Научная статья на тему 'Российское профессорское собрание'

Российское профессорское собрание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российский профессор / научно-педагогический работник / общественная организация / развитие системы высшего образования / Russian Professor / scientific and pedagogical worker / public organization / development of higher education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Семенович

Развитие общества и государства на современном этапе во многом определяется состоянием науки и образования, а последние будут эффективными только тогда, когда профессия научно-педагогического работника будет пользоваться уважением. Для повышения авторитета российского профессора, продолжения славных отечественных образовательных и научных традиций, сохранения и преумножения научного потенциала в 2016 г. была учреждена Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание». Целями Российского профессорского собрания являются развитие российской науки, российского образования и формирование профессионально-общественного мнения, в том числе конструктивных предложений по основным вопросам развития науки и высшего образования, политических, экономических и социальных преобразований в регионе и стране, ценностных ориентаций учащихся и научной молодежи. За время своего существования Российское профессорское собрание успешно реализовало ряд проектов, самым значимым из которых стал Первый профессорский форум, проведенный в феврале 2018 г. в Москве в здании Российского университета дружбы народов, собравший более 1000 профессоров из 65 регионов России, а также профессоров из зарубежных стран. 6–7 февраля 2019 года в Москве проходил II форум Российского профессорского собрания на тему «Наука. Образование. Регионы». В общероссийском форуме приняли участие преподаватели и руководители отечественных вузов, эксперты в области образовательной политики, чиновники профильных министерств и ведомств. Основной задачей общественной организации является создание условий для прямого диалога между представителями университетов и государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Professor's meeting

The Development of society and the state at the present stage is largely determined by the state of science and education, and the latter will be effective only when the profession of scientific and pedagogical worker will be respected. In order to increase the authority of the Russian Professor, to continue the glorious Russian educational and scientific traditions, to preserve and increase the scientific potential, the all-Russian public organization "Russian professorial Assembly" was established in 2016. The objectives of the Russian professorial meeting are the development of Russian science, Russian education and the formation of professional and public opinion, including constructive proposals on the main issues of science and higher education development, political, economic and social reforms in the region and the country, value orientations of students and scientific youth. During its existence, the Russian professorial Assembly has successfully implemented a number of projects. The most significant of the projects was the First professorial forum held in February 2018 in Moscow in the building of people’s friendship Russian University, gathered more than 1,000 professors from 65 regions of Russia and professors from foreign countries. February 6-7, 2019 Moscow hosted the II forum of the Russian professorial meeting on " Science. Education. Regions». The all-Russian forum was attended by teachers and heads of domestic universities, experts in the field of educational policy, officials of relevant ministries and departments. The main task of the public organization is to create conditions for direct dialogue between representatives of universities and government agencies.

Текст научной работы на тему «Российское профессорское собрание»

УДК 378 DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-18-24

Российское профессорское собрание

Кузнецов А.С.*

Набережночелнинский государственный педагогический университет г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru*

Обзорная статья

Аннотация: Развитие общества и государства на современном этапе во многом определяется состоянием науки и образования, а последние будут эффективными только тогда, когда профессия научно-педагогического работника будет пользоваться уважением. Для повышения авторитета российского профессора, продолжения славных отечественных образовательных и научных традиций, сохранения и преумножения научного потенциала в 2016 г. была учреждена Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание». Целями Российского профессорского собрания являются развитие российской науки, российского образования и формирование профессионально-общественного мнения, в том числе конструктивных предложений по основным вопросам развития науки и высшего образования, политических, экономических и социальных преобразований в регионе и стране, ценностных ориентаций учащихся и научной молодежи. За время своего существования Российское профессорское собрание успешно реализовало ряд проектов, самым значимым из которых стал Первый профессорский форум, проведенный в феврале 2018 г. в Москве в здании Российского университета дружбы народов, собравший более 1000 профессоров из 65 регионов России, а также профессоров из зарубежных стран. 6-7 февраля 2019 года в Москве проходил II форум Российского профессорского собрания на тему «Наука. Образование. Регионы». В общероссийском форуме приняли участие преподаватели и руководители отечественных вузов, эксперты в области образовательной политики, чиновники профильных министерств и ведомств. Основной задачей общественной организации является создание условий для прямого диалога между представителями университетов и государственных структур.

