Песни баулов - тема, недостаточно изученная не только в отечественной, но и в зарубежной индологии. Обзор литературы по данной тематике является материалом, предназначенным как для специалистов, так и для людей, интересующихся индийским фольклором и культурой в целом.

Ключевые слова: баул, песни баулов, Бенгалия, фольклор. Baul, songs of Bauls, Bengal, folklore

Одним из самых популярных видов бенгальского фольклора являются баул-ган - песни баулов. Облеченное в узнаваемую музыкальную форму, содержание этих песен отражает особенности эзотерического учения баулов, тонкости которого передаются не посредством письменной литературы, но лишь при помощи песен, а также при непосредственном общении учителя с учеником. В каждой песне отражаются личные переживания автора, при этом многие песни схожи по содержанию, так как они основаны на общих для баулов религиозно-философских и эзотерических представлениях о мире, сформировавшихся на основе тантрического буддизма, индуизма и суфизма. Таким образом, исследование баул-ган позволяет приоткрыть завесу тайны над идеями баулов - народных певцов и философов Бенгалии. Песни баулов оказали большое влияние на творчество бенгальских поэтов Нового времени. Несмотря на ценность песен баулов для мировой культуры (что признается ЮНЕСКО), научная литература, им посвященная, немногочисленна.

Первые упоминания о баулах встречаются уже в таких произведениях средневековой бенгальской литературы XV-XVII вв., как «Шрикришнобиджой» («Победа Шри Кришны») Маладхора Бошу, «Шричойтонночоритам-

рито» («Нектар деяний Чайтаньи») Кришнодаша Коби-раджа и др. Позже, в XIX в., английские исследователи включили баулов в список туземных сект; при этом в разных работах наблюдаются разногласия по поводу того, к каким основным религиозным течениям эти секты следует причислять (Hunter W. W. A statistical account of Bengal, 1875, 1876; Risley H. H. Tribes and castes of Bengal, 1891).

Первым собирателем песен баулов был сельский учитель Х. Моджумдар, впоследствии ставший известным под именами Фикирчанд Баул и Кангал Хоринатх. Рабиндранат Тагор заинтересовался баул-ган, когда жил в имении Шилаидохо - месте, где проживало большое количество баулов. Он много общался с ними; его трогало то, что бедные, необразованные люди способны излагать глубокие философские вопросы простым, понятным и, в то же время, образным и художественным языком. Идеи баулов были философски переосмыслены великим поэтом, он возвел образ баула на уровень культовый, сделав его (в традиционном одеянии и с музыкальным инструментом «гопи-янтра» в руке) символом «истинной», самобытной Бенгалии, свободной от иноземного влияния. Не случайно многие песни сборника «Свадеши» («Независимость») написаны Р. Тагором на мотивы баул-ган.

Баулы привлекали внимание и других бенгальских литераторов, таких, например, как Б. Чокроборти, Н. Ислам. У М. Чокроборти в драме «Кормокхетро» («Поле деяний», 1920-1921 гг.) герой-баул сурово осуждает иностранцев, выступая на стороне Махатмы Ганди.

Такое культурное явление, как баулы, не могло не заинтересовать ученых-индологов. Прежде всего, объектом исследований стали их эзотерические практики. Однако не менее интересны и сами песни баулов, в которых отражено мировоззрение их создателей. Эти песни являются единственным способом самовыражения, они незаменимы при обучении неофитов тайным практикам (основной принцип обучения - непосредственное общение учителя с учеником). В песнях применяется «кодовый» язык, благодаря которому сокровенное знание баулов остается недоступным подавляющему большинству слушателей.

Глубокие и подробные исследования творчества баулов написаны бенгальскими учеными в основном по-бенгальски. Одной из самых авторитетных и содержательных работ, посвященных баулам и их песням, считается труд бенгальского исследователя У. Бхоттачарджо «Баулы Бенгалии и их песни» (Bhottacharya 1958), в котором с привлечением многочисленных литературных источников рассматриваются вопросы происхождения термина «баул», появления баулов как отдельного сообщества, их связи с различными религиозно-философскими течениями, проводится разносторонний анализ песен с особым вниманием к их литературным особенностям. Значительную ценность представляет вторая часть труда У. Бхоттачарджо, где приведены тексты песен, сгруппированные по авторам или местам, где они были собраны фольклористами. Книга сопровождается обширным приложением, включающим записи мелодий некоторых песен в бенгальской нотации.

