Научная статья на тему '"ПЕСНЬ О СОБАКЕ" С.А. ЕСЕНИНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА СЕРЕДИНЫ 1910-Х ГОДОВ'

"ПЕСНЬ О СОБАКЕ" С.А. ЕСЕНИНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА СЕРЕДИНЫ 1910-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. ЕСЕНИН / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1910-Х ГОДОВ / СОВРЕМЕННИКИ ПОЭТА / АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бубнов С.А., Хомяков В.И.

Статья посвящена исследованию стихотворения «Песнь о собаке» С.А. Есенина в аспекте её восприятия современниками поэта. «Песнь о собаке» анализируется в контексте литературного процесса 1910-х годов в сопоставлении с анималистическими стихотворениями Ф. Сологуба, С.М. Городецкого, В.В. Маяковского, Г.И. Анфилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SONG OF THE DOG BY S.A. YESENIN IN THE CONTEXT OF THE LITERARY PROCESS OF THE MID-1910S

The article is devoted to the study of the poem «The Song of the Dog» by S.A. Yesenin in the aspect of its perception by the poet's contemporaries. «The Song of the Dog» is analyzed in the context of the literary process of the 1910s in comparison with the animalistic poems of F. Sologub, S.M. Gorodetsky, V.V. Mayakovsky, G.I. Anfilov.

Текст научной работы на тему «"ПЕСНЬ О СОБАКЕ" С.А. ЕСЕНИНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА СЕРЕДИНЫ 1910-Х ГОДОВ»

УДК 82 091 БУБНОВ С.А.

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской литературы ХХ-ХХ1 веков и истории зарубежной литературы, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: bubnows@yandex.ru ХОМЯКОВ В.И.

доктор филологических наук, профессор, кафедра журналистики и медиалингвистики, Омский государ-ственныйуниверситет имени Ф.М. Достоевского E-mail: vix50@yandex.ru

UDC 82 091 BUBNOVS.A.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, department of Theory and Methodology of Teaching Russian Language and Literature, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: bubnows@yandex.ru KHOMIAKOV V.I.

Doctor of Philological Sciences, Professor, Department of Journalism and Medialingvistiki, Omsk State University

named after F.M. Dostoyevsky E-mail: vix50@yandex.ru

«ПЕСНЬ О СОБАКЕ» С.А. ЕСЕНИНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА СЕРЕДИНЫ 1910-х ГОДОВ

THE SONG OF THE DOG BY S.A. YESENIN IN THE CONTEXT OF THE LITERARY PROCESS OF THE MID-1910S

Статья посвящена исследованию стихотворения «Песнь о собаке» С.А. Есенина в аспекте её восприятия современниками поэта. «Песнь о собаке» анализируется в контексте литературного процесса 1910-х годов в сопоставлении с анималистическими стихотворениями Ф. Сологуба, С.М. Городецкого, В.В. Маяковского, Г.И. Анфилова.

Ключевые слова: С.А. Есенин, литературный процесс 1910-х годов, современники поэта, анималистические стихотворения.

The article is devoted to the study of the poem «The Song of the Dog» by S.A. Yesenin in the aspect of its perception by the poet's contemporaries. «The Song of the Dog» is analyzed in the context of the literary process of the 1910s in comparison with the animalistic poems of F. Sologub, S.M. Gorodetsky, V.V. Mayakovsky, G.I. Anfilov.

Keywords: S.A. Yesenin, the literary process of the 1910s, the poet's contemporaries, animalistic poems.

«Песнь о собаке» написана С.А. Есениным в ранний период творчества. Тогда же поэтом были созданы стихотворения «В хате», «Корова», «Табун» и др., знакомящие читателя с бытом деревенской жизни. Домашние животныедля сельского жителя были дорогими и близкими. «Братьям меньшим» Есенин посвятил ряд своихстихотворений.

Поэт не оставил воспоминаний, касающихся истории написания стихотворения «Песнь о собаке». Точка зрения Л.Л. Бельской нам представляется убедительной, что: «Замысел «Песни о собаке» <> возник не позднее 1915-1916 годов» [4, с. 45]. Своё мнение ученый подкрепляет анализом стихотворения.

