Научная статья на тему 'Первый ваковский профессор в Мордовии'

Первый ваковский профессор в Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый ваковский профессор в Мордовии»

юбилеи

(к 100-летию со дня рождения А. Л. Киселева)

первый ваковский ПРОФЕССОР ФИЛОСОФИИ В мордовии

Александр Леонтьевич Киселев (20.07.1911-07.08.1992) - ученый, педагог, общественный деятель. Кандидат философских наук (1952), профессор (1972), заслуженный работник культуры МАССР (1971). С 1928 г. - секретарь РК, заведующий культурно-просветительским отделом Мордовского ОК ВЛКСМ. В 1939-1942 гг. - заместитель директора, директор Мордовского государственного театра оперы и балета, начальник Управления по делам искусств при СНК, в 1943-1950 гг. - заместитель Председателя Совета Министров МАССР, в 19591963 гг. - директор МНИИЯЛИЭ; в 19641965 гг. - декан историко-филологического факультета, в 1965-1982 гг. - заведующий кафедрой философии Мордовского государственного университета. Депутат ВС МАССР (1947, 1951). Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

Автор более 40 научных и учебно-методических работ, редактор 20 книг и тематических сборников.

Александр Киселев родился в с. Драки-но Торбеевского района Республики Мордовия. Здесь прошли его детство и юность. Он окончил Торбеевскую школу-семилетку (1926), в 1928 г. - Беднодемьяновскую школу второй ступени, в 1943 г. - факультет языка и литературы Мордовского педагогического института (заочно).

Александр Леонтьевич прошел большой жизненный путь от комсомольского работника до профессора философии. С 1928 г. он на комсомольской работе, беспокойной и бурной в те годы, был секретарем райкома ВЛКСМ, заведующим культурно-просветительским отделом Мордовского обкома комсомола. В 1930 г. стал членом ВКП (б), окончил Высшую партийную шко-

Александр Леонтьевич Киселев

лу при ЦК КПСС и считал себя коммунистом до последнего дня жизни. Расскажу два эпизода из его жизни на эту тему.

Было общеуниверситетское партийное собрание в Ленинском актовом зале четвертого корпуса. С докладом выступал ректор университета А. И. Сухарев. Он высказал мысль о том, что в нашей стране тихой сапой подползает контрреволюция (это были 1989-1990 гг.). Александр Леонтьевич публично не высказывался, но когда после собрания шли с ним домой, он возмущенно говорил: это надо же такое сказать, когда партия объявила программу развернутого строительства коммунизма, он говорит о контрреволюции.

Второй эпизод связан с его юбилеем -80-летием со дня рождения. Я тогда занимал должность проректора по учебной работе -директора Института гуманитарных наук, и мне было поручено ректоратом организовать юбилейные торжества. Я предлагал А. Л. Киселеву разные варианты: на кафедре философии в торжественной обстановке, на университетском уровне или, если он неважно себя чувствует, - в домашней обстановке. Все варианты он отвергал, говоря, что не любит вокруг себя шумиху, красивые слова и т. д. Наконец одно из наиболее приемлемых решений было найдено (с помощью Анатолия Константиновича Осипова, секретаря парткома университета): работала приемная комиссия университета по набору абитуриентов в студенты, на ее совещание были приглашены все деканы и секретари приемных комиссий факультетов. И вот при таком большом количестве преподавателей он был поздравлен ректором с юбилеем. В ответном слове он сказал главное (по его мнению): «Я был и остаюсь коммунистом!» Это был 1991 г., год роспуска КПСС.

В 1952 г А. Л. Киселев в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию по философским наукам и с 1953 г целиком посвятил себя научно-педагогической деятельности: работал директором Научно-

исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров МАССР (1953-1963), деканом историко-филологического факультета, заведующим кафедрой философии Мордовского университета (1965-1982). В 1972 г. ему присвоено ученое звание профессора.

