Научная статья на тему 'Первый шаг в создании транспортной системы России'

Первый шаг в создании транспортной системы России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / РЕЛЬСЫ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / МОСТЫ / РЕШЕТЧАТЫЕ ФЕРМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаров А. В., Озеров М. С.

В статье рассматривается история строительства Николаевской железной дороги. На основе изучения железных дорог в Европе инженерами Мельниковым П.П. и Крафтом Н.О. были запроектированы основные технические параметры железной дороги. Особое внимание уделено самому процессу строительства. Отмечен выдающийся вклад российских ученых в создание транспортной системы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый шаг в создании транспортной системы России»

http://www.findpatent.ru/patent/235/2351049.html

© Кочкин Н.В,, 2018

УДК 656

А.В. Макаров, канд. тех. наук, ВолгГТУ, Волгоград М.С. Озеров, студент, ВолгГТУ, Волгоград

ПЕРВЫЙ ШАГ В СОЗДАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается история строительства Николаевской железной дороги. На основе изучения железных дорог в Европе инженерами Мельниковым П.П. и Крафтом Н.О. были запроектированы основные технические параметры железной дороги. Особое внимание уделено самому процессу строительства. Отмечен выдающийся вклад российских ученых в создание транспортной системы в России.

Ключевые слова:

российские инженеры, железная дорога, рельсы, подвижной состав, мосты, решетчатые фермы.

Современная Россия обладает мощнейшим транспортным комплексом. Этот комплекс создавался на протяжении двух веком. В начале этого периода принимались важнейшие решения о том, какой транспорт развивать и как. Отсталая экономика России не имела сколько-нибудь эффективного транспорта. Первые шаги по созданию железнодорожного транспорта были сделаны в первой половине девятнадцатого века. Потребовалось изучение опыта развитых стран и привлечение российских инженеров для решения столь масштабных задач. Созданный по указу императора корпус инженеров путей сообщения готовил военных инженеров, а его выпускники и профессора стали локомотивом строительства первой большой железной дороги. Для ознакомления с опытом создания и эксплуатации железных дорог в других странах, профессор Института Корпуса инженеров путей сообщения Павел Петрович Мельников и его ученик Николай Осипович Крафт были командированы в 1837 году за границу. Портреты Мельникова и Крафта представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Российские инженеры Мельников П. П. и Крафт Н. О.

~ 29 ~

Франция, Англия, Бельгия, Германия, Австрия - вот страны, где наши ученые подробно изучали строительство железных дорог, посещали заводы по производству паровозов и строительных машин. Эта поездка дала им обширный материал по проектированию и строительству железных дорог, созданию подвижного состава, возведению инженерных транспортных сооружений. Отчет по итогам поездки был огромным: пять томов объемом 1500 страниц и большое количество чертежей. Научная деятельность Мельникова П. П. позволила выработать методику выбора основных технических параметров железных дорог, в том числе и руководящего уклона, в зависимости не только от топографии местности, но и от грузооборота, от мощности локомотива, от себестоимости перевозок. Его отчет «Численные данные относительно железных дорог и применение их к дороге между Петербургом и Москвой» - уникальное научное исследование: технико-экономическое обоснование строительства первой железнодорожной магистрали в России. В начале 1841 года в ведомстве путей сообщения были рассмотрены проекты Мельникова по строительству Петербургско-Московской железной дороги. В составе, созданной правительством, комиссии работали Мельников и Крафт - главные исполнители задания комиссии.

1 февраля 1842 года указом Николая I П.П. Мельников был назначен начальником Северной дирекции (Петербург-Бологое), а Н.О. Крафт - начальником Южной дирекции (Бологое-Москва) строительства магистрали.

В соответствие с рекомендациями российских специалистов было принято решение строить сразу двух путную дорогу, так как в те годы грузооборот Петербурга составлял 1,3 млн. тонн грузов в год и однопутная магистраль не справилась бы с перевозками. Линия строилась с неевропейской колеей шириной 1524 мм, ставшей впоследствии стандартной на российских железных дорогах. Это так же было предложение Мельникова принявшего впоследствии должность министра путей сообщения.

