Научная статья на тему 'Первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей»'

Первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
150
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / НАУЧНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / RESEARCHES OF YOUNG SCIENTISTS / SCIENTIFIC AND SOCIO-HUMANITARIAN SPACE / ACHIEVEMENTS OF YOUNG RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черных Варвара Игоревна, Новикова Орина Владимировна, Гасанзаде Наргиз Игбал Кызы, Геворкян Ирина Сергеевна

В данной статье представлен краткий очерк основной идеи и содержания специального выпуска «Studia Studiosorum: Успехи молодых исследователей» как первого выпуска одноименного проекта «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время», а также мероприятий, проведенных в ходе подготовки этого выпуска.We represent the brief overview of the first thematic issue “STUDIA STUDIOSORUM: achievements of young researchers”, the basic principles and methods in the compilation of the issue. The concept of the Almanac involves experimentation not only in the work to combine the disciplines, i.e. objects of knowledge, but also the subjects. In this sense, the important experience we had was the curation of a pupil who had never written any research papers. What about other researchers’ papers, we received a large number of various articles on different subjects, from cultural and sociological to the natural Sciences and their interdisciplinary equivalents. Not all withstood rigorous peer review and revision, due to the number of reasons, i.e. (i) many young scientists have no culture of reading, (ii) have no culture of ‘listening’ and ‘understanding’, (iii) plagiarism, and (iv) young scientists don't even know how to organise their work with the material. We wrote about it, asked for help, but again, due to the above-mentioned problems, the information support does not always reach the goal. The Almanac made the move from the good level of ‘incoming’ content that only needed to be edited to ‘educate’ the young researchers to build-up the high-level content.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей»»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017

STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1

STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers

Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Band 15, Ausgb. 1.

STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher

Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland

От редакторов

УДК 655.535.4

*

**

Черных В.И. Новикова О.В. Гасанзаде Н.И.К. Геворкян И.С.

***

****

From the Editors / Von Redakteuren

В.И. Черных

О.В. Новикова

Н.И.К. Гасанзаде

И.С. Геворкян

Первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей»

Черных Варвара Игоревна, магистр философии, аспирант кафедры истории философии, Российский университет дружбы народов, шеф-редактор тематического выпуска «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей» «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3658-3853

E-mail: varvara-i-chernykh@j-spacetime.com; onufrieva.varvara@yandex.ru

**Новикова Орина Владимировна, бакалавр по направлению «Реклама и связи с общественностью» (МГУ имени М.В. Ломоносова), ответственный секретарь проекта Studia studiosorum и молодежной редколлегии «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8303-8498

E-mail: orina-v-novikova@j-spacetime.com; orina.novikova@gmail.com

***Гасанзаде Наргиз Игбал кызы, студентка 4 курса Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2350-2938

E-mail: nargiz-ik-gasanzade@j-spacetime.com; iznargiz@gmail.com

_

Геворкян Ирина Сергеевна, зооинженер, младший научный сотрудник ФБУН НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора, Москва

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9350-9372

E-mail: irina-s-gevorkyan@j-spacetime.com; Irgev83@yandex.ru

В данной статье представлен краткий очерк основной идеи и содержания специального выпуска «БШ^а БШ^ОБОгит: Успехи молодых исследователей» как первого выпуска одноименного проекта «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время», а также мероприятий, проведенных в ходе подготовки этого выпуска.

Ключевые слова: исследования молодых ученых; научное и социально-гуманитарное пространство; успехи молодых исследователей.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

From the Editors

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Von Redakteuren

Новикова о.в., черных в.и., Гасанзаде н.и.к., Геворкян и.С. первый спецвыпуск «бти01а бтийюбо^м: успехи молодых исследователей»

