лт Менеджмент в здравоохранении
- -
И.В. Пачгин, Ю.В. Осипова,
Территориальный фонд ОМС Кемеровской области, г. Кемерово, Россия
ПЕРВЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ФОНДОДЕРЖАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 614.2
Пачгин И.В, Осипова Ю.В. Первый опыт внедрения фондодержания в медицинских организациях Кемеровской области (Территориальный фонд ОМС Кемеровской области, г. Кемерово) Аннотация: Показана положительная тенденция финансовых результатов и сокращение дополнительных расходов на медицинскую помощь в результате внедрения фондодержания в медицинских организациях Кемеровской области. Расходы на медицинскую помощь производились в рамках муниципальных заданий территорий. Достигнута основная цель внедрения фондодержания — смещение объемов медицинской помощи со стационарной помощи на амбулаторный уровень.
Ключевые слова: фондодержание, расходы на медицинскую помощь, экономическая результативность.
Шондодержание является способом оплаты медицинской помощи, способствующим повышению структурной эффективности здравоохранения, при котором средства передаются амбу-латорно-поликлиническому учреждению по подушевому нормативу на каждого прикрепленного гражданина и включает затраты на амбулатор-но-поликлиническую, стационарную помощь и стационарозамещающие технологии. Поликлиника получает средства и право управления ими для расчетов за предоставляемые прикрепленному населению услуги консультативно-диагностических и больничных организаций. Организация-фондодержатель заинтересована в рациональном расходовании финансовых средств, поскольку часть экономии этих средств может использовать на экономическое и социальное развитие организации и материальное стимулирование сотрудников.
С 2008 года в Кемеровской области в порядке эксперимента реализуется оплата медицинской помощи в условиях полного фондодержания на базе ряда медицинских организаций. Первоначально определены 19 медицинских организаций, работающих на территориях, где отсутствует возможность выбора врачами и пациентами медицинской организации. Такой подход определен возможностью выборки страховыми организациями оказанной медицинской помощи населению, прикрепленному к фондодержателю. В процессе внедрения централизованного расчета стоимости медицинской помощи и формирования актуальной базы оказанной медицинской помощи, появилась возможность анализировать потребление медицинских услуг гражданами, прикрепленными к поликлинике вне зависимости от количества амбулаторно-поликлинических учреждений на территории. Это позволило увеличить число участников проекта еще на 4 организации, работающие на территориях, где не-
И.В. Пачгин, Ю.В. Осипова, 2011 г.
1енеджер №Э
здравоохранения 3011
1636
1643
1453
1488
2009 ■ 2010
47
88
-35 -7
Утвержденный бюджет
Фактические расходы
Финансовый результат
сколько организации оказывают первичную медико-санитарную помощь.
Ежегодно для фондодержателей определяется бюджет, соответствующий планируемым расходам на оказание медицинской помощи прикрепленному населению. Для компенсации возможных рисков в страховых медицинских организациях формируется страховои запас, которыИ является исключительно расчетной, условной величиной и используется при превышении расходов фондодержателя на оказание медицинскои помощи над плановыми показателями сформированного бюджета.
Финансовый результат работы фондодер-жателеи определяется два раза в год, при этом оценивается как фактические затраты на оказание медицинской помощи прикрепленным гражданам соотносятся с бюджетом фондодержателя. Если фактические затраты меньше плановых, формируется экономия (остаточныИ доход), и часть этоИ суммы перечисляется на счет фондодержателя (чистыИ доход). В случае превышения фактических затрат, привлекается страховой запас СМО. Если средств страхового запаса недостаточно для компенсации дополнительных расходов, оплата производится за счет средств фондодержателя (20%) и за счет средств СМО.
Страховой запас
Рис. 1. Динамика результатов фондодержания (млн. руб.)
В 2010 году в рамках полного фондодержания работали:
• 20 организации муниципальной формы собственности;
• 2 частные организации;
• 1 организация ведомственной принадлежности.