Выросший в селе, Есенин не понаслышке знал жизнь деревни, как поэт, искусно создавал портреты «братьев меньших». Так, в стихотворении «В хате» он ярко донес до читателя непосредственные «жизненные» чувства крестьянина. В статье «Народный златоцвет» профессор П.Н. Сакулин писал, что поэт нежно любит свою родную сторону и находит для неё ласковые слова, превращая «в золото поэзии всё - и сажу над заслонками, и кота, который крался к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты» [14, с. 205]. Деревенский быт, домашние животные создают гар-

монию сельского двора, немыслимого без собаки. Это стихотворение было известно в литературных кругах и воспринималось как «визитная карточка» Есенина. В этой связи Н.А. Клюев ещё до знакомства с рязанским поэтом пытался оградить в его понимании от чуждых влияний. Клюев писал Есенину: «Я не верю в ласки поэтов-книжников< > Быть в траве зеленым и на камне серым - вот наша с тобой программа, чтобы не погибнуть» [9, с. 239].

Рассмотрим «Песнь о собаке» в контексте литературного процесса середины 1910-х годов и оставшихся без внимания анималистических стихотворений русских поэтов, чтобы точнее определить историю создания произведения и выявить его художественные особенности.

Прижизненная критика преимущественно сочувственно и доброжелательно встретила «свежий и чистый голос незаурядного народного поэта» [5, с. 43]. А.А. Блок, С.М. Городецкий и Н.А. Клюев были первыми поэтами, распознавшими в С.А. Есенине талантливого и самобытного поэта. Окунувшись в литературную среду столицы, С. Есенин прежде всего стремился к налаживанию знакомства и творческих связей с близкими к нему по направлению поэтами. Так, узнав от С. Городецкого о крестьянине-поэте Н. Клюеве, он писал ему: «Я хотел бы с вами побеседовать < >» [11, с. 66].

© Бубнов С.А., Хомяков В.И. © Bubnov S.A., Khomiakov V.I.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

Осенью 1915 года С. Есенин снова приехал в Петроград с намерением издать собственные книги и непосредственно участвовать в литературной и литературно-артистической жизни столицы. Он остановился у С. Городецкого, вскоре организовавшего литературно-художественную группу «народных поэтов» под названием «Краса». По признанию инициатора, всех ее участников объединял интерес «к народным истокам поэзии» [6, с. 140]. В октябре 1915 года в Петрограде состоялось учредительное собрание нового литературно-художественного общества «Страда». Есенину и Клюеву в этом обществе также отводилось достаточно весомое место.

В начале 1916 года в Москве, в помещении картинной галереи Лемерсье, состоялся вечер «Общества свободной эстетики», в котором приняли участие «народные поэты» С. Есенин и Н. Клюев. Оба поэта имели у слушателей успех. Сошлёмся на отзыв о вечере И.Н. Розанова [13], одного из непосредственных его участников. Известному впоследствии литературоведу произведения С. Есенина показались проще и свежее. Особое внимание автор воспоминаний обратил на стихотворения «Корова» и «Песнь о собаке», в которых, по его мнению, уже тогда сказалась столь характерная для позднейшего Есенина нежнейшая любовь и внимание к животным.

Предположение Л.Л. Бельской о влиянии на замысел написания Есениным «Песни о собаке» стихотворений В.В. Маяковского «Вот так я сделался собакой» и Г.И. Анфилова «Собака», появившихся в периодической печати в 1915 году, конечно, допустимо. Однако, по мнению К.М. Азадовского, в то время ««новокрестьянское» течение» [1, с. 557] в литературной жизни было активным и востребованным. Представители литературных направлений, школ и групп, участвовавшие в литературном процессе середины 1910-х годов, часто выступали и громко заявляли о себе в многочисленных манифестах, декларациях, а также в книгах и сборниках, проявляя достаточно жёсткую литературную борьбу за своего читателя.