Первый выпуск «БШ^а БШ^ОБОгит: успехи молодых исследователей», подготовленный в 2017 г., создавался как своего рода «ответ» на определенный взгляд на науку среди молодежи и на те объективные и субъективные сложности, которые порой возникают в ВУЗах у тех, кто только начинает заниматься научными исследованиями. Зачастую понятие «наука» у большинства студентов ВУЗов ассоциируется с чем-то совсем неинтересным, сложным — и в плане языка, то естьчем-то «черствым», «непонятным» и «эфемерным», и в плане этическом и межличностного общения, т.к. занятие наукой способно значительно осложнить взаимоотношения студента с отдельными преподавателями. Конечно, в наших ВУЗах много замечательных профессоров, вкладывающих свои знания и душу в наше научное будущее, всегда готовых поддержать нас и искренне радующихся нашим успехам. Но в гуманитарной сфере, в частности, существует серьезная проблема навязывания определенного взгляда на научный подход и в целом проблематику исследования со стороны научного руководителя или ведущего преподавателя. И сами студенты часто не в состоянии противостоять серьезному давлению (в том числе и административному) и вынуждены делать все сугубо по требованиям научного руководителя. Это приводит к тому, что часть каждого следующего поколения гуманитариев становится неспособно ни к формированию проблематики собственных исследований, ни к отстаиванию собственной позиции. Кроме этого, и в гуманитарной, и в естественнонаучной сферах не редкость, когда судьба публикации и даже самих результатов исследования студента или аспиранта оказывается полностью в руках руководителя. В таких случаях только от порядочности этого руководителя и его уважения к мнению и личности студента/аспиранта зависит, будет или не будет опубликована данная работа, в каком виде ее опубликуют и когда (и даже под чьим авторством), не «позаимствует» ли руководитель результаты исследования и не распорядится ли ими потом по своему усмотрению (например, полностью передаст кому-то другому из своих учеников), наконец, не отыграется ли потом на студенте/аспиранте на экзаменах и защите курсовой, дипломной, магистерской или кандидатской.

Вторая причина, по которой был задуман и вышел этот спецвыпуск, — это наше желание, с одной стороны, объединить начинающих исследователей не просто разных ВУЗов, городов и даже стран, но и разных направлений, для того, чтобы в итоге получился не просто выпуск студенческо-магистерско-аспирантских работ, а такая картина мира в их видении; с другой, помочь им, да , конечно же и показать свои достижения, стать более известными читателям (ведь электронный Альманах читает более 20 тысяч человек в 118 странах), но не только «показать себя», но и «увидеть самих себя» — успешны-

V/ и / V/ и и

ми и интересными «взрослой» читательской аудитории (ведь оказались же они интересными уже самой первой такой аудитории — строгим рецензентам Альманаха), а также познакомить их с процессом создания — написания, подготовки и выпуска — собственных статей и статей их, возможно, будущих коллег.

Важно отметить, что тем самым мы попытались в рамках данного проекта найти способ расширения информационных и коммуникационных возможностей молодого поколения исследователей — ведь проблемы малого притока «свежей крови» в ряды ученых также в значительной мере зиждутся на недостатке информации и отсутствии «привычки» заниматься грамотным ее поиском, отсутствии опыта и, зачастую, желания заниматься штудированием научной литературы по причине все того же основного мотива: «наука — не моё».

Но существующая практика показывает, что такой взгляд на современную науку далек от действительности. И данный выпуск — яркое доказательство тому, что все-таки есть те молодые ученые, которым есть, что сказать, а, главное, каким образом это сделать, причем это не только студенты, магистранты и аспиранты: в выпуск вошло несколько качественных работ школьников разных возрастов. В этом выпуске представлены статьи молодых авторов не только из России, но и из Греции, Малайзии, Вьетнама, Молдовы и Азербайджана, причем интересно, что суровый отбор выдержали статьи именно тех граждан зарубежных государств, которые учатся в вузах нашей страны. Российская география выпуска также значительна: кроме лидирующей, как и можно было ожидать, Москвы это Новосибирск, Уфа, Соликамск, подмосковные Химки и Одинцово.

Две работы выпуска написаны на английском языке — это статья молодых студентов-медиков из Малайзии и 10-классников московского Сеченовского лицея. В свою очередь, статьи авторов из Греции, Вьетнама, Молдовы и Азербайджана написаны на русском языке.

Итак, первый наш вывод из работы над спецвыпуском Альманаха состоит в том, что нам удалось сделать этот выпуск действительно молодежным (причем к молодому поколению исследователей относятся не только его авторы, но и мы сами, его редакторы), и не просто международным, но и отражающим успешное и плодотворное взаимодействие между молодежью разных стран, проходящей обучение в России.