Бюджет фондодержателей на 2010 год утвержден в размере 1636 млн. руб. Рост к
2009 году составил 12%. Страховой запас СМО при фондодержании сформирован в размере 88 млн. руб. Фактические расходы на медицинскую помощь составили 1643 млн. руб. и превысили расходы 2009 года только на 10% (рис. 1).
В 2010 году вдвое увеличилось количество фондодержателей с положительным финансовым результатом работы (5 в 2009 году, 11 в 2010 году). Сумма остаточного дохода в
2010 году составила 25 млн. руб., рост — 73% по отношению к остаточному доходу 2009 года. При этом чистыИ доход фондодержателей составил 14 млн. руб. Остальная сумма направлена на пополнение страхового запаса СМО.
У 12 медицинских организациИ-фондодер-жателеИ сложились отрицательные результаты. По отношению к 2009 году их количество
№3 Менеджер
3011 здравоохранения /
заметно сократилось (в 2009 году 17 организаций допустили расходы сверх утвержденного бюджета). Всего дополнительные расходы в 2010 году составили 32 млн. руб., что на 17 млн. руб. (35%) ниже, чем в 2009 году. Все дополнительные расходы произведены в рамках страхового запаса, таким образом, фондодержатели убытков в 2010 году не понесли.
Иная ситуация складывалась в 2009 году. Дополнительные расходы на медицинскую помощь превысили страховой запас СМО по 10 медицинским организациям. Убытки фондодержателей в 2009 году составили 4 млн. руб. или 9% от дополнительных расходов, 27 млн. руб. (55%) были возмещены за счет страхового запаса и 18 млн. руб. (36%) за счет средств СМО.
В целях повышения качества, предоставляемых медицинских услуг, расчет чистого дохода производится с учетом достигнутого значения модели конечных результатов. Утвержденная модель включает в себя оценку показателей, отражающих не только выполнение объема услуг, но и качество профилактики, приводящей к снижению госпитализаций, вызовов скорой медицинской помощи и прочие показатели. Оценка всех показателей выводится в коэффициент достижения результата. С учетом этого коэффициента рассчитывается итоговая сумма чистого дохода медицинской организации-фондодержателя.
По итогам 2010 года значение данного коэффициента колеблется от 0,82 до 1. Четыре фондоджержателя из 11 достигли максимального значения, что является высоким результатом. В 2009 году ни один из фондодержателей не достиг максимального результата.
По итогам работы за два последних года определились три группы медицинских организаций:
1. Имеющие стабильный положительный финансовый результат фондодержания в 2009 и 2010 году:
— МУЗ «Беловская ЦРБ»;
— МУЗ «Крапивинская ЦРБ»;
— МЛПУ «ГБ №9» г. Новокузнецк;
— ЗАО МСЧ «Центр здоровья «Энергетик» г. Кемерово.
ООО «Общая (групповая) врачебная практика» г. Юрги начала свою работу в рамках фондодержания в 2010 году и завершила год с положительным финансовым результатом.
2. С положительной динамикой финансового результата по отношению к прошлому году.
МНУ «ГБ» г. Полысаево, имея в прошлом коду 2,9 млн. руб. дополнительных затрат, в этом году перешла в категорию прибыльных — 5,1 млн. руб. экономии, такая же ситуация по МУЗ «ЦРБ Ленинск-Кузнецкого района», МУ «Юргинская РБ», МУЗ «Яйская ЦРБ», МУЗ «Яшкинская ЦРБ», ООО «Сибирское здоровье» г. Кемерово. Имеют отрицательный финансовый результат в 2009 и 2010 гг., но положительную динамику к снижению расходов на медицинскую помощь следующие фондодержатели: МУЗ «ЦГБ» г. Калтан, МУЗ «ЦРБ» Ижморский район, МУЗ «ЦРБ Кемеровского района», МУ «ЦРБ Прокопьев-ского района», МУЗ «Тяжинская ЦРБ».