Ключевые слова: российский профессор, научно-педагогический работник, общественная организация, развитие системы высшего образования.

Для цитирования: Кузнецов А.С.* Российское профессорское собрание. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 18-24. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-18-24

Russian Professor's meeting

Aleksandr S. Kuznetsov*

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru*

Review article

Abstract: The Development of society and the state at the present stage is largely determined by the state of science and education, and the latter will be effective only when the profession of scientific and pedagogical worker will be respected. In order to increase the authority of the Russian Professor, to continue the glorious Russian educational and scientific traditions, to preserve and increase the scientific potential, the all-Russian public organization "Russian professorial Assembly" was established in 2016. The

objectives of the Russian professorial meeting are the development of Russian science, Russian education and the formation of professional and public opinion, including constructive proposals on the main issues of science and higher education development, political, economic and social reforms in the region and the country, value orientations of students and scientific youth. During its existence, the Russian professorial Assembly has successfully implemented a number of projects. The most significant of the projects was the First professorial forum held in February 2018 in Moscow in the building of people's friendship Russian University, gathered more than 1,000 professors from 65 regions of Russia and professors from foreign countries. February 6-7, 2019 Moscow hosted the II forum of the Russian professorial meeting on " Science. Education. Regions». The all-Russian forum was attended by teachers and heads of domestic universities, experts in the field of educational policy, officials of relevant ministries and departments. The main task of the public organization is to create conditions for direct dialogue between representatives of universities and government agencies.

Key words: Russian Professor, scientific and pedagogical worker, public organization, development of higher education system.

For citation: Aleksandr S. Kuznetsov*. Russian Professor's meeting. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14 (1): 18-24. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-18-24

Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» (РПС) создана на учредительном съезде 21 ноября 2016 года.

Председателем Наблюдательного совета Российского профессорского собрания избран Предсе-датель ВАК РФ, ректор РУДН, академик РАО Владимир Михайлович Филиппов.

Председателем Российского профессорского собрания избран заведующий кафедрой «Правовые основы управления» МГИМО (У) МИД, член Общественной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор Владислав Валерьевич Гриб.

Руководителем Центрального аппарата Российского профессорского собрания назначен директор центра «Цифровые технологии в экономике» РУДН, доктор экономических наук Андрей Александрович Панарин.

Российское профессорское собрание является общероссийской общественной организацией, объединяющей докторов наук и профессоров различных направлений. В настоящее время создано 73 региональных отделения в субъектах РФ. РПС создано для содействия развитию системы высшего и послевузовского образования, преобразованию данной сферы общественной деятельности в реальную производительную силу, содействующую становлению устойчивого, инновационно-ориентированного, социального государства, формированию экономики, осно-

ванной на знаниях, а также для защиты интересов научно-педагогического сообщества.

Учредительная конференция Российского профессорского собрания прошла 21 ноября 2016 г. в Москве, в Центральном доме ученых. Участие в конференции приняли более 500 представителей Московского, Сибирского, Северного, Санкт-Петербургского и ряда других региональных профессорах собраний. Присутствовали профессора и доктора наук большинства научных специальностей, в том числе представители из состава ректорского корпуса вузов России, академики и члены-коррспонденты РАН, РАО, а также представители ряда зарубежных вузов и научных объединений.

Целями РПС согласно Уставу являются:

1. Поддержка и развитие академических свобод.

2. Формирование фундаментальных академических ценностей, стандартов научной и академической деятельности.

3. Выявление фактов некорректного заимствования в научных трудах российских ученых; развитие российской науки, российского высшего образования в соответствии с запросами государства и общества.

4. Развитие и содействие использованию фундаментальных и прикладных наук, современных исследований и опережающих высоких технологий.

5. Консолидация наиболее автори-

тетной части научно-педагогических работников России.