В 1915-м году С. Есенин и Н. Клюев познакомились с С.М. Городецким, автором стихотворения «Пять маленьких щенят» (1913). Активно сотрудничая с поэтом акмеистом, Есенин также мог быть знаком с этим стихотворением, написанным для детей. В стихотворении Городецкий народившихся на свет маленьких щенят сравнивает с детьми, поэтому собака по-матерински их ласкает и на непонятном человеку языке ведёт с ними разговор. Лирический герой в образе ребёнка создаёт картину мира, пытаясь через «речь» животных, их поведение и внешний вид, дать каждому новорожденному имя. Судя по подобранным лирическим героем именам («Светляк, Любимчик, Скок, // Шалунья и Снежок») [7, с. 521], дальнейшая жизнь щенят представляется светлой и счастливой.

В стихотворении «Пять маленьких щенят» лексема «ласкает» придаёт образу собаки черты любящей матери. В стихотворении Есенина автор ещё больше

приписывает материнских черт животному. Роженица своим языком «ласкала» и причёсывала народившихся на свет щенят, чтобы они были красивыми и любимыми существами. Любовь и ласку к маленьким животным Городецкий донёс через данные им имена, а Есенин выразил это чувство через поведение собаки к своим детёнышам. Ласковые и добрые чувства животного в стихотворении «Песнь о собаке», особенно ощущаемые во второй строфе, помогает почувствовать звук [л], который также придаёт тексту напевность и выразительность, вызывая положительные эмоции и эстетические чувства.

Корень «ласк»рассматриваемой лексемы «ласкала» также встречается в стихотворении Е.А. Баратынского «Мой старый пёс! Ты псом окончил век!» [3, с. 213]. Поэт с родственным чувством утраты узнал о кончине знакомой собаки, и в знак доброй памяти о ней написал эпитафию. Нам это произведение интересно тем, что в нём поэт одним из первых в русской поэзии сравнил собаку с человеком. Умерший пёс остался в памяти автора эпитафии «ласкателем и вором». Морфема «ласк» устаревшего книжного слова «ласкатель» присутствует в анималистических стихотворениях Городецкого и Есенина.

В 1915 году в петроградских журналах были напечатаны стихотворения Г.И. Анфилова «Собака», В.В. Маяковского «Вот так я сделался собакой», Ф. Сологуба «Когда я был собакой».

Нет сомнения, что Есенину они были известны. Современники поэта, обратившиеся к анималистической теме, каждый раскрыл её по-своему.

Ф. Сологуб в журнале «Новая жизнь» (1913 № 12 и 1914 № 3) опубликовал цикл «Когда я был собакой». В цикле дана галерея собачьих образов («Волчок», «Фиделька», «дворняжка»). Цикл стихотворений объединяет тема отрешённости от мира. Поэт описывает нетленные души в круге перевоплощений человека в животного, и наоборот. Предъявляемые поэтом сверхвысокие требования к жизни, порождали неудовлетворённость окружающей действительностью. Тогда, по мнению М. Дикмана, Ф. Сологуб создал «миф о смерти - избавительнице и утешительнице...» [8, с. 28]. Человек в стихах Ф. Сологуба предстаёт в собачьей «шкуре». Лирический герой наделён двойственностью сознания: душа человека вспоминает своё пребывание в теле животного, и наоборот. Тема смерти является сквозной в цикле.

Стихотворение «Когда я был собакой» представляет собой предсмертную исповедь животного. Лирический герой в образе Волчка приписывает себе типичные человеку грехи, просит за них прощения и надеется после смерти за свою любовь и верность остаться «дружком» с хозяином Богом. Любовь и добро по В.С. Соловьеву, последователем которого считал себя Ф. Сологуб, были главными нравственными ценностями, приближающими человека к божеству.

Во втором стихотворении цикла изображена беззаботная жизнь нежной собачки Фидельки. Животное

наслаждается своей сытой жизнью, которую она воспринимает как: «земной рай» [8, с. 367]. Лирический герой чистую душу такой собаки хочет видеть нетленной.

