£
_Искусствознание_
Исследования молодых ученых
Л.Р. Мухаева
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МОРДОВИИ В 1970-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ
В статье автор предлагает собственную периодизацию истории мордовской музыки и исследует один из самых неоднозначных периодов ее развития - период 1970-х - первая половина 80-х годов, который оказался чрезвычайно плодотворным в музыкальной жизни Мордовии. Делается вывод, что ценность данной культуры состоит в том, что в условиях цензуры, идеологического давления она дала самобытные «всходы» во всех ее областях, особенно в сфере музыки. Ключевые слова: искусствознание, советская музыка, хронология, композиторское творчество, мордовская народная музыка, исполнительские коллективы Мордовии, музыкальный театр, национальный репертуар, мордовская музыкальная публицистика, этномузыковедение.
The author ofthe article gives her own division into periods ofthe history ofMordovian music and studies one of the most contradictory periods of its development - the period of 1970s - the first half of 1980s was extremely fruitful in the musical life of Mordovia. In conclusion says, that the value of this culture is that in conditions of censorship and ideological pressure it gave the original «shoots» in all of its spheres. It was music that displayed the most significant progress of the home culture. Keywords: soviet music, musical culture, chronology, creative work of composers, mordovian folk music, performance groups of Mordovia, musical theatre, national repertoire, mordovian musical publicism, ethnic musicology.
Отечественная музыкальная культура советского периода при всей своей мно-голикости и пестроте, несомненно, представляет собой целостное явление. Музыковед Н.Г. Шахназарова утверждает, что эволюцию истории советской музыки «определяли факторы эстетические, а не идеологические» (5, c. 73). А значит, следует переосмыслить ее периодизацию в соответствии с изменениями основных эстетических параметров. По мнению Шахназаровой, развитие отечественной музыки в ХХ веке можно разделить на три периода:
- первый период - 1920-е годы - период сосуществования самых разных тенденций;
- второй период - с 1932 года до середины 1950-х годов - период государственной стабилизации художественной культуры;
- третий период - вторая половина 1950-х - 1990-е годы, для которого характерно соотнесение национальных традиций с современными техниками композиций.
Однако в рамках третьего периода, по мнению Н.Г. Шахназаровой, для ряда республик возможна своя дифференциация. Действительно, в истории музыки Мордовии третий период не отличался однородностью. В связи с этим нам представляется обоснованной следующая хронология:
1) вторая половина 1950-х - 1960-е годы;
2) 1970-е - первая половина 1980-х годов;
3) вторая половина 1980-х - 1990-е годы.
Остановимся на подробном анализе периода 1970-х - первой половины 1980-х гг., названного историками временем «застоя». Действительно, многие принципы и
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
художественные установки в это время сменились на прямо противоположные, что стало коренным пересмотром эстетики предыдущего периода.
Для музыкального искусства Мордовии рассматриваемый период стал качественно новой, более высокой ступенью развития. Музыковед Н.М. Ситникова в одном из очерков тех лет писала: «Мордовская профессиональная музыка в настоящее время испытывает процесс интенсивного роста и обновления. Сущность его — в стремлении преодолеть некоторую скованность традиционного стиля, расширить жанровые и выразительные возможности национального музыкального искусства» (4, с. 171).
Активизации музыкальной жизни республики этого периода значительно способствовал тот факт, что композиторские силы — мордовские композиторы и музыковеды, укрепившие Объединение композиторов Мордовии (созданное в 1955 году), постепенно стали входить в состав Верхневолжской организации Союза композиторов РСФСР. Многие их сочинения впервые прозвучали в Горьком (ныне — Нижнем Новгороде), при этом коллеги отмечали постоянный рост профессионального уровня и зрелость мышления авторов. Там же, в Горьком, была поддержана идея создания республиканского Союза композиторов, который и был создан в Мордовии в феврале 1982 года. У истоков этой организации стояли композиторы Г.Г. Вдовин, Г.И. Сураев-Королев, музыковеды Н.И. Бояркин, А.И. Макарова, Н.М. Ситникова. На I Съезде в члены Союза были приняты Н.В. Кошелева и Н.Н. Митин. Председателем правления Союза композиторов был избран Вдовин, в произведениях которого уже просматривались задатки большого художника.
