Научная статья на тему 'Первый российский профессорский форум'

Первый российский профессорский форум Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПРОФЕССОР / ПРОФЕССУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССОРСКИЙ ФОРУМ / SCIENCE / LAW / PROFESSOR / PROFESSORATE / EDUCATION / PROFESSORIAL FORUM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боброва Наталья Алексеевна

Представлен отчет о Первом Российском профессорском форуме, состоявшемся 1 февраля 2018 г. в Москве по инициативе Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST RUSSIAN PROFESSORIAL FORUM

The article presents a report on the First Russian professorial forum held on February 1, 2018 in Moscow on the initiative of the all-Russian public organization "Russian Professorial Assembly".

Текст научной работы на тему «Первый российский профессорский форум»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 001.92

DOI 10.24147/2542-1514.2018.2(1).180-184

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССОРСКИЙ ФОРУМ Н.А. Боброва

Международный институт рынка, г. Самара, Россия

Информация о статье Представлен отчет о Первом Российском профессорском форуме, состоявшемся

Дата поступления - 1 февраля 2018 г. в Москве по инициативе Общероссийской общественной организа-

7 февраля 2018 г. ции «Российское профессорское собрание».

Дата принятия в печать -

10 февраля 2018 г.

Дата онлайн-размещения -

20 апреля 2018 г.

The article presents a report on the First Russian professorial forum held on February 1, 2018 in Moscow on the initiative of the all-Russian public organization "Russian Professorial Assembly".

Ключевые слова

Наука, юриспруденция, профессор, профессура, образование, профессорский форум

THE FIRST RUSSIAN PROFESSORIAL FORUM Natalia A. Bobrova

International Market Institute, Samara, Russia Article info

Received - 2018 February 7 Accepted - 2018 February 10 Available online - 2018 April 20

Keywords

Science, law, Professor, professorate, education, professorial forum

1 февраля 2018 г. в Москве в Российском университете дружбы народов состоялось уникальное событие - Первый профессорский форум, в котором приняли участие более тысячи профессоров России всех специальностей. Форум организовала Обще-

Если рейтинги вузов и зеркало, то очень кривое зеркало.

Председатель Российского профессорского собрания

В.В. Гриб

российская общественная организация «Российское профессорское собрание» (РПС).

Учредительное собрание РПС состоялось 21 ноября 2016 г., а регистрация произошла менее года назад. Цели РПС обозначены в его уставе: развитие российской науки, российского высшего образования

в соответствии с запросами государства и общества; формирование фундаментальных академических ценностей, стандартов научной и академической деятельности; выявление фактов некорректного заимствования в научных трудах; развитие и содействие использованию фундаментальных и прикладных наук, современных исследований и опережающих высоких технологий; консолидация наиболее авторитетной части научно-педагогических работников России; формирование профессионального общественного мнения и конструктивных предложений по основным вопросам развития науки, высшего образования и политических, экономических, социальных преобразований в регионе и стране, ценностных ориен-таций учащихся и научной молодежи, а также содействие и оказание социальной защиты педагогическим и научным работникам; поддержание высокого профессионального и нравственного уровня; представление и защита прав и законных интересов членов организации; участие в развитии и осуществлении общественного контроля в Российской Федерации в рамках деятельности организации.

Первый профессорский форум РПС был поистине впечатляющим и по количеству выступающих (более сорока), и по составу президиума, и по организационным усилиям (памятные медали и сертификаты участникам, индивидуальные и коллективные экспресс-фотографии, бесплатные обеды, фуршет, кофе-брейк).

Буквально все доклады были чрезвычайно интересными. Как обнаружилось, у всего профессорского сообщества, вне зависимости от специальности и вуза, много общих проблем. Чего стоит только один прозвучавший на форуме афоризм: «Профессура ликвидирована как класс!» В самом деле, если раньше, при советской власти, профессор получал жалование на уровне первого секретаря райкома КПСС, то теперь это жалкие крохи от былого статуса.

