Научная статья на тему 'Песенное творчество А. Прибылова'

Песенное творчество А. Прибылова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА / ПЕСЕННАЯ ТЕМАТИКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ РИТМЫ / МЕЛОДИЧЕСКИЕ ФИГУРАЦИИ / SONG LYRICS / SONG SUBJECT MATTER / INSTRUMENTAL ACCOMPANIMENT / DANCE RHYTHMS / MELODIC FIGURATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клепченко Анастасия Викторовна

В статье охарактеризовано песенное творчество композитора Бурятии А. Прибылова. Автор рассматривает черты песен, их стилистические модели. В работе говорится, что в песнях А. Прибылова просматриваются как традиции русской песенной лирики, так и собственная творческая манера. В качестве яркого примера приводится ряд песен композитора. В заключение статьи автор подчеркивает, что песни А. Прибылова востребованы не только в Республике Бурятия, но и за ее пределами. Статья содержит нотные примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. PRIBYLOV’S SONG CREATIVITY

The article describes song creativity of the Buryat composer A. Pribylov. The author considers features of the songs, their stylistic models. The study shows that in A. Pribylov’s songs one can see both traditions of Russian song lyrics and his own creative manner. A number of songs by the composer are given as a striking example. In conclusion, the author emphasizes that songs by A. Pribylov are claimed not only in the Buryat Republic but in other regions as well. The paper contains musical examples.

Текст научной работы на тему «Песенное творчество А. Прибылова»

Клепченко Анастасия Викторовна ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. ПРИБЫЛОВА

В статье охарактеризовано песенное творчество композитора Бурятии А. Прибылова. Автор рассматривает черты песен, их стилистические модели. В работе говорится, что в песнях А. Прибылова просматриваются как традиции русской песенной лирики, так и собственная творческая манера. В качестве яркого примера приводится ряд песен композитора. В заключение статьи автор подчеркивает, что песни А. Прибылова востребованы не только в Республике Бурятия, но и за ее пределами. Статья содержит нотные примеры. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/7/21.Ит!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 78-83. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

22. Kaltenbrunner G.-K Wladimir Solowjews Wiederkehr [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. Wien, 1981. 25. Jahrgang. Heft III. S. 182-187. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.nsf/HeftePDF/ 1981 -3/$file/1981 -3.pdf (дата обращения: 05.05.2016).

23. Konservatismus International / beitr. von H. Bach., J. Bacha, H. Dietz e.a.; hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. Stuttgart -Seewald, 1973. 300 S.

24. Konservativ - Chance und Zukunft - Neue Aspekte für Politik, Kultur und Weltanschauung. Innsbruck: Turolia Verl., 1979. 135 S.

25. Meier P. Gerd-Klaus Kaltenbrunner [Электронный ресурс]. URL: http://www.kath-info.de/kaltenbrunner.html (дата обращения: 06.04.2012).

26. Noch gibt es Dichter. Außenseiter im Literaturbetrieb / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, 1979. 194 S.

27. Othmar Spann (1878-1950). Zum 100. Geburtstag [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. Wien, 1978. 22. Jahrgang. № 4. S. 197-255. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.nsf/HeftePDF/1978-4/ $file/1978-4.pdf (дата обращения: 06.04.2012).

28. Pichler J. H. Gerd-Klaus Kaltenbrunner. Das Ende Denken... [Электронный ресурс] // Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. Wien, 1989. 32. Jahrgang. № 1. S. 39-40. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.ns^STS-PDF/1989-1/$file/ 1989-1.pdf (дата обращения: 06.01.2012).

29. Pichler J. H. Gerd-Klaus Kaltenbrunner (Hrsg.). Plädoyer für die Vernunft. Signale einer Tendenzwende [Электронный ресурс] // Schrifttumsspiegel. Gesellschaft - Politik - Wirtschaft. Wien, 1974. 4. Jahrgang. Heft Ш. URL: http://www.ganzheitsforschung. at/ganzheit.nsf/STS-PDF/1974-3/$file/1974-3.pdf (дата обращения: 06.01.2012).

30. Rosenfeld A. Peter Berglar. Geschichte als Tradition - Geschichte als Fortschritt [Электронный ресурс] // Schrifttumsspiegel. Gesellschaft - Politik - Wirtschaft. Wien, 1985. 15. Jahrgang. Heft IV. S. 3-4. URL: http://www.ganzheitsforschung. at/ganzheit.nsf/STS-PDF/1985-4/$file/1985-4.pdf (дата обращения: 05.05.2016).

31. Überleben und Ethik. Die Notwendigkeit, bescheiden zu werden / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, 1976. 191 S.

32. „Was aber schön ist...". Rechtfertigung der Ästhetischen / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, 1983. 192 S.