6. Формирование профессионального общественного мнения и конструктивных предложений по основным вопросам развития науки и высшего образования, политических, экономических и социальных преобразований в регионе и стране, ценностных ориентаций учащихся и научной молодежи, а также содействие в оказании социальной защиты педагогическим и научным работникам.

7. Поддержание высокого профессионального и нравственного уровня.

8. Представление и защита прав и законных интересов членов Организации.

9. Участие в развитии и осуществлении общественного контроля в Российской Федерации в рамках деятельности Организации.

10. Развитие всестороннего сотрудничества между представителями различных научных сообществ, содействие укреплению связей между представителями бизнес-сообщества и представителями науки.

11. Осуществление профессионально-общественной аккредитации и общественной сертификации образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций, основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, общественной аккредитации научных периодических изданий.

Осуществление общественной экспертизы законопроектов в установленном порядке с целью совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области науки и образования.

В Учредительном съезде Российского профессорского собрания, прошедшем 21 ноября 2016 г. в городе Москве в Центральном доме ученых, приняли участие более 500 представителей научно-педагогических сообществ различных специальностей - профессора ведущих российских университетов, представители из состава ректорского корпуса, академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, Российской академии образования, пред-

ставители ряда зарубежных вузов и научных объединений. За два года своего существования Российское профессорское собрание создало ре-гиональ-ные отделения почти во всех субъектах РФ.

Целями Российского профессорского собрания являются развитие российской науки, российского образования и формирование профессионально-общественного мнения, в том числе конструктивных предложений по основным вопросам развития науки и высшего образования, политических, экономических и социальных преобразований в регионе и стране, ценностных ориентаций учащихся и научной молодежи. За время своего существования Российское профессорское собрание успешно реализовало ряд проектов, самым значимым из которых стал Первый профессорский форум, проведенный в феврале 2018 г. в Москве в здании Российского университета дружбы народов, собравший более 1000 профессоров из 65 регионов России, а также профессоров из зарубежных стран. Программа Профессорского форума была построена на обсуждении актуальных проблем российского образования и науки между представителями органов власти и профессорским сообществом России. Форум стал площадкой для конструктивного диалога между научно-педагогическими сообществами России и органами государственной власти.

Заключены соглашения о сотрудничестве Российского профессорского собрания с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Международной Ассоциацией Профессорско-преподавательского состава университетов (IAUPL), с Ассоциацией «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности», Межрегиональной общественной организацией «Лига преподавателей высшей школы» и многими другими.

Представители Российского профессорского собрания проводят форумы и конференции, регулярно принимают участие в совещаниях по вопросам развития науки и образования, проводимых органами государственной власти.

Общенациональная премия «Профес-

сор года» учреждена РПС в целях сохранения и дальнейшего развития научного потенциала российской науки и высшего образования, стимулирования научно-технического развития и поощрения выдающихся научных и педагогических работников. Премия присуждается по отраслевым и региональным научным номинациям.

Премия присуждается ученым без ограничения возраста, являющимся гражданами РФ, работающим в научных организациях или образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории РФ, и имеющим выдающиеся научные результаты в области образования и науки.

Выдвижение претендентов осуществляется учеными советами научных учреждений и высших учебных заведений, расположенных на территории РФ, либо членами РПС.

Научные советы по поручению Комиссии по присуждению общенациональной премии «Профессор года» рассматривают представления и документы претендентов и представляют заключения в данную Комиссию. Комиссия принимает решение о присуждении премий лауреатам с учетом заключений научных советов.

Перечень номинаций общенациональной премии «Профессор года»:

• Биологические науки

• Естественные науки

• Искусствоведение и культурология

• Исторические науки

• Медицинские науки

• Науки о Земле

• Педагогические науки

• Политические науки

• Психологические науки

• Сельскохозяйственные науки

• Социологические науки

• Технические науки

• Физико-математические науки

• Химические науки

• Экономические науки

• Юридические науки

• Региональные номинации (по субъектам Российской Федерации).