Второй наш вывод: выпуск оказался по-настоящему междисциплинарным. Он объединил 13 работ по шести естественнонаучным и и инженерно-техническим направлениям (медицине, физиологии, экологии — как промышленной, так и по экологическому почвоведению, химии, точнее, биомедицинской химии, так как авторы этого исследования моделируют с помощью химической реакции свойства живых систем, геолого-минералогическим и техническим наукам), а также 15 работ по десяти гуманитарным направлениям (искусствоведение, политическая философия, история философии и собственно история, социология, политология, экономика, музыковедение, филология и лингвистика). 28 статей молодых исследователей, представленные в выпуске, разнообразны не только по объектам исследования, но и по исследовательским задачам и методологии: тут и обзорные работы, и наблюдение процессов и явлений, и моделирование, и широчайший спектр аналитических исследований — от рентгеноспектрального до текстологического и иконографического анализа. Есть в номере интересные востоковедческие и компаративистские исследования (в области лингвистики, искусствоведения, исто-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

From the Editors

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Von Redakteuren

Новикова о.в., черных в.и., гасанзаде н.и.к., Геворкян и.с. первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей»

рии философии). Эти 28 статей разнообразны и по своему внутреннему «колориту». И именно все эти разнообразия и позволили нам объединить их в первом выпуске «Studia Studiosorum», ведь именно так объединяется пространством и временем все разнообразие и многообразие мира.

И хотя не все работы выпуска сами по себе выполнены на стыке различных научных специальностей, уже сама работа по их подготовке к публикации стала своего рода междисциплинарным синтезом. Так, мы увидели (и, мы надеемся, это увидят и наши читатели), что, собранные вместе, статьи молодых исследователей создали эффект настоящего «трансдисциплинарного перехода»: естественнонаучные статьи выпуска расширяю горизонт читателей-гуманитариев и позволяют им осознать, как устроена природная среда, в которую «погружен» социум, задуматься о том, какие социальные последствия могут вызвать природные процессы и как возможно (и возможно ли) управление ими от геологии до медицины. Для читателя-естественника статьи гуманитарного направления могут также стать поводом, чтобы осознать свою социальную ответственность первооткрывателя и экспериментатора (вспомним по этому поводу романы Булгакова, Брэдбери, Лема — все они могут перестать быть фантастикой уже с приходом в науку того поколения исследователей, статьи которых впервые опубликованы в этом выпуске), а также глубже понять суть тех социальных процессов, в результате которых в обществе и в политическом руководстве государства возникает тот или иной «заказ» на определенные виды научно-технических разработок. Таким образом, и мы сами, и, надеемся, наши читатели, приобрели успешный опыт кооперации — причем кооперации... разных направлений научного знания, так что выпуск «Studia studiosorum» оказался совместным проектом не только молодых исследователей (и молодых редакторов), но еще и будущих областей науки и объектов научного познания:

«.именно интер-, поли- и трансдисциплинарные комплексы работают и играют плодотворную роль в истории науки; стоит запомнить. ключевые понятия,.. а именно кооперацию, точнее говоря, соединение или взаимосвязь или, выражаясь еще более точно, совместный проект» [Морен 2013, с. 35].

Все работы выпуска отличает самостоятельность (уровень оригинальности каждый раз проверялся, и в опубликованных работах он выше 70%), а авторов — очевидный интерес к выбранной теме исследования и к научно-исследовательской работе в целом, глубокий и вдумчивый анализ проблематики. Это делает понятным отношение как членов молодежной редколлегии, так и всей редакции Альманаха к подготовке спецвыпуска, так и наше общее стремление показать, что наука — это не «сухая буква строгих законов», а свобода и творчество, где есть возможность представить плоды собственных трудов.