В третьем стихотворении представлен образ бездомного пса, который мирится со своим незавидным существованием. Собака готова к избавительной смерти и ожидает момента, когда сможет отдать свой «дух» Богу. Особое внимание в стихотворении обращают на себя строки: «Когда подгулявший проказник // Мне камнем в висок угодит» [8, с. 367]. Они явно перекликаются с есенинской метафорой «камень в смех» [10, с. 146]. Ф. Сологуб представил в стихотворении один из вариантов смерти собаки, которая может погибнуть от удара проказника камнем в висок. Есенинский «камень в смех» отсылает читателя к 8-й главе Евангелия от Иоанна, где речь идёт о грешнице, которую предлагают забить камнями. Поэт признаёт вину человека в гибели животного и призывает к покаянию, т. е. осознанию своей греховности. Есенин высокохудожественно разрешил проблему отношения человека к «братьям меньшим». Ещё ярче и выразительней поэт сказал о силе материнской любви, запечатлев её в гиперболическом образе собачьих глаз, вытекших от горя.

Г.И. Анфилов создал образ собаки, родившей дорогих и «непонятных щенят» [2, с. 26]. В стихотворении появлению на свет детёнышей придан мистический характер, проявляющийся посредством символистских штампов: молчаливый рассветный покой, знаки зари, «кто-то»таинственный. Радость и собачья нежность, вызванная рождением «непонятных щенят» выглядит выспренно, поскольку дано через «религиозно-этические ассоциации» (Л.Л. Бельская), что вызывает ощущение призрачности. Такому восприятию произведения способствует выбранный поэтом стихотворный размер.

Трёхстопный анапест идеально подходит для изображения тайны. Запечатлённая в стихотворении обыденная жизнь навевает определённую печаль.Это чувство в стихотворении также вызывают одинокие образы сарая, рваного халата, старой доски, кого-то справа и др. «Песнь о собаке» написана 3-иктным тактовиком. Этот размер по своему строению близок к народному речитативному стиху, которым писались былины и повествовательные песни. Тактовик интонационно и стилистически близок к «разговорной» прозе. Этим можно объяснить «повествование» стихотворения. Расплывчатое ритмическое ожидание ударности / безударности позволило передать стремительное нарастание чувства тревоги в третьей строфе.

В стихотворении «Вот так я сделался собакой»

B.В. Маяковский проводит мысль о бесчеловечности людей. Современное поэту общество ожесточалось событиями, вызванными мировой войной. Озверение людей превратило лирического героя стихотворения в собаку. Поэт искусно показал, как повседневная растущая в обществе жестокость и злоба, наваливаясь на лирического героя, приводит его к мысли перевоплощения в животное. Он встал на четвереньки и залаял: «Гав! Гав! Гав!» [12, с. 7].

Итак, «Песнь о собаке» С. Есенина была откликом поэта на появление «собачьей» темы в русской поэзии середины 1910-х годов. Поэты Ф. Сологуб,

C.М. Городецкий, В.В. Маяковский, Г.И. Анфилов, представляя разные поэтические направления и эстетические убеждения, каждый по своему обращался к образу собаки. Свою песнь о собаке С.А. Есенин написал, следуя за поэтами-предшественниками и современниками, опираясь на свои «жизненные» чувства и эстетическое кредо.

Библиографический список

1. Азадовский К.М. Клюев // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 2: Г-К/ Гл. ред. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. 623 с.

2. Анфилов Г.И. Собака // Современник, 1915. Петроград, № 1. 310 с.

3. Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений // Е.А. Баратынский; вступ. ст. И.М. Тойбина; сост., подгот текста и примеч. В.М. Сергеева. Л.: Советский писатель, 1989. С. 213. (Библиотека поэта.Большая серия).

4. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя / Л.Л. Бельская. М.: Просвещение, 1990. 142 с.

5. Бубнов С.А. Поэзия С.А. Есенина в восприятии литературной критики 1915-1925 годов. Орёл: Издательство Орловского государственного университета, Полиграфическая фирма «Картуш». 2005. 160 с.

6. Городецкий С.М. О Сергее Есенине // Новый мир. М., 1926. № 2.