Также был проведен ряд отраслевых форумов и круглых столов - Медицинский профессорский форум «Межотраслевая интеграция и передовые технологии в здравоохранении» (Ярославль, 5-6 декабря 2018 года), Круглый стол «Актуальное законодательство обеспечения научной и образовательной деятельности» (Красноярск, 20 сентября 2018 г.) и др.

1 февраля 2018 года состоялся Первый профессорский форум «Проблемы современной науки и высшего образования: новые взгляды».

Идейный вдохновитель Первого профессорского форума - Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» - основной задачей Форума видела организацию общения на профессиональной основе профессоров, руководителей ведущих университетов, научных коллективов, ведущих представителей научно-педагогических сообществ. В работе Форума участвовали представители ведущих вузов России и стран Содружества, Министерства образования и науки, иных органов государственной власти России, органов управления образованием стран Содружества, Российской академии наук, Российской академией образования. Их присутствие в рамках мероприятий Форума обеспечило актуальность и злободневность обсуждаемых вопросов и поднимаемых проблем.

Миссия Форума заключалась в объединении под своей эгидой представителей различных научно-педагогических сообществ, академий наук, Министерства образования и науки, иных государственных органов, деятельность которых оказывает воздействие на развитие образования и науки, выработке рекомендаций законодательным и исполнительным органами власти, а также в определении вектора развития Российского профессорского собрания.

В рамках форума рассматривались следующие вопросы:

- проблемы современного образования и науки, пути решения;

- аттестация научно-педагогических кадров и т.д.

За год собранию удалось решить многие из поставленных тогда задач и провести большую работу по формированию своей структуры.

6-7 февраля 2019 года в Москве проходил II форум Российского профессорского собрания на тему «Наука. Образование. Регионы».

В общероссийском форуме приняли уча-

стие преподаватели и руководители отечественных вузов, эксперты в области образовательной политики, чиновники профильных министерств и ведомств. Основной задачей общественной организации является создание условий для прямого диалога между представителями университетов и государственных структур.

На форуме обсуждались три основные проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы в настоящее время:

1. Трудоустройство выпускников

По статистике лишь 70 % выпускников университетов в России официально трудоустраиваются по специальности, а это значит, что система определения квот для приема абитуриентов нуждается в доработке.

2. Вызовы эпохи цифровых технологий

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке О. Н. Смолин в своем выступлении на форуме отметил, что финансирование образования и науки по-прежнему недостаточно для создания необходимых условий для преодоления экономического и технологического отставания России от развитых стран. Частично решить проблему нехватки финансирования могли бы массовые открытые онлайн-курсы, созданные ведущими преподавателями и учёными. Однако до сих пор Рособрнадзор не предоставил всех необходимых документов, чтобы вузы получили возможность полноценно работать над созданием МООКов.

3. Постоянные проверки университетов надзорными органами

На форуме многие представители университетского сообщества отмечали чрезмерное количество проверок со стороны государственных структур, а также большое число отчётов, которые вузы вынуждены ежегодно готовить. Такое положение дел приводит к тому, что у большинства преподавателей и сотрудников университета просто не остаётся времени и сил на полноценную работу со студентами и повышение собственной квалификации.

По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Н. А. Наумовой, планируется, что количество проверок будет сокращаться. Также разрабатываются механизмы независимой экспертизы качества образования в высшей школе.

Второй Профессорский форум стал площадкой для подведения итогов и определения новых целей. На сегодняшний день РПС создало региональные отделения почти во всех субъек-

тах РФ, объединило более пяти тысяч профессоров из 170 университетов и научных институтов. И если в прошлом году форум собрал порядка тысячи участников, то в этом - более полутора тысяч. В их числе - порядка сотни ректоров вузов, представители различных министерств и ведомств, Общественной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, руководители органов образования субъектов РФ, академики РАН и РАО и др.

Изменился и формат мероприятия: расширенная повестка потребовала уже не однодневной, а двухдневной программы. Ее добрая половина была посвящена ключевым вопросам подготовки научно-педагогических кадров, включая новые подходы к их аттестации, а также задачам региональных отделений РПС и актуальным проблемам в разных отраслях науки (16 заседаний), приоритетным и наиболее перспективным направлениям научных исследований.

