Научная статья на тему 'Первый случай гнездования обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в жилой застройке города Тюмени'

Первый случай гнездования обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в жилой застройке города Тюмени Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый случай гнездования обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в жилой застройке города Тюмени»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1369: 4575-4582

Первый случай гнездования обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в жилой застройке города Тюмени

М.Ю.Лупинос, П.Е.Показаньева, С.Н.Юдашкин

Мария Юрьевна Лупинос, Полина Евгеньевна Показаньева, Станислав Николаевич Юдашкин. Тюменский государственный университет, Институт биологии, кафедра зоологии и эволюционной экологии животных, ул. Пирогова, д. 3, Тюмень, 625043, Россия. E-mail: mariya_lupinos@mail.ru; pokazanevapolina@mail.ru

Поступила в редакцию 10 ноября 2016

В последние годы у некоторых видов хищных птиц повсеместно проявляются синантропные тенденции. Это связано с продолжающимся перманентным антропогенным воздействием на природные ландшафты и увеличением площади селитебных территорий, в первую очередь урбанизированных ландшафтов, в результате чего для большинства видов птиц существенно изменяется естественная среда обитания. Многие птицы при росте городов оказываются «вобранными» в состав их фауны. В условиях современных городов выжить могут только наиболее толерантные и приспособленные виды (Божко 1971; Галу-шин 1982; Шепель 1992; Ильюх 2005; Рахимов 2008; Лыков 2016).

Особо наглядно такие изменения можно проследить в городах юга Западной Сибири, окружённых сельскохозяйственными землями. У многих видов пернатых хищников в силу их экологической специфики процесс урбанизации проходит довольно сложно, поскольку эти птицы с трудом адаптируются к жизни по соседству с человеком, не выдерживая антропогенного пресса, вынуждены отступать из расширяющейся городской территории. Несмотря на то, что для большинства видов хищных птиц изначально чужда урбанизированная среда, города всё же могут привлекать некоторых хищников более благоприятными в сравнении с естественными ландшафтами кормовыми, гнездовыми и защитными условиями (Бахтин и др. 2010; Ильюх 2015; Лыков 2016).

Город Тюмень — один из крупных городов Западной Сибири, центр Тюменской области, его современная площадь составляет 235 км2, общая численность населения — около 670 тыс. человек. Город расположен на Туринской низменности по берегам реки Туры. Территория города имеет геоморфологию речной долины, а также небольших увалов и грив. Правый берег Туры высокий и обрывистый, а левый представляет собой заозёренную низкую пойму (Бакулин, Козин 1996).

Тюмень находится в умеренном широтном поясе в центре Евразийского материка вдали от океанов и морей. Климат характеризуется су-

ровой, длительной и снежной зимой, тёплым и продолжительным летом, короткими переходными сезонами — весной и осенью — с частыми волнами холода и возвратами тепла. Среднегодовая температура воздуха +0.3°С, средняя температура января -17.8°С, июля - +17.2°С. Влияние города на климат проявляется в уменьшении прозрачности и чистоты воздуха, в повышении его температуры в сравнении с окрестностями и пригородными районами (на 2-4°С). Смягчающее действие оказывает река Тура, по берегам которой формируются наиболее комфортные зоны города (Иваненко, Булатов 1998).

Городская среда в Тюмени отличается высокой степенью биологического, ландшафтного и социокультурного разнообразия, сложившегося вследствие действия сложного комплекса экологических факторов как природного, так и антропогенного характера. В границах города существуют по крайней мере четыре гнездовых комплекса птиц, формирующих городскую среду: это птицы районов многоэтажной застройки, районов индивидуальной застройки (частного сектора), лесопарковой зоны, пойменных водоёмов и реки Туры (Лупинос 2013).