Да, конечно, часть исследований, особенно естественнонаучных, выполнялась под наблюдением научных руководителей — что вполне понятно: особенностью этой сферы научного знания является то, что студент, выбирая ту или иную лабораторию (а школьник — ту или иную интересную ему область естественных или технических наук), попадает в мир четко определенных (прежде всего конкретными государственными программами и заданиями) научных задач и связанных с ними направлений экспериментальной деятельности. Работа лабораторий и групп, занимающихся теми или иными естественнонаучными (и инженерно-техническими) разработками и исследованиями, организована по своего рода «цеховому» принципу обучения «подмастерья» у «мастера», и если у профессора есть группа аспирантов, то и аспирант, в свою очередь, получает «прикрепленного» к нему студента, так что, как правило, большая часть естественнонаучных исследований — работа такого рода коллективов (среди гуманитарных исследований такого рода работы встречаются гораздо реже, хотя и не исключены). Однако такое соавторство ничуть не делает меньшей самостоятельность лучших из этих исследований. Здесь надо отметить и то, что в случае пары «аспирант — студент» оба исследователя чаще всего достаточно молоды и, как правило, сохраняют «творческий иммунитет» против шаблонного мышления, так что написанные такими коллективами работы всегда интересны нестандартными результатами эксперимента и (или) его анализа, хотя и выполнены в рамках утвержденных («стандартных») исследовательских программ (например, темы кандидатской диссертации). Объединяться в научные коллективы могут и только студенты, причем как в естественных, так и в гуманитарных науках — и такое объединение означает общий неформальный интерес к теме исследования и, как правило, очень яркие работы. В нашем выпуске есть несколько таких работ — это и «аспирантско-студенческие» статьи, и собственно студенческие, и даже написанные соавторами-школьниками. Во всех случаях это удивительно интересные, талантливые исследования, которыми может по праву гордиться как авторский коллектив, так и опубликовавший их научный журнал.

Однако бывает и так, что естественнонаучные или инженерно-технические разработки начинающего исследователя по тем или иным причинам не находят поддержки у его научного руководителя. Таким исследователям приходится сложнее всего, так как «власть» руководителя-естественника гораздо более тоталитарна, нежели руководителя-гуманитария, и в самом худшем случае молодой исследователь может быть лишен не только возможности опубликовать свои результаты, но и самой экспериментальной базы (проделать подобное руководителю-гуманитарию просто не под силу именно из-за самой специфики гуманитарной сферы, основным «инструментом» которой всегда будет мышление как таковое). Тем ценнее для нас стала возможность оказать поддержку таким выполненным на высоком научном уровне и очевидно перспективным исследовательским работам и помочь их авторам обрести заслуженный успех.

Но наиболее подробно нам хотелось бы остановиться на работах самых юных авторов нашего выпуска — ведь это ими, нынешними школьниками и лицеистами, пополняются студенческие ряды, а затем и научное сообщество, и это их самый первый интерес к научной деятельности и первые исследовательские успехи могут встретить поддержку и заинтересован-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Research ers'

From the Editors

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. t. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Von Redakteuren

Новикова о.в., черных в.и., гасанзаде н.и.к., Геворкян и.С. первый спецвыпуск «studia studiosorum: успехи молодых исследователей»

ное участие — или равнодушие со стороны тех, кто потом будет обвинять в таком же равнодушии все молодое поколение в целом и каждого из этого поколения по отдельности.

В нашем выпуске таких самых-самых первых исследовательских работ и статей четыре, из них три относятся к естественнонаучному циклу, и одна — к гуманитарному, и о ней подробнее мы еще поговорим ниже. Что же касается трех работ — по экологии авторского коллектива двух четвероклассников из Новосибирска, по медико-биологическим проблемам шестиклассника из подмосковных Химок и по химии двух соавторов-десятиклассников из московского Сеченовского лицея, — то всех их можно без натяжки назвать образцовыми и по выполнению экспериментальной части, и по ее анализу. Четкость формулировки исследуемой проблемы, целей и методов исследования, реальные результаты и адекватные выводы — все это дает надежду на то, что такие авторы никогда не посчитают науку скучным и бесперспективным занятием, не остановятся на достигнутом успехе и не побоятся отстаивать свои научные результаты перед «признанными авторитетами».

Мы не приводим здесь более подробный обзор статей выпуска, поскольку каждая его рубрика начинается с вводной статьи члена редколлегии Альманаха (мы пишем эти строки, пока еще не зная содержания этих статей, по замыслу редколлегии и главного редактора Альманаха, мы их откроем вместе со всеми остальными читателями выпуска). Тем самым выпуск «Studia studiosorum» уже самими своими статьями соединил несколько поколений исследователей.

Отсюда наш третий вывод: проект можно назвать социальным.

