Научная статья на тему 'ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И СИТУАЦИЯ НОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕССЕ (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока)'

ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И СИТУАЦИЯ НОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕССЕ (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Месса / Второй Ватиканский Собор / католичество / церковная музыка / литургический гимн / литургическая коммуникация / Mass / Second Vatican Council / Catholicism / church music / liturgical hymn / liturgical communication

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фиденко Юлия Леонидовна

В статье рассматриваются песнопения, использующиеся в современной культовой практике католических приходов азиатской части России Сибири и Дальнего Востока. Значительное переосмысление культового репертуара в отдельных регионах обусловлено реформами Второго Ватиканского собора (19621965), позволившими использование в службе национального языка и разнообразного музыкального материала. Актуальность статьи обусловлена отсутствием исследований о современной русскоязычной гимнографии. Автор отмечает, что особую энергетику постсоборной культовой практике придает коллективное исполнение гимнов как способа включенности каждого присутствующего в богослужебное действо. Трактовка верующих как активного участника литургических событий привела к возникновению новой внутрижанровой модификации духовных песнопений. В связи со значительными изменениями, которые произошли в гимнотеке в XX в., автор вводит понятие «песенный литургический гимн». Данная жанровая разновидность обладает индивидуальными чертами, вместе с тем обнаруживая теснейшую генетическую связь с многовековой гимнической традицией. Анализ гимнов «Когда вы соберетесь» и «Вести ангельской внемли» показывает, что ассимиляция песенного стиля в храмовый контекст приводит к значительному переосмыслению гимнографии. Отличительной приметой песенного литургического гимна становятся возвышенная поэтическая лексика, стопная организация стиха, поступенная линеарность, стандартные кадансовые формулы, куплетная архитектоника. Автор делает вывод, что в связи с новыми требованиями Святого Престола и обновленным «форматом» культовой практики в XX столетии возрастает диалогический потенциал богослужения и формируется приоритетное качество литургической музыки коммуникативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Song liturgical hymn and a new communication situation in the modem Mass (on the example of the Catholic parishes in Siberia and the Far East)

The article studies chants used in modern religious practices of Catholic parishes of the Asian part of Russia Siberia and the Far East. Modification of religious repertoire in several regions is caused by reforms of The Second Vatican Council, which allowed using the national language and various music during the service. Actuality of the article is due to absence of research of modern Russian hymnography. The author notes how collective singing of hymns brings in specific energetics and includes each parishioner into the liturgical service. Active participation of parishioners in the service has caused the emergence of a new genre of chants. Due to the changes in hymns of the XX centuries, the author introduces the concept of a “song liturgical hymn”. This genre has a variety of individual features, however, it shows a close genetic relationship with a long tradition of hymn. Analysis of the hymns «When you gather» and «Hark! The Herald Angels Sing» shows that the assimilation of song styles into the service leads to a significant reorganization of hymnography. The sublime poetic lexicon, literature versification, standard cadence formulas and couplet forms become the distinctive feature of the song liturgical hymn. The author concludes that the reforms of Vatican and cult practice renovation in XX century increase dialogical potential of the service and form communicability, a new top quality of liturgical music.

Текст научной работы на тему «ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И СИТУАЦИЯ НОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕССЕ (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока)»

УДК 783.2

Ю. Л. Фиденко

ПЕСЕННЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГИМН И СИТУАЦИЯ НОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

В СОВРЕМЕННОЙ МЕССЕ (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока)

о второй половине XX в. в католической гимнографии наступил принципиально новый этап, связанный с введением в богослужебную практику совместного пения. Значительное переосмысление культового репертуара в первую очередь обусловлено реформами Второго Ватиканского Собора (1962-1965). Новая позиция Римско-ка-толической Церкви была закреплена в конституции «О Богослужении», провозгласившей идею деятельного участия прихожан в литургической и пастырской жизни (см. подробно: [2]. Ватиканские реформы установили новое измерение Слова и музыки в рамках культа - отныне понятными и доступными для христиан должны быть и сам божественный акт, и наполняющие его церковные знаки и символы.