Первые сведения о птицах Тюмени принадлежат И.Я.Словцову (1892). В.Ф.Ларионов (1926) на территории Тюменского округа зарегистрировал 203 вида птиц, из них непосредственно в городе отметил 18 видов, из них только 9 были гнездящимися. В дальнейшем птиц Тюмени и её окрестностей эпизодически изучали А.Д.Шаронов (1963), А.М.Гынгазов и С.П.Миловидов (1977), С.Н.Гашев (1997). Лишь к середине-концу XX века появились специальные работы по гнездовой орнитофауне этого города (Граждан 1998; Лупинос 2013). Как показывают наши регулярные наблюдения, в настоящее время в Тюмени и её окрестностях отмечено 217 видов птиц (Лупинос 2013).

Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus (рис. 1) имеет очень широкое распространение: практически вся Европа, большая часть Азии и Африки (Дементьев 1951; Степанян 1975). В Сибири этот сокол распространён всюду, до юга тундровой зоны; на севере редок, на юге лесной зоны, в лесостепи и степи — самый обычный хищник. В то же время для него характерны значительные межгодовые флуктуации гнездовой плотности (Рябицев 2014).

Непосредственно на территории города Тюмени и Тюменского района пустельга является обычным гнездящимся видом. И.Я.Словцов в своей сводке «Позвоночные Тюменского округа и их распределение в Тобольской губернии» (1892) отмечает, что пустельга встречается во всей Тобольской губернии, исключая только полосы тундр. В Тюмени с июня по август 1884-1889 годов было добыто 5 экземпляров.

К.В.Граждан (1998) указывает пустельгу в качестве обычного гнездящегося вида Тюмени и Тюменского района. В 2009-2011 годах исследование влияния урбанизации на сообщества птиц на примере го-

рода Тюмени проводила М.Ю.Лупинос (2013). Пустельга была зарегистрирована в весенний и летний периоды 2010 года в лесопарковых и пойменных биотопах города. Средняя плотность этого сокола в пределах административной черты Тюмени составила 0.33 особей на 1 км2.

Рис. 1. Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus. Тюменский район. Июль 2016 года. Фото М.Ю.Лупинос.

Примечательно, что в весенне-летний сезон 2016 года в Тюмени впервые был зарегистрирован достоверный случай гнездования обыкновенной пустельги в чердачной нише 9-этажного кирпичного дома в одном из районов многоэтажной застройки города (рис. 2, 3).

В условиях Западной Сибири пустельги для гнездования предпочитают занимать старые гнёзда врановых и других птиц; отмечаются случаи гнездования этих соколов на опорах ЛЭП, в дуплах, на скалах; очень редко пустельги гнездятся на земле среди кустарников (Рябицев 2014). Эти сокола очень быстро адаптируются к жизни в городских условиях. Случаи гнездования пустельг в заброшенных постройках, в нишах и на чердаках домов, а также особенности их гнездовой биологии хорошо изучены на западе и востоке ареала (Полякова, Радецкий 1974; Резанов, Резанов 2004; Родимцев 2006; Спиридонов 2008; Щербаков, Березовиков 2011; Новикова, Пономарёв 2012; Ильюх 2015), но для территории Тюменской области таких данных в литературе нет. Соответственно, отмеченный нами случай успешного гнездования пары пустельг в нише многоэтажного дома в Тюмени является первым

зафиксированным достоверным случаем гнездования вида в условиях города и свидетельствует о начале колонизации этими соколами урбанизированных ландшафтов.

Рис. 2. Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus на электрическом проводе около гнезда. Тюмень, 6 июля 2016. Фото М.Ю.Лупинос.

Рис. 3. Чердачная ниша, используемая парой пустельг Falco tinnunculus для гнездования. Тюмень, 12 июня 2016. Фото М.Ю.Лупинос.