Здесь важным фактором для нас стала и сама площадка подготовки выпуска — «Электронное научное издание Альманах Пространство и Время», и то, как мы сами смогли экспериментировать на этой площадке.

Первым таким нашим опытом стал опыт коллективной научной коммуникации — участие в эксперименте Содружества студентов и выпускников МГУ (ставшего в результате партнером проекта Studia studiosorum) — в организованной Содружеством молодежной Всероссийской научной конференции «Нация: миф или реальность?». Если говорить о самой конференции, то самоорганизация молодежного научного сообщества оказалась более чем успешной, особенно если учитывать, что ребята не побоялись ни формальной ответственности организаторов, ни острой темы самой конференции. Если говорить о результатах этой конференции с точки зрения нашего спецвыпуска, то итог оказался не только успешным, но и вдохновляющим: шесть статей нашего выпуска (т.е. почти 1/5 опубликованных в нем работ) пришли именно от участников этой конференции.

Однако участие в экспериментах наших партнеров, даже когда мы рассказываем им о нашем проекте, — это лишь малая часть нашего собственного эксперимента. Вообще, уже сама по себе концепция Альманаха предполагает экспериментирование гораздо более широкое, не только над сочетанием-синтезом различных дисциплин и подходов, т.е. с объектами и методологией познания, но и с его субъектами. В этом смысле очень важным опытом для нас стало курирование школьницы, которая никогда раньше не писала научных статей. В Альманахе и до этого печатались статьи школьников, но статья Кати Кушниной стала, можно сказать, «проектом в проекте» — проектом, в котором как идея, так и реализация сопровождались поддержкой молодежной редколлегии и главного редактора Альманаха. В рамках этого кураторского проекта мы провели вебинар по написанию научных статей — и в нем кроме Кати участвовали те самые школьники, работы которых были опубликованы в Альманахе и которые уже стали студентами и могли сравнить школьный и университетский опыт работы над научными текстами. Для Кати написанная после вебинара, успешно прошедшая рецензирование и опубликованная в выпуске статья — первая серьезная победа, для членов молодежной редколлегии вебинар (и его результат) — первый и успешный опыт собственного методологического семинара, попытка самостоятельно разобраться в методологии написания научных статей, ведь, как известно, тема прорабатывается лучше, когда начинаешь ее объяснять. Для двоих участников вебинара — студентов Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова — это еще и «карьерный успех»: по результатам нашего «методологического семинара» они вошли в редколлегию спецвыпуска и уже успели показать себя при оформлении спецвыпуска. Очевиден и успех опыта такого кураторского проекта для Альманаха: он сделал шаг от работы с хорошим уровнем «приходящего» контента, который членам молодежной редколлегии оставалось разве что отредактировать, к «воспитанию контента»— и этот шаг оказался очень успешным.

Значимость этого кураторского проекта еще и в том, что с его помощью мы смогли протестировать метод решения одной из проблем современных школьников — отсутствие заинтересованности в чем-либо. Такая проблема широко обсуждается в самых различных сообществах — от педагогического до сетевого — и чревата последствиям различной степени асоциально-сти, и нам показалось, что проведение своего собственного исследования будет хорошим поводом для развития интереса к миру, к жизни, к самому себе. Поводом к развитию навыков чтения, анализа сложной информации и письма — поводом к созданию нечто нового, ранее не существующего. Поводом (попыткой) научить не только увидеть явление и заинтересоваться в нем, но, заинтересовавшись, увидеть связи между явлениями и суметь рассказать о них не «в эмоциях», а через эмоции (которые являются отражением того самого интереса) выработать научную интуицию и, уже через нее, прийти к фактам, последовательно и логично изложив их. Предпринять такую попытку, постараться создать такой повод — вот тот главный посыл, с которым мы выходили на вебинар, — и именно в том, что Катя смогла успешно и очень творчески воспринять и реализовать этот наш посыл, состоял ее главный результат.