На работы подрядчики нанимали обычных крепостных крестьян. Труд рабочих был сравним с каторжным. Земляные работы велись вначале на участках от Петербурга до Чудова и от Вышнего Волочка до Твери, а с 1845 года - на всём протяжении трассы. Параллельно с земляными работами строились здания и сооружения. Укладка верхнего строения пути велась из Санкт-Петербурга и Вышнего Волочка. Рельсы и подвижной состав доставлялись в Вышний Волочёк водным путём из Петербурга. На линии построили два больших вокзала в столицах, 34 станции, 190 мостов, 69 каменных и чугунных труб и 19 путепроводов. Первые рельсы - железные изготавливала фирма британского инженера Чарльза Виньоля. В 1880-х годах они были заменены отечественными, из стального проката. Еловые шпалы, служившие четыре года, заменялись сосновыми, а в 1886 году их начали пропитывать хлористым цинком, что давало увеличение срока службы до семи-восьми лет. Все мосты железной дороги строились на каменных опорах, кроме Мстинского, Веребьинского и моста через Сходню, у которых нижняя часть опоры - каменная, а верхняя - из дерева, обшитого железом. Малые мосты имели либо каменное, либо деревянное пролётное строение. Большие мосты исключительно с деревянными пролётами. Пять пролётов моста через Волхов, строившегося под руководством В. И. Граве, были длиной по 51 м, и один был разводным - десятиметровым.

18 августа 1851 года царский поезд из Петербурга, в котором ехали руководители строительства и Николай I, отправился от нового вокзала в Петербурге и прибыл в Москву через 21 час 45 минут. Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851 года.

По разным оценкам железная дорога обошлась казне в сумму от 65 млн. до 75 млн. рублей, что было дешевле европейских аналогов. Немалая заслуга в развитии железнодорожного транспорта принадлежит П.П. Мельникову. Этот блистательный инженер и ученый оставался скромным человеком. На торжествах по случаю его шестидесятилетия сказал «Не надо хвалить меня за то, что сделано усилиями всей страны».

Это труднейшая работа была первым шагом в создании сети железных дорог в России. Далее была построена дорога Петербург - Варшава. И уже через два три десятка лет началось строительство транссибирской железной дороги - магистрали связавшей центральную Россию с Приморьем.

До сих пор железные дороги у нас в стране строятся и развиваются. Задача сегодняшнего дня создание высокоскоростных железных дорог.

Список использованной литературы.

1. Верховской В. М. Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно: Вып. 1 - 2. - СПб., 1898-1899.

2. Биографии инженеров путей сообщения / Сост. Е.Н. Андреев. Вып. 1. -СПб.: тип. А. Бенке, 1889.-235 с.

3. Головачёв А.А. Железные дороги в России. История постройки. СПб.: тип. МПС (А. Бенке), 1888. - 257 с.

© Макаров А.В., Озеров М.С. 2018.

УДК 624.195

Макаров А.В.

к.т.н., доцент ВолгГТУ, г. Волгоград Павлова М.А. студент ВолгГТУ, г. Волгоград Дегтярева Л.Е. студент ВолгГТУ, г. Волгоград

ПЕРВЫЕ РОССИЙСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы проектирования и строительства первых железнодорожных тоннелей, построенных русскими военными инженерами. Расчет тоннельной обделки, методы ведения строительных работ и даже материалы были предложены отечественными специалистами. Один из построенных тоннелей - Ковенский функционирует и в настоящее время являясь действующим памятником транспортной архитектуры.

Ключевые слова:

железнодорожный транспорт, транспортная система, тоннель, сквозные фермы,

обделка, грунтовый отпор.

К середине XIX века развитие экономики Российской империи сдерживалось отсутствием транспортных коммуникаций. Транспорт в те времена ограничивался наличием гужевого транспорта и речных барж, которые тянулись бурлаками. Особенно остро встал вопрос развития транспорта и транспортной системы страны во время Крымской войны. Кадры для железнодорожного транспорта уже готовил институт корпуса инженеров путей сообщения, руководимый Бетанкуром А.А., который был создан 1810 году и выпускал военных инженеров. Огромные размеры страны требовали связать города и регионы единой транспортной системой. Этой системой стал железнодорожный транспорт, который в Европе и Америке уже развивался. Первые крупные железные дороги в России - это магистрали Петербург-Москва и Петербург-Варшава были запроектированы российскими инженерами. Со времен Петра Великого всеми важными работами в России руководили иностранные специалисты. Однако в первой трети XIX века благодаря открывшимся в Москве и Петербурге учебным заведениям появляется целая плеяда российских инженеров и ученых, постепенно вытесняющих иностранцев. Одним из этих ученых-инженеров является П. П. Мельников. Проектные работы и техническое руководство строительством магистрали Петербург-Москва осуществлялось Мельниковым П.П. и Крафтом Н.О. Жесткие нормативы по уклонам железной дороге требовали новых решений по прокладке рельсового пути. Выбор заключался в том, чему отдать предпочтение глубоким выемкам или тоннелям. Сравнительный вариант прокладки железнодорожного пути представлен на рисунке 1. Экономически целесообразными оказались тоннели, как перспективные искусственные сооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.