Более того, во многих федеральных нормативных актах и локальных актах вузов вместо отдельной строки «доктор наук, профессор» лидируют строка «процент остепененности». Доктор наук фактически приравнивается к кандидату. Более того, руководству вузов в силу безудержного стремления к «экономической эффективности» и «самоокупаемости высшего образования» стало выгоднее брать двух-трех низкооплачиваемых молодых преподавателей с «потогонной нагрузкой», нежели оплачивать корифея. Это - удар по научным школам, удар по качеству образования.

В России - 29 800 профессоров. Статистика удручающая: один профессор на 5 тыс. россиян - самый низкий показатель в европейских странах. А если учесть, что половине из этих профессоров далеко за 60 лет, то речь идет о вымирании профессуры не только в фигуральном, но и в прямом смысле этого слова.

На форуме говорилось о расширении влияния науки на общество, ценности интеллектуального труда, престиже научной карьеры. Опубликован проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», и организаторы форума призвали к его активному обсуждению именно учеными, чего пока не наблюдается. Поправок к законопроекту много, но не от ученых.

Депутат Госдумы В.А. Никонов говорил об огромном количестве вызовов, связанных с интеллектуальной сферой. Воистину, мы переживаем четвертую промышленную революцию. По его словам, капитализация цифровой экономики в мире составляет порядка 600-900 млрд дол. США, а капитализация нефти и газа - лишь порядка 60 млрд дол. Вячеслав Алексеевич задал аудитории вопрос: «Готова ли Россия ответить на эти вызовы?» И ответил: «И да, и нет, так как нация в аспекте науки еще не оправилась от провала 90-х годов...»

В.А. Никонов привел статистику, согласно которой в России в четыре раза больше вузов, чем их было в СССР, а качество как школьного, так и высшего образования катастрофически упало. Он также подчеркнул: «Правительство отказалось от бездумной оптимизации вузов через их укрупнение. Эта политика была во имя попадания в международные рейтинги, но мы в них никогда не попадем, а что касается гуманитариев, то там вообще ценятся работы антироссийской направленности». И все эти увлечения индексами цитирования, особенно заграничными, пройдет, как детская сыпь. Да и стартовые условия неравные: весь бюджет России в сфере образования - это полтора бюджета Гарварда.

В.А. Никонов также подчеркнул, что аспирантуру унизили так же, как и профессоров. Ведь если смысл аспирантуры в том, чтобы лучшие выпускники учились у лучших профессоров, основателей научных школ, то теперь в аспирантуру может поступать любой, даже троечник, если заплатил за обучение. Соответственно, не обязательной стала защита диссертации после окончания аспирантуры. Этот показатель достиг своего критического минимума. Аспи-

рантура деградирует вслед за девальвацией высшего образования.

Вице-президент РАН А.Р. Хохлов напомнил, что в 1990-е гг. образовался Российский союз ректоров, чтобы вместе решить, как выживать, и ректорам дали зарплату, в 10-15 раз превышающую зарплату профессоров. Профессура унижена, а зачастую даже невыгодна вузу, поставившему на поток зарабатывание денег. Академик подчеркнул также, что профессорскому сообществу надо активизироваться в СМИ. Плохо, что ученые мало пишут о проблемах науки и о том, почему пропали как материальные, так и стимулы защищать докторские диссертации.

В самом деле, если профессор получает всего на 3 тыс. больше, чем кандидат наук, то зачем вообще надрываться, писать диссертацию, отдавая этому много драгоценных молодых лет, тратить нервы и средства на защиту диссертации, почти год ждать итогов ее рассмотрения в ВАК, чтобы в итоге получить жалкую надбавку к кандидатскому окладу. Поэтому молодые ученые не стремятся корптеть над докторскими диссертациями, довольствуясь кандидатской степенью, благо, при отсутствии на кафедре докторов наук, заведующим кафедрой может быть и кандидат. Однако заведование кафедрами кандидатами наук -далеко не благо, а беда высшего образования.

Приобрела невиданный ранее размах практика оформления совместителями вузов иностранных ученых, которые продолжают работать у себя на родине и редко появляются в России. Российский же вуз включает в свою отчетность публикации иностранного ученого, которыми тот отчитывается и здесь, и там, получая деньги и там, и здесь. Эти приписки и профанация подаются под видом международного научного обмена и повышения публикационной активности вуза в иностранных изданиях. Один из выступающих на форуме в сердцах завил: «Если б нашим ученым платили такие деньги, какие этим мнимым совместителям платят из нашего нищего бюджета, наши ученые... два-три раза больше сделали бы!»