Такой результат и сама практика написания научной статьи школьницей после участия в нашем методологическом семинаре показала, что подобные методсеминары развивают умение прислушиваться: сначала обнаружить то, что близко, и продолжать это конкретизировать на протяжении написания статьи. Затем найти — среди большого количества книг, персо-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

From the Editors

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Von Redakteuren

Новикова о.в., черных в.и., гасанзаде н.и.к., Геворкян и.с. первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей»

налий, концепций и советов молодежной редколлегии — те самые нужные тезисы и аргументы, которые делают доступным внутреннее понимание вещей на языке, понятное одному, в языке, понятном многим. Здесь появляется еще два очень существенных аспекта: с одной стороны, школьник получает возможность продолжить и творчески развить идеи тех, кто уже приобщился к науке и в определенном смысле состоялся, и это уже само по себе обозначает место такого школьика в мире (в его глазах). С другой стороны, такой школьник получает возможность сказать свое собственное слово, высказать собственную, ни у кого не заимствованную (и, тем более, никем не навязанную) мысль, которая будет прочитана многими и сможет чем-то помочь этим самым многим. Идея возможности быть полезным, быть продолжателем научной традиции, безусловно, положительно сказывается на школьнике.

Примечательно то, что перед школьницей изначально не ставилась задача выбрать ту тему статьи, которая будет соответствовать ее дальнейшим интересам (или даже возможной профессии). Мы предложили отнестись к статье как к тренажеру для оттачивания навыков — так как в данном случае нужно было «пройти» полный цикл написания «проекта»-текста для того, чтобы научиться ставить цель проведения исследования и, что одно из самых сложных, следовать ей, не сворачивая на побочные мотивы, определять источники, уметь выделять в них главное и сочетать, делать выводы, оттачивать не только изложение, но и дисциплину, работая со сроками, доводить начатое до конца, учиться коротко излагать суть статьи в аннотации, не сдаваться, в конце концов, не оправдывать себя возрастом, местом обучения, отсутствием какого бы то ни было опыта, и при этом испытывать радость от познания и создания нового знания. У Кати действительно оказалась очень интересная статья, в том числе и в плане метода — она описывает историю домашнего музицирования XIX века не через исторические факты, а через призму восприятия этого явления писателями XIX — начала ХХ вв. Известно, что слабость науки перед искусством в том, что она не может описать бытование человеческой души. Поскольку музыка — отражение человеческих чувств, то изучать ее с точки зрения писателей-классиков — «профессиональных эмпатов», умеющих улавливать то, что не видно даже вооруженному глазу, — вполне корректно, если будем считать, что фиксация того или иного чувства, мысли на бумаге — это полноценный факт. Классики описывали современную для себя реальность, и для детей это один из важнейших источников получения знания о мире — в отличие от взрослых, для которых реальность оказывается более предпочтительной, нежели книжные размышления по поводу реальности. Поэтому интересно, что большинство аргументов в статье Кати построены не на исторических данных, а на цитатах из прочитанных произведений — она просто использовала инструмент, наиболее близкий к своему возрасту, тем более, что у детей эмпатия не настолько вытеснена рациональным опытом, как у взрослых, — поэтому ей понятно, как проводить параллель между фактическим существованием и развитием домашнего музицирования, и его отражением в художественной литературе, и удобно проводить такие параллели и пользоваться ими. В качестве иллюстраций к своей статье Катя приводит картины русских художников того же периода, так что можно сказать, что тему домашнего музицирования она раскрывает не только через литературные произведения, но и через произведения живописи.

Справедливости ради заметим здесь, что в выпуске есть и еще одна статья, где в качестве доказательной базы используется художественная литература, и исследование это принадлежит молодому преподавателю истории и культурологии. Оба эти обстоятельства кажутся нам очень важными — и то что это преподаватель, то есть человек, работающий со вчерашними школьниками, и то, что это преподаватель истории и культурологии, и будучи таковым, прекрасно знает, что историческим документом является не только то, что хранится в архивах.

В обоих случаях литература — тот же музей, в котором можно более подробно изучать экспонаты (классики не скупились на детали), ведь мысли человека по поводу объекта всегда дополняют и характеризуют сам объект (как и самого человека — в данном случае писателя и автора статьи). Поэтому попытка войти в мир литературы как в виртуальный музей ради надежды найти там нечто такое, что не найти в реальном музее-истории, увенчалось как описанием домашнего музицирования (в статье Кати Кушниной и рыцарского этоса в статье А.А. Захаровой) в качестве объекта, ранее существовавшего, но мало изученного (что составляет научную ценность), так и нахождением себя в отражении этого самого экспоната, что, возможно, даже более важно в свете восприятия «проекта» статьи как метода самопознания ее автора.