В обновленном «Римском Миссале» подчеркивается: «Апостол призывает верных, собравшихся воедино в ожидании пришествия Господня, всем вместе петь (разрядка моя. - Ю. Ф.) псалмы, гимны и духовные песни» [4, с. 24]. Важность общинного пения на языке той страны, где проходит богослужение, акцентируют и другие постсоборные документы. Коллективное исполнение песнопений как способ включенности каждого присутствующего в богослужебное действо придает особую энергетику гимнопению.

В последнее время начали появляться немногочисленные работы о культовой западнохристианской музыке XX— XXI вв. Среди них отметим диссертацию

© Ю. Л. Фиденко, 2015

А. Ефименко, характеризующую композиторскую мессу XX века в ее связях с литургическими реформами [7]; публикации О. Зосим, в которых освещаются особенности духовных песнопений на Украине (см., например: [8]). В связи с новыми потребностями и формами литургической практики нуждается в научном переосмыслении и служебно-прагма-тическая модель реформированной мессы. К сожалению, музыкальная ситуация в российских католических приходах до сих пор остается terra incognita. Музыка, звучащая во время богослужения сегодня, до сих пор ждет своего исследователя.

Настоящая статья ставит задачу восполнить эти пробелы. В ней рассматривается обновленная модель гимна, использующегося в клиросной практике современного католического богослужения. Поскольку данная ветвь церковного репертуара занимает значимое место в постособорном обиходе, она требует терминологической корректировки. Необходимо не только дать определение новой внутрижанровой модификации духовных песнопений, но и охарактеризовать ее типологические качества (содержательные параметры, музыкально-лексические свойства, композиционные приметы).

В связи со значительными изменениями, которые произошли в гимнотеке в XX в., мы вводим понятие «песенный литургический гимн» (далее в тексте -ПЛГ) — богослужебное песнопение на национальном языке для общинного исполнения в прецессионных разделах реформированной мессы. Данная жанровая

В

разновидность обладает своими отличительными чертами, вместе с тем обнаруживая теснейшую генетическую связь с многовековой гимнографической традицией.

Эту преемственность очерчивает базисный жанр - гимн, с его неизменной сакральной основой. ПЛГ не меняет храмовую среду существования, он сохраняет свою жизнедеятельность, соответствуя определенным культовым действиям. Поэтому следующая важнейшая неизменная координата гимнического жанра, подчеркивающая его прикладную функцию - литургическая. Место ПЛГ в структуре богослужения восходит к церемониальному пониманию культа -данные песнопения сопровождают отдельные обряды чинопоследования. Приуроченность ПЛГ к конкретному этапу мессы обуславливает не только определенные ритуальные действия священнослужителей и нормативы поведения прихожан (стоя, сидя, в процессии), но и совокупность стилевых качеств жанра.

Изменение «формата» литургического гимна связано с поставленной Собором задачей совместного пения как коллективного выражения веры. Эта позиция Римско-католической Церкви определила обновленную вербальную основу (национальный язык) и музыкальную лексику (песенность) постсоборного литургического гимна. Таким образом, содержание, поэтическая форма и музыкально-стилистические компоненты ПЛГ обусловлены критериями общинного служения.

Решение Собора о введении в богослужение национальных языков привело к целой волне переводов литургических текстов и появлению большого количества поэтических парафраз и мелодических обработок древнего церковного наследия в приходах разных стран. В начале 1990-х годов в связи с легализацией церковной жизни в России активизировалась работа по формированию национального богослужебного репертуара, ведь в советский период богослужение на русском языке не осуществлялось (см. об этом подробно: [5]).

В процессе литургических реформ расширились границы гимнотеки, наряду с григорианскими песнопениями в обиход стали активно входить сочинения иных стилевых ориентиров. В музыкальном оформлении российской мессы бесспорное преимущество принадлежит образцам, которые сложились в разных национальных и конфессиональных традициях. Существенное значение для эволюции литургических песнопений приобретает также творчество местных му-зыкантов.