33. Wissende, Verschwiegene, Eingeweihte. Hinführung zur Esoterik / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, 1981. 192 S.

"EDUCATED CONSERVATISM" BY GERD-KLAUS KALTENBRUNNER AND „GESELLSCHAFT FÜR GANZHEITSFORSCHUNG"

Kim Flora Sergeevna, Associate Professor Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (Branch) in Bronnitsy

kim [email protected]

The article presents results of analyzing cooperation of the "educated conservatism" theoretician Gerd-Klaus Kaltenbrunner and the scientific society „Gesellschaft für Ganzheitsforschung" (Austria). The author concludes that one of the fundamental philosophical conceptions of "educated conservatism" was a conception of integrity of world and cognition. The paper for the first time provides a survey of Gerd-Klaus Kaltenbrunner's articles and reviews and reviews of his works in „Zeitschrift für Ganzheitsforschung" journal.

Key words and phrases: "educated conservatism"; conservatism principles; pessimism; conception of integrity; universalism; Universum.

УДК 784.3 Искусствоведение

В статье охарактеризовано песенное творчество композитора Бурятии А. Прибылова. Автор рассматривает черты песен, их стилистические модели. В работе говорится, что в песнях А. Прибылова просматриваются как традиции русской песенной лирики, так и собственная творческая манера. В качестве яркого примера приводится ряд песен композитора. В заключение статьи автор подчеркивает, что песни А. Прибылова востребованы не только в Республике Бурятия, но и за ее пределами. Статья содержит нотные примеры.

Ключевые слова и фразы: песенная лирика; песенная тематика; инструментальное сопровождение; танцевальные ритмы; мелодические фигурации.

Клепченко Анастасия Викторовна

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ ^&'(уатыгтто@таИ. гы

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. ПРИБЫЛОВА1

Песенное творчество композитора А. Прибылова по объему уступает инструментальному, но не уступает по востребованности в республике. Русская тематика текстов и мелодическая обаятельность его песен неизменно привлекают как песенные коллективы и певцов-солистов, так и самый широкий круг любителей

1 Профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств Александр Александрович Прибылов (род. в 1953 г. в Бурятии) - один из ведущих в республике мастеров в творчестве, исполнительстве и образовании в сфере русских народных музыкальных инструментов. Член Союза композиторов РФ.

песни. По отзыву известной журналистки, «задушевность, искренность, теплота, яркий мелодизм и образность - вот черты, которые отличают песни композитора» [2].

Более двух десятков песен А. Прибылова различны по тематике - лирические, патриотические, есть детская песня и песня на неожиданную тему - о И. С. Бахе.

Стилистической моделью песен (прежде всего, лирических) А. Прибылова служит, по определению О. И. Ку-ницына, «традиция, условно говоря, русской "сельской песни", возникшей в середине прошлого века и соединившей в себе черты русской городской народной песни с интонациями и гармоническими оборотами общесоветской песенной лирики» [3]. Действительно, мелодико-ритмическая и гармоническая конструкции песен А. Прибылова заставляют вспомнить, например, песенную лирику Г. Пономаренко, А. Аверкина, В. Левашова и других. Однако песни А. Прибылова не вызывают ощущения повторения или подражания этим мастерам, ему удается, не выходя за пределы данного стилистического круга, находить собственные нюансы. У А. Прибылова своя «творческая манера, свое представление, какой должна быть песенная мелодия, как организовать ее инструментальное сопровождение» [1, с. 4].

Часть песен А. Прибылов предназначает для сопровождения вокальной партии баяном (постоянно выступает в качестве аккомпаниатора), часть - для сопровождения фортепиано, в каждом случае находя адекватную фактурную формулу.

К числу песен А. Прибылова, наиболее показательных для него по стилю и, соответственно, наиболее популярных, относится лирическая песня «Русская красавица» (на собственный текст композитора). Сказанное выше о его песенном творчестве в полной мере характерно для данной песни. Композитор нашел в запеве запоминающуюся мелодию, в которой логично сочетаются широкие (секстовые) ходы с выразительными мало-секундовыми оборотами. В сопровождении (баян) мелодия дополняется краткими гармоническими фигура-циями, а секундовые ходы подчеркнуты мягко диссонирующими созвучиями (Пример 1):

Пример 1

Припев вносит некоторый контраст, будучи построен на подвижном, танцевальном ритме (характерная, словно бы «притоптывающая» фигура). В целом, «Русская красавица» - яркий песенный образ.