Умение обнаруживать и заинтересовываться чем-то совершенно новым в никому не заметном ранее «внешнем», осознать ценность окружающего — и при этом одновременно собственную ценность и значимость в этом окружающем, способность создавать миры познания, то есть делать видимым то, что ранее оставалось незамеченным, а значит, приобрести особое зрение, и силу мысли ученого как «сверхсилу» — это наивысший результат, ради которого можно мотивировать школьников заниматься исследованием и написанием научных статей.

Что касается «старших коллег» (учитывая заявленный возраст авторов выпуска — до 30 лет включительно), то к нам в редакцию поступало большое количество самых разнообразных по тематике статей — от культурно-социологических до естественнонаучных материалов и тех, что сами авторы позиционировали как междисциплинарные исследования. Не все выдержали строгое рецензирование и повторную доработку — на то есть целый ряд причин.

И вот здесь-то мы и выяснили, что именно сильнее всего мешает успеху молодых (а в последствии, видимо, уже и не очень молодых) исследователей.

Во-первых, к вящему сожалению, среди многих молодых ученых отсутствует культура чтения. Детального чтения правил, источников, умения систематически разбирать и правильно использовать в своих исследованиях тот материал, над которым необходимо поработать.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Research ers'

From the Editors

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Von Redakteuren

Новикова о.в., черных в.и., гасанзаде н.и.к., Геворкян и.С. первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей»

Во-вторых, культура «внимать» и «слышать» — слышать членов редколлегии, внимать рекомендациям научных руководителей и рецензентов по выбранному автором научному направлению.

В-третьих, плагиат. Увы, к сожалению, это частая практика среди ученых (в том числе и далеко не начинающих). К нам в редакцию тоже приходили такие статьи — хотя было бы логично, прочитав пресс-релиз проекта с упоминанием 70% оригинальности, что все поступающие в редакцию работы будут проверены на наличие недобросовестного заимствования. Однако у многих до сих пор отсутствует страх того, что их «оригинальный» опус могут проверить и выявить, из каких работ, в том числе авторских (т.н. самоплагиат), он был скомпилирован.

В-четвертых, зачастую молодые ученые даже не знают о том, как выстроить свою работу с материалом, чтобы она, в конечном итоге, вылилась в полноценную публикацию. Нам писали об этом, просили помощи, но, опять же из-за вышеупомянутых проблем с умением слышать и внимать, наша информационная поддержка далеко не всегда достигала цели.

Как с этим бороться? Только путем тяжелого труда по вырабатыванию недостающих навыков: чтения, внимания, «слушания». Только так наука сможет занять ведущее место в жизни человека, и только таким образом выработка научной культуры среди молодых ученых станет возможна. А мы, в свою очередь, будем вести работу по первичному «прививанию» такой культуры молодым ученым.

* * *

Подводя итоги нашего обзора, отметим, что выпуск «Успехи» действительно является не только успешным воплощением наших ожиданий: это первый выпуск научного издания, сделанный нашими руками, — специальный выпуск издающегося под эгидой Научного совета РАН включенного в РИНЦ российского научного издания, в котором принимают участие только студенты, аспиранты, магистры и даже школьники, и все мы смогли это сделать! Это еще и воплощение того девиза, с которым мы начинали работу над этим изданием, а именно, девиза «Наука как творчество». И, что кажется нам также принципиально важным, — это именно проект.

Напомним, как определяется это понятие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Проект (от лат. projectus — букв. брошенный вперед) 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел,

план» [Значение слова Проект... б/даты размещения];

«Проект — план или программа действий.., способ организации усилий по осуществлению намеченных целей и задач.., а также институциональная форма для воплощения определенного замысла» [Проект б/даты размещения].