Следует отметить ряд других публикаций бенгальских исследователей: книгу о баулах Ш. Чокроборти «Баулы и факиры»; сборник М. Моншуруддина «Потерянный драгоценный камень, ч. 2» (Mansuruddin 1972), содержащий статьи о различных видах бенгальских народных песен, в т.ч. и о песнях баулов с обширной библиографией по фольклору. Отдельные сведения о песнях баулов содержатся в фундаментальных трудах О. Бондопаддхая по истории бенгальской литературы (Bondopaddhyay 1966; Bondopaddhyay 2005).

Обобщающим трудом по музыке Восточной Индии, включая и песни баулов, является монография Ш. Рая «Музыка Восточной Индии» (Ray 1985), где рассматриваются основные песенные жанры Восточной Индии. Работа снабжена иллюстрациями и словарем индийских музыковедческих терминов.

Из англоязычных работ, посвященных песням баулов, следует упомянуть книги Б. Бхоттачарджо «The path of the mystic lover» (Bhottacharya 1993), К. Саломон «Cosmogonic riddles of Lalan Fakir» (Salomon 1991) и «Baul songs» (Salomon 1995), а также труд Дж. Оупеншоу «Seeking Bauls of Bengal» (Openshaw 2004), где представлен уникальный

материал, собранный автором во время продолжительной полевой работы среди баулов в нескольких регионах Западной Бенгалии.

Научная литература о баулах на русском языке немногочисленна. Одной из первых среди российских исследователей обратила внимание на баулов и их песни, Е. К. Бро-салина, которая своей статье 1989 года сформулировала основные идеи этого сообщества, рассмотрела некоторые литературные особенности, присущие баул-ган и проанализировала влияние этих песен на бенгальскую литературу эпохи романтизма, в частности, на творчество Рабиндраната Тагора, как ключевой фигуры в литературе того времени.

Еще две работы, в той или иной степени касающиеся баул-ган, принадлежат московскому искусствоведу Т. Е. Морозовой (1993; 2007).

Песни баулов являются важным, но малоисследованным материалом. Надеемся, что в дальнейшем эта тема будет подробнее освящена в индологической литературе. Полагаем, что ее пристальное изучение может стать весьма плодотворным для обнаружения связей между фольклором и литературой.

Литература

Бросалина 1989 - Бросалина Е. К. Песенное творчество баулов и

Морозова 1993 - Морозова Т. Е. Рабирдрошонгит. Музыка Рабиндраната Тагора. М.

Морозова 2007 - Морозова Т. Е. Некоторые черты жанровой специфики бенгальских локшонгит // Народное творчество стран Востока: Структура, художественные особенности, дефиниции. Ред. и сост. П. Р. Гамзатовой. М.

Bhottacharya 1958 - Bhottacharya U. Banglar baul o baul gan. Kolkata.

Bhottacharya 1993 - Bhottacharya B. The path of the mystic lover: baul songs of passion and extasy. Destiny Books, Rochester, Vermont.

Bondopaddhyay 1966 - Bondopaddhyay O. Bangla sahitter itibritto. Kolkata.

Bondopaddhyay 2005 - Bondopaddhyay O. Bangla sahitter som-purno itibritto. Kolkata.

Mansuruddin 1972 - Mansuruddin M. Haramoni. Vol. 2. Dhaka. Openshaw 2004 - Openshaw J. Seeking Bauls of Bengal. Cambridge University Press.

Ray 1985 - Ray S. Music of Eastern India. Vocal music in Bengali, Oriya, Assamese and Manipuri with special emphasis on Bengali. Calcutta.

Salomon 1991 - Salomon C. Cosmogonic riddles of Lalan Fakir // Gender, Genre, and Power in South Asian Expressive traditions / Ed. Appadurai, A., Korom, F. J., and Mills, M. A. Pensilvania University Press.

Salomon 1995 - Salomon C. Baul songs // Religions of India in practice / Ed. Lopez, D. S. Princeton University Press.

Sergey Donchenko. The songs of Bauls in indological literature

The article is a short survey of literature, dedicated to the songs of Bengali Bauls. The songs of Bauls is a subject not adequately explored in Russian as well as foreign indological studies. The survey of literature on this subject is a material meant not only for specialists but for people interested in Indian folklore and culture as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.