Аналогичные выразительные средства композитор применил в лирической песне, давшей название сборнику его песен [4] - «Когда цветет черемуха» (на собственные слова композитора), но придал ей несколько иную форму - широкие скачки внедрены в плавные линии, которым контрапунктируют как гармонические фигурации, так и выдержанные тона в сопровождении. Здесь присутствует излюбленный композитором гармонический прием - подчеркивание малосекундного хода в мелодии задержанием в гармонии сопровождения (Пример 2):

Пример 2

В лирических песнях, где сопровождение вокальной партии поручено фортепиано, А. Прибылов значительно разнообразит инструментальную фактуру. Так, в песне «Прости меня» (слова композитора) в запеве плавное движение по разложенным трезвучиям чередуется с пунктирными фигурами, пунктир проходит через весь припев, что рельефно оттеняет мелодическую линию (Пример 3):

Пример 3

Примечательна своей мелодической широтой лирико-эпическая песня А. Прибылова «Осенняя река» (на слова А. Талепы). Ее громадного диапазона (дуодецима) мелодия гармонично сочетает плавные ходы с лаконичными узкообъемными оборотами. Неторопливое развертывание мелодической линии, усиленной дублированием у баяна, подчеркнуто намеренно несложной «гитарной» формулой сопровождения (Пример 4):

Пример 4

Е Ее спеша

"Го ПО 11.1 муШ-КОЫ п ра - ст бе - лой пе - ны \.т \ * кру-же- п ва.

1 (у & ~ ] *— ™ -*—*— Т- 1 * =*к— 1 Ц Г -Й- М-

- Ь I1 ш Я- -Ь . . , Гч :-1-

то у- ны ^» * * ;£ -ло на-пе - &а и -1Ц>---- ст -г еч- ко тай ПН : - - НЫ - е ело- ва

|Г хз) г * - * г =Ф=

Патриотическая тематика воплощается А. Прибыловым в песне также в лирических образах. Так, в песне «Любовь к Отчизне» (на слова О. Аннаева) находим ту же распевную мелодику с характерным начальным восходящим «взлетом» на сексту, то же подкрепление нисходящей малосекундной интонации выразительным задержанием в гармонии сопровождения (Пример 5):

Пример 5

И несомненно, что лирический подход к теме, четко определенной в словах текста: «Любовь к тебе (к России - А. К.) - не достоянье речи, а право сердца и удел души» [Там же, с. 31], делает песню «Любовь к Отчизне» особенно впечатляющей - недаром она на долгие годы вошла в репертуар многих хоровых и вокально-инструментальных коллективов в Бурятии и за пределами республики.

В духе русской народной решена композитором песня для солиста и хора в сопровождении баяна «Казачья» (на слова Ан. Прибылова) - подвижная, речитативного склада мелодика, терцовая втора (терцовое утолщение) в хоровом припеве, энергичное сопровождение («гитарная» фактурная формула) - все это складывается в образ, напоминающий фольклорные «боевые» песни казаков (Пример 6):

Пример 6

Детскую песню «Домик сказки» композитор написал на слова известной поэтессы М. Фоминой. Маршевый пунктирный ритм, острые синкопированные обороты в мелодии, ясная и светлая аккордика F-dur рисуют жизнерадостный образ: «взрослые и дети Сказочный построили Дом!» [Там же, с. 59] (Пример 7):

Пример 7

лес. Ин -те -рес-но бы-ло бсра-зу р>а-зу-знатьесёотэсм-ли и до не - бес.

Как уже упоминалось, неожиданным для песенной тематики явилось обращение А. Прибылова в песне «Великий органист» (на собственный текст) к образу великого немецкого музыканта И. С. Баха. Программный замысел заголовка и текста песни («Великий Бах, всегда ты будешь жить» [Там же, с. 27]) закономерно побудил композитора к воспроизведению стилистических черт баховской музыки. Так, в инструментальном вступлении дважды проводится «золотая секвенция» - сначала характерными морденто-образными фигурами на сильных долях такта, затем с подвижной мелодической фигурацией, а эти «ба-хизмы» особенно ярки, будучи подкреплены тембром баяна, родственным тембром главного инструмента И. С. Баха - органа (Пример 8):

Пример 8

Той же классической секвенцией поддержана и вокальная линия песни, сочетающая в себе излюбленные мелодико-ритмические обороты А. Прибылова с оборотами речитативного плана (Пример 9):

Пример 9

Умеренно

1 ¡¿(-----*Г —И—. к> —1- -----

С В кон- церт - ном за - л{ 1 : » « му- ¡ь:-}ву-чиг - не - ли-ко-го твор- 1'Л тво-

(Г 3 * *; \ % , ё Г, —*— <<

V ' ( ■г г г-1 М - т (- V— Г " 1

рень-е, (к гэ» Ор- \ V * " ган нг-ра - ет М | н г г г > л серд-цапле-нит сво- -1- „ ^ » |. 1 им вы -СО-КИМ вдох-но- А. -В—| иеиь-ем.