Предметом дискуссий стали не только пути реализации национальных проектов "Наука" и "Образование", но и широко обсуждаемые в сообществе "болевые точки". Среди них - необходимость расширения понятия "ведущие вузы", реформирование системы государственной аттестации статусных университетов, аудиторная нагрузка профессуры, трудности с публикацией статей российских ученых-гуманитариев в западных журналах, вовлечение региональной власти и бизнеса во взаимодействие с высшей школой. Как пообещал журналистам в преддверии праздника науки председатель Российского профессорского собрания, заведующий кафедрой гражданского общества Московского государственного института международный отношений (университета) МИД РФ Владислав Гриб на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", итоговая резолюция Профессорского форума и рекомендации участников будут направлены в органы исполнительной власти субъектов, Ми-нобрнауки, Госдуму, Общественную палату. Он подчеркнул, что РПС уделяет особое внимание научной составляющей деятельности университетов:

- Без развития университетской науки

нам не реализовать поставленных перед страной стратегических целей. Поэтому поддержка экономическими мерами, региональными бюджетами научно-образовательных центров в регионах - один из приоритетов для нашего собрания.

"Важным механизмом связи" федерального центра с вузовским сообществом регионов назвал РПС сопредседатель наблюдательного совета Российского профессорского собрания, председатель ВАК РФ, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов.

- Необходимо, чтобы голос того, кто каждый день выходит в аудиторию либо проводит научные исследования, был услышан на самом высоком уровне. Никто, кроме вас, не знает больше о проблемах, с которыми сталкиваются сегодня российская наука и образование, и без вас никто не сможет найти оптимальные пути их решения, - сказал он в своем обращении к участникам форума. Среди членов РПС есть рядовые преподаватели, деканы факультетов, которые благодаря этому "механизму" могут многое поведать руководству Минобрнауки, плотно взаимодействующему с молодой профессорской организацией. В то же время и представители министерства получили возможность доносить до профессуры свои инициативы и говорить с ней о проблемах напрямую, а не только через ректоров.

Еще одна полезная функция РПС - установление диалога с региональной властью и усиление на местах влияния большого экспертного сообщества, которое, собственно, и представляют участники собрания.

- Задача РПС не только защищать интересы своих членов, как кто-то может подумать, но прежде всего определять прогрессивное на-

Статья поступила в редакцию: 06.02.2019

правление нашего развития с учетом потребностей федерального центра и регионов, используя опыт и потенциал рядовых профессоров, - подчеркнул В.Филиппов.

Сопредседатель собрания обратил внимание на то, что на местах - в Томской области, Красноярском крае и других регионах - за последние двадцать лет накоплен свой опыт работы профессорских объединений. С созданием РПС появилась возможность привлечь внимание к их работе на федеральном уровне.

- При Российском профессорском собрании созданы порядка 20 специальных комиссий и советов, которые собирают предложения от региональных отделений, обсуждают и находят компромиссные решения конкретных проблем, - сообщил также В.Филиппов.

В числе высоких зарубежных гостей нынешнего форума - вице-президент Международной ассоциации университетских профессоров и доцентов при ЮНЕСКО Олег Курбатов. В.Гриб рассказал, что в прошлом году РПС вошло в эту структуру, включающую порядка 10 профессорских сообществ Франции, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов и других стран. Сотрудничает наше собрание и с партнерами из ближнего зарубежья - Казахстана, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. Тесные контакты налажены с белорусской и болгарской профессурой, а недавно поступило предложение открыть представительство РПС в Сербии.

По итогам профессорского форума была принята резолюция, которая должна способствовать созданию необходимой законодательной базы для повышения качества высшего образования в стране.

Кузнецов Александр Семенович - доктор педагогических наук, профессор, Набереж-ночелнинский государственный педагогический университет, 423806, Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, дом 28, e-mail: kuznetsov-as@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.