Как ученый А. Л. Киселев занимался изучением проблем развития духовной культуры Мордовии. В монографиях «Социалистическая культура Мордовии» (1959), «Духовная культура Мордовии» (1979) он дал широкую панораму развития в республике в целом и по отдельным районам всех аспектов формирования и совершенствования духовной культуры: общеобразовательных школ, учреждений социально-культурного назначения (сеть библиотек, сельские Дома культуры и клубы, медицинские учреждения), показал динамику роста образовательного уровня населения, развитие театрального искусства и т. д. Он прекрасно осознавал, что вся совокупность этих учреждений культуры, образования и быта, а также их организованные формы выступают как основное средство социального воспроизводства новых поколений, и с уровнем их развития и качества связано дальнейшее развитие общества в целом.

В исследованиях культуры он особое внимание обратил на специфику формиро-

74 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы 4 (16) 2011

гуманитарной науки и образования - У Ь

Сотрудники МНИИЯЛИЭ

вания и функционирования национальной культуры мордовского народа, выявил закономерности ее развития, показал ее неразрывную связь с русской и мировой культурой. Сходство мордовской культуры с русской (на примере литературы) он видел в социалистическом содержании, а различие -в национальной форме.

А. Л. Киселев участвовал в написании и редактировании крупных изданий того времени: «Очерки истории Мордовской организации КПСС» (1979), «История Мордовской АССР», т. 2 (1981), «Навеки вместе» (1985), «История философии в СССР», т. 5, кн. 2 (1988).

Александр Леонтьевич был хорошо известен общественности Саранска и республики, вузовской интеллигенции и студенческому составу как великолепный лектор, блестящий оратор, остроумный рассказчик, обладающий хорошим юмором и феноменальной памятью на факты, даты, имена, детали. Он был духовным наставником молодежи, аспирантов и молодых преподавателей.

Это был Учитель с большой буквы: интеллигентный, грамотный, всегда корректный, внимательный. Его отличали природный ум и мудрость. Как молодой преподаватель многократно посещал его лекции, учился у него: четкая постановка проблемы лекции (тогда в моде были проблемные лекции), продуманная

композиция, изложение всех вопросов, выводы и... звонок. Я удивлялся, как он точно рассчитывал время: успевал все изложить, и только после этого раздавался звонок.

В рассказах профессора о 30-40-х гг. ХХ в., периоде его молодости, работы в комсомоле, когда никто из молодых вожаков не засиживался в кабинетах, а все ездили по районам, селам, колхозам и работали с молодежью, населением, удивляло и поражало знание быта того времени, многих событийных моментов, вплоть до мельчайших подробностей, имен и фамилий людей. Слушая его, я все время ловил себя на мысли, что это надо бы записать, изобразить в виде воспоминаний или эссе. В качестве пожелания я несколько раз говорил ему об этом, он охотно соглашался, обещал когда-нибудь написать. Однажды он сказал, что уже и заголовок придумал: «Не о себе». Действительно, если бы Александр Леонтьевич взялся за перо, написал бы повесть, роман или воспоминания, то это было бы на очень высоком уровне и очень интересно. Однако замысел осуществить, к сожалению, не удалось: не хватило времени и здоровья.

Александр Леонтьевич бережно хранил фотографии разных лет, начиная от детских, заканчивая фотографиями последних лет жизни. С особой теплотой он показывал фотографию, на которой он, еще совсем мо-

лодой, запечатлен с группой просвещенцев из Мордовии вместе с Надеждой Константиновной Крупской - женой и соратницей В. И. Ленина. В его личном архиве было немало предвоенных, послевоенных фотографий, а также фотографий 1960-1980-х гг. На них он запечатлен со многими деятелями литературы, искусства, науки и преподавателями вузов, и не только нашей республики.

В жизни Александра Леонтьевича были и трагические ситуации, наложившие определенный отпечаток на его личную жизнь. В 1937 г. он был арестован НКВД за некое участие в националистическом левотроцкист-ском блоке. Об этом он рассказывал скупо и очень неохотно. Через несколько месяцев (3-4) он был освобожден за отсутствием каких-либо улик. Но за это время он потерял семью: жену заставили отказаться от него, и она выехала с детьми за пределы Мордовии в Оренбургскую область. Дальнейшая их совместная жизнь не сложилась, хотя он и ездил туда, нашел ее, разговор состоялся.