В целом возникновение городских популяций пустельг и переход птиц на гнездование в постройках человека очень растянут во времени. Например, во Владивостоке расселение пустельги происходило в 1960-1970-х годах; в Воронеже её достоверное гнездование установлено в границах жилых кварталов к началу 1970-х годов; в Ленинграде

первая попытка строительства соколами гнезда в вентиляционной отдушине дома датируется 1978 годом; в Ульяновске начиная с 2002 года отмечены неоднократные успешные случаи гнездования пустельги на технических этажах многоэтажных зданий (Лыков 2016).

Рис. 4. Обыкновенная пустельга Ра/со йппипси1ш во время охоты. Тюмень, 6 июля 2016. Фото П.Е.Показаньевой.

Рис. 5. Самец пустельги Falco tinnunculus с добычей. Тюмень, 18 июня 2016. Фото С.Н.Юдашкина.

В Тюмени 12 июня 2016 пару пустельг, охотящихся в воздухе за мелкими воробьиными птицами и временами присаживающихся на электрические провода около одной из чердачных ниш, расположенных на крыше 9-этажного дома по улице Евгения Богдановича, впервые удалось отметить Станиславу Юдашкину. При посещении этого места 15, 16, 18 и 21 июня мы регистрировали взрослых птиц, которые носили в гнездо корм — мышевидных грызунов, домовых воробьёв Passer domesticus и стрекоз (рис. 4, 5).

Район города, где поселились пустельги, представляет собой территорию многоэтажной застройки с панельными, реже кирпичными и блочными домами в 5-16 этажей, имеющие однообразную архитектуру, и низкие чердачные помещения. Для устройства гнезда пустельги выбрали место на границе новостроек и открытых участков — бывших сельхозугодий и пустырей, расположенных по улице Федюнинского с одной стороны, и лесных биотопов в районе СНО «Суходолье» и ЖК «Ожогина» — с другой (рис. 6). В таких экотонах выше биологическое разнообразие, следовательно, соколам здесь легче добывать корм для подрастающих птенцов.

Рис. 6. Жилые кварталы г. Тюмени и место гнездования пустельги.

6 июля 2016, при очередном наблюдении за соколиным семейством, в гнезде был отмечен последний птенец, которого докармливали родители (рис. 7). Остальные три птенца к этому времени уже покинули гнездо и держались в непосредственной близости от него, присаживаясь на крыши домов и в соседние пустые чердачные ниши. На следующий день в гнезде уже никого не было.

Таким образом, можно предположить что, в Тюмени происходит образование особой гнездовой группировки пустельг, отличающейся высокой толерантностью к городским условиям. Проведённые наблюдения и описанный случай гнездования соколов в жилой зоне Тюмени представляет собой феномен, отражающий адаптивные возможности этого вида птиц к полноценному использованию интенсивно преобразованного человеком пространства, который проявляется и на остальной части ареала вида. Благополучие пустельги целиком зависит от

наличия открытых пространств, пригодных для охоты. Уменьшение площади пустырей, сельскохозяйственных полей и других открытых местообитаний в результате застройки или использования под автостоянки, гаражи, склады, зарастание деревьями пойменных лугов — главные факторы, лимитирующие численность пустельги. Поэтому периферия Тюмени остаётся для этого вида прекрасным местообитанием.

Рис. 7. Последний птенец в гнезде пустельги ¥а1со йппипсиЫ. Тюмень, 6 июля 2016. Фото П.Е.Показаньевой.

Мы предполагаем, что колонизация города обыкновенной пустельгой с последующим формированием городской популяции могла начаться с заселения птицами городских лесопарков и лесов, граничащих с открытыми местообитаниями, где хищники гнездились на деревьях, занимая гнёзда врановых. После этого сокола могли освоить для гнездования жилую зону города с преобладанием высотных домов. В дальнейшем мы может ожидать появления пернатых хищников на гнездовании и в центральной части Тюмени.