Характерной чертой мордовской профессиональной музыки исследуемого периода является то, что одновременно с освоением монументальных жанров, по образцу русской и европейской музыкальной классики, в творчестве мордовских композиторов активно развивались жанры камерной музыки. Это явление отражало общую неоромантическую тенденцию, характерную для советской музыки этого периода. Но, овладев разными жанрами и приемами современного композиторского письма, мордовские композиторы сохранили как главное достижение национальную принадлежность и узнаваемость музыкального языка. В своих сочинениях они экспериментировали с формой, музыкально-языковыми средствами, составом исполнителей, но «приемы и средства композиторского письма преломляются сквозь призму национальной интонационности» (2, с. 223). Такое многообразие творческих поисков во многом связано и с индивидуализацией композиторского мышления.
Вновь созданная молодая организация «работает динамично и целеустремленно», — отмечала музыковед А.И. Макарова после первого творческого отчета Союза композиторов Мордовии в Москве весной 1984 года (3, с. 4). Добавим — во всех сферах культуры и образования: помимо активной творческой деятельности члены союза были организаторами и участниками фольклорных экспедиций, занимались педагогической деятельностью, были в центре музыкально-общественной жизни республики, чутко откликаясь в своих выступлениях на телевидении и радио, в очерках и рецензиях на различные проблемы развития музыкальной культуры.
Важным и необходимым условием стимулирования дальнейшего творчества композиторов является наличие исполнительских сил. В этот период в республике работают: Мордовский государственный театр музыкальной комедии, Мордовская государственная филармония, в состав которой входили женский фольклорный ансамбль «Келу», Государственный ансамбль песни и танца «Умарина», самодеятельный вокально-хореографический ансамбль «Литова», вокально-инструментальные ансамбли «Лайме», «Вастома» и ряд солистов. Популярностью среди любителей музыки пользуются Саранский городской оркестр русских народных инструментов, народный хор Мордовского государственного университета имени
Н.П. Огарева, хор Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, детская хоровая студия Саранского дворца пионеров и школьников, хор Республиканской детской музыкальной школы-интерната, многочисленные самодеятельные коллективы.
Но отсутствие в республике профессиональных коллективов (академического хора, симфонического оркестра, камерных ансамблей) делало невозможным исполнение уже написанных композиторами масштабных произведений (например, Симфоний № 1 и № 2 Г.Г. Вдовина). Как следствие, это приводило к вынужденному ограничению творческих замыслов и приспособлению под имеющиеся исполнительские силы. Нередкими были случаи, когда авторы могли услышать свои сочинения лишь на очередном фестивале в исполнении музыкальных коллективов других городов.
Особо отметим подвижническую деятельность директора Саранского музыкального училища Л.П. Юшковой, руководившей постановками опер на сцене концертного зала училища. Так, силами учащихся и преподавателей были поставлены: «Травиата» Д. Верди, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Улица дель Карно» К.В. Молчанова, «Дубровский» Э.Ф. Направника, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, а также «В шесть часов вечера после войны» Г.Г. Вдовина. Постановка в 1976 году оперы Вдовина оказалась единственной и стала особым событием в культурной жизни республики и в судьбе самого композитора: состоялась премьера его первой оперы. Но, наряду с проблемами, связанными с исполнением произведений сложных академических жанров, в культуре республики существовали и иные трудности, в частности - организация музыкального театра.
Становление и развитие музыкального театра Мордовии — сложный процесс, отражающий в национально-специфическом преломлении эволюцию советского музыкального театра. С первых шагов своей творческой деятельности он выступает наследником лучших традиций искусства прошлого: родившись из фольклорных форм с элементами театрализации, через самодеятельное творчество, не минуя кризисные периоды (совпадавшие, как правило, с общекультурными и социальными), он поднялся до уровня высокопрофессионального оперного театра. Но к началу 1970-х годов опера, оказавшаяся столь жизнеспособной в послевоенные годы, постепенно уступает место оперетте и мюзиклу, что явилось отражением общего стремления советского театра к поискам в области синтеза искусств.
В 1969 году музыкальная труппа театра отделилась от драматической, став самостоятельным театром — Мордовским государственным театром музыкальной комедии. В последующие годы деятельность театра характеризовалась участием большого количества приглашенных из разных городов режиссеров, драматургов и даже композиторов. Следствием таких экспериментов стала пестрота репертуара и исчезновение со сцены национальных произведений. Однако, жизнь доказала, что обращение к национальному репертуару необходимо прежде всего самому театру для нахождения собственного лица, ярких, самобытных красок.