Его семейное счастье составила позднее известная талантливая балерина, заслуженная артистка МАССР Тамара Лавровна Михайлова (28.03.1909-13.08.1977). Она окончила Казанское хореографическое училище (1934), работала артисткой балета малых форм в Казани, солисткой балета Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковко-го, а с 1937 по 1948 г. - Мордовского государственного театра оперы и балета. Тамара Лавровна - первая профессиональная исполнительница мордовских танцев в музыкальной драме «Литова» (1943), опере «Несмеян и Ламзурь» Л. Кирюкова (1944, 1947). Наиболее ярко мастерство и талант Михайловой проявились в партиях Марии («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), танцевальных эпизодах опер «Иван Сусанин» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Русалка» А. Даргомыжского, «Фауст» Ш. Гуно.

Тамара Лавровна и Александр Леонтьевич любили друг друга. Это была очень дружная, счастливая, интеллигентная семья. У них была дочь Дина, а затем внук Саша, в котором Александр Леонтьевич души не чаял. Мне неоднократно приходилось бывать в доме А. Л. Киселева: на переднем

плане при входе висела превосходно красивая картина, изображающая балерину Т. Л. Михайлову, кисти известного художника Ф. В. Сычкова.

2 октября 1957 г. Мордовский государственный педагогический институт был преобразован в Мордовский государственный университет, и тогда была создана первая в республике самостоятельная кафедра философии, которая осуществляла преподавание философии, истории философии, логики, а несколько позже - этики, эстетики, научного атеизма, религиоведения. А. Л. Киселев был фактическим основателем этой кафедры, которая под его руководством стала большим научно-педагогическим коллективом, на базе которого сформировались затем кафедра философии и политэкономии Мордовского педагогического института им. М. Е. Евсе-вьева, кафедра общественных наук Саранского кооперативного института (филиала) Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», кафедра этики и эстетики и кафедра научного атеизма университета.

Как общественный деятель А. Л. Киселев был заметной фигурой в республике: оказывал существенное влияние на политические события и процессы, пользовался громадным авторитетом среди интеллигенции. К нему обращались за консультациями и видные государственные и общественные деятели, и писатели, и ученые, и, конечно, аспиранты и студенты. Под его научным руководством защитили кандидатские и докторские диссертации Р. И. Александрова, Н. С. Савкин, П. И. Кульков. Любил бывать на малой родине - в с. Дракине, интересовался жизнью, судьбой выходцев из этого села.

Педагогическое мастерство, широкая эрудиция, исключительная тактичность в человеческих взаимоотношениях снискали уважение людей к нему и преклонение перед ним. Громадны его достижения в подготовке нескольких поколений интеллигенции республики. Его труды по философии и духовной культуре Мордовии оставили заметный след в развитии науки республики.

В научной и педагогической деятельности профессор А. Л. Киселев много внима-

76 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 4 (16) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

ния уделял народной философии, хорошо знал мифологию мордвы. Он отмечал, что по содержанию и тематически они весьма разнообразны.

Философия мордвы сосредоточена в ее богатейшей мифологии, разнообразных по жанрам и содержанию песнях, танцах, фольклоре в целом. Достаточно посмотреть 17-томное издание «Устно-поэтического творчества мордовского народа» (19632003), книгу «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа» (Изд. доп. и перераб. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 992 с.), «Мифологию мордвы: энциклопедия» Т. П. Девяткиной (Саранск, 2006. - 332 с.), многочисленные работы профессоров Н. Ф. Мокшина, Н. И. Бояркина, В. К. Абрамова, А. С. Лузгина и других известных исследователей этнокультуры мордвы, чтобы сделать определенные выводы о зарождении, специфике и особенностях народной философии. В эпических песнях мордовского народа повествуется об образовании Земли, излагаются представления людей о мироздании: возникновение суши, воды и света связывается с образами трех рыб-сестер (или трех рыб-братьев), призванных творить природу, мир. Эти представления связаны с тотемическими воззрениями, верой в сверхъестественную связь и кровную близость с каким-либо животным, растением, предметом или явлением природы. Подтверждением может служить эпическая песня о девушке Катюше, которая живет с медведем как с мужем в его берлоге и рожает детей-медвежат.