С моральными стимулами тоже не лучше. На форуме один из выступающих, который только что вернулся из ФРГ, привел такой пример. Оказывается, в немецких паспортах в графе «фамилия гражданина» проставляется слово PROFESSOR в случае, если это паспорт профессора. И обращаться к такому гражданину принято не как к Бёллю, а как к профессору Бёллю. Слово «профессор» при обращении к такому гражданину должно звучать обязательно и в вузе, и в аэропорту.

Это вряд ли достижимо в России. Но пусть будет достижимо то, чтобы профессуру ценили как базу научных школ. Без профессуры нет и научной школы, а без нее наступает девальвация высшего образования как такового. По статистике, чтобы вырастить своего профессора, вузу требуется 20-25 лет. Каждый профессор - это имя, научная школа, яркое достижение вуза. Почему же профессоров, которые проработали в вузе десятки лет и показали высокое качество преподавания, заставляют так же, как и новичков, заполнять десятки никому не нужных бюрократических документов? Почему профессоров заставляют ежегодно (!) предоставлять в вуз справки об отсутствии судимостей, наркотической зависимости и психических заболеваний? Неужели профессор, которому за 60, в таком возрасте вдруг станет наркоманом? Доказывая обратное, профессор должен выстоять очередь в нарко- и психдиспансерах, заплатить деньги за эти, по сути, унизительные справки, чтобы еще год числиться в профессорах до очередной унизительной процедуры. Профессорский форум поднял проблему изменения законодательства в этой части, чтобы справки требовали лишь у вновь принимаемых на работу преподавателей, а у остальных - не чаще чем через 5 лет, причем профессоров от необходимости предоставления подобных справок нужно освободить совсем.

На каждом факультете должны висеть фотографии профессоров. Например, в актовом зале юридического факультета Воронежского университета на одной стороне висят портреты действующих профессоров, на другой - портреты профессоров, уже ушедших в мир иной. На каждого студента, находящегося в таком зале, дышит история альма-матер. Более того, на домах, где жили эти профессора, по решению властей Воронежа установлены памятные доски, на которых выбиты фамилия, имя, отчество профессора, специальность или факультет, на котором он работал, годы жизни. Вот это - уважение! Только в кошмарном сне этим профессорам приснилось бы, что с них требуют справки об отсутствии психического заболевания, судимости и наркотической зависимости.

Даже от кандидатов в депутаты не требуют подобных справок (кроме, разумеется, справки об отсутствии судимости). Участники форума говорили о том, что обязательность представления справок об отсутствии наркологической зависимости и психического заболевания должна быть сохранена только для вновь принимаемых в вуз преподавателей.

Если говорить о положительном опыте, то в Томской области есть должность вице-губернатора именно по науке и образованию, замещает которую Л.М. Огородова, также выступившая на форуме. Количество докторов наук в Томской области растет, а доля кандидатов и докторов в структуре профессорско-преподавательского состава достигла 75 %. Однако в целом по России вице-губернаторов, отвечающих за науку, не больше десяти. Но именно в этих регионах наблюдается тенденция к повышению материального и морального престижа профессорского звания, консолидирующего в себе качество научно-технического образования, формирующего вокруг себя научную школу из лучших магистрантов и аспирантов. Больше в данных регионах и научных грантов.

Многие выступающие подчеркнули, что нужно переходить от формального конкурса, состоящего из перечня бумаг и публикаций, к подлинной конкуренции в сфере образования, для чего предоставить преподавателям при замещении должностей право:

- на предложение о проведении всеми претендентами пробного занятия;

- выступление на ученых советах;

- видеозапись конкурсных процедур и доступ к

ней;

- полную информацию о должности (уровне оплаты труда, возмости служебного жилья и т. д.).