Литератур а

Бакулин В.В., Козин В.В. 1996. География Тюменской области. Екатеринбург: 1-240. Бахтин Р.Ф., Важов С.В., Макаров А.В. 2010. Экология синантропной популяции чёрного коршуна в окрестностях Бийска, Алтайский край, Россия // Пернатые хищники и их охрана 20: 68-83.

Божко С.И. (1971) 2008. К характеристике процесса урбанизации птиц // Рус. орнитол.

журн. 17 (430): 1100-1112. Галушин В.М. 1982. Адаптации хищных птиц к современным антропогенным воздействиям // Зоол. журн. 61, 7: 1088-1096. Гашев С.Н. 1997. Интересные орнитологические находки в г. Тюмени и окрестностях // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 43-44.

Граждан К.В. 1998. Птицы Тюмени и Тюменского района // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 47-55.

Гынгазов А.М., Миловидов С.П. 1977. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины. Томск: 1-352.

Дементьев Г.П. 1951. Отряд хищные птицы Acipitres или Falconiformes // Птицы Советского Союза. М., 1: 70-341.

Иваненко А.С., Булатов К.В. 1998. Окрестности Тюмени. Тюмень: 1-240.

Ильюх М.П. 2005. Синантропизация и урбанизация хищных птиц и сов Предкавказья // Вестн. Ставрополь. ун-та 42: 71-80.

Ильюх М.П. 2015. Гнездящиеся хищные птицы города Нефтекумска и его окрестностей // Рус. орнитол. журн. 24 (1120): 949-970.

Ларионов В.Ф. 1926. Перечень птиц Тюменского округа // Изв. Томск. ун-та 77, 3: 185196.

Лупинос М.Ю. 2013. Антропогенная трансформация фауны и населения гнездящихся птиц на территории лесной зоны Тюменской области. Дис. ...канд. биол. наук. Пермь: 1-270 (рукопись).

Лыков Е.Л. 2016. Гнездование обыкновенной пустельги в городах Палеарктики: краткий обзор // Хищные птицы Северной Евразии: Проблемы и адаптации в современных условиях. Ростов-на-Дону: 333-337.

Новикова Л.М., Пономарёв А.В. 2012. О гнездовании обыкновенной пустельги в жилом строении в Нижегородской области, Россия // Пернатые хищники и их охрана 24: 211.

Полякова А.Д., Радецкий В.Р. (1974) 2012. К биологии обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в Тамбовской области // Рус. орнитол. журн. 21 (804): 2511-2513.

Рахимов И.И. 2008. Сокоолообразные в антропогенных ландшафтах Среднего Поволжья // Изучение и охрана хищных птиц Северной Евразии. Иваново: 137-139.

Резанов А.Г., Резанов А.А. 2004. Гнездование и охотничье поведение пустельги в естественном и урбанизированном ландшафте // Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках 15: 66-75.

Родимцев А.С. 2006. Экология размножения обыкновенной пустельги Falco tinnunculus и ушастой совы Asio otus в агроландшафтах Кемеровской области // Рус. орнитол. журн. 15 (326): 728-737.

Рябицев В.К. 2014. Птицы Сибири: справочник-определитель. М.; Екатеринбург, 1: 1438, 2: 1-452.

Словцов И.Я. 1892. Позвоночные Тюменского округа и их распределение в Тобольской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 1: 187-264.

Спиридонов С.Н. 2008. Экология обыкновенной пустельги в Республике Мордовия // Изучение и охрана хищных птиц Северной Евразии. Иваново: 149-151.

Степанян Л.С. 1975. Состав и распределение птиц фауны СССР. Неворобьиные Non-Passeriformes. М.: 1-372.

Шаронов А. Д. (1963) 2013. Из орнитологических наблюдений в окрестностях Тюмени // Рус. орнитол. журн. 22 (866): 919-920.

Шепель А.И. 1992. Хищные птицы и совы Пермского Прикамья. Иркутск: 1-296.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2011. К экологии обыкновенной пустельги Falco tinnunculus на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 20 (654): 895-902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.