Проблемы развития музыкальной культуры Мордовии были отражены в работах музыковедов Москвы, Казани, Горького (А.А. Иконников, Ю.С. Корев, М.Е. Тараканов и др.). В свою очередь музыковеды Мордовии (Н.И. Бояркин, А.И. Макарова, Н.М. Ситникова) принимали участие в обсуждении проблем музыкального творчества и образования на различных конференциях, их работы публиковались в республиканской и центральной прессе (например, журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», в сборнике «Музыка России»). Они выступали на местном радио, телевидении с циклами передач о музыке, подготовили и выпустили в свет первый в республике сборник музыковедческих работ «Народные певцы и композиторы Мордовии» (1974). Но, надо сказать, научно-популярных изданий, посвященных музыкальному творчеству мордовского народа, все-таки было недостаточно — всего три: Н.И. Бояркин «Мордовское народное музыкальное искус-
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
ство» (1983), Н.И. Воронина «Огарев и музыка» (1981), «И.М. Яушев» (1984), а изданий музыкальных произведений еще меньше: Л.П. Кирюков «Хоровые произведения» (1971), Л.П. Кирюков «Литова» (1976).
В 1970-е годы наблюдается увеличение числа научных исследований, посвященных мордовскому музыкальному фольклору и становлению мордовской музыкальной фольклористики как науки. При Научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики (НИИЯЛИЭ) при Совете Министров МАССР появился коллектив специалистов-этномузыковедов, для которых изучение народной музыки было основным видом профессиональной деятельности. Экспедиции по сбору музыкального фольклора стали носить регулярный, целенаправленный и научный характер. Новейшие партитурные нотации были сделаны посредством многоканальной звукозаписи. Они «дали возможность создать теорию мордовской народной полифонии, выявить ее автохтонную природу и стилевые особенности, проследить многие черты ее сходств и различий с многоголосием финно-угорских и славянских народов» (1, с. 717). Как итог более чем столетнего изучения мордовской народной музыки появилась первая многотомная научная антология «Памятники мордовского народного музыкального искусства» (главный редактор Е.В. Гиппиус, составитель Н.И. Бояркин, 1981-1988 годы). Это исследование стало важным источником для изучения мордовской музыки в стране и за рубежом.
В этот период возобновилось международное сотрудничество в области изучения и популяризации мордовской народной музыки. Наряду с названными отечественными этномузыковедами, а также собирателем фольклора мордвы Нижегородской области М.А. Лобановым и автором работ по русско-мордовским связям Т.М. Ананичевой, важный вклад в мордовскую музыкальную фольклористику внесли ученые Эстонии, Венгрии, Финляндии, Бельгии. В результате таких совместных усилий мордовская народная музыка в научном и общественном сознании стала восприниматься как духовное наследие всего финно-угорского мира, тесно связанное с культурой народов России и Европы.
Таким образом, этот «переломный» для страны период был чрезвычайно плодотворным. Наряду с очевидными негативными явлениями он нес в себе и прогрессивный потенциал: это был этап профессиональной зрелости художников, высвобождения личностного, индивидуального начала. И в этом случае культурная характеристика эпохи вовсе не соответствует политическому статусу эпохи «застоя». Уже в середине 1990-х годов «Литературная газета» писала об искусстве этого периода: «Мы, несмотря ни на что, имели в 70-80-е годы уникальную российскую культуру, породившую едва ли не лучшие произведения советского искусства ХХ века...» (6, с. 6). Ее неотъемлемой частью стала и музыкальная культура Мордовии.
Примечания
1. Бояркин Н. И. Музыкальное искусство / Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина; [гл. ред. Н.П. Макаркин; сост. С.С. Маркова] // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. - Саранск: Морд. кн. изд., 2004. - С. 745-759.
2. Бражник Л. В. Стилистические тенденции в развитии профессиональных музыкальных культур Среднего Поволжья и Приуралья / Л. В. Бражник // Регионология. - 2002. - № 3. - С. 219-224.
3. Макарова А. И. Мордовская музыка звучит в Москве /А. И. Макарова // Сов. Мордовия. - 1984. - 12 апр.
4. Ситникова Н. М. Композитор Гавриил Вдовин / Н. М. Ситникова // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: [сб. ст. и материалов (к 65-летию композитора)]. - Саранск: Крас. Окт., 2006. - С. 171-184.
5. Шахназарова Н. Г. История советской музыки как эстетико-идеологический парадокс / Н.Г. Шахназарова // Сов. музыка. - 1992. - № 4. - С. 71-74.
6. Шпагин А. Реквием в стиле «симфо-рок» / А. Шпагин // Литературная газета. - 1994. - № 35. - 31 авг.