В Санкт-Петербургском университете эти права уже обеспечены, равно как и доплата за публикационную активность, а также право на бессрочный трудовой договор для профессора, что автоматически исключает унизительную процедуру ежегодного предоставления справок об отсутствии наркотической зависимости, судимости и психического заболевания.

В Уставе ряда вузов зафиксированы гарантии прав профессорско-преподавательского состава: а) на общественное обсуждение любых уставных вопросов, в том числе результатов конкурсов; б) рассмотрение ректоратом предложений по изменению приказов и распоряжений ректора; в) обжалование решений ректората.

Профессор из Вологды жаловался на «цунами» объединения вузов, назначение ВРИО ректора со стороны (будто нет своих профессоров), объединение трех гуманитарных кафедр в одну, ущемление гуманитарного профиля по принципу «шагреневой кожи», ведь гуманитарии не вписываются в коммерциализацию. То же самое наблюдается и в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева.

Но нельзя сводить университеты к коммерческим структурам, торгующим знаниями. Университет - это особая академическая среда, единство образования и воспитания, особого морально-психологического климата, в котором звание профессора является особо охраняемой ценностью. Иначе распадутся все остальные образовательные ценности. Четко звучала мысль о принятии Кодекса этики профессорского сообщества.

Такой кодекс - это одна из мер повышения морального престижа статуса профессора в обществе, ведь профессура - его интеллектуальная элита. В других странах статус профессора давно поднят на должную высоту, что способствует повышению нравственной планки общества в целом. Профессор - это бог образования в трех лицах: педагог, ученый, общественный деятель. На этих трех ипостасях базируется и любая научная школа. Как подчеркнул доктор юридических наук, профессор В.М. Баранов, «пока не будет научных школ, мы никогда не будем в мировых лидерах».

На форуме говорилось также о пагубном влиянии «болонского процесса» на качество высшего образования и других причинах девальвации высшего образования, особенно магистерского и так называемого дистанционного. Профессор из Нижнего Новгорода А.В. Князев подчеркнул, что дистанционное образование имеет как минимум три минуса, девальвирующих высшее образование: 1) отсутствие контроля за качеством лекций в Интернете; 2) отсутствие живого общения, обратной связи со студентами; 3) невозможность контроля качества знаний.

На конференции приводился и такой образный пример, что если в стране разрушено всё, кроме образования, то страна выходит из экономической ямы в 3-4 раза быстрее, легче. Однако наша страна, судя по отношению к профессуре, находится пока в кризисе. Надо уважать опыт профессоров и стимулировать молодых ученых на защиту докторских диссертаций, увеличивать количество и объем научных грантов, что и предполагается в 2018 г.

В ближайшее время РПС намерено провести мониторинг научных школ и довести его результаты до общественности, а также внести предложения по совершенствованию законодательства в целях повышения материального и морального престижа профессорского звания.

Форум наметил курс на дебюрократизацию высшего образования, когда профессор львиную долю своего рабочего времени должен тратить на нелепые методические материалы. Эта проблема

получила название «бумажного беспредела». Было уделено также внимание современным вызовам, стоящим перед высшим образованием. Но это отдельная большая тема.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Боброва Наталья Алексеевна - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры конституционного и административного права Международный институт рынка 443030, Россия, г. Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21 e-mail: bobrovana@mail.ru SPIN-код: 4558-9297; AuthorlD: 249980

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Боброва Н.А. Первый Российский профессорский форум / Н.А. Боброва // Правоприменение. -2018. - Т. 2, № 1. - С. 180-184. - 001: 10.24147/ 2542-1514.2018.2(1).180-184.

Подытожить весь объем информации форума можно афористично: профессура должна уметь отстаивать не только свои идеи, но и свой статус в современном обществе.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Natalia A. Bobrova - Doctor of Law, Professor, Honoured Lawyer of the Russian Federation, Professor, Department of Constitutional and Administrative Law

International Market Institute

21, G.S. Aksakova ul., Samara, 443030, Russia

e-mail: bobrovana@mail.ru

SPIN-code: 4558-9297; AuthorlD: 249980

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Bobrova N.A. The First Russian professorial forum. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2018, vol. 2, no. 1, pp. 180-184. DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(1).180-184. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.