3. С отрицательным финансовым результатом в 2009 и 2010 гг. Увеличение расходов на медицинскую помощь в 2010 году по сравнению с 2009 годом имеют следующие фондодержатели: МУЗ «ЦГБ» г. Березовский, МУЗ «ЦГБ» г. Междуреченск, МУЗ «ЦГБ» г. Мыски, МУЗ «ЦРБ Тисульского района», МУЗ «ЦРБ Чебулинского района». НУЗ «Узловая больница на ст. Тайга ОАО «РЖД», в 2009 году имея остаточный доход, в 2010 году ухудшила свои показатели, фактические расходы превысили бюджет фондодержателя. У медицинского учреждения «ЦРБ Новокузнецкого района» сумма отрицательного финансового результата в 2009 и 2010 гг. сопоставима.
Результатом внедрения фондодержания в 2010 году явилось сокращение средств на реализацию ТП ОМС в размере 66 млн. руб. (остаток средств в страховом запасе СМО),
1енеджер №9
здравоохранения 3011
Таблица 1
Отклонение расходов от плановых показателей по видам помощи (млн. руб.)
2009 год 2010 год
Амбулаторная помощь 32,0 (+7%) -9,8 (-2%)
Стационарная помощь 12,1 12,0
(+2%) (+2%) _ _
Стационарозамещающая помощь 10,3 (+15%) 9,3 (+12%)
Расходы за пределами территории -51,7 -18,6
(-14%) (-4%)
«+» — экономия, «—» — дополнительным расход
что составляет 4% от годового бюджета фондодержателей. Экономия средств достигнута за счет снижения потребления гражданами медицинской помощи за пределами территории прикрепления по сравнению с 2009 годом на 33 млн. руб. Также сократились расходы на стационарную помощь и стацио-нарозамещающие технологии. При этом расходы на амбулаторную помощь в 2010 году значительно выросли (таблица 1).
Главной целью фондодержания является повышение ответственности работников первичного звена за состоянием здоровья прикрепленного населения, создание мотивации к повышению качества первичной медицинской помощи, преодолению структурных диспропорций в здравоохранении, смещению объема стационарной помощи на амбулаторный этап. Отмечается положительная динамика ряда показателей. На 3% снизился уровень госпитализации застрахованных граждан, прикрепленных к фондодержателям, по отношению к прошлому году. Снизилось число обоснованных жалоб застрахо-
ванных граждан в медицинских организациях-фондодержателях в 2010 году на 70% по сравнению с 2009 годом.
Выводы: в 2010 году наметилась положительная тенденция финансовых результатов и сокращение дополнительных расходов на медицинскую помощь, превышающих утвержденный бюджет фондодержателей. Дополнительные расходы не превысили страховой запас СМО при фондодержании, таким образом, расходы на медицинскую помощь производились в рамках муниципальных заданий территорий.
Произошло сокращение объемов финансирования стационарной помощи, таким образом, достигнута основная цель внедрения фондодержания — смещение объемов медицинской помощи со стационарной помощи на амбулаторный уровень. В то же время у ряда фондодержателей фактические расходы превышают плановые показатели, что требует дополнительной работы с экономическими службами данных медицинских учреждений.
UDC 614.2
Pachgin I.V., Osipova U.V. First experience of introducing fundholding in medical organizations of Kemerovo region (Territorial fund of Mandatory Medical Insurance, Kemerovo}
Annotation: There is shown a positive tendency in financial results and decrease of additional costs on medical care as a result of introducing fundholding in medical institutions of Kemerovo region. Costs on medical care were produced in frames of municipal goals of the territories. There is reached the main target of introducing fundholding — displacement of medical care volumes from stationary till ambulatory level.
Keywords: fundholding, expenses on medical care, economical performance.
№9 Менеджер
3011 здравоохранения /