-— > * № Ьр4 ) 7 ' . , Г- г " * 4*4 'С --г- 4 ,4 г « —91 а —

V у ■ * 4— г * Г Р Г- Г

А. Прибылов обращался, конечно, не только к песенной тематике - писал сочинения еще на русские, бурятские и другие темы, для оркестров русских и бурятских народных инструментов, для инструментов-соло.

Талант и мастерство А. Прибылова подтверждает востребованность его произведений - они звучат по всей Бурятии и за ее пределами: по всему Забайкалью, во многих городах и краях России, а также во многих странах Европы, Азии, Северной Америки.

Список источников

1. Антология песен Бурятии / сост. В. Ц. Дашинимаева. Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2012. 496 с.

2. Гомбоева Э. Серебряный звон струн // Правда Бурятии - Неделя. 2004. 5 февраля.

3. Куницын О. И. Композитор, баянист, педагог // Бурятия. 2005. 24 сентября.

4. Прибылов А. А. Когда цветет черемуха: песни в сопровождении баяна, фортепиано. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2004. 59 с.

A. PRIBYLOV'S SONG CREATIVITY

Klepchenko Anastasiya Viktorovna

East-Siberian State Institute of Culture in Ulan-Ude Nastyamurmino@mail. ru

The article describes song creativity of the Buryat composer A. Pribylov. The author considers features of the songs, their stylistic models. The study shows that in A. Pribylov's songs one can see both traditions of Russian song lyrics and his own creative manner. A number of songs by the composer are given as a striking example. In conclusion, the author emphasizes that songs by A. Pribylov are claimed not only in the Buryat Republic but in other regions as well. The paper contains musical examples.

Key words and phrases: song lyrics; song subject matter; instrumental accompaniment; dance rhythms; melodic figuration.

УДК 94(100-87)

Исторические науки и археология

Рассматривается место новых принципов обеспечения партийного единства тори в процессе эволюции партийно-политической системы Великобритании в 30-е гг. XIX в. Особое внимание уделено анализу роли консервативной прессы и исследованию ее значения для трансформации британской партийно-политической системы в конституционный механизм современного типа. Изучаются деятельность консервативных клубов ("Charles Street Gang " и «Карлтон клуб») и система мер, предпринятых ими в целях активизации консервативной прессы в первой половине 30-х гг. XIX в. Подчеркивается роль Ф. Р. Бонэма как одной из ключевых фигур в этом процессе.

Ключевые слова и фразы: консервативная партия; партия тори; парламентские выборы; «Карлтон клуб»; Ф. Р. Бонэм; консервативная пресса.

Клочков Виктор Викторович, к.и.н., доцент

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону vvklochkov@sfedu. ru

«ОППОЗИЦИЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА»: ПАРТИЯ ТОРИ В ПОИСКАХ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАРТИЙНОГО ЕДИНСТВА В 1830-1834 ГГ.

Обилие исторических работ, в которых так или иначе затрагиваются разнообразные вопросы английской истории первой половины 30-х гг. XIX в., казалось, не оставляет проблем, требующих специального внимания и дополнительного исследования. Однако это не совсем так. В ряду вопросов, требующих внимания исследователей и сегодня, особое место занимает изучение партийно-политической системы страны и истории становления ее ведущих политических партий. Принято считать, что тори и виги приобрели черты вполне оформившихся парламентских группировок в конце XVIII в. Однако определение того момента, с которого начинается история партий в современном смысле слова, когда они превращаются из небольших аристократических по своему составу группировок политической элиты в стенах парламента, тесно взаимодействующих благодаря родственным связям и патрон-клиентским отношениям, в организационно оформленные политические силы, обладающие набором четких принципов, разработанной стратегией и тактикой парламентской деятельности, представляется затруднительным. Исходя из этого, чрезвычайно важным становится изучение не только процесса становления современных партий на британской политической сцене, но и появления у них признаков организационной структуры и инструментов обеспечения внутрипартийного единства. Ввиду того, что в первой половине 30-х гг. XIX в. тори-консерваторы благодаря своему нахождению в оппозиции несколько опережали своих политических конкурентов в создании партийной структуры и разработке форм и методов парламентской организации, детальный анализ их деятельности в указанном направлении представляется особенно актуальным.

После отставки кабинета Веллингтона в ноябре 1830 г. тори оказались в чрезвычайно сложном положении. Раскол партии на несколько влиятельных политических группировок и отсутствие признанного лидера были свершившимся фактом. Поэтому чрезвычайно важное значение для тори приобрели проблемы формирования эффективной и работоспособной оппозиции правительству лорда Грея, а также обеспечения как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.