Наиболее важное место в воззрениях народа, по словам А. Л. Киселева, занимают проблемы добра и зла, морали и нравственных отношений, красоты и силы. В песнях мифологического характера («Земля зародилась», «Сокол и конь», «Ой, девица-красавица Литова») прославляется идея труда и трудолюбия, красота созидательного труда. Утверждается, что земля-матушка красива не только своими полями, лесами, цветущими лугами, но и трудолюбивыми людьми. Одновременно осуждаются праздность, безделье, бахвальство, нескромность. Оригинальным и характерным для филосо-

фии мордвы является достаточно ироничное отношение к богам, еще более - к служителям религиозного культа. Так, в песне «Пир богов» боги и святые показаны праздными: во время весенне-полевых работ они устраивают угощения и пиры, хотя день не праздничный. Только Норов-ава не пришла, Норов-ава-то кормилица: «Нынче день -вторник; Люди выедут сеять, Горсти семян разбрасывать».

Ирония звучит и в песне «Птица хорошая - лебедь», в которой Богом любимый лебедь, летая по селам и деревням, видя, как по-разному живут бедные и богатые, поведал обо всем Богу. Но тот молчит. Особенно острая ирония, осуждающая богов, звучит в песне «Раздача счастья», в которой бог Нишке делит счастье: богатому - половником, бедняку - чаркою, а сиротам - кончиком ложки. А когда плачущий сирота выразил недовольство такой несправедливой дележкой счастья, бог Нишке «успокоил» его: «Не печалься ты, парень. Наделю и тебя долей завидной. Погоди, лишь осень наступит -И пойдешь ты, сиротка, в солдаты».

В мировоззрении мордвы как народа земледельческого, крестьянского, отмечал профессор, значительное место занимает идея культа физической силы и ловкости. Это особенно ярко проявляется в эпических песнях о героях Ивака и Ведьмака, старике Василии. В песнях и преданиях о богатырях нередко идеализируются физическая сила и ловкость, вызывающие восхищение. Так, богатырь Василий может принести из леса 12 деревьев сразу для строительства дома. Иногда в качестве богатыря выступает женщина, от гневного взгляда которой цепенеют даже воры-разбойники, в других песнях воспевается смелость и воинская доблесть девушки. Так, в песне «Мокшанин» повествуется о дочери Маше, отслужившей долголетний срок службы в армии вместо отца, которому жребий пал идти в рекруты.

Борьба добра и зла в ряде случаев обретает ясно выраженный социальный характер, проявляющийся в столкновении враждебных идеологий, взглядов противоположных социальных групп - богатых и бедных. Наиболее яркое воплощение эти идеи находят в

сказочно-мифологическом эпосе о земной девушке Литове, выданной замуж за сына Громовика. Приехавшая в гости к родителям Литова видит старших сестер в лохмотьях, собирающими милостыню.

Становление профессиональной философии как науки в Мордовии связано именно с именем профессора А. Л. Киселева и начинается в 30-х годах XX в., когда в Саранске были открыты педагогический институт, Коммунистическое высшее учебное заведение (Комвуз) и Научно-исследовательский институт мордовской культуры (ныне Научно-исследовательский институт гума-

нитарных наук при Правительстве Республики Мордовия). Тогда в Москву в Институт красной профессуры для изучении философии из Мордовии были направлены Я. Д. Бетяев, защитивший затем кандидатскую диссертацию по философии, а в 1948 г. ставший директором Мордовского пединститута, И. И. Рузайкин и др. В педагогическом институте несколько лет существовала кафедра основ марксизма-ленинизма, которая осуществляла преподавание истории КПСС, философии и политической экономии, которая стала базой создания самостоятельной кафедры философии.

Н. С. Савкин,

доктор философских наук, профессор, МГУ им. Н.П. Огарева (г. Саранск)

78 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 4 (16) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.