Обратимся к анализу гимна новосибирского композитора Екатерины Изра-новой «Когда вы соберетесь», который «прижился» в большинстве храмов Сибири и Дальнего Востока и с воодушевлением исполняется прихожанами во время Входа священнослужителей (нотный пример 1). В этом образце нового песнет-ворчества повествование ведется от лица Иисуса (автор текста - Л. Матфеев). Мотив любви и всеобщего единения в Божьей Трапезе отвечает функции начального гимна, когда «каждый соединяется с другими, чтобы образовать евхаристическое собрание. (...) Едиными устами, единым сердцем начинают они петь Богу - все вместе, сливаясь в одном возгласе, в одной молитве» [3, с. 25].

Нотный пример 1 «Когда вы соберетесь»

М Ст А."

2. Мы вместе с вами сядем за трапезу любви, Лишь словом или взглядом Меня ты позови,

И что б ни попросили мы вместе у Отца, В Его любви и силе исполнить до конца.

3. Не вы Меня избрали, Я каждого избрал, Но всё же не рабами, -друзьями вас назвал. Любите же друг друга, как возлюбил Я вас Но г для меня услуга, вот главное сейчас.

Словесное оформление насыщено местоимениями «мы», «вы», что подчеркивает общинный характер. Строение двухстопного текста обнаруживает ясную расчлененность - словосочетания каждой строки сгруппированы по семь и шесть слогов соответственно. Рифми-ческое согласование строк соответствует парному принципу аа ЬЬ с ударным слогом на конце («мужская рифма»).

Мелодия образует правильно организованную структуру с замкнутой, закругленной темой и совпадает с четырехстрочной формой стиха. Такой тип представляется закономерным для произведения на поэтический текст, в котором «нормой» является членение на строфы сходного строения. Тематический материал дробится на короткие, разделенные паузами двухтактовые фразы. «Разрывы» мелодической линии соответствуют словесной группировке. Во всех строках выдержана единая ритмическая фигура - мерная пульсация восьмыми сменяется четвертью, которая возникает как знак окончания. Каждая фраза заканчивается нисходящим движением, завершение подтверждено также устойчивой ступенью.

Форму музыкальной строфы можно обозначить как аа1Ьс. В музыкальном развитии наблюдается определенная динамика, прежде всего, в постепенном расширении диапазона от терции к сексте. Вместе с тем, автор «ретуширует» активность благодаря многократным повторам звуков. В песенной мелодии обнаруживается ясная гармоническая основа - музыкальная организация звуков подчинена функциональным отношениям с опорой на звуки аккордов. Окончание фраз «проявляет» звуки тонического трезвучия, представляя его как итог развития, при этом особо выделяется терцо-

вый тон. С точки зрения ладовой структуры в мелодии преобладает опора на основной и доминантовый устой.

Музыкальное воплощение отвечает природным возможностям человеческого голоса. Мелодия лишена красивости, но отличается мягкостью и задушевностью. Искренность и непосредственность выражения религиозных чувств в гимне Е. Израновой «Когда вы соберетесь» обеспечили ему популярность в большинстве приходов азиатской части России.

Эмоциональная сдержанность и другие традиционные приметы (устоявшиеся интонационные и ритмические клише) сочетаются в песенном литургическом гимне с известной долей простоты, доступности средств выражения. Музыкальный язык дополняется атрибутами песенной бытовой музыки, такими, к примеру, как четкость, квадратность мелодических структур, краткость звучания, отсутствие протяженных распетых разделов. Эти параметры, в свое время введенные реформистскими церквями, отражены и в заимствованном репертуаре российских католических общин.

Рассмотрим в свете вышесказанного еще одно распространенное в католических приходах региона песнопение «Вести ангельской внемли» (нотный пример 2). Оно основано на популярном рождественском гимне "Hark! The Herald Angels Sing" Чарльза Уэсли (Charles Wesley, 1708-1788), автор русского перевода неизвестен.

Отличительной чертой текста является его метрика. В семисложнике каждая строка начинается и заканчивается ударным слогом, что придает напористость и динамичность. Строфы сгруппированы по восемь строк с сопряжением рифм в парные линии (аа bb сс dd). Призывы, обращенные к верным в первой строфе («внемли», « вознеситесь*, «соединитесь*), словно зов глашатая, акцентируют внимание на важнейших событиях праздника. Затем все присоединяются к пению и славлению Господа («прославлять Христа наш долг*) и наблюдают Богоявление («Во плоти Сам Бог явился*).