Таким образом, проект Studia stuiosorum — это отправленный нами вперед, т.е. одновременно и к нашим будущим читателям и авторам, и в будущее нашей науки, посыл, это план, замысел и программа наших совместных действий — не только по подготовке и изданию следующих одноименных специальных выпусков Альманаха Пространство и Время, но, главное, по научению начинающих исследователей учиться работать над своим научным исследованием и написанием научных статей, наш способ организации наших совместных усилий для того, чтобы добиться успеха этого нашего замысла и — мы надеемся, институциональная форма для его воплощения (площадка электронного Альманаха). Мы надеемся на совместное продолжение нашего экспериментального проекта и на его — наш общий! — успех, на успех науки как совместной свободы творчества, свободы раскрывать потенциал в других и в самих себе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Значение слова Проект орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (поня-

тие) слова из словаря Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Традиция. Русская энциклопедия. Режим доступа: https://traditio.wiki/Проект.

2. Морен Э. Метод. Природа природы. М.: Канон+, Реабилитация, 2013.

3. Проект [Электронный ресурс] // Словари на Deport.ru. Режим доступа: http://lib.deport.ru/slovar

/bes/p/proekt.html.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Черных, В. И., Новикова, О. В., Гасанзаде, Н. И. К., Геворкян, И. С. Первый спецвыпуск «Studia studiosorum: Успехи молодых исследователей [Электронный ресурс] / В.И. Черных, О.В. Новикова, Н.И.К. Гасанзаде, И.С. Геворкян // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.002.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'

From the Editors

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'

Von Redakteuren

Новикова о.в., черных в.и., гасанзаде н.и.к., Геворкян и.с. первый спецвыпуск «Studia studiosorum: успехи молодых исследователей»

special issue "studia studiosorum: achievements of young researchers." the first step forward

Varvara I. Chernykh, M.Phil., postgraduate student at Peoples' Friendship University of Russia (Moscow), Publishing Editor of the thematic issue 'Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers'

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3658-3853

E-mail: varvara-i-chernykh@j-spacetime.com; onufrieva.varvara@yandex.ru

Orina V. Novikova, BA in Advertising & Public Relations (Lomonosov Moscow State University), CFO Russia, Project & Editorial Executive Secretary

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8303-8498

E-mail: orina-v-novikova@j-spacetime.com; orina.novikova@gmail.com

Nargiz I. K. Gasanzade, 4th-year student at the Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2350-2938

E-mail: nargiz-ik-gasanzade@j-spacetime.com; iznargiz@gmail.com

Irina S. Gevorkyan, Master of Animal Science, Junior Scientific Researcher at Scientific Research Institute for Disinfectology of Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, Moscow.

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9350-9372

E-mail: irina-s-gevorkyan@j-spacetime.com; Irgev83@yandex.ru

We represent the brief overview of the first thematic issue "STUDIA STUDIOSORUM: achievements of young researchers", the basic principles and methods in the compilation of the issue. The concept of the Almanac involves experimentation not only in the work to combine the disciplines, i.e. objects of knowledge, but also the subjects. In this sense, the important experience we had was the curation of a pupil who had never written any research papers.

What about other researchers' papers, we received a large number of various articles on different subjects, from cultural and sociological to the natural Sciences and their interdisciplinary equivalents. Not all withstood rigorous peer review and revision, due to the number of reasons, i.e. (i) many young scientists have no culture of reading, (ii) have no culture of 'listening' and 'understanding', (iii) plagiarism, and (iv) young scientists don't even know how to organise their work with the material. We wrote about it, asked for help, but again, due to the above-mentioned problems, the information support does not always reach the goal.

The Almanac made the move from the good level of 'incoming' content that only needed to be edited to 'educate' the young r e-searchers to build-up the high-level content.

Keywords: researches of young scientists; scientific and socio-humanitarian space; achievements of young researchers

References:

1. Morin E. Method. The Nature of Nature. Moscow: Kanon+ Publisher, Reabilitatsiya Publisher, 2013. (In Russian).

2. "Project." Dictionaries on Deport.ru. N.p., n.d. Web. <http://lib.deport.ru/slovar/bes/p/proekt.html>. (In Russian).

3. "The Meaning of the Word 'Project'. Spelling, Lexical Direct and Portable Meanings and Concepts of the Word from

the Encyclopedic Dictionary." Tradition. Russian Encyclopedia. N.p., n.d. Web. <https://traditio.wiki/Проект>.

(In Russian).

Cite MLA 7:

Chernykh, V. I., O. V. Novikova, N. I. K. Gasanzade, and I. S. Gevorkyan. "Special Issue Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers. The First Step Forward." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.002.>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.