7. Городецкий С.М. Пять маленьких щенят. / Русская поэзия детям. Т.1. / Вступ. ст., сост., подгот. текста и прим. Е.О. Путиловой. СПб.: Академический проект, 1997. С. 521. (Новая Библиотека поэта).

8. Дикман М.И. Поэтическое творчество Федора Сологуба / Сологуб Федор. Стихотворения / Вступ. ст., подгот. текста и прим. М.И. Дикман. Л.: Советский писатель, 1979. 679 с. (Библиотека поэта.Большая серия).

9. Есенин и современность [Сборник] / [Под ред. М. Базанова и Ю. Прокушева]; Ин-т рус.литературы АН СССР (Пушкинский дом). М.: Современник, 1975. 405 с.

10. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. Стихотворения. Подготовка текста и коммент. А.А. Козловского. М.: «Наука» - «Голос», 1995. 672 с.

11. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. Письма. Составление и общая редакция С.И. Субботина. М.: «Наука» - «Голос», 1999. 816 с.

12. Маяковский В.В. Вот так я сделался собакой //Новый сатирикон. Петроград, 1915. № 31. 10 с.

13. Розанов И.Н. Воспоминания о Сергее Есенине // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 1. / Сост. и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. С. 137-146.

14. Сакулин П. Народный златоцвет // Вестник Европы. - Пг., 1916. Кн. 5. 430 с.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

References

1. Azadovsky K.M. Klyuev // Russian writers 1800-1917: Biographical dictionary. Vol. 2: G-K / Gl. ed. P.A. Nikolaev. M.: The Great Russian Encyclopedia, 1992. 623 p.

2. Anfilov G.I. The Dog // Sovremennik, 1915. Petrograd, No. 1 310 p.

3. BaratynskyE.A. The complete collection of poems // E.A. Baratynsky; introduction by I.M. Toibin; comp., podgot. text and notes by V.M. Sergeev. L.: Soviet Writer, 1989.p. 213.(Poet's Library.Big series).

4. Belskaya L.L. Song word: The poetic skill of Sergei Yesenin: A book for a teacher / L.L. Belskaya. M.: Enlightenment, 1990.142 p.

5. Bubnov S.A. Yesenin's poetry in the perception of literary criticism of 1915-1925. Orel: Publishing House of the Orel State University, Printing company "Cartouche". 2005. 160 p.

6. Gorodetsky S.M. AboutSergeiYesenin // Novymir. M., 1926.No. 2.

7. Gorodetsky S.M. Five little puppies ... / Russian poetry for children. Vol.1. / Intro.art., comp., podgot.text and note by E.O. Putilova. St. Petersburg: Academic Project, 1997. Pp. 521. (The poet's New Library).

8. DikmanM.I. Poetic creativity of FedorSologub / SologubFedor.Poems / Introductory art., podgot.text and note by M.I. Dikman. L.: Soviet Writer, 1979. 679 p. (Poet's Library. Big series).

9. Yesenin and modernity [Collection] / [Edited by M. Bazanov and Yu .Prokusheva]; Institute of Russian Literature of the USSR Academy of Sciences (Pushkin House). Moscow: Sovremennik, 1975. 405 p.

10. Yesenin S.A. Complete works: In 7 vols. Vol. 1. Poems.Preparation of the text and commentary. A.A. Kozlovsky. M.: "Science" - "Voice", 1995.672 p.

11. Yesenin S.A. Complete works: In 7 vols. 6. Letters.Compilation and general revision of S.I. Subbotin.M.: "Science" - "Voice", 1999. 816 p.

12. Mayakovsky V.V. That's how I became a dog // New Satyricon. Petrograd, 1915. No. 31.10 p.

13. Rozanov I.N. Memoirs of Sergei Yesenin // S.A. Yesenin in the memoirs of contemporaries: in 2 vols. Vol. 1. / Comp. and comment. A. Kozlovsky. M.: Fiction, 1986. Pp. 137-146.

14. Sakulin P. Narodnyzlatotsvet // Bulletin of Europe. Pg., 1916. Book 5.430 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.