Нотный пример 2 Вести ангельской внемли

EJ-Th. рт-.1.|| 1-4 Ч ttx'.'lï h.-yi- ш! Ни--Ht. il. h111р I..111

Щз.

lfcL-И 1.1 fini. I .VIII-"Ч1-ij S|l - чп 111-| 11--. 111 - 1111 •

егг m

NiX IIJ H-:i l-ll,;-..-II-K,. É IIL-.J Iii- w.L -.I:-

Ш

~ r r :t!f >

.- - П U - M M - I ..VI. : 111,... t L- lis-ll.- LI l.l ■ |IL|

( ' u -паз ГЧТ if--H.', | L J.4 -|ii ' l-lok - iu ;|ii é^.ii

m * г ш^эн j jifl

ik^ll hm-ч ■ mi: H-ip. (b.1 ■ 4H1-L 4 >k':ii k w- !■'

1. Вести ангельской внемли: Царь родился всей земли! Милость, мир Он всем дарит, Грешных с Богом примирит. Все народы вознеситесь,

В песне все соединитесь; Пусть же радостью горя, Славят все приход Царя. Вести ангельской внемли: Царь родился всей земли!

2. Прославлять Христа наш долг: Царь Христос, Предвечный Бог, Вот к концу веков рожден

От пречистой девы Он! Во плоти Сам Бог явился, Вид раба, приняв, смирился, Жить с людьми благоволил Иисус Эммануил. Вести ангельской внемли: Царь родился всей земли!

Стихи Уэсли были переработаны в 1885 г. английским музыкантом Уильямом Каммингсом (William Hayman Cummings, 1831-1915) для подтекстовки мелодии из симфонии-кантаты Феликса Мендельсона «Праздничная песнь»

(ор. 52, 1840). Известно, что композитор первоначально не предназначал свой мужской хор с оркестром для исполнения в церкви (см.: [6]). Однако после соединения со стихами Уэсли его произведение приобрело огромную популярность в качестве духовного гимна.

«Вести ангельской внемли» воссоздает состояние эмоциональной сдержанности и сосредоточенности. Четырехголосный хоровой первоисточник определил главенство хорального изложения - статичность мелодического движения, уравновешенность равномерных длительностей, четкую метричность и функциональность.

В сглаженной мелодической линии ясно ощущается связь отдельных фраз. В двух первых тактах мелодии дано исследование восходящей кварты и опева-ния основной ступени. Нетрудно заметить, что начало третьей строки представляет собой зеркальный вариант этого звена. Дважды повторенное замыкающее построение содержит все «симптомы» концовки. Результативный, итоговый характер последней строки достигается волнообразным мелодическим движением.

Фразы песнопения сгруппированы по четыре такта, на которые приходится равное количество слогов (7+7). Повтор-ность смежных мелодических и метроритмических фигур явственно расчленяет мелодию на предложения. В рамках квадратной структурной схемы реализуется симметричность и зеркальность по-тактовой группировки: 4+4+2+2+4+4. Повторность равновеликих фрагментов придает сходство всем строкам куплета: они легко и отчетливо воспринимаются слухом.

Как видно из вышеизложенного, ассимиляция песенного стиля в храмовый контекст приводит к значительному переосмыслению гимнографии, приобретению качественно иных признаков и образованию новой исторической жанровой разновидности - песенного литургического гимна. В стилистике песнопений, бытующих в современной практике католических приходов Сибири и Дальнего

Востока, обнаруживаются сходные художественные приемы организации поэтического текста. В качестве названия используется инципит, обычно первые строки гимна сразу вызывают у прихожан ассоциации с его мелодией. Лексика ПЛГ отмечена отказом от бытовых речевых оборотов. Зачастую тексты выглядят нарочито напыщенно, высказывание изобилует витиеватыми выражениями, не используемыми в обиходе. Включение сложных стилистико-поэтических приемов связано со стремлением авторов привнести строгость в повествование и возвысить его над обыденностью.

Метрика песнопений, предназначенных для совместного исполнения, отличается разнообразием. Конструкция текучей пластической строки григорианского хорала в гимнах сменяется стопной организацией стиха. Типы следования друг за другом ударных/безударных слогов, «фигуры» их сочетаний почти так же многообразны, как и различная слоговая продолжительность строк.

Нами не обнаружены эмблематические связи между метрическими формами и сезонами литургического года. Но отчетливо определяется координация ритма поэтической речи и местоположением песнопения в богослужении. Так, преобладание четырехстопного ямба в его оппозиции сильных и слабых слогов становится художественной нормой для песнопений, сопровождающих разделы мессы, связанные с коллективным действием, шествием.

Регулярная акцентность и расчлененность фразировки находят отражение и во внешней форме организации католических гимнов. Основная композиционная единица поэтического текста -строфа (в отличие от строчных принципов григорианики). Ведущим структурным принципом большинства таких песнопений становится повторность, мультиплицирование способствует их легкому запоминанию и воспроизведению. Чаще всего мелодия ПЛГ исчерпывается несколькими простейшими схемами - мелодической, ритмической, ладовой. В музыкальном озвучивании текста

преобладает поступенная линеарность, отчетливая пульсация и «стандартные» кадансовые формулы.

Духовным песнопениям присущ объективный тон, уравновешенность эмоции. Музыка передает не столько тонкости поэтической формы текста, сколько его общий характер, ведь в Литургии гораздо важнее обобщенно-эмо-циональное отражение того или иного этапа службы. Отсюда предельная типизированность, а не индивидуализация интонационного воплощения.

Вместе с тем, тексты облекаются в форму песенного высказывания лирического характера. Новые пласты ритуальной музыки вызывают ассоциации скорее с бытовым творчеством, чем с церковным действом. Модуляция культового репертуара в сферу субъективного лиризма, интимизация общинного ритуала свидетельствует о новой концепции литургического служения. Подвижные песнопения, по сути, обозначают магистральную линию в общей перспективе развития католической музыки - активные процессы ее диалога со светской культурой и современностью.

На внецерковные импульсы указывает также куплетная архитектоника гимнов. Как известно, периодичность членения мелодии в соответствии с поэтическими строками, квадратность построения играют важную роль в песенной культуре. Общее решение куплетной композиции ПЛГ - неоднократное проведение мелодии с новым поэтическим текстом - складывается под очевидным влиянием авторского песнетворчества. Однотипность строения корреспондирует с коммуникативными особенностями церковного обряда и обеспечивает деятельное участие прихожан в мессе.

Существенным симптомом современной католической практики и церковной музыки становится совместное акцио-нальное действо. Важным критерием новой жанровой разновидности можно считать одноголосное непрофессиональное исполнение с инструментальным сопровождением. Социальная функция культовой музыки — это «функция общения

между людьми и Богом» [1, с. 15]. Механизмом такого диалога, позволяющим решать сакральные задачи, является простой, понятный большинству прихо-Ж&Н ЯЗЫК. Соучастие как приоритетный момент католического богослужения возможно в рамках современного лексического стереотипа.

Многовековая изоляция церковной жизни в XX столетии сменилась стремлением наладить контакты с «земной» жизнью. Поиски живого языка, на котором Церковь должна говорить с верующими, не повлияли на догматическую составляющую. Сохранив свое ядро, свои базисные ценностные установки, культовая традиция попыталась вести разговор с мирянами на привычном им языке. Для вовлечения прихожан в богослужебную деятельность понадобились современные коммуникативные ресурсы. Потребность в общинном единении стимулирует появление новой звуковой храмовой среды, характеризующейся особой «контактностью» с аудиторией и предсказуемостью песенного материала. Выбор правильного языка общения, «формы высказывания-восприятия» (М. Арановский) играет важную роль в активизации деятельности верующих.

Вместе с тем, речь ни в коем случае не идет о разрыве с традицией, обновленный интонационный корпус не вступает в противоречие с господствующим стилем дореформенной «григорианской эпохи». При всем расширении диапазона жанровых и стилевых моделей церков-

ной музыки, в современной богослужебной практике сохраняется кардинальная связь с каноном. К художественным приемам, которые лежат в основе музыкально-литургической практики и «резонируют» с собственно сакральной концепцией, относится в первую очередь связь мелодии со словом и обрядом. Музыка, предназначенная для отправления культа, воплощает не красоту собственно эстетического звучания, но конкретные богослужебные задачи.

Песенный литургический гимн представляется нам феноменом католической музыки ХХ-ХХ1 вв., своего рода «индикатором» процессов, происходящих в церковной практике после Второго Ватиканского Собора. Внешне эта устремленность к преобразованию выразилась в форме общинного служения мессы (коллективное пение), внутренне - в новых звуковых ориентирах песнопений.

Анализ специфики современной музыкально-литургической приходской практики требует масштабной и кропотливой работы. На наш взгляд, продолжение подобного исследования может стать весьма плодотворным. Хотелось бы несколько расширить возможные аспекты рассмотрения данной проблематики и дать импульс для продолжения подобного рода изысканий. Перспективным представляется анализ не только современного песнетворчества, но и компаративные исследования многогранного католического репертуара, что может привести к интересным выводам.

Литература

1. Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: сб. статей. - М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 5-44.

2. Конституция «О Богослужении» // Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1992. - С. 79-117.

3. Люстиже Ж.-М. Месса / Пер. с фр. П. Сахарова. - М.: Истина и жизнь, 2001. - 109 с.

4. Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал. - М.: б.и., 2011. - С. 13-89.

б.Фиденко Ю. Л. Музыкально-литургическая жизнь католических приходов России на рубе-

же XX-XXI вв.: вопросы периодизации // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2 (Ч. 4). - С. 825-829.

6. Drennon В. History of Harkl The Herald Angels Sing [El. resource]. URL: http://www.cvc.org/ christmas/hark. htm (дата обращения 23.12.2013).

7. Cfimenko А. Г. Католицька меса nepinoi поло-вини середини XX стшпття: художньо-есте-тичш та лиурпйш аспекта: автореф. дис. ... докт. мистецтвознавства. Кшв: Национальна музична академдя Украйни im. П. I. Чайковсь-кого, 2011. - 32 с.

8.3ociM О. JI. Духовна шсеншсть i сучасна бо-гослужбова музика Римо-католицько! церкви У крайни i Pociï: нащональне i конфесшне // Мистецтвознавч1 записки: зб. наукових

праць. - Кшв: Нащональна академш KepiB-них кадр1в культури i мистецтв. - 2011. -№ 19. - С. 233-240.

References

1.Aranovskii M. G. Struktura muzykal'nogo zhanra i sovremennaia situatsiia v muzyke [Aranovskiy M. G. The structure of musical genre and the current situation in music]. Muzykal'nyi sovremennik: sb. statei. [Contemporary Music: Coll. of articles]. Moscow: Sov. kompozitor, 1987, Is. 6, pp. 5-44.

2. Konstitutsiia «O Bogosluzhenii» [Constitution "About Divine service"]. Vtoroi Vatikanskii Sobor: Konstitutsii, Dekrety, Deklaratsii [The Second Vatican Council's Constitution, Decrees, Declarations]. Brussels: Life with God, 1992, pp. 79-117.

3. Liustizhe Zh.-M. Messa [Mass]. Tr. from French by P. Sakharov, Moscow: Istina i zhizn', 2001, 109 p.

4. Obshchee Nastavlenie k Rimskomu Missalu [General Instruction for the Roman Missal] Rimskii Missal [Roman Missal]. Moscow: b.i., 2011. pp. 13-89.

5. Fidenko lu. L. Muzykal'no-liturgicheskaia zhizn' katolicheskikh prikhodov Rossii na rubezhe XX-XXI vv.: voprosy periodizatsii [Musical and liturgical life of the Catholic

parishes of Russia at the turn of XX-XXI centuries: questions of periodization] Fundamental'nye issledovaniia [Fundamental research], 2015, no 2 (P. 4), pp. 825-829.

6. Drennon B. History of Hark! The Herald Angels Sing [El. resource]. URL: http://www.cvc.org/ christmas/hark.htm.

7. Cfimenko А. Католицька меса nepinoi полови-ни - середини XX столггтя: художньо-есте-тичш та лггургшш аспекти [Catholic mass of the first half - middle of XX century: artistic-aesthetic and liturgical aspects] Abstract of doctoral thesis in Arts History], Кшв [Kiev], 2011, 32 p.

8. Зойм O. JI. Духовна шсеншсть i сучасна бого-службова музика Римо-католицько! церкви Украши i Pocii: нащональне i конфесшне [Religious melodiousness and modern liturgical music of the Roman Catholic Church in Ukraine and Russia: national and confessional] Мистецт-вознавч1 записки: зб. наукових праць [Art criticism notes: Coll. papers] Kiev: The National Academy of Culture and Arts, 2011, no 19, pp. 233-240.

Песенный литургический гимн и ситуация новой коммуникации в современной Мессе (на примере католических приходов Сибири и Дальнего Востока)

В статье рассматриваются песнопения, использующиеся в современной культовой практике католических приходов азиатской части России - Сибири и Дальнего Востока. Значительное переосмысление культового репертуара в отдельных регионах обусловлено реформами Второго Ватиканского собора (1962-1965), позволившими использование в службе национального языка и разнообразного музыкального материала. Актуальность статьи обусловлена отсутствием исследований о современной русскоязычной гимнографии.

Автор отмечает, что особую энергетику постсоборной культовой практике придает коллективное исполнение гимнов как способа включенности каждого присутствующего в богослужебное действо. Трактовка верующих

Song liturgical hymn and a new communication situation in the modern Mass (on the example of the Catholic parishes in Siberia and the Far East)

The article studies chants used in modern religious practices of Catholic parishes of the Asian part of Russia - Siberia and the Far East. Modification of religious repertoire in several regions is caused by reforms of The Second Vatican Council, which allowed using the national language and various music during the service. Actuality of the article is due to absence of research of modern Russian hymnography.

The author notes how collective singing of hymns brings in specific energetics and includes each parishioner into the liturgical service. Active participation of parishioners in the service has caused the emergence of a new genre of chants. Due to the changes in hymns of the XX centuries, the author introduces the concept

как активного участника литургических событий привела к возникновению новой внут-рижанровой модификации духовных песнопений. В связи со значительными изменениями, которые произошли в гимнотеке в XX в., автор вводит понятие «песенный литургический гимн». Данная жанровая разновидность обладает индивидуальными чертами, вместе с тем обнаруживая теснейшую генетическую связь с многовековой гимнической традицией.

Анализ гимнов «Когда вы соберетесь» и «Вести ангельской внемли» показывает, что ассимиляция песенного стиля в храмовый контекст приводит к значительному переосмыслению гимнографии. Отличительной приметой песенного литургического гимна становятся возвышенная поэтическая лексика, стопная организация стиха, поступенная линеарность, стандартные кадансовые формулы, куплетная архитектоника.

Автор делает вывод, что в связи с новыми требованиями Святого Престола и обновленным «форматом» культовой практики в XX столетии возрастает диалогический потенциал богослужения и формируется приоритетное качество литургической музыки -коммуникативность.

Ключевые слова: Месса, Второй Ватиканский Собор, католичество, церковная музыка, литургический гимн, литургическая коммуникация

of a "song liturgical hymn". This genre has a variety of individual features, however, it shows a close genetic relationship with a long tradition of hymn.

Analysis of the hymns «When you gather» and «Hark! The Herald Angels Sing» shows that the assimilation of song styles into the service leads to a significant reorganization of hymnography. The sublime poetic lexicon, literature versification, standard cadence formulas and couplet forms become the distinctive feature of the song liturgical hymn.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author concludes that the reforms of Vatican and cult practice renovation in XX century increase dialogical potential of the service and form communicability, a new top quality of liturgical music.

Keywords: Mass, Second Vatican Council, Catholicism, church music, liturgical hymn, liturgical communication

Фиденко Юлия Леонидовна - музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Дальневосточной государственной академии искусств (г. Владивосток); докторант кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

E-mail: jufid@mail.ru

Julia Fidenko - musicologist, PhD in Arts History, Associate Professor of the Music History Department at the Far East State Academy of Arts, Vladivostok; doctoral student of the Music History Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire.

